Научная статья на тему 'Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества'

Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1905
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ОПЛАТА ТРУДА / ОБЩЕСТВО / РЫНОК ТРУДА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / GENDER RELATIONS / GENDER DISPARITY / DISCRIMINATION / UNEMPLOYMENT / REMUNERATION OF LABOR / SOCIETY / LABOR-MARKET / POLITICAL POWER / SEXUAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терелецкова Е. В.

В статье рассматриваются изменения гендерных отношений в российском обществе в период трансформации, которые создали новую ситуацию для взаимодействия гендеров во всех сферах жизни, включая семью и брак: снижение экономического, социального и политического статуса женщин, ухудшение их положения по сравнению с мужчинами, обострение существовавших в предыдущий период в латентной форме гендерных проблем и формирование новых, которых ранее не существовало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

basic tendencies of the changing in the gender relations in conditions of the transformation of Russian society

32 Frunze st., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia. Phone: + 7 (347) 260 50 10. E-mail: marina221@mail.ru. Various changes of the gender relations in the period of the transformation in Russian society have been considered. They created a new situation for the interrelationship of genders in all spheres of life including family and marriage: steady decline and deterioration of economic, social and political status of women in comparison with men; aggravation of gender problems having existed in the previous period in the latent form and the formation of new ones.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества»

УДК 316.334.2+314.02.04

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© Е. В. Терелецкова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (347) 260 50 10, факс +7 (347) 264 55 55.

E-mail: marina221 @mail. ru

В статье рассматриваются изменения гендерных отношений в российском обществе в период трансформации, которые создали новую ситуацию для взаимодействия гендеров во всех сферах жизни, включая семью и брак: снижение экономического, социального и политического статуса женщин, ухудшение их положения по сравнению с мужчинами, обострение существовавших в предыдущий период в латентной форме гендерных проблем и формирование новых, которых ранее не существовало.

Ключевые слова: гендерные отношения, гендерное неравенство, дискриминация, безработица, оплата труда, общество, рынок труда, политическая власть, сексуальная революция.

Экономическая, социальная, политическая и духовно-культурная трансформация российского общества сопровождалась в 90-ые годы и продолжает сопровождаться в начале двадцать первого столетия существенными изменениями гендерных отношений, которые создают новую ситуацию для взаимодействия гендеров как в публичной, так и в частной жизни.

Охарактеризуем некоторые из этих изменений в трех выделенных областях: в сфере труда и занятости, в сфере политической власти и сфере сексуальности.

Значительные изменения произошли в разделении между двумя гендерами общественного, производительного труда, в рыночной занятости. С переходом к рыночным отношениям произошло снижение конкурентоспособности женщин на рынке труда, возникло гендерное неравенство в доступе к рабочим местам. Одним из показателей этого является безработица, официальная часть которой, т. е. зарегистрированная безработица, устойчиво характеризуется существенным превышением количества женщин во все годы [1, с. 40]. Безработные женщины дольше ищут работу по сравнению с мужчинами. Наблюдается закономерность: с увеличением времени поиска работы доля женщин в составе зарегистрированных безработных увеличивается [2, таб. 3.11].

Одна из характерных черт социально-экономических гендерных отношений - на рынке труда существует скрытая дискриминация женщин. Одна из ее форм - нарушение прав при приеме на работу. Социологические опросы свидетельствуют, что препятствием при трудоустройстве женщин становятся их семейные, материнские обязанности, а также потенциальная возможность временного ухода с работы из-за рождения ребенка [3, с. 48] Т ак, согласно данным опроса, проводившегося среди женщин Башкортостана, имеющих несовершеннолетних детей, около 20% испытали на себе

различные формы скрытой дискриминации: им ставились ограничительные условия при приеме на работу или отказали из-за наличия детей в приеме на работу [3, с. 48]. Опрос российских работодателей показал, что прослеживается нежелание нанимать на работу женщин. Более половины из работодателей считают, что наличие семейных обязанностей снижает ценность женской рабочей силы. Это связано с частым отсутствием женщин на работе (60%), низкой производительностью труда (22%), с незаинтересованностью в работе (12%). В условиях высокой конкуренции за рабочие места работодатели предпочитают работников, которые готовы к трудовым перегрузкам, экстренным переменам рабочего графика (к выходам в выходные и праздничные дни, к сверхурочным), что менее приемлемо для женщин из-за их семейных обязанностей [4, с. 49].

Результатом рыночных реформ явилось усилившееся гендерное неравенство в оплате труда. В соответствии с действующим российским законодательством женщины и мужчины имеют равные права на труд и вознаграждение за него. На практике заработная плата женщин ниже, чем зарплата мужчин. Поскольку зарплата является основным источником доходов большинства женщин, дифференциация оплаты труда приобретает острое значение. В 1998 году в Башкортостане среди занятых женщин работали по найму 96.9%, в 1999 году -93.3%, в 2000 году - 95.5% [1, с. 38].

Разрыв в оплате труда женщин и мужчин растет. Для Башкортостана в 1998 году он составлял около 22%, в 2005 г. - уже около 38%.

Дифференциация по уровню доходов в половых группах в совокупности с действием других факторов привела к формированию гендерной стратификации. Согласно данным исследований ВЦИОМ, в верхнем слое населения женщин сосредоточено в четыре раза меньше, чем в нижнем, а доля мужчин - в три раза больше. Верхний слой по

150

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

полу распределяется в отношении 83% мужчин и 17% женщин, а нижний - 31% мужчин и 69% женщин [5, с. 385]. Если учесть, что распределение населения по полу составляет 53% женщин и 47% мужчин, то становится очевидным наличие гендерной асимметрии в стратификационной структуре населения.

Существенным изменениям подверглись гендерные отношения в сфере управления и политической власти. Как отмечает С. Г. Айвазова, в целом «проблематика гендерного равенства не стала приоритетной при создании новой политической конструкции российского государства... Несмотря на формально провозглашенную приверженность демократической России принципу гендерного равенства, несмотря на принятые в соответствии с ним декреты, указы, международные обязательства, гендерная асимметрия по-прежнему остается одной из наиболее характерных черт сферы государственного управления, российской политики» [6, с. 123]. В условиях слома советской политической системы и формирования новой в политической сфере возникли такие острые гендерные проблемы, как снижение политического статуса женщин, низкий процент их участия в политике на всех уровнях.

Можно констатировать, что были потеряны завоевания предшествующего периода, связанные с участием женщин в политической жизни, которые поддерживались партийно-государственными институтами. Доля женщин в высших органах законодательной власти снизилась с 30-35% в советский период до менее 10%. Женщин в составе Государственной Думы первого созыва (1993-1995 годов) было 13.6%, второго созыва (1995-1999 годы) - 10%, третьего созыва (1999-2003 годы) -7.7% [6, с. 117-124]. В Совете Федерации 1991— 1993 годов - не было женщин, в 1994-1996 годах -4.5%, в 1996-2001 годах - 1% и в 2002 году - 3% [6, с. 148].

Среди депутатов законодательных собраний субъектов РФ в 1999-2000 годах было лишь около 9% женщин. В Государственном Собрании Республики Башкортостан последнего (ныне действующего) созыва женщины составляют лишь 9.8% [7, с. 53].

Система управления характеризуется высокой степенью гендерной асимметрии в пользу мужчин. По данным Госкомстата России, в 2000 году среди руководителей органов власти и управления всех уровней женщины составляли лишь 35% [8, с. 144]. По результатам исследования Института социологии, проведенного в 1996 году, женщины составляли в директорском корпусе лишь 8-11%, а в ряде отраслей с традиционно мужской занятостью (строительство, транспорт) - 1% [9, с. 117]. В начале XXI века доля женщин в директорском корпусе составляла 15% и имела тенденцию к росту [4].

Изменения, происходящие в условиях трансформации в политической сфере, характеризуются также и снижением участия женщин в политических партиях, что отражается в невысокой доле женщин среди выдвигаемых кандидатов в депутаты законодательных собраний. При невысокой доле женщин, выдвинутых на выборах в Государственную Думу России в 90-ые годы, все же имелась позитивная динамика ее роста от выборов к выборам. В 1993 году женщины среди кандидатов в депутаты в ГД составляли 7%, в 1995 году - 14%, в 1999 году - 16% [10, с. 125].

Следующая сфера гендерных отношений, в которой в 90-е годы в российском обществе произошли существенные изменения, это сексуальная сфера. Быстрая и достаточно радикальная трансформация сексуальных ценностей, норм и практик российского населения дала основание называть эти изменения сексуальной революцией, или новым этапом сексуальной революции. Появились и быстро распространились негативные явления, которых в советский период или не было совсем, или они существовали в латентных формах и малых масштабах, - проституция, торговля женщинами, сексуальная эксплуатация. Появились такие явления, как содержание богатыми мужчинами молодых женщин, содержание богатыми женщинами молодых мужчин, мужская проституция, изменилось отношение к мужской и женской гомосексуальности, стали возникать гомосексуальные сожительства. Гетеросексуальность перестала рассматриваться как единственно возможный и допустимый тип ориентации.

Все рассмотренные выше изменения весь трансформационный период шли в направлении отказа от существовавших в советский период гендерных идеалов, ценностей, норм и практик и формирования новых, которые соответствуют рыночным экономическим отношениям и ценностям гендерного равенства прав и возможностей. Отказ от прежней системы ценностей и практик произошел достаточно быстро, а формирование новых - длительный процесс. Как отмечают все исследователи, процесс этот идет достаточно противоречиво, испытывает трудности.

Попытаемся обобщить вышесказанное и выделить основные черты процесса изменения гендерных отношений, происходившего на рубеже веков в российском обществе.

Одной из главных его особенностей является слом советской гендерной системы и отказ от имевших место позитивных достижений того периода, что привело к существенному снижению экономического, социального и политического статуса женщин, к ухудшению их положения по сравнению с мужчинами. Это относится как к сфере рыночной занятости, доходам, так и к политическому участию, распределению публичной власти.

Вторая важная черта изменений - произошло обострение гендерных проблем, существовавших в предыдущий период в латентной форме, и формирование новых, которых ранее в обществе не существовало.

В сфере социально-экономического развития возникло неравенство возможностей на рынке труда и занятости между мужчинами и женщинами, появились гендерная дискриминация и гендерная сегрегация (отраслевая, вертикальная, по формам собственности). Женщины как группа оказались более бедными, сформировалась гендерная стратификация. В сфере политики к острым проблемам относятся неравенство возможностей в доступе к политической власти, низкий уровень участия в органах законодательной власти, слабое представительство женщин среди руководителей органов власти и управления. В сфере сексуальности значимыми социальными проблемами стали сексуальная эксплуатации, сексуальное насилие и торговля женщинами, женская проституция.

Третья черта произошедших изменений в гендерной сфере российского общества - гендерная асимметрия, неравенство возможностей мужчин и женщин в целом усилилась по сравнению с предыдущим периодом. В социально-экономической сфере это проявляется в увеличении разрыва доходов, в росте неравенства доступа к рабочим местам, в скрытой дискриминации женщин. В области политической власти - в возросшей асимметрии участия женщин в государственном управлении, в высших органах государственной власти, в органах законодательной власти. Н. М. Римашевская констатирует: «Гендерная асимметрия в повседневной жизни мужчин и женщин фактически увеличивается» [10, с. 11].

Четвертая черта анализируемых перемен связана с вышеотмеченными явлениями усиления гендерной дифференциации, асимметрии и неравенства. Происходящие изменения создали новую, отличающуюся от советского периода ситуацию для взаимодействия двух гендеров на всех уровнях общественной жизни. Они привели к углублению противоречий между двумя гендерами. В целом гендерные отношения в области труда и занятости, политической власти, сексуальности обладают сегодня большим потенциалом конфликтности, чем раньше.

Однако конфликтный потенциал носит по преимуществу скрытый характер, не проявляется во вне в форме организованного женского движения. Из всех типов конфликтов, которые за период реформ разворачивались в российском обществе (политические, национальные, территориальные и другие), гендерные конфликты не приобретали характера открытых столкновений, массовых движе-

ний. Этому способствует утрата традиций женского организованного движения, низкий уровень консолидации заинтересованных сил, ориентация населения на тип политики в отношении женщин, который проводился раньше, в советский период, и характеризовался как патерналистская (протекционистская) политика. Женщины как социальная группа пока не являются самостоятельным активным субъектом решения гендерных проблем, плохо организованы, не имеют соответствующей их интересам, привлекательной для их различных групп идеологии.

Пятая характерная черта изменений - в сложившихся к настоящему времени гендерных отношениях противоречиво сочетаются новое и старое, позитивное и негативное. При этом весь переходный период негативные процессы преобладали над позитивными, а негативная динамика - над позитивной динамикой.

В социально-экономической области нарастали, например, такие негативные процессы, как рост гендерного разрыва в оплате труда, рост женской зарегистрированной безработицы, отраслевой профессиональной сегрегации, нисходящая трудовая, профессиональная мобильность преобладала над восходящей. В сфере политики падал процент участия женщин в Государственной Думе, их присутствия в законодательных органах регионов, то есть в законодательных собраниях субъектов РФ. Данные о проституции, сексуальной эксплуатации и торговле женщинами также подтверждают негативную динамику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Женщины и дети Республики Башкортостан. Статистический сборник. Уфа: 2001. -144 с.

2. Женщины и мужчины Поволжского федерального округа. Статистический сборник. Нижний Новгород, 2005. -176 с.

3. Гилязитдинов Д. М., Миннибаев Е. К., Латыпова Ф. Б. Женщины с детьми: положение и социальные проблемы в трансформирующемся обществе. Уфа: Восточный университет, 2003. -212 с.

4. Овчарова Л. Н., Прокофьева Л. М. Социально-экономические факторы феминизации бедности в России. М.: Academia, 2002. -159 с.

5. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельно-структурная концепция. М.: 2002. -385 с.

6. Айвазова С. Г., Хасбулатова О. А. Гендерные аспекты политической социологии. М.: РОССПЭН, 2004. -183 с.

7. Роль женщин депутатов в социально-духовном развитии Башкортостана. Материалы республиканского собрания женщин-депутатов. Уфа: Вили Окслер, 2006. С. 53.

8. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник Госкомстат России. М.: 2001. -806 с.

9. Чирикова А. Е. // Женщина в российском обществе. 2000. №4 (20). С. 117.

10. Айвазова C. Г., Кертман Г. А. Мужчины и женщины на выборах: гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М.: 2000. -225 с.

Поступила в редакцию 13.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.