Научная статья на тему 'Основные принципы благоустройства и выявление проблем при проектирование пешеходных зон перед станциями Московского метрополитена'

Основные принципы благоустройства и выявление проблем при проектирование пешеходных зон перед станциями Московского метрополитена Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
769
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / МЕТРОПОЛИТЕН / URBAN PLANNING / REDEVELOPMENT / WALKING AREA / GROUND ENVIRONMENT / PUBLIC SPACE / TRANSPORTATION LINES / UNDERGROUND

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аниченкова Д.И.

Работа посвящена проблеме адаптации современных градостроительных концепций как части организации пешеходных зон к условиям Московской городской среды. В статье рассматривается вопрос, направленный на актуальность и необходимость проектирования и дальнейшего благоустройства общественных площадей перед станциями Московского метрополитена, а также развитие таких пространств не только в исторической части столицы. Акцентировано внимание на сложившейся практике по благоустройству пешеходных зон на основании программы «Моя улица». На основе анализа мировых тенденций предложены принципы организации пешеходного пространства, необходимые для поддержания дальнейшего развития городской инфраструктуры. Также выявлены проблемы, ограничивающие эффективное использование общественных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with problems to the adaption of modern urban planning concepts as organization part of walking areas Moscow environment urban condition. The article is treat an issue aimed at the relevance and applicability engineering and further landscaped public spaces in front of Moscow underground stations, as well as the development spaces not only in the historical part of the capital. Attention is focused on the redevelopment walking areas case practice based on the national program “My street”. Based on the global trend analysis offer principles of organization walking areas, which are necessary to the further development of urban infrastructure. Problems of limiting the effective use of public areas find also apply.

Текст научной работы на тему «Основные принципы благоустройства и выявление проблем при проектирование пешеходных зон перед станциями Московского метрополитена»

Основные принципы благоустройства и выявление проблем при проектирование

пешеходных зон перед станциями Московского метрополитена Main principles of redevelopment and identification of problems in the design of walking areas in front of Moscow underground stations

Аниченкова Д.И.,

студентка магистратуры направление «Оценка и управление городскими территориями» ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», anichulya@mail.ru

Аннотация: Работа посвящена проблеме адаптации современных градостроительных концепций как части организации пешеходных зон к условиям Московской городской среды. В статье рассматривается вопрос, направленный на актуальность и необходимость проектирования и дальнейшего благоустройства общественных площадей перед станциями Московского метрополитена, а также развитие таких пространств не только в исторической части столицы. Акцентировано внимание на сложившейся практике по благоустройству пешеходных зон на основании программы «Моя улица». На основе анализа мировых тенденций предложены принципы организации пешеходного пространства, необходимые для поддержания дальнейшего развития городской инфраструктуры. Также выявлены проблемы, ограничивающие эффективное использование общественных пространств.

Summary: The article is concerned with problems to the adaption of modern urban planning concepts as organization part of walking areas Moscow environment urban condition. The article is treat an issue aimed at the relevance and applicability engineering and further landscaped public spaces in front of Moscow underground stations, as well as the development spaces not only in the historical part of the capital. Attention is focused on the redevelopment walking areas case practice based on the national program "My street". Based on the global trend analysis offer principles of organization walking areas, which are necessary to the further development of urban infrastructure. Problems of limiting the effective use of public areas find also apply.

Ключевые слова: градостроительство, благоустройство, пешеходное пространство, городская инфраструктура, общественное пространство, транспортные коридоры, метрополитен.

Keywords: urban planning, redevelopment, walking area, ground environment, public space, transportation lines, underground.

В условиях развития города и реализации целенаправленной и полноценной политики ее формирования возникает запрос на новые требования к развитию городской среды. Неэффективное использование городских территорий приводит к значительному снижению качества жизни и создает проблемы для горожан [4].

На сегодняшний день досуг современного горожанина не ограничивается посещением торговых и развлекательных центров поскольку мегаполис предоставляет жителям достаточно широкий спектр возможностей проведения свободного времени в парках, местах для отдыха и встреч на открытых городских территориях, а также в спортивных центрах и на детских площадках.

Транспортные коридоры города перестают нести свою основную функцию и становятся пространствами для всего многообразия жизнедеятельности всех категорий городских жителей.

Московский метрополитен - главная транспортная артерия столицы. Ежедневно Московским метрополитеном пользуется около 8 миллионов пассажиров [12]. Помимо своей основной функции метрополитен уже является комплексным городским пространством.

Пешеходное городское пространство, включающее в себя метрополитен, состоит из площадей перед выходами и вестибюлями станций, которые не редко служат местом встреч и пребывания горожан.

В 2014 году была утверждена подпрограмма «Моя улица», как часть более масштабного проекта благоустройства Москвы - государственной программы «Развитие городской среды» [1]. Программа комплексного благоустройства Москвы включает в себя: реконструкцию исторических зданий на центральных улицах и расширение тротуаров, устранение воздушных коммуникаций и безвкусных вывесок и витрин, которые так портят облик города, а также благоустройство площадей перед выходами станций метрополитена [2].

В 2016 году начался масштабный проект сноса незаконных построек возле станций метро. Освободившаяся территория - первый этап программы «Моя улица» по благоустройству площадей перед вестибюлями станций метрополитена.

Основной целью работ по благоустройству площадей станций метро является повышение качества пешеходной и транспортной инфраструктуры, создание благоприятных условия для прогулок. Везде высажены деревья и кустарники, появились

лавки для отдыха пешеходов, обустроено приподнятое озеленение с декоративными видами кустарников, трав и многолетних растений [11].

Для каждой станции разработано яркое концептуальное решение.

Метрополитен требует специфических методов благоустройства, направленных на повышение эстетических качеств и поиск наиболее эффективного функционального использования территорий, что учтено в сводном стандарте благоустройства улиц Москвы.

Рисунок 1 - Пример благоустройства площади перед вестибюлем станции «Улица 1905 года»

Программа направлена на развитие и благоустройства, в первую очередь, исторического центра столицы, но так как сегодня стоит еще одна задача - разгрузка центральной части города, запущено строительство Большой кольцевой линии метрополитена. Вместе с новыми станциями горожане переберутся за пределы центральной части Москвы, и появится необходимость благоустройства общественных площадей перед вестибюлями находящихся во всех районах города, где особенно на сегодняшний день ощущается моральный дискомфорт пребывания. Подобное ощущение, в первую очередь, связано многоэтажной плотной застройкой и с нехваткой общественных пространств. На территориях, где все таки выделены пешеходные зоны, недостаточно продуманы сезонные методы эксплуатации территории или полное отсутствие элементов благоустройств территорий. Отсутствие таких пространств на всех территории столицы снижает социально-культурную и градостроительную ценность городского пространства.

Понятие «пешеходная зона», вошедшее в европейскую градостроительную практику в середине XX в., употреблялось в значении торговой улицы со множеством магазинов и кафе, к которой могут примыкать такие культурно-развлекательные объекты, как театры или торговые центры, которые, формирующие, в свою очередь, площади, не отражая при этом своего истинного смысла.

Пешеходная зона - это территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение транспорта, за исключением специального, обслуживающего эту территорию (Согласно СП 42.13330.2011) [3].

Главный принцип формирования пешеходных зон - принцип антропоцентрации, направленный, в первую очередь, на комфортное пребывание и учитывающий физиологические возможности пешехода.

Пешеходные зоны делятся на два типа: пространство коммуникаций (улицы) и пространство пребывания (площади).

Пространство коммуникаций (улицы) - это исторически сложившиеся или вновь образуемые транзитные линейные пространства, связывающие между собой различные объекты или территории, закрытого или ограниченного режима для транспортного сообщения, и приспособленные для пешеходного сообщения [10].

Пространство пребывания (площади) - фактически, это самостоятельное пространство комфортного нахождения большого количества людей, подразумевающее некую знаковость, обладающее качествами завершенности и целостности архитектурно-исторической среды [10].

С течением времени пешеходные пространства развиваются, превращаются в пешеходные системы и зоны путем интеграции в каркас и ткань города [10], но, несмотря на это, площадь в городском строительстве является одним из главных элементов городской планировки.

Площади перед выходами и вестибюлями метрополитена относятся к интеграционным пешеходным пространствам.

Пешеходные зоны должны быть красиво и уютно оформлены, стиль оформления должен гармонировать с исторически сложившейся средой, территория должна быть благоустроена и озеленена, все эти составляющие делают город привлекательнее и удобнее для жизни.

Считается, что оздоровление и обновление городской среды, формирование благоприятных условий благотворно сказывается на психофизическом состоянии человека, а также на росте экономики, так как начинает расти инвестиционная активность территории [7].

К основным критериям формирования пешеходных зон можно отнести следующие принципы (рис. 2):

1. Антропоцентирчности;

2. Архитектурно-средовой насыщенности;

3. Знаковости среды;

4. Структурного единства;

5. Визуального комфорта;

6. Деликатной интеграции в историческую среду;

7. Транспортной доступности;

8. Безопасности.

Рисунок 2 - Основные принципы пространственной среды пешеходных зон

По функциональным признакам пешеходные зоны подразделятся на: рекреационные, спортивные, торговые, культурно-развлекательные, смешанные и коммуникационные.

На сегодняшний день в Москве функционирует 252 станции метрополитена [12]. Благоустройство пешеходных зон перед вестибюлями станций - глобальная задача. При разработке проектов благоустройства пешеходных зон перед метрополитеном необходимо подойти индивидуально к каждому объекту и учитывать все особенности застройки, исторической среды, тематических особенностей местности, а также учитывать возможность обеспечения безопасности пассажиров.

На начальном этапе проектирования необходимо определить следующие индивидуальные особенности территории:

- интенсивность движения пассажиро-потока;

- интенсивность движения транспортного потока;

- наличие культурно-исторических объектов;

- наличие торгово-развлекательных объектов;

- наличие особо охраняемых территорий;

- расположение улично-дорожной сети;

- выявление групп населения и их потребности, для которых предназначена зона;

- туристическая привлекательность.

Обязательными условиями проектирования пешеходной зоны должны быть критерии комфорта и безопасности.

Основываясь на исследованиях П. Велева [4], где рассматривается опыт в городах Болгарии, стран СНГ и европейских стран, можно сделать вывод, что определенные параметры пешеходных и интегрированных пространств в исторических центрах городов отсутствуют, если такие пространства встраиваются в уже сложившуюся структуру. Параметрические характеристики необходимо разрабатывать под каждую ситуацию индивидуально. Тем не менее, в его исследованиях приведены такие оптимальные параметры пешеходных пространств, как мера пешеходной доступности - от 5 мин до 30 мин (от 400 м до 2,5 км), размер пешеходного пространства не превышает 25-30 м., оптимальная ширина улицы - 9-12 м [4].

В трудах Л.Н. Авдотьина, И.Г. Лежавы, И.М. Смоляра [9] приведены следующие параметрические характеристики пешеходных пространств: мера пешеходной доступности

- от 600 м до 1,2 км; длина пешеходного пространства от 1,5 км до 4 км, а ширина от 7 м до 20 м.

Согласно материалам Конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развитию, целевыми ориентирами формирования новой модели мира, должны быть достигнуты экологическое равновесие, социальное благополучие и экономическая стабильность. На сегодняшний день ориентиры, направленные на формирование новой модели мира, приняты более чем в 100 странах мира, включая Россию [8].

Транспортная инфраструктура оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды. Уровень загрязненности окружающей среды в мегаполисах, в частности в Москве, очень высокий, сравнимый разве что с загрязненностью в

горнодобывающих центрах. Такая ситуация актуализирует роль грамотной организации зеленых зон, играющих особую роль в процессе развития городской среды. Зеленые зоны обеспечивают экологическое равновесие, делают улицы значительно комфортнее и безопаснее для пешеходов, также зеленые насаждения очищают воздух, задерживают пыль, поглощают шум, обеспечивают тень.

Грамотное освещение создает условия для передвижения по городу в темное время суток — делает его безопаснее и упрощает навигацию.

Существует три типа освещения: функциональное (дороги, машины), пешеходное (тротуары, бульвары) и архитектурное (выразительная подсветка). Необходимо разработать общую концепцию, включающую в себя такие элементы, как обозначение светом целостности улицы, подсветка памятников и рядовой застройки — единой подсветкой или расстановкой акцентов.

Рассматривая вопрос благоустройства пешеходных зон метрополитена, необходимо помнить, что многие станции являются памятниками архитектуры. Согласно разработанной программе «Моя улица», освещение фасадов должно быть белым. Среди станций, которые не имеют статуса памятников, допускается цветное освещение [2].

На основании изложенного, можно сформулировать основные критерии благоустройства пешеходных пространств у станций метрополитена:

- оптимальное расположение в городской застройке;

- индивидуальные параметрические особенности;

- организация зеленых зон;

- грамотное освещение;

- наличие достаточного размещение малых архитектурных форм;

- безбарьерное движение.

Соблюдение всех вышеперечисленный принципов и критериев является обязательным не только при проектировании пешеходных площадей около станций метрополитена, но и в городской среде в целом.

Помимо критериев и основных принципов проектирования можно выделить следующие часто встречающиеся проблемы благоустроенных пешеходных зон: отсутствие укрытий от ветра и осадков, а также отсутствие структуры для всесезонного комфортного пребывания и недостаток малых архитектурных форм или их ограниченное однообразие.

Также возникает еще одна проблема при размещении пешеходных зон, но чаще встречающаяся на уже застроенной территории городского пространства. Проблема

связана с уменьшением парковочного пространства и отсутствием удобного проезда для городского транспорта.

Особо остро стоящей проблемой на сегодняшний день является вопрос безбарьерной городской среды, направленной, в первую очередь, на обеспечение комфортного пребывания маломобильных групп населения. Необходимо учитывать все особенности и проектировать тротуарные пандусы, зоны отдыха и другие элементы удобства для таких групп, с обязательно оборудованными навесами для целей защиты от осадков.

Главной проблемой благоустройства пешеходных площадей перед вестибюлями станций метрополитена является их уникальность и историческая ценность, а также обязательный контроль безопасности пассажиров.

К вопросу создания пешеходных зон возле станций метрополитена и их благоустройству необходимо подходить индивидуально.

Вывод

Проектирование и создание общественных городских пространств является приоритетным направлением в современной мировой урбанистике [5]. Развитие общественного пространства - это мировой тренд сегодняшнего дня. С помощью него происходит гуманизация городских центров, появляются территории смешанного использования.

Главная цель градостроительства - комфортное пребывание жителей на всей территории города. Для достижения поставленной цели необходимо создание таких общественных пространств, которые были бы безопасными и удобными для жизни и одинаково комфортными для автомобилиста, велосипедиста и пешехода [6].

Учитывая тот факт, что главный транспортный спрос города возложен на Московский метрополитен, формирование общественных пространств перед вестибюлями станций метрополитена, находящихся во всех районах города, является приоритетным.

Московский опыт представляет особый интерес в вопросе формирования пешеходных пространств, так как в мировой практике подобный опыт встречается редко. Современные перемены на мировой арене обуславливают необходимость использования опыта реализации тенденций благоустройства улиц и площадей, применимого в мегаполисе, другими городами, которые могут впоследствии столкнутся с аналогичной ситуацией.

Список использованной литературы 1. Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 №476-1111 «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды» [электронный ресурс] // www.consultant.ru/.

2. Распоряжение правительства Москвы от 04.08.2016 № 387-РП «Об утверждении сводного стандарта благоустройства улиц Москвы» [электронный ресурс] // www.consultant.ru/.

3. Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений СНиП 2.07.01.-89*», 2011

4. Велев П. Пешеходные пространства городских центров; пер. с болг. Д.П. Кривошеева; под ред. В.В. Владимирова. М.: Стройиздат, 1983. — 192 с.

5. Веретенников Д.Б. Структуроформирование мегаполисов: учебное пособие. М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. —112 с.

6. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы (Принципы организации предметно-пространственной среды): автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2012. — 160 с.

7. Вавилонская Т.В. Градостроительная реконструкция. Стратегия, принципы и приемы // Архитектура и строительство России. 2009. No 9. С. 2-9.

8. А.М. Шелехова. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. М., 2002. — 161 с.

9. Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М. Градостроительное проектирование. М.: Стройиздат, 1989. — 436 с.

10. Бугаева Ю.Л. Принцип антропоцентричности как инструмент проектирования пешеходных пространств // Градостроительство и архитектура, 2017, Т.7 № 2, 70-75 с.

11. Фомин А.А. Обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Московский экономический журнал. 2018. № 1. С. 3.

12. Фомин А.А. Импортозамещение в АПК — приоритетное направление социально-экономического развития России. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 75.

13. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Перспективы импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве. Хлебопродукты. 2015. № 7. С. 6-7.

14. https://www.mos.ru/city/projects/mystreet/ — официальный сайт Мэра Москвы

15. http://www.mosmetro.ru — официальный сайт Московского метрополитена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.