Научная статья на тему ' основные тенденции в дистанционном тестировании по иностранному языку в неязыковом вузе'

основные тенденции в дистанционном тестировании по иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / обучение иностранному языку / дистанционное тестирование / перспективы его дальнейшего использования. / non-linguistics university / foreign language teaching / distance testing / perspectives for its further development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Кожевникова

В статье определяются основные тенденции в дистанционном тестировании по иностранному языку студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения в неязыковом вузе, а также выпускников средней школы, собирающихся сдавать вступительный экзамен по иностранному языку. Дается классификация видов дистанционного тестирования, выявляются их преимущества и недостатки, намечаются перспективы дальнейшего развития. Дистанционное тестирование рассматривается не только как форма контроля, но и как часть цифровизации иноязычной подготовки студентов-нелингвистов. Дальнейшим расширением его возможностей может быть предоставление обучаемым нескольких попыток дистанционного тестирования, создание специализированных программ для работы над общими для всех, а впоследствии индивидуальными ошибками в аудитории под руководством преподавателя и самостоятельно в вузе и вне его, а также тестирующих программ, являющихся одновременно упражнениями в различных видах речевой деятельности. Особенно интересны в этом отношении программы Питон (Python), связанные с распознаванием звучащей речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Кожевникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TENDENCIES IN FOREIGN LANGUAGE DISTANCE TESTING IN A NON-LINGUISTICS UNIVERSITY

The article defines the main tendencies of distance foreign language testing for full-time, correspondence and distance students of a non-linguistics university and also for school-leavers who are going to take their entrance exam in a foreign language. The classification of the types of distance testing is suggested. Their advantages and disadvantages and also the perspectives for further development are determined. Distance testing is viewed both as a means of control and as a part of digitalization of foreign language training for non-linguistics students. Further enhancement of its potentialities may be giving the learners several chances for distance testing, creating specialized programs for work at common for all and later on individual mistakes in the classroom under the teacher’s guidance and independently in the University and beyond and also testing programs which are simultaneously exercises in different kinds of speech activity. The Python programs connected with oral speech recognition are of special interest.

Текст научной работы на тему « основные тенденции в дистанционном тестировании по иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 37.01:81'243

Т. В. Кожевникова

кандидат педагогических наук, доцент;

заведующая кафедрой иностранных языков Московского технического университета связи и информатики; e-maiL: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ТЕСТИРОВАНИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье определяются основные тенденции в дистанционном тестировании по иностранному языку студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения в неязыковом вузе, а также выпускников средней школы, собирающихся сдавать вступительный экзамен по иностранному языку. Дается классификация видов дистанционного тестирования, выявляются их преимущества и недостатки, намечаются перспективы дальнейшего развития. Дистанционное тестирование рассматривается не только как форма контроля, но и как часть цифровизации иноязычной подготовки студентов-нелингвистов. Дальнейшим расширением его возможностей может быть предоставление обучаемым нескольких попыток дистанционного тестирования, создание специализированных программ для работы над общими для всех, а впоследствии индивидуальными ошибками в аудитории под руководством преподавателя и самостоятельно в вузе и вне его, а также тестирующих программ, являющихся одновременно упражнениями в различных видах речевой деятельности. Особенно интересны в этом отношении программы Питон (Python), связанные с распознаванием звучащей речи.

Ключевые слова: неязыковой вуз; обучение иностранному языку; дистанционное тестирование; перспективы его дальнейшего использования.

T. V. Kozhevnikova

PhD (Ed), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Moscow Technical University of Communications and Informatics; e-maiL: [email protected]

MAIN TENDENCIES IN FOREIGN LANGUAGE DISTANCE TESTING IN A NON-LINGUISTICS UNIVERSITY

The articLe defines the main tendencies of distance foreign Language testing for fuU-time, correspondence and distance students of a non-linguistics university and also for schooL-Leavers who are going to take their entrance exam in a foreign Language. The cLassification of the types of distance testing is suggested. Their advantages and disadvantages and aLso the perspectives for further deveLopment are determined. Distance testing is viewed both as a means of control and as a part of digitalization of foreign language training for non-linguistics students. Further enhancement of its

potentialities may be giving the Learners several, chances for distance testing, creating specialized programs for work at common for aLL and Later on individual mistakes in the cLassroom under the teacher's guidance and independently in the University and beyond and aLso testing programs which are simuLtaneousLy exercises in different kinds of speech activity. The Python programs connected with oraL speech recognition are of speciaL interest.

Key words: non-Linguistics university; foreign Language teaching; distance testing; perspectives for its further deveLopment.

Введение

В 1990-х гг. дистанционное тестирование испытало невиданный рост популярности, которая, однако, быстро сошла на нет из-за невозможности визуального контроля за выполнением тестов со стороны преподавателя и замедленной обратной связи.

Интерес к нему вновь возник в 2010-х гг., когда выросло поколение цифровизации. Образ жизни этих молодых людей тесно связан с новейшей техникой (вновь созданной или модернизированной) и ее использование при тестировании воспринималось ими как естественное взаимодействие с электронной обучающей средой. Возможности преподавателя для установления достоверности выполнения тестов расширились. Наметилась устойчивая тенденция к практическому овладению студентами иностранным языком (а не к получению подтверждающего документа об окончании учебного заведения). Сегодня возникли новые виды дистанционного тестирования, отвечающие вызовам времени.

Классификация видов дистанционного тестирования

Прежде, чем приступить к рассмотрению современного дистанционного тестирования студентов-нелингвистов, представляется целесообразным предложить следующую классификацию его видов, основанную на использовании различных технических средств в системе изучения иностранных языков [Кожевникова 2010] (см. рис. 1).

Как видно из рисунка 1, дистанционное тестирование может быть стационарным и мобильным. Стационарное тестирование осуществляется с применением стационарных персональных компьютеров, интерактивной доски, спутникового телевидения и т. д. Мобильные

Рис. 1. Классификация видов дистанционного тестирования в системе обучения иностранным языкам

тесты предназначены для использования мобильных устройств в учебном процессе. Возможны комбинации обоих видов тестирования.

Характеристика видов дистанционного тестирования

Дистанционное тестирование с привлечением стационарных персональных компьютеров является наиболее разработанным и широко применяется в высших учебных заведениях. Оно отличается от традиционного (выполняемого по печатным материалам) централизацией, специфической структуризацией тестов и в большинстве случаев отсутствием визуального контроля со стороны преподавателя. Его основным недостатком (при отсутствии визуального контроля) является невозможность (даже при ограниченном времени предъявления) гарантировать, что к выполнению не привлекался кто-либо, кроме тестируемого (друзья, коллеги и т. д.) и не использовались дополнительные источники информации. Основные его преимущества - централизация, современная структуризация, соответствие молодежным представлениям об учебном процессе.

Помимо стационарных персональных компьютеров, в стационарном дистанционном тестировании может быть задействована стационарная видеотехника, интерактивная доска, спутниковое телевидение и т. д. в зависимости от материального благосостояния студентов и вуза и методической подготовки преподавателя.

Мобильные виды дистанционного тестирования - новейшие и наиболее интересные как с теоретической, так и с практической точек зрения. Это объясняется тем, что мобильные устройства - неотъемлемая часть жизни молодежи (каждый современный студент, как правило, имеет не менее двух и более таких устройств и не испытывает затруднений в обращении с ними). Данные устройства применимы при тестировании абсолютно где угодно (в аудитории, кафе, офисе, у себя дома и т. д.) в ограниченные промежутки времени, что создает комфортные и близкие к реальной жизни условия выполнения заданий; студенты не испытывают никаких сложностей с размещением и восприятием материала; в большей степени (благодаря быстрой обратной связи, а также невозможности превысить временной интервал и вернуться к предыдущему заданию) гарантирована аутентичность их работы. Однако эти виды тестирования еще недостаточно изучены и относительно редко используются в учебном процессе в российских вузах.

Комбинированное дистанционное тестирование еще более редко. Оно ограничено доступом студентов к интерактивной доске, спутниковому телевидению и т. д. Его методологические основы пока что недостаточно разработаны.

Основными рассматриваемыми в настоящей статье проблемами являются: исследование (на основе личного опыта) предпосылок роста популярности дистанционного иноязычного тестирования у студентов, выявление преимуществ и недостатков всех его видов и определение основных путей внедрения в неязыковых вузах.

Преимущества, недостатки и перспективы дистанционного тестирования

В Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) тестирование с привлечением различных технических средств предлагается студентам-очникам (когда тесты передаются из центра тестирования одновременно в различные аудитории зданий

университета), студентам-дистанционщикам1, выполняющим задания в ограниченное время дома или на работе, студентам-заочникам (выполнение тестов аналогично дистанционщикам) и выпускникам школ, планирующим сдавать вступительный экзамен по иностранному языку (предварительное предэкзаменационное тестирование).

Преимуществами дистанционного тестирования (общими для всех его видов) являются: автоматизация сбора данных; возможность подробного анализа полученных результатов; быстрая обратная связь, позволяющая преподавателю получать незамедлительную информацию о качестве выполнения заданий; работа в строго ограниченное время; индивидуализация процесса контроля, снижающая возможность фальсификации показателей; заинтересованность студентов в оценке своей учебной деятельности; развитие у них способности к ее критическому анализу. Они подробно описаны в ряде публикаций [Кожевникова 2010; Heift 2005; Knight 2005; Ros I Sol 2010] и сегодня учитываются при составлении соответствующих тестов.

Новейшие исследования показали, что предварительное (диагностирующее) тестирование студентов стимулирует их к работе над иностранным языком и повышает конечный результат обучения [Develotte 2005; Heift 2005; Heift 2003]. Для развития этой практики на кафедре иностранных языков МТУСИ было разработано методическое пособие, базирующееся на «Учебнике английского языка для университетов и институтов связи» [Кожевникова 2017], куда вошли все виды стационарных тестов, предлагаемые студентам на всех этапах обучения. Пособие издано в традиционной форме, а его электронная версия размещена на сайте университета (студенты могут стационарно тренироваться в строго определенное центром тестирования время неограниченное число раз). Чтобы получить зачет или удовлетворительную оценку на экзамене, необходимо выполнить стационарный тест на 51 %.

По завершении тестирования студенты и преподаватели имеют возможность проанализировать результаты, получив (по их запросу) соответствующую распечатку. Проводимая преподавателем работа над характерными для большинства тестируемых ошибками осуществляется в аудитории или дистанционно (чаще всего с помощью мобильных устройств или их комбинации со стационарными средствами). Ошибки, характерные для меньшинства, прорабатываются индивидуально,

1 Студенты, обучающиеся в университете дистанционно по договору.

т. е. каждый студент получает от преподавателя комплект заданий для самостоятельного (в основном электронного) выполнения.

Предварительные тесты для выпускников школ структурно похожи с предлагаемыми для централизованного тестирования в вузе, но они составлены на основе языкового материала, изученного в средней школе. Результаты выпускников школ также могут быть распечатаны, но анализируются и прорабатываются тестировавшимися самостоятельно.

Дистанционные тесты для студентов и выпускников школ основаны на множественном выборе. Предлагаемые формулировки заданий могут быть следующими: заполните пропуски; выберите ответ (утверждение, заглавие и т. д.); определите, является ли утверждение верным / ложным / нет информации; укажите...).

Наш многолетний опыт стационарного дистанционного тестирования [Kozhevnikova 2016] потверждает, что оно способствует совершенствованию работы преподавателя иностранного языка (особенно в период зачетов и экзаменов), гарантирует объективность и беспристрастность студенческих оценок, обеспечивает единство методики со ставления тестов, помогает достичь унификации учебного процесса,

Процент правильно выполненных заданий

100 % -1-

50 %

0 % Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-12008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

Рис. 2. Результаты стационарного централизованного дистанционного тестирования по иностранному языку (2008-2018)

полностью соответствует представлениям молодежи о цифровизации учебной деятельности и стимулирует ее к дальнейшему овладению иностранным языком (см. рис. 2 и 3).

Новейшей формой тестирования по иностранному языку, используемой в МТУСИ и быстро приобретающей популярность у студентов (см. рис. 4), является комбинированное тестирование. По-видимому,

Рис. 3. Процент студентов, участвовавших в станционарном централизованном дистанционном тестировании (2008-2018)

Рис. 4. Процент студентов, занятых в различных видах тестирования

это объясняется тем, что новейшие технические средства (мобильные устройства, интерактивная доска, спутниковое телевидение и т. д.) соответствуют молодежному образу жизни, разнообразят и модернизируют учебный процесс, делают его наглядным.

В качестве примеров комбинированного дистанционного тестирования можно предложить описания выполнения ряда следующих заданий:

- студенты через спутниковую антенну смотрят программу ВВС в аудитории, затем они получают на свои мобильные устройства соответствующие тесты, предлагаемые преподавателем, выполняют их в ограниченное время, проецируя результаты на интерактивную доску, и обсуждают их в аудитории, внося необходимые коррективы (аналогичное задание может выполняться на базе записи программы ВВС);

- студенты получают задание самостоятельно выбрать из размещенных на стационарном компьютере материалов зарубежной научно-технической конференции три доклада по подобной тематике, создают на их основе короткие презентации, делают их в аудитории и далее предлагают одногрупникам тесты (для стационарных компьютеров или мобильных устройств), проверяющие их понимание презентации;

- студенты в аудитории выполняют предлагаемые преподавателем тесты, предназначенные для интерактивной доски, затем, используя их в качестве образца, составляют собственные тесты и обмениваются ими друг с другом с помощью мобильных устройств; результаты тестирования обсуждаются в аудитории;

- студенты самостоятельно по заданию преподавателя осуществляют поиск профессионально ориентированных видеоматериалов в Интернете, демонстрируют их в аудитории или пересылают на мобильные устройства одногрупников, а затем на их основе составляют тесты; особенность задания состоит в том, что тесты составляются и поочередно выполняются как теми, кто отобрал видеоматериалы, так и теми, кто их получил.

Методика комбинированного тестирования постоянно совершенствуется [Lewis 2009; Martin 2015; Paradoski 2014] . Уже сейчас есть все основания утверждать, что этой форме тестирования принадлежит будущее, так как она в наибольшей степени раздвигает рамки учебного процесса, приближая его к реальной жизни. Работая в

таком режиме, студенты не только проверяют свой уровень владения иностранным языком, но и обогащают знания о будущей профессии, своей Родине и зарубежных странах, науке и технике, общаясь при этом друг с другом как непосредственно, так и виртуально.

В различных публикациях нами неоднократно подчеркивалось, что преподавателям нет необходимости постоянно создавать новые тесты: достаточно видоизменить и модернизировать уже существующие. Постоянно увеличивающийся «банк тестирования» полностью компенсирует затраченные усилия педагогов.

Заключение

Положительные черты цифровизации учебного процесса дают основание говорить о перспективности дистанционного тестирования в системе подготовки студентов по иностранному языку и его совместимости с традиционной обучающей средой [Кожевникова 2016; Кожевникова 2010].

Находящиеся на ранних этапах развития мобильная и комбинированная формы дистанционного тестирования всё прочнее внедряются в учебный процесс благодаря устранению стрессовой обстановки при выполнении тестовых заданий (застенчивые студенты не находятся под непосредственным воздействием окружающих), технической легкости работы над тестами (обучаемые имеют дело с собственными, хорошо известными им устройствами), созданию с помощью цифровых технологий естественной (а не учебной) среды, приближающей учебную деятельность к обычной, повседневной жизни.

В наше время, когда население России владеет более чем 80 млн смартфонов, формируется цифровизованная личность студента, для которого интересна не технология, а ее продукт. В нашем случае такой продукт - мобильное и комбинированное дистанционное тестирование по иностранному языку, заслуживающее тщательного всестороннего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кожевникова Т. В. Английский язык для поступающих в МТУСИ. М. : Принт, 2017. 105 с.

Кожевникова Т. В. Английский язык для университетов и институтов связи М. : КноРус, 2017. 363 с.

Кожевникова Т. В. Развитие умений профессионально ориентированного online-чтения в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 12 (698). С. 141-149.

Кожевникова Т. В. Централизованная организация дистанционного тестирования по иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. Вып. 12 (591). С. 150-158.

Develotte Ch., Mangenot F., Zouron R., Situated creation of multimedia activities for distance learners: motivational and cutural issues // ReCALL. 2005. V. 17. P. 1, May. P. 229-245.

Heift N. Inspectable learner reports for web-based language learning // ReCALL. 2005. V. 17, P. 1, May. P. 32-47.

Heift N. Learners behaviors in computer-based input activities exercised through tracking technologies // Computer Assisted Language Learning. 2003. № 16. P. 5-9.

Kerres M. Online und Prasenzelemente in Leararrangements kombinieren // E-learning: Experimentwissen aus Wissenschaft und Praxis. Koln : Deutscher Wirtschaftsdienst, 2002.

Knight P. Learner interaction using e-mail: the effects of tasks modification // ReCALL. 2005. V. 17, P. 1, May. P. 101-122.

Kozhevnikova T. V. А modern English language textbook as an integral part of various learning media // Pilgrims, Humanizing language teaching. 2016. № 6. URL : www.hltmag.co.uk.

Lewis G. Bringing technology into the classroom. Oxford : Oxford University press, 2009. 96 p.

Martin D. From Whiteboards to Web 2.0, Helbling languages, 2015. 212 p.

Paradoski M. Classroom in the cloud or custles in the air // IATEFL. 2014. № 239. P. 8-10.

Ros i Sol Ch., Calie J., Neijmann D. A social and self-reflective approach to MALL // ReCALL. 2010. V. 22, P. 1. P. 39-52.

REFERENCES

Kozhevnikova T. V. Anglijskij jazyk dlja postupajushhih v MTUSI. M. : Print, 2017. 105 s.

Kozhevnikova T. V. Anglijskij jazyk dlja universitetov i institutov svjazi M. : KnoRus, 2017. 363 s.

Kozhevnikova T. V. Razvitie umenij professional'no orientirovannogo online -chtenija v nejazykovom vuze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2016. Vyp. 12 (698). S. 141-149.

Kozhevnikova T. V. Centralizovannaja organizacija distancionnogo testirovanija po inostrannomu jazyku // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010. Vyp. 12 (591). S. 150-158.

Develotte Ch., Mangenot F., Zouron R., Situated creation of multimedia activities for distance learners: motivational and cutural issues // ReCALL. 2005. V. 17. P. 1, May. P. 229-245. Heift N. Inspectable learner reports for web-based language learning // ReCALL.

2005. V. 17, P. 1, May. P. 32-47. Heift N. Learners behaviors in computer-based input activities exercised through tracking technologies // Computer Assisted Language Learning. 2003. № 16. P. 5-9.

Kerres M. Online und Prasenzelemente in Leararrangements kombinieren // E-learning: Experimentwissen aus Wissenschaft und Praxis. Koln : Deutscher Wirtschaftsdienst, 2002. Knight P. Learner interaction using e-mail: the effects of tasks modification //

ReCALL. 2005. V. 17, P. 1, May. P. 101-122. Kozhevnikova T. V. A modern English language textbook as an integral part of various learning media // Pilgrims, Humanizing language teaching. 2016. № 6. URL : www.hltmag.co.uk. Lewis G. Bringing technology into the classroom. Oxford : Oxford University press, 2009. 96 p.

Martin D. From Whiteboards to Web 2.0, Helbling languages, 2015. 212 p. Paradoski M. Classroom in the cloud or custles in the air // IATEFL. 2014. № 239. P. 8-10.

Ros i Sol Ch., Calie J., Neijmann D. A social and self-reflective approach to MALL // ReCALL. 2010. V. 22, P. 1. P. 39-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.