УДК 338.26:658
В. В. Смачило, И. И. Божидай
Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, г. Харьков, Украина
Основные теоретические аспекты
формирования конкурентной стратегии предприятия
Исследованы теоретические основы формирования стратегии в аспекте стратегического управления. Выделены общие и отличительные черты общей и конкурентной стратегии. Проанализированы основные этапы формирования конкурентных стратегий. Предложено собственное видение процесса формирования конкурентной стратегии. Определены четыре содержательных блока данного процесса: целеполагание, аналитический, прогнозный и плановый.
Ключевые слова: стратегическое управление, конкурентная стратегия, процесс формирования, анализ факторов, влияние внешней и внутренней среды.
Постановка проблемы. Развитие рыночной экономики в Украине требует умения использовать современные управленческие подходы и технологии, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий. При этом необходимо учитывать, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем показателям. Поэтому необходим выбор приоритетов, выработки стратегии, которые бы максимально соответствовали рыночной ситуации и наилучшим образом использовали бы сильные стороны предприятия. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть формирование и реализация конкурентной стратегии.
Разработкой теоретических, методических и практических основ формирования стратегий занимались такие зарубежные и отечественные ученые: Ф. Котлер, М. Портер, И. Ансофф, Г. Минсберг, Д. Аакер, Р. А. Фатхутдинов, Е. Н. Та-ряник, Т. В. Омельяненко, В. В. Пастухова [6], Л. Л. Гевлич [1] и другие. Вопросы разработки конкурентной стратегии отражены в трудах таких отечественных ученых: Ю. Г. Ковальская [2], Х. З. Махмудов [3], В. В. Писаренко, И. А. Терещенко [7], И. Б. Яцив и А. С. Дуброва.
Процессам стратегического управления предприятием посвящено значительное количество научных работ, но до сих пор существует несогласованность взглядов ученых относительно состава и перечня работ при формировании стратегии как неотъемлемого этапа стратегического управления предприятием. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить процессам формирования именно конкурентной стратегии, как таковой,
что обеспечивает реализацию предприятиям их конкурентных преимуществ.
Целью статьи является исследование процесса формирования конкурентной стратегии предприятия, определение его структурных элементов.
Изложение основного материала исследования. Современный этап развития экономики характеризуется усилением конкуренции на рынке, быстрыми темпами изменений во внешней среде, информатизацией общества, факторами глобализации и кризисными явлениями. В этих условиях значительно повышается роль стратегического управления предприятием. Стратегическое управление - это деятельность, основанная на стратегической ориентации как компоненте философии предпринимательства и имеет направленность на достижение целевых ориентиров в перспективе, обеспечение конкурентоспособности, устойчивости конкурентных позиций и долговременного успеха предприятия [6, с. 12].
Следует обратить внимание на то, что некоторые авторы не проводят границы между процессами различных уровней. Так, стратегическое управление отождествлено с процессами формирования и реализации стратегии [7], но стратегическое управление включает в себя гораздо больше категорий, а формирование и реализация стратегии является лишь его этапами. Процесс формирования стратегии с процессом стратегического управления [1]. В. В. Пастухова также обращает внимание на отождествление понятий - процесса разработки стратегии с процессом стратегического управления. Ведь, по сути, процесс разработки стратегии ограничен действиями по генерированию
В. В. Смачило , И. И. Б ожидай
79
стратегических альтернатив, выбора стратегий и формирования стратегических мероприятий по выбранной стратегии. Следует учитывать, что стратегия разрабатывается на основании определенных целевых ориентиров, выявленных конкурентных преимуществах, возможностях и угрозах во внешней среде [6, с. 19].
В. В. Пастухова выделяет четыре блока в модели стратегического управления предприятием:
1) блок определения целевых ориентиров;
2) аналитический блок;
3) блок разработки стратегии;
4) блок реализации стратегии.
Блок разработки стратегии включает следующие подпункты: генерирование стратегических альтернатив, выбор стратегии и формирования стратегического плана [6, с. 18].
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает процесс формирования стратегии, а именно конкурентной - как основы для обеспечения конкурентных преимуществ и удержания конкурентных позиций предприятиями.
Конкурентная стратегия - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение и сохранение высокого уровня конкурентоспособности и выгодной позиции на рынке, основанный на эффективном использовании конкурентных преимуществ и нейтрализации негативных факторов воздействия [3, с. 182].
Формирование конкурентных стратегий предприятий, в первую очередь, должно базироваться на стратегическом управлении, ведь выбор оптимальной стратегии имеет определенные особенности, что, прежде всего, обусловлено уровнем управления. Определение конкурентной стратегии для предприятия зависит от ситуации, в которой находится организация на конкретном этапе своего развития. В частности, это касается того, как быстро руководство может реагировать на изменения внешней среды, какие сильные позиции имеет данное предприятие и какой опыт применения стратегических решений.
Основной задачей конкурентных стратегий предприятий является преобразование факторов конкурентоспособности в их конкурентные преимущества. Эффективно сформированная конкурентная стратегия, в соответствии с условиями данной отрасли, целей, потенциальных и ресурсных возможностей, преимуществ предприятия, включая программы действий по всем возможным
функциональным направлениям деятельности и направленная на действенную реализацию, обеспечит предприятию достижение рыночного успеха и превосходства над конкурентами [3, с. 184].
В свете быстроменяющихся рыночных условий хозяйствования необходим постоянный мониторинг внешнего окружения предприятия для выявления дополнительных благоприятных возможностей в деятельности предприятия и распознавания первых признаков вероятных неблагоприятных условий для создания механизма минимизации или предотвращения их негативных последствий. Таким образом, непрерывный анализ (мониторинг) внешней среды предприятия является необходимым условием эффективного функционирования и является базой для определения и создания преимуществ, которые могло бы реализовать предприятие. Соотношение различных внутренних и внешних возможностей производственных структур формируют систему вариации возможных действий, то есть стратегические альтернативы. Процесс выбора наиболее оптимального решения для предприятия, на основе значительного количества входящей информации, которая была обработана и структурирована, и является процессом формирования стратегии.
По нашему мнению, целесообразно процесс формирования конкурентной стратегии отразить как совокупность последовательных и взаимосвязанных блоков: целеполагание, аналитического, прогнозного и планового, включающие промежуточный контроль, оценку и возможность корректировки (см. рис.). Данное утверждение частично находит подтверждение в работах Л. Л. Гевлич [1], Ю. Г. Ковальской [2], В. В. Писаренко, И. А. Терещенко [7], В. В. Оглих и С. П. Криворучко [4].
Выводы. Проведенный анализ профессиональной научной литературы по тематике исследования позволил определить особенности процесса формирования конкурентной стратегии в аспекте стратегического управления и определить его содержание. Предложена следующая последовательность процесса формирования конкурентной стратегии: установление целей, аналитический, прогнозный и плановый блоки. Перспективой дальнейших исследований является развитие предложенного процесса формирования конкурентной стратегии и апробация полученных результатов.
БЛОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
1. Формирование целей с учетом миссии предприятия.
2. Формирование целей, с учетом установленных целей высших звеньев управления.
3. Формирование целей под влиянием факторов внутренней среды.
4. Формирование целей под влиянием факторов внешней среды
ПРОГНОЗНЫЙ БЛОК
1. Прогнозирование развития отрасли.
2. Прогнозирование развития рынка.
3. Прогнозирование поведения конкурентов.
4. Прогнозирование собственной конкурентной позиции на рынке
ПЛАНОВЫЙ БЛОК
1. Планирование проведения предприятия.
2. Составление плана действий.
3. Формирование плана действий для производственных подразделений.
4. Определение источников и размера финансирования программ.
5. Определение сроков реализации
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Проведение ретроспективного анализа.
2. Анализ потенциала предприятия.
3. Анализ конкурентной среды.
4. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
5. Определение угроз и возможностей.
6. Определение конкурентных преимуществ предприятия.
7. Уровень конкурентоспособности предприятия.
8. Конкурентная позиция на рынке
ы
д
е
в ер
ос
ро й
отк
аш ф е е н и н
е н ш
л В
в
и
й е н н е
ерт тун
Текущий контроль, оценка, коррекция промежуточных данных в ходе процесса формирования конкурентной стратегии.
Процесс формирования конкурентной стратегии предприятия
Ш
1. Гевлич Л. Л. Стратепчна дiагностика тдприемства: монограф1я. Донецьк: Юго-Восток, 2007. 198 с.
2. Ковальська Ю. Г. Формування конкурентно! стратеги тдприемства: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук: спец. 08.06.01 «Економжа, оргатзаця управлшня тдприемствами». Ки!в, 2004. 26 с.
3. Махмудов Х. З. Теоретичш аспекти формування конкурентних стратегш аграрних тдприемств // Науковi пращ Полтавсько! державно! аграрно! академн. Економiч-ш науки. Полтава: ПДАА. 2012. Вип. 2. Т. 1. С. 118-127.
4. Мiзюк Б. М. Основи стратепчного управлшня: тдру-чник. Льв1в: Магнол1я 2006, 2009. 544 с.
5. Оглiх В. В, Криворучко С. П. Система моделi формування ефективно! бiзнес-стратегi! тдприемства в умовах кон-куренци // Бiзнес 1нформ. 2012. № 5. С. 250-255.
6. Пастухова В. В. Стратепчне управлшня щдприемством: фшософш, полпика, ефективнтсть: монограф1я. К.: Ки!в. нац. торг.-екон. ун-т, 2002. 302 с.
7. Писаренко В. В., Терещенко I. О. Особливоста формування конкурентно! стратеги тдприемств молочно! галузi // Вюник Харювського надiонального техтчного ун1верситету сiльського господарства: Економiчнi науки. Харюв: ХНТУСГ. 2011. Вип. 113. Режим доступу до журн.: http://khntusg.com.ua/node/787
B. B. Cmavhho , H. H. Eomhflah
81
1. Gevlych L. L. Strategichna diagnostyka pidpryjemstva: mo-nografija. Donec'k: Jugo-Vostok, 2007. 198 s.
2. Koval's'ka Ju. G. Formuvannja konkurentnoi' strategii' pidpryjemstva: avtoref. dys. na zdobuttja nauk. stupenja kand. ekon. nauk: spec. 08.06.01 «Ekonomika, organizacija upravlinnja pidpryjemstvamy». Kyi'v, 2004. 26 s.
3. Mahmudov H. Z. Teoretychni aspekty formuvannja konku-rentnyh strategij agrarnyh pidpryjemstv // Naukovi praci Poltavs'koi' derzhavnoi' agrarnoi' akademii'. Ekonomichni nauky. Poltava: PDAA. 2012. Vyp. 2. T. 1. S. 118-127.
4. Mizjuk B. M. Osnovy strategichnogo upravlinnja: pidruch-nyk. L'viv: Magnolija 2006, 2009. 544 s.
5. Oglih V. V., Kryvoruchko S. P. Systema modeli formuvannja efektyvnoi' biznes-strategii' pidpryjemstva v umovah konkurencii' // Biznes Inform. 2012. № 5. S. 250-255.
6. Pastuhova V. V. Strategichne upravlinnja pidpryjemstvom: filosofija, polityka, efektyvnist' [Tekst]: monografija K.: Kyi'v. nac. torg.-ekon. un-t, 2002. 302 s.
7. Pysarenko V.V., Tereshhenko I. O. Osoblyvosti formuvannja konkurentnoi' strategii' pidpryjemstv molochnoi' galuzi piektronnbij resurs] // Visnyk Harkivs'kogo nacional'nogo tehnichnogo universytetu sil's'kogo gospodarstva: Ekonomichni nauky. Harkiv: HNTUSG. 2011. Vyp. 113. Rezhym dostupu do zhurn.: http://khntusg.com.ua/node/787
V. V. Smachilo, 1.1. Bogiday Kharkov National University of Civil Engineering and Architecture, Kharkov
The main theoretical aspects of formation the competitive strategy of the enterprise
The theoretical basis of the formation of the strategy in terms of a strategic management. Identify common and distinctive features of the general and competitive strategies. Analyzes the main stages in the formation of the competitive strategies. Suggest my own vision for the formation of competitive strategy. Identified four meaningful unit of the process: goal-setting, analytical, forecast and planning.
Keywords: a strategic management, a competitive strategy, the process of formation, analysis of the factors, the impact of external and internal environment.