УДК 316.454.5:004.023
Гизетдинов М.Н.
магистрант 1 курса кафедры лесоводства и ландшафтного дизайна Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ СТИМУЛЯЦИИ КРЕАТИВНОСТИ В КОМАНДЕ ЛАНДШАФТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
Аннотация: в статье приводятся основные техники для стимуляции креативности, применимые для команды ландшафтных архитекторов, а также их преимущества и способы введения в рабочий процесс.
Ключевые слова: мозговой штурм, креативность, мотивация, игровые техники, ментальные карты, эффективность, оригинальность, ландшафтный архитектор, команда.
В современном мире ландшафтного дизайна креативность и инновационный подход играют большую роль в создании уникальных и функциональных проектов. Ландшафтные архитекторы сталкиваются с необходимостью постоянно генерировать новые идеи, чтобы удовлетворять разнообразные потребности клиентов и соответствовать современным стандартам. Однако, как и в любой другой сфере, креативность может угасать, если не уделять ей должного внимания.
Одной из основных задач в работе руководителя является побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. При этом хороший руководитель будет помогать раскрытию способностей подчиненных, концентрировать их на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников [4].
В этой статье мы рассмотрим основные техники стимуляции креативности в команде ландшафтных архитекторов. Мы обсудим, как
использование ментальных карт, игровых техник и других методов может помочь улучшить процесс генерации идей, повысить мотивацию и вовлеченность участников, а также способствовать большей эффективности и оригинальности.
Эти техники не только стимулируют творческое мышление, но и способствуют улучшению коммуникации и созданию более сплоченной команды.
Первой эффективной техникой является мозговой штурм. Метод мозгового штурма был изобретен Алексом Осборном в конце 30-х годов. Он направлен на быстрое нахождение решения проблемы путем стимулирования творческой активности участников. Мозговой штурм включает три обязательных этапа:
1. Постановка проблемы. Он состоит из формулировки проблемы, отбора участников, определения ведущего и распределения ролей.
2. Генерация идей. Основной этап, на котором участники стараются предложить максимальное количество идей. При этом очень важно соблюдать следующие правила: запрет критики, поощрение уникальных и нетривиальных идей, а также фиксация всех предложенных идей. Количество предлагаемых идей в приоритете над их качеством.
3. Группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе выделяются наиболее удачные идеи и дается окончательный результат мозгового штурма. Оценка и критика на этом этапе приветствуются, однако важно понимать критерии отбора [5].
Для эффективного проведения мозгового штурма важно обеспечить комфорт участников и свободу мысли. После генерации идей необходимо время для их обдумывания и оценки. Это позволяет участникам расслабиться и взглянуть назадачу с новой точки зрения. Объединение нескольких идей в одну может привести к более эффективным решениям. Это особенно полезно, когда в команде есть люди разного социального статуса и опыта [5].
Совместная работа участников, каждый из которых обладает
уникальным взглядом на ситуацию, способствует поиску нестандартных, нешаблонных решений. Следующей рассмотренной техникой является метод ментальных карт. Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — это метод организации идей,задач, концепций и любой другой информации. Они помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Преимущества использования ментальных карт заключаются в возможности использовать ассоциации и образы для лучшего запоминания информации, в экономии времени восприятия информации - схемы считываются быстрее, чем таблицы или списки. Еще одним преимуществом является использование цветов и визуальных рамок длянаглядности зон ответственности [3].
Создание ментальной карты начинается с главного слова, которое записывают по центру листа или, например, магнитной доски. Главное слово описывает всю схему. Далее, вокруг главного слова рисуются ключевые блоки. Важно соблюдать принцип иерархии - каждый ключевой блок раскрывается на следующем уровне карты. Далее рисуются следующие уровни карты, добавляется все больше деталей [7].
Если в процессе работы появляются новые идеи и ассоциации, то необходимо вернуться к прежним блокам и дополнить карту.
Так может выглядеть пример использования ментальной карты для работы над проектом экологического сада: в центре карты записывается «Эко-сад». Вокруг центра рисуются ключевые блоки: «Климатические условия», «Доступные ресурсы», «Экологические принципы». Каждый блок раскрывается на следующем уровне, например, «Климатические условия» делится на «Температура», «Осадки» и т.д.
Ментальные карты помогают упорядочить процесс обсуждения и принятия решений. Каждый участник может выразить свою точку зрения, что способствует более всестороннему рассмотрению проблемы. Визуальные карты стимулируют креативность, позволяя находить оригинальные и эффективные решения. Используя ментальные карты, команда ландшафтных архитекторов облегчает процесс структурирования идей, поиск инновационных решений, и
соответственно стимулирует собственную креативность.
И последней рассмотренной техникой стимуляции креативности, является техника стимуляции с помощью игры.
Игровые техники — это методы, которые помогают стимулировать креативность и мотивацию команды через игровые элементы. Игры делают процесс работы более интересным и увлекательным, что повышает мотивацию участников. Также они способствуют более открытому и эффективному общению между членами команды. Игровые элементы стимулируют креативное мышление и помогают находить нестандартные решения.
Так команда архитекторов может сыграть в ролевую игру, где участники выбирают персонажей (например, кто-то из известных личностей или работник смежной профессии) и действуют, исходя из их образа мышления [6]. Представьте, как бы Илон Маск подошел к вашей задаче. Важно уделить несколько минут на погружение в образ персонажа.
Одной из игровых техник являются дебаты — структурированная игра, в которой две команды обсуждают заданную тему, представляя аргументы и контраргументы.
Проводится жеребьевка, определяющая, какая команда будет утверждать тезис, а какая — отрицать. Игра состоит из поочередных выступлений спикеров каждой команды. После каждого выступления команда-соперница получает возможность задать вопрос. Так, в процессе дебатов можно найти подходящий вариант решения исходной проблемы. Важна компетентность и толерантность участников [1].
Игровые техники очень полезны, за счет вовлеченности участников в процесс игры. Повышение мотивации положительно сказывается на работе участников группы, их взаимодействии, что в свою очередь приводит к положительным результатам.
Таким образом, были рассмотрены основные техники, которые могут применяться для повышения творческого потенциала команды. Использование различных техник для стимулирования креативности является важным
инструментом в команде ландшафтных архитекторов. Эти методы помогают не только улучшить качество проектов, но и создать более сплоченную и мотивированную команду, готовую к решению любых задач. Стимуляция креативности в команде ландшафтных архитекторов является важным фактором для создания интересных и успешных проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баркова, Н.Н. Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета // Проблемы современного образования. — 2019. — № 6. — С. 211-219. — URL: https: //e. lanbook. com/j ournal/issue/314285;
2. Valieva A.R. State polisy on digilization of the forest industry / Valieva A.R., Mingazova Z.R., Uraev R.R. // VI International Conference on Actual Problems of the Energy Complex and Environmental Protection (APEC-VI-2023). Les Ulis, 2023. С.02030;
3. Самофалова М. В., Суркова Н. В. Использование ментальных карт в процессе обучения // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - No. 3. -С.308-315;
4. Ураев, Р.Р. Социальное управление и социальные институты: сущность, структура, характеристики: учебное пособие - Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2021. - 152 с;
5. Ушакова К.В. «Мозговой штурм» в методологии дизайн-проектирования // Материалы конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2017/article/2017032425;
6. Хасанова, Г. Б. Педагогические основы управления развитием персонала: учебное пособие: КНИТУ, 2018. — 240 с. URL: https://elanbook.com/book/138326;
7. Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы конференции: URL: https://elanbook.com/book/420800
Gizetdinov M.N.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
BASIC TECHNIQUES FOR STIMULATING CREATIVITY IN TEAM OF LANDSCAPE ARCHITECTS
Abstract: the article presents the basic techniques for stimulating creativity applicable to a team of landscape architects, as well as their advantages and ways of introducing them into the work process.
Keywords: brainstorming, creativity, motivation, game techniques, mental maps, efficiency, originality, landscape architect, team.