Обучение и воспитание: теория и методика
УДК 32.019
А.М. Гатиева
Основные тенденции политической социализации молодежи в современном социокультурном пространстве
Аннотация
В статье обозначена актуальность изучения проблемы политической социализации молодежи. Дано определение термину «политическая социализация молодежи». Отмечены возможные результаты политической социализации молодежи на уровне когнитивной, мотивационной и поведенческой сфер человека. Описаны основные тенденции политической социализации молодежи в современном социокультурном пространстве.
I Ключевые слова: молодежь, политическая социализация молодежи, политическая культура личности, институт политической социализации молодежи, деполитизация политического сознания молодежи, политическое манипулирование.
А. М. Gatieva
Trends of youth political socialization in modern sociocultural space
Abstract
The article focuses on the actuality of the study of youth political socialization. It presents the definition of «youth political socialization», points out possible outcomes of youth political socialization in regard to cognition, motivation and behavior, and describes the trends of youth political socialization in modern sociocultural space.
Keywords: youth; youth political socialization; personality political culture; institute of youth political socialization; depo-liticization of youth; political manipulation.
Актуальность и востребованность выбранной темы статьи обусловлены социальными преобразованиями, происходящими в жизни современной молодежи. Под влиянием внешних информационных, идеологических, социокультурных, экономических и психологических условий меняется характер образа жизни и взаимоотношений человека с окружающим миром, трансформируется роль образовательной системы и профессиональной деятельности, т. е. тех аспектов жизнедеятельности, которые призваны обеспечивать самоутверждение молодых людей в качестве полноправных субъектов взрослого мира. Стоит отметить особую стремительность происходящих преобразований, что в еще большей степени затрудняет адаптацию молодежи и усиливает действие фактора неопределенности в процессах социализации.
Общеизвестно, что именно молодежь является наиболее восприимчивой и уязвимой к отрицательным процессам и трудностям современного общественного и политического пространства, поскольку жизненные планы и формирующиеся установки молодых людей довольно часто соприкасаются с многоаспектными проблемами нового миропорядка. Одновременно с этим молодежь выступает основной движущей силой дальнейших демократических преобразований в российском обществе, будущее которого во многом сопряжено с моделью политической социализации, существующей в молодежной среде [3; 5].
C одной стороны, понятие «политическая социализация молодежи» причисляется к основным междисциплинарным понятиям и находится в центре внимания таких наук, как социология, политология, педагогика, психология и т.д. С другой стороны, несмотря на ярко выраженный интерес научной общественности к изучению данного понятия, в настоящее время не существует его единого универсального определения.
Обобщая результаты научных трудов отечественных и зарубежных авторов, мы понимаем под политической социализацией молодежи систему взаимосвязанных изменений в когнитивной, мо-тивационной и поведенческой сферах человека, связанных с развитием его политического сознания через усвоение знаний, ценностей и норм политической культуры и поведения, которые реализуются в практике участия в различных видах политической и социальной деятельности.
Во-первых, политическая социализация молодежи всегда предполагает наличие процессов познания базовых основ устройства политического мира, усвоение социально-политических знаний
и постижение основных принципов политической культуры. В контексте когнитивной сферы — это понимание человеком требований и норм политической культуры, которые посредством реализации в реальном поведении позволят ему стать полноценным субъектом общественно-политических процессов. Не менее значимым элементов политической социализации является активный поиск и восприятие человеком достоверной и актуальной информации о происходящих внутриполитических и международных процессах из различных источников [1; 5].
На уровне мотивационной сферы человека результаты политической социализации молодежи фиксируются в форме устойчивой и упорядоченной системы политических предпочтений, установок, взглядов, ценностей и т. д. При этом следует отметить, что важную роль в формировании политического мировоззрения личности в целом играет ближайшее окружение (семья, друзья и т. д.), а также популярные представители общественности, творческая и политическая элита, которые утверждают определенные образы, модели и идеалы политического поведения.
По своей сути политическая социализация не ограничивается только формированием политических взглядов и убеждений, а обязательно предполагает возможность участия молодого человека в построении политической реальности и непосредственную деятельность в сфере политических, общественных, экономических, социокультурных и иных отношений. Так, вершинным результатом политической социализации молодежи выступает поведенческий компонент, т.е. активное и постоянное участие индивида в политической жизни государства. На уровне поведения успешность политической социализации также может выражаться в живом и целенаправленном отслеживании молодежью политических событий, происходящих в стране и мире, участии в выборах, членстве в политических движениях и организациях, готовности и способности выражать активную гражданскую позицию и собственные политические взгляды.
Политическая социализация молодежи предполагает достижение ключевой цели — появление «человека политического», т. е. вхождение молодого человека в политическую сферу общества, благодаря чему возможной становится преемственность политической культуры, ее ценностей. Учет ключевых тенденций политической социализации молодежи в современном социокультурном пространстве позволит сделать этот процесс более продуктивным и гармоничным.
42
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2019
Первая тенденция состоит в том, что в настоящий момент политическая социализация молодежи характеризуется высоким уровнем вариативности и стратифицированности. Эта тенденция обусловлена нестабильностью закрепления новых политических ценностей в сознании молодежи (вместо ценностей, которые существовали прежде и были предложены советской системой). В свою очередь, это оборачивается появлением новых институтов, которые пришли на смену существовавших ранее и обеспечивают более широкие возможности для политической социализации молодежи. В частности, на сегодняшний день в Российской Федерации отмечается трансформация большинства институтов политической социализации молодежи. В ходе анализа литературы мы отметили усиление роли следующих универсальных институтов социализации: школьной системы образования (в рамках целенаправленно осуществляемого гражданского-патриотического воспитания), семьи, субкультуры, средств массовой информации, интернет-сообществ, государства (органов власти), а также расширение участия в политической социализации молодежи политических партий, общественных объединений и организаций, конкретных представителей общественности и политической элиты. Тем самым отмечается уменьшение государственного сегмента институтов политической социализации молодежи [1; 5; 6].
Важно отметить, что, по данным современных исследователей, высшая школа не играет значимой роли в формировании политического сознания и культуры молодежи обоих полов [3]. Вполне возможно, это связано с сокращением доли социально-гуманитарных дисциплин в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов.
Вместе с тем 62% девушек и 38% юношей отмечают, что именно образовательная система должна выступать ведущим институтом политической социализации молодежи и создавать условия для формирования их политических взглядов [3].
Одним из основных современных инструментов трансляции политических взглядов, ценностей и смыслов в молодежное сознание становятся СМИ, в том числе и Всемирная сеть. Политический и идеологический плюрализм создает благоприятные условия для многовариативности процесса политической социализации и вхождения молодых людей в политическую систему общества через принятие конкретной политической позиции и участие в политических процессах [1; 4].
Таким образом, первая тенденция плавно перетекает во вторую, которая условно обозначается как широкий диапазон возможностей для полити-
ческой самореализации собственной гражданской позиции посредством активизации своего политического потенциала и участия в политической жизни общества. Так, на сегодняшний день можно утверждать, что государство и ведущие политические партии проявляют заинтересованность в привлечении молодежных активистов в качестве равноценных участников политической жизни и помогают их действительному продвижению в карьере (социальный лифт). Как следствие этой тенденции можно отметить развитие органов молодежного представительства и увеличение числа молодых политических лидеров, а также осуществление реальной государственной поддержки молодежных инициатив и проектов [4; 5].
Третья тенденция обозначена современным исследователем Д. В. Бычковым и заключается в относительной упорядоченности и структурированности процессов политической социализации молодежи по сравнению с советской и либеральной социализацией середины 90-х годов [1]. Действительно, в российском обществе отмечается определенная целенаправленность проводимой молодежной работы по формированию патриотизма и других качеств гражданской политико-правовой культуры (независимость, инициативность, толерантность, целеустремленность, критическое мышление и т. д.). Однако, несмотря на это, Д. В. Бычков уточняет, что поскольку в политической системе страны отмечаются противоречия и проблемы переходного периода, то политическая социализация современной молодежи не может характеризоваться признаками полной линейности и бесконфликтности [Там же].
Следующей, четвертой, общей тенденцией, характерной для политической социализации в современных условиях, выступают мозаичность, деполитизация и деидеологизация политического сознания молодежи. Так, в последнее время все чаще стали наблюдаться негативные явления заметной социальной пассивности, апатичного поведения и снижения числа приверженцев каких-либо идейно-политических взглядов среди молодежи. По современным данным, доля молодых людей — непосредственных участников политической деятельности составляет 1-2%. Около 14% молодежи интересуются политикой, однако это носит скорее эпизодический характер. Настораживает также тот факт, что по сравнению с периодом десятилетней давности доля молодежи, переставшей полностью интересоваться политическими событиями, увеличилась с одной трети до 50% [3].
Пятая тенденция связана с частым и активным использованием современных технологий поли-
тического манипулирования в социализации молодежи. Как правило, к осуществлению массового манипулирования в политических интересах той или иной страны или политической силы прибегают массмедиа. Многофункциональность, оперативность и большая степень влияния на индивидуальное и массовое сознание молодежи отмечается также при политической социализации с помощью Интернета. Особенно часто навязывание политических взглядов, убеждений и ценностей происходит по причине некорректной и искаженной подачи информации.
Выходом из сложившейся ситуации может являться целенаправленно организованная политическая социализация, в ходе которой молодым людям будет предоставлена возможность не про-
сто получать конкретные знания в области политологии, но и сформировать «инструментарий» для анализа стремительно обновляемой политической информации [4].
Подводя итоги, можно констатировать, что изучение основных тенденций политической социализации молодежи в современном российском обществе позволит сделать процесс прогнозирования возможного будущего страны более управляемым. Освоение политических знаний и ценностных установок, прямое включение молодежи в решение актуальных общенациональных и региональных задач — все это выступает в качестве одного из ведущих гарантов политической безопасности и стабильности страны, а также критерием ее эффективного функционирования и развития.
Литература
1. Бычков, Д. В. Особенности процесса политической социализации молодежи в современном российском обществе / Д. В. Бычков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 49. — С. 35-40.
2. Касьянов, В. В. Специфика политической социализации российской молодежи в условиях социальной неопределенности / В. В. Касьянов, Д. В. Кротов, С. И. Са-мыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 1. — С. 42-45.
3. Колобова, С. А. Политическая социализация молодежи: гендерный аспект / С. А. Колобова, Е. В. Шичко-ва // Власть. — 2010. — № 4. — С. 87-90.
4. Мамиджанян, А. Р. Роль непрерывного образования молодежи в процессе политической социализации /
А. Р. Мамиджанян, А. С. Саркисян // ЧиО. — 2017. — № 3 (52). — С. 116-121.
5. Мельников, А. В. Эффективная модель политической социализации молодежи / А. В. Мельников // Власть. — 2016. — № 3. — С. 201-204.
6. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова [и др.]; под ред. Е. А. Ле-вановой и А. В. Мудрика. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 298 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79037. html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 28. 01. 2019).
References
1. Bychkov, D. V. Features of the youth's political socialisation in modern Russian society / D. V. Bychkov // Izvestia: Herzen university journal of humanities and science. — 2008. — № 49. — P. 35-40.
2. Kasyanov, V. V. The specificity of political socialization of the Russian youth in the conditions of social uncertainty // V. V. Kasyanov, D. V. Krotov, S. I. Samygin // Humanities, social and economic sciences. — 2017. — № 1. — P. 42-45.
3. Kolobova, S. V. Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi: ghendernyi aspect [Youth political socialization: gender aspect] / S. V. Kolobova, E. V. Shichkova // Vlast [The authority] — 2010. — № 4. — P. 87-90.
4. Mamijanyan, H. R. Role of lifelong learning in the process of youth political socialization / H. R. Mamijanyan,
A. V. Sarkisyan // Man and education. — 2017. — № 3 (52). — P. 116-121.
5. Melnikov, A. V. The effective model of political socialization of youth / A. V. Melnikov // Vlast [The authority]. — 2016. — № 3. — P. 201-204.
6. Psihologo-pedagogicheskie problemy sovremenno-go sotsiuma: kollektivnaya monografiya [Psychological and pedagogical problems of modern society: collective monograph] [Electronic resource] / K. A. Abulkhanova [et al.]; ed. by E. A. Levanova and A. V. Mudrik. — Moscow: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyj uni-versitet, 2018. — 298 p. — URL: http://www.iprbookshop. ru/79037.html (accessed 28. 01.2019).