Научная статья на тему 'Направления развития горнозаводского туристского кластера Челябинской области'

Направления развития горнозаводского туристского кластера Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития горнозаводского туристского кластера Челябинской области»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 227-230

УДК 338.48(470.55)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОЗАВОДСКОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Для определения структуры горнозаводского туристского кластера необходимо изучить условия, тенденции и динамику развития туризма на территории Челябинской области. В качестве проектной модели предлагается горнозаводский туристский кластер, географическими границами которого являются административные границы Чебаркуль, Миасс, Златоуст, Кыштым, Куса, Касли, Трехгорный, Нязепетровск, Бакал, Сатка, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Миньяр, Сим, Аша (рис. 2). Целью горнозаводского кластера Челябинской области является развитие туризма на территории административных районов, входящих в него на основе формирования инфраструктуры и системы продвижения туристских продуктов.

Согласно Стратегии развития туризма в Челябинской области до 2020 г. данные территории находятся в одном поясе развития - горнозаводской зоне. Одним из его стратегических направлений является реализация имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Несмотря на то, что в горнозаводских условиях развивать туризм крайне сложно, доля вклада туризма в экономику исследуемых территорий ежегодно увеличивается.

В соответствии с выделенными географическими границами горнозаводского туристского района центрами притяжения туристов являются: города Миасс, Златоуст, Трехгорный, Кыштым, Касли, Сатка, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Аша, а также территория Национальных парков Таганай и Зюраткуль, чебаркульско-миасская курортная местность.

Рассчитаем расстояния и временные затраты на перемещение к туристским центрам кластера из городов - основных поставщиков туристов (табл. 1).

Я. Н. Комиссарова, Т. Н. Третьякова

Рисунок 1. Карта-схема административных территорий горнозаводского района Челябинской области

Таблица 1

Расстояние между административными центрами туризма в горнозаводском кластере Челябинской области (км)

Административные центры туристского кластера Челябинск Кыштым Касли Верхний Уфалей Нязепетровск Чебаркуль Миасс Златоуст Куса Сатка Бакал Юрюзань Усть-Катав Катав-Ивановск Сим Миньяр Аша

Челябинск 101 136 177 223 84 110 145 182 188 206 239 263 258 290 311 332

Кыштым 101 29 70 116 119 97 119 152 169 187 220 244 239 271 292 314

Касли 136 29 44 90 136 221 143 176 193 211 244 268 263 295 316 338

Верхний Уфалей 177 70 44 46 178 162 184 110 220 230 247 265 304 264 286 307

Нязепетровск 223 116 90 46 224 202 184 141 174 184 201 219 221 218 240 261

Чебаркуль 84 119 136 178 224 25 70 106 112 131 163 187 182 214 236 257

Миасс 110 97 221 162 202 25 51 87 93 111 144 168 163 195 217 238

Златоуст 145 119 143 184 184 70 51 36 50 68 101 125 120 152 174 195

Куса 182 152 176 110 141 106 87 36 60 78 111 135 130 162 184 205

Сатка 188 169 193 220 174 112 93 50 60 20 62 86 81 113 135 156

Бакал 206 187 211 230 184 131 111 68 78 20 44 68 64 95 117 138

Юрюзань 239 220 244 247 201 163 144 101 111 62 44 30 20 57 79 100

Усть-Катав 263 244 268 265 219 187 168 125 135 86 68 30 29 34 56 77

Катав-Ивановск 258 239 263 304 221 182 163 120 130 81 64 20 29 56 77 98

Сим 290 271 295 264 218 214 195 152 162 113 95 57 34 56 24 46

Миньяр 311 292 316 286 240 236 217 174 184 135 117 79 56 77 24 22

Аша 332 314 338 307 261 257 238 195 205 156 138 100 77 98 46 22

Оптимальным временем, потраченным на путь со всеми необходимыми остановками в расчете на чистое время, считается дорога любым транспортом, занимающая либо светлое, либо темное время суток, равная восьмичасовому промежутку.

Проведенный анализ туристского потенциала ресурсов горнозаводского туристского района Челябинской области с точки зрения имеющихся туристских объектов показал, что выделенная для формирования кластера территория обладает уникальными ресурсами. В частности, на территории горнозаводской зоны находятся три особо охраняемые природные территории, площадь которых составляет жжж га: Ильменский заповедник, национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», водоохранная зона озера Тургояк, около 100 памятников природы. Территория кластера имеет широкий спектр объектов туристского показа: природных, культурно-исторических, социально-экономических.

Выявленный туристский потенциал проектируемого кластера в совокупности с уникальным биоклиматом горнозаводской зоны является базой для развития разных видов туризма. Опрос жителей регионов для определения приоритетных видов туризма показал, что для горнозаводского туристского кластера Челябинской области реальными перспективными видами туризма являются: горнолыжный; деловой; историко-культурный; лечебно-оздоровительный; научный; образовательный; развлекательный; событийный; экологический; экстремальный.

Для исследования социально-экономической ситуации, определяющей формирование и использование потенциала развития горнозаводского туристского кластера Челябинской области нами обобщены статистические данные по административным районам. На данной территории в последние годы происходят следующие процессы. Во-первых, увеличиваются объемы реализации туристских услуг за счет активного развития туризма в Златоустовском,

Р. Т. Комиссарова, Т. Т. Третьякова. ТАУРАВЛКТУРРАИВУТУРГЛРТЛИАВЛДСКЛГЛ ТУРИСТСКОГО.

Миасском и Саткинском городских округах. Во-вторых, происходит рост числа туристских субъектов горнозаводской зоны, что характеризует высокую конкурентную среду. Вместе с тем, большинство туристских фирм в своей деятельности выполняют посреднические функции по реализации услуг выездного туризма. В-третьих, рынок средств размещения развивается нестабильно, что подтверждается анализом рынка средств размещения.

Рынок услуг общественного питания горнозаводского кластера представлен сетью предприятий и характеризуется слабой динамикой. Дополнительно для исследования предприятий питания, как субъектов туристского рынка необходимо проанализировать показатели производства продукции сельского хозяйства. Полученные данные позволят оценить, насколько предлагаемый горнозаводский туристский кластер сможет обеспечить себя местной качественной продукцией с минимальными транспортными затратами в цене продовольствия.

Давая общую оценку состояния транспортной инфраструктуры, можно сделать вывод, что этот элемент характеризуется низким качеством подвижного состава и подъездных путей. В горнозаводском туристском кластере большую роль играет Златоуст, выполняющий роль транспортного узла, обеспечивающего его конкурентные преимущества в реализации функций концентрации и распределения туристов по всей территории горнозаводского туристского кластера Челябинской области.

Анализ сопутствующих туристскому кластеру отраслей и внешних условий выявил, что на территории горнозаводской зоны функционируют организации и предприятия, способные поддержать ее развитие: торговые центры, медицинские учреждения, финансовые институты, предприятия связи и бытового обслуживания, производители сувениров и снаряжения. Изучение нормативно-правовых актов в сфере туристской деятельности выявило проблемы, связанные с несовершенством правовой базы, отсутствием полноценных программ развития туризма, недостаточным межрегиональным взаимодействием региональных администраций, низкой заинтересованностью участников туристской деятельности к сотрудничеству.

Результаты системного исследования предпосылок и условий формирования горнозаводского туристского кластера Челябинской области послужили основой для построения «дерева проблем» развития туризма в Челябинской области. Ключевой проблемой является нерегулярный и скрытый спрос на туристские услуги. К числу проблем следующего уровня следует отнести особые климатические условия; сезонность спроса на туристские услуги; неравномерность загрузки средств размещения; дефицит профессиональных кадров; неравномерность развития транспортной инфраструктуры.

Все это позволяет выявить предпосылки формирования горнозаводского туристского кластера Челябинской области:

- наличие схожих по виду туристских ресурсов, обеспечивающих единые условия для развития разных видов туризма;

- сформирован образ отдыха: разработаны программы зимних и летних туров, дополняющиеся в летний сезон сплавами и туристскими маршрутами в долинах рек Ай и Юрю-зань; в зимний период - активизацией деятельности городских горнолыжных центров Миас-са, Трехгорного, Миньяра, Златоуста; туристы с деловыми целями сконцентрированы в центрах городских округов - Миасс, Златоуст, Аша;

- сформировавшееся количество и разнообразие средств размещения в туристских центрах кластера;

- туристские фирмы, зарегистрированные в одном субъекте, продвигают на рынок туристские продукты, находящиеся в другом субъекте;

- персонал, проживающий в административных субъектах, обеспечивает всесезонность функционирования туристских центров;

- на территориях преобладает доставка автомобильным транспортом, возможна кооперация предприятий для того, чтобы организовать трансфер на ряд туристских комплексов;

- развиты различные типы предприятий питания, существует возможность приобретения натуральных продуктов у местных жителей.

Создание горнозаводского туристского кластера будет способствовать повышению конкурентоспособности всех муниципальных образований горнозаводской зоны Челябинской области, улучшению уровня развития специализированной инфраструктуры и сервиса, сохранению природной и культурной среды, обеспечению соблюдения стандартов качества предоставляемых услуг. Единый кластер обеспечивает более тесное взаимодействие и сотрудничество административных районов, позволяющее снизить административное давление на туристский бизнес. Главным преимуществом в развитии кластера является повышение эффективности деятельности входящих в него предприятий.

В качестве основных мероприятий реализации кластерного подхода в туризме на территории горнозаводской зоны Челябинской области необходимо:

1. Разработать научно обоснованную концепцию и программу развития горнозаводского туристского кластера Челябинской области на основе оценки его потенциала.

2. Создать ряд информационно-дискуссионных площадок между бизнесом и властью для формирования горнозаводского туристского кластера Челябинской области

3. Сформировать механизм инвестирования кластера, включающий государственное финансирование и поддержку некоторых проектов на конкурсной основе; создание системы льготного кредитования объектов; совершенствование региональной налоговой политики; создание механизма финансирования отдыха для малоимущих граждан, детей и инвалидов.

4. Разработать туристский паспорт территории и реестр туристских ресурсов и объектов.

5. Обеспечить подготовку и переподготовку профессиональных кадров для обслуживания потоков туристов и инфраструктуры туристского кластера.

6. В целях сглаживания сезонности туристской деятельности на территориях продвигать различные виды туризма: горнолыжный; деловой; историко-культурный; лечебно-оздоровительный; научный; образовательный; развлекательный; событийный; экологический; экстремальный (водный, спортивный).

7. Сформировать эффективную систему стандартизации и сертификации туристской деятельности в соответствии с существующими стандартами обслуживания.

В рамках единой идеи горнозаводский туристский кластер Челябинской области позволит создать инфраструктуру комфортабельного активного отдыха по типу современных дес-тинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.