Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР В XXI ВЕКЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РЕФОРМЫ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулева Мария Александровна

С начала XXI в. для Китая подготовка населения, способного обеспечить не только высокие темпы роста во всех сферах деятельности, но и улучшение его качественных характеристик, приобрела решающее значение. Власти КНР провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества. Для углубления преобразований, начатых в период политики реформ и открытости, система образования Китая прошла долгий путь развития. До недавнего времени основным фокусом для властей служила система государственного образования, в развитии которой удалось достичь внушительных результатов. Сегмент частного образования, хотя формально и имел политическую поддержку государства, тем не менее развивался довольно хаотично. Экономические реформы в стране создали предпосылки для повышения спроса населения не только на государственное, но и на частное образование, чему способствовал целый ряд факторов, среди которых в том числе рост благосостояния и урбанизация. Однако развитие сферы негосударственного образования имело ярко выраженную региональную специфику, поэтому происходило довольно неравномерно. В последнее время государство обратило более пристальное внимание на отрасли, которые до этого преимущественно находились в тени реформ. Развитие частных учебных заведений стало одним из важных направлений работы властей. В статье представлен обзор развития частного образования в Китае в период с 2000-х годов по настоящий момент, когда данный сегмент вышел на новый виток развития; затрагиваются проблемы и особенности развития негосударственного сектора образования, рассматривается влияние пандемии, предпосылки и предстоящие в ближайшей перспективе реформы в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NON-STATE EDUCATION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE 21ST CENTURY

Since the beginning of the 21st century, educating a population capable to ensure high growth rates and to improve qualitative characteristics has become crucial for modern China. TheChinese authorities proclaimed science and education to be the “foundation” of socialist modernization and the “root” of further development of the Chinese society. To deepen the transformation in education initiated under the policies of reform and opening up, China’s educational system has come a long way. Until recently, the main focus for the authorities was the public education system. The private education sector, although formally enjoying political support from the state, nevertheless developed rather chaotically. Economic reforms in the country created the preconditions for increasing educational demand of the population not only for public but also private education, which was facilitated by a number of factors, including growth of welfare and urbanization. However, the development of the sphere of non-governmental education had pronounced regional specifics, so it occurred rather unevenly. Recently, the development of private educational institutions has become one of the areas, on which the authorities have actively started working on. The article provides an overview of the development of private education in China, touches on the problems and peculiarities of the development of the private education sector, the impact of the pandemic, prerequisites and the upcoming reforms in the industry in the nearest future.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР В XXI ВЕКЕ»

2022

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Т. 14. Вып. 2

ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И КОДЫ КУЛЬТУР СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

УДК 37

Основные тенденции развития негосударственного образования в КНР в XXI веке

М. А. Гулева

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Для цитирования: Гулева М. А. Основные тенденции развития негосударственного образования в КНР в XXI веке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14. Вып. 2. С. 176-192. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.202

С начала XXI в. для Китая подготовка населения, способного обеспечить не только высокие темпы роста во всех сферах деятельности, но и улучшение его качественных характеристик, приобрела решающее значение. Власти КНР провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества. Для углубления преобразований, начатых в период политики реформ и открытости, система образования Китая прошла долгий путь развития. До недавнего времени основным фокусом для властей служила система государственного образования, в развитии которой удалось достичь внушительных результатов. Сегмент частного образования, хотя формально и имел политическую поддержку государства, тем не менее развивался довольно хаотично. Экономические реформы в стране создали предпосылки для повышения спроса населения не только на государственное, но и на частное образование, чему способствовал целый ряд факторов, среди которых в том числе рост благосостояния и урбанизация. Однако развитие сферы негосударственного образования имело ярко выраженную региональную специфику, поэтому происходило довольно неравномерно. В последнее время государство обратило более пристальное внимание на отрасли, которые до этого преимущественно находились в тени реформ. Развитие частных учебных заведений стало одним из важных направлений работы властей. В статье представлен обзор развития частного образования в Китае в период с 2000-х годов по настоящий момент, когда данный сегмент вышел на новый виток развития; затрагиваются проблемы и особенности развития негосударственного сектора образования, рассматривается влияние пандемии, предпосылки и предстоящие в ближайшей перспективе реформы в отрасли. Ключевые слова: Китай, частное образование, негосударственные учебные заведения, реформы, пандемия.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

Введение

В современном мире ключевым фактором успешного функционирования любого государства является повышение эффективности образовательной системы. Одну из важных ролей в данном контексте играет частное образование.

Актуальность рассматриваемой темы определяется прежде всего тем фактом, что система негосударственного образования в Китае, ее проблемы и возможные направления развития крайне мало изучены в российской научной литературе, особенно по сравнению со сферой государственного образования в КНР. В последние годы реформирование системы образования в Китае привлекает все больше внимания. Однако сегмент частного образования до сих пор оставался в тени.

Постепенно негосударственные образовательные учреждения (далее — НОУ) начинают играть все более весомую роль в жизни китайского общества, именно поэтому в настоящей статье будет рассмотрен современный период развития отрасли начиная с 2000-х годов. В настоящий момент наблюдается рост численности учащихся на всех этапах обучения, количество школ увеличивается, тем самым позволяя все большему числу детей получать доступ к образованию вне зависимости от региона проживания. Частное образование компенсирует ту нехватку ресурсов, которую не может охватить государственный сектор. До недавнего времени сегмент частного образования развивался без значительного интереса со стороны властей. Однако в последнее время, наладив в целом работу государственных учебных заведений, власти начали масштабную работу по отраслям, которым ранее уделялось значительно меньше внимания. Частное образование стало одной из них. С сентября 2021 г. вступили в силу новые поправки к закону, регулирующему работу НОУ В развитии отрасли в перспективе непременно наметятся изменения.

В связи с этим целью и задачей нашего исследования стало определение положения данного сегмента образования в общей системе организации обучения в стране, степени вовлеченности и заинтересованности властей в развитии негосударственных учебных заведений, выявление проблем и перспектив развития частного образования в Китае. Отдельно стоит отметить, что мы сконцентрируем внимание на анализе именно дошкольного, школьного и высшего частного образования. Репетиторство и дополнительное внешкольное образование, которые, безусловно, также являются важными сегментами частного образования, требуют отдельного рассмотрения.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В процессе исследования широко использованы комплексный и системный подходы, а также методы анализа причинно-следственных связей, экономико-статистические и социально-экономические методы.

В работе представлены результаты изучения материалов китайской образовательной и общественно-политической печати, экономических публикаций китайских и российских исследователей, нормативно-законодательных актов Китайской Народной Республики по проблемам развития негосударственного образования. В частности, лучше понять эволюцию системы образования, в том числе частного сектора, в КНР, а также рычаги государственного управления, педагогическую

и политическую наполненность системы образования позволили исследования Н. Е. Боревской и О. А. Машкиной. Автор также использовал материалы, ставшие основой собственного исследования в рамках кандидатской диссертации по экономическим проблемам развития системы образования КНР. Среди важных исследований, проведенных китайскими специалистами, стоит отметить работы У Дагуана, Ху Вэя, Чжу Сяоманя и др.

История развития негосударственного образования в Китае

История частного образования в Китае уходит своими корнями во времена Конфуция эпохи Чуньцю (ок. 722 — 481 г. до н. э.), когда стали появляться первые аналоги частных учебных заведений. В XIX в. в стране были основаны общественными силами shehui ННа^) частные университеты, которые впоследствии перешли в ведение государства1. Однако подъем негосударственных учебных заведений начался с периода реформ и открытости, когда созданный общественными силами вектор развития получил название народного [1]. С 1980-х годов и до настоящего момента негосударственные образовательные учреждения, называемые миньбань (К^ штЬап), прошли значительный и непростой путь развития.

Главной предпосылкой роста частного образования в период реформ и открытости послужила неспособность государства обеспечить образовательные запросы населения. Имеющиеся на тот момент государственные учебные заведения не могли охватить все слои населения, проживающего в различных регионах страны. С одной стороны, частные школы создавались в интересах детей разбогатевшей уже на тот момент элиты, с другой — для жителей сельской местности, которые искали возможности предоставления образования своим детям [2, с. 160].

С начала реформ и открытости НОУ прошли несколько этапов развития.

В Конституции 1982 г. указано: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные предприятия, организации и другие общественные объединения создавать на основании закона различные образовательные учреждения» [3]. Ряд документов Госсовета о реформе структуры образования развили данные положения Конституции. В 1980-е годы основной формой НОУ были подготовительные курсы, не входившие в систему обязательного образования.

После провозглашения Дэн Сяопином создания «социалистической рыночной экономики» в начале 1990-х годов в стране начинает появляться негосударственное дипломное образование (К^^ШШШ штЬап хиеН ^^уи), охватившее преимущественно сферу профессиональной подготовки средней и высшей ступени2.

В «Положении о создании учебных заведений общественными силами» 1997 г. говорилось о том, что «государство строго контролирует созданные общественны-

1 Под общественными силами, как правило, подразумеваются различные предприятия, бюджетные организации, общественные объединения, частные лица и другие готовые к сотрудничеству структуры.

2 Под негосударственным дипломным образованием подразумевается частное образование, по завершении которого выпускникам выдается диплом, имеющий ту же юридическую силу, что и дипломы государственных учебных заведений.

ми силами образовательные учреждения» [4, с. 328]. С этого момента сектор НОУ полноценно вступил в период нормативного развития.

К началу десятой пятилетки (2000-2004 гг.) окончательно сформировалось положение о том, что государство будет выступать в роли основного учредителя учебных заведений и государственные учебные заведения начнут развиваться совместно с негосударственными, при этом отдельно подчеркивалась важная роль сегмента частного образования [1].

В правовое оформление частного образования в Китае, помимо Конституции, вошли Закон Китайской Народной Республики о содействии развитию негосударственного образования (2002), принятые Госсоветом законы, касающиеся НОУ а также ведомственные решения и инструкции Министерства образования КНР и местных властей. Закон уравнял статус государственных и негосударственных учебных заведений, права их преподавателей и учащихся [4, с. 330].

Негосударственные учебные заведения Китая сегодня

Развитие НОУ в Китае имеет ярко выраженную региональную специфику. Оно неразрывно связано с социально-экономическим развитием регионов и политикой местных властей. Во многих регионах власти вовсе не занимаются управлением негосударственных учебных заведений, действуя по принципу «сначала развитие, потом нормирование деятельности». Именно поэтому частный сегмент образования более успешен в развитых восточных провинциях, таких как Чжэцзян, Гуандун, Шаньдун, а также в крупных городах: Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Даляне, Шэнь-чжэне, Ханчжоу, Ухани и др. [5].

Получение лицензии — обязательное условие функционирования частного сектора образования. Закон предусматривает проведение административными органами мониторинга деятельности частных школ на правовой основе, а аттестация качества обучения в НОУ осуществляется общественными организациями.

Современная система частного образования охватывает все основные уровни, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями.

Еще в начале 2000-х годов среди детских садов преобладали частные, так как государство в тот момент еще акцентировало внимание на развитии и стимулировании в первую очередь обязательного девятилетнего образования. После 2010 г. ситуация начала стремительно меняться, и дошкольное образование с государственной поддержкой стало наращивать свои масштабы, однако и сегодня свыше 50 % всех детских садов в стране частные.

В целом, по статистическим данным за 2019 г., в стране более 1/3 всех учебных заведений приходились на НОУ, а общее число их учеников составило 20 % от всех учащихся в Китае (табл.) [6].

С момента основания КНР в 1949 г., когда доля неграмотного населения превышала 80 %, властям удалось достичь внушительных результатов в сфере народного образования. Показатель неграмотного населения снизился до 4,59 % в 2020 г., а охват обязательным девятилетним образованием достиг 95 % [6]. И хотя основной движущей силой сегодня является сегмент государственного образования, тем не менее частные учебные заведения играют все более значимую роль в жизни китайского общества.

Данные о численности учащихся, преподавательского состава и количестве учебных заведений в государственных и негосударственных учебных заведениях3

Ученики (млн) Учебные заведения (тыс.) Учителя (млн)

Гос. образ. учреждения НОУ Гос. образ. учреждения НОУ Гос. образ. учреждения НОУ

Детские сады 47,13 26,49 281,1 173,2 2,76 1,69

Начальная школа 92,25 9,44 160,1 6,2 5,48 0,50

Средняя школа 1-й ступени 48,27 6,87 52,4 5,7 2,58 0,42

Средняя школа 2-й ступени4 24,14 3,59 13,9 3,4 1,85 0,23

Вуз (бакалавриат) 17,5 4,39 2,6 0,4 1,74 0,25

За последние десять лет удалось достигнуть определенного прогресса в масштабах развития начальных и средних учебных заведений. С 2008 по 2019 г. количество НОУ в этой сфере выросло с 13 081 до 15 448, сохраняя в среднем темпы роста на уровне 1,33 % (рис. 1). Число учеников выросло более чем на 8 млн, с 11,49 до 19,91 млн человек [7]. При этом устойчивая тенденция роста численности учащихся сохраняется на всех ступенях образования.

Как мы видим на рисунке 1, детские сады сохраняют лидерство по численности посещающих их детей, при этом значительно более активно стали расширяться начальные и средние школы. Среди них встречаются как учреждения отдельно по образовательным ступеням (1-6-е классы, 7-9-е и 10-12-е классы), так и включающие оба уровня. Последние зачастую имеют форму интернатов, где ученики проводят большую часть времени, отправляясь домой только на выходных и/или каникулах. Как правило, в центральных городах довольно полно представлены все уровни НОУ, в средних и малых городах преобладают неполные средние школы (до 9-го класса), в уездах, поселках городского типа и сельской местности — преимущественно начальные частные школы.

Высшие НОУ чаще всего делятся на два типа: регулярные негосударственные вузы (ШШ^^ЛМ^ШК^^^ сЬе^геп ёе 2Ьепдди1 ш1пЬап ёахие), обладающие правом выдачи дипломов государственного образца, и независимые колледжи ёи11 уиапх1ао)5. Набор студентов в оба типа заведений включен в государственный план. К 2019 г. в стране действовало более 700 заведений подобного

3 Здесь и далее, если не указано иное, составлено по: [6].

4 В Китае средняя школа делится на две ступени: начальную и среднюю. Средняя школа первой ступени включает 7-9-е классы и вместе с начальной школой (1-6-е классы) составляет обязательное бесплатное девятилетнее обучение. Средняя школа второй ступени (10-12-е классы), как правило, является платной и пока не включена в систему обязательного образования.

5 В отличие от регулярных негосударственных вузов, которые обычно учреждаются общественными силами и могут иметь как направления подготовки бакалавриата, так и специальные образовательные программы, независимые колледжи, как правило, учреждаются другими учебными заведениями (что отражается в названии), но предлагают только программы подготовки бакалавриата.

С Детские сады Начальная школа

• Средняя школа 2-й ступени ■ ВУЗ (бакалавриат) Рис. 1. Численность учащихся на различных ступенях обучения в НОУ (млн чел.)

типа, правда лишь чуть более 20 вузов давали дипломы программ подготовки бакалавриата (ФЩШШ), остальные же преимущественно представляли собой краткосрочные профессиональные программы специального образования (^ЩШШ). Подобные заведения в основном находятся в ведомстве провинций [4, с. 332]6.

Численность преподавательского состава росла не так равномерно, как число учащихся (рис. 2). Наиболее устойчивую тенденцию сохраняют воспитатели в дошкольных заведениях, где на сегодняшний день работает уже почти 2 млн педагогов. Значительно удалось нарастить численность учителей в начальных школах, в то время как о средней школе такого сказать нельзя. В статистических сборниках отсутствует информация о численности преподавателей вузов на уровне бакалавриата, поэтому данные ниже представлены только тремя годами: 2016, 2017 и 2018.

В 2016 г. опубликованы поправки к закону о содействии развитию негосударственного образования, согласно которым школы, относящиеся к ступени обязательного девятилетнего образования, должны носить строго некоммерческий характер [8]. В законе теперь прописаны условия владения школьными активами, распределения финансовых поступлений и имущества после закрытия школы и др. [9]. Эти шаги оказали влияние на развитие сектора негосударственного образования. Так, можно отметить снижение темпов роста количества учебных заведений после вступления в силу указанных поправок. Если в 2016 г. ежегодные темпы роста составляли 3,96 %, то в 2018 г. они снизились до 3,28 % (рис. 3). Отчасти это может быть связано с запретом на получение прибыли от частного учебного заведения, что снизило привлекательность открытия подобных учебных заведений для инвесторов.

6 В основе административного деления КНР лежит трехступенчатая система: провинция, уезд, волость. Под ведомствами провинций подразумеваются региональные власти, которые, имея собственные законодательные органы и правительства, тем не менее подчиняются центральным властям.

2012 2013 2014

1: Детисие сады ■ Начальная школа

IСредняя школа 2-й ступени ■ ВУЗ (бакалавриат) Рис. 2. Численность преподавательского состава в НОУ на разных ступенях обучения (млн чел.)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 3. Динамика изменения количества частных учебных заведений

Учащиеся с сельской пропиской стремятся получать образование в более крупных городах, поэтому часто уезжают на обучение в уездные центры и другие провинции. Негосударственные школы представляются для них возможностью получить более качественное образование, в том случае если по каким-либо причинам они не могут поступить в государственное учебное заведение. Это стало определенным стимулом для НОУ вкладывать средства и усилия в повышение качества образования.

В целом в последнее время частные учебные заведения на западе и в центре Китая развиваются довольно устойчивыми темпами. Так, объем вложений местных властей в развитие подобных школ на западе и в центре страны соответственно увеличился на 4,91 и 9,92 % по сравнению с востоком, где данный показатель составил лишь 0,62 %. Вложения основателей школ на западе и в центре выросли соответственно на 79,85 и 61,87 %, в то время как на востоке Китая, наоборот, произошло снижение данного показателя на 2,09 %. За последние десять лет количество частных средних школ в западных и центральных регионах страны выросло

на 7,1 и 5,27 %, на востоке же мы наблюдаем снижение на 0,49 %. Аналогичная ситуация с численностью учащихся средних школ: в восточных регионах наблюдается снижение на 27,82 %, в западных и центральных регионах рост достигает 22,42 и 28,94 % соответственно [7]. Во многом это связано с тем, что образовательные учебные учреждения в более развитых восточных регионах страны уже прошли путь становления и развития и сейчас более активно работают над качественной составляющей предоставляемого образования, в то время как другие регионы пока еще находятся в активной стадии роста и расширения, показывая более высокие количественные показатели.

Финансовые источники НОУ

Источники финансирования по своему составу довольно разнообразны и включают в себя общественные организации, предприятия и компании, иностранных граждан и граждан КНР, административные органы образования и государственные учебные учреждения.

Среди моделей негосударственных школ в настоящее время преобладают «учрежденные народом при поддержке государства», «учрежденные государством при поддержке народа», акционированные учебные заведения, а также школы, созданные предприятиями и компаниями [4, с. 335]. Школ, открытых частными лицами и совместно с иностранными учебными заведениями, пока не так много. Те же школы, которые были открыты «народом при поддержке государства», имеют разнообразные связи со школами государственными, процент их выпускников, продолжающих обучение, довольно высок, и поэтому подобные школы пользуются большей популярностью.

Кроме некоторых НОУ, которые получают определенное финансирование на уровне местных правительств за выполнение задачи по распространению обязательного образования, остальные школы получают лишь политическую поддержку и поощрение их работы без каких-либо финансовых вложений. Именно по этой причине главным источником финансирования при создании НОУ является плата за обучение хие£е1). Ее доля, как правило, превышает 80 %

от всех поступлений. «Временные меры по регулированию платы за обучение в негосударственных учебных заведениях» (2005) устанавливали, что с учащихся НОУ может взыматься плата за обучение и общежитие, а отдельные сборы за дополнительные предоставляемые за период учебы услуги не следует включать в подобные расчеты [10]. Они могут взыматься только в том случае, если ученик сам захочет их заплатить.

Норматив стоимости обучения (на уровне высшей школы) колеблется от 3 до 10 тыс. юаней в год на человека, а плата за общежитие — не менее 1000 юаней*. Доходы от платы за обучение при этом сильно разнятся от школы к школе и в зависимости от региона, поэтому учебные заведения, расположенные в крупных городах, имеют больше источников финансирования, привлекают более обеспеченные семьи и имеют возможность более качественно развивать учебную инфраструктуру.

* 1 юань = 11,71 руб. (на 09.02.2022).

Реформы в сфере частного образования в 2021 г.

После того как в сегменте государственного образования удалось достичь устойчивого развития, власти обратили внимание и на другие сферы образования. В частности, с 2019 г. началась работа по оценке и перспективам развития негосударственных учебных заведений. Результатом проведенного мониторинга стали меры, вводимые Министерством образования относительно функционирования всех частных образовательных учреждений.

С 1 сентября 2021 г. вступили в силу поправки к Закону о негосударственных учебных заведениях [11]. Основные положения можно свести к следующему:

— Согласно документу, общественные организации и физические лица могут иметь в ведении частные учебные заведения, не привлекая к этому бюджетные средства. Наоборот, будет поощряться привлечение средств из различных фондов и пожертвований. Для данных категорий граждан запрещается проведение операций по слиянию школ с целью получения дохода.

— Частные учебные заведения должны признавать и поддерживать руководство в лице Коммунистической партии Китая (КПК). В них в обязательном порядке должен быть введен предмет нравственного воспитания по аналогии с государственными школами.

— Учреждения с иностранным капиталом и общественные организации, находящиеся под управлением из-за рубежа, не могут принимать участие в управлении частными школами, относящимися к ступеням обязательного образования, или контролировать их. Кроме того, запрещается ведение занятий иностранцами в любых учебных заведениях, относящихся к системе обязательного девятилетнего обучения.

— Государственные школы, относящиеся к системе обязательного образования, не могут иметь подведомственные частные учебные заведения и не могут сами переквалифицироваться в НОУ. Другие госшколы могут быть учредителями НОУ, но не разрешается получение от них прибыли.

— Запрещается сбор платы за поступление в НОУ, даже если подобные сборы носят характер пожертвований или спонсорской помощи.

— Руководящие должности в НОУ должны заниматься членами КПК. Это будет достаточно серьезным нововведением, особенно для школ, учредителями которых являются иностранные колледжи и вузы.

— Подчеркивается важность предоставления равных прав на поступление в государственные и частные школы для всех категорий граждан.

— Необходимо создание четкой системы найма и заключения договоров с основным штатом НОУ. Все преподаватели должны иметь соответствующую необходимую квалификацию.

— Все сборы, осуществляемые НОУ, должны быть четко регламентированы и не осуществляться в интересах отдельных сторон.

— Местные правительства должны обеспечить регулярный контроль и работу с управляющими НОУ на местах, в то время как власти провинций должны быть ответственными за налаживание механизма поддержки и стимулирования развития сектора частного образования.

— Все учебные программы должны соответствовать требованиям Министерства образования, в противном случае их использование в учебном процессе за-

прещается и приравнивается к нарушению и нанесению ущерба национальным интересам страны.

Указанные меры, несомненно, отразятся на работе частных школ и, вероятно, довольно сильно изменят ландшафт в данной отрасли. Усиление контроля со стороны правительства и более строгие правила для управления НОУ призваны укрепить роль государства в секторе частного обучения, качественно повысить уровень образования и привести их к большему паритету с государственными учебными заведениями.

Влияние пандемии 2020 г., вызванной распространением коронавируса SARS-CoV-2

Пандемия негативно повлияла на состояние многих учебных заведений. После объявления карантина в период каникул по случаю китайского Нового года в начале февраля 2020 г. большинство школ смогли открыть свои двери для учеников только в середине лета, сохраняя при этом строгие противоэпидемические меры. В ряде регионов, где возникали новые локальные вспышки заболеваемости, закрытие школ волнообразно повторялось осенью и зимой. Все это не могло не отразиться на работе учебных заведений всех ступеней.

Так, достаточно сильно пострадали дошкольные учебные заведения, не входящие в систему обязательного образования и, следовательно, не получающие финансовую помощь от местных властей. На момент закрытия в феврале 2020 г. еще не все из них получили оплату за новый семестр, другие оказались вынуждены вернуть средства, так как во многих регионах были объявлены карантинные меры и дети не могли посещать детские сады. Немало НОУ столкнулись с проблемой выплат заработной платы сотрудникам, сообщалось о сокращениях в педагогических составах разных регионов. Однако в основном это коснулось не очень больших учебных заведений в отдаленных регионах страны. Для НОУ в крупных городах или в случае, если учреждение основано государственной школой, местные власти шли навстречу в сложившихся условиях и принимали меры для оказания помощи, в том числе снижали арендную плату, повышали страховые гарантии, снижали налоги и продляли сроки их уплаты. В ряде крупных городов, таких как Пекин, Шанхай, Чунцин, Гуанчжоу, Ухань, в провинции Чжэцзян и других НОУ предоставлялись компенсационные выплаты из местных бюджетов при условии сохранения всего педагогического состава, отказа от увольнений учителей и своевременной выплаты заработной платы [12]. Локальные закрытия в 2021 г. также не привнесли стабильности в работу школ, и, как и прежде, учебные заведения в крупных регионах имеют больше финансовых, преподавательских и технических ресурсов для поддержания необходимого уровня обучения и администрирования НОУ.

Проблемы развития отрасли негосударственного образования

Долгое время частный сектор образования развивался достаточно хаотично без значительных вмешательств и регламентов со стороны властей. По этой причине в юридическом и экономическом развитии подобных учебных заведений возникали различные препятствия.

Приведем пример. В Китае юридически устанавливается тот факт, что учредителями НОУ могут быть только общественные организации или частные лица, не имеющие отношения к государственным структурам и не использующие для этих целей бюджетные средства. Изначально это должно было гарантировать определенную «народность» подобных образовательных учреждений. Однако по факту участились случаи, когда известная или крупная государственная школа учреждает частную и использует не только бюджетные ресурсы, но и свое имя, которое создает авторитет и привлекает внимание потенциальных учащихся их родителей [13]. Подобные школы значительно выигрывают в финансовом плане, так как, становясь известным учебным заведением с современной развитой образовательной инфраструктурой, могут себе позволить приглашать более квалифицированных учителей, вводить высокую учебную плату и привлекать своим имиджем более платежеспособные слои населения. Так, в мае 2021 г. внимание привлекла одна из школ в г. Гуанчжоу, которая резко увеличила размер оплаты за семестр на 143 %, с 17,5 тыс. юаней до 40 тыс. [14]. Это послужило причиной недовольства родителей и повлекло за собой обсуждение в прессе подобных ценовых скачков в школах, расположенных в крупных городах и более развитых регионах. В ситуации, когда расходы на образование являются главной статьей бюджета значительной части китайских семей (по разным данным, более 70 % семейных средств идут именно на образование), даже несмотря на хорошую репутацию школы и желание дать своим детям лучшее образование, чересчур завышенная стоимость обучения ожидаемо вызывает недовольство со стороны родителей, а иногда и местных властей. После того как в 2021 г. образование в частных школах в крупных городах выросло в среднем почти на 30 %, введение поправок относительно контроля над ростом цен в секторе НОУ представляется важным и необходимым шагом со стороны властей [14].

Именно к таким НОУ сейчас приковано особо внимание местных правительств. Подчеркивается необходимость не только урегулировать имеющиеся перекосы в отрасли, но и выравнять доступ к образовательным учреждениям разных слоев населения.

Плата за обучение — основной источник дохода частных учебных заведений, которые сами несут все финансовые расходы. Одной из наиболее острых проблем частных школ до сих пор является проблема нехватки учебных помещений. Большинство НОУ не имеют своих зданий и вынуждены арендовать площади у более крупных государственных школ/вузов либо у местных властей. Кроме высокой арендной платы, школы, особенно находящиеся в небольших городах и поселках, испытывают нехватку учебных материалов, приборов, оборудования [15]. Негосударственные детские сады, начальные и средние школы страдают от частой сменяемости преподавательского состава, неукомплектованности кадрами и низкого уровня заработной платы. Еще до начала пандемии в регионах проживания национальных меньшинств происходили забастовки учителей негосударственных школ, которые высказывали недовольство относительно отсутствия каких-либо социальных гарантий, пенсий и крайне низких зарплат, не достигающих уровня прожиточного минимума [16]. Пандемия лишь усугубила финансовое положение многих учебных заведений, находящихся вне крупных городов.

Одновременно с этим участились случаи, когда успешные крупные частные школы или детские сады превращались в рыночных игроков, коммерциализация

Shiji Jiaoyu 0,23

Boluo Jiaoyu 0,33

Xinhua Jiaoyu 0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Minsheng Jiaoyu

1,005

Xingaodeng Jituan Xiwang Jiaoyu

1,08

1,33

Chengshiwai Jiaoyu

1,49

Fengye Jiaoyu Ruijian Jiaoyu Yuhua Jiaoyu

1,57

1,68

1,71

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4 1,6 1,8

Рис. 4. Доходы частных компаний в сфере образования, вышедших на IPO, в 2019 г. (млрд юаней) Составлено по: [17].

и купля-продажа которых приносила ощутимую прибыль их руководителям и другим заинтересованным лицам. Так, компания Dongruan Jiaoyu, вышедшая на IPO в 2019 г., изначально представляла собой учебное заведение уровня среднего образования для подготовки молодых людей, которые планируют связать свою жизнь со сферой информационных технологий. После установления сотрудничества с Дунбэйским университетом было создано отдельное частное учебное заведение высшего образования Dongruan Jiaoyu, поступенно разросшееся в сеть из высшего учебного заведения и средних школ, общая прибыль которой ежегодна росла стремительными темпами [5].

Доходы подобных компаний порой превышают 1 млрд юаней в год, превращая их в крупных игроков на образовательном рынке страны (рис. 4) [17].

Именно поэтому в новых поправках, вступивших в силу в сентябре 2021 г., говорится о том, что НОУ должны преимущественно носить нефинансовый характер и не могут служить источником дохода для отдельны групп лиц, предприятий или объединений. В настоящий момент разрабатывается более четкая юридическая база функционирования частных учебных заведений, которая должна упорядочить и привести к единому знаменателю работу всего сегмента негосударственного образования.

Кроме утверждения положений, регламентирующих работу детских садов, начальных и средних школ, отдельно подчеркивается важность усиления контроля за качеством образования и соответствием государственным образовательным стандартам. Новые четкие регламенты работы учреждений будут касаться и сферы дополнительного образования [18]. Так, в последние годы власти уделяют особое внимание снижению нагрузки на учеников и важности положения о «трех ограничениях»: ограничения по времени (занятия не могут проводиться позднее 20:30,

в том числе онлайн), объему часов по предмету и объему домашних заданий в неделю и контролю расценок за занятия [19].

Более строгие требования будут распространяться и на онлайн-обучение, которое стремительно развивается в Китае в последние 4-5 лет7. Например, властями запрещается проведение рекламы каких-либо образовательных продуктов или школ дополнительного образования, осуществляется проверка квалификации преподавателей, ведущих дистанционные занятия, подчеркивается важность защиты прав и безопасности несовершеннолетних в сети Интернет и др. [20].

Отметим, что высокие траты на образование стали своеобразным камнем преткновения в продвижении политики равного доступа к образованию. В то время, когда одни семьи могут позволить своим детям запись на занятия к разнообразным репетиторам, в школы дополнительного образования и покупку дорогостоящих онлайн-приложений для обучения, другие, проживая в отдаленных регионах страны и иногда не имея не только стабильного интернета и дополнительных кружков, но и доступной поблизости школы, качественно отстают в уровне подготовки. В последние годы подобная проблема стала более острой, и, вероятно, именно этот фактор, который в определенной степени связан с демографическим, послужил толчком для предпринимаемых сегодня властями реформ. Несмотря на отмену политики ограничения рождаемости, китайские родители, не всегда имея возможность доступа к качественному образованию, не стремятся заводить более одного ребенка, что сказывается на темпах роста населения в стране и не может не вызывать обеспокоенности властей. Сглаживание и урегулирование социальных контрастов, предоставление более выравненных возможностей к образованию названы важными направлениями в работе центрального правительства Китая в ближайшей перспективе, что, в частности, отражено в четырнадцатом пятилетнем плане национального экономического и социального развития КНР и плане долгосрочных целей на 2035 г., принятом в марте 2021 г. Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) [21].

Заключение

Частное образование по-прежнему находится на стадии развития и роста. Сегодня негосударственные учебные заведения играют важную роль в развитии системы образования Китая, так как охватывают значительную часть населения страны, которая по тем или иным причинам не имеет возможности получать образование в государственных учебных заведениях [22].

Важно отметить, что частное образование возникло в Китае не как некий творческий стимул и стремление к более высоким стандартам образования, как, например, это было в России, а в первую очередь для удовлетворения минимальных образовательных запросов населения. Основной функцией подобных школ было предоставление базового образования. Ранее государство не вмешивалось в работу подобных школ, но, хотя продолжало формально контролировать их работу, тем не менее по факту предоставляло им определенную автономию в работе. Однако постепенно си-

7 Уточним, что онлайн-обучение — это лишь форма организации работы как институционального дополнительного образования, так и частных учителей (репетиторов), а не понятие, рядо-положное основному и дополнительному образованиям.

туация начала меняться, частные школы в ряде регионов стали более престижными и привлекательными для многих китайских семей, имеющих доход выше среднего. Одновременно с ростом количества негосударственных учебных заведений на всех ступенях обучения власти все более активно регламентируют их деятельность, вводят новые правила и ограничения. Отдельную лепту в этот процесс внесла и пандемия, которая стала своего рода стимулом для новых преобразований в отрасли. Реформы, вступившие в силу с сентября 2021 г., непременно внесут значительные изменения в работу частного образования. Представляется интересным, каковы будут краткосрочные и долгосрочные перспективы развития системы частного образования в контексте решения общих задач развития образования в стране.

Литература

1. // Ш^ШМ [40 лет реформ и открытости, пройденный путь развития негосударственного образования в Китае // Первое образование] URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/rllQd1ZXQAcOCOUOKnQ3ig (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

2. М. Брэй. Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. С. 158-160.

3. Ф^АЙЛ^ПД^Й [Конституция КНР] // Официальный сайт Правительства КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2005-06/14/eontent_6310.htm (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

4. У Дагуан, Хэ Сюэлянь. Негосударственное образование в КНР // Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ / отв. ред. Н. Е. Боревская, Чжу Сяомань. М.: Б. и., 2007. С. 327-342.

5. Й^Й^ЙМЙД^ЛН® // Ф^ШКИЙМШФ^ [Частное образование более устойчиво к рискам // Инновационно-образовательный интернет-центр Чжунгуаньцунь]. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/gaADBIbUOFatT9Hum9Pt2w (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

6. ФДШ+^^2020 [Статистический сборник Китая 2020] // URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ ndsj/2020/indexeh.htm (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

7. // ФДЙМ^ТУ [Тенденции, вызовы и политика в развитии частного начального и среднего образования // Журнал образования Китая]. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/ftBFZaw4GIAk7i5Wnf_Lzw (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

8. [Закон Китайской Народной Республики о содействии развитию негосударственного образования] // Официальный сайт Министерства образования КНР URL: http://www.npe.gov.en/zgrdw/npe/xinwen/2019-01/07/eontent_2070265.htm (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

9. Ф^ЙЙ^Ш!^®^^ // [Малые и средние частные детские сады // Разговор в кругу юристов]. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/nqn_kBeoMWVyoYKyhXew2g (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

10. Ф^АЙЛ^ПДЙ^ШМЧДЙЙ^Й^- [Положения о реализации Закона Китайской Народной Республики о содействии развитию негосударственного образования] // Официальный сайт Правительства КНР URL: http://www.gov.en/zhengee/eontent/2021-05/14/eontent_5606463.htm (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

11. Шя^&Лв^ТаДй^ЙМ^ШШШадй [Проблемы и меры, стоящие перед развитием частного образования в Китае на фоне нормализации эпидемиологической ситуации] // Академия наук Китая. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/Cu3we5bnVEulaTS6MzftPA (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

12. [Правильно понимать общественную составляющую частного образования и способствовать его здоровому развитию] // Jiemodui. URL: https://www.jiemodui.eom/N/124784 (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

13. // [Цены на частные школы во многих регионах резко выросли, плата за обучение за каждый период дости-

гает 40 000 юаней. Родители: «Нет возможности позволить себе ходить в школу!» // Микроблог по образованию]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1699631417868149977&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

14. Private education to be promoted // Официальный сайт Правительства КНР. URL: http:// english.www.gov.cn/policies/latestreleases/202105/14/content_WS609e6a5cc6d0df57f98d9852.html (дата обращения: 30.07.2021).

15. Ш^ШЙ^ШШЙЙД^ЙЙИ [Разговор о контроле инвестиционных рисков в частных детских садах] // Sina. URL: https://t.cj.sina.com.cn/articles/view/3949237910/ eb64969602000sxb9?sudaref=www.google.com&display=0&retcode=0 (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

16. In China, Thousands of 'Minban' Teachers Stage Protests Over Lack of Pay or Benefits // Radio Free Asia. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/teachers-05292018130744.html (дата обращения: 30.07.2021).

17. 2021^фдтттшштш

[Анализ состояния рынка, конкуренция и перспективы развития индустрии частного образования Китая в 2021 г. Масштабы учебных заведений могут продолжать расширяться]. URL: https:// bg.qianzhan.com/trends/detail/506/210219-071ac767.html (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

18. // [Частное образование, ставшее общественным благом // Сюэ-цю] URL: https://xueqiu.com/6078704079/180419437 (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

19. [О дальнейшем снижении объемов домашних заданий и внешкольного обучения для учащихся в рамках системы обязательного образования] // Официальный сайт Министерства образования КНР URL: http:// www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/202107/t20210724_546576.html (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

20. Ministry sets out after-school plans // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/202107/14/WS60ee508ba310efa1bd661c83.html (дата обращения: 30.07.2021).

21. [14-й пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и перспективы развития до 2035 г.] // Официальный сайт Государственного комитета по развитию и реформам. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghwb/202103/t20210323_1270124. html?code=&state=123 (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

22. ЩЩШШ^ФШШШ [Ужесточая политику и уменьшая капитал: частное образование столкнется с проблемами трансформации] // Jiemodui. URL: https://www. jiemodui.com/N/120346 (дата обращения: 30.07.2021). (На кит. яз.)

Статья поступила в редакцию 29 июля 2021 г.; рекомендована к печати 28 февраля 2022 г.

Контактная информация:

Гулева Мария Александровна — канд. экон. наук; guleva.m@gmail.com

The Main Trends in the Development of Non-state Education in the People's Republic of China in the 21st Century

M. A. Guleva

Lomonosov Moscow State University,

1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation

For citation: Guleva M. A. The Main Trends in the Development of Non-state Education in the People's Republic of China in the 21st Century. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2022, vol. 14, issue 2, pp. 176-192. https://doi.org/10.21638/spbu13.2022.202 (In Russian)

Since the beginning of the 21st century, educating a population capable to ensure high growth rates and to improve qualitative characteristics has become crucial for modern China. The

Chinese authorities proclaimed science and education to be the "foundation" of socialist modernization and the "root" of further development of the Chinese society. To deepen the transformation in education initiated under the policies of reform and opening up, China's educational system has come a long way. Until recently, the main focus for the authorities was the public education system. The private education sector, although formally enjoying political support from the state, nevertheless developed rather chaotically. Economic reforms in the country created the preconditions for increasing educational demand of the population not only for public but also private education, which was facilitated by a number of factors, including growth of welfare and urbanization. However, the development of the sphere of nongovernmental education had pronounced regional specifics, so it occurred rather unevenly. Recently, the development of private educational institutions has become one of the areas, on which the authorities have actively started working on. The article provides an overview of the development of private education in China, touches on the problems and peculiarities of the development of the private education sector, the impact of the pandemic, prerequisites and the upcoming reforms in the industry in the nearest future.

Keywords: China, private education, minban, non-state educational institutions, reforms, pandemic.

References

1. Gaige kaifang 40 man, wo qinli de zhongguo minban jiaoyu de fa zhan bianqian [40 years of reform and opening up, I have experienced the development and changes of private education in China]. Di yi jiaoyu. Available at: https://mp.weixin.qq.com/s/rllQd1ZXQAcOCOUOKnQ3ig (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

2. M. Bray. Research on Comparative Education. Approaches and methods. Moscow, HSE Publishing House, 2020, pp. 158-160. (In Russian)

3. Zhonghua renmin gongheguo xianfa [The Constitution of the People's Republic of China]. Official Website of the State Council of PRC. Available at: http://www.gov.cn/test/2005-06/14/content_6310.htm (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

4. Wu Daguan, He Xuelian. Non-State Education in the PRC. Eds N. E. Borevskaya, Zhu Xiaoman. Russia — China: Educational Reforms at the Turn of 20th-21st Centuries: Comparative Analysis. Moscow, without a publisher, 2007, pp. 327-342. (In Russian)

5. Minban gaodeng jiaoyu kang fengxian nengli geng qiang [Private higher education has stronger anti-risk capability]. Zhongguancun hulianwangjiaoyu chuangxin zhongxin. Available at: https://mp.weixin. qq.com/s/gaADBIbUOFatT9Hum9Pt2w (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

6. Zhongguo tongji nianjian 2020 [China Statistical Yearbook 2020]. Available at: http://www.stats. gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexch.htm (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

7. Minban zhong xiaoxue jiaoyu fazhan de qushi, tiaozhan yu duice [Trends, Challenges and Countermeasures for the Development of Private Primary and Secondary Education]. Zhongguo jiaoyu xue kan. Available at: https://mp.weixin.qq.com/s/fkBFZaw4GIAk7i5Wnf_Lzw. (In Chinese)

8. Zhonghua renmin gongheguo minban jiaoyu cujin fa [The Law of the People's Republic of China on the Promotion of Private Education]. Official Website of the Ministry of Education of PRC. Available at: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2019-01/07/content_2070265.htm (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

9. Zhong xiaoxing minban yuan de fa zhan zhi lu [The development of small and medium-sized private gardens]. Zhiyin ltishi tan. Available at: https://mp.weixin.qq.com/s/nqn_kBeoMWVyoYKyhXcw2g (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

10. Zhonghua renmin gongheguo minban jiaoyu cujin fa shishi tiao [Implementation Articles of the Law of the People's Republic of China on the Promotion of Private Education]. Official Website of the State Council of PRC. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/content/2021-05/14/content_5606463.htm (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

11. Yiqing changtai hua beijing xia woguo minban jiaoyu fazhan mianlin de tiaozhan he duice [Challenges and countermeasures facing the development of private education in my country under the

background of the normalization of the epidemic]. Chinese Academy of Sciences. Available at: https:// mp.weixin.qq.com/s/Cu3wc5bnVEulaTS6MzfkPA (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

12. Zhengque lijie minban jiaoyu de gongyi xing, cujin minban jiaoyu jiankang fazhan [Correctly understand the public welfare of private education and promote the healthy development of private education]. Jiemodui. Available at: https://www.jiemodui.com/N/124784 (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

13. Duo de minban xuexiao dafu zhang jia, mei qi xuefei gaoda 4 wan yuan, jiazhang: Shang bu qi xuele! [The price of private schools in many places has risen sharply, and the tuition fee for each period is as high as 40,000 yuan. Parents: I can't afford to go to school!]. Weiping jiaoyu. Available at: https://baijiahao. baidu.com/s?id=1699631417868149977&wfr=spider&for=pc (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

14. Private education to be promoted. Official Website of the State Council of PRC. Available at: http:// english.www.gov.cn/policies/latestreleases/202105/14/content_WS609e6a5cc6d0df57f98d9852.html (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

15. Tan yi tan minban you'eryuan touzi fengxian de kongzhi [Talk about the control of investment risk in private kindergartens]. Sina. Available at: https://t.cj.sina.com.cn/articles/view/3949237910/ eb64969602000sxb9?sudaref=www.google.com&display=0&retcode=0 (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

16. In China, Thousands of 'Minban' Teachers Stage Protests Over Lack of Pay or Benefits. Radio Free Asia. Available at: https://www.rfa.org/english/news/china/teachers-05292018130744.html (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

17. 2021 Nian zhongguo minban jiaoyu hangye shichang xianzhuang, jingzheng geju ji fazhan qianjing fenxi jigou guimo huo jiang chixu kuozhang [Analysis of the market status, competition pattern and development prospects of China's private education industry in 2021 The scale of institutions may continue to expand]. Available at: https://bg.qianzhan.com/trends/detail/506/210219-071ac767.html (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

18. Minban jiaoyu, zhong cheng gongyi [Private education will eventually become a public welfare] Xueqiu. Available at: https://xueqiu.com/6078704079/180419437 (accessed: 30.07.2021). (In Chinese).

19. Guanyu jinyibu jianqing yiwu jiaoyu jieduan xuesheng zuoye fudan he xiaowai peixun fudan de yijian [Opinions on further reducing the burden of homework and off-campus training for students in compulsory education]. Official Website of the Ministry of Education of PRC. Available at: http://www. moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/202107/t20210724_546576.html (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

20. Ministry sets out after-school plans. China Daily. Available at: http://www.chinadaily.com. cn/a/202107/14/WS60ee508ba310efa1bd661c83.html (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

21. Zhonghua renmin gongheguo guomin jingji he shehui fazhan di shisi ge wu nian guihua he 2035 nian yuanjing mubiao gangyao [The 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and the Outline of the Vision for 2035]. Official Website of the National Development and Reform Commission. Available at: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghwb/202103/ t20210323_1270124.html?code=&state=123 (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

22. Zhengce suo jin, ziben qu leng, minban jiaoyu jiang mianlin zhuanxing tiaozhan [Tightening policies and cooling capital, private education will face transformation challenges]. Jiemodui. Available at: https://www.jiemodui.com/NZ120346 (accessed: 30.07.2021). (In Chinese)

Received: July 29, 2021 Accepted: February 28, 2022

Author's information:

Maria A. Guleva — PhD in Economics; guleva.m@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.