Йованович Тамара Георгиевна, Кохташвили Наталья Ивановна, Янкина Елена Владимировна, Багметова Нонна Васильевна
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
В статье рассмотрены основные тенденции в образовательном процессе школ США в конце XIX в. Авторы отмечают, что возросший государственный контроль, рост финансовой поддержки, вступление в силу законов об обязательном образовании привели к тому, что к середине XIX века в общественных школах произошло расширение числа и видов предметов, вводимых в перечень обязательных дисциплин. При этом расширение содержания образования потребовало внедрения новых принципов обучения, например, принципа наглядности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/11 -3/59.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 195-198. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной речевой компетенции [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. URL: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhumala/2013/1/pedagogika/lazutova-levina.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
4. Левина Е. А. Интерактивное взаимодействие студентов-бакалавров при обучении иностранному языку посредством сервисов Веб 2.0 // Новая наука: от идеи к результату. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. С. 86-88.
5. Максимов Р. С., Клыков А. Д. Использование интерактивных форм обучения для активизации познавательного процесса у студентов прикладного бакалавриата // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. № 6 (108). С. 32-35.
6. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2007. 176 с.
7. Рожнова Е. А., Симакова С. М. Использование кейс-метода в интерактивном обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8 (62): в 2-х ч. Ч. 1. С. 198-201.
ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF UNDERGRADUATE STUDENTS USING INTERACTIVE METHODS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Vishlenkova Svetlana Gennad'evna, Ph. D. in Philology Levina Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev [email protected]; [email protected]
The article deals with interactive methods as a means of activization of educational and cognitive activity of undergraduate students of language specialization. The paper presents the main stages of using interactive methods. The authors give specific examples of their application in foreign-language practical classes. The article substantiates the use of interactive teaching methods to increase the level of foreign-language communicative competence of undergraduate students.
Key words and phrases: foreign-language communicative competence; interactive teaching; interactive methods; joint activity; cognitive competence; creative activity.
УДК 37.1
В статье рассмотрены основные тенденции в образовательном процессе школ США в конце XIX в. Авторы отмечают, что возросший государственный контроль, рост финансовой поддержки, вступление в силу законов об обязательном образовании привели к тому, что к середине XIX века в общественных школах произошло расширение числа и видов предметов, вводимых в перечень обязательных дисциплин. При этом расширение содержания образования потребовало внедрения новых принципов обучения, например, принципа наглядности.
Ключевые слова и фразы: структура и содержание школьного образования; технические дисциплины; расширение содержания обучения; единый учебный план; дисциплины практической направленности; принцип наглядности.
Йованович Тамара Георгиевна, к. пед. н., доцент Кохташвили Наталья Ивановна Янкина Елена Владимировна Багметова Нонна Васильевна
Волгоградский государственный технический университет
[email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Становление и развитие государственной системы школьного образования в США в конце XIX - начале ХХ века находилось в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и политическими процессами, проходившими в обществе. В этот период существенно возросли требования к уровню подготовки в школах, потребовался качественно новый подход к содержанию образования, что привело к реформам на всех этапах школьного образования.
Относительно более быстрое развитие образования в США было обусловлено рядом причин, одной из которых являлся более высокий уровень производства и определяемые им потребности в квалифицированной рабочей силе. К середине XIX столетия в США совершенствуется система школьного обучения.
Быстрые темпы роста образования в США были тесно связаны с интенсивным развитием техники, вызванным в значительной степени постоянной нехваткой и высокой стоимостью рабочей силы. Быстро усложнявшийся
196
^БЫ 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 3
производственный процесс в американской промышленности способствовал более активной замене простого труда более сложным и квалифицированным [4; 5].
В последней трети XIX в. продолжал расширяться круг дисциплин, изучаемых в американской школе. Об этом прежде всего свидетельствуют данные (Таблица 1), показанные в работе Дж. Рассела [9, р. 47-98], применительно к начальной школе.
Таблица 1.
Содержание начального образования США в 1850-1875 гг.
1850
Грамматика Чтение Граждановедение
География Письмо
Произношение Арифметика
1875
Физиология и гигиена Рисование Произношение Граждановедение
Грамматика Чтение Музыка
География Арифметика История
Письмо Астрономия
Отметим, что расширение содержания обучения происходило и в средней школе.
В Таблице 2 приведен типовой учебный план одной из средних школ Вашингтона того времени [8, р. 124-170].
Таблица 2.
Учебный план средней школы Вашингтона (1892)
Год Общеобразовательное отделение Естественнонаучное отделение Практическое отделение
1 2 3 4
1-й Английский язык История Алгебра Латинский язык Физиология Английский язык История Алгебра Немецкий язык Физиология Физическая география Английский язык История Алгебра Бухгалтерия и коммерческая арифметика Физиология Физическая география
2-й Английский язык (I полугодие) История и политическая экономия (II полугодие) Геометрия Латинский язык Физика или греческий язык Английский язык (I полугодие) История и политическая экономия (II полугодие) или весь год химия Геометрия Немецкий язык Физика Английский язык (I полугодие) История и политическая экономия Весь год химия Бухгалтерия и коммерческая арифметика Торговое право и коммерческая география Физика
3-й Тригонометрия и топография или английский язык Латинский язык Французский или греческий языки Ботаника Химия и минералогия История и политическая экономия Дополнительные отделы физики Тригонометрия и топография или английский язык Немецкий язык Французский язык Ботаника Химия и минералогия История и политическая экономия Дополнительные отделы физики Дипломы выдаются после двухлетнего курса; окончившим предоставляется право слушать по желанию любой предмет других отделов.
Из приведенного выше учебного плана видно, какое большое место в программах американских средних школ занимали естественные науки. К тому же в американских школах изучение классических языков начиналось в школе второй ступени, а не первой, как было также во многих европейских странах.
Дисциплины прикладного характера занимали в американской школе довольно большое место. В первую очередь это относится к рисованию, преподавание которого действительно было поставлено на довольно высоком уровне, о чем упоминается в работах Г. Гиппо, Д. Фитча и русских педагогов Е. Ковалевского и Е. Янжула [2; 5].
Несколько позднее, чем рисование, в программах американских школ появилось черчение. Дальнейшее развитие промышленности, усложнение техники производства требовало более образованного рабочего,
способного разбираться в чертежах машин. Анализ литературных источников показывает, что черчение было введено в программу обучения американской школы именно по настоянию промышленников.
Так, в 1869 г. Верховный суд Массачусетса получил петицию от группы предпринимателей, которые ставили вопрос о необходимости изучения в школах этого предмета [3; 4]. В результате законодательное собрание Массачусетса в 1870 г. приняло акт, на основании которого во всех школах, расположенных в городах с населением, превышающим 10 тыс. человек, вводилось черчение. Этот закон сразу же выявил острую нехватку квалифицированных преподавательских кадров, и в 1873 г. в Спрингфильде была открыта «Типовая школа искусств» (Normal Art Shcool) в основном для подготовки учителей по черчению [7].
Постепенное расширение содержания образования потребовало и иных методов обучения в американских школах. Исследователи Колин Марч и Джордж Виллис в своей работе «Учебный план» (Цит. по: [2]) указывают, что в конце XIX века многие американские школы, особенно городские, были хорошо оборудованы различными лабораториями, и поэтому в них широко применялся принцип наглядности в обучении, поощрялась самодеятельность учащихся.
Далее авторы отмечают, что принцип наглядности соблюдался и в преподавании других дисциплин. Так, на уроках истории использовались карты, зачастую сделанные самими учащимися, изготовлялись орудия труда изучаемой эпохи и т.п. При этом изучение многих предметов связывалось с практической деятельностью учащихся.
Русский педагог П. П. Блонский акцентирует внимание на возросшем значении ручного труда в школах США конца XIX века. Автор отмечает, что новые методы требовали применения ручного труда. Хотя у многих преподавателей языка, математики, истории или географии ученики рисовали, чертили, лепили, клеили, т.е. в определенных вещественных формах изображали предметы изучения, американскую школу в это время нельзя еще назвать трудовой. Это была школа иллюстративная, «школа активной наглядности» [1, с. 34].
Анализ педагогической литературы показывает, что к 1890 году большинство детей в США было обязано в соответствии с законом закончить начальную школу, однако после ее окончания они могли не продолжать образование в средней школе, что часто и происходило, так как дети начинали работать [6]. В результате только около десяти процентов учеников посещали средние школы, и только четвертая часть учащихся, получивших среднее образование, продолжала обучение в университетах. При этом существенно выросли требования к уровню образования, необходимому при поступлении в колледж, что потребовало изменения учебных планов средних школ.
Именно это обстоятельство, по нашему мнению, привело к необходимости изменений в содержании образования средних школ.
Увеличивающийся государственный контроль общественных школ, рост финансовой поддержки школ, вступление в каждом штате законов об обязательном образовании привели к тому, что к середине XIX века в общественных школах преподавали не только основные предметы, такие как латинский и греческий язык, чтение, письмо, грамматика, арифметика и история, но также и такие предметы, как французский язык, география, логика, граждановедение, рисование, музыка, геометрия, алгебра, химия, физика, ботаника, астрономия, физиология человека (включая здоровье и гигиену), бухгалтерия и сервис. С одной стороны, расширение числа и видов предметов, вводимых в перечень обязательных дисциплин, преподаваемых в средних школах, казалось, нарушало идею «общего» учебного плана. Но, с другой стороны, данное обстоятельство действовало как мощный катализатор для расширения числа и видов предметов, вводимых в перечень школьных дисциплин.
Конец девятнадцатого столетия может фактически быть описан как период дебатов - иногда весьма спорный - между защитниками традиционного академического учебного плана, основанного на общеобразовательных предметах, и защитниками более новых, приближенных к практической жизни учебных планов. Эти дебаты приобретали разнообразные формы, возникло много предложений о содержании учебного плана, выдвигались различные принципы выбора учебных дисциплин, однако основные проблемы формирования учебного плана остались нерешенными.
Среди наиболее поучительных примеров этих дебатов следует выделить три сообщения, выпущенные Национальной ассоциацией образования (НАО) в 1876, 1893 и 1895 годах. Во всех трёх сообщениях подчеркивалась важность выбора дисциплин при формировании учебного плана, что явилось реакцией на возрастающее влияние потребностей общества при планировании процесса обучения в школе [Там же].
Таким образом, в последней трети XIX века в США произошли большие изменения в области народного образования. Менялась и стабилизировалась система образования, вводились новые методы обучения, расширялись учебные планы, увеличивалась продолжительность занятий.
Изменение содержания образования в американских школах, о котором говорилось выше, произошло быстрее, чем во многих европейских странах, но сопровождалось довольно длительной и упорной полемикой ученых-педагогов, предлагающих различные концепции к содержанию школьного образования.
Список литературы
1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
2. Гиппо Г. Общественное образование в США. СПб., 1872. 190 с.
3. Йованович Т. Г., Егоров В. В. Структура и содержание образования в американских школах на рубеже XIX-XX веков //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории
и практики. Тамбов, 2016. № 6 (68). Ч. 1. С. 85-88.
198
ISSN 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 3
4. Йованович Т. Г., Кохташвили Н. И., Маркова О. В. Исторические аспекты становления и развития среднего образования США в конце XIX - начале ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. № 8 (58): в 3-х ч. Ч. 2. С. 89-93.
5. Ковалевский E. Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. СПб., 1895. 205 с.
6. Шершнева Т. Г. Развитие школьного образования в США в конце XIX - начале ХХ века: автореф. дисс. ... к. пед. н. Волгоград, 2003. 28 с.
7. Bailley Н. Т. A Sketch of the History of Public Art Instruction in Massachusets. Boston, 1900. 156 p.
8. Marsh C., Willis G. Curriculum. Alternative Approaches. Englewood Gliffs - New Jersey, 1995. 380 p.
9. Russel J. The American Educational System. Boston, 1940. 267 p.
THE MAIN TENDENCIES IN EDUCATION CONTENT AT AMERICAN SCHOOLS AT THE END OF THE NINETEENTH CENTURY
Iovanovich Tamara Georgievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kokhtashvili Natal'ya Ivanovna Yankina Elena Vladimirovna Bagmetova Nonna Vasil'evna
Volgograd State Technical University [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article describes the main tendencies of educational process of the USA schools at the end of the XIX century. The authors note that increased state control, growth of financial support, entering of laws on compulsory education into force led to the fact that by the middle of the XIX century public schools expanded the number and types of subjects, which were introduced into the list of obligatory disciplines. At the same time extension of education content demanded the introduction of new teaching methods, for example, the principle of using visual aids.
Key words and phrases: structure and content of school education; technical disciplines; extension of education content; unified curriculum; disciplines of practical orientation; principle of using visual aids.
УДК 37.02
В статье рассматривается вопрос организации обучения иностранному языку в высшей школе на основе образовательной платформы Moodle. Анализируются преимущества ее использования для формирования исследовательских навыков студентов. Обобщается опыт разработки и внедрения в учебный процесс Московского государственного областного университета элективного курса «Иностранный язык для учебных целей» на базе упомянутой платформы.
Ключевые слова и фразы: исследовательская деятельность студентов; платформа МооМг; элективный курс; иностранный язык; смешанное обучение; исследовательские навыки.
Померанцева Надежда Геннадиевна, к. пед. н., доцент Сырина Татьяна Александровна
Московский государственный областной университет [email protected]; [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ» НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ ИООБЬЕ
В связи с принятием Болонского соглашения и переходом на новую образовательную парадигму значительно расширилась профессиограмма современного специалиста, которая представляет собой разнообразный, многофункциональный набор компетенций. Важное место в формировании личности специалиста занимает иностранный язык, знание которого становится уже не преимуществом, а стандартным требованием.
Ограниченный ресурс учебного времени, возрастание роли студенческой автономии и увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную работу, стали причиной поиска новых, более эффективных методов и форм обучения иностранным языкам, которые нашли отражение в идее всеобщей информатизации языкового образования.
Вслед за П. В. Сысоевым, мы рассматриваем информатизацию образования как «комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении» [5, с. 11].