К.И.Акулов ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Ключевые слова: ноосфера, экологическая культура, образование, экологическое образование.
Аннотация: В статье раскрыты тенденции развития экологического образования в России, его основные системные компоненты: формальное образование, включая специалистов - трансляторов экологической культуры и неформальное - музейная пропаганда, добровольные общества охраны природы и т.п.
Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества, его содержание, развитие и функционирование должны отражать особенности его перехода от индустриального (XX век) к информационному обществу (XXI век). При этом особое значение приобретает укрепление связей образования и культуры, экологическое воспитание человека - мощной преобразующей силы природы. Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет относительную самостоятельность в системе связей человека, оно включается тем или иным образом в многоплановые производственные, политические, семейные и многие другие отношения личности.
Система экологического образования, как известно, способствует накоплению знаний, ведущих к появлению личностно-значимого опыта и формированию экологических ценностей, при этом принципами образования являются преемственность и непрерывность всех этапов обучения. Современное состояние данной системы обусловлено противоречивыми тенденциями, складывающимися в самом образовании и в российском обществе в целом. Решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования, в выработке таких форм отношения людей к окружающей среде, которые могли бы изменить ситуацию к лучшему. Вот почему так важно именно сейчас помочь студентам - будущим специалистам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму. Воспитанию отводится главная роль, поскольку уровень культуры человека, и общей, и экологической, есть результат воспитания человека, мерило его развития как существа разумного. Экологическое воспитание - неотъемлемая составная часть общеобразовательной и профессиональной подготовки детей и молодежи; статья 74 п. 1 Закона Российской Федерации об охране окружающей среды гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечить обязательное преподавание основ экологических знаний».
Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление, на образ жизни, при котором духовные потребности доминируют над материальными, возможно, если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами, если каждый член общества будет разделять идеи самосовершенствования как способ достижения цели. Развитие общества, необходимое для сохранения экологической ниши человека, и, соответственно, для развития цивилизации, российский ученый Н.Н. Моисеев назвал коэволюцией человека и биосферы, для обеспечения которой необходима стратегия устойчивого развития, включая интегративную научную дисциплину, основой каковой явля-
ется экология. То есть, современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы.
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа профессионалов по охране окружающей среды, но и особая система экологического образования, которая должна обладать универсальным, междисциплинарным характером, включаться в содержание всех форм образования, становиться обязательной составной частью профессиональной подготовки студентов, так как ответственное отношение к природе - это нравственное качество, сформировать которое невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы в системе профессионального образования. Роли экологического воспитания и образования в охране окружающей среды большое внимание уделяют различные авторы. Впервые глобальный, общечеловеческий характер экологического образования был отмечен в 1968 году в Париже на Межправительственной конференции ЮНЕСКО, принявшей обширную программу действий «Человек и биосфера»; важным этапом в развитии экологического образования стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (созывалась ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП в Тбилиси осенью 1977 года), где была разработана стратегия образования в области окружающей среды на национальном уровне и выработано сорок рекомендаций по совершенствованию экологического образования применительно к разным стадиям образования и к разным категориям населения. В 1992 году в Рио-Де-Жанейро были декларированы двадцать семь принципов, затрагивающих экологическое образование. По материалам конференции В. Лось сделал анализ состояния проблем в области экологического образования, начиная с 1972 года, так, проблема формирования содержания экологического образования для различных уровней обучения приобретает первостепенное значение вследствие дефицита компетентных специалистов в области экологического образования и недостаточного уровня общей экологической грамотности населения,.
Российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII века. Преподавание естествознания вводилось в эпоху Петра I, а правительство Екатерины II начало разворачивать программу освоения природных ресурсов отечества. Русские просветители В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. К.Д. Ушинский писал о природе как об одном из важных факторов воспитания человека. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А.Н. Бекетов и К.А. Тимирязев, их педагогические работы, выполненные в конце XIX - начале XX века, явились естественнонаучным фундаментом экологического образования, которое впоследствии существенно эволюционировало.
Первые программы и указания Наркомпроса (1924) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в государственно важном деле. В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В послевоенные годы с участием органов народного образования принимается ряд постановлений по охране природы и улучшения работы в деле ее изучения, разумного и доброго отношения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи совершенствуется во всем мире, в нашей стране, во всех республиках СССР, принимаются законы об охране природы, в учебном процессе усиливается природоохранительная тема-
тика, в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение». В 7080-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы: в 1972 году в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире Лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная комплексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Для экологического образования были разработаны новые программы факультативных курсов по охране природы. В течение длительного времени экологическое образование связывалось преимущественно с приобретением знаний при изучении биологических и географических дисциплин. В СССР педагогам предписывалось выполнять методические установки, которые с позиции марксистского материализма формируют у обучающихся антропоцентрическое сознание.
Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды, наряду с социальными условиями, - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы.
С 1995 года осуществляется разработка программы «Экологическое образование населения России», учитывающей все уровни воспитания, обучения и просвещения населения, профессиональную ориентацию, национальные и культурные особенности. Создается комплексное обеспечение данной программы: нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое и другое. В статье 71 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (от 10.01.2002 г.) говорится, что «экологическое образование обязано охватывать весь процесс дошкольного, школьного, общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки профессионалов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации». Современные подходы к содержанию экологического образования в области окружающей среды опираются на концепцию устойчивого развития, отражают новые ценностные ориентации и этические принципы отношения человека к биосфере и учитывают важные исходные положения - гуманизацию, единство познания, переживания и оценивания, междисциплинарность и интеграцию содержания. В научной литературе особо подчеркивается объективная необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом образовании, который разрабатывается такими учеными, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебных, Г.Н. Каропа, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельский, Э.А. Турдикулов.
В настоящее время педагогической наукой осуществляется обновление методов и средств экологического образования, которое, по мнению современных педагогов-экологов, представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе. Кроме того, на содержание экологического образования определенное влияние оказывают социально-экономические и психолого-педагогические факторы, важнейшие из которых следующие: заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования, потребность общества в экологической грамотности гра-
ждан, состояние и достижения экологической науки, общее состояние и тенденции развития образования и общества в целом.
Концепция экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентаций и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода - биоцентрический и антропоцентрический, - позволяющие сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как безальтернативном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.
Система экологического образования должна развиваться в разных направлениях, основные из которых - дошкольное экологическое воспитание с элементами образования; школьное образование (в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании); экологическое образование в профессиональных средних учебных заведениях; вузовское образование; поствузовское образование. Экологическое образование может осуществляться более успешно при условии непрерывности и преемственности на каждом этапе развития личности. Процесс формирования экологически грамотной личности начинается с экологического воспитания в дошкольных учреждениях (ДУ): Многие ДУ обязаны реализовывать модели валеологического и экологического образования, пропагандирующие здоровый образ жизни, взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Решая задачи экологического образования, педагоги ДУ должны воспитывать у детей заботливое и внимательное отношение к природе, окружающему миру, использовать необычные, разнообразные формы воспитания экологической культуры.
Следующий важный этап формирования экологической культуры - школьное экологическое образование, основой которого служат общеобразовательные учреждения разных видов (школы, лицеи, гимназии). Региональный компонент предусматривает введение в учебный план интегрированного предмета «Экология», содержание которого проектируется с учетом региональных особенностей и связей теоретических знаний с практической деятельностью учащихся. Для этого необходимо изыскать учебное время на проведение экологических практикумов для учащихся различных классов в лабораторных условиях и на природе. Содержательно можно выделить следующие направления: исследование и оценка экологического состояния местности (школьный экологический мониторинг); проектирование и уход за ландшафтом; практическая роль природоохранных мероприятий; пропаганда идей здорового образа жизни. В итоге, выпускник школы обязан представлять, что такое биосфера, какова ее структура, какую роль в ее поддержании играют живые организмы и какова роль круговорота веществ в обеспечении устойчивой жизни.
Однако экологическое образование в системе средних специальных учебных заведений до сих пор носит эмпирический характер, не опирается на объективные закономерности, положенные в основу новой зарождающейся науки - комплексной экологии. Подготовка специалистов в ссузах по экологическому направлению осуществляется преимущественно на уровне природоохранного просвещения, в рамках необязательных спецкурсов, спецсеминаров, факультативов. В некоторых ссузах курсы экологии включаются в учебные программы биологии и географии; некоторые факультеты ограничиваются проведением курса основ рационального природопользования (поресурсная оценка, законодательные основы и организация природоохранного дела).
Наше исследование позволяет сделать вывод, что состояние экологического образования в России не обеспечивает достаточной квалификационной подготовки с позиции экологической культуры и не гарантирует высокого качества профессиональной деятельности будущих специалистов и их ценностных ориентаций, что содержание экологического образования в ссузах не охватывает главных проблем экологического характера; самые необходимые сведения не вмещаются в рамки учебного времени; не предусмотрены лаборатор-
ные и практические занятия; вне рассмотрения остаются социальная эволюция и проявление экологических законов по отношению к человеческому обществу (адаптируется к среде благодаря культуре и цивилизации). Заметим, что под «экологическим воспитанием» преподаватели понимают воспитание у студентов любви к природе (притом, что термин «экология» включен в педагогический словарь), что является важной частью экологического воспитания, но не исчерпывает его полностью.
Наконец, особое значение экологическое образование приобретает для учебных заведений химико-технологического профиля, поскольку именно данная сфера деятельности причиняет наибольший ущерб природе и здоровью человека. В связи с этим, исследователи отмечают важность психологического аспекта экологического образования студентов, в том числе: развития экологического сознания; формирования соответствующих (природосообразных)потребностей, мотивов и установок личности; выработки нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; воспитания устойчивой воли; формирования значимых целей экологической деятельности. По нашему мнению, особую актуальность, с учетом специфики профессиональной подготовки, приобретает формирование экологической ответственности - компоненты экологического образования, напрямую связанной с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. При этом соблюдение этических требований по отношению к природе предполагает твердую убежденность, а не страх перед возможным наказанием и осуждением со стороны окружающих.
Экологически культурный специалист должен обладать экологическим мышлением, то есть анализировать и правильно устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем, прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. В настоящее время возникли новые возможности совершенствования экологического образования, например, в Стерлитамакском химико-технологическом техникуме Республики Башкортостан с 2003 года для всех специальностей на базе среднего и общего образования введен обязательный курс «Экология» (32 часа). С учетом изложенного, под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций поведения и деятельности, что должно способствовать обеспечению ответственного отношения к окружающей природной среде и здоровью. Методика формирования экологической культуры должна содержать естественнонаучный, нравственно-эстетический, практический компоненты, органически включенные в учебно-воспитательный процесс, обогащая его и создавая эффективные условия для подготовки специалиста, обладающего высоким творческим потенциалом и профессиональным мастерством.
1. Деребко, С.В., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.В. Деребко, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 1996. С. 38-126.
2. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования [Текст] / Г.Н. Каропа. - Мн. : НИО, 1999. -
С.18.
3. Моисеев, Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь, 1997. - С 23.