Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ (ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ (ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева А. С., Тарасюк Н. А.

Данная статья посвящена процессу формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование с двумя профилями подготовки (преподавание информатики и английского языка). Данный процесс предполагает интеграцию двух аспектов подготовки: профессиональное обучение в сфере компьютерных технологий и обучение иностранным языкам. Автор представляет основные подходы, которые обеспечивают эффективность описанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева А. С., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL FOUNDATIONS ENSURING THE EFFICIENCY OF PROFESSINAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE BACHELORS WITH SPECIALTY 44.03.05 PEDAGOGICAL EDUCATION WITH TWO PROFILES OF PREPARATION (COMPUTER SCIENCE TECHNOLOGY AND ENGLISH)

The article is devoted to the process of professional competence formation of faculty. This process supposes the integration of two profiles of preparation: the professional training in the sphere of computer science education and training in the sphere of foreign language education. The author represents the main approaches which contribute to the efficiency of this process.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ (ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ (ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

© 2021 А. С. Григорьева1, Н. А. Тарасюк2

1 соискатель кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: griorieva03 @ mail. ru 2докт. пед. наук, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: N A [email protected]

Курский государственный университет

Данная статья посвящена процессу формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование с двумя профилями подготовки (преподавание информатики и английского языка). Данный процесс предполагает интеграцию двух аспектов подготовки: профессиональное обучение в сфере компьютерных технологий и обучение иностранным языкам. Автор представляет основные подходы, которые обеспечивают эффективность описанного процесса.

Ключевые слова: профессиональность компетентность, обучение информационным технологиям, обучение иностранным языкам, подходы.

THE MAIN THEORETICAL FOUNDATIONS ENSURING THE EFFICIENCY OF PROFESSINAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE BACHELORS WITH SPECIALTY 44.03.05 PEDAGOGICAL EDUCATION WITH TWO PROFILES OF PREPARATION (COMPUTER SCIENCE TECHNOLOGY AND ENGLISH)

© 2021 A. S. Grigoreva1, N. A. Tarasuk2

Applicant at the Department of Linguistic Theory and Teaching Methods of Foreign

Language Education e-mail: griorieva03 @ mail. ru 2Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Linguistic Theory and Teaching Methods of Foreign Language Education e-mail: N A [email protected]

Kursk State University

The article is devoted to the process of professional competence formation of faculty. This process supposes the integration of two profiles of preparation: the professional training in the sphere of computer science education and training in the sphere of foreign language education. The author represents the main approaches which contribute to the efficiency of this process.

Keywords: professional competence, computer science education, foreign language education, approaches.

Постановление Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» сроком с 2018 по 2025 г. преследует три цели:

1) качество образования,

2) доступность образования;

3) онлайн-образование.

Говоря о качестве образования, правительство РФ имеет в виду сохранение лидирующих позиций нашей страны в международном исследовании качества чтения и понимания текста (РЖЬБ) и в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (ТГМББ).

Доступность образования обеспечивается за счёт создания условий, соответствующих основным современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Онлайн-образование реализуется посредством увеличения численности учащихся общеобразовательных учреждений, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, которые прошли обучение на онлайн-курсах.

В рамках направления программы «Развития образования» происходит информационная подготовка специалистов высшего образования по различным областям. Информационная подготовка обеспечивает эффективность решения задач, но ее потенциал увеличивается, если это происходит на основе интеграции дисциплин «информатика» и «английский язык».

Согласно образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование с двумя профилями подготовки (преподавание информатики и английского языка) будущий бакалавр должен обладать рядом компетенций в соответствии с ФГОС: универсальными, общепрофессиональными и профессиональными.

Универсальные компетенции делятся на семь групп. Первая группа - это системное и критическое мышление. Данная компетенция предполагает способность будущего бакалавра осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, а также применять системный подход для решения различных задач. Вторая группа универсальных компетенций - разработка и реализация проектов, в рамках которой будущий бакалавр обладает способностью определять задачи для достижения поставленной цели и выбирать адекватные способы их решения, учитывая действующие правовые нормы, ресурсы и ограничения. Третья группа универсальных компетенций - командная работа и лидерство, предполагающая осуществление социального взаимодействия и самореализации в команде. Четвертая группа -коммуникация, то есть способность вести деловое общение в устной и письменной формах на русском и иностранном языке. Межкультурное взаимодействие, пятая группа универсальных компетенций, предполагает способность студента воспринимать межкультурное разнообразие общества в различных контекстах, а именно социально-историческом, этическом и философском. Шестая группа - это самоорганизация и саморазвитие. Данная компетенция предполагает способность будущего бакалавра владеть тайм-менеджментом, строить собственный путь развития на основе принципов образования, а также реализовывать этот путь в течение жизни. К этой же группе относится способность поддерживать оптимальный уровень физической подготовки для осуществления полноценной социальной и профессиональной деятельности. И к последней, седьмой, группе универсальных компетенций относится безопасность

Григорьева А. С., Тарасюк Н. А. Основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность

формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

(преподавание информатики и английского языка)

жизнедеятельности, предполагающая создание и поддержание безопасных условий, включая чрезвычайные ситуации.

Общепрофессиональные компетенции также разделены на несколько групп. К первой группе относятся правовые и этические основы профессиональной деятельности. Овладение данной компетенцией предполагает осуществление будущим бакалавром профессиональной деятельности в соответствии с нормативными и правовыми образовательными актами и нормами образовательной этики. Вторая группа - это разработка основных и дополнительных образовательных программ, а также их отдельных компонентов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Овладев третьей группой общепрофессиональных компетенций, будущий выпускник обладает способностью организовать индивидуальную и совместную учебную и воспитательную деятельность учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Также он владеет образовательными технологиями по работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Четвертая группа - это построение воспитывающей образовательной среды, предполагающая осуществление духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе национальных ценностей. К пятой группе относится контроль и оценка результатов образования, а также выявление и корректировка трудностей в обучении. Овладение пятой группой общеобразовательных компетенций предполагает способность будущего бакалавра использовать в своей профессиональной деятельности психолого-педагогические технологии, которые являются необходимыми для индивидуализации обучения, развития и воспитания, включая работу с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Следующую группу составляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. Данная компетенция предполагает знание психолого-педагогических закономерностей, особенностей, этических и правовых норм, владение различными техниками и приемами взаимодействия, а также приемами предупреждения и разрешения различного рода конфликтов. К восьмой, последней, группе относят научные основы педагогической деятельности, то есть способность её осуществления на основе специальных научных знаний.

Профессиональная компетенция будущих выпускников состоит в реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС. Будущий бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (преподавание информатики и английского языка) должен владеть системой знаний в области информатики и программирования, современными информационными технологиями, в том числе инструментальными средствами разработки программного обеспечения, а также владеть системой лингвистических знаний (основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления и закономерности функционирования английского языка) и способностью использовать вышеописанные системы для решения профессиональных задач.

Сформировав и развив универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, будущий бакалавр может осуществлять профессиональную деятельность в области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, то есть сможет преподавать информатику и английский язык на этапах дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного

образования. Выпускники, которые освоили образовательную программу бакалавриата, готовы решать задачи профессиональной деятельности педагогического типа:

1) проектирование и реализация образовательного процесса в образовательных организациях;

2) проектирование и реализация образовательных программ.

Эффективное овладение вышеперечисленными компетенциями, а именно:

универсальными, общепрофессиональными и профессиональными, происходит посредством коммуникативно-когнитивного, проблемно-деятельностного,

аксиологического, личностно ориентированного и интегративного подходов.

Прежде чем перейти к описанию интегративного подхода в обучении, рассмотрим само понятие «интеграция». Интеграция, или «соединение» от латинского intergatio, подразумевает под собой процесс объединения частей в одно целое [Ушаков 1935]. В педагогике под интеграцией понимается формирование качественно новой, целостной системы знаний у обучающихся посредством объединения целей, принципов и содержания процесса обучения и воспитания [Омельченко 2006]. И.Д. Зверев и В.Н. Максимова говорили об интеграции как о «процессе и результате создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в курсе, теме, разделе программы элементов разных дисциплин, слияния научных понятий и методов в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ в раскрытии межпредметных учебных проблем» [Зверев 1987: 17]. Интегративный подход в обучении будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки заключается в интеграции специальных дисциплин и дисциплины английский язык. Учебный план, утвержденный 29.04.2019 г. решением ученого совета КГУ, включает несколько модулей:

1) математический модуль;

2) модуль теории и методики обучения информатике и ИКТ;

3) модуль информационных систем и технологий;

4) модуль информатики и программирования;

5) дисциплины по выбору (Web-дизайн и интернет-технологии);

6) модуль иностранного языка.

Каждый из перечисленных модулей включает в среднем пять-семь дисциплин. Модуль иностранного языка включает следующие дисциплины: основы устной и письменной речи на иностранном языке, практический курс иностранного языка, контекстуальная грамматика, лексико-грамматические аспекты иноязычной профессиональной коммуникации, теория и практика перевода, страноведение, также предлагается две дисциплины по выбору, а именно публичная речь или научный дискурс на иностранном языке.

Реализовать интегративный подход в рамках данного учебного плана возможно, создав спецкурс, который подразумевает преподавание некоторых дисциплин из модулей информатики или информационных систем на английском языке. Также представляется возможным предложение студентам интегрированных учебных заданий, выполняя которые будущие бакалавры осваивают дисциплинарные знания, более того, это способствует интеллектуальному и личностному развитию.

Интегративный подход позволяет обучающимся овладеть знаниями, умениями, навыками и опытом в профессиональной деятельности по двум дисциплинам. Также происходит развитие профессионального мышления и способностей, которые способствуют коммуникации как средствами информатики, так и средствами иностранного языка. Интеграция способствует расширению образовательного

Григорьева А. С., Тарасюк Н. А. Основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность

формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

(преподавание информатики и английского языка)

потенциала, то есть студенты расширяют свои знания в области лингвистики и информатики.

Коммуникативно-когнитивный подход реализуется через принципы направленности обучения, а именно коммуникативный и когнитивный. Суть принципа когнитивной направленности заключается в осуществлении естественного познавательного процесса, то есть в концептуализации знаний [Бурина 2012]. Данный принцип состоит не в передаче готового знания, а в его добытии самим студентом посредством сравнения, систематизации и анализа [Щепилова 2013]. Когнитивная направленность обучения делает процесс обучения эффективным за счёт уже имеющихся знаний студентов в области лингвистики родного языка, за счёт сформировавшегося металингвистического сознания, а также знаний из области информатики, на которые будущие бакалавры опираются при решении различных задач, в том числе коммуникативных, а именно: найти информацию, понять её, отобрать для решения конкретных задач и презентовать материал. Е.И. Пассов говорил об особенностях организации обучения: «по основным своим качествам, чертам оно <обучение> должно быть подобно процессу общения» [Пассов 1985: 147-150]. Также важно отметить, что на всех этапах решения задач студентами коммуникация происходит на иностранном языке. Говоря о коммуникативной стороне обучения, нельзя не упомянуть стороны общения:

1) студент-студент;

2) студент-преподаватель;

3) студент - профессиональное сообщество.

Под профессиональным сообществом мы понимаем профессионально ориентированные порталы и специальные платформы, среди которых можно отметить Unreal Engine (https://forums.unrealengine.com/), The Overflow

(https://stackoverflow.blog/), Reddit (https://www.reddit.eom/r/programming/), Unity Forum (https://forum.unity.com/). Данные платформы предназначены для специалистов IT-сферы разных направленностей. На площадках пользователи могут узнать последние новости и разработки в данной сфере, а также обменяться опытом на форумах. Важно отметить, что представленные площадки являются англоязычными.

Следующий подход, проблемно-деятельностный, заключается в организации образовательного процесса таким образом, чтобы деятельность студента была максимально активной, разносторонней и самостоятельной. Данный подход возможно реализовать через вовлечение студентов в различного рода деятельность -образовательную, культурно-просветительскую и научно-исследовательскую. Образовательная деятельность студентов может быть реализована в рамках учебной и производственной практик, которые предлагают обучающимся возможность получить опыт в профессиональной деятельности. Культурно-просветительская деятельность включает в себя участие в различного рода семинарах, мастер-классах, открытых столах и пр. В рамках научно-исследовательской деятельности студенты пишут курсовые работы, а также выпускную квалификационную работу.

Следующий подход - аксиологический. В аксиологии понятие «ценность» коррелириует с понятием «культурный смысл», который присущ большинству членов сообщества. Формирование ценностей человека - это процесс, который определяется социальными условиями, а также воспитательной и социализирующей средой, в которой личность человека развивается [Громов 2010: 125]. Также в этом помогают роль компетенции, описанные выше, а именно саморазвитие и самосовершенствование, социальное взаимодействие, ценностно-смысловая ориентация. Аксиологический

подход в обучении будущих бакалавров с двумя профилями подготовки реализуется через содержание обучения. Чаще всего формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности служат материалы, изучаемые в процессе обучения. Это объясняется тем, что изучение иностранного языка связано напрямую с основами миропонимания, мироощущения и мировоззрения человека [Рубцова 2009: 184]. Поэтому важно отметить, что язык является инструментом не только для отдельного человека, но и общества в целом, включая все сферы общения, а именно хозяйственную, общественно-политическую, бытовую, сферу художественной литературы и эстетического воздействия, сферу науки и образования, а также сферу делопроизводства и личной переписки, и сферу досуга [Еремин 2008: 15].

Личностно ориентированный подход характеризуется созданием в учебно-воспитательном процессе системы педагогических условий, которые могут обеспечить проявление и развитие личностных свойств и функций студента [Малашихина 2003: 92], и реализуется через научно-исследовательскую деятельность, а также в процессе социального общения.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности предусматривает комплексное формирование всех компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Однако среди указанных видов компетенций наиболее значимыми являются развитие системного и критического мышления, коммуникативных навыков, а также разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ. В качестве наиболее эффективных подходов представляются:

1) коммуникативно-когнитивный;

2) проблемно-деятельностный;

3) аксиологический;

4) личностно ориентированный;

5) интегративный.

Не умаляя значения всех подходов, представляется целесообразным в качестве приоритетных выбрать коммуникативно-когнитивный и интегративный подходы. Важно отметить, что интегративный подход позволяет вывести профессиональную компетентность на новый уровень, то есть помогает овладеть необходимыми знаниями, умениями, приемами, способами овладения профессиональной деятельностью, а также сформировать ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

Бурина, Е. В. Проблемы межкультурного обучения / Е. В. Бурина. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы лингвистики и гуманитарных наук : сборник статей. - Москва : РУДН, 2012. - С. 424-434.

Громов, Р. А. Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза / Р. А. Громов. - Текст : непосредственный // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Сер. Педагогические и психологические науки. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - Вып. 11. - С. 124-130.

Ерёмин, Ю. В. Синтетическая парадигма в педагогике / Ю. В. Ерёмин, А. В. Рубцова. - Текст : непосредственный // Образовательные стратегии переходного периода : сборник статей, подготовленных по итогам конференции «Образовательные стратегии переходного общества» (Санкт-Петербург, 01-03 ноября 2008 г.). - Санкт-Петербург : Астерион, 2008. - С. 14-24.

Григорьева А. С., Тарасюк Н. А. Основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность

формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

(преподавание информатики и английского языка)

Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев,

B. Н. Максимова. - Москва : Педагогика, 1981. -160 с.

Малашихина, И. А. К проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в обучении студентов вузов / И. А. Малашихина, О. И. Ковалева. - Текст : непосредственный // Эвристическое образование - 6: материалы VI региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2003. - С. 91-93.

Омельченко, С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе /

C. В. Омельченко. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральск. гос. ун-та. -2006 - №16 (71). - С. 14-17

Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - Москва, 1985. - 208 с. - Текст : непосредственный.

Рубцова, А. В. Аксиологический подход как методологоческая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования / А. В. Рубцова. - Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - Вып. 83. -С. 179-184.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. 1935

Щепилова, А. В. Когнитивизм в лингводидактике: истоки и перспективы / А. В. Щепилова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2013. - № 1(11). - С. 45-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.