Научная статья на тему 'Основные требования к организации среды для свободного времяпрепровождения'

Основные требования к организации среды для свободного времяпрепровождения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к организации среды для свободного времяпрепровождения»

НАУЧНЫЕ ПРОЫОЫ АРХЩК1УРЫ И ДИЗАЙНА

УДК 712. 25

Ю.А. Смагина, Р. С. Закиров

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ

Понятия “свободное времяпрепровождение” и “среда для свободного времяпрепровождения”, по содержанию, более ёмкие, чем просто “отдых” и “среда для отдыха”. Пространство для свободного времяпрепровождения окружает нас всегда и повсеместно: во время учебы или работы, активного общения или уединенного отдыха и даже в процессе передвижения из точки А в точку Б, если передвижение рассматривать как свободное времяпрепровождение. То есть свободное времяпрепровождение - это неотъемлемая часть нашей жизни, которая должна протекать в среде сформированной и организованной по законам красоты (в широком смысле слова), в среде, которая соответствовала бы запросам как общества, так и отдельного человека. Нами выявлены некоторые аспекты, требующие рассмотрения при организации среды для свободного времяпрепровождения (ССВ), а также связанные с ними задачи, принципы и приёмы формирования этой среды:

1. Пространственно-временные аспекты:

1. Организация удобного транспортного и пешеходного движения. Продуманная трассировка маршрута движения. Увеличение информативности, комфортности, созерцательности окружающего пространства, преодолеваемого в процессе движения. Использование различных средств, компенсирующих потерю времени на преодоление пространства. Разнообразие средств передвижения.

2. Использование проявлений изменения окружающей среды по мере цикличной смены естественных состояний времени (день/ночь, свет/тень, времена года).

3. Использование постепенной смены видовых кадров, перемен в окружающем пространстве, колебаний функционального использования, циклов активности и покоя (будни - выходные - праздники).

4. Вовлечение в среду для свободного

времяпрепровождения неиспользуемого

пространства.

5. Демонстрация (усиление эмоционального воздействия, восприятие) изменений в пространстве -использование подвижных элементов (свет, звук, вода, дым, жесты людей, машины); во времени -использование средств временной организации (развитие, замедление, кульминация, контраст, темп, ритм, переходы). Организация различных сценариев восприятия во времени разных типов пространств (театрализация городской среды).

2. Кинетический, динамический аспекты:

1. Разработка сценариев движения в среде (проектирование видовых кадров, открывающихся в процессе движения).

2. Проектирование движения относительно различных пространств. Обеспечение возможности выбора более привлекательного (с точки зрения созерцания окружающей среды) маршрута движения.

3. Использование движения самого организованного пространства, перемещение среды с помощью различных технических средств.

3. Информационные аспекты:

1. Обеспечение общедоступности информации для различных групп населения (для детей и взрослых; инвалидов по слуху или по зрению; для местных жителей и туристов), создание и размещение информационных центров с визуальной, тактильной, слышимой информацией с соответствием между формой и сообщением для пешеходов и автомобилей.

2. Продуманная система размещения информации различной плотности и характера, ориентирующей в пространстве, в событиях (городские события, расписание общественной деятельности), во времени (сезон, время года, дня), выделение потока информации, обеспечивающей безопасность в экстремальных условиях.

3. Использование информационных средств, обеспечивающих визуальный и слышимый охват среды (экраны, информационные щиты, колокола, бой городских часов, призыв на молитву), которые позволяют почувствовать жизнь города.

4. Физико-технические аспекты:

1. Создание технологически комфортного пространства (обеспечение удобного пешеходного движения - ровность и чистота тротуаров, мощение, разработка функциональной и декоративной системы освещения, разработка различных типов сидений, укрытий, объектов питания и питьевой воды, уместных в данной среде, расстановка общественных туалетов).

2. Выявление ощущения безопасности среды (чистота, экологичность материалов, защитные устройства, применение экспериментальных материалов).

3. Создание в пространстве благоприятного для человека микроклимата (проектирование укрытий, ветровых устройств, световых скульптур и пр.).

5. Архитектурно-художественные аспекты:

НАУЧНЫЕ ПРОЫОЫ АРАЩК1УРЫ И ДИЗАЙНА

1. Создание благоприятной визуальной среды, связанной с природными явлениями, деятельностью человека, с использованием структуры, пластики пространства, декоративных средств, малых архитектурных форм.

2. Проектирование городской среды, обладающей характеристиками интерьерных пространств (детальность проработки, уютная атмосфера), которые могут носить фоновый характер (рядовые, простейшие фрагменты городской среды) и акцентный характер (пространства, подчиненные главному элементу).

3. Сохранение, создание красивых панорамных видов (разные уровни, многоплановые городские пространства) и свободный доступ к точкам, с которых они открываются.

6. Смысловые аспекты:

1. Проектирование поведенческих пространств, которые вырабатывают социально-психологическую установку человека в городской среде и формируют определенный сценарий поведения человека, адекватный данному пространству. Поведенческие пространства являются накопителями общегородских функций и индивидуальных эмоций.

2. Создание ориентирующих пространств, которые обеспечивают восприятие и ощущение человеком знакомого пространства улиц, осознание своего нахождения в зоне определенного “узнаваемого места” в городе.

3. Проектирование предваряющих и промежуточных пространств. Ощущение от воздействия предваряющего пространства сохраняется некоторое время после перехода в главное пространство, обостряя восприятие (любой входной узел является предваряющим пространством).

7. Социально-демографические аспекты:

1. Учет возрастных и физических различий жителей города при проектировании среды. Создание для людей с разными физическими данными (детей, инвалидов, пожилых) возможностей полноценного пользования

городской средой. Обеспечение безопасности людей на данной территории.

2. Учёт особенностей разных групп населения, их потребностей при организации городской среды для свободного времяпрепровождения. Создание различных пространств, которые обеспечивали бы разнообразие свободного времяпрепровождения в них.

3. Организация мест для свободного времяпрепровождения, с которых можно было бы наблюдать за жизнью других людей, обозревать окружение, происходящие в нем события.

8. Объемно-пространственные аспекты:

1. Расчленение пространства: четкое выделение коммуникационных “коридоров” и вертикальных стволов. “Русла” и “шахты”, образующие в совокупности “каркас”, регулируют ориентацию человека в средовом пространстве.

2. Построение композиции среды как монолитной структуры или на противопоставлении главных и второстепенных компонентов.

3. Разделение объектов среды на уникальные и рядовые по положению и роли в структуре города.

Разработка данных аспектов позволит выявить принципы и приемы организации среды для свободного времяпрепровождения и даст инструмент для творческого процесса проектирования.

Литература

1. Г идион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984.

2. Шимко В.Т. Комплексное формирование архитектурной среды. Книга 1, 2. “Основы теории”. - М.: Изд-во СПЦ-принт, 2000.

3. Хасиева С. А. Архитектура городской среды: Учеб. для вузов. - М.: Стройиздат, 2001.

4. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.