ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ
УДК 902
В. И. Молодин 1 2, С. Г. Скобелев 1
1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
2 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНОМУ КУРСУ «ПОЛЕВАЯ АРХЕОЛОГИЯ» В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Полевые археологические исследования - главнейший раздел деятельности археолога-профессионала, средство и способ расширения источниковой базы археологической науки. Поэтому учебный курс «Полевая археология» является важной составной частью системы подготовки таких специалистов в Новосибирском государственном университете. Главными требованиями к нему должны быть обеспечение усвоения учащимися базовых теоретических знаний, основных этапов развития археологии в России и за рубежом, современных методов и приемов археологических разведок и стационарных раскопок памятников различного характера. Курс следует построить в виде лекций и практических занятий, сопроводить учебно-методической и наглядной базой. Формы контроля обязательно должны включать практические задания.
Ключевые слова: полевая археология, учебная дисциплина, цель и задачи курса, история археологии, разведки, раскопки, лекции, практические занятия, учебно-методическое обеспечение, формы контроля.
В современной исторической науке наиболее значительные и важные источники, необходимые для познания хода развития человеческого общества, особенно на самых ранних его этапах, дает археология. Эта наука помогает понять органичное единство прошлого и настоящего, раскрыть законы историко-культурного развития человеческого общества, сформировать представления об единстве человечества и его культуры, происхождении самого человека и изначальных корнях мировой цивилизации. Поэтому археология как обязательная учебная дисциплина в системе общего и специального исторического образования преподается во всех классических университетах, институтах и университетах гуманитарного профиля.
Историю и археологию объединяют общие цель и задачи, методология исследования и получаемые результаты, а отличает лишь характер используемых источников. Если для истории это преимущественно письменные материалы, то для археологии
главными являются источники вещественного характера. В связи с почти полным исчерпанием сведений известных письменных документов именно археология способна приносить в настоящее время новые исторические источники, включая и сами документы, выполненные на разнообразных носителях, как долговечных (камне, металле, кости, раковинах моллюсков и панцирях черепах), так и плохо сохраняющихся (дереве, пергаментах, папирусе, бересте и бумаге). Для многих же территорий планеты, в том числе для обширных районов Сибири и Дальнего Востока, где на некоторых исторических этапах письменность отсутствовала вовсе, роль археологических источников в исторических реконструкциях становится преобладающей. Археология, как никакой иной отдел истории, самостоятельно или при помощи сведений письменных источников и этнографии, а также достижений естественно-научных дисциплин позволяет составить представление как о собственно человеке - нашем далеком предке (по его
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 5: Археология и этнография © В. И. Молодин, С. Г. Скобелев, 2009
останкам), так и состоянию и уровню развития его материальной и духовной культуры (по находкам вещей, остатков построек и сооружений различного характера). Поэтому в современных условиях особое значение приобретает задача получения наиболее объективных исторических фактов, что невозможно без качественного освоения исследователями-археологами методов и приемов полевого изучения. Такое освоение необходимо начинать на самых первых стадиях обучения в вузе, независимо от характера избираемой археологической тематики, поскольку даже изучение историографии археологических исследований невозможно без оценки качества методов и способов получения своими научными предшественниками конкретных источников и сопутствующих материалов.
Обычно археологическое исследование делят на два главных этапа - полевой и ка-бинетно-лабораторный. Несомненно, чрезвычайно важным и ответственным из них является первый этап, особенно сам процесс раскопок, так как он обычно связан с частичным или полным разрушением археологического памятника. Полевые археологические исследования - главнейший раздел деятельности археолога-профессионала, средство и способ расширения источниковой базы археологической науки. Правильно выбранная методика исследования памятника в зависимости от его вида, состояния, хронологии - залог того, что этот памятник после исследования займет свое место в историко-культурном контексте прошлого.
Но и на втором - кабинетно-лаборатор-ном, этапе археологического исследования невозможно обойтись без возвращения к анализу условий обнаружения тех или иных объектов и предметов, деталей сооружений и конструкций, костных останков и почв. Утраченные или незафиксированные обстоятельства процесса изучения, недостаточно полная или искаженная их фиксация уже никогда не могут быть восстановлены. Неразрывность полевого и кабинетно-лабора-торного этапов исследования очевидна.
Кроме того, в ходе полевого археологического исследования всегда необходимо решать комплекс конкретных рабочих задач. Это материально-техническое обеспечение процесса изучения, прокладка наиболее оптимальных разведочных маршрутов, необходимость максимально полного выяв-
ления самих памятников и границ их распространения, планирование работ по фиксации разведочного и раскопочного изучения, съемок петроглифов, обмеров архитектурных останков, установление наиболее соответствующих типу памятника границ и форм раскопов, выбор техники исполнения работ, критика обстоятельств и условий обнаружения археологических материалов и т. д. Данные задачи неизбежно требуют проведения исследователем постоянного анализа получаемых на том или ином этапе работ материалов с целью планирования последующих действий. Поэтому полевой этап исследования включает в себя как комплекс приемов организации работ, наблюдения и фиксации процесса разведок и раскопок, так и значительные элементы анализа и интерпретации промежуточных результатов, получаемых по ходу изучения, трактовки памятника. Зачастую правильная и полная интерпретация этих материалов позволяет предсказать ход дальнейшего исследования объекта, характер и места расположения находок, частей и деталей конструкций и сооружений. Для того, чтобы интерпретация материалов была как можно ближе к истине, необходима соответствующая методическая подготовка исследователя.
В мировой археологии уже наработан богатый опыт полевой археологической практики [Фаган, Де Корс, 2007]. Значительные заслуги на этом поле деятельности имеют и отечественные исследователи [Блаватский, 1967; Авдусин, 1980; Методика..., 1983; 1989 и др.]. Важно хотя бы в кратком изложении донести этот опыт до молодых ученых, особенно с учетом результатов работ последних лет, обогативших науку серьезными достижениями.
Под термином «полевая археология» мы понимаем комплекс методов и приемов поиска и изучения памятников истории и культуры, расположенных на местности, фиксации этих процессов, предварительной историко-культурной интерпретации, первичной консервации и реконструкции археологических находок. Курс «Полевая археология» призван создать у учащихся представление о процедуре и приемах научного исследования в полевых условиях, сформировать у них навыки, необходимые для эффективного выполнения задач, стоящих перед учебной полевой археологической практикой. Говоря о месте курса в
учебном процессе, следует отметить, что он входит в блок дисциплин специализации, является важнейшим дополнением, фактически инструментарием для понимания главных положений, излагаемых в курсе «Основы археологии», а также теоретической базой для прохождения летней полевой археологической практики (после 1 -го курса для студентов-историков и после 1-4-го курсов для студентов-археологов), проведения аспирантами самостоятельных полевых исследований. Методическая специфика курса - постоянное использование наглядного материала (фотографий, планов, разрезов археологических памятников, вещевого материала, приборов и оборудования) и практическая работа с ним во время лекционных занятий. Комплексу таких задач и должен быть посвящен данный учебный курс, опыт преподавания которого в течение последних 5 лет на гуманитарном факультете Новосибирского государственного университета (НГУ) позволяет нам сформулировать основные требования научно-учебного характера к нему.
Миссия НГУ в сфере гуманитарного образования исторического профиля включает обеспечение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах для приоритетных научных направлений истории, археологии, этнографии, востоковедения, исторического источниковедения, а также образования, содействие в формировании научных школ мирового уровня по данным дисциплинам [Деревянко и др., 2003]. Практическая реализация миссии в сфере археологии в рамках общей образовательной стратегии осуществляется в виде целенаправленной подготовки на гуманитарном факультете с 2004 г. научных и научно-педагогических кадров по данной специализации [Деревянко и др., 2005].
В связи с изложенным, а также в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, цель курса следует видеть в усвоении учащимися базовых теоретических знаний, современных методов и приемов археологических разведок и стационарных раскопок, изучения памятников различных видов и времени, а также овладении рядом практических навыков, необходимых как для лучшего понимания материалов, излагаемых в рамках курса
«Основы археологии», так и участия в проведении полевых археологических исследований на памятниках различного характера, дальнейшего использования этих методов и приемов на практике в ходе самостоятельных исследований.
В этой связи основными задачами курса должны стать:
формирование понимания роли и высокой ответственности каждого исследователя в деле поиска, изучения и охраны памятников истории и культуры;
усвоение представлений о главных видах археологических памятников, особенностях их возникновения, создания или формирования, расположения на местности, внешнем виде;
• формирование представлений об истоках, зарождении, главных направлениях и особенностях развития полевой исследовательской практики в нашей стране и за рубежом, знакомство с современными теориями и концепциями, дискуссионными проблемами и перспективными направлениями и методами в полевой археологии;
понимание главных цели и задач, научной проблематики, ставящихся перед каждым конкретным полевым исследованием, объеме и характере предстоящих работ;
• знание необходимых условий как для законодательной (нормативной), так и материально-технической подготовки полевых исследований;
формирование представлений о задачах, видах и характере археологических разведок, порядке их организации, планировании и проведении конкретных разведочных маршрутов, специфике материально-технического обеспечения;
усвоение главных требований к ведению документации, методов и приемов фиксации хода и результатов разведок, подготовки научных отчетов;
формирование представлений о задачах, видах и характере археологических раскопок, порядке их организации, планирования, специфике материально-технического обеспечения;
• усвоение основных принципов разбивки границ раскопов, дораскопочной фиксации рельефа окружающей местности, всех элементов и особенностей площади самих памятников, организации раскопоч-ных работ, наблюдения и фиксации их хода,
сбора вещевых материалов, отбора проб для анализов и т. д.;
• понимание главных требований и специфики ведения раскопок на разных видах археологических памятников и объектов;
• усвоение основных принципов и главных требований при проведении работ на археологических памятниках, не сопровождающихся раскопками (съемка петроглифов, обмеры и фиксация архитектурных останков, сбор вещевых материалов на поверхности и т. д.);
• усвоение главных требований к процессу фиксации полевых работ, ведению документации и подготовки научных отчетов по результатам археологических раскопок, съемок петроглифов и надписей, обмерам архитектурных останков, пещер, гротов, шахт ит. п.;
• понимание главных мер, необходимых для максимально возможного восстановления на местности разрушенных раскопками археологических объектов для рекультивации почвенного слоя, воссоздания природно-исторического ландшафта, организации охраны памятников истории и культуры;
знание и использование приемов, а также химикатов, принадлежностей и иных средств неотложной щадящей реставрации и первичной консервации находок, их упаковки и транспортировки;
знание и применение главных приборов, инструментов и технических средств обеспечения полевых работ, основ техники безопасности в ходе полевых исследований, оказания первой помощи пострадавшим.
В целом, освоение курса учащимися предполагает знание ими лекционного материала, практические навыки в проведении ряда операций (разбивка раскопов, создание планов, умение пользоваться основным набором приборов и инструментов), самостоятельную работу с учебной и научной литературой.
Учащийся должен знать:
главные этапы и особенности развития полевой археологии в нашей стране и за рубежом;
порядок работы с учебно-методической и научной литературой, картами и топографическими планами местности, научными отчетами;
основные виды и типы существующих археологических памятников;
базовые принципы, понятия и терминологию полевых разведочных и раскопоч-ных работ, состав и назначение приборов, оборудования и инструментов, используемых при проведении полевых исследований;
важнейшие особенности организации и проведения разведочных и раскопочных работ на археологических объектах основных видов;
основные требования к ведению полевой документации, фото- и видеосъемки;
• главные принципы работы по консервации раскопов, охране и использованию памятников истории и культуры.
Учащийся должен уметь:
определить на практике предмет и объект исследования в полевой археологии, возможности и перспективы реконструктивных исторических интерпретаций на основе планируемых к получению материалов;
• выявить рельефные и иные признаки возможных археологических памятников на местности, установить их вероятные границы, провести предварительное определение вида или типа объекта;
правильно осуществить сбор подъемного материала;
• предварительно охарактеризовать вид, тип и состояние памятника по характеру подъемного материала с его площади;
• провести закладку простых видов раскопов;
• пользоваться основными приборами, оборудованием и инструментами для проведения полевых работ;
• обеспечить сохранность полученных материалов почвенного, конструктивного, костного, вещевого характера, возможность отбора проб для анализов методами естественно-научных дисциплин.
Курс состоит как из основной формы доведения его содержания до учащихся - лекций, читаемых преподавателем в соответствии с программой, так и практических занятий, проводимых на местности в окрестностях вуза. Программа практических занятий должна включать не менее 5 разделов, на что следует выделить не менее 1 часа. В качестве таковых минимально обязательными следует считать:
1) дневниковую фиксацию (порядок ведения дневника: титульный лист, необходимые записи и иная информация в нем; оформление дневника в разведке и при стационарном исследовании памятника);
2) составление плана местности (основные требования к археологическим чертежам; условные обозначения и масштабы; измерение расстояний, высот и углов; горизонтали и берг-штрихи, отметки высот; цифровые и буквенные отметки);
3) разбивку раскопа (графическая фиксация особенностей местности, археологических и иных объектов; требования к форме раскопа, его границы; способы создания прямых углов на местности; приемы фиксации раскопа на бумаге, планы; фиксация находок, фаунистических остатков и материалов антропологии);
4) нивелировку раскопа (инструментарий и принадлежности для нивелирования; выбор или закладка нулевой отметки - репера; способы измерений; фиксация на бумаге; профили и разрезы раскопа, их виды; техника выполнения разреза);
5) фото- и видеофиксацию (основные оборудование и принадлежности; требования и приемы фиксации, ракурс, масштаб; подсвечивание и ликвидация сильных теней на объекте, свет / тень объекта; фиксация объектов больших размеров и площади, плоских, малых).
Формы контроля уровня знаний должны соответствовать характеру и способу изложения основных материалов курса. Поэтому итоговый контроль усвоения дисциплины желательно предусмотреть в виде дифференцированного зачета, текущий контроль осуществлять в рамках практических занятий в виде тестирования по окончании чтения основных частей курса (всего не менее 2, соответствующих основным видам полевых работ - разведок и раскопок). Выполнение тестирования следует считать обязательным для учащихся, а результаты текущего контроля использовать для выставления оценок в ведомость контрольной недели, ведущуюся деканатом факультета. Вопросы к зачету (всего 3 в экзаменационном билете) следует построить таким образом, чтобы каждый учащийся отвечал на один из вопросов, относящихся к трем главным разделам курса: связанных с историей развития отечественной и зарубежной полевой археологии, касающихся организации и проведения полевых разведок, относящихся к организации и проведению работ раскопоч-ного характера. В двух последних случаях в ходе приема зачета желательно предусмотреть практические задания, включающие
проверку знаний и навыков, определяемые программой практических занятий.
Учебно-методическое обеспечение курса, отражаемое в библиографическом списке рекомендуемой литературы, должно включать работы как общего порядка, касающиеся комплекса методов и приемов для всех видов полевых работ, так и специализированные учебно-методические пособия, детально освещающие какие-либо элементы разведок и раскопок, первичной реконструкции и консервации находок. В отношении последнего в отечественной науке накоплен большой опыт, в том числе отраженный в ряде квалифицированно выполненных учебно-методических пособий различной узкой тематики (например, в ходе деятельности в 2006-2009 гг. Сибирской археологической полевой школы только в НГУ в свет вышло более десятка таких, методических по сути, изданий). Поэтому лектору важно подобрать и порекомендовать комплект в 10-12 наиболее важных и значимых для главных разделов курса работ, не увлекаясь перечислением всех известных, с существующим множеством которых учащиеся физически не в состоянии будут познакомиться в ходе освоения курса.
Следует особо подчеркнуть, что преподавание данного курса должно осуществляться высококвалифицированными учеными, имеющими многолетний опыт самостоятельных исследований археологических памятников различных типов, расположенных в разных природно-климатических условиях, в первую очередь на территории Сибири и Дальнего Востока.
Выполнение изложенного комплекса требований к данному учебному курсу позволит обеспечить достаточно высокий уровень подготовки специалистов-археологов, соответствующий вузу, входящему в число ведущих университетов нашей страны.
Список литературы
Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. М.: Высш. шк., 1980. 335 с.
Блаватский В. Д. Античная полевая археология. М.: Наука, 1967. 206 с.
Деревянко А. П., Молодин В. И., Худяков Ю. С. Перспективы подготовки специалистов по археологии на гуманитарном факультете НГУ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та.
Серия: История, филология. 2003. Т. 2, вып. 3: Археология и этнография. С. 5-9.
Деревянко А. П., Молодин В. И., Лбо-ва Л. В. Основные принципы образовательной стратегии подготовки кадров по специальности «Археология» и «Этнография» в НГУ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 5: Археология и этнография. С. 5-12.
Методика полевых археологических исследований: Сб. ст. М.: Наука, 1983. 78 с.
Методика полевых археологических исследований: Сб. ст. М.: Наука, 1989. 101 с.
Фаган Б. М., Де Корс К. Р. Археология. В начале. М.: Техносфера, 2007. 591 с.
Материал поступил в редколлегию 26.08.2009
V. I Molodin, S. G. Skobelev
BASIC REQUIREMENTS TO AN EDUCATIONAL RATE «FIELD ARCHAEOLOGY», SHOWED IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY
Field archaeological research - mainest section of activity of the archaeologist, means and way of expansion source base of archaeology. Therefore educational rate «Field archaeology» is the important component of system of preparation of such experts in Novosibirsk state university. The main requirements to it should be maintenance of mastering by the pupils of base theoretical knowledge, basic stages of development this science in Russia and abroad, modern methods both receptions investigations and stationary excavation of objects different character. The educational rate should be constructed as lectures and practical employment, to accompany by educational-methodical and evident base. The forms of the control necessarily should include the practical tasks.
Keywords: field archaeology, educational discipline, purpose and tasks of a rate, history of archaeology, investigation, excavation, lectures, practical employment, educational-methodical maintenance, form of the control.