Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 45-51. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 45-51.
Научная статья УДК 37.014.3
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-45-51
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Анна Геннадьевна Радостева
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье описаны основные тренды создания единого образовательного пространства в условиях цифровизации образования. Цифровизация представлена в нескольких аспектах: как научно-техническое развитие страны, как новое условие жизни, как дополнительная возможность для развития технологий и как риск оцифровки. В статье обозначены проблемы процессы цифровизации, такие как подготовка педагогов и технологическое отставание, разрыв между разными ступенями образования, отставание методической подготовки и необходимость в обновлении педагогических кадров и программ, отсутствие модульной системы образования. Кроме этого, в статье представлены возможности и специфика цифровизации образования. Возможность доступа к учебным материалам в любое время и из любого места, способствует реализации принципов открытости и доступности образования. Подчеркивается возможность реализации персонифицированного подхода в ходе цифровизации образования. Наблюдается стремительное формирование цифровых компетенций педагогов и адаптация учебных программ прогрессивных образовательных организаций. В связи с цифровизацией процесса образования перед учебными заведениями выдвинут ряд определенных задач. К ним относится расширение персонала за счет введения технических служб, обучение преподавательского состава новым технологическим возможностям, знакомство с оборудованием и программами, создание единого педагогического образовательного пространства в системе щкола-СПО-ВУЗ. Всё это стимулирует формирование современной инфраструктуры образовательных организаций, переход на электронный формат реализации образовательных услуг и функций в сфере образования, подготовку кадров для работы в цифровой образовательной среде, переход от линейного образования к нелинейному в связи с реализацией индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровизация, образование, нелинейное обучение, персонифицированный подход
Для цитирования: Радостева А. Г. Основные тренды создания единого образовательного пространства в условиях цифровизации образования // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 45-51. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-45-51
Original article
THE MAIN TRENDS IN CREATING A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Anna G. Radosteva
Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. This article describes the main trends in creating a unified educational space in the context of digitalization of education. Digitalization is presented in several aspects: as a scientific and technological development of the country, as a new living condition, as an additional opportunity for technology development and as a risk of digitization. The article identifies the problems of digitalization processes, such as teacher training and technological lag, the gap between different levels of education, the backlog of methodological training and the need to update teaching staff and programs, the lack of a modular education system. In addition, the article presents the possibilities and specifics of digitalization of education. The ability to access educational materials at any time and from any place contributes to the implementation of the principles of openness and accessibility of education. The possibility of implementing a personalized approach in the course of digitalization of education is emphasized. There is a rapid formation of digital competencies of teachers and the adaptation of curricula of progressive educational organizations. A number of tasks that educational institutions face in connection with the digitalization of the process have also been
© Радостева А. Г., 2024
put forward. These include the expansion of staff through the introduction of technical services, training of teaching staff in new technological capabilities, familiarization with equipment and programs, the creation of a unified pedagogical educational space in the school - secondary vocational education - higher education system. All this stimulates the formation of a modern infrastructure of educational organizations, the transition to an electronic format for the implementation of educational services and functions in the field of education, the training of personnel to work in a digital educational environment, the transition from linear to nonlinear education in connection with the implementation of an individually oriented educational process.
Keywords: digitalization, education, nonlinear learning, personalized approach.
For citation: Radosteva A. G. The main trends in creating a unified educational space in the context of digitalization of education. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:45-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-45-51
Введение
В 2020 г. всё образовательное пространство вынужденно перешло в дистанционный формат. Поскольку переход прошел в экстренном режиме, то большинство учебных заведений оказались просто не готовы к этому, ни с технической, ни с методической, ни с психологической точки зрения. По данным исследований, проводившихся в этот период, от 60 % до 80 % учителей, учеников и их родителей испытали стресс и продемонстрировали неблагоприятные психические реакции в связи с введенными ограничениями и новой формой обучения, которая, нужно признать, на тот период демонстрировала недостаточно высокие показатели качества.
Тем не менее, стрессовые условия, острая необходимость и практически отсутствие альтернатив стимулировали мобилизацию выдающихся умов образования и всех вовлеченных в процесс обучения специалистов на разработку эффективных моделей дистанционного обучения. На сегодняшний день ограничительные меры сняты, локдауны закончились, но формат онлайн-обучения не просто не потерял своей актуальности, а принял масштаб цифровизации образования. И важно определить, что из себя представляет данный процесс.
Основная часть
Представляется возможным рассмотреть цифровизацию в четырех её ипостасях:
- можно отметить, что в России процесс цифровизации является частью научно-технологического развития страны. В этом случае, образовательная среда имеет предназначение подготавливать кадры, способных к опережающим решениям, то есть готовых к реализации процесса цифровизации;
- следуя из первого, цифровизацию можно обозначить как некое новое условие жизни, поскольку данный процесс распространяется на разные сферы жизни. Всё привычнее становится использование цифровых, дистанционных возможностей в повседневных делах: оплата проезда или коммунальных услуг, приобретение товаров, общение в мессенджерах, получение знаний, чтение книг в аудиоформатах и так далее;
- важным становится развитие технологий дополненной реальности, то есть такого интернет-пространства, в котором существуют иные форматы текстов, инструментов, технических возможностей. Поэтому цифровизацию можно рассматривать как дополнительную возможность, в том числе и для предоставления образовательных услуг для широкого круга, в каких бы условиях не находился человек;
- безусловно переход в цифровую среду связан и с определенными рисками. У многих педагогов, переходящих в цифровой формат, есть опасения, не заменит ли в скором будущем такой контент и их самих. Но, поскольку, вовсе не ставится задача оцифровать человека, то важно суметь сохранить человечность, человеческие отношения. При этом, нельзя упускать из виду, что путь вхождения в цифровую среду непрост и может быть сопряжен не только с технически трудностями, но и со сложностями взаимодействия, троллингом, хейтингом и прочими неприятными социально-виртуальными явлениями.
1. В России задачи цифровизации образования решаются во вполне конкретных условиях и в рамках образовательных стандартов (ФГОС 3++). Динамика определенно есть, но и ряд проблем по-прежнему остаются нерешенными [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае 2019: 132]:
1) Высокий разброс в качестве подготовки педагогов в разных регионах нашей страны;
2) Технологическое (в том числе цифровое) отставание образовательных организаций, реализующих программы педагогического образования. На данный момент многие школы технически оснащены лучше, чем ВУЗы;
3) Разрыв между разными ступенями образования (среднее-профессиональное -высшее - дополнительное образование). Можно говорить о несогласованности моделей гибких траекторий, нет перехода от степени к ступени.
4) Устаревание методической подготовки, которое требует обновлений.
5) Обновление педагогических кадров, как за счет прихода молодых специалистов, так и за счет повышения квалификации уже опытных педагогов.
6) В большинстве учебных заведений переход на модульную образовательную систему произошел только формально, на бумаге, в РПД, а фактически сохраняется традиционная дисциплинарная парадигма, тогда как модульная система образования отсутствует. При этом, кому удалось удалось это сделать, отмечают, что учебный план стал более понятный, связь между дисциплинами более прочная и, как следствие, отмечается рост качества образования.
7) Необходимость в качественном обновлении образовательных программ и всего образовательного процесса.
Далее хочется остановиться на возможностях и специфике цифрового образования.
1. Возможности цифровой среды способствуют реализации двух важных принципов образования - открытость и доступность. Неслучайно при характеристики цифрового образования акцент делается на том, что это «образование для всех» и «образование через всю жизнь», поскольку использование цифровых технологий позволяет получать доступ к материалам обучения в разное время, на разном удалении и в различных форматах. Особое значение здесь приобретает доступность образования для лиц с ОВЗ. Причём, это может касаться как обучающихся, так и учителей, имеющих физические или, как например в период пандемии, возрастные ограничения. Конечно, реализация этой возможности требует хотя бы минимальных технических ресурсов (компьютера, стабильного интернета, гарнитуры), а также мотивации [Андреева. 2020: 8-20; Антонова, Оспенникова, Спирин 2018: 5-37; Вайндорф-Сысоева 2019: 186].
2. Цифровые технологии предоставляют большее количество возможностей проектировать и реализовывать персонифицированную подготовку как будущих, так и уже практикующих педагогов. Современный педагог должен умело сочетать фундаментальную педагогическую базу с инновационными практиками и методиками преподавания дисциплин. В современных условиях невозможно слепо копировать и шаблонно использовать предлагаемую информацию, необходимо осваивать компетенции, позволяющие грамотно интерпретировать и транслировать свои знания, в том числе средствами цифровой среды. Цифровые образовательные ресурсы и их наполнение (электронные учебные курсы, массовые открытые онлайн-курсы и пр.) стремительно уходят от традиционных (линейных) образовательных систем в сторону нелинейных, что позволяет позволяют выстраивать синхронные и асинхронные модели образовательной деятельности [Буцык 2019: 27-33; Васильев 2013: 146].
3. Формирование цифровых компетенций становятся неотъемлемой частью подготовки педагогов. На данном формируется понятийный аппарат в области цифровых компетенций как в сфере образования, так и в иных сферах жизни. Мы можем столкнуться (и сталкиваемся) с фактом того, что обучающиеся (то есть подрастающее поколение, более активно потребляющие цифровое пространство) имеют больше навыков в использовании цифровых ресурсов в своей социальной жизни, чем их учителя, что даёт им фора в освоении цифры в образовательной среде. Отсюда очевидно, что те педагоги, которые осваивают цифровые компетенции будут обладать большей конкурентоспособностью на рынке труда, большими возможностями реализации и развития системы образования и, конечно, будут более интересны своим ученикам. Этим и определяется необходимость стремительного повышения квалификации и переподготовки имеющихся педагогических кадров [Уваров 2018: 88-94; 2019: 25-26].
4. Становится очевидным, что высшие учебные заведения (естественно, только те, которые хотят быть конкурентоспособными в новых условиях подготовки кадров для цифрового образования) будут стремительно адаптировать основные образовательные программы подготовки за счет включения в них курсов, направленных на формирование цифровых компетенций, как в технической, так и в методической частях. Также для ВУЗов становится актуальным решение вопросов, связанных с изменением подхода к реализации смешанного формата обучения, конструирования образовательных программ и оценки качества образования в условиях цифровой трансформации образования, учёта психологических особенностей, здоровьесбережения и развитие стратегий информационной безопасности всех участников образовательных отношений в ходе применения цифровых образовательных ресурсов [Работа в системе управления обучением MOODLE... 2018: 3754; Уваров 2018: 64-72; 2019: 18].
Внедрение цифровых технологий в образование привело к потребности обновления персонала, обеспечивающего образовательный процесс. Если ещё совсем недавно преподаватель мог самостоятельно обеспечить использование информационных технологий (проектор, интерактивную доску, видеоряд, презентации), то сегодня для обеспечения полноценной дистанционной поддержки необходимы как соответствующие технические средства (в том числе серверы, системы хранения данных и пр.), так и квалифицированные технические специалисты, способные обеспечивать бесперебойную работу оборудования. При этом важно, чтобы техническая группа была компетентна, то есть должна включать в себя разнородных специалистов: программистов, специалистов по обеспечению информационной безопасности, лиц, ответственных за информатизацию, а также «связующие звенья», понимающих закономерности и особенности педагогического образования через призму «цифры».
Использование цифровых возможностей, способствующих достижению высоких образовательных результатов, демонстрирует хорошую рентабельность, но, вместе с тем, требует серьезных финансовых затрат, особенно, в случае наличия собственной цифровой информационно-образовательной среды (например, дистанционной платформы), проектирования и разработки электронных учебных курсов, массовых открытых учебных курсов. Также дополнительного финансирования требует оплата услуг технических специалистов и дополнительной работы профессорско-преподавательского состава, осуществляющего разработку и поддержание цифрового образовательного контента.
5. Перечисленные возможности указывают на то, что процесс цифровой трансформации образования, находящийся на данный момент в начале своего пути, со временем приведет к значительному преображению методов и форм обучения. И для этого намечена вполне определенная стратегия трансформации образовательных учреждений. Так, в национальном проекте «Образование», представленном Министерством Российской федерации, основными задачами обозначены создание и внедрение цифровой образовательной среды в образовательные организации. Не менее важно и обеспечение возможности реализовывать цифровую трансформацию системы образования. За счёт мероприятий проекта к концу 2024 г. планируется, что 29586 образовательных организаций будут оснащены оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды, 40 % педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, будет функционировать 340 центров цифрового образования детей «ИТ-КУБ», разработан 41 комплект верифицированного цифрового образовательного контента, соответствующего ФГОС общего образования, 620700 педагогов будут подключены к платформе цифровой образовательной среды, 40 % образовательных организаций из числа субъектов РФ, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования будут оснащены компьютерами, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением (из «Паспорт стратегий «Цифровая трансформация образования»). Предполагаемые результаты, или цели, которые ставит перед собой (и перед нами) Министерство Просвещения могут, на первый взгляд, показаться довольно внушительные для такого относительно непродолжительного срока реализации. Но, если принять во внимание, что в России 93586 (по данным Ростата на 19-20 уч. год) образовательных организаций, то становится понятно, что речь идёт пока только об одной трети [Гэйбл 2019: 108; Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения... 2019: 98; Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста..2016: 215].
В планах цифровизации образования определены задачи для учебных заведений разного уровня. При этом, одной из ключевых задач является создание единого педагогического образовательного пространства в системе щкола-СПО-ВУЗ, тем самым обеспечив последовательность, логичность, структурированность получения образования [Алиева и другие 2020: 61].
На уровне школьного образования приоритетными являются следующие задачи [Маниковская 2019: 106]:
1. Обеспечение образовательных организаций современной цифровой инфраструктурой (компьютерные классы, средства визуализации, Интернет и др.).
2. Появление возможности реализовывать услуги в сфере образования, такие как ведение записи в школу, участие в итоговой аттестации, фиксация успеваемости и т. п., в электронной форме.
3. Обеспечение реализации ряда функций в электронной форме (реестры кадров, контингента, электронный журнал и дневник и др.).
4. Ведение современного управления на основе данных (типовые сайты, мониторинг использования оборудования, автоматизированная подготовка отчётов и др.).
5. Подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде (работа с региональными руководителями цифровой трансформации, повышение квалификации и др.).
Кроме того, предусматривается введение цифровых профилей учеников и фиксация достижений, а также запуск «облака» для автономной проверки домашних заданий школьников. Задачами средне-профессиональных образовательных учреждений становится: преодоление разрыва между требованиями к организации образовательного процесса школы и содержанием подготовки студентов; формирование опережающего уровня подготовки выпускников, в том числе по овладению цифровыми компетенциями в образовании; интегрирование требований цифровой трансформации двух ведомств.
Педагогическим ВУЗам, в свою очередь, необходимо соотнести показатели Министерства Просвещения для школ с результатами образовательных программ вуза и сформировать навыки и компетенций студентов и выпускников с ориентацией на показатели Министерства Просвещения. А также усилить вовлеченность студентов педагогических направлений подготовки к процессам цифровой трансформации в школах (за счёт моделей «непрерывной» практики, практической подготовки, стажировки, проектной и исследовательской деятельности) [Мухин 2017: 33].
Министерство Просвещение приводит ряд уже имеющихся изменения. На сегодняшний день отмечаются следующие показатели: формирование новых возможностей и новых образовательных практик (прежде всего, практик учения и самостоятельности); реализация персонализованных планов учения и индивидуальных учебных планов обучающихся в зависимости от возраста и типологически ясных особенностей и возможностей; геймификация учения через включение цифровых игровых форм в процессы формирования компетенций обучающихся и их мотивации; организация проектно-ориентированного и исследовательски-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования); реализация образовательных практик профессиональной ориентации и формирования профессиональной идентичности как непрерывных, становящихся в течение жизни (а не как "разовых", привязанных к старшей ступени школы или в связи с выходом на рынок труда); реализация учебной деятельности на цифровой платформе, в том числе, моделей онлайн и смешанного учения; включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой стоимостью "аналогового" оборудования, для совершенствования профессиональных навыков; формирование новых видов грамотности - финансовой, правовой, информационной; формирование soft skills - коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться и ряда других.
Заключение
Рассматривая в целом процесс цифровизации образования, можно отметить, что акцент делается на индивидуальный подход, индивидуальную траекторию развития, персонализацию обучения. Речь об этом ведется очень давно, но при традиционной системе обучения отмечались затруднения в реализации этой задачи. Проблематично персонифицировать, индивидуализировать образовательный процесс, когда есть одна учебная программа и несколько десятков учеников одновременно, с разными способами и скоростью восприятия, своеобразием усвоения материла, особенностями когнитивного и эмоционального развития. В этом смысле, цифровое пространство предоставляет гораздо больше возможностей для персонализации обучения, то есть организации обучения в зависимости от потребности каждого обучающегося. Такое пространство позволяет обозначить цели обучения, адаптировать учебный подход и контент, его последовательность, выбрать оптимальные темп и формы изложения, а также оптимизировать каналы доставки. При этом возможно как самостоятельное выстраивание образовательного маршрута самим обучающимся (активная персонализация), так и выстраивание образовательного маршрута учебным заведением под обучающегося (пассивная персонализация).
Реализация индивидуально-ориентированного образовательного процесса закономерно приводит к переходу от линейного образования к нелинейному [Васильев 2013: 186]. То есть от классно-урочной и лекционно-семинарской формы организации, при которой предметы образовательной программы изучаются строго последовательно, в установленном объеме и в определенные сроки в условиях группы или аудитории к бесклассно-курсовую подготовку, предполагающую блочно-модульное построение курсов, содержательные и временные модули, подвижное (динамичное) расписание, позволяющее обеспечить рациональное использование учебного времени и дифференцированный подход к распределению учебной
нагрузки преподавателей. Возможно и сочетание этих двух систем, когда модульное и виртуально-распределенное обучение позволяет частично реализовать идею проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Кроме названного процесса персонификации обучения, нелинейный подход также расширяет образовательное пространство реализации каждой образовательной программы, конструктивно вовлекает обучающихся в планирование собственной персонифицированной образовательной траектории, способствует росту организационно-методической и управленческой компетенции. Тем не менее, отмечаются и определенный риски при реализации нелинейного образования. Прежде всего, это неготовность педагогов работать, а обучающихся получать знания в условиях нелинейного образовательного процесса. Также можно отметить наличие трудностей в организационно-методического сопровождения образовательного процесса и возрастанию нагрузки на педагогов при параллельной реализации линейного и нелинейного образовательного процесса.
Список литературы
1. Алиева Э. Ф., Алексеева А. С., Ванданова Э. Л., Карташова Е. В., Резапкина Г. В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 54-61.
2. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 8-20.
3. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5-37.
4. Биленко П. Н. , Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М. : Издательство «Перо», 2019. 98 с.
5. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.
6. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27-33.
7. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения : учебное пособие / под общ. ред. Вайндорф-Сысоевой М. Е. М. : Издательство Юрайт, 2019. 194 с.
8. Васильев Л. И. Антонова О. А., Афанасова Д. К. Нелинейный образовательный процесс и развитие компетенций студентов : учебное пособие. Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. 186 с.
9. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ. ; под науч. ред. П. А. Сергоманова. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
10. Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста. Липецк : Изд-во «Липецкий государмственный педагогический университет», 2016. 215 с.
11. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100-106.
12. Морозов А. В., Самборская Л. Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 43-48.
13. Мухин О. И. Формирование таланта в эпоху цифровизации. Модель обучения одаренных и талантливых учащихся // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2017. № 13. С. 19-33.
14. Уваров А. Ю. , Ван С., Кан Ц. [и др.]. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект : II Российско-китайская конференция исследователей образования. Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. / отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
15. Уваров А. Ю., Гейбл Э. , Дворецкая И. В. [и др.]. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, Ин-т образования. 2019. 343 с.
16. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 25-26.
17. Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. М. : Образование и информатика, 2018. 120 с.
18. Шегай Н. А., Трубицина О. И., Елизарова Л. В. Работа в системе управления обучением MOODLE : учебное пособие. Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 95 с.
References
1. Alieva E. F., Alekseeva A. S., Vandanova E. L., Kartashova E. V., Rezapkina G. V. Tsifrovaya perepodgotovka: obuchenie rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy [Digital retraining: training for heads of educational organizations]. Obrazovatel'nayapolitika [Educational policy]. 2020, no. 1 (81), pp. 54-61. (In Russ.).
2. Andreeva N. V. Pedagogika effektivnogo smeshannogo obucheniya [Pedagogy for Effective Blended Learning]. Sovremennayazarubezhnayapsikhologiya [Modern foreign psychology]. 2020, vol. 9, no. 3, pp. 8-20. (In Russ.).
3. Antonova D. A., Ospennikova E. V., Spirin E. V. Tsifrovaya transformatsiya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoy tsifrovoy uchebnoy sredy kak odno iz ee osnovnykh napravleniy [Digital transformation of the education system. Designing resources for a modern digital learning environment as one of its main directions]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University]. 2018, no. 14, pp. 5-37. (In Russ.).
4. Boronenko T. A., Kaysina A. V., Fedotova V. S. Razvitie tsifrovoy gramotnosti shkol'nikov v usloviyakh sozdaniya tsifrovoy obrazovatel'noy sredy [Development of digital literacy of schoolchildren in the context of creating a digital educational environment]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education]. 2019, no. 2 (38), pp. 167-193. (In Russ.).
5. Butsyk S. V. «Tsifrovoe» pokolenie v obrazovatel'noy sisteme rossiyskogo regiona: problemy i puti resheniya ["Digital" generation in the educational system of the Russian region: problems and solutions]. Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. 2019, no. 1, pp. 27-33. (In Russ.).
6. Vayndorf-Sysoeva M. E., Gryaznova T. S., Shitova V. A. Metodika distantsionnogo obucheniya [Distance learning methodology]. Moscow, Izdatel'stvo Yurayt, 2019, 194 p. (In Russ.).
7. Vasil'ev L. I. Antonova O. A., Afanasova D. K. Nelineynyy obrazovatel'nyy protsess i razvitie kompetentsiy studentov [Non-linear educational process and development of students' competencies]. Ufa, BGPU imeni M. Akmully, 2013, 186 p. (In Russ.).
8. Geybl E. Tsifrovaya transformatsiya shkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyy opyt, trendy, global'nye rekomendatsii [Digital Transformation of School Education. International Experience, Trends, Global Recommendations]. Moscow, NIU VShE, 2019, 108 p. (In Russ.).
9. Bilenko P. N., Blinov V. I., Dulinov M. V., Esenina E. Yu., Kondakov A. M., Sergeev I. S. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, Izdatel'stvo «Pero», 2019, 98 p. (In Russ.).
10. Informatsionnye tekhnologii v protsesse podgotovki sovremennogo spetsialista [Information technologies in the process of training a modern specialist]. Lipetsk, Izd-vo «Lipetskiy gosudarmstvennyy pedagogicheskiy universitet», 2016, 215 p. (In Russ.).
11. Manikovskaya M. A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy traditsionnym normam i printsipam morali [Digitalization of education: challenges to traditional norms and moral principles]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and governance in the East of Russia]. 2019, no. 2 (87), pp. 100-106. (In Russ.).
12. Morozov A. V., Samborskaya L. N. Professionalizm uchitelya kak vazhneyshiy resurs i determinanta kachestva pedagogicheskoy deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovoy obrazovatel'noy credy [Teacher professionalism as the most important resource and determinant of the quality of pedagogical activity in the context of a digital educational environment]. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2018, no. 6 (131), pp. 43-48. (In Russ.).
13. Mukhin O. I. Formirovanie talanta v epokhu tsifrovizatsii. Model' obucheniya odarennykh i talantlivykh uchashchikhsya [Talent Development in the Digital Age: A Model for Teaching Gifted and Talented Students]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University]. 2017, no. 13, pp. 19-33. (In Russ.).
14. Uvarov A. Yu., Van S., Kan Ts. Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae [Problems and Prospects of Digital Transformation of Education in Russia and China]. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyy intellect [Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence]. Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019, 155 p. (In Russ.).
15. Uvarov A. Yu., Geybl E., Dvoretskaya I. V. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Ed. by A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina, Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, In-t obrazovaniya, 2019. 343 p. (In Russ.).
16. Uvarov A. Yu. Model' tsifrovoy shkoly i tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya [The Digital School Model and the Digital Transformation of Education]. Issledovatel'/Researcher [Researcher/Explorer]. 2019, no. 12, pp. 25-26. (In Russ.).
17. Uvarov A. Yu. Na puti k tsifrovoy transformatsii shkoly [Towards digital transformation of schools]. Moscow, Obrazovanie i informatika, 2018, 120 p. (In Russ.).
18. Shegay N. A., Trubitsina O. I., Elizarova L. V. Rabota v sisteme upravleniya obucheniem MOODLE [Working in the learning management system MOODLE]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 2018, 95 p. (In Russ.).
Информация об авторе Радостева Анна Геннадьевна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the author Radosteva Anna Gennadievna - Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 25.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 15.01.2024; approved after review on 20.02.2024; accepted for publication on 25.08.2024.