А. Н. Тарасова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ГОРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
В статье характеризуется содержание процессов социокультурной трансформации городов горнозаводской зоны Южного Урала, освещаются основные тенденции
социокультурной трансформации. Результатами этой
трансформации стали такие изменения, которые выявили социокультурный потенциал, позволивший ряду городов избежать развития депрессивного состояния, а другим городам выйти на новый уровень и определить новые возможности развития.
Социокультурная трансформация ряда городов Южного Урала на рубеже ХХ-ХХ1 веков демонстрировала тесное переплетение традиционных и модернизационных процессов при одновременной дифференциации существующих и новых структур. В процессе трансформации осуществилась серия сдвигов в социальной и культурной жизни городов, которые в этот период обнаружили не только свой особый исторический и культурный потенциал, но и восприимчивость к инновациям.
Особый интерес представляет исследование трансформирующихся малых городов в период вхождения их в фазу рыночных отношений - период, который для городов горнозаводского района Южного Урала характеризовался интенсивным поиском и стал периодом качественных изменений во всех сферах жизни. Динамика социокультурных процессов, концентрация их результатов и достижений в этот период фокусировали такие изменения, которые, несмотря на сохраняющийся характер однопрофильной ориентации в сфере промышленного производства или одновременное наличие высокотехнологичного производства и элементов устаревшей народнохозяйственной базы, дали возможность выявить социокультурный потенциал, позволивший ряду городов избежать развития депрессивного состояния, а другим городам выйти на новый уровень и определить для себя новые возможности развития.
Исследование социокультурной сферы городов горнозаводской зоны на рубеже ХХ-ХХ1 веков предполагает выявление наиболее устойчивых тенденций социокультурной трансформации данных населенных пунктов. Активное формирование городов горнозаводского района произошло во второй половине XVIII века. Именно в этот период закладывались будущие города: Касли (1746), Нязепетровск (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1756), Сатка, Кыштым (1757), Юрюзань (1758), Усть-Катав (1759), Миасс (1773), Куса (1778), Сим (1760). Также в настоящее время к ним примыкают три закрытых атомных города: Озерск, Снежинск, Трехгорный, которые созданы в 40-50-е годы ХХ века как центры по производству ядерного оружия - «ядерный щит России».
Данные поселения по своей функциональной структуре принадлежат к городам особого типа, характерного для периода научно-технической революции. В них имеется развитая производственная и социокультурная инфраструктура, сосредоточена научно-техническая элита. Закрытые города Южного Урала (ЗАТО) имеют гармонично развитую социокультурную сферу, которая была
создана в сжатые исторические сроки. Тот путь развития этой сферы, который другие города прошли за 100 и более лет, поселения атомщиков преодолели за 25-30 лет. Для менталитета ЗАТО характерны представления о высоком социальном статусе закрытого города и его жителей, ощущение единства, корпоративности и исключительности, чувство гордости, особые представления о социальной стратификации, завышенный уровень притязаний и престижный тип материального потребления. В результате определенного сочетания исторических и культурно-цивилизационных факторов современные горнозаводские города Южного Урала занимают особое место в системе российских городов и имеют свою специфику. Ее можно выразить следующим образом: сосредоточение социокультурных функций на градообразующих предприятиях, уникальность отечественной технической культуры большинства промышленных предприятий и высокий уровень квалифицированных специалистов.
Это своеобразие накопленного потенциала в городах горнозаводского района является своего рода определенным балансом в процессах современной социокультурной трансформации городов, когда происходит одновременно дифференциация существующих и возникновение новых структур.
Социокультурная трансформация отражает прямую зависимость развития городов от совокупности исторически сформировавшихся социальных институтов, а накопленный социокультурный потенциал позволяет городам обрести устойчивые тенденции в развитии.
Наиболее радикальные изменения, начавшиеся под влиянием общероссийских процессов обновления, коснулись сферы образования. И хотя характер системы образования оставался консервативным, ориентированным на воспитание грамотного, патриотичного и лояльного по отношению к власти человека, в горнозаводских городах сформировалась социальная потребность в образовании, и уровень высшего образования достиг 35,5 %1. Как известно, для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. В России этот показатель по данным последней переписи в среднем равен 28,0 % занятого населения. Поддержанию такого высокого образовательного уровня в эти годы способствовало в том числе и развитие высшей школы, направленное на коммерциализацию. Только в г. Миассе на платной основе открылись филиал Челябинского государственного университета, юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, а в г. Снежинске первое частное учебное заведение «Колледж менеджмента и права». В культурную среду встраивались старые, уже существующие культурные институты (театр, музеи, библиотеки), появляются и успешно внедряются новые социокультурные явления (видеопродукция, компьютерные салоны, Интернет). Системы здравоохранения, социальной защиты и культурно-досуговая деятельность в значительной степени еще оставались заботой государственных органов. Православие активизировало свою роль в общественной жизни городов. Одновременно отмечается рост самосознания неправославных этносов, которые объединяются, а их культовые здания превращаются в религиозно-культурные центры. Крупные города горнозаводского района становятся поликонфессиональными центрами.
Одной из особенностей этого периода стал положительный рост в негосударственном секторе научно-исследовательских и опытно-конструкторских услуг, особенно в крупных городах Златоусте и Миассе. Например, в Златоусте из 4024 человек, работающих в негосударственном секторе, подобными работами
занимались 1,8 %, а в Миассе из 2350 работающих - 15,4 %2.
Другие тенденции социокультурных изменений связаны с выработкой нового механизма экономического развития города. Например, в рамках решения проекта пиролизно-древесного производства благодаря экономической
интеграции трудовых ресурсов городов Аша, Сатка и Катав-Ивановск созданы 2,5 тыс. новых рабочих мест. Тем не менее, завод к концу века продолжал испытывать потребность в 500 рабочих мест3. Это говорит о том, что шло перераспределение трудовых ресурсов. В результате рост потребностей в рабочей силе стал выражаться не только в количественных, но и в качественных показателях, которыми становились образование, опыт, знания. Концентрация именно таких трудовых ресурсов наблюдалась в этот период в наукоемких городах Озерске, Трехгорном, Снежинске, а также в городах с предприятиями ВПК - Златоусте и Миассе. Об этом свидетельствовал и уровень образования населения в данных городах. Если по региону уровень образования населения (послевузовское, высшее, неполное высшее) составлял 16,4 % от числа экономически активного населения, то в г. Снежинске - 65 %4. В период с 1990 по 2000 годы отмечен общий рост численности населения в наукоемких городах со спецификой высокотехнологичных производств: Снежинск (46,1-49,0 тыс. чел.); Озерск (84,9-85,9 тыс. чел.); Трехгорный (29,4-30,9 тыс. чел.); Миасс (176,61280,2 тыс. чел.)5. Положительная динамика роста населения объясняется более широкими возможностями в развитии экономики этих городов, которые становятся центрами наиболее активного и трудоспособного населения. В среднем в период с 1991 по 1997 годы прирост составил 1,5 тыс. человек6.
Наиболее явно процессы социокультурной трансформации проявились в сфере услуг, которая непосредственно направлена на удовлетворение потребностей населения и связана с уровнем его материального благосостояния. На территории горнозаводского района активно стали использовать природные комплексы, обеспечивая такие формы отдыха и знакомства людей с природными достопримечательностями, которые исключают ущерб природным ресурсам. Новый вид отдыха сочетает в себе познавательный и воспитательный аспект. Ильменский заповедник и его уникальный минералогический музей, памятник природы озеро Тургояк, национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль» посещают до 30 тыс. туристов в год.
Особенностью сферы услуг в горнозаводском районе Южного Урала можно считать тенденцию развития туризма и спорта в содружестве с бизнес-сообществом. Это проявляется во все более увеличивающемся количестве горнолыжных центров. Три крупных горнолыжных центра - «Аджигардак», «Трехгорный» и «Завьялиха» имеют международный сертификат качества. Помимо строительства крупных горнолыжных курортов, требующих больших вложений, стали появляться небольшие горнолыжные трассы при домах отдыха, пансионатах. В данный период интерес к появляющимся горнолыжным трассам проявили представители туристического бизнеса Австрии, Франции, Москвы. Вместе с тем у представителей бизнеса просматривается тенденция к стремлению создать определенный социальный имидж. Например, Евгений Вайнштейн, член совета директоров Златоустовского металлургического завода, возглавлял Уральскую федерацию бокса. Построенный на средства предпринимателя центр бокса «Урал» - один из лучших в России. Андрей Падучин, генеральный директор компании «ТРЭК», возглавляя федерацию парусного спорта в Миассе, финансировал детскую парусную школу. Если показатель обеспеченности
населения спортивными сооружениями по стране равен 17 %, то в горнозаводском районе он достиг 25 %7. И все это во многом благодаря совместному участию бизнеса и власти и в строительстве спортивных сооружений, и в организации спорта и туризма. Привлекательными для вложения средств оказались крупнейшие и процветающие санатории горнозаводского района, которые являются обладателями эксклюзивного потенциала: по
количеству минеральных вод и лечебных грязей район занимает первое место в России. Этим потенциалом в полной мере обладают санатории «Увильды», «Кисегач», «Урал», которые смогли вовремя перестроиться благодаря мощной инфраструктуре.
Значимость досуга в структуре времени горожан в конце ХХ века отражает новый, более качественный уровень индустрии обслуживания, общения и развлечения. При этом на рынке потребления услуг складываются приоритетные области для разных категорий населения в зависимости от доходов и возможностей граждан, что в сфере услуг обозначило тенденцию к той продукции, потребление которой могло расти, не наталкиваясь на насыщенность рынка. Такой продукцией стали природно-ландшафтные особенности горнозаводского района Южного Урала, что подтверждает имеющиеся внутренние резервы и перспективы развития этой сферы.
Важно отметить, что преобразования рубежа ХХ-ХХ1 веков в значительной степени нивелировали социальную структуру населения, выделив при этом ее самую активную часть. Процессы трансформации социальной структуры городов горнозаводского района Южного Урала демонстрировали уменьшение доли рабочего класса при относительном увеличении слоя предпринимателей. Наиболее притягательными для предпринимателей становились города с наукоемкими предприятиями, что увеличивало возможности для более разнообразной деятельности всех социальных групп населения.
Примечания
1 См.: Отчет комитета по предпринимательству г. Миасса за 1999 и 2000 г. -
Челябинск, 1999. - №7. - С. 39; 1997. - №7.
2 См.: Статистический сборник. Социальное развитие городов и районов
Челябинской области / Челяб. обл. комитет гос. статистики. - Челябинск, 2000.
3 См.: Статистический сборник Челябинского областного комитета
Государственной статистики 1991-1997 г. - Челябинск, 1997. - С. 24.
4 См.: Там же.
5 См.: Там же. С. 49.
6 См.: Тарасова, А. Н. Социокультурные особенности городов Южного
Урала. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития :
монография /А. Н. Тарасова ; под ред. проф. О. И. Кирикова. - Воронеж, 2006. -7 С. 318.
7 См.: Там же.