Т. М. Вторушина
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ПРОВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Работа представлена кафедрой экономики и управления на предприятии Института экономики и финансов Югорского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент А. В. Красильников
Промышленное производство имеет ключевое значение для устойчивого развития любой национальной экономики и благосостояния всего населения.
При проведении промышленной политики в Российской Федерации необходимо учитывать и региональный аспект ее реализации, т. е. наличие условий, источников и инструментов проведения промышленной политики на уровне субъекта Федерации.
Ключевые слова: промышленная политика, отраслевая структура промышленного производства, диверсификация экономики.
T. Vtorushina
MAIN TENDENCIES AND PROBLEMS IN REALISATION OF THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA
Industrial production plays the most important role in stable development of any national economy and people’s well-being. Carrying out of the industrial policy in the Russian Federation assumes taking into account the regional aspect, i. e. conditions, sources and instruments of industrial policy realisation at the level of a federal subject.
Key words: industrial policy, sectoral structure of industry, diversification of economy.
Государственная промышленная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста.
Сегодня стало совершенно очевидным, что в России при сохранении нынешних уровней материало- и энергоемкости производства, производительности труда и существующей структуры экономики ее развитие сталкивается с объективными ресурсными ограничениями, что актуализирует вопрос о пересмотре подходов в проведении государственной промышленной политики.
В федеративном государстве, каковым является Россия, существуют два уровня промышленной политики - федеральный и региональный (уровень субъектов Федерации). Взаимодействие между этими уровнями решающим образом определяет содержание и эффективность проводимой в стране промышленной политики.
В сфере промышленной политики, реализуемой на региональном уровне, должны осуществляться: поддержка проектов, направленных на технологическое перевооружение ключевых компаний, структурирующих экономику; диверсификация отраслевой структуры экономики региона с помощью инновационных компаний (в том числе малого и среднего бизнеса); реализация программ, направленных на решение конкретных проблем региональной экономики.
Региональная промышленная политика -это система отношений между территориальными органами власти и хозяйствующими субъектами по поводу обеспечения эффективной работы предприятий региона, за счет повышения инновационной активности и конкурентоспособности производства с целью расширения промышленного комплекса в интересах повышения благосостояния граждан.
Существенное влияние на темпы и пропорции изменений в промышленных комплексах регионов оказывает их отраслевая и территориальная структура, а также меры
поддержки, оказываемые региональными органами власти.
Промышленный комплекс Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югры) является специфичным как по структуре, так и по динамике изменений. Автономный округ относится к числу субъектов Федерации с наиболее высоким уровнем экономического развития и одновременно входит в группу регионов с наименьшим спадом производства за период с начала 1990-х гг. В настоящее время округ является крупнейшим в России поставщиком сырой нефти на внутренний и внешний рынки, занимает устойчивые позиции в группе лидеров среди субъектов Федерации по объему инвестиций в основной капитал и по поступлению налогов в бюджетную систему, в связи с чем и занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России.
Конечно, на экономические показатели наряду с положительным влиянием богатейшего природно-ресурсного потенциала оказывают негативное воздействие экстремальные условия проживания, отдаленность и ограниченная транспортная доступность, низкая степень диверсификации экономики, слабое развитие сферы услуг для населения, частые изменения норм и правил на федеральном уровне.
Анализ отраслевой структуры промышленности региона свидетельствует о том, что, несмотря на продолжающийся в течение последних лет экономических рост, его качество не отвечает задачам создания экономики инновационного типа. В структуре производства (табл. 1) преобладает продукция низкой степени переработки, в основном топливной отрасли [2, с. 98].
Также критерием сырьевого характера экономики является доля сырьевых товаров в экспорте, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
В сложившейся ситуации неудивительно, что основными товарными группами импорта автономного округа являются машины, оборудование и транспортные средства (87,3% от общего объема импорта), металлы и изделия из них, продукция химической промышленности.
Таблица 1
Отраслевая структура промышленного производства (% к общему объему производства)
Продукция промышленности - всего 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006
100 100 100 100 100 100 100 100
ТЭК: 97 97,4 96,2 95,8 95,8 95,5 96,6 97,0
Топливная 84,4 90,8 91,5 89,4 88,2 87,8 91,1 92,3
Электроэнергетика 12,6 6,6 4,7 6,4 7,6 7,7 5,5 4,7
Остальные отрасли, не входящие в ТЭК 2,8 2,4 3,7 4,0 4,1 4,1 3,1 2,7
Металлообработка 0,9 1,2 2,6 2,7 3,0 3,2 2,4 2,1
Лесная, деревообрабатывающая 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,3 0,2 0,2
Стройиндустрия 0,8 0,3 0,4 0,6 0,4 0,4 0,3 0,2
Пищевая, включая мукомольную 0,6 0,4 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
Другие (химическая, легкая и т. д.) 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,4 0,3 0,3
Таблица 2
Товарная структура экспорта ХМАО - Югры в 2006 г.
Продукция 2006
Топливо минеральное, нефть, продукты их перегонки 92,6
Древесина и изделия из нее 5,9
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и их части 0,32
Средства наземного транспорта (кроме ж/д) 0,3
Инструменты и аппараты оптические, фотографические 0,25
Изделия из черных металлов 0,22
Другие товары 0,5
Итого 100
Благополучие региона в настоящее время полностью обусловлено экспортной ориентацией сырьевых отраслей, а неустойчивость конъюнктуры внешнего рынка ведет к нестабильности экономической и нередко социальной ситуации.
В период финансового кризиса четко нарисовалась зависимость структуры экономики автономного округа от нефтедобычи. Стоило упасть цене на нефть, бюджет Югры уменьшился в 2 раза. По данным Министерства финансов РФ, автономный округ вошел в группу 13 кризисных регионов в связи с падением бюджетных доходов в 2009 г.
Усилия региональной власти в последнее десятилетие сосредоточивались на выработке защитных механизмов в ответ на изменения внешних факторов, влияющих на темпы экономического роста, которые привели к сокращению доходных источников бюджета округа. Потребовалось адаптировать к ним доходную и расходную бюджетную политику округа.
Ввиду растущих бюджетных ограничений со стороны федерального центра в деятельности большинства окружных финансовых институтов происходили постепенные замещения бюджетных ресурсов привлеченными.
Несмотря на рост общего объема инвестиций в основной капитал в автономном округе (в 2008 г. объем инвестиций составил 477 млрд руб.), можно отметить крайне низкую долю инвестиции в отраслях обрабатывающего производства (табл. 3). Что означает стагнацию инновационной активности в промышленности автономного округа.
Таблица 3
Структура инвестиций ХМАО - Югры по видам экономической деятельности, в процентах к итогу
Основной целью инвестирования в основной капитал, как и в предыдущие годы, является замена изношенной техники и оборудования, внедрение новых производственных технологий (но расходы на эти цели остаются пока на крайне низком уровне).
Правительство автономного округа ищет способы перехода к новой модели экономического развития за счет изменения приоритетов в отраслевой структуре промышленного производства. В 2003 г. Минэкономразвития РФ предложило диверсификационную модель развития российской экономики. Она была использована и при разработке региональной программы «Экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 гг.» и Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. В широком смысле диверсификация - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (рас-
ширение отраслевой структуры производства, видов предоставляемых услуг и т. п.) с целью инновационного развития и повышения эффективности производства.
В качестве основных направлений диверсификации экономики автономного округа можно выделить:
1. Существенное обновление и расширение основных фондов в промышленности и других отраслях экономики на основе резкого увеличения инвестиций за счет всех источников финансирования.
2. Расширенное воспроизводство промышленных запасов нефти, газа и другого стратегического сырья, более эффективное освоение нефтегазовых ресурсов округа, их комплексная переработка и выбор оптимальной внешней транспортной схемы нефти и газа.
3. Реализация экономических программ и инвестиционных проектов, в том числе имеющих межрегиональное и федеральное значение (проект «Урал Промышленный -Урал Полярный») [1, с. 16, 17].
4. Стимулирование и поддержка предпринимательской деятельности в увязке с ключевыми приоритетами экономического и социального развития округа (с 1995 г. начал работу Окружной фонд поддержки предпринимательства Югры).
В результате выполнения перечисленных мероприятий (большая часть из которых уже находятся в процессе реализации) в регионе удастся создать необходимые условия для развития инфраструктуры и промышленного производства, что в конечном итоге обеспечит улучшение социально-экономического состояния как региона, так и всей страны в целом.
За счет проводимых и планируемых мероприятий к 2020 г. планируется снизить долю доходов региона, связанную с добычей углеводородов, до 48% (против нынешних 89%) за счет прироста других отраслей, прежде всего связанных с высокими технологиями и инновационными разработками, горнорудного комплекса, развития энергетики, строительной индустрии, лесной промышленности и многих других [3, с. 21].
В настоящее время задача государства в реализации промышленной политики со-
Вид деятельности 2005 2006 2007
Всего в промышленности 100 100 100
Добыча полезных ископаемых 69 75 72
Обрабатывающие производства 0,5 0,2 0,8
Производство и распределение электроэнергии 2,9 1,2 2,6
Строительство 8,5 3,4 3,6
Т ранспорт и связь 6,1 10 9,2
Операции с недвижимым имуществом - 5,6 6,3
Другие 13 4,6 5,5
стоит в создании условий для развития региона. «Сырьевая» модель развития экономики не может обеспечить устойчивое и быстрое развитие, потому что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Политика регио-
нальных властей должна быть направлена на стимулирование создания инновационного потенциала в регионе. Этот путь развития является не быстротечным, материа-ло- и трудоемким, и именно в таком направлении предлагается модернизировать экономику Югры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПеречневаИ. «...И поставивши град» // Эксперт - Урал. 2QQ7. № 31. 56 с.
2. Статистический ежегодник: стат. сб. в 4 ч. Тюмень, 2QQ2. Ч. 2. 212 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2Q2Q года (приложение к Распоряжению Правительства ХМАО - Югры от 14 ноября 2QQ8 г. № 491-рп). URL: www.admhmao.ru.
REFERENCES
1. Perechneva I. «.I postavivshi grad» // Ekspert - Ural. 2QQ7. N 31. 56 s.
2. Statisticheskiy yezhegodnik: stat. sb. v 4 ch. Tyumen, 2QQ2. Ch. 2. 212 s.
3. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga -Yugry do 2Q2Q goda (prilozheniye k Rasporyazheniyu Pravitel'stva KhMAO - Yugry ot 14 noyabrya 2QQ8 g. N 491-rp). URL: www.admhmao.ru.