Научная статья на тему 'Основные тенденции и перспективы развития обучения художников-ювелиров в высшем образовании '

Основные тенденции и перспективы развития обучения художников-ювелиров в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художник-ювелир / образовательная программа / высшее образование / перспективы развития образования / тенденции в обучении художников ювелиров. / jeweler artist / educational program / higher education / prospects for the development of education / trends in the training of jeweler artists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов Е. В., Дронова Н. Д.

В статье рассматриваются основные тенденции в высшем образовании художников ювелиров. Раскрываются перспективы развития обучения по двум направлениям – базовому и углубленному. Представлены примеры технологических карт и изделий, выполненных студентами, обучающимися по программам базового и углубленного направления. Отмечено, что введение в учебные программы инновационных технологий повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Научно обоснованная система обучения художников ювелиров и ее организация в высшем учебном заведении демонстрирует приоритет непрерывного образования будущих ювелиров, гарантирующий высокий уровень технических и проектных навыков мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремов Е. В., Дронова Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends and prospects for the development of training for jewelry artists in higher education

The article discusses the main trends in higher education of jewelry artists. The prospects for the development of training in two areas characterizing the levels of education basic and advanced – are revealed. Examples of technological maps and products made by students studying in basic and advanced programs are presented. It is noted that the introduction of innovative technologies into educational programs increases the competitiveness of the future specialist. The scientifically based training system for jewelers and its organization in a higher educational institution demonstrates the priority of continuous education of future jewelers, guaranteeing a high level of technical and design skills.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и перспективы развития обучения художников-ювелиров в высшем образовании »

УДК 745.53:377+75.058

Шульгина Л.Л., преподаватель высшей категории Сибирского института традиционного прикладного искусства - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 644045, Омск, улица Марка Никифорова, д. 5, e-mail: [email protected]

Shulgina А.А., teacher of the highest category of the Siberian institute of traditional applied art - branch of the Higher school of folk arts (academy), 644045, Omsk, MarkNikiforov Street, 5, e-mail: [email protected]

Особенности обучения дисциплине «Декоративная живопись»

художников в области художественной обработки кожи и меха Features of teaching the discipline «Decorative painting» for training artists in the field of artistic processing of leather and fur

Аннотация. В статье обоснована необходимость дифференциации преподавания декоративной живописи по специальности «Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» в среднем профессиональном образовании. Рассмотрены особенности обучения дисциплине «Декоративная живопись», ориентированные на подготовку художников обработки изделий из кожи и меха. Описаны аудиторная, внеаудиторная и самостоятельная работа по дисциплине «Декоративная живопись». Обозначены аспекты выставочной деятельности студентов. Раскрыты особенности аудиторных заданий по декоративной живописи для будущих художников в области обработки изделий из кожи и меха.

Ключевые слова: преподавание, дифференциация, декоративная живопись, музей, выставка, аудиторная работа, внеаудиторная работа, самостоятельная работа.

Abstract. The article indicates the need to differentiate the teaching of decorative painting in the areas of the specialty «Decorative applied art and folk crafts (by types)» in secondary vocational education. The features of teaching the discipline «Decorative painting», focused on the training of artists in the processing of leather and fur are considered. The classrooms, extracurricular and independent work on the discipline «Decorative painting» are revealed. The aspects of exhibition activity of students are indicated. The features of classroom assignments on decorative painting for future artists in the field of leather and fur processing are described.

Keywords: teaching, differentiation, decorative painting, museum, exhibition, classroom work, extracurricular work, independent work.

В рамках подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства важен учет истории развития конкретного вида искусства и понимание художественной направленности подготовки. Традиционные художественные промыслы России, сущность которых заложена в уникальном ручном художественном труде, возникли в

древнерусскую эпоху [7, с. 5]. Мастерство от мастера ученику передавалось «из-под руки». Со временем с повышением спроса на квалифицированные кадры начала своё становление система образования традиционному прикладному искусству, которая продолжает развиваться в настоящее время. Тема профессионального образования в традиционном прикладном искусстве раскрыта в трудах Н.М. Александровой [1], К.Ж. Амиргазина [2], В.Ф. Максимович [7], К).С. Салтановой [9] и др.

Различные аспекты обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства разрабатывали И. А. Безина, Е.И. Васильева, П.Е. Серов, Н.Г. Кузнецов [3; 4; 10; 5]. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств (академии) ведётся согласно специально созданным учебным программам для каждой из специальностей: художественной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, ювелирного искусства, косторезного искусства и др. [10, с. 5].

Проблеме подготовки художников в области художественной обработки кожи и меха в системе среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства не было уделено достаточного внимания на протяжении XX - XXI веков. В настоящее время профильных программ по рисунку, живописи и декоративной живописи для художников в области обработки кожи и меха нет. Разработаны и используются программы дисциплин для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» без дифференциации по видам подготовки. Программы творческих дисциплин должны отражать декоративное восприятие мира с акцентом на вид традиционного прикладного искусства, в данном случае, художественной обработки кожи и меха. Вариативные части дисциплин «Рисунок», «Живопись»,

«Декоративная живопись» обеспечат учет специфики вида художественной подготовки обучающихся «Урало-сибирская роспись» и «Художественная обработка кожи и меха».

Аудиторное обучение студентов декоративному подходу в

изобразительной деятельности

специальности «Художественная

обработка изделий из кожи и меха» выстроено следующим образом: декоративные задания начинаются с первого курса, постепенно усложняясь [6]. Опираясь на разработки И. А. Безиной, [3, с. 54] в рамках программного задания по декоративной живописи студентам предлагается выполнить декоративную переработку

натюрморта по декоративной живописи для студентов направления «Художественная обработка кожи и меха»

натюрморта с использованием мотивов и технических особенностей традиционного прикладного искусства.

Постановки натюрмортов подбираются соответственно виду подготовки обучающихся: для выполнения декоративной живописи будущими художниками обработки кожи включены сложные бытовые предметы, собранные в цветовой гамме, близкой к натуральным цветам кожаных изделий (рис. I)47.

Студенты должны разработать эскиз и выполнить натюрморт на формате 50x70 см, используя в декоративной переработке имитацию техник обработки кожи: интарсию,

перфорацию, аппликацию, Рис 2. Декоративная переработка

термообработку, пирографию И другие натюрморта, имитация аппликации и (рис. 2-4). термообработк

Рис. 3. Декоративная переработка Рис. 4. Декоративная переработка

натюрморта, имитация интарсии натюрморта, имитация пирографии

Таким образом, студенты закрепляют знания, полученные на занятиях по исполнительскому мастерству, и учатся создавать эскизы для изделий из кожи, учитывая техники обработки материала.

Внеаудиторная работа с будущими художниками по обработки изделий из кожи и меха в Сибирском институте традиционного прикладного искусства ведётся на экспозиции Омского государственного историко-краеведческого музея, Омского Дома художника, Государственного областного художественного музея «Либеров - центр», Государственного музея искусства Омска и других выставочных площадках города. Посещение выставок обусловлено необходимостью создания системы подготовки художников традиционного прикладного искусства, направленной на культурное воспитание обучающихся, развитие их творческих способностей, приобщение к отечественной художественной культуре. На занятиях в музее студенты

47 Рис. 1-6 - фото автора статьи.

выполняют зарисовки декора традиционных изделий с натуры, изучают форму бытовых изделий из кожи.

В постоянную экспозицию «Этническая панорама Сибири» Омского историко-краеведческого музея входят экспонаты кожаных изделий, найденных на территории Омской области (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент постоянной экспозиции Омского историко-краеведческого музея

«Этническая панорама Сибири»

выставках

декоративно-прикладного искусства изучаются

современные направления обработки изделий из кожи, часто применяемые мотивы декора. Начинается работа в музее со знакомства с историей создания экспозиции, темой, объединяющей художественные Самостоятельная студентов на предполагает

работы, работа экспозиции исследование

Рис. 6. В.А. Швечихина. Натюрморт «Бабушкин сундук». Выставочная работа студентки Сибирского института традиционных художественных промыслов - филиала Высшей школы народных искусств. 2022 г.

экспонатов, выявление

интересных композиционных решений, авторскую манеру выполнения изделий. Все наработанные выводы обсуждаются в свободной дискуссии в конце занятия.

Самостоятельная внеаудиторная деятельность осуществляется студентами в рамках выставочного проекта «Молодые пастелисты Сибири».

Работы студентов Сибирского института традиционного прикладного искусства вошли в юбилейный каталог выставки [8, с. 60] (рис. 6).

Частью самостоятельной работы студентов для подготовки к аудиторным занятиям является выбор орнаментальных мотивов, их копирование, подбор визуального ряда изделий из кожи. Таким образом, обучение декоративной живописи связано с исторически сложившимися мотивами и приёмами художественной обработки изделий из кожи.

Дифференциация по видам подготовки специалистов традиционного прикладного искусства в обучении декоративной живописи помогает углубить профессиональные знания, сформировать наглядную базу для выполнения эскизов изделий из кожи, закрепить материал, полученный на занятиях по исполнительскому мастерству. Совокупность аудиторной, внеаудиторной и выставочной деятельности формирует профессионально подготовленного, эстетически развитого, имеющего навык выставочной деятельности, конкурентоспособного художника в области традиционного прикладного искусства.

Литература

1. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования: монография / Н.М. Александрова; Российская академия образования, Учреждение «Институт педагогического образования». - Санкт-Петербург: Институт педагогического образования, 2008. - 167 с. - ISBN 978-5-902064-24-4.

2. Амиргазин К. Ж. Инновационные процессы в художественном образовании. Методика преподавания / К.Ж. Амиргазин, С.Р. Удалов // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 220-222. - EDN: PBDGAT

3. Безина И.А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Безина Ирина Александровна; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2015. - 229 с.

4. Васильева Е.И. Применение современных педагогических подходов в обучении студентов на учебных практиках. Из опыта организации образовательного процесса в ВШНИ. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения / Е.И. Вансильева// Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 1. - С. 26-31. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v9_l.htm (дата обращения: 10.03.2023). -DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00005. - EDN: ZAMXNJ

5. Кузнецов Н.Г. Особенности преподавания живописи в сетевом вузе традиционного прикладного искусства / Н.Г. Кузнецов // Вопросы культурологии. - 2013 - № 8. - С. 46-51. - EDN: ROVYRL

6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное

искусство» / Г.М. Логвиненко. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 144 с. - ISBN 978-5-906992-39-0.

7. Максимович В.Ф. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3. - С. 7-14. - URL: http:// dpio.ru/arxiv/vl/v9_3.htm (дата обращения: 12.04.2023). - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. -EDN: DXQQKH

8. Молодые пастелисты Сибири: альбом-каталог межрегиональной выставки-конкурса 2013-2022 / Автор-составитель Е.А. Буйнова, составители: Г.Е. Лузянина, Д.И. Скандаков. - Омск: Золотой тираж (ООО «Омскбланкиздат»), 2022. - 100 с.

9. Салтанова Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Салтанова Юлия Сергеевна. - Москва, 2010.-216с.

10. Серов П.Е. Декоративная живопись: учебное пособие для декоративной живописи для студентов - будущих художников в области традиционных художественных промыслов России / П.Е. Серов; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 107 с. - ISBN 978-5-906697-52-3.

References

1. Aleksandrova N.M. Metodologiya i teoriya proizvodstvennogo obucheniya v strukture professional'nogo obrazovaniya: monografiya / N.M. Aleksandrova; Rossijskaya akademiya obrazovaniya, Uchrezhdenie «Institut pedagogicheskogo obrazovaniya». - Sankt-Peterburg: Institut pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008. - 167 s. - ISBN 978-5-902064-24-4.

2. Amirgazin K.Zh. Innovacionny,e processy' v xudozhestvennom obrazovanii. Metodika prepodavaniya / K.Zh. Amirgazin, S.R. Udalov // Omskij nauchny'j vestnik. - 2012. - № 2 (106). - S. 220-222. - EDN: PBDGAT

3. Bezina I.A. Soderzhanie i metody, obucheniya zhivopisi v srednem professional'пот obrazovanii v oblasti lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: special'nosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Bezina Irina Aleksandrovna; Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2015.-229 s.

4. VasiF eva E.I. Primenenie sovremenny' x pedagogicheskix podxodov v obuchenii studentov na uchebny x praktikax. Iz opy'ta organizacii obrazovatel'nogo processa v VShNI. Tradicionny'e xudozhestvenny,e promy'sly' i obrazovanie: 08ш^пулe problemy' i puti ix resheniya/ E.I. Vansil'eva// Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 1. - S. 26-31. - URL: https://dpio.ru/arxiv/vl/v9_l.htm (data obrashheniya: 10.03.2023). - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00005. - EDN: ZAMXNJ

5. Kuzneczov N. G. Osobennosti prepodavaniya zhivopisi v setevom vuze tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N.G. Kuzneczov // Voprosy' kuFturologii. -2013 - № 8. - S. 46-51. - EDN: ROVYRL

6. Logvinenko G.M. Dekorativnaya kompoziciya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po special'nosti «Izobrazitefnoe iskusstvo» / G.M. Logvinenko. - Moskva: VLADOS, 2010. - 144 s. - ISBN 978-5-906992-39-0.

7. Maksimovich V.F. Traditionr^ e xudozhestvennye promy' sly' i obrazovanie: osnovnye problemy' i puti ix resheniya / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 3. - S. 7-14. - URL: http:// dpio.ru/arxiv/vl/v9_3.htm (data obrashheniya: 12.04.2023). - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. - EDN: DXQQKH

8. Molodye pastel i sty' Sibiri: afbom-katalog mezhregionaFnoj vy' stavki-konkursa 2013-2022 / Avtor-sostavitef E.A. Bujnova, sostaviteli: G.E. Luzyanina, D.I. Skandakov. - Omsk: Zolotoj tirazh (OOO «Omskblankizdat»), 2022. - 100 s.

9. Saltanova Yu.S. Soderzhanie obucheniya czvetovedeniyu budushhix xudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Saltanova Yuliya Sergeevna. - Moskva, 2010.-216 s.

10. Serov P.E. Dekorativnaya zhivopisi uchebnoe posobie dlya dekorativnoj zhivopisi dlya studentov - budushhix xudozhnikov v oblasti tradicionny'x xudozhestvenny'x promy'slov Rossii / P.E. Serov; Vy' s shay a shkola narodny x iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2017. - 107 s. - ISBN 978-5-906697-52-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.