DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-54-62 УДК 330.12 (571.6)
М. А. Гр О. Г.
основой дл
Ключевые слова:
показателей на уровеньг п,ревыш.ающий ■ высокого качества жизни населения, конкурентоспособного человеческого капитала.
сфера, здравоохранение,
доступность .
сфера, Р
включающая об-КуАЬТуру
и спорт, а также оказание социальных УслУг» деятельность которых нанравлена на формирование условий для Роннего развития личности, обес] РасшиРенного воспроизвоДства
ческого потенциала, занимает важное место в социально-экономической системе. В структуре занятого населения удельный вес работающих в социальной сфере превышает 17%, в том числе на долю образования приходится 9,4%, и предоставления со-8%. В
подтверждает важное значение ной сферы не только как ля общественных благ, но и как отрасли экономики, обеспечивающей трудовую занятость для большого : дан и вносящей заметный вклад мирование валового продукта.
здравоохраненш циалшга услуг альной валовой
отРаслях соци-порядка 7 - 8% стоимости в целом по стране. На региональном уровне этот показатель достигает 13 - 15%. Все это
ловиях полного г°судар
ного PеГУлиPования, бюджетного сирования и бесплатности для населения социальная сфера с началом трансформации всей социально-экономической системы страны в начале 1990-х гг. перешла на новые принципы работы. В настоящее время основной вект°р трансформации отраслей социальной сферы сводится к всеобщей коммодификации оказываем^1х услуг и коммерциализации
Грицко Мария Анатольевна - канд. экон. наук, ученый секретарь, Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Поливаева Ольга Геннадьевна - канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail:[email protected].
деятельности учреждений их щих [6]. Наиболее показательным с этой точки зрения, на наш взгляд, является переход на новые принципы Работ^1 системы здравоохранения.
Формальный переход российской си-
развития произошел в 1993 г. с
Востоке - на 65%. Число поликлинических у
необходимые медицинские услуги создает благоприятные условия для ро-
социально-страховая модель,
щая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного ре
гулирования и социальн^1х гaрaнтий, доступностью медицинской помощи. Для
В структуре плотных услуг населению удельный вес медицинских услуг составляет 6,6% целом по РФ. По итогам 2016 г. медицинские услуги занимали пятую позицию, уСТупаЯ место бытовым,
страхование в
Государство
населения,
страхов^1х I ет в качестве гаранта, обеспечивая
от уровня доходов, не
шая при этом рыночн^1е принципы га услуг. Роль рынка медицинских
сводится к удовлетворению потреб1 сверх
фования позволяет цировать финансовые риски,
получила распространение во многих развитых странах, таких как ФРГ, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония [12].
новых институтов сийских условиях
не привела в рос-к масштабным ре-
развитии столетиями [9]. В
услУг
и этот вид услуг на протяжении периода 2000 - 2016 гг. сохраняет свое место в то в отношении медицинских
п.п [14]. На Дальнем Востоке ,
ские услуги занимают несколько
в
населению
г.).
4,8% (по данным за 2014
населению треть приходится портные. Такой высокий
региона от центральных районов страны, обуславливающим высокие затраты
на перемещение, но и тем, что в щее время достаточно широкое
мощи. В этой связи высокий удельный вес трансп°ртных услуг может но св
ГТО лп отт о ТТТТТР а Т-иПР
ли I и ишл и 1 си 1С опы. 1 ышпис
Так, за период 1992 - 2016 гг. к ство больниц в целом по стране
структуре потных услуг населению. Одним из результатов ]
дящих на фоне низких
на :уровень
рования обуславливает последнее место нашей стран^1 в рейтинге эффективности систем здравоохранения, согласно которому отдача от вложенных ством средств в развитие здрав» ния крайне низкая [15].
По итогам 2016 г. стоимостной объем оказанных населению медицинских
сумму 3902,8 руб., то в ДФО этот 4320,3 руб./чел в
! 547 :
рынка медицинских услуг происходит преимущественно за счет расходов нан-
Согласно данным обследования домашних хозяйств, 53%
и
часть (более 60%) приходилась на Приморский и Хабаровский края - 35% и 27% соответственно.
Сегмент платных медицинских услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, о чем свидетельствуют темпы его роста. За 2000 - 2016 гг объем оказанных услуг увеличился практически в 20 раз. На Дальнем Востоке этот рост был еще более впечатляющим - в 29 раз. В разрезе даль-
темпами росли объемы платных медицинских услуг в Чукотском автономном округе - 49,2%, Сахалинской области -39,8%, Приморском крае - 36,7%.
российский показатель Объема ных услуг в растете на душу населения. Если в целом по стране на каждого жи-
как на первую и вторую груп^ которую составляет население с наименьши-
2%
оценку распределению расходов на дицинские услуги по категориям ,
не представляется возможным в силу отсутствия необходимой
региональная проекция картины распределения платн^1х услуг по
и
платное медицинское обслуживание досТупно преимущественно для :
ных слоев населения.
го
Рис. 1. Объем
па душу населения
ограничений в системе здравоохранения. По мнению экспертов, рост платной медицины на фоне увеличения объемов предоставляемой помощи в рамках программы государственных гарантий свидетельствует о ее неэффективности. Сегмент платной медицины зачастую выступает субститутом государственного сектора, поскольку на возмездной основе оказываются услуги не только сверх базового списка, но и предоставляемые в рамках государственных гарантий [10]. Население при этом несет бремя расходов по оплате медицинской помощи в силу множества обстоятельств: отсутствия необходимой услуги в перечне государственных гарантий, низкого качества ее оказания в государственном медицинском учреждении, невозможности своевременного получения услуги из-за отсутствия необходимого специалиста либо его высокой загруженности, отсутствия медицинского учреждения в месте проживания и т. д. [3].
В результате, достижение декларируемой практически во всех государственных программах развития здравоохранения и повышения качества жизни цели, состоящей в повышении доступности услуг для населения, сталкивается с наличием ряда ограничений. К их числу относятся финансовые возможности
потребителей. В условиях расширения перечня услуг, оказываемых на платной основе, а также роста их стоимости, значимым фактором становится уровень доходов населения, достаточный для оплаты необходимых медицинских услуг.
Определение доступности медицинских услуг для потребителей производилось путем соотношения среднедушевых денежных доходов населения и стоимости условно принятого набора медицинских услуг. В рамках проводимого исследования данное соотношение рассматривается как показатель ценовой доступности медицинских услуг. В качестве условно принятого набора медицинских услуг принималась стоимость комплекса услуг, включающего первичное посещение врача-терапевта и общий анализ крови. Рассчитанный таким образом показатель позволил определить количество условно принятых наборов медицинских услуг, которое население способно приобрести, исходя из имеющихся в его распоряжении средств (табл. 1).
В абсолютном измерении количество наборов, доступных населению Дальнего Востока, превышает среднероссийский показатель. В 2016 г. среднестатистический дальневосточник, исходя из имеющихся у него доходов, мог приобрести
Таблица 1
Территория 2003 г. 2010 г. 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2016/ 2003 гг.
Российская Федерация 28,2 35,34 33,6 32,25 30,05 1,07
Дальневосточный федеральный округ 32,6 36,3 35,65 38,57 34,36 1,05
Республика Саха (Якутия) 47,01 75,65 51,65 45,98 44,67 0,95
Камчатский край 23,67 31,75 33,06 35,69 29,36 1,24
Приморский край 29,45 28,33 23,57 32,52 27,22 0,92
Хабаровский край 29,99 38,25 36,25 36,4 32,9 1,1
Амурская область 27,96 21,93 29,42 40,76 31,23 1,12
Магаданская область 18,35 21,7 32,42 24,01 21,82 1,19
Сахалинская область 17,21 23,98 30,52 23,72 24,18 1,4
Еврейская автономная область 33,36 28,96 27,58 23,96 21,42 0,64
Чукотский автономный округ 578,98 94,06 63,91 61,85 56,86 0,1
Ценовая доступность медицинских услуг, ед.
Источник: рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
34,36 набора, тогда как среднестатистический россиянин - 30,05. Вместе с тем, с точки зрения определения ценовой доступности, важным являются не столько абсолютные показатели, сколько относительная динамика их изменения за рассматриваемый период времени. За исследуемый период доступность медицинских услуг для жителей Дальнего Востока увеличивалась меньшими по сравнению со среднероссийскими темпами - 5% против 7% в целом по РФ. При этом для четырех дальневосточных субъектов: Республики Саха (Якутия), Приморского края, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа - анализируемый период характеризовался снижением доступности медицинских услуг.
При анализе динамики показателя за два последних года следует отметить, что в связи с падением уровня доходов населения в 2016 г. и ростом стоимости набора медицинских услуг, снижение ценовой доступности произошло практически повсеместно, исключение составила только Сахалинская область.
Развитие платного медицинского обслуживания рассматривается не только как дополнительный источник финансирования здравоохранения, но и как спо-
соб расширения для потребителей выбора различных форм получения медицинских услуг [1]. При этом проведение любых преобразований в системе здравоохранения, в том числе и коммерциализация ее деятельности, в силу общественного характера оказываемых в ее рамках услуг должно способствовать достижению основной цели ее функционирования - улучшению показателей здоровья населения, сокращению смертности, увеличению продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни населения на Дальнем Востоке отстает от среднего по стране показателя на 2,65 г. Если житель Дальнего Востока по данным 2016 г. в среднем живет 69,22 года, то среднестатистический россиянин - 71,87 года. При этом на фоне положительной динамики изменения продолжительности жизни населения разрыв между средними значениями в целом по РФ и на Дальнем Востоке увеличивается. Иными словами, рост продолжительности жизни дальневосточников происходит с меньшей скоростью (табл. 2 ).
Несмотря на то, что коэффициент смертности населения на Дальнем Востоке ниже среднероссийского значения, в большинстве субъектов смертность
Таблица 2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
Территория мужчины женщины оба пола
2000 г. 2016 г. 2000 г. 2016 г. 2000 г. 2016 г.
Российская Федерация 59 66,5 72,3 77,06 65,3 71,87
Дальневосточный Федеральный округ 57,3 63,84 70 74,84 63,2 69,22
Республика Саха (Якутия) 57,9 65,78 70,3 75,98 63,7 70,84
Камчатский край 58,1 63,48 69,7 74,54 63,3 68,66
Приморский край 57,9 64,48 70,5 75,06 63,7 69,66
Хабаровский край 57 63,52 70,1 74,9 63 69,13
Амурская область 56,1 62,65 69,3 74,2 62,2 68,28
Магаданская область 55,7 63,56 70 74,47 62 69
Сахалинская область 57,7 63,08 69,8 74,61 63,3 68,66
Еврейская автономная область 56,1 59,98 68,6 72,27 61,8 65,88
Чукотский автономный округ 54,9 59,73 67,1 69,58 60,2 64,42
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. иЕЬ. http://www.gks.ru
остается высокой. В 2016 г. число умерших в расчете на 1000 чел. населения Дальнего Востока составило 12,5 промилле, против 12,9 промилле в среднем по стране. Однако более низкое значение показателя было в основном обусловлено достаточно низким уровнем смертности населения в Республике Саха (Якутия), который фактически обеспечил снижение показателя в целом по округу. В большинстве же дальневосточных субъ-
екгов уровень превышает сред для дальневосто
^ертаоети
населения . При этом
субъектов:
рен более низкий темп снижения ности населения. Если за 2000 - 2016 гг. средний по стране показатель сократился на 16%, то на Дальнем Востоке только на 6%. При этом треть дальневосточных субъектов:
ем смертности населения (рис. 2). тр
как расчетный параметр таблиц
арактер
жительной динамикой. - 2016 гг. темпы ля превысили . . . . ние - 65% против 60%. г. коэффицие
токе он составил 6,5 против 6 промилле в целом по стране. Вместе с тем в ряде далЬнеВосточнЫХ субъектов, к числу которых прежде всего относятся Еврейская автономная область с показателем 15,7 промилле и Чукотский автономный округ, младенческая смертность в котором в 2016 г. составила 16,1 промилле, уровень младенческой смертности остается достаточно высоким.
Если динамика в области снижения младенческой смертности может расцениваться как благоприятная, то с точки зрения смертности населения трудоспособного возраста картина на Дальнем Востоке остается крайне негативной. При схожей с общероссийской траектории изменения смертности населения
ее
кращения
>го возраста темпы на Дальнем Востоке по стране. Сохраняется вы-разрыв между далЬневосточныМ и среднероссийским уровнем. Причем, если в начале 2000-х гг. коэффициент смертности населения трудоспособного
особенности мужчин.
в области изменения младенческой смертности на Дальнем Востоке характеризуется устойчивой полоЗа период 2000
возраста превышал среднероссийскии уровень на 12%, то к 2016 г. этот разрыв увеличился до 22%.
Таким образом, отставание сточных субъектов по показателю
жизни,
высокой
населения
По итогам 2016 фоне
чески сравнялся значением, на
возраста, высокой обе
объектами и меди
на
ртт-ы
самых высоких в
Рис. 2. Общий показатель сме^
населения, промилле
не темпов роста стоимостных объемов платного медицинского обслуживания при низких темпах увеличения ценовой доступ:ности услуг.
В связи с этим, представляется, что р^ультагы коммерциализадии системы здравоохранения носят двойственный характер. С одной сторот^I, рост стоимостных объемов платного медицинского обслуживания, увеличение доли медицинских услуг в структуре расходов домашних хозяйств могут расцениваться положительно и свидетельствовать о
чении доступности медицинских услуг. С другой, платное медицинское > вание доступно
тр
сокообеспеченным слоям населения, на долю которых приходится более половины объема оказанных платных услуг.
Общественный характер и высокая значимость медицинских услуг обуславливает необходимость обеспечения их равной доступности для потребителей. Достижение этой цели декларируется в боль^Цинстве нормативн^тх ДокуменТ°в, касающихся стратегических приоритетов развития страны в целом и ее отдельных территориальн^1х обр Однако фактическим р димых преобразова1
становится
жение доступности для основных
групп домашних хозяйств.
показателей, эти ре-
зультаты могут иметь крайне
доступности услуг в субъектах ДФО : губляется р
нения
в системе снижением
и
для жителей малонаселенн ных мест проживания [3, с. 116-119]. В
ограничением для реализации ственного приоритета
в
высокого качества жизни населения, являющегося основой для ства конкурентоспособно ского капитала.
1. Болдов О. Н, Иванов В. Н, Розенфельд Б. А., Суворов А. В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы // Проблемы прогнозирования.. 2002. № 1. С. 59 (с.47-64).
2. Грицко М. А. Человеческий потенциал Востока: современная динамика и
ограничения роста // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 4. С. 47-52.
3. Грицко М. А., Колбина Е. О. стветъш формации резулытати
стемы здравоохранения // Пр экономика. 2013. № 4. С. 4. Иванов В. Н,
услуг
структурных
nраnсmвеnная ■ 121.
■ В., Балашова Е. Е., Трещина С. В. Анализ динамики общественных и частных расходов на здравоохранение и образование в современной России // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С. 31 - 43.
5. Иванов В. Н, Суворов А. В.,. Е, Трещина С. В. Анализ динамики , ных и частных расходов на здравоохранение и образование в современной России // Проблемы прогнозирования.. 2014. № 6. С. 32, 38.
6. Институциональные изменения в социальной сфере российской экономики. Коллективная монография / под ред. В. Л. Тамбовцева. М. : МГУ, Экономический факультет.. 2015. - 25б с.
7. Найден С. Н. Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока // Регионалистика. 2015. Том 2. № 3. С. 6-17.
8. Найден С. Н., Грицко М. А. Реакция региональной социальной системы на циональные и инвестиционные шоки // налистика. 2016. Т. 3. № б. С. 6-22.
9. Полтерович В. М. Трансплантация эко-■ институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24-50.
10. Потапчик, Е. Г.
мошт^ша. охранении);
№8/2011/11 / Е. Г. Потапчик, Е. В. Селезнева, С. В. Шишкин; Нац. ис-
2011. - 36 с. населению. Бюл-
основных социально-экономических :
дом Высшей 11.
летень социально-экономического кризиса в Рос
: № 16, июль 2016 г.
[Электронный inliberty.ru/library 13. Федеральна ной статистики
//www.gks.ru
14.
ф
в
URL.:
служба
i описание статьи
ВШЭ, 2014 - 42 с.
15. Bloomberg: фективности систем г. [Электронный рес технологий.
стран. жира. по воохранения в 2t
//
URL.:
Центр
Грицко М. А., Поливаева О. Г. Основные тенденции и результаты : ции социальной сферы (на примере здравоохранения) // Власть и упр токе России. 2017. № 3 (80). С. 54-62. DOI 10.22394/1818-4049-2017
The article presents a general analysis of the results of commercialization of the social On the example of public health services, the dynamics of the cost volumes of services market, the specific weight of household expenditures for the of medical services, and the change in the affordability of medical services have analyzed.. The conclusion is drawn that, against the backdrop of the i the country of the cost volumes of paid medical services, the i indicators of the Far Eastern subjects from the average Russian level is increasing. It is shown that the actually achieved results of the commercialization of the healthcare . are a weighty restriction for the implementation of the state priority for the of the Far East, emergence of the basic socio-ec . the average Russian level, creating a high quality of life in the region that is the basis for reproduction of the competitive human ,
Keywords: social sphere, East.
care,
Tialzatio
availability to
services, the Far
References:
Suvorov A. V. Resursnyj notencial social'noj sfery v 90-e gody // Problemy prognozirovaniya. 2002. № 1. S. 59 (s.47-64).
2. Gricko M. A. CHelovecheskij potencial Dal'nego Vostoka: sovremennaya dinamika i ogranicheniya rosta // Wast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2014. № 4. S. 47-52.
3. Gricko M. A., Kolbina E. O.
Prostranstvennye deformacii rezultativnosti sistemy zdravoohraneniya // Prostranstvennaya ehkonomika. 2013. № 4. S. 107 - 121.
Treshchina S. V. Arnaliz dinamiki . i chastnyh raskhodov na zdravoohranenie i obrazovanie v sovremennoj Rossii // Problemy prognozirovamya. 2014. № б. S. 31 - 43.
Treshchdna S. V. Analu dinamiki . i chastnyh raskhodov na zdravoohranenie i
Gritsko Mariya Anatolyevna - Candidate of Economics, scientific secretary, the Institute of economic researches of the Far-Eastern branch of the Russian Academy of Sciences (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
Polivayeva Olga Gennadyevna - Candidate of Economics, associate professor, deputy director on science, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
62
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №3 (80)
obrazovanie v sovremennoj Rossii // Problemy prognozirovaniya. 2014. № 6. S. 32, 38.
6. InstitucionaVnye izmeneniya v social'noj sfere rossijskoj ehkonomiki. Kollektivnaya monografiya / pod red. V. L. Tambovceva. M. : MGU, EHkonomicheskjj fakultet. 2015. - 256 s.
7. Najden S. N. Razvitie social'noj infrastruktury v usloviyah Dal'nego Vostoka // Regionalistika. 2015. Tom 2. № 3. S. 6-17.
8. Najden S. N., Gricko M. A. Reakciya
investicionnso shoki // Regionalistika. 2016. T. 3. № 6. S. 6-22.
V. M. Transplantaciya > // EHkonomicheskaya i Rossii. 2001. № 3. S. 24-50. E. G Dostupnost' medicinskoj naseleniya (po materiaUm
Potapchik, E. V. Selezneva, S. V. SHishkin ; Nac. issled.. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki». - M. : Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2011. 11. Rynokplatnyh uslug noseTenii
s.
social 'nonhkonomichnskogo Federacii. Vypusk № 16, iyu
12. Tehnner M. zdravoohraneniya resurs]. URL.:
13.
krizisa i ' 2016 g.
gks.ru 14.
CHto
//wwwMliberty.ru/library sluzhba
URL.:
dohodah, !Tnmsa? M.:
15.
E.
v
G
fshhff^ktiy^&oti
g.
tekhnologij.
s.
Bloomberg:
sistem
Reting stran mira zdravoohraneniya v 2 //
URL.: http://g
po
10. Potapchik, pomoshchi dlya monitoringa zdravoohrannnsi);
Reference to the atce
Gritsko M. A., Polivaeva O. G The main trends and results of commercialization of the social sphere (on the example of health care) // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 3 (80). PP. 54-62. DOI: 10.22394/1818-4049-2017-80-3-54-62