Территория науки. 2015. № 5
развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Список литературы
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. / В.В. Бойко. - М.: Информац. издт. дом Филин, 1996. - 256с.
2. Деркач А. А. Акмеология / А. А.Деркач, В. Г. Зазыкин. - М., 2009.-246с.
3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. -СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
4. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том 23, №3. - С.85-95.
5. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 8489.
6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.. 57 - 63.
Ларина А.А.
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: ценности, молодёжь, современное общество, социокультурная среда.
Key words: values, youth, modern society, socio-cultural environment.
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные
элементы, причины, влияющие на формирование основных ценностей современной молодежи.
Abstract: this article examines the basic elements, the causes influencing the formation of the core values of today's youth.
Современная жизнь требует кардинального изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений в экономике и производстве под влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни.
Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом целостной системы личности. В условиях социальных
67
Территория науки. 2015. № 5
изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения, и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования её нового качества. Именно поэтому система ценностей современной молодежи, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания и изучения.
Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Научный анализ этого многообразия непременно предполагает его систематизацию. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям.
Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы: моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.
Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности. Если соотнести их с потребностями, как это делали и продолжают делать многие исследователи, то число ценностей может быть весьма небольшим. Как известно, 3. Фрейд свел их к двум, а А. Маслоу - к пяти потребностям-ценностям. Муррей составил список из 28 ценностей. М. Рокич насчитал 18 терминальных и около сотни инструментальных ценностей. Таким образом, базовых ценностей личности (или социальной группы) оказывается не так уж много. Тем не менее, их типологизация является необходимым элементом научного анализа.
Понимание ценности как феномена, отражающего весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных), характерно для таких отечественных и зарубежных исследователей, как С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В. Брожик, В.А. Василеню, В. Вичев, Н. Генов, ВВ. Гречаный, МВ. Демин, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.В. Пармин, В. Проданов, Л. Н. Столович, И. И. Чангли и др. Такая трактовка ценностей предполагает правомерным их деление на позитивные и негативные [1, 5].
А. М. Коршунов, даёт такое определение ценности. «Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную
68
Территория науки. 2015. № 5
роль в развитии общества: она, в конечном счёте, связана с социальным прогрессом» [2, 3].
С его точки зрения Н.И. Лапина, ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества [4].
Известный американский социолог Н. Смелзер полагает, что ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом учёный подчёркивает, что именно ценности являются основойнравственных принципов человека, обосновывая «нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся входе взаимодействия между людьми» [3].
Многие исследователи ХХ века основывали свою типологию ценностей, исходя из человеческих потребностей, рассматривая их как наиболее глубинные образования в структуре человеческого сознания.
Так Э.Фромм классифицирует ценности в соответствии с пятью выделенными им группами потребностей.
Согласно определению толкового словаря, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социальнопсихологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.
Молодежь необходимо рассматривать как самостоятельную систему внутри общей социальной системы, определяя внутренние и внешние взаимосвязи элементов этих систем в зависимости от конкретных функции. Оптимальное взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно служит целям положительного развития человечества и прогресса.
В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий всегда как большая специфическая возрастная подгруппа.
Молодежь - зеркало, в котором отображается та социальная действительность, в условиях которой она живёт. С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом; молодежь такая, какое общество, которое вырастило её.
Проведенное исследование по распределению главных жизненных целей современной молодежи на базе АНОО ВО «ВЭПИ», респондентами выступили студенты 1-2 курсов в количестве 60 человек, позволяет отметить, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Современной молодёжи
69
Территория науки. 2015. № 5
свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Следует подчеркнуть, что молодежь ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).
Однако убеждение молодежи в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистскопатерналистского типа сознания берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, «сам себя делающий», а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.
Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополнительная шкала терминальных ценностей И. Рокича.
Среди выбранных студентами в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - (этот ответ выбрали 54,4%, респондентов), на 2-м - здоровье (физическое и психическое) - (53%), на 3-м - наличие хороших и верных друзей (47.4%), на 4-м - интересная работа (45,2%), на 5-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) - (44.8%).
Таким образом, ценности современной молодежи, в основном, сосредоточены вокруг таких ценностей как: любовь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, служебный и профессиональный рост, карьера, активная деятельная жизнь.
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.
Ценности играют огромную роль в нашей жизни. Однако крайне
70
Территория науки. 2015. № 5
важно открыть богатство ценностей во всей их полноте. Ведь человек не должен останавливаться на одной группе ценностей, а должен быть достаточно гибким, чтобы перейти в том случае, если здесь и только здесь выявляется возможность реализации ценностей. Ценности современной молодежи - это определенные идеи, чувства и отношения, посредством которых они стремятся удовлетворить свои потребности и интересы.
Изменение ценностей современной молодежи связано с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающего поколения. В обществе произошел сдвиг к постмодернизации ценностей, который символизирует переход от материалистических к посматериалистическим ценностям -самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют ядро процесса постмодернизации. Итак, можно согласиться с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи - это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.
Список литературы
1. Андреенкова А.В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи — К: Знания, 2007. — 278с..
2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - №1. - С. 35-44.
3. Кули, Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: / Под общ.ред. В.И. Добренькова. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С.314-327.
4. Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России /Н.И.Лапин, Л.А.Беляева, Н.Ф.Наумова, А.Г.Здравомыслов. -М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224с.
5. Лутовенко В.М. Проблемы ценностные ориентации молодежи в
71
Территория науки. 2015. № 5
современном обществе //Социс — М: «Наука , 2009 №4 - С. 63. Мачульская И.А., Беляев Р. В., Машин В.Н.
ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания,
эмоциональность, профессиональная деятельность.
Key words: professional burnout syndrome, emotional, professional activity.
Аннотация: В статье рассмотрены особенности эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности военнослужащих, способы и методы «смягчения», предотващения и наиболее подходящих вариантом выхода из данного состояния.
Abstract: The article describes the features of burnout in professional activity of servicemen, ways and methods of "softening" predotvascheniya and the most suitable way out of this state.
Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек -человек» [3].
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергических и личностных ресурсов работающего человека. Процесс профессионального выгорания чрезвычайно отрицательно сказывается на деятельности организации в целом, и каждого отдельного военнослужащего в частности, являясь подчас губительным для существования учреждения и человека [2].
В начале его развития наблюдаются энергетические затраты, которые подразумевают высокие положительные установки на
72