Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ «ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УНИВЕРСУМА КОДОВ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ «ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УНИВЕРСУМА КОДОВ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ» / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / КОД / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Г. М.

Статья посвящена анализу образования безопасности в аспекте кода цивилизации. Зафиксировано, что решение комплексных проблем безопасности является основным условием и потребностью устойчивого развития человечества. Показано, что проявления разрушительных сил природы, технических аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни людей, их правах и благосостоянии. Обосновано, что первопричиной ущерба во многих опасных ситуациях во многом становятся просчеты и некомпетентность (необученность) людей, отсутствие навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в опасных ситуациях. Сделан вывод, что одним из наиболее действенных механизмов в решении проблем становится обучение граждан обеспечению безопасной жизнедеятельности посредством непрерывной системы образования в аспекте кода цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TRENDS IN “SECURITY EDUCATION” DEVELOPMENT: A LOOK THROUGH THE PRISM OF THE UNIVERSE OF RUSSIAN CIVILIZATION CODES

The article is devoted to the analysis of security education in the aspect of the civilization code. It is stated that the solution of complex security problems is the main condition and need for sustainable development of humanity. It is shown that the manifestations of the destructive forces of nature, technical accidents and disasters, dangerous situations of a social nature have a detrimental effect on the health and life of people, their rights and well-being. It is substantiated that the primary cause of damage in many dangerous situations is largely due to miscalculations and incompetence (lack of training) of people, lack of skills for safe behavior in everyday life and in dangerous situations. It is concluded that one of the most effective mechanisms in solving problems is teaching citizens to ensure safe life through a continuous education system in the aspect of the code of civilization.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ «ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УНИВЕРСУМА КОДОВ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

что, на наш взгляд, присущие отечественной медицине качества, заложенные в ее глубинные основания земской и советской медициной, изжить, к счастью не удалось. Именно в этом нам видится вклад «университетской медицины» в дело обеспечения глобальной и национальной безопасности.

Список литературы

1. Promising Practices for Strengthening the Regional STEM Workforce Development Ecosystem. Washington, D.C.: National Academies Press, 2016. 152 p.

2. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Когнитивная стратегия А. Эйнштейна // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 66—75.

3. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 98—108.

4. Баксанский О. Е. Когнитивные науки: от познания к действию, М.: Ленанд, 2005. 196 с.

5. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н., Плигин А. А. Личностно ориентированный подход к обучению физике // Физика в школе. 2003. № 4. С. 13—26.

6. Задорожнюк И. Е., Коростелева Л. Ю., Тебиев Б. К. Т0П-200 вузов в четырех международных рейтингах // Высшее образование в России. 2019. № 3. C. 85—95.

7. Шурупова Р. В., Ачкасов Е. Е., Куршев В. В., Задорожнюк И. Е. Проблематика медицины и здравоохранения в освещении СМИ // Справочник врача общей практики. 2016. № 9. C. 31—38.

УДК 1:316 ББК 60.023

DOI: 10.46726/^2021.2.12

Г. М. Суворова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ «ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УНИВЕРСУМА КОДОВ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статья посвящена анализу образования безопасности в аспекте кода цивилизации. Зафиксировано, что решение комплексных проблем безопасности является основным условием и потребностью устойчивого развития человечества. Показано, что проявления разрушительных сил природы, технических аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни людей, их правах и благосостоянии. Обосновано, что первопричиной ущерба во многих опасных ситуациях во многом становятся просчеты и некомпетентность (необученность) людей, отсутствие навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в опасных ситуациях. Сделан вывод, что одним из наиболее действенных механизмов в решении проблем становится обучение граждан обеспечению безопасной жизнедеятельности посредством непрерывной системы образования в аспекте кода цивилизации.

Ключевые слова: образование, безопасность, «образование безопасности», анкетирование, информационные потоки, код, цивилизация, обратная связь.

© Суворова Г. М., 2021 2021. Вып. 2 •

G. M. Suvorova

BASIC TRENDS IN "SECURITY EDUCATION" DEVELOPMENT: A LOOK THROUGH THE PRISM

OF THE UNIVERSE OF RUSSIAN CIVILIZATION CODES

The article is devoted to the analysis of security education in the aspect of the civilization code. It is stated that the solution of complex security problems is the main condition and need for sustainable development of humanity. It is shown that the manifestations of the destructive forces of nature, technical accidents and disasters, dangerous situations of a social nature have a detrimental effect on the health and life of people, their rights and well-being. It is substantiated that the primary cause of damage in many dangerous situations is largely due to miscalculations and incompetence (lack of training) of people, lack of skills for safe behavior in everyday life and in dangerous situations. It is concluded that one of the most effective mechanisms in solving problems is teaching citizens to ensure safe life through a continuous education system in the aspect of the code of civilization.

Key words: education, security, "security education", questionnaires, information flows, code, civilization, feedback.

Анализ современного мироустройства невозможен без конкретики реального кода времени, без истории развития стран. Цивилизация — это конкретная самоорганизующаяся система, в основе которой лежит определённый исторический тип личности и общества, существующий в конкретных единичных людях и социальных организмах. Цивилизации есть макрокультуры, где родовыми признаками являются религия и территория. В каждой цивилизации есть духовная и социальная структура, институты, элиты, стадии развития [8, с. 182]. У каждой цивилизации есть свой естественный генеральный код. Свои коды просыпаются в критических ситуациях разломов исторических и личных судеб, когда нужно определиться, кто свой, а кто чужой [1, с. 4]. Цивилизация «в истории социокультурная общность наций и государств, которую объединяет ряд общих схожих параметров и характеристик» [5, с. 43]. «...Нации, народы, страны, тем более цивилизации, развиваются в истории на основе своего генетического кода, и никем и ничем кардинально иным они не станут» [5, с. 618]. Россия, в этом контексте, — «стержневое государство самостоятельной цивилизации» [5, с. 344].

Образование — это вечно обновляющийся процесс, зависимый от времени протекания, от особенностей исторической эпохи, от задач, которые ставит перед ним общество. Сочетание актуального и вечного, традиционного и инновационного редко в наши дни находится в гармоническом единстве. Восстановление такой гармонии является сложной гуманистической задачей. От обновления этой важнейшей сферы зависит не только будущее, но и настоящее, определяемое молодым поколением [3, с. 15]. Образование XXI века не только находится в прямой связи с уровнем интеллектуального развития конкретного общества, но становится для каждого отдельного обучающегося коллектива системой, способной на самоорганизацию и адаптацию к условиям постоянно меняющегося мира. Так формирование нелинейного мышления постепенно становится фундаментальной концепцией современной образовательной системы, которая постепенно отказывается от традиционной линейной передачи знаний с готовым перечнем заданий и непререкаемым авторитетом преподавателя в пользу внедрения огромного

множества конкурирующих между собой альтернативных способов получения этих знаний. Различия и сходства образовательной системы проявляют себя в периоды смены научных парадигм. Смена парадигм привела к возникновению нового направления — философии образования.

Эволюция знания — основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса.

Образовательное пространство ориентировано на технологии, поддерживающее существующие тренды — технологии социального взаимодействия, ключевые события. Оно обеспечивает также четыре цели: прогноз — получение достоверной «карты будущего»; коммуникация — согласование основными заинтересованными сторонами — экспертами своих позиций относительно существенных факторов; образование — формирование единого «поля представлений» участников о существенных трендах и событиях; диагностика — определение качества представлений участников о будущем их предметной области, способности системно смотреть на варианты развития области, а также условия, которые помогают найти педагогу и обучающемуся свой уникальный путь развития с минимальными рисками для здоровья каждого участника образовательного процесса.

В целом система образования имеет три основные стороны-функции — интеллектуальную, социализирующую и нравственно-воспитательную. Так интеллект нации обеспечивает ее конкурентоспособность по отношению к другим народам в вопросах развития науки, техники, экономики в целом, позволяет поддерживать достойный уровень жизни и цивилизации. Через социализацию решаются проблемы взаимодействия личности и общества, воспроизводится продуктивный для социума и самого себя тип человека, сохраняется личностная и социальная идентичность. Воспитание нравственности придает человеку и обществу подлинно «человеческое лицо», делает отношения между ними ответственными [6]. Поскольку образование способно напрямую влиять на физическое и психическое состояние людей, а также формировать их будущее поведение, становление сферы нового образования должно сопровождаться выработкой требований к физической и психической безопасности образовательных продуктов [2, с. 51]. Изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств [4]. В этой связи растет роль и ответственность системы образования в подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности.

С целью проверки, как понимает современное поколение тренд «образование безопасности», была 29 апреля 2021 года проведена встреча с учащимися выпускного класса научного профиля Провинциального колледжа Ярославля. Во время встречи выпускники ответили письменно на вопросы, касающиеся возможностей, угроз, сильных и слабых сторон современного «образования безопасности». Далее было проведено интерактивное обсуждение на тему «Код цивилизации». В конце встречи школьникам было предложено создать образы в рисунках «Что ждёт выпускника среднего образовательного учреждения в мире будущего?», провести «защиту» своего рисунка.

Среди возможностей были названы: быть в безопасности; знать, соблюдать традиции России; много работать; «иметь» профессионализм; передавать из поколения в поколение знания, умения, навыки; доносить новому поколению важность образования; создавать объединение по общим целям; способствовать развитию экономики; обеспечивать урегулирование конфликтов; осуществлять передачу кода цивилизации России; готовиться к жизненным трудностям; учиться на ошибках прошлых поколений; важность общения во время экстремальной ситуации; знать об угрозах в ЧС; осознавать суверенность России; вести диалоги; развивать силу духа.

Сильные стороны оказались артикулированы вокруг следующих моментов: обороноспособность России; ядерная энергия; коммуникация; история России; работоспособность; умение воспринимать информацию; умение защищаться; возможность обучения; сплочение нации; эксцентричный менталитет; воспроизведение идеалов; опыт поколений; культурное правительство; относительно высокая нравственность; стабильность; семья.

В качестве слабых сторон респонденты отметили: плохую память; отсутствие интереса; отсутствие военной подготовки; нехватку специалистов; недопонимание разных слоёв общества; неорганизованность устройства управления государством; деградацию цивилизации; искажение смысла жизни; возмущение и несогласие; отсутствие гибкости развития нравственных ориентиров.

В числе угроз были зафиксированы: коррупция; невозможность устроиться на работу; нежелание нынешнего поколения самообразовываться; стресс переживания угроз; структурный распад людей, утрата индивидуальности; отсутствие общего кода, малый опыт «предупреждения», потеря собственного мнения; искажение информации; идеализация, столкновение, сложности в семье; сложности в себе. Особого внимания в данном случае заслуживают следующие аспекты — «отложенные» угрозы 1990-х, стагнация развития, углубление мировоззренческого негативизма, неизбежность угроз, разрыв связей между поколениями, подмена фактов, манипуляция, ложь, нестабильность мышления, искажение смысла жизни.

Интерактивное обсуждение на тему «Код цивилизации» было проведено по целому кругу вопросов: Истоки современной цивилизации, направленности моделей развития с учётом специфики страны? Как перемещается центр влияния и сил? Мир продолжает идти к своему разнообразию? Страны Мира в последние тридцать лет старались сохранить свои коды? В чём проявляется взаимозависимость людей и цивилизации? Каждая цивилизация имеет свой код? Как в России образование безопасности сохраняет свой код цивилизации?

Во время обсуждения было отмечено, что «Россия одно из немногих (двух-трёх) государств, которые могут похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования, не прерванного завоеваниями извне или нахождением под чьей-то сторонней властью» [5, с. 231]. Так, «главный

фактор, определяющий судьбу России — это самая северная и самая холодная страна в мире. «Боковая ветвь православной христианской цивилизации России подверглась вызову лесов, дождей и морозов, ещё более суровому, чем с которыми прошлось бороться западной цивилизации» [8, с. 455].

Мини-конкурс рисунка «Что ждёт выпускника среднего образовательного учреждения в мире будущего?» показал, что образы будущего у девушек связаны: с ожиданием юношей из армии, с созданием семьи, с высшим образованием, с востребованностью профессии в обществе (86 %); а образы будущего у юношей связаны с получением высшего образования, с карьерным ростом, с самореализацией (88 %).

Таким образом, одним из наиболее действенных механизмов в решении проблемы «образования безопасности» является обучение граждан обеспечению безопасной жизнедеятельности посредством непрерывной системы образования. «Образование безопасности» связано со способами поведения и деятельности конкретного человека. Оно отражает уровень / качество человека (высокий, низкий, достаточный, недостаточный), а также уровень его общей и специальной культуры (труда, отдыха, образования, безопасности жизнедеятельности). В этой связи растет роль и ответственность системы образования в подготовке населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, предполагающей «поэтапное усложнение характера познавательной деятельности, ценностно-ориентированной деятельности — от простого интереса к осознанному действию, направленному на формирование культуры безопасного поведения личности [7, с. 12].

Анализ проведённого анкетирования и защиты рисунков выявили заинтересованность, потребность выпускников среднего образовательного учреждения в «образовании безопасности», способной сформировать систему личной безопасности, что позволит в будущем развить взгляд на мир с позиции целостности, красоты, гармонии жизни.

Основные тенденции развития «образования безопасности» в аспекте кода цивилизации имеют следующее направление — это смена парадигмы «образование-обучение» на парадигму «образование-становление». В концепции непрерывного образования обозначает себя тенденция постепенного смещения приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту — индивидуализации обучения, диалогичности, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов в преподавании, так и самих технологий, методов преподавания. Цель «образования безопасности» в аспекте кода цивилизации — превращение знаний в основной общественный капитал.

Список литературы

1. Баранов С. Тайнопись цивилизации. Код доступа в будущее России // Изборский клуб. 2020. № 9 (85). С. 4—23. URL: https://izborsk-club.ru/magazine_files/ 2020_9.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

2. Будущее образования. Глобальная повестка. URL: http://vcht.center/wp-content/ uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035 .pdf (дата обращения: 14.05.2021).

3. Валеева Е. В. Формирование человека: проблемы образовательного универсума // Вопросы культурологии. 2017. № 4. С. 15—22. URL: https://panor.ru/articles/ formirovanie-cheloveka-problemy-obrazovatelnogo-universuma/21793.html (дата обращения: 14.05.2021).

4. Мурашов А. Б. Современное образование: поиск нового образа // Образовательный опыт — опыт диалога. Хрестоматийное пособие для рабочих групп проекта

«Открытые образовательные пространства — управление и проектирование». Томск, 2001. С. 114—117. URL: http://mentally.eu/ob-avtore/sovremennoe-obrazovanie-poisk-novogo-obrazca/ (дата обращения: 14.05.2021).

5. Никонов В. А. Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего? М.: Изд-во «Э», 2015. 672 с.

6. Образование как фактор национальной безопасности: сюжеты для России. URL: https://rodnayaladoga.ru/index.php/component/authorlist/author/144-kirvel-ch-s-busko-i-v (дата обращения: 14.05.2021).

7. Суворова Г. М., Горичева В. Д. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М.: Юрайт, 2020. 346 с.

8. Тойнби А. Дж. Исследование истории, Возникновение, рост и распад цивилизаций. Т. 1 / пер. с англ. К. Я. Кожурина. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. 670 с.

УДК 1:001

ББК 87.256.615.2

DOI: 10.46726/H.2021.2.13

И. И. Булычёв

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЗЕРКАЛЕ НАСТОРОЖЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

В центре внимания автора статьи взгляды на искусственный интеллект и его влияние на общественную жизнь. Предложен компаративный анализ различных моделей его понимания: оптимистические сценарии наделяют искусственный возможностью повышения качества жизни; пессимистические нарра-тивы предполагают частичную замену человека в творческой деятельности. Естественный интеллект представлен как неотъемлемое качество человека, способного действовать активно и целеустремленно, вырабатывать гибкие и вариативные алгоритмы решения когнитивных и практических задач, проявлять эмоциональность. Обосновано, что искусственный интелект не обладает указанными чертами и в принципе не может заменить человека. Сделан вывод о принципиальной нетождественности искусственного и человеческого «разумов». Отмечено, что (без)опасность искусственного интеллекта определяется особенностями мирового общественного устройства.

Ключевые слова: искусственный интеллект, субъект, роботы (молекулярные, умные, гуманоидные), нейроинтерфейс, эмоции, нанотехноло-гии, коэволюция.

1.1. Bulychev

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE MIRROR OF AN ALERT PHILOSOPHICAL DISCOURSE

The author of the article focuses on the views on artificial intelligence and its impact on public life. A comparative analysis of various models of its understanding is proposed: optimistic scenarios endow the artificial intelligence with the possibility of improving the quality of life; pessimistic narratives imply a partial replacement of a human in creative activity. Natural intelligence is presented as an integral quality

© Булычев И. И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.