Научная статья на тему 'Основные тенденции развития цифрового мобильного телевидения в России'

Основные тенденции развития цифрового мобильного телевидения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО МОБИЛЬНОГО ТВ В РОССИИ / БИЗНЕС МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО ТВ В РОССИИ. / DVB-H

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уманский Р. Ю., Сивицкий П. А.

В 2006 г. в результате решений принятых на конференции организованной Международным союзом электросвязи Россия включилась в международный процесс перехода на цифровые стандарты телевизионного вещания. Авторы данной статьи описывают современную ситуацию в отдельном виде цифрового ТВ, а именно в сфере мобильного цифрового телевидения в РФ. Приводятся основные тенденции по вопросам легитимности использования технологий, частотного спектра и распространения общедоступных телеканалов, даются ссылки на действующие законодательные акты и осуществлен их общий анализ. Внедрение новых технологий на территории любой страны это процесс с большим количеством противоречащих друг другу целей, регулирование подобных процессов одна из задач государства. Рассмотрен процесс развития цифрового мобильного телевидения в России как часть реализации целевой федеральной программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 2015 гг.", в тоже время приводятся доводы, что данный тип распространения медиа контента отличается от "традиционного" ТВ по времени, месту, длительности и характеру потребления. Авторы делают акцент на социальные и экономические преимущества от перехода к цифровым технологиям распространения телевизионного сигнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития цифрового мобильного телевидения в России»

14 декабря 2011 г. 11:22

Основные тенденции развития цифрового мобильного телевидения в России

В 2006 г. в результате решений принятых на конференции организованной Международным союзом электросвязи Россия включилась в международный процесс перехода на цифровые стандарты телевизионного вещания. Авторы данной статьи описывают современную ситуацию в отдельном виде цифрового ТВ, а именно в сфере мобильного цифрового телевидения в РФ. Приводятся основные тенденции по вопросам легитимности использования технологий, частотного спектра и распространения общедоступных телеканалов, даются ссылки на действующие законодательные акты и осуществлен их общий анализ. Внедрение новых технологий на территории любой страны это процесс с большим количеством противоречащих друг другу целей, регулирование подобных процессов одна из задач государства. Рассмотрен процесс развития ц ифрового мобильного телевидения в России как чостъ реализации целевой федеральной программы "Развитие телерад иовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.", в тоже время приводятся доводы, что данный тип распространения медиа контента отличается слг "традиционного* ТВ по времени, месту, длительности и характеру потребления. Авторы делают акцент на социальные и экономические преимущества от перехода к цифровым технологиям распространения телевизионного сигнала.

Ключевые слова: Мобильное телевидение, Цифровое телевидение, ОУВ-Н,

Вопросы регулирования ілфрового мобильного ТВ в России, Бизнес модели цифрового ТВ в России.

Уманский Р.Ю.,

Зам генерального директора — финансовый директор ООО "КЕНТАВР', кэн., доцент кафедры О ПАБУ МТУСИ rnrnanskiy@mail.ru

Сивицкий ПА,

Руководитель отдела ИТ-иифраструктуры

ООО "КЕНТАВР’, МВА,

p.sivitskiy@gmail.com

20 июня 2006 г. в Женеве по итогам конференции, организованной Международным союзом электросвязи (МСЭ), подписано соглашение о переходе к 2015 г. на цифровое но-эемное телевизионное и звуковое вещание. Соглашение было подписано представителям государств Европы, включая Россию и друже страи>і СНГ Африки, Ближнего Востока и Ирана.

Реализация соглашения о переходе на цифровой формат вещания знаменует окончание эры аналогового телевидения.

Для ратификации женевсхой конвенции в России, в 2009 г., была подготовлена федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.". Данная программа, в качестве одного из ожидаемых результатов своего выполнения, содержит цель обеспечить доступность вещания в формате адаптированном для приема на мобильные устройства в крупных городах страны.

Согласно современным исследованиям мобильное цифровое телевидение является самостоятельной отраслью экономики и отличается от "традиционного’' ТВ, по следующим признакам

• По месту потребления, обычно это транспортное средство, общественные места, либо место работы или учёбы;

• По времени потребления, обычно это время по дороге на работу или учёбу, обеденный перерыв, д орога д омой;

• По длительности просмотра, небольшие периоды по 10-15 минут;

• По контенту, это либо короткометражные ролики или клипы, либо трансляции в "неудобное" время, например прямые трансляции спортивных мероприятий в дневное время;

• По модели потребления. Изначально мобильное телевидение рассматривалось как "продолжение" домашнего телевизора, но учитывая все вышеизложенные отличия, можно говорить О ТОМ что мобильное ТВ имеет совершенно иную персонифицированную модель потребления, а доступ к донной услуге с помощью мобильных терминалов, оснащенных доступом в Интернет, делает ее по ностоящему интерактивной и открывает потенциал для организации различных схем монетизации.

В тоже время, рассматривать развитие мобильного цифрового телевидения независимо от процесса перехода к цифровому ТВ не представляется возможным, так как два эти процесса связанны не только близкой технической со-

ставляющей, но и общим законодательным и юридическим полем

Помимо реализации меж^нароамых про-гро^ переход к цифровому телевидению решает ряд социальных и экономических зодх в стране.

В ностоящее время 92,1% населения РФ имеют возможность принимать 3 и более телевизионных программ1. В крупных городах число доступных для приема телепрограмм приближается к нескольким десяткам, а если рассматривать спутниковые телеканалы на русском языке счет будет идти на сотни. В тоже время, за 2010 г. в Европе, где переход на цифровое вещание начался гораздо раньше, количество телеканалов увеличилось на 240, достигнув 8600, в России на данный момент всего порядка 260 телеканалов. Увеличение количества телеканалов ведет к повышению конкуренции на рынке, ожесточению борьбы за ограниченное время пользователя. Аналоговые системы телевизионного вещания, уже не соответствуют требованиям современного общества ни по количеству, ни по качеству предоставляемой информации. Они не могут обеспечить адекватной рыночной реакции ни на спрос со стороны населения ни на возможное предложение со стороны телеканалов. Переход к цифровым технологиям производства и распространения телепрограмм является объективным техническим социальным и экономическим процессом.

Преимуществом перехода на цифровой формат наземного телевизионного вещания является:

1 По д анным федеральной службы государствеююй статиспжи в 2008 году. Телевизионную программу “Россия" имем возможность принимать 98,2% городского и 93,6% сельского населения страны, "Первый канал- 97,8% и 93,5% соответственно, "НТВ" — 94,3 и 76,9%, "Культура" — 78,9 и 36,2%, "Спорт" — 51,5 и 15,6%

Т-Сотт #4-2011 53

• Повышение качество трансляции телепрограмм;

• Увеличение эффективности использования частотного ресурса (Повышение количества транслируемых телепрограмм);

• Предоставле^едолст-легъных сервисов;

• Возможность приема телевизионных программ не только на стационарные, но и на движущиеся приемники, включая мобильные терминалы;

• Снижение мощностей передаваемого сигнала и взаимного влияния РЭС (Улучшение экологической ситуации).

Далее более детально рассмотрим вопросы, определяющие развитие цифрового мобильного телевидения в России, а именно:

• Выбор технологии и стандартов цифрового мобильного телевидения;

• Распределение спектра частот и регулирование цифрового мобильного телевещания;

• Распространение общедоступных теле-

Технологии и стандарты

Выбор технологии организации мобильного цифрового вещания на территории любой страны является ключевым вопросом определяющим развитие донной отросли. Существует два подхода, которые могут использоваться государственными и общественными регуляторами при выборе технологии. В одних странах регулятор может выбирать один единственный стандарт для ускорения развития услуг мобильного телевидения, именно благодаря этому DVB-H" стал стандартом "де факто" в Европе, аТ-DMBeKopee. В других странах преобладает более вариативное отношение, эти страны реализуют подход "технологически нейтрального" управления, позволяющее рыночным силам делать выбор применяемой технологии.

Распоряжением Правительства РФ от

25.05.2004 №706-р признано целесообразным введение в России европейской системы цифрового телевизионного вещоню DVB. Peujef**-ем ГКРЧ аг 6 июня 2005 г №05-06-02-001 регламентируется применение "Систем цифрового звукового и телевизионного вещания с использованием мсщуляции COFDM" и ратифицируется применение на территории России

стандарта ЭУВ-Т.

Принятие донных регламентирующих актов определило интерес инвесторов к технологии РУВ-Н, которая, по сути, является расширением стандарта ОУВ-Т. [)УВ-Н решает две главные проблемы, возникающие при использовании ЭУВ-Т с мобильным устройствами:

• небольшой объем батарей портативных устройств (было необходимо позволить пользователям длительное время смотреть ТВ трансляции без сильного истощения источника питания);

• увеличение надежности приема сигнала на устройства находящиеся внутри помещений, движущиеся с различными скоростями, причём с использованием встроенных, малогабаритных антенн.

Помимо этого, стандарт 0УВ-Н имеет также хорошие характеристики с точки зрения частотной эффективности. Следовательно, инвестор может реализовать большее количество сервисов в ограниченном чостатном диапазоне.

Уже в 2006 г. ряд компаний начали реализацию проектов по созданию федеральных операторов цифрового мобильного телевидения и по вполне понятным причинам сделали ставку на О/В-Н стандарт. Однако ряд проблем, включая отсутствие нормативной базы в облости регулирования цифрового телерадиовещания, исследований в области взаимного влияния РУВ-Н вещания на радиоэлектронные средства различного назначения и тд., не позволили реализовать донные проекты в намеченные сроки3.

Несмотря на возникшие проблемы, несколько частных проектов перешли на стадию реализации опытных зон и 19 августа 2009 г. Государственной Комиссией по Радиочастотам (ГКРЧ) было принято решение № 09-04-024 о запуске тестового вещания в формате ЭУВ-Н на территории Москвы. В результате, 29 октября 2010 г., ГКРЧ вынесла решение № 10-09-07 о возможности применения стандарта 0УВ-Н на территории РФ в установленном законом порядке. Это позволило компаниям продолжить реализацию проектов, а именно перейти к этапу получения разрешительной документации на право осуществления коммерческой эксплуатации сетей РУВ-Н.

Вынужденная пауза в реализации проектов

составила 1,5 года, что естественно отразилось на их стратегиях развития. В настоящее время ни один из операторов участвующих в опытной зоне не приступил к предоставлению коммерческих услуг, но продолжает осуществлять вещание на территории Москвы в тестовом режиме.

Использование спектра

Группа стандартов DVB предполагает организацию наземного цифрового вещания в частотах UHF/VHF диапазона. В тех странах, включая Россию, где DVB-H выбран в качестве основного стандарта, наиболее важным вопросом является выбор критериев и времени распределения UHF/VHF спектра. Именно в этом частотном диапазоне ведется аналоговое вещание и строительство сети цифрового ТВ.

Первая проблема для регулирующих органов в том, что бы определиться, когда выделять частоты для организации мобильного ТВ на основе стандарта DVB-H, после полного отключения аналогового вещания или как можно раньше. Преимуществом первого варианта является единое время запуска всех сервисов. В тоже время, не стоит забывать об ограниченности данного чостотного ресурса, и необходимости его эффективного использования с общественной, экономической и технической точек зрения. В большинстве Европейских стран разные категории операторов претендуют на ресурс в UHF/VHF диапазоне. Среди них можно выделить двух основных конкурентов, вещателей, которым необходим дополнительней ресурс для запуска телевидения высокой чёткости (HDTV) и мобильных операторов которым необходим тот же ресурс для запуска сервисов мобильного ТВ.

21 января 2011 г. распоряжением правительства № 57-р утвержден "План использования полос радиочастот в рамках развития перспективных родиотехнапогий в Российской Федерации". Донный документ содержит рекомендации, приведенные в таблице 1.

Из приведенной таблицы становится ясно, что в России планируется одновременный запуск сервисов цифрового и цифрового мобильного ТВ, а с периода после 2015 г. начнется этап развития цифровых технологий вещания с возможность перехода на стандарт DVB-T2.

2 DVB-H (Digial Video Broadcasting for Handhelds) - стандарт групгы DVB ратифицировсиный ETSI для применения в Европе, более подробная информация

hip://www.dvb.org.

3 А.В. БЕЛОУСОВ "Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям"

4 Решение ГКРЧ № 09-04-02 обязывает Федеральное агентство связи с привлечением Федеральной службы охраны Российской Федерации, ФГУП НИИР ФГУП "РЧЦ ЦФО", ЗАО ‘МНИТИ", ООО "Д оминанта" и ООО "КЕНТАВР к проведению экспериментальных работ на опытных сетях цифрового эфирного вешания стандарта DVB-H в г.Москве.

54

T-Comm #4-2011

Таблица 1

План использования частот для развития перспективных технологий в РФ

Технология Полоса частот, МГц Планируемое количество операторов Минимальный частотный ресурс на одного оператора, МГц Планируемый срои начала предоставления УСЛУГ СВЯІИ

DVB-T 470-862 >1 3x8 2011

DVB-H 470-862 2 1x8 2011

DVB-T2 470-862 >1 4x8 201S

Существующий ограниченный ресурс явно не достаточен для всех контент провайдеров, желающих распространять свои телепрограммы среди пользователей мобильного ТВ. Решение о выделении частот сетевым операторам делает бизнес модели более гибкими, они могут выбирать те каналы, которые они считают более привлекательными для зрителей.

В настоящий момент частотные присвоения выданы компаниям ООО "Доминанта" и ООО "КЕНТАВР1

Необходимо отметить, что UHF и VHF диапазоны не одинаковы с точки зрения организации сервиса. Чтобы уменьшить размеры антенны и сократить возможную интерференцию с GSM сетями только часть UHF диапазона (между 474MHz и 700-750MHz) идеальна для использования DVB-H.

Распространение общедоступных каналов

В соответствии с указом президента РФ "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" №637 в редакции от 12.05.2011 в России к общедоступным телевизионным каналам относятся:

1. Первый канал (открытое акционерное общество "Первый канал").

2. Телеканал "Россия" (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания").

3. Телеканал "Россия-2" (Россия-2) (федеральное госуд арственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания").

4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество 'Телекомпания НТВ").

5. Петербург—5 канал (открытое акционер-

ное общество 'Телерадиокомпания "Петербург^

6. Телеканал "Россия — Культура" (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания").

7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания").

8. Детско-юношеский телеканал "Карусель" (закрытое акционерное общество "Карусель").

Данный перечень телеканалов является обязательным для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатным для потребителей.

Задача распространения первого мультиплекса телеканалов, среди населения и вещателей, возложена на федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".

Должны ли общедоступные каналы оставаться бесплатными в мобильном ТВ? Европейские потребительские ассоциации сильно защищают идею того, что бизнес мсдель мобильного ТВ не должна исключать возможность приема пользователями общедоступных каналов. Однако, опыт, например, Италии, показывает, что общедоступные каналы перестают быть бесплатными при включении их в пакеты программ мобильного ТВ. Стоит отметить, что трансляция 8 бесплатных каналов первого мультиплекса задействует примерно половину ресурсов оператора, а требования о бесплатном предоставлении доступа к набору донных программ снижает доходность проекта в не-

сколько раз Это ощутимая разница по сравнению с тем, что происходит в более традиционных системах платного ТВ, где общедоступные каналы дополняют свободно принимаемые всеми пользователями имеющими ресивер. В мобильном ТВ не будет бесплатных каналов, кроме тех которые специально будут предлагаться операторами для привлечения пользователей, либо их распространение через сети мобильного цифрового телевидения будет оплачиваться телеканалами из рекламных доходов.

Эта ситуация должна быть тщательно рассмотрена регулятором так как может вызывать реакцию потребительских ассоциаций. Регулятор должен учитывать, с одной стороны общественные интересы пользователей, которые должны иметь возможность просмотра ряда общедоступных каналов, с другой стороны интересы вещателей имеющих права на получение прибыли от реализуемых мобильных сервисов. Необходимо принимать во внимание, тот факт, что общедоступные каналы финансируются за счёт рекламных доходов, очевидно, что, будучи бесплатно передаваемыми на портативные устройства донные каналы увеличат доходность от рекламы.

Заключение

Переход к цифровому формату распространения информации, должен в первую очередь открыть доступ гражданам к различным источникам информации, расширить возможности выбора телепрограмм5. Кроме социальных этот процесс имеет и экономические перспективы. Например, принципы формирования состава второго мультиплекса6 уже привели к увеличению доли отечественно медиа продукта на рынке и повышению его качества.

Цифровое мобильное телевидение является отдельной отраслью экономики. Описанные в донной статье особенности потребления мобильного ТВ, делает востребованным специализированный контент, открывает рынок ресиверов, выводит интерактивное взаимодействие с пользователем на новый уровень и дает возможность реализации новых экономических моделей. Взрывная популярность планшетных компьютеров7 и социальных сетей свидетельст-

5 По результатам выполнения просраммы развития телерадооеещания до 2015 г., 98% населеню должны иметь возможность приёма 3-х мультиплексов телепрограмм по 8 каналов в каждом итого «к м^имум 24 телепрограммы.

° Рассмотрены и одобрены в рамках заседания Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания 17 декабря 2010 г.

7 По даюым компоми Apple, с момента производства др конца первого квартала 2011 г. процрно - 15млн. планшетных компьютеров iPad.

T-Comm #4-2011

55

Передовые технологии ZTE но выставке "Саяэь-Эксгкжом 2011"

Публичная компания ZTE Corporciion продета вила в рожах выставки "Связь-Экслокомм 201 Г свои лучшие разработки для зарубежных рынков

Эго три ключевые серии продуктов: смартфоны, плаииепые ПК и устройства для мобильной широкополосной передачи доиых (европейский бестселлер смартфон ZTE Blade с поддержкой 3G. планшеты light Tab входрцце в тройсу самых прсдовое-ыых планшетов в мире, смартфон N600 — в Китае уже продано более миллиона единиц этой модели).

Россия является од ним из ключевых зарубежных рынков для ZTE Рыночная доля комгк»*м в различных сегментах, от бюджетных 2G GSM телефонов до смсртфонов на базе Android, выросла за год с

0,5% до 4%. ZTE поставила в Россию более 2 млн. ед^иц бюджетных GSM-телефонов став кругией-1шм в стране nocraeu^fcoM телефонов под собственными торговые маркам телекоммуникационных компсиий.

Рост продаж ZTE в сегменте мобильных иырежо-полосных устройств превысил 60% благодаря уве-л^ению спроса на такие продукты, как модемы для высокоскоростной пакетной передачи данных HSPA+ мобилы«е точки доступа UFI и плсишетные ПК. Мод ем MF180 с поддержкой HSDPA стал в прошлом грду бестселлером — его продажи составит 1.6 мги единид (только в России). В результате переговоров с российскими сотовыми операторами, компании ZTE удалось достигнуть договоренности с "Билайн" и МТСо крупных поставках ппежшетовсерии Light Тс±>.

В 2011 г. ZTE nnc»*f)yeT вывести на российский рынок несколько серий смартфонов. В сегменте мобильных устройств имрокопалосного доступа и геюншетных ПК, ZTE продолжит прод авать свои мобильные устройства в сотруд**1честве с тремя веду 1щми сотовыми операторами В 2011 г. компания рассчитывает реализовать 5 млн. устройств, заняв 50% рынка устройств мобильного широкополосного доступа Кампатя также план^ует гродол жить выгт/сх продуктов, созданных fJieUHanbHO для pocoif-ского рынка — ZTE стсиет первым гроизводителем плсмиетов и смартфонов с поддержкой глобальной навигациэтой спутниювой систелды ГЛОНАСС

В хода состоявшейся в феврале 2011 г выставки Mobile Vvforld Congress в Барселоне, ZTE представила свои новеЛше технологии и объявила, что в центре ее стратег»*» продвижения мобильных устройств и решений в 201 1 г. будут смартфоны, планшетные ПК и интернет-технологт а также решения для потребительского и корпоративного сегментов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский рынок стфывоет перед ZTE огромные возможности для реализац ^ стратегии продвижения мобильных устройств в 2011 г. Компас намерена ускорить начало осуществления стратега в Poca*t сделав ее частью своей глобапыюй стратегии развития, объединяющей китайский и зарубежные рыжи.

вует о все более персонифицированной модели потребления информации. Эти особенности должны учитываться при составлении стратегий развития проектов в области мобильного цифрового телевидения, именно они помогут достигнуть успеха проекту в этой области.

Литература

1. Серое АВ. Эфирное цифровое телевидение DVB-T/H. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

2. А.В. БЕЛОУСОВ "Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям"

3. “Mobile television in Europe. State of (be art and current regulatory issues", European Platform of Regulatory Authorities materials, www.epra.org

4. ‘Television on a handheld receiver — broadcasting with DVB-H", www.cigitog.org

5. Распоряжение Правительства РФ от

25.05.2004 N 706^>.

6. Решение TKW №05-06-02-001.

7 Решение ГКРЧ № 09-04-02.

8. Решение ГКН № 10-09-07.

9. Распоряжение Правнтегьства РФ от 21 я»«а ря 2011 года №57-р.

Major trends in digital mobile TV in Russia

Umanskiy Roman Ph.D., lecture of Moscow Technical University of Communication and Informatics (rumanskiy@mad.ru)

Srvftskiy Pavel MBA, Head of IT Infrastructure deportment of LLC "KENTAVR" (p.sivitskiy@gma8.com)

Abstract

In 2006, as a result of decisions taken at the conference organized by the International Telecommunication Union, Russia joined the international process of transifion to digital television broadcasting standards. The authors of this paper describes the current situation in a certain type of digital TV, namely in the field of mobile digital television in Russia. The article presents the main trends on the legitimacy of the use of technology, spectrum and distribution of public television stations, reference is made to existing legislation and implemented by their general analysis. The introduction of new technologies in the territory of any country is a process with a lot of conflicting goals, the regulation of these processes is one of the tasks of the state. The publication examines the process of development of digital mobile TV in Russia as part of the implementation of the federal target program ''Development of Broadcasting in the Russian Federation for 2009-2015”, at the same time argues that this type of distribution of media content is different from "traditional1’ TV in time, ploce, duration and nature of consumption. The authors emphasize foe social and economic benefits from the transition to digital distribution of television signals.

Key words: Moble television; DVB-H; Mobile TV; Reguk<ion of Mobile TV in Russia Mobie TV Business Models in Russia.

References

1. Serov A.V. Air digital television [Efimoe tstfrovoe televidenie DVB-T/H]. — SPb.: BHV — Peterburg,

2010.

2. A.V BELOUSQ/ Broadcasting licensing during the transition to digital technologies [Utsenzirovanie teleradioveshchonrya pri perehode k tsifrovym tehndogryam].

3. "Mob3e television in Europe. State of the art and current regulatory issues", European Platform of Regulatory Authorities materials, www.epra.org.

4. 'Television on a handheld receiver — broadcasting with DVB-H", www.digitag.org.

5. Russian Federation Government Decree, 25.05.2004 N 706-r.

6. GRFC Decision № 05-06-02-001.

7. GRFC Decision № 09-04-02.

8. GRFC Decision №10.09.07.

9. Russian Federation Government Decree, № 57-r, 21.01.2011.

56

T-Comm #4-2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.