ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
УДК 35.088.6:378
Кулиев Ф.М.1 Бугаев Е.В.2
основные тренды цифровой трансформации обучения государственных и муниципальных служащих
Аннотация. По мере того, как исчезли давние цели электронного правительства по обеспечению доступности услуг и данных в Интернете, появились новые стратегические направления вокруг открытой и совместной модели управления, основанной на принципах эффективности, действенности, сотрудничества, прозрачности, участия и устойчивости. Для реализации формирования и внедрения основных направлений необходимы квалифицированные кадры. В данном контексте имеет смысл говорить о модификации подходов к образованию государственных и муниципальных служащих в цифровом ключе. В данной статье обособлены компетенции, которые постепенно приобретают актуальность и выявлены основные тренды в образовании.
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, онлайн образование, цифровая трансформация, компетенции, цифровое правительство.
Kuliev F.
Bugaev E.
MAIN TRENDS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF TRAINING OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES
Abstract. As the long-standing goals of e-government to make services and data available on the Internet have disappeared, new strategic directions have emerged around an open and collaborative governance model based on the principles of efficiency, effectiveness, collaboration, transparency, participation and sustainability. To implement the formation and implementation of the main directions, qualified personnel are needed. In this context it makes sense to talk about modifying approaches to the education of state and municipal employees in a digital manner. This article highlights the competencies that are gradually gaining relevance and identifies the main trends in education.
Keywords: state and municipal government, online education, digital transformation, competence, digital government.
1 Кулиев Фарман Мурувват оглы, заведующий кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин, профессор, доктор исторических наук, доцент, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Farman Kuliev, Head of the Department of History, Law and Humanities, Professor, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, North Caucasus Institute - Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
2 Бугаев Евгений Вячеславович, магистр направления подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, Северо-Кавказский институт-филиаа РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Evgeny Bugaev, Master of the field of training 38.04.04 State and municipal administration, North Caucasus Institute - Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
В 2020 году произошли коренные изменения в глобальной повестке дня в области развития, поскольку Организация Объединенных Наций (далее ООН) объявила о начале Десятилетия действий в интересах устойчивого развития для реализации стратегических направлений до 2030 года, которые сконцентрированы в единое понятие «Цели устойчивого развития» (далее ЦУР). Действия имеют центральное значение для глобальных усилий по искоренению бедности и улучшению экономического роста, социальной защиты, здравоохранения, образования, энергетики, водоснабжения и санитарии, устойчивого транспорта и инфраструктуры, а также доступа в Интернет. Цифровое правительство поддерживает Десятилетие действий посредством устойчивого, инклюзивного и равноправного предоставления государственных услуг посредством роста стимулирования инноваций, повышения эффективности и выработки решений.
Некоторые из новых подходов, применяемых правительствами к преобразованию цифрового правительства, включают предоставление электронного правительства в качестве платформы, интеграцию онлайн- и офлайн-многоканальных услуг, быстрое развитие цифровых услуг (при поддержке общегосударственного уровня, вовлечении и интеграции общества), расширение электронного участия и партнерских отношений, укрепление цифрового потенциала для предоставления ориентированных на человека услуг, а также новаторское использование новых технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн в управлении «умной» городской средой.
Даже в странах с территориальной деформацией, различающихся по группам категорий изолированности и финансовой нестабильности, цифровые государственные услуги могут быть уравновешивающим средством. Цифровое правительство может предоставлять услуги и возможности взаимодействия непосредственно людям в удаленных или неблагополучных сообществах, предоставляя им доступ дома или через цифровые киоски на периферийных территориях. Целевая ориентация цифрового правительства состоит не
только в предоставлении государственных и муниципальных услуг населению, но и также в повышении цифровой грамотности, обеспечении цифровой интеграции, цифровой связи и цифровой идентичности.
Правительства во всем мире используют цифровые технологии для новаторского преобразования способов своей работы, обмена информацией, принятия решений и предоставления услуг, а также для взаимодействия и установления партнерских отношений с людьми, для решения политических проблем, вызывающих озабоченность общества. Однако многим странам по-прежнему не хватает возможностей эффективно использовать цифровые технологии для предоставления доступных, надежных, быстрых, персонализированных, безопасных и инклюзивных услуг и расширения прав и возможностей людей с помощью открытых и совместных механизмов.
Создание множества возможностей для развития цифрового правительства имеет важное значение, поскольку преобразование цифрового правительства включает в себя гораздо больше, чем интеграцию технологий в управление. Фундаментальные изменения в мышлении государственных и муниципальных служащих и в способах сотрудничества государственных учреждений также имеют решающее значение. Обзор 2020 года показывает, что страны, находящиеся на наиболее продвинутых уровнях развития электронного правительства, уделяют приоритетное внимание развитию потенциала и мышления, которые полностью поддерживают интегрированный общегосударственный подход к трансформации цифрового правительства.
Преобразование цифрового правительства в основном связано с преобразованием управления и культурными изменениями в поддержку общего видения и стратегии национального развития страны и достижения целей в области устойчивого развития.
Трансформация цифрового правительства требует целостного подхода, основанного на ценностях и институционализированного на всех уровнях правительства и общества. Это может быть реализовано с помощью четы-рехэтапного итеративного процесса, который
включает проведение анализа контекста и ситуации, формулирование общего видения трансформации правительства и способов использования цифровых технологий для достижения социальных целей, разработку стратегии и дорожной карты внедрения цифрового правительства на основе ключевых столпов, а также создание механизмов мониторинга и оценки для постоянного улучшения.
Внедрение механизмов цифрового правительства должно быть направлено на содействие интеграции в цифровую жизнь и обеспечение того, чтобы все люди, включая уязвимые группы, могли получить доступ к новым технологиям для улучшения своего благосостояния.
К девяти ключевым направлениям трансформации цифрового правительства относятся:
1. Видение, лидерство, образ мышления: укрепление трансформационного лидерства, изменение мышления и цифрового потенциала на индивидуальном уровне.
2. Институциональная и нормативная база: создание интегрированной институциональной экосистемы с помощью всеобъемлющей нормативно-правовой базы.
3. Организационная структура и культура: формирование новых моделей организационной структуры и культуры.
4. Системное мышление и интеграция: содействие системному мышлению и выработке комплексных подходов к разработке политики и предоставлению государственных и муниципальных услуг.
5. Управление данными: обеспечение стратегического и профессионального управления данными, чтобы предоставить возможность разработки политики на основе данных и доступа к информации через открытые правительственные данные, а также другие приоритеты доступа к данным и их использования.
6. Развитая информационно-коммуникационная инфраструктура и доступность технологий.
7. Ресурсы: мобилизация ресурсов и согласование приоритетов, планов и составление бюджета, в том числе посредством государственно-частного партнерства.
8. Потенциал разработчиков: усиление потенциала образовательных направлений подготовки и переподготовки кадров для государственного и муниципального управления.
9. Социальный потенциал: развитие потенциала на уровне общества для преодоления цифровых разрывов между территориями.
Такие серьезные преобразования требуют современных механизмов управления и динамичного руководства. Образовательный сектор должен сосредоточиться на новых тенденциях в исполнительном лидерстве, смене парадигм, инновационных подходах к распределенному лидерству, практике управления, постоянном повышении качества, а также на новых региональных, национальных и глобальных моделях партнерства. В данном контексте возникает необходимость подготовки и переподготовки кадрового состава, деятельность которых будет направлена на осуществление цифровой трансформации государственного и муниципального управления, а также построения среды цифрового правительства.
Образование в настоящее время осуществляется во все более конкурентной, глобальной, региональной и местной среде, что приводит к быстрой глокализации. Термин «глокализация» означает действовать как на глобальном, так и на местном уровне для достижения целевых индикаторов, связанных с изменением демографических показателей, цифровизацию, повышенное внимание к отдельным людям и личному обучению, а также сотрудничество и создание сетей. Кроме того, традиционная грань между формальным и неформальным образованием становится все более размытой.
Образовательные системы должны гарантировать, что они предоставляют навыки и знания, которые будут поддерживать переход к более эффективным механизмам осуществления трудовой деятельности и разработки и принятие новых решений в зависимости от определенной отрасли. Следовательно, образование должно выходить за пределы традиционных рамок, отвечая условиям «непрерывности». Программы непрерывного обучения должны быть сосредоточены на экономичес-
ких, экологических и социальных перспективах, которые способствуют подготовке компетентного «пула» кадров.
По сравнению с линейной эволюцией предыдущих промышленных революций четвертая революция развивается экспоненциально. Более того, он разрушает устоявшиеся отраслевые модели. Масштабы и глубина этих изменений определяет трансформацию всей системы управления. В качестве технологий цифровой трансформации обособляют: киберфизические системы, роботизацию, большие данные, 30-печать и экономику замкнутого цикла, и все это приводит к необходимости инноваций с четырьмя спиралями, то есть сотрудничества частного и государственного секторов, общественности и научно-исследовательского пласта.
Открытое онлайн и дистанционное обучение в высшем образовании требует инноваций, переосмысления, системных изменений, новых стратегий на всех уровнях внутри организации. На операционном уровне цифровые
практики и технологии поддерживают изменение и трансформацию некоторых аспектов высших учебных заведений.
Такие серьезные преобразования требуют современных механизмов подготовки кадров для государственного и муниципального управления. Соответственно образовательный сектор должен сосредоточиться на новых тенденциях в исполнительном лидерстве, смене парадигм, инновационных подходах к распределенному лидерству, практике управления, постоянном повышении качества, а также на новых региональных, национальных и глобальных моделях партнерства.
Навыки, необходимые в цифровую эпоху, включают набор способностей, которые государственные и муниципальные служащие должны развивать, чтобы преуспеть в век информации. Как следствие эти навыки дробятся на три группы: навыки обучения и инноваций, навыки цифровой грамотности, карьера и жизненные навыки (рис. 1).
Рисунок 1 — Навыки цифровой эпохи
Навыки цифровой эпохи требуют от государственных и муниципальных служащих высокого уровня цифровой грамотности. Согласно научным исследованиям, выделяют семь основных элементов цифровой грамотности:
культурные элементы; познавательные элементы; конструктивные элементы; коммуникативные элементы; креативные элементы; критические элементы; гражданские элементы.
Эти элементы являются важными для разработки цифровых учебных программ государственных и муниципальных служащих, курсов, плановых показателей и индикаторов результативности. В данном контексте разработана модель цифровой грамотности с девятью измерениями: совместное использование контента, социальные сети, самопрезентация, создание контента, транслитерация, управление идентификацией, фильтрация и выбор контента, повторное использование, перепрофилирование и сохранение конфиденциальности (рис. 2).
Социальные аспекты
1
я а в я в
м № В В и
ч
я я а
л н в
<и В
и <
( \
ОБМЕН КОНТЕНТОМ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (НЕТВОРКИНГ) САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
СОЗДАНИЕ КОНТЕНТА ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ
ФИЛЬТРАЦИЯ И ВЫБОР КОНТЕНТА ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ПЕРЕПРОФИЛИРОВА НИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬ НОСТИ
Я
■о
п О
В
®
С
в
Е
«
»
о В п Я н В"
Рисунок 2 - Модель цифровой грамотности
Цель цифровой трансформации образования состоит в том, чтобы образовательные учреждения модифицировали традиционную парадигму по средствам технологий для улучшения, поддержки или расширения знаний, обучения и творческого поиска государственных и муниципальных служащих. Тенденции, прогнозируемые на
краткосрочную (от 1 до 2 лет), среднесрочную (от 3 до 5 лет) и долгосрочную (пять или более лет) перспективу, включают внедрение цифровых технологий в образование. В данном контексте открытое онлайн образование понимается как продвижение культуры инноваций и переосмысление того, как работают институты (рис. 3).
Рисунок 3 - Современные тенденции в области открытого онлайн-образования для государственных и муниципальных служащих
Открытое онлайн-образование считается катализатором реформ образования из-за роста оцифровки, персонализации и индивидуального подхода к обучению. Образование государственных и муниципальных служащих в эпоху цифровой трансформации требует интеграции традиционных форм обучения к концептуально новым моделям организации учебного процесса. Большинство образовательных предложений линейны и основаны на способности внутренней организации предоставлять услуги. Открытая образователь-
ная парадигма позволяет государственным и муниципальным служащим контролировать и организовывать свои собственные траектории развития. Оцифровка позволяет получить доступ к бесплатным открытым ресурсам и другому контенту с открытым доступом, программному и аппаратному обеспечению в любом месте, в любое время через любое устройство. Таким образом, в эпоху оцифровки обучение государственных и муниципальных служащих должно осуществляться в формате гибкого или ризоматического подхода.
библиографический список
1. Khubulova V.V., Taimaskhanov Kh.E., Salgiriev R.R., Shakhgiraev I.U. Industry 4.0 and building digital space in the context of territorial development // В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. С. 1644-1651.
2. Kokodei T.A., Lomachenko T.I., Gnezdova Yu.V. Modeling the global business environment based on polycyclic theory // Smart technologies and innovations in design for control of technological processes and objects: economy and production proceeding of the international science and technology conference fareastson-2018. Ser. «Part of the smart innovation, systems and technologies book series (sist, volume 139)». 2019. Pp. 487-499.
3. Kurbanov A., Gurieva L.K., Novoselov S.N., Gorkusha O.A., Novoselova N.N., Kovalenko A.A. Features sub-regional localities in the structurallevel organization of the economic system // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 287-292
4. Slepakov S.S., NovoselovaN.N., Khubulova VV. Revival and renewal of political economy // Lecture notes in networks and systems. 2019. Vol. 57. P. 443-450. DOI: 10.1007/978-3-03000102-5_47
5. Taymaskhanov H.A., Khubulova V.V, Salgiriev R.R., Khasiev S.E.A. Ecosystem of regional infrastructure of financial technologies // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Bataev DenaKarim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2021. С. 2204-2210.
6. Возможности современного государственного и муниципального управления: теория и практика. Коллективная монография / Под редакцией Рудаковой Е.Н. Рудакова Е.Н., Саф-ронова А.А., Дианова В.Ю., Земляк С.В., Науменков А.В., Шеломенцева М.В., Киященко Л.Т., Сергиенко Н.С., Гриб Г.Ю., Ли О.А., Лазько О.В., Чулкова Г.В., Сапожникова С.М., Матвеева Е.Е., Семченкова С.В., Гнездова Ю.В., Хриптулов И.В., Гнездова Е.К., Гомелько Т.В., Романов В.А. и др. - М.: ООО «Научный консультант», 2018.
7. Кулиев Ф.М., Бугаев Е.В. Современные тенденции в области открытого онлайн-образова-ния для государственных и муниципальных служащих // Современное государственное и муниципальное управление: в поисках ресурсов и технологий общественного развития: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, 14 апреля 2022 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Дзержинский филиал; редакционная коллегия: Егоров А.И. (председатель), Первухина И.Ю. (зам. председателя). - Дзержинск: Аджика, 2022. - С. 133-136.
8. Малышев Е.А., Микрюкова М.Ю., Романов В.А., Хубулова В.В. Цифровые технологии в контексте управления производственной инфраструктурой предприятия // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С. 114-122.
9. Хубулова В.В., Новосёлова Н.Н., Карпенко К.В., Ревякин А.С. Перспективы развития предприятий на основе цифровой трансформации: пятая эра проектного управления // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2020. № 4 (56).
10. Штапова И.С., Жуковская Н.П., Хубулова В.В. Цифровые технологии оценки государственных и муниципальных служащих, Российский университет дружбы народов. Москва, 2019.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Khubulova V.V., Taimaskhanov Kh.E., Salgiriev R.R., Shakhgiraev I.U. Industry 4.0 and building digital space in the context ofterritorial development // In the collection: The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS. 2019. pp. 1644-1651.
2. Kokodei T.A., Lomachenko T.I., Gnezdova Yu.V. Modeling the global business environment based on polycyclic theory // Smart technologies and innovations in design for control of technological processes and objects: economy and production proceeding of the international science and technology conference fareastson-2018. Ser. «Part of the smart innovation, systems and technologies book series (sist, volume 139)». 2019. Pp. 487-499.
3. Kurbanov A., Gurieva L.K., Novoselov S.N., Gorkusha O.A., Novoselova N.N., Kovalenko A.A. Features sub-regional localities in the structurallevel organization of the economic system // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. S1. p. 287-292.
4. Slepakov S.S., Novoselova N.N., Khubulova V.V. Revival and renewal of political economy // Lecture notes in networks and systems. 2019. Vol. 57. P. 443-450. DOI: 10.1007/978-3-03000102-5_47
5. Taymaskhanov H.A., Khubulova V.V., Salgiriev R.R., Khasiev S.E.A. Ecosystem of regional infrastructure of financial technologies // In the collection: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2021. Pp. 2204-2210.
6. Possibilities of modern state and municipal management: theory and practice. Collective monograph/Edited by Rudakova E.N. Rudakova E.N., Safronova A.A., Dianova V.Yu., Zemlyak S.V., Naumenkov A.V., Shelomentseva M.V., Kiyashenko L.T., Sergienko N.S., Grib G.Yu., Li O.A., Lazko O.V., Chulkova G.V., Sapozhnikova S.M., Matveeva E.E., Semchenkova S.V., Gnezdova Yu.V., Khriptulov I.V., Gnezdova E.K., Gomelko T.V., Romanov V.A. et al. Moscow: Scientific Consultant LLC, 2018.
7. Kuliyev F.M., Bugaev E.V. Modern trends in the field of open online education for state and municipal employees // Modern state and municipal management: in search of resources and technologies for social development: collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 14, 2022/ Russian Academy of National Economy and Public Administration at President of the Russian Federation (RANEPA), Dzerzhinsky branch; editorial board: Egorov A.I. (Chairman), Pervukhina I.Yu. (Deputy Chairman). - Dzerzhinsk: Adjika, 2022. - Pp. 133-136.
8. Malyshev E.A., Mikryukova M.Yu., Romanov V.A., Khubulova V.V. Digital technologies in the context of enterprise production infrastructure management // Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2019. Vol. 25. No. 5. Pp. 114-122.
9. Khubulova V.V., NovoselovaN.N., Karpenko K.V., Revyakin A.S. Prospects for the development of enterprises based on digital transformation: the fifth era of project management // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of economics and management of the national economy). Economic sciences. 2020. № 4 (56).
10. Shtapova I.S., ZhukovskayaN.P., Khubulova V.V. Digital technologies of evaluation of state and municipal employees, Peoples' Friendship University of Russia. Moscow, 2019.