Научная статья на тему 'Основные теоретические положения обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов на занятиях по иностранному языку'

Основные теоретические положения обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭТИКЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБЩЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева С. А.

Данная статья посвящена проблеме обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов. Автор рассматривает основные принципы, подходы и средства такого рода обучения. В статье содержатся основные аспекты содержания обучения этикетным стратегиям по профилю «иностранные языки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические положения обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов на занятиях по иностранному языку»

УДК 372.881

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТНЫМ СТРАТЕГИЯМ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2015 С. А. Алиева

ст. преподаватель кафедры теории языка e-mail: osa7000@yandex. ru

Курский государственный университет

Данная статья посвящена проблеме обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов. Автор рассматривает основные принципы, подходы и средства такого рода обучения. В статье содержатся основные аспекты содержания обучения этикетным стратегиям по профилю «иностранные языки».

Ключевые слова: профильное обучение, этикетные стратегии общения, социокультурная компетенция.

Профильное обучение является составной частью модернизации школьного образования, задачей которого является «создание системы специализированной подготовки в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение призвано создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393).

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие образовательные

цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Одним из направлений профильного обучения является профиль «иностранные языки». Основными задачами обучения учащихся по лингвистическому профилю является следующее:

1) дать учащимся прочные знания по дисциплинам лингвистического профиля;

2) выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;

3) подготовить их к решению задач различного уровня сложности в сфере лингвистики;

4) развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;

5) выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее;

6) сориентировать учащихся в широком круге проблем современной лингвистики;

7) расширить возможности социализации учащихся, используя полученные знания в рамках лингвистического профиля подготовки.

Решение задач социализации в процессе обучения по профилю «иностранные языки» способствует овладению учащимися этикетными стратегиями общения, которые понимаются как стратегии, направленные на решение речемыслительных коммуникативных задач на основе использования способов и приемов общения, адекватных этикетным нормам взаимодействия в строго регламентированных условиях социокультурной коммуникации. Адекватное использование иностранного языка в конкретных ситуациях межкультурного общения невозможно без осведомленности об этикетных моделях вербального и невербального поведения, характерных для носителей языка.

«Несовпадение "языковых картин мира" разных культур часто становится одним из главных препятствий на пути формирования коммуникативной компетентности при изучении иностранных языков» [Сысоев 2008: 63-65]. Социокультурный компонент в обучении иностранному языку предполагает приобретение фоновых знаний и изучение социально-кодофицированных единиц речевого поведения носителей языка. В современных условиях взаимодействия различных языков и культур уровень сформированности социокультурной компетентности определяет успешность достижения целей коммуникации. Неотъемлемой составляющей социокультурной компетенции являются этикетные стратегии, отражающие социально закрепленные стереотипы общения. Они позволяют прибегнуть к правильным формам общения, соответствующим конкретной ситуации. Выбор наиболее адекватных стереотипных фраз определяется социальным статусом и социальными ролями собеседников, личностными отношениями, степенью формальности (неформальности) ситуации общения.

В теоретическом плане понятие этикетных стратегий поведения и принципа вежливости в современной лингвистике получили развитие в рамках теории речевого общения в теории прагматики. По мнению Г.П. Грайса, основным принципом коммуникации является «вклад говорящего в речевое общение в соответствие с совместно принятой целью и направлением разговора» [Грайс 1985: 219-221].

Осуществление этикетных стратегий базируется на реализации принципа социального взаимодействия, в основе которого лежит уважение к личности партнера, которое накладывает определенные ограничения на поведение членов общества, которые заключаются в том, чтобы учитывать интересы участников коммуникации, считаться с их интересами, желаниями и чувствами и обеспечивать, таким образом, максимальную эффективность социального взаимодействия за счет «соблюдения социального равновесия и дружественных отношений» [Leech 1983: 135-138].

Алиева С. А. Основные теоретические положения обучения этикетным стратегиям учащихся профильных классов на занятиях по иностранному языку

Указанный принцип определяется как «принцип вежливости», который предполагает использование в общении особой стратегии речевого поведения, направленной на «предотвращение конфликтных ситуаций» [Leech 1983: 156-157]. П. Браун и С. Левинсон предлагают набор различных тактических приемов, при помощи которых может регулироваться речевое поведение. Ситуация при этом оценивается говорящим на основе:

- «социальной дистанции между говорящим и слушающим;

- власти одного коммуниканта над другим;

- степени внедрения в сферу адресата» [Brown, Levinson 1978: 215-217].

Стратегии вежливости, сформулированные в работах вышеназванных авторов,

представляют своего рода шкалу, по которой оцениваются и сами речевые акты, и способы их выражения в трех категориях:

1) вежливые (предложения, обещания, приглашения, поздравления, благодарности, похвалы);

2) невежливые (просьбы, приказы, обвинения, хвастовство);

3) нейтральные ( предположения, заявления, утверждения).

Осуществление разных типов такого рода речевых актов требует различных

речевых стратегий.

Принцип вежливости относится к области этикетного поведения, где этикет понимается как «социально детерминированные нормы поведения человека в обществе» [Володин, Храковский 2002: 84-87]. Речевой этикет регулирует речевое поведение членов общества, выступающих в процессе коммуникации в роли говорящего или слушающего, в различных социально значимых ситуациях общения.

По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет - это микросистема национально-специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности» [Формановская 1989: 94-97]. При этом выбор той или иной стратегии напрямую зависит от типа ситуации общения. К первому типу можно отнести ситуации ритуализированного поведения. Обычно это речевые акты, выражающие реакцию на поведение других людей: выражение благодарности, извинения, соболезнования, пожелания; а также различные декларативные речевые акты: обряды крещения, бракосочетания и т.д. Вторым более распространенным типом являются ситуации, где говорящему предоставляется выбор выражения своего намерения в зависимости от его статуса, положения, возраста, обстановки общения и степени социально-психологической дистанции. Для выражения

вежливости/невежливости в языке имеются, наряду с универсальными средствами, средства, этикетный статус которых определяется в зависимости от экстралингвистических параметров ситуации общения. Определение и интерпретация формы как вежливой или невежливой производится по отношению к тому, что является нормой, принятой для данной коммуникативной ситуации в данном национально-культурном социуме, при этом одна и та же форма может квалифицироваться как нормативная для одного типа ситуаций и как вежливая для другого типа.

Таким образом, при обучении старшеклассников в профильных классах необходимо принимать во внимание особенности речевого поведения носителей языка, что поможет преодолеть препятствия межкультурного общения.

Процесс реализации языкового поликультурного образования в целом и процесс обучения этикетным стратегиям в частности способствуют становлению у обучающихся целостного и реального представления о современном поликультурном мире стран родного и изучаемого языков, а также их подготовке к адекватной межкультурной коммуникации с представителями других стран и культур.

У обучающихся в профильных классах в процессе обучения этикетным стратегиям формируются:

- представления о культуре как о теоретическом конструкте; культурном разнообразии современных поликультурных сообществ стран как родного, так и изучаемого языков; сходствах и различиях между представителями различных этнических, социальных, лингвистических, территориальных, религиозных, гендерных и других религиозных групп в рамках изучаемого региона;

- способности позитивного взаимодействия с представителями других культурных групп в духе мира в контексте диалога культур.

Процесс овладения этикетными стратегиями направлен на социокультурное самоопределение обучающихся и осуществляется на основе разработки и внедрения такой модели организации обучения, при которой:

- учитываются общеевропейские и российские требования к уровню владения иностранными языками;

- учитываются социокультурные особенности соизучаемых языков и культур;

- учитывается когнитивный аспект овладения культурой страны иностранного языка средствами родного и изучаемого языков;

- создаются дидактические условия для перехода от репродуктивной модели организации образовательного процесса к проблемно-ориентированной модели, в которой методической доминантой выступают различные виды коммуникативно-ориентированных проблемных культуроведческих заданий.

Успешность овладения этикетными стратегиями определяется системой реализации следующих принципов:

- коммуникативности;

- сознательности и активности;

- ситуативности;

- ролевого общения;

- коммуникативного взаимодействия.

Указанные принципы соотносятся с существующими образовательными стандартами и программами по лингвистическому профилю подготовки для общеобразовательной школы.

Овладение этикетными стратегиями может осуществляться как на основе профильных образовательных курсов (углубленные курсы для старшей ступени обучения), так и на основе элективных курсов, выступающих в роли дополнения содержания профильного курса. В этом случае класс, в котором они изучаются, превращается в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

Библиографический список

Володин А.П., Храковский В.С. Семантика и типология императива. Русский императив. М.: Едиториал УРСС, 2002. 272 с.

Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С. 217-238.

Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М.: Глосса-пресс, 2008. 389 с.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. 159 с.

Brown P., Levinson S. Universals in language usage: politeness phenomena. Cambridge, 1978. 323 p.

Leech G. Principles of pragmatics. L, and N.Y., 1983. 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.