Научная статья на тему 'Основные тенденции и проблемы развития кадрового потенциала науки республики Беларусь: социологический анализ'

Основные тенденции и проблемы развития кадрового потенциала науки республики Беларусь: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
506
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЕЛОРУССКАЯ НАУКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарый И. Н.

В статье представлены результаты социологического опроса руководителей организаций науки и вузов, проведенного в мае 2012 г. Рассмотрены особенности мнений и оценок респондентов по проблемам развития кадрового потенциала белорусской науки в условиях перехода на инновационный путь развития экономики. Выявлены тенденции и перспективы развития научных кадров, особенности международной мобильности ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TENDENCIES AND PROBLEMS OF BELARUSIAN SCIENTIFIC HUMAN POTENTIAL’S DEVELOPMENT: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The paper presents the results of a poll of heads of scientific institutions and universities, conducted in may 2012. Considered respondents opinions and assessements on development of human potential of Belarusian science. The tendencies and prospects of development of scientific personnel, particularly international mobility of scientists are also revealed.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и проблемы развития кадрового потенциала науки республики Беларусь: социологический анализ»

И. Н. ШАРЫЙ,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

основные тенденции и проблемы развития

КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ

республики Беларусь: социологический анализ

В статье представлены результаты социологического опроса руководителей организаций науки и вузов, проведенного в мае 2012 г. Рассмотрены особенности мнений и оценок респондентов по проблемам развития кадрового потенциала белорусской науки в условиях перехода на инновационный путь развития экономики. Выявлены тенденции и перспективы развития научных кадров, особенности международной мобильности ученых.

Ключевые слова: кадровый потенциал, белорусская наука, международная мобильность ученых, инновационная экономика, социологический анализ.

В 2012 г. сотрудники ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» провели республиканский опрос руководителей структурных подразделений в научных учреждениях и вузах. Основная цель исследования - изучение социальных процессов, характеризующих особенности развития научных кадров, проблем повышения эффективности научной деятельности в Республике Беларусь. В результате проведенного опроса были получены ответы высококвалифицированных специалистов, руководителей структурных подразделений и заместителей руководителей научных организаций и вузов, которые наиболее полно включены в процессы реформирования национальной науки, хорошо информированы о положении научных кадров своих организаций. Опрос проведен на основе многоступенчатой случайной выборки. В результате проведенного опроса были получены ответы от 409 человек. Среди респондентов доля докторов наук составила 25 %, кандидатов наук - 54,1 %. Из общего числа опрошенных 82 % работали в г. Минске, остальные в регионах республики. В общей численности опрошенных доля мужчин составляла 74 %, доля женщин - 26 %. Среди опрошенных 67,4 % имели стаж работы в науке 20 лет и более.

В настоящее время идет поиск модели развития белорусской науки. В связи с этим респондентам был задан вопрос «На какую модель организации науки, по Вашему мнению, следует в большей степени ориентировать развитие национальной науки в современных условиях?». Ответы респондентов на этот вопрос представлены в табл. 1.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «На какую модель организации науки, по Вашему мнению, следует в большей степени ориентировать развитие национальной науки в современных условиях?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. На академическую модель 46,8 7,0 6,1

2. На университетскую модель 3,9 50,9 23,9

3. На создание единого научно-

производственного комплекса 32,2 22,8 56,0

4. Затрудняюсь ответить 9,3 7,0 6,8

5. Другое 3,8 10,5 6,1

Как следует из данных, представленных в табл. 1, большинство респондентов, отвечая на этот вопрос, считали, что надо ориентироваться на развитие того сектора науки, в котором они работают. Так, среди руководителей академического сектора науки 46,8 % считают, что необходимо ориентироваться на академическую модель развития науки. 50,9 % респондентов из университетского сектора науки считают, что наиболее предпочтительна университетская модель. Большинство руководителей отраслевой науки (56 %) сориентируются на создание научно-производственных комплексов. Как следует из полученных данных, 32,9 % от общей численности респондентов НАН Беларуси отметили, что ориентироваться надо на создание научно-производственных комплексов и только 3,9 % - что наиболее предпочтительна университетская модель. В каждом из секторов науки достаточно высокая доля респондентов, которые считают, что в современных условиях надо ориентироваться на создание научно-производственных комплексов. В академическом секторе науки этот ответ выбрали 32,2 % респондентов, а в вузах -

22,8 % респондентов. Считают, что в современных условиях надо ориентироваться на университетскую модель науки, 23,9 % респондентов отраслевого сектора науки, и только 3,9 % респондентов академического сектора науки. В современных условиях существенно повышается роль инновационной составляющей в развитии экономики, что нашло отражение в ответах респондентов. Необходим баланс в развитии всех секторов науки в рамках конкретного этапа социально-экономического развития, что подтверждается опытом многих зарубежных стран, являющихся лидерами научно-технического прогресса. Важным является также учет конкретных внутренних и внешних факторов изменений.

В сегодняшних условиях актуальной задачей является активизация поиска дополнительных источников финансирования научных исследований и разработок. В связи с этим представляет интерес ответ респондентов на вопрос: «За счет чего, на ваш взгляд, можно улучшить финансовую ситуацию в Вашей научной организации (вузе)?». Результаты ответа на этот вопрос представлены в табл. 2. Как следует из представленных данных, подавляющее большинство респондентов в академическом и вузовском секторах науки (более 70 %) считает, что финансовая ситуация может быть улучшена за счет

финансовых средств на исследования, выделяемых на конкурсной основе из республиканского бюджета. Доля респондентов из отраслевого сектора науки, которые выбрали этот ответ, меньше - 59,1 %. Важным по значимости направлением улучшения финансового положения организаций, которое выбрали респонденты, является «Использование зарубежных источников финансирования научных исследований». Это направление выделили почти 68,4 % от общей численности респондентов вузовского сектора науки.

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «За счет чего, на Ваш взгляд, можно улучшить финансовую ситуацию в Вашей научной организации (вузе)?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

Использование зарубежных источников финансирования научных исследований 41,0 68,4 29,8

Получение дополнительных финансовых средств на исследования, выделяемых на конкурсной основе из республиканского бюджета (фонды, государственные программы и т. д.) 71,2 71,9 59,1

Развитие исследований с учетом рыночного спроса 38,7 31,6 46,5

Развитие коммерческих научно-инновационных структур в институте 31,5 22,8 17,9

Развитие платной формы обучения в аспирантуре (докторантуре) для зарубежных граждан 5,5 14,0 9,6

Сокращение числа научных направлений и концентрация имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов только на приоритетных исследованиях 25,9 14,0 21,2

Другое 3,7 - 7,7

В академическом секторе науки это направление выбрал 41 % от общей численности респондентов, а в отраслевом - 29,8 %. Как следует из данных, представленных в табл. 2, среди представителей академического сектора науки больше тех, кто выбрал такие направления улучшения финансовой ситуации, как «развитие исследований с учетом рыночного спроса» (38,7 %), «развитие коммерческих научно-инновационных структур в институтах» (31,5 %). Соответствующие показатели существенно меньше в вузовском секторе науки (31,6 % и 22,8 % соответственно). Как показывают результаты опроса, существенная часть респондентов из академического и отраслевого секторов науки поддерживает такое направление, как «сокращение числа научных направлений и концентрация имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов только на приоритетных исследованиях» (25,9 % и 21,2 % соответственно). В вузовском секторе науки это направление выбрала существенно меньшая доля респондентов (14 %).

Таким образом, в академическом и вузовском секторах науки, ожидания, связанные с улучшением финансового положения организаций, ориентированы прежде всего на государственную поддержку, на приоритеты, которые государство могло бы профинансировать на основе конкурсного отбора. Так

считает большинство респондентов в академическом и вузовском секторах науки. Кроме того, в вузовском секторе науки большинство респондентов отметили, что получить дополнительное финансирование можно за счет зарубежных источников. В то же время достаточно большая группа респондентов из этих секторов науки ориентирована на получение дополнительного финансирования за счет развития структур, ориентированных на использование рыночных отношений.

Для выявления наиболее характерных проблем научных организаций респондентам был задан вопрос «Какие из перечисленных ниже проблем Вы считаете наиболее острыми для Вашей научной организации (вуза)?». Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие из перечисленных ниже проблем Вы считаете наиболее острыми для Вашей научной организации (вуза)?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Закрытие перспективных научных исследований из-за недостаточного финансирования 13,2 8,8 13,7

2. Невостребованность результатов научных исследований 26,1 28,1 17,8

3. Недостаточный приток талантливой молодежи 40,4 42,1 45,6

4. Низкий уровень деловых качеств руководителей и их компетентности в области инновационного менеджмента 10,6 5,3 5,9

5. Низкий уровень заработной платы высококвалифицированных научных работников 52,9 59,6 62,7

6. Низкий уровень заработной платы молодых ученых 49,8 56,1 42,9

7. Низкий уровень материально-технического обеспечения научных исследований 46,2 52,6 29,8

8. Низкий уровень научных исследований и разработок 5,8 5,3 10,5

9. Ограниченные возможности для развития научно-инновационной деятельности 8,8 3,5 10,1

10. Отток за границу научных кадров высшей квалификации 4,9 3,5 6,6

11. Переход перспективных научных работников в другие сферы деятельности 24,2 24,6 21,5

12. Распад сложившихся научных школ 6,9 5,3 2,6

13. Другое 0,8 - 1,1

Как следует из представленных данных, наиболее важными проблемами в организациях респонденты считают проблемы, связанные с кадрами. Среди них: низкий уровень заработной платы высококвалифицированных научных работников (в академическом секторе - почти 53 %, вузовском - 59,6 %, отраслевом - 62,7 %), низкий уровень заработной платы молодых ученых (в академическом секторе - 49,8 %, вузовском - 56,1 %, отраслевом - 42,9 %), недостаточный приток талантливой молодежи (в академическом секторе - 40,4 %, вузовском - 42,1 %, отраслевом - 45,6 %), переход перспективных научных

работников в другие сферы деятельности (в академическом секторе - 24,2 %, вузовском - 24,6 %, отраслевом - 21,5 %). Значимой проблемой остается недостаточный уровень материально-технического обеспечения исследований, прежде всего в вузовском и академическом секторах науки. Существенной является проблема невостребованности результатов научных исследований, что отметили 26,1 % респондентов академического сектора науки, 28,1 % и 17,8 % респондентов вузовского и отраслевого секторов науки. Респонденты считают, что переход перспективных научных работников в другие сферы деятельности - более острая проблема, чем отток за границу научных кадров высшей квалификации.

Для оценки основных факторов, которые препятствуют развитию инновационной деятельности, респондентам был задан вопрос: «Какие основные причины, на ваш взгляд, более всего сдерживают развитие инновационной деятельности в Беларуси?». Результаты ответов на этот вопрос представлены в табл. 4.

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие основные причины, на ваш взгляд, более всего сдерживают развитие инновационной деятельности в Беларуси?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Высокий риск потери инвестиций 27,0 28,1 41,9

2. Недостаток интересных и перспективных инновационных идей 29,1 7,0 32,1

3. Недостаточная законодательная защита интеллектуальной собственности 33,0 22,8 35,8

4. Недостаточный уровень подготовленности к международному технологическому сотрудничеству 36,9 38,6 35,0

5. Недоступность информации о новых технологиях 8,5 10,5 3,2

6. Недоступность информации о рынках сбыта 6,0 2,9 0,3

7. Неразвитость венчурного инвестирования 19,6 20,6 32,4

8. Неразвитость инновационной инфраструктуры 11,8 31,6 22,5

9. Неразвитость исследований рынка наукоемкой и высокотехнологической продукции 12,6 10,5 17,4

10. Неразвитость технологического аудита для выявления технологических запросов и предложений 21,4 7,0 10,4

11. Несовершенство законодательства, регулирующего инновационную деятельность 35,6 33,3 24,5

12. Нехватка специалистов в области инновационного менеджмента 27,3 38,6 17,8

13. Отсутствие иностранных инвестиций 22,1 19,3 41,4

14. Отсутствие согласованной научно-технической и промышленной политики 43,1 31,6 30,5

15. Отсутствие спроса на инновации в экономике 36,6 40,4 18,1

16. Слабая финансовая поддержка со стороны государства 33,7 35,1 41,5

17. Другое 3,9 3,5 5,0

В отраслевом секторе науки самая большая доля респондентов, которые считают, что развитие инновационной деятельности сдерживается из-за высокого риска потери инвестиций (почти 42 %), отсутствия иностранных инвестиций (41,4 %), из-за неразвитости венчурного финансирования (32,4 %). В вузовском секторе науки наибольшая доля респондентов считает, что развитие инновационной сферы сдерживается из-за отсутствия спроса на инновации в экономике (40,4 %) и недостаточного уровня подготовленности к международному научно-техническому сотрудничеству (38,6 %). На важность проблемы недостаточного уровня подготовленности к международному научнотехническому сотрудничеству указали также респонденты академического (36,9 %) и отраслевого секторов науки (35 %). Как следует из данных, представленных в таблице, значительная часть респондентов существенным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности, считали «отсутствие согласованной научно-технической и промышленной политики». Соответствующий показатель у респондентов НАН Беларуси составил 43,1 %, респондентов отраслевого сектора науки - 30,5 %, вузовского - 31,6 %.

Особый интерес в контексте процессов реформирования науки представляет оценка сложившейся кадровой ситуации. В табл. 5 представлены результаты ответа на вопрос о потребности в специалистах различных квалификационных категорий. Как следует из данных, представленных в табл. 5, структурные подразделения в наибольшей мере испытывают потребность в молодых специалистах. При этом в академическом секторе доля респондентов, отметивших потребность в молодых специалистах, составила 43,3 %, в вузовском секторе науки - 35,1 %, в отраслевом - 49,2 %.

Таблица 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие специалисты более всего требуются?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

Руководители проектов 18,2 17,5 35,3

Доктора наук 15,3 19,3 9,1

Кандидаты наук 29,6 22,8 20,0

Молодые специалисты 43,3 35,1 49,2

Инженеры 13,3 15,8 57,2

Специалисты в области инновационного менеджмента 10,7 3,5 2,7

Вспомогательный персонал 10,4 7,0 8,2

Существенной является потребность в кандидатах наук. В академическом секторе доля респондентов, отметивших потребность в кандидатах наук, составила 29,6 %, в вузовском секторе науки - 22,8 %, в отраслевом - 20 %. Как следует из данных, представленных в табл. 5, потребность в руководителях проектов отметили в академическом секторе науки - 18,2 %, вузовском - 17,5 %, отраслевом - 35,3 % респондентов. В меньшей степени имеется потребность

во вспомогательном персонале и специалистах в области инновационного менеджмента. При этом потребность в специалистах в области инновационного менеджмента больше всего в академическом секторе науки (10,7 %), а меньше всего в вузовском секторе науки (3,5 %).

Для оценки положения с воспроизводством кадрового состава науки респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, имеет ли место разрыв научных поколений в Вашей организации?». Результаты ответа на этот вопрос представлены в табл. 6. Как следует из данных, представленных в таблице, большинство респондентов считают, что в организации, в которой они работают, имеет место разрыв поколений.

Таблица 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, имеет ли место разрыв поколений в Вашей организации?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

Да 63,6 56,1 62,2

Нет 24,3 35,1 10,2

Затрудняюсь ответить 11,2 8,8 23,1

Как следует из представленных данных, в академическом секторе науки выше всего доля респондентов, которые считают, что в организации, где они работают, имеет место разрыв поколений - 63,6 %. В отраслевом секторе науки этот показатель почти такой же - 62,2 %. В вузах существенно ниже - 56,1 %. Полученные данные показывают, что разрыв поколений ученых является проблемой для многих организаций и руководители структурных подразделений хорошо осознают эту проблему.

Как отмечалось выше, научные организации академического и отраслевого секторов науки, а также вузы нуждаются в молодых специалистах. Респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы оцениваете уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, поступивших на работу в вашу научную организацию (вуз) за последние годы?». Было предложено выразить свою оценку в бальной форме, где 1 - самый низкий балл, а 5 - самый высокий. Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 7.

Таблица 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, поступивших на работу в вашу научную организацию (вуз) за последние годы?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1 балл 2,5 - 3,3

2 балла 6,9 3,5 6,0

3 балла 52,4 26,3 34,2

4 балла 33,7 50,9 48,1

5 баллов 3,0 19,3 6,7

Как следует из данных, представленных в табл. 7, подавляющее большинство респондентов оценивают уровень профессиональной подготовки выпускников вузов в 3 или 4 балла. В НАН Беларуси существенно меньше, чем в отраслевом секторе науки и вузах, доля респондентов, которые оценили уровень подготовки выпускников вузов, поступивших на работу в научные организации на 5 баллов - 3,0 %, при этом самые низкие оценки дали 9,4 % опрошенных руководителей академического сектора науки. Кроме того, в академическом секторе науки респонденты чаще оценивали уровень подготовки молодых специалистов в 3 балла (52,4 %), чем в 4 балла (33,7 %), тогда как в вузах и отраслевой науке респонденты чаще оценивали профессиональную подготовку выпускников вузов в 4 балла, чем в 3 балла. В отраслевом секторе науки и вузах респонденты чаще оценивали профессиональную подготовку выпускников вузов на 5 баллов (6,7 % и 19,3 %), чем в академическом секторе науки (3,0 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, можно отметить, что уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, поступивших на работу в академические организации, оценивается респондентами из НАН Беларуси существенно ниже, чем их коллегами. Это может объясняться тем, что наиболее подготовленные выпускники вузов распределяются в вузовский сектор науки, тем, что выпускники недостаточно готовы к научной деятельности в организациях НАН Беларуси, недостаточно активной работой академических организаций по привлечению наиболее подготовленных выпускников вузов. В целом можно отметить, что в повышении уровня профессиональной подготовки выпускников вузов заключены существенные резервы. Полученные данные показывают, что необходимо обратить повышенное внимание на уровень подготовки принимаемых в организации выпускников вузов, их заинтересованность в научной карьере. Как показывает анализ оценок респондентов, в институты часто попадают не самые подготовленные выпускники вузов. Если эта проблема не будет своевременно решена, разрыв поколений в науке будет нарастать.

Респондентам был задан вопрос «Какой опыт международного сотрудничества имеют сотрудники вашего структурного подразделения?». Ответы респондентов на этот вопрос представлены в табл. 8. Как следует из представленных данных, наиболее распространенными формами участия исследователей в международном сотрудничестве являются публикации по итогам участия в международных конференциях, публикации в зарубежных изданиях. Подавляющее большинство респондентов из вузов и более половины респондентов академического сектора науки отметили, что сотрудники их структурных подразделений проводят совместные исследования, участвуют в международных проектах. Чаще всего, как следует из полученных данных, в выполнении международных грантов участвуют сотрудники организаций сферы высшего образования (57,9 %), очень редко - сотрудники организаций отраслевого сектора науки (3,6 %). В академическом секторе науки 27,7 % из числа респондентов отметили, что сотрудники подразделений, в которых они работают, участвовали в выполнении международных грантов.

Таблица 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какой опыт международного сотрудничества имеют сотрудники вашего структурного подразделения?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Публикации в зарубежных изданиях 73,2 86,0 32,6

2. Совместные исследования, международные проекты 55,6 75,4 39,8

3. Стажировки за рубежом 29,4 54,4 5,5

4. Участие в зарубежном гранте 27,7 57,9 3,6

5. Участие в работе международных конференций, проводимых в РБ 78,6 87,7 53,0

6. Участие в работе международных конференций за рубежом 68,3 86,0 30,9

7. Другое 1,9 7,0 13,7

Респондентам был задан вопрос «Поддерживаете ли Вы научные контакты с учеными - выходцами из Беларуси, которые работают за рубежом в сфере науки и образования?». Результаты ответа на этот вопрос представлены в табл. 9. Как следует из ответов респондентов, наиболее активно взаимодействовали с учеными - выходцами из Беларуси респонденты из сферы высшего образования (47,4 %). Среди респондентов академического сектора науки на контакты с учеными - выходцами из Беларуси указали 31,8 % респондентов, отраслевого - 15 %.

Таблица 9. Распределение ответов респондентов на вопрос «Поддерживаете ли Вы научные контакты с учеными - выходцами из Беларуси, которые работают за рубежом в сфере науки и образования?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Да 31,8 47,4 15,0

2. Нет 54,3 33,3 71,6

3. Затрудняюсь ответить 11,3 15,8 13,4

4. Нет ответа 2,6 3,5 -

Контакты с учеными-соотечественниками за рубежом распространены достаточно широко, что позволяет рассматривать это направление в современных условиях как важную часть международного сотрудничества белорусских ученых. В связи с этим важным становится вопрос об эффективности этого сотрудничества и перспективах его развития. Как показало проведенное исследование, научное сотрудничество с соотечественниками, проживающими за рубежом, является существенным фактором, который может оказать позитивное влияние на развитие белорусской науки. Респондентам был задан вопрос «Считаете ли Вы, что сотрудничество с соотечественниками, работающими за рубежом, может принести пользу белорусской науке?». Результаты ответа на этот вопрос представлены в табл. 10.

Таблица 10. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что сотрудничество с соотечественниками, работающими за рубежом, может принести

пользу белорусской науке?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Да 51,9 68,4 65,2

2. Нет 12,2 10,5 5,2

3. Затрудняюсь ответить 33,4 21,1 29,6

Как следует из представленных данных, более половины респондентов считают, что сотрудничество с соотечественниками, работающими за рубежом, может принести пользу белорусской науке. Доля тех, кто не согласен с тем, что сотрудничество с соотечественниками, работающими за рубежом, может принести пользу белорусской науке, в несколько раз меньше. В академическом секторе науки больше половины респондентов - 51,9 % - считают, что сотрудничество с соотечественниками может принести пользу белорусской науке, не согласны с этим утверждением 12,2 % респондентов, а 33,4 % затрудняются дать ответ. Характерно то, что в вузовском секторе науки, где контакты с соотечественниками, работающими за рубежом, распространены в большей степени, респонденты наиболее позитивно оценивают эти контакты. Так, 68,4 % респондентов из сферы высшего образования отметили, что сотрудничество с соотечественниками, работающими за рубежом, может принести пользу белорусской науке, а в отраслевом секторе науки - 65,2 %. Характерно, что доля респондентов, выбравших ответ «нет» на поставленный вопрос, невелика. В целом можно отметить, что сотрудничество с соотечественниками за рубежом может стать существенным фактором, способствующим развитию научных исследований в Беларуси и перспективным направлением развития международного сотрудничества.

В рамках проведенного исследования были изучены мнения и оценки респондентов о процессах интеллектуальной миграции и миграционные установки респондентов. Респондентам был задан вопрос «Были ли в вашем структур -ном подразделении случаи выезда сотрудников за рубеж на постоянное место жительства?». Результаты ответа на этот вопрос представлены в табл. 11.

Таблица 11. Распределение ответов респондентов на вопрос «Были ли в Вашей организации случаи выезда сотрудников за рубеж на постоянное место жительства?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Да 54,6 52,6 58,9

2. Нет 20,0 12,3 24,3

3. Затрудняюсь ответить 15,0 28,1 15,9

4. Нет ответа 10,4 7,0 0,9

Как следует из данных, представленных в табл. 11, более половины респондентов отметили, что в их организации имели место случаи выезда сотрудников за рубеж на постоянное место жительства. В академическом секторе науки 54,6 % респондентов отметили, что в их организации имели место факты эмиграции ученых, а 20 % респондентов указали, что случаев эмиграции у них не было. Чаще всего отмечали наличие выездов на постоянное место жительства за границу респонденты из отраслевого сектора науки (58,9 %). Таким образом можно отметить, что эмиграция научных работников имела место в большинстве организаций. Необходимо учитывать, что в своих ответах респонденты приводили информацию об эмиграции за продолжительный временной период. Научная эмиграция не имела глубоких негативных последствий для коллективов, что следует из ответов респондентов. Как отмечалось ранее (табл. 3), при ответе на вопрос о наиболее острых проблемах науки, такой фактор, как «отток за границу научных кадров высшей квалификации», считали проблемным всего 4,9 % от общего количества респондентов академического сектора науки, 3,5 % респондентов вузовского сектора науки.

Для оценки интенсивности научной эмиграции в ближайшей перспективе респондентам был задан вопрос «Каких, по вашему мнению, изменений следует ожидать в сфере миграции научных кадров за рубеж?». Ответы респондентов академического, вузовского и отраслевого секторов науки представлены в табл. 12.

Таблица 12. Распределение ответов респондентов на вопрос «Каких, по Вашему мнению, изменений следует ожидать в сфере миграции научных кадров за рубеж?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Миграция ученых увеличится 33,4 38,6 19,1

2. Миграция ученых уменьшится 3,9 3,5 1,1

3. Сохранится на прежнем уровне 32,7 40,4 50,8

4. Затрудняюсь ответить 26,6 17,5 29,0

Как следует из данных, представленных в табл. 12, доля респондентов, которые считают, что миграция уменьшится, незначительна (не более 4 %), тогда как доля тех, кто считает, что миграция увеличится, оказалась в несколько раз больше. В отраслевом секторе науки, как следует из полученных данных, меньше всего доля респондентов, считающих, что миграция увеличится, -

19,1 %. В академическом секторе науки соответствующий показатель - 33,4 %, в вузовском - 38,6 %. В то же время высока доля респондентов, которые считают, что миграция научных кадров за рубеж останется на прежнем уровне.

Для оценки миграционных намерений респондентов им был задан вопрос «Собираетесь ли Вы в ближайшее время выехать за границу?». Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 13.

Таблица 13. Распределение ответов респондентов на вопрос «Собираетесь ли Вы в ближайшее время выехать за границу?», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Таких планов у меня нет 75,4 80,7 88,9

2. Думаю о переезде на постоянное место жительства 1,8 - -

3. Планирую выехать за рубеж для временной научной работы, но пока никаких действий не предпринимаю 6,0 1,8 0,3

4. Твердо намерен выехать за рубеж для временной работы и имею реальную возможность осуществления этого шага 2,5 5,3

5. Затрудняюсь ответить 9,8 12,3 6,9

Как следует из данных, представленных в табл. 13, подавляющее большинство респондентов не имеют намерений в ближайшее время выезжать за границу. В академическом секторе науки этот показатель - 75,4 %, а в отраслевом 88,9 %. Думают о переезде за рубеж на постоянное место жительства

1,8 % респондентов академического сектора науки. Больше доля респондентов, которые выбрали ответ «Планирую выехать за рубеж для временной работы, но пока никаких действий не предпринимаю». В академическом секторе науки этот показатель - 6,0 %, а в вузовском и отраслевом ниже (1,8 % и 0,3 % соответственно). В то же время в вузовском секторе науки 5,3 % респондентов отметили, что твердо намерены выехать за рубеж для временной научной работы и имеют реальную возможность осуществления этого шага. Соответствующий показатель в академическом секторе науки - 2,5 %, в отраслевом секторе науки никто не выбрал этот вариант ответа.

В последние годы наметилась тенденция возвращения научных работников, которые долгое время работали за рубежом, в свои научные организации. Возвращение в страну носит эпизодический характер, но это новое явление заслуживает внимания. В связи с этим респондентам был задан вопрос «Имели ли место в вашей организации случаи возвращения на работу сотрудников, которые в прошлом уволились и выехали на работу за рубеж на длительный срок (более года)?». Ответы респондентов на этот вопрос представлены в табл. 14.

Таблица 14. Распределение ответов респондентов на вопрос «Имели ли место в вашей организации случаи возвращения на работу сотрудников, которые в прошлом уволились и выехали на работу за рубеж на длительный срок (более года)», %

Варианты ответов НАН Беларуси Вузы Организации отраслевого сектора науки

1. Да 12,5 12,3 5,6

2. Нет 58,0 52,6 74,2

3. Не знаю 25,4 33,3 16,4

Как следует из данных, представленных в табл. 14, 12,5 % респондентов академического сектора науки отметили, что в их организации есть сотрудники, которые вернулись в организацию, после того как ранее уволились и более года работали за рубежом. Соответствующий показатель в вузовском секторе науки - 12,3 %, в отраслевом - 5,6 %.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые перспективы, проблемы и тенденции развития кадрового потенциала белорусской науки в современных условиях. Мнения респондентов относительно перспективной модели развития белорусской науки существенно различаются в зависимости от отраслевой принадлежности организации, в которой они работают, в то же время из анализа ответов респондентов можно заключить, что в перспективной модели развития науки должна повышаться роль инновационной составляющей. Среди проблем развития инновационной деятельности в стране респонденты отметили ряд факторов финансового, организационно-экономического и кадрового характера. Как показали результаты исследования, наибольшая доля респондентов отраслевого сектора науки основными факторами, сдерживающими инновационное развитие экономики, считает риск потери инвестиций (42 %), отсутствие иностранных инвестиций (41,4 %), неразвитость венчурного финансирования (32,4 %). В вузовском секторе науки наибольшая доля респондентов считает, что развитие инновационной сферы сдерживается из-за отсутствия спроса на инновации в экономике (40,4 %) и недостаточного уровня подготовленности к международному научно-техническому сотрудничеству (38,6 %). Значительная часть респондентов к существенным факторам, сдерживающим развитие инновационной деятельности, относили «отсутствие согласованной научно-технической и промышленной политики». Соответствующий показатель у респондентов НАН Беларуси составил 43,1 %, респондентов отраслевого сектора науки - 30,5 %, вузовского - 31,6 %. В целом, в различных секторах науки имеются свои особенности в процессе развития инновационной деятельности, что целесообразно учитывать при формировании перспективной научной политики.

В академическом секторе науки и сфере высшего образования ожидания, связанные с улучшением финансового положения организаций, ориентированы в первую очередь на государственную поддержку, на приоритеты, которые государство могло бы финансово поддержать с помощью конкурсного отбора (71,2 % и 71,9 % соответственно). В то же время среди представителей академического сектора науки значительная доля тех, кто выбрал такие направления улучшения финансовой ситуации, как «развитие исследований с учетом рыночного спроса» (38,7 %) и развитие коммерческих научно-инновационных структур в институтах (31 %). В то же время большинство респондентов (68,4 %) из вузов считают, что финансовое положение их организаций может быть улучшено за счет активного привлечения зарубежных источников финансирования. В академическом и отраслевом секторах науки эти показатели существенно меньше (41 % и 30 % соответственно). Из анализа ответов

следует, что развитие международного сотрудничества наиболее активно осуществляется в вузах, что проявляется в более частых контактах с зарубежными партнерами, совместных исследованиях, участии в зарубежных грантах, участии в международных конференциях за рубежом. Таким образом в организациях имеются различные возможности для привлечения финансирования из-за рубежа.

Большинство респондентов считают, что в их организациях имеет место разрыв поколений (в академическом секторе - 63,6 % респондентов, в отраслевом секторе - 62,2 %, в вузах - 56,1 %). Наиболее востребованная категория работников, как следует из результатов опроса, - научная молодежь. Таким образом проблема привлечения и закрепления молодежи в сфере науки остается актуальной. В то же время респонденты достаточно критически оценивают уровень подготовки выпускников вузов, которые распределяются в организации. Результаты исследования показывают, что следует обратить повышенное внимание на качественные показатели лиц, принимаемых в организации после окончания вуза, что наиболее актуально для академического сектора науки, где более половины респондентов (52,4 %) оценили уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, распределенных в научные организации на 3 балла.

На воспроизводство кадрового состава науки существенно влияет отток работников из научной сферы. Как показало исследование, переход перспективных научных работников в другие сферы деятельности считается достаточно острой проблемой для организаций. В вузах 24,6 % респондентов считают эту проблему одной из наиболее острых, в академическом секторе науки -

24,2 %, отраслевом - 21,5 %. Внутренняя миграция оценивается респондентами как более острая проблема по сравнению с внешней. Внешнюю миграцию к наиболее острым проблемам развития науки отнесли 6,6 % респондентов отраслевого сектора науки, 3,5 % в вузовском секторе науки и 4,9 % в академическом секторе науки. Необходимо учитывать, что более 30 % респондентов, работающих в вузах и академическом секторе науки, считают, что в перспективе миграция ученых за рубеж будет расти. С учетом полученных данных можно ожидать, что будет иметь место и возвратная миграция, хотя численность ученых, вернувшихся после длительного пребывания за рубежом, будет меньше, чем численность выехавших на ПМЖ за рубеж.

В целом, как показывает проведенное исследование, происходящие в научной сфере процессы имеют неоднозначный характер, что является следствием сложного характера изменений в научной сфере в условиях перехода экономики на инновационный путь развития, расширения международного сотрудничества. Адаптационные стратегии организаций имеют существенные различия, что во многом связано с особенностями их места в сфере исследований и разработок республики, различной возможностью использования доступных для них ресурсов развития.

I. N. sHARY

NEW TENDENCIES AND PROBLEMS OF BELARUSIAN SCIENTIFIC HUMAN POTENTIAL’S DEVELOPMENT: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Summary

The paper presents the results of a poll of heads of scientific institutions and universities, conducted in may 2012. Considered respondents opinions and assessements on development of humn potential of Belarusian science. The tendencies and prospects of development of scientific personnel, particularly international mobility of scientists are also revealed.

Key words: human resources, the Belarusian science, the international mobility of researchers, innovative economy, a sociological analysis.

nocmynuna 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.