Научная статья на тему 'Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции'

Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции1

К. М. Милорадович2

The main directions of religious and philosophical thought in modern France

Ksenia M. Miloradovich

Предлагая в нашем сборнике наиболее, по нашему мнению, характерные образцы различных современных направлений в философии религии, мы нисколько не думаем стоять на почве той объективности, которая

1 (ред.) Статья впервые была опубликована в 1915 году в сборнике «Современные течения религиозно-философской мысли во Франции: [сб. переводов / под ред. и со вступ. статьёй K.M. Милорадович]. Пг.: Тип. Н.П. Зандман, С. ^20. Здесь публикуется по: Милорадович K.M. Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции // Милорадович K.M. У меня есть моя истина... Избранное / Сост., ред., вступ. статья и примеч. Н.Х. Орловой; примеч. A.B. Вострикова. СПб.: ред. «Парадигма», 2020. С.58-74. Сохранены постраничные ссылки, которые выполнены K.M. Милорадович; описание источников в них дополнено и приведено в соответствие современным правилам. Примечания от редакции для данного издания подготовлены Н.Х. Орловой. Также добавлено приложение с уточнённым списком имён, упоминаемых в статье.

2 (ред.) Ксения Михайловна Милорадович (1882- не ранее 1942) -

философ, переводчица философской литературы, выпускница Выс-

ших женских (Бестужевских) курсов Í1906). О ней и её творчестве

см.: Орлова Н.Х. Василий Сеземан и Ксения Милорадович: пересечения тем и биографий // Вестник Российского университета друж-

бы народов. Серия: философия. 2023. Т. 27. №1. С. 27-40. doi: 10.22363/2313-2302-2023-27-1-27-40; Орлова Н.Х. Ксения Милорадович и главный интерес её жизни // Милорадович K.M. У меня есть моя истина... Избранное. СПб.: ред. «Парадигма», 2020. С.5-37; Востриков A.B., Орлова Н.Х. Ксения Милорадович: судьба, письма, творчество: В 2-хч. Ч. 1: Хроника жизни в документах и письмах. СПб.: ред. «Парадигма», 2018.

7

равно благосклонна ко всем точкам зрения за неимением своей собственной.

Правда, нам не чуждо желание и просто познакомить широкую публику, заинтересованную религиозно-философскими вопросами, с современным их положением на Западе и у нас, но это цель не единственная и даже, не главная.

Если нам удастся выполнить поставле иную нами себе задачу, то, как мы надеемся, точка зрения редакции выяснится сама собою, по мере выхода в свет сборников «Цельного Знания». Эта точка зрения не может, разумеется, представлять собою единого и догматического ответа на поставленные вопросы. Цельное знание является для нас только вечной задачей философии, которая, будучи сразу и наукой, и верой, -наукой о познании, о законах деятельности нашей воли и нашего эстетического чувства, и верой в смысле жизни, - в то же время не является ни только наукой, ни только верой.3

Таким образом, философские воззрения, которые мы надеемся выяснить впоследствии, могут быть только указанием тех путей, которыми, по нашему мнению, возможно двигаться к истине и тех опорных пунктов, в которых наши пути встречаются и перекрещиваются. Но выяснять эти пути и перекрёстки, мы намерены, критикуя существующие точки зрения, образцы которых мы, для начала, и предлагаем публике с возможным беспристрастием.

Мы начинаем с выяснения положения, занимаемого религиозным вопросом в философии современной Франции и для этого у нас есть свои основания. По научной строгости постановок проблем и их решения, по глубине одушевляющего их религиозного духа, классической страной философии была и остаётся Герма-

3 (ред.) Здесь и далее по тексту курсивы используются для тех слов и выражений, которые К. Милорадович выделяла с помощью разреженных шрифтов.

8

ния. В этом отношении значение Франции совершенно иное. Её национальный характер делает её подобной чуткой фотографической пластинке, на которой, правда, не очень глубоко, но явно и отчётливо отражаются все движения европейской мысли, все её новые веяния. Найти, выяснить и сгруппировать эти явления во французской философии легче, чем во всякой другой. Она может, поэтому, служить хорошим прологом к изучению интересующих нас проблем европейской и особенно германской философии, в которой мы найдём те же мотивы, углублёнными и осложнёнными. Тогда мы будем иметь возможность не возвращаться более к группировке отдельных направлений, группировке всегда более или менее искусственной, а остановиться на наиболее характерных и глубоких явлениях.

Но если везде мы встречаемся с соответствующими направлениями мысли, то национальный характер сказывается в преобладании одних направлений над другими и в способе трактования тех же мотивов. Характеризуя грубо и самым общим образом направление французской философской мысли в течение XVII, XVIII и XIX веков, мы решимся сказать, что оно шло от рационализма Декарта через сенсуализм Кондильяка и материализм Да Метри и Гольбаха, к позитивизму Конта. Уверенность в том, что познание логических связей, существующих между идеями, даст нам познание причинных связей, на которых построен опыт, привела путём ряда разочарований к мысли, что только связи, находимые в опыте, могут удовлетворить научно настроенный разум, что эти опытные связи не только могут дать ответ на запросы частных наук, но могут помочь построить синтез этих наук, заменяющий философию и что человеческий дух должен удовлетвориться этой положительной философией и свести до её уровня все свои запросы - научные, нравственные, эстетические и религиозные.

9

Правда, в XVII веке, наряду с Декартом, мы встречаем Паскаля и Мальбранша, и вплоть до XX века во Франции встречаются отдельные мыслители, которым не чужда религиозная жизнь и стремление осознать её в философском мышлении. Но, во-первых, это единицы, мало влияющие на создание философской традиции своей страны, а, во-вторых, и они по большей части ограничиваются психологическими исследованиями, делая на их основании некоторые общие выводы.

После Конта, во второй половине XIX века, дух позитивизма во Франции господствует над умами. Он приводит в конце концов к полному упадку интереса к проблемам философским в собственном смысле слова, заменившемуся усиленной работой в области частных наук. При возрождении интереса к философским и, в частности, религиозно-философским проблемам, мы присутствуем с конца XIX и начала XX века. Это возрождение отмечается всеми обозрениями, посвящён-ными современной французской философии.4 Однако, началось оно не столько со стороны философов, сколько со стороны представителей частных наук. Последние, возымев преувеличенное мнение о значении своих методов и достигаемых ими результатов, стремятся поставить их на место философии. Философы-специалисты отказались от своей задачи, за неё принялись представители положительной науки, и это замечается не только во Франции. Философствуют химики и физики, как Додж, Оствальд, Мах, математики, какАррениус, Пуанкаре, Дюгейм и Планк, биологи, как Рейнке, Ферворн,

4 Cm. Boutroux É. La philosophie en France depuis 1867 / / Revue de

Métaphysique et de Morale, T. 16, No. 6 (Novembre 1908),

pp. 683-716; Benrubi I. La renaissance de la philosophie en France / /

Revue de Métaphysique et de Morale, T. 19, No. 4 (Juillet 1911),

pp. 499-504; Sorel G. La religion d'auiourd'hui II Revue de

Métaphysique et de Morale, T. 17, No. 2 (Mars 1909), pp. 240-273; T. 17, No. 3 (Mai 1909), pp. 413-447. Chiapelli A. Les tendance vives de la philosophie contemporaine / / Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, T. 69 (Janvier a Juin 1910), pp. 217-248.

10

де-Врис.5 Но наряду с ними французская философия теперь уже выдвигает и самостоятельных мыслителей -достаточно назвать Лашелье, Бутру, Бергсона, Блонде-ля. Она начинает интересоваться теми единицами, которые до этих пор философствовали в одиночку, как, напр[имер], Ренувье, имя которого не упоминается в редком из номеров современных французских журналов, посвящённых философии. Вместе с философией возрождается интерес к тем проблемам, которые составляют сущность религии и, в центре которых находятся проблемы Бога и смысла человеческой жизни. Положение этих-то проблем в современной французской революции нас и занимает преимущественно.

Мы должны оговориться, что, хотя мы старались дать в нашем сборнике образцы как можно более разнообразных решений религиозно-философского вопроса, однако, строгий позитивизме его разветвлениями у нас не имеет представителей. Это не потому, чтобы последний был лишён всякого значения, а потому, что возгоревшаяся за последние годы борьба между так называемыми модернистами с одной стороны, и, с другой - представителями схоластической философии, официально признанной католической церковью, требует нашего преимущественного внимания, тем более, что теоретические основы обеих враждующих сторон мало известны русской публике. Мы увидим последствия, что вековое влияние французского позитивизма сказалось и в учении модернистов, по-видимому, ушедших от него очень далеко. Но и позитивизм в собственном смысле слова, признающий своё прямое происхождение от Конта, в настоящее время тоже пытается дать свой ответ на снова выдвинутые, и вновь заинтересовавшие общество религиозные проблемы. Мы не можем игнорировать этого направления мысли, зани-

5 Chiappelli A. Les tendance vives de la philosophie contemporaine / / Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, T. 69 (Janvier a Juin 1910), pp. 217-248.

11

мающего своё определённое место в философии современной Франции, хотя и отодвинутого на второй план. Попытаемся тут дать его краткую характеристику, отсылая читателя для более подробного ознакомления с ним, к его современным представителям.

В позитивизме его родоначальника Конта можно отметить две стороны: стремление подменить философию системой частных наук, созданной при помощи их же методов и, с другой стороны, попытку удовлетворить религиозной потребности, посредством обоготворения человечества в его целом. Влияние каждой из этих двух сторон позитивизма сказалось в современной французской философии.

Наиболее характерным представителем первого вида позитивизма является Рей.6 Его поколение, по его собственному признанию, воспиталось на положительных взглядах, по которым наука не должна касаться природы и происхождения вещей, а философия представляет собою только метафизику, т. е. поэму об этой природе вещей. Однако, новый позитивизм противополагает себя старому, контовскому позитивизму, который он находит слишком робким. Новый позитивизм не считает нужным отказываться от разрешения основных проблем, до сих пор принадлежавших метафизике, проблем смысла жизни, её первых причин и конечных целей. Он полагает, что методами физики можно исследовать сущность материи, а методами психологии - сущность души. Одним словом, новый позитивизм хочет быть философией в полном значении слова. Если он все-таки остаётся позитивизмом и всячески открещивается от «немецкого идеализма», под которым, по-видимому, разумеет и критическую философию, то это потому, что он желает приступить к исследованию основных метафизических проблем, не предпосылая ему критиче ского исследования наших познавательных спо-

6 Cm.: Rey, Abel. Les sciences philosophiques, leur état actuel. Paris, E. Cornélyet cie. [1908].

12

собностей, т. е. отказываясь от главного приобретения новой философии, - от теории познания. Недаром Рей приглашает вернуться к тем эллинистическим принципам исследования, при которых философия по методу не отличалась от науки, и полагает, что разделение труда в области последней, появившееся вследствие её развития и усложнения, было единственной причиной разрыва между науками с одной стороны, и философией, как их синтезом, - с другой.

Влияние второго, не столько упрощённого вида позитивизма, пытающегося удовлетворить религиозные потребности, путём обоготворения человечества, можно усмотреть в социологизме Дюркгейма.7

Как известно, социологов давно уже интересует вопрос о происхождении религии и среди них существуют школы, объясняющие её происхождение различно. Так «анимизм», поддерживаемый именами Тейлора и Спенсера, объясняетего явлениями сновидений, галлюцинаций и т.д., наталкивающими первобытного человека на мысль о существовании у каждого человека его двойника или души, что в свою очередь ведёт к культу мёртвых. «Натурализм», представителями которого являются Кун и Макс Мюллер, делает другое предположение, а именно считает источником религиозных верований необъяснимые для первобытного человека явления природы. И ту, и другую школу Дюркгейм упрекает в том, что они сводят религию к скоплению иллюзий и таким образом заранее уничтожают объект собственного исследования. Сам он надеется избегнуть этого недостатка, рассматривая религиозную мысль, как первоначальный факт общественной жизни и считал её источником всех форм, как умозрения, так и практической жизни, т. е. не только науки, морали и учреждений, ной всех категорий мышления. В этом отношении Дюркгейм расходится с другим современным

7 Cm.: E. Durkheim. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système toteémique en Australie. Paris: F. Alcan, 1912.

13

социологом, Леви-Брюлем, который видит первоначальный факт в логике, изменяющейся, как он утверждает, с развитием общества, так что первобытная логика («prélogique») будто бы нисколько не похожа на нашу и управляется другими законами. Но и для Леви-Брюля, и для Дюркгейма эти первоначальные факты целиком объясняются ещё более первоначальным фактом - фактом социальной жизни.

Мы приводим все эти, отнюдь не философские мысли, чтобы показать, как в теории Дюркгейма, желающей быть философской и пользующейся признанием в некоторых кругах, уживаются совершенно несовместимые влияния. Так, мы находим тут даже влияние Кантовского априоризма, сказавшееся в стремлении защитить категории, как основные формы мышления. Но попытка принять основные мысли критической философии теряет всякий смысл в соединении с главным направлением теории Дюркгейма, остающейся одним из видов положительной философии, совершенно непримиримой с критицизмом. Позитивизм сказался в попытке вывести эти категории, которые у Дюркгейма, к тому же, представляют собою смесь самых разнообразных элементов, из факта общественной жизни, т. е. исследовать не состав опыта, как это делает критицизм, а его происхождение. Это приводит Дюркгейма к таким удивительным выводам, как, напр[имер], тот, что существующие для нас направления в пространстве, т. е. верх и низ, правая и левая сторона и т. д. - имеют общественное происхождение, так что, напр[имер], африканское племя, делящееся на 7 кланов, приписывает и пространству 7 направлений. Или вывод относительно времени, по которому, выражая его словами самого Дюркгейма «разделение на дни, недели, месяцы, годы и т. д. соответствует периодичности обрядов, праздников и общественных церемоний. Календарь выражает ритм коллективной деятельности и, вместе с тем, гарантирует правильность последней. Он необходим только обще-

14

ству. Индивид, для удовлетворения своих личных потребностей, мог бы отлично обойтись без него...».8 Ни Дюркгейм, ни Леви-Б^ль, ни, прибавим мы, - Рей, не остались верными их общему учителю Конту,9 но это в ущерб последовательности их теорий.

Если влияние априоризма сказалось в стремлении Дюркгейма защитить категории, а влияние позитивизма в его стремлении вывести их из других фактов, то в попытке оправдать их, т. е. доказать их истинность указанием на их практическую полезность, сказалось влияние модного во Франции прагматизма. Прагматизм и, родственный ему, гуманизм, зародившиеся в Америке под пером Джемса10 и в Англии под пером Шиллера, 11 редко где пользуются таким широким распространением и влиянием, как во Франции. Принцип прагматизма состоит в том, что истинность какой-нибудь идеи не отличается от её практической ценности. Её нужно судить по её последствиям. Она есть ответ на поставленный вопрос, которым предопределяется и самый ответ. У науки, как и у религии, нет других доказательств, кроме проверки их последствий и успеха их применений. Познание, поэтому, является творческим актом: оно видоизменяет реальность, которая после акта познания уже не та, что была прежде (система Коперника, по мнению Шиллера, вовсе не была и во времена Птолемея более истинной, чем система последнего). Этим определяется положение прагматизма в вопросах моральных, метафизических и религиозных. В прагматизме мы можем найти множество различных влияний.

8 См. предисловие в указанной выше книге Дюркгейма.

9 См. статью о книге Дюркгейма: Belot G. Une Théorie nouvelle de la Religion. Revue Philosophique de la Prance et de l'Étranger T. 75

(Janvier a Juin 1913), pp. 329-379.

10 William James. Pragmatism: a new name for some old ways of thinking: popular lectures on philosophy. London; New York: Longmans, Green. 1907. 308 p.

11 Schiller F. Studies in humanism, London, Macmillan and Co., limited; New York, Macmillan, 1907.

15

Как справедливо отмечает Пароди,12 тут сказались и английская эмпирическая традиция - уважение к опыту и презрение к рассуждению, и позитивизм, который считается только с прямо усматриваемыми и доступными проверке фактами, и бентамовский принцип полезности в качестве единственной ценности, и принцип протагоровской относительности (человекесть мера вещей). Туг же мы найдём романтическую идею о преимуществах чувства над отвлечённым мышлением, спенсеровский принцип эволюции познания в смысле приспособления к среде, некоторые антиинтеллектуали-стические течения в современной психологии. Из всех этих разнообразных элементов создалась теория, которая застала Францию подготовленной к её восприятию. 13 Те же элементы бродили в умах французских философов с того самого времени, когда вопросы философии и религии снова восстали из забвения. Учения, близкие к прагматизму, зарождались и в самой Франции, напр[имер], так называемое «учение о деятельности», созданное Блонделем,14 одним из родоначальников модернизма. Поэтому неудивительно, что прагматизм оказал глубокое влияние на французскую религиозную философию. Наряду с прагматизмом, и в своеобразном сочетании с ним, в этой философии сказалось сильное влияние Бергсона, с его смелой метафизической теорией, гораздо более поэтической, нежели научно обоснованной. Сам Бергсон не даёт философии религии, но им пользуются французские религиозные мыслители, чтобы обосновать абсолютную свободу, которая есть Бог, и преимущества интуитивно улавливаемой истины перед

12 Parodi D. Le Praematisme d'après m.m. W. James et Schiller / / Revue de Métaphysique et de Morale, T. 16, No. 1 (Janvier 1908), pp. 93-112.

13 О прагматизме см. также: André Lalande. Pragmatisme, humanisme et Verite / Revue Philosophique de la Prance et de l'Étranger T. 65

(Janvier a Juin 1908), pp. 1-26.

14 Blondel M. L'action, essai d'une critique de la vie et d'une science de

la pratique Paris: F. Alcan, 1893.

16

логическим рассуждением. Однако эти влияния формулировались не сразу. Для этого нужно было, чтобы религиозная мысль уже достигла известной степени напряжения; а между тем к концу XIX века, даже наиболее религиозные натуры довольствуются философствованием в духе протестантизма, с его свободой исследования в делах веры, сводя всю религиозную жизнь к внутреннему мистическому общению с Богом и уступая неверию всю догматическую сторону, всё то, что составляет жизнь церкви. Гарнак сводил сущность христианской догматики к Богу-Отцу, Огюст Сабатье идёт в этом направлении ещё дальше. Современные протестанты «не разделяют более христологических идей Лютера»,15 они отрицают воплощение в Христе метафизического абсолюта, т. е. они не останавливаются больше перед тем, что было неприкосновенным для первых протестантов и компетенция рассудочного суда в делах веры для них не имеет границ.

Характерно, что, тем не менее, именно из протестантской среды был выдвинут в конце 19 века вопрос о догмате, хотя и для того, чтобы отрицать абсолютность и незыблемость последнего. Таким образом, религиозно-философская проблема сразу же была поставлена очень конкретно. Подобную постановку мы находим у Огюста Сабатье, последнюю главу книги которого,16 посвящённой философии религии, мы предлагаем в

15 См.: Ménégoz Fernand. La Certitude de la foi et la certitude historíeme. Étude sur le problème du fondement de la vie religieuse. Extrait d'une thèse présentée à la Faculté de théologie protestante de Strasbourg... Paris. 1897. Bâle: E. Finckh. 1906.

16 Auguste Sabatier, Esauisse d'une Philosophie de la Religion d'après la psychologie et l'histoire. [compte-rendu] ... Paris, Fischbacher 1897, 415 pp. Auguste Sabatier, Esauisse d'une Philosophie de la Religion d'après la psychologie et l'histoire // Revue Philosophique de Louvain. Année 1900. №28. pp. 459-460. Прим. от ред.: Философский журнал «Revue Philosophique de Louvain - бельгийский журнал общей философии, издаваемый Институтом философии католического университета Левена. Основан в 1894 г. под названием «Revue néo-scolastique», выходит под нынешним названием с 1946 года.

17

нашем сборнике. По мнению Сабатье, догмат заключает в себе три элемента: религиозный, - исходящий из благочестия, философский, - предполагающий размышление, и элемент авторитета, - исходящий от церкви и стремящийся слить отдельные доктрины в общий закон. После этого, пути протестантизма и католицизма расходятся. Католицизм делает догмат абсолютным и исповедание веры сводит к положению: «я верую в церковь». Протестант же, в самом благочестии находит принцип для критики. Сабатье полагает, что догмат необходим, но что он исторически изменяется.

Приблизительно в то же самое время, а именно в 1896 году, появляется другая, независимая от Сабатье, работа, посвящённая догмату, уже из среды католической. Аббат Морель17 профессор парижского католического института, стремится доказать, что философские и богословские науки развиваются по одному и тому же плану. И те, и другие начинают с отдельных наблюдений, роль которых в христианстве играют отдельные факты писания и предания. И те, и другие производят затем работу координирования, результатом которой с одной стороны являются физические теории, а с другой

- богословие отцов церкви. И те, и другие затем превращаются в систему. На этом, однако, аналогия кончается, так как открытия продолжают пополнять науку, откровение же закончено и догмат остаётся нерушимым.

На эту тему откликнулось несколько голосов и вокруг вопроса о догмате группируются доводы, основанные на различных религиозно-философских предпосылках. Сабатье находил католический догмат бесплодным

- католики должны были показать его плодотворность логическую и религиозную. Это пытается сделать Луази

17 L'Abbe G.Morel. L'Evolution des theories physique et l'évolution des

dogmes. Paris. 1896.

18

в своей книге "L'Evangile et L'Eglise"18, отвечая, впрочем, не столько Сабатье, сколько близкому к его взглядам Гарнаку.

Выступление Луази особенно интересно тем, что в нём мы уже находим протест против интеллектуализма и протестантского индивидуализма, протест очень характерный для так называемого «модернистского»течения в современной французской религиозной философии. По мнению Луази, нет надобности выводить догмат логически и даже это было бы пагубным. Христианство считает вечную истину превышающей наше понимание и признаёт истинными такие противоречивые суждения, как: существует единый вечный Бог - Иисус Христос-Бог; спасение человека в руке Божьей - человек свободен спасти себя или погибнуть; церковь имеет власть над человеком-человек зависит только от Бога.

Луази не остаётся единственным в своём роде. В 1905 году Фонсегрив, редактор периодического издания «La Quinzaine»,19 поместил в своём издании анкету на религиозные темы и, в виде предисловия к ней поместил статью Ле Руа "Qu'est-ce du'un dogme?"20 Ле Руа,

18 См. также: Loisy A. Autour d'un petit livre. 2 ed. P., 1903. От ред.: Loisy A. L'Evangile et L'Eglise. P., 1903.

19 (тед) «La Quinzaine: revue bimensuelle» или «La Quinzaine: revue littéraire, artistiaue et scientifiaue» (1894-1907). Жорж Фонсегрив возглавил его с 1895 года. Это была публикационная площадка прежде всего для католических учёных. Видимо, журналов с таким названием было два... Второй - «Les Cahiers de la Quinzaine» -двухнедельный французский журнал, был основан и возглавлен французским поэтом, эссеистом и издателем Charles-Pierre Péguy (1873-1914). Читателям предлагались тексты по аюуальным проблемам того времени: социалистический конгресс, дело Дрейфуса, народные университеты, разделение Церкви и государства; иногда номер мог целиком состоять из работ одного из авторов, как например, Анри Бергсон, Ромен Роллан и др. Первый номер журнала датируется 5 января 1900. Журнал прекратил своё существование в связи со смертью главного редактора, который погиб на фронтах Первой мировой войны.

20 Эту статью, вместе с ответами на сделанные ему возражения, Le Roy впоследствии издал в виде книги под заглавием "Dogme et cri-

19

который, как нам кажется, является наиболее ярким выразителем модернизма, ещё решительнее протестует против интеллектуализма в области религии, делающего из догмата нечто вроде тюрьмы. На этой почве защита догмата невозможна и не его, по мнению Ае Руа, придерживается церковь. Церковь по отношению к догмату всегда держалась отрицательной позиции, т. е. всякий раз, когда какое-нибудь еретическое учение развивало положительную систему, церковь налагала на неё своё veto, никогда не давая взамен никакого положительного принципа и таким образом нисколько не ограничивая мышления. Догмат же, по своему положительному смыслу, есть практическое правило поведения. Эту идею Ле Руа остроумно доказывает философским путём, в .духе прагматизма и, основываясь на философии Бергсона, и его доказательства довольно полно изложены в предлагаемой нами его статье. Статья Ле Руа, помещённая в Quinzaine», вызвала оживлённую полемику.21 Но, несмотря на резкую критику, Ле Руа, как и Лу-ази, вовсе не остаётся одиноким. Оба эти писателя входят в довольно многочисленную группу так называемых модернистов, т. е. писателей, считающих себя правоверными католиками, но стремящихся примирить догматы католической церкви с последними выводами философской мысли. Модернисты не являются адептами одного какого-нибудь учения; их философские пути довольно разнообразны. Тут можно найти всевозможные

tique". Paris. 1907. От ред.: Полное описание: "Doeme et critiaue".

Paris. 1907. Article philosophique paru dans "La quinzaine" (1905), et repris dans "Dogme et critique" (1907) Qu'est-ce qu'un dogme ?...In-8°, 32 p. Note: Extrait de "la Quinzaine", 16 avril 1905. La Chapelle -Montligeon (Orne): Imprimerie-librairie de Montligeon, 1905.

21 R.P.Allo. A la recherche d'une définition du dogme // Quinzaine. 1-er aout 1905. Pp. 403-424. R.P. A.-D. Sertillanges. Enquête de la Quinzaine. 1-er juin 1905. Pp. 412-419. R.P. Grandmaison. Qu'est ce du'un dogme? // Bulletin de littérature ecclésiastique, publié par l'Institut catholique de Toulouse, juillet, octobre 1905. L'abbé Wehrlé. De la nature du dogme // Revue biblique, 1-er juillet 1905.

20

влияния, вплоть до влияния Канта, в сущности, довольно чуждого французской философии и довольно превратно понимаемого ею. Сильнее сказалось влияние Бергсона, а ещё сильнее влияние ближайших предшественников современного модернизма, которых отчасти можно назвать его родоначальниками - Блонделя,22 Ол-ле-Лепрюн23 и Фонсегрива.24 Но прагматизм, учение об истине, добываемой практическим путём, а не путём теоретического мышления, является общей почвой для них всех.

Из выдающихся модернистов, помимо Луази и Ле Руа, отметим ещё Лабергоньера, напечатавшего ряд очерков в им руководимом после Ch. Denis с 1905 г. органе "Annales de la philosophie chretiénne".25 Из этих очерков впоследствии составилась книга,26 из которой можно познакомиться со взглядами автора на поднятые вопросы. Модернизм Лабергоньера носит умеренный характер. Он не отрицает значения за теоретическим мышлением, но присоединяется к Блонделю, отдавая предпочтение нравственному действию, теоретический смысл которого, по его мнению, открывается нам по мере роста нашей духовности. Затем следует ещё

22 Blondel M. L'action, essai d'une critique de la vie et d'une science de la pratique Paris: F. Alcan, 1893. См. также его статьи в «Ля Канзан» за 1904 г.

23 Ollé-Laprune. Le prix de la vie Le Prix de la vie [Texte imprimé], par Léon Ollé-^pmne,... бе édition Paris: Belin frères, 1899.

24 George-L. Fonsegrive. Le catholicisme et la vie de l'esprit. Paris: V. Lecoffre, 1899.

25 (ред.) Annales de philosophie chrétienne: периодический сборник, предназначенный для распространения всех гуманитарных наук, в частности истории, древностей, астрономии, геологии, естественной истории, ботаники, физики, химии, анатомии, физиологии, медицины и юриспруденции, содержит доказательства и открытия в пользу христианства. (1830-1913).

26 P. L. Laberthonniére. Essais de philosophie religieuse. Paris: P. Lethielleux, DL 1903 См. его же: Positivisme et catholicisme, à propos de "l'Action française". Paris: Bloud et Cie, 1911-1912.

21

назвать Эбера,27 который хотя и критикует других модернистов, однако, сам проводит модернистскую точку зрения, пожалуй, дальше всех, заявляя о несостоятельности догматического католицизма и упрекая в робости модернистов, подобных Луази.

Доктрина модернистов ещё продолжает вырабатываться, чему много способствует внутренняя критика ими друг друга. Так, например, модернист Вильбуа, статьёю которого мы воспользовались при характеристике этого движения,28 критикует Ле Руа, обвиняя его в том, что он впадает в протестантский интеллектуализм и индивидуализм, с которым борется. Вильбуа заключает это из выдвигаемого у Ле Руа конфликта, существующего якобы между авторитетом и свободой. Ле Руа стремится сохранить абсолютную свободу индивидуальной мысли, оставляя авторитету только ограничивающую функцию. Между тем, по мнению Вильбуа, такой конфликт вовсе не вызывается философской необходимостью, а только выражает темперамент латинской расы, так как для некоторых других народов такой конфликт вовсе не возникает. Так, например, Вильбуа полагает, что для русских он не возникает потому, что церковь для них спаяна не столько авторитетом, сколько любовью, а для англичан, благодаря их своеобразному пониманию свободы, т. е. свободный человек должен добровольно подчиниться авторитету. Любви достаточ-

27 l'abbé Marcel Hébert. La Dernière idole, étude sur la "personnalité divine" Paris: A. Colin. 1902. L'évolution de la foi catholiaue. Paris: F. Alcan. 1905: La "forme idéaliste" du sentiment religieux. Paris: É. Nourrv, 1909: Le pragmatisme: étude de ses diverses formes anglo-américaines. françaises, italiennes et de sa valeur religieuse. Paris: É. Nourry, 1908 (есть русский перевод 3. A. Введенской).

28 Wilbois, J. La pensée catholiaue en France au commencement du XX siècle // Revue De Métaphysique Et De Morale, vol. 15, no. 3 (Mai 1907), 1907, pp. 377-400. Joseph Wilbois La pensée catholique en France au commencement du XX siècle (Suite et fin) // Revue de Métaphysique et de Morale T. 15, No. 4 (Juillet 1907), pp. 526-558.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22

но, чтобы сгруппировать русских, свободного действия достаточно, чтобы сгруппировать англичан.

Вильбуа, который писал в 1907 году, с торжеством отмечаетуспехи католической философии и утверждает, что французская религиозная жизнь идёт от протестантизма к католицизму.29 Модернисты в большинстве случаев считают себя верными сынами католической церкви. Ле Руа, например, заявляет неоднократно и на разные лады: «Чтобы ни случилось, ничто не поколеблет нашего твёрдого желания повиноваться, нашего намерения работать только для церкви и внутри церкви»30 или «Я из тех, и всегда буду из тех, кто "повинуется". Моё прямое желание - всегда принадлежать к телу церкви, а не только к её духу ... вместе с г. Луази я верую в авторитет Рима, необходимый для поддержания христианской истины в мире».31

Но совершенно иначе отнеслась к делу сама римская церковь. Как известно, официальной философией католической церкви да наших дней остаётся учение Фомы Аквината. Оно опять особенно оживилось с тех пор, как в 1880 г. папа Лев XIII признал обязательным его изучение в католических школах. Гений Аристотеля, приспособленный св. Фомой к потребностям католической церкви, оказался настолько живучим, что до сих пор большинство философствующих католиков искренно преданы ему. Попытка модернистов обосновать догматы церкви иначе, чем это делает фомизм, вызвала бурю среди католиков. И они с неудовольствием отмечают растущее влияние нового учения. Аббат Фонтен находит, что самую худшую услугу церкви в наше время оказывают чересчур рьяные примирители богосло-

29 Кроме уже указанных, интересны следующие труды, посвящён-ные модернизму: Bois. Une conception modernist du dogme; Menegoz. Publications divers sur le fideisme (с точки зрения протестанта); Cremer. Le probleme religieu dans la philosophie de l'action. 1912.

30 См. предисловие к книге "Dogme et critique".

31 Из письма, напечатанного в журнале "Demain.

23

вия и философии. Он осуждает их всех - Жюля Мартина, Эбера, Лабертоньера, Блонделя, Ауази. Католики отмечают, что даже лица, преданные некогда фомизму, как, напр[имер], руководитель «Quinzaine » Фонсегрив, -слишком много уступок делают новаторам. "Revue thomiste"-орган французских доминиканцев, пишет о Лу-ази, что последний, стремясь защитить католическую Церковь вместе со всем, что в ней находится - иезуитами, благочестием св. Антония Падуанского и т. д. защитить от Гарнака и других протестантов, сам, в сущности, следуетза ними. Тот же "Revue thomiste" в 1906 г. оспаривает статью Ле Руа "Qu'est-ce du'un dogme?" и жалуется на растущее презрение прагматизма ко всякой интеллектуалистической философии.

Хотя ещё в 1903 г., после смерти папы Льва XIII, новый папа в первой же энциклике, обращённой к духовенству, рекомендует ему остерегаться известной новой науки с её лживыми аргументами, однако, он выразил свою мысль недостаточно ясно, и правоверные католики первое время опасаются, что Пий X в модернизме будет искать опоры католицизму. 4-го и 23-го декабря 1903 г. конгрегация Индекса произносит осуждение против целого ряда модернистических сочинений,32 причём эти осуждения так многочисленны, и осуждаются такие близкие к фомизму учения (как, например, сочинения Шарля Дени), что, по-видимому, конгрегация решила преследовать даже лёгкое уклонение от фомиз-ма. Наконец 23-го января 1904 г. папа Пий X в апостольском послании к римской академии св. Фомы, высказывается ясно в пользу фомизма, который один только, по его мнению, способен бороться с опасностями рационализма. Таким образом, Пий X выразил

32 Имена писателей, сочинения которых осуждены 4-го и 23-го декабря 1903 г.: Charles Denis, Abbe Georgel, Joseph Olive, Albert Houtin (см.: Albert Houtin. La question biblique chez les catholiques de France au XIX siècle); Alfred Loisi (La religion d'Israël, L'Evangile et l'Eglise, Etudes evangeliques, Autour d'un petit livre, Le 4-e Evangile).

24

намерение идти в этом отношении по стопам Льва XIII. После этого ободрённые друзья фомизма в союзе с Римом принимаются за борьбу с модернизмом. 3-го июня 1904 г. конгрегация Индекса, возвещая о том, что Шарль Дени и Михаил Жорже ль выразили покорность, осуждает ещё три книги.33 В тоже время отецГардье на страницах "Revue thomiste'34 ополчается против заблуждений Луази. В 1906 г. конгрегация извещает о покорности Лабергоньера и произносит новые осуждения.35 А в это время против модернистов ополчаются периодические издания: "Revue thomiste",36 "Revue néo-scolastique",37 "La Pensée contemporaine",38 "L'Ami du Clergé". 39

Одним из самых испытанных и могущественных оплотов фомизма является Лувенекий университет в

33 Назовем только сЬранцузскую: Albert Houtin. L'Américanisme, Librairie Émile Nourry, Paris. 1904.

34 (тед.) Речь идет о статье: Gardeil A. La réforme de la théologie catholique. Idée d'une méthode régressive // Revue thomiste, 1903, pp.5-19.

35 Против: l'abbé E. Lefranc. Les conflits de la science et de la Bible. Paris: E. Nourry, 1906.

36 (ртд.) Полное название журнала было: Revue thomiste: questions du temps présent. Основан в марте 1893 доминиканскими отцами в ответ на призыв папы Льва XIII к возрождению томистских исследований. Журнал имел сЬилососЬско-теологическую направленность. Под таким названием журнал выходил до 1936 годы. Продолжает выходить в настоящее время под названием Revue thomiste на базе École de théologie в Тулузе (Toulouse).

37 (жд.) Revue néo-scolastique: Publiée par la Société philosophique de Louvain / Inst. supérieur de philosophie. Основан в 1894 г.

38 (ред.) Атрибутировать журнал с таким названием в периодике тех лет нам не удалось.

39 (ред.) L'Ami du Clergé - еженедельный журнал на французском языке с энциклопедическим характером, издававшийся в Лангре между 1878 и 1969. Издавался большим тиражом и как указано в его задачах, был посвящён не только «всем догматическим, нравственным, литургическим, богословским вопросам, каноническому праву, Священному Писанию, патрологии, святой истории», но также научным, социальным и церковным вопросам, необходимым для борьбы с антиклерикальным движением, начавшимся с падением Второй Империи и провозглашением III Республики.

25

Бельгии40 и особенно его философский факультет, имеющий даже специальный орган - упомянутый выше "Revue néo-scolastique". Этот орган и профессора университета, из которых многим принадлежат серьёзные труды, стремятся доказать, что доктрина фомизма гармонирует с прогрессом науки и привести её в согласие с современными научными завоеваниями. В то же время они ведут борьбу по всем фронтам с врагами ортодоксальной католической философии, разнообразие которых необыкновенно возросло за последнее время. Теперь католикам приходится бороться не только с атеизмом, не только с протестантизмом, но ещё и с внутренними врагами. Директор Лувенского института де-Вульф ведёт борьбу с немецкой философией, а именно с Паульсеном и Эйкеном, утверждая, что кантианство противоречит всякой ортодоксии, как католической, так и протестантской, что если критицисты пользуются Кантом, чтобы поставить философию на высоту современного исторического развития, то фомисты точно так же пользуются св. Фомой. Затем "Revue néo-scolastique" утверждает, что и французская философия, как, например, философия Бутру, имеет корни в кантианстве, и что оно же приводит к странному антиинтеллектуализму Фулье, Бергсона и Ае Руа. Сам глава учёных фомистов Мерсье атакует самого крайнего из модернистов Эбера с его «La dernière Idole», под которым подразумевается личный Бог, тогда как, по мнению Эбера наши знания дают нам право говорить только о «божестве ином» вообще. Наконец, и новый социализм Дюрк-гейма находит беспощадных критиков на страницах "Revue néo-scolastique".

Последний удар модернистам наносит папа своей знаменитой энцикликой "Pascendi Dominici gregis",41 данной 8-го сентября 1907 г. перевод этой энциклики

40 Эта статья была написана в дни, когда Лувен ещё не был разорён германцами.

41 Pascendi Dominici gregis - лат. «Кормление стада Господня».

26

мы предлагаем читателям в качестве наиболее характерного образца тех требований, какие предъявляются религиозной философии римской церковью.

После произнесённого энцикликой осуждения моде рнистических учений вообще, большинство католиков выразили покорность. Католические органы, пропагандировавшие новые идеи (La Quinzaine, Revue d'histoir et de littérature religieuse, Demain и др.) должны были исчезнуть. Журналы, верные фомизму, всячески толкуют и комментируют энциклику. Однако итальянские модернисты не оставили без ответа энциклику Пия X. Их ответ вскоре был переведён на французский язык.42 Но за этим последовало новое осуждение. Во всяком случае фомизм сделался для католиков единственной возможной философией.43 Разумеется, это не уничтожило модернизм, как религиозную философию, но она потеряла право считать себя католической.

Мы думаем, что в общих чертах мы достаточно охарактеризовали течения религиозной философии в современной Франции. Из этих течений для нас самым интересным является модернизм, несмотря на его совершенно шаткую основу, справедливо осуждаемую Римом, который встаёт на защиту незыблемой умопостигаемой истины. Интересен модернизм своим стремлением найти волевые и этические элементы в философии религии, элементы до сих пор почти не исследованные . И если модернизм забывает, что, изучая их, мы всё же можем делать это только путём теоретическим, т. е. путём чистой логики, потребности которой должны быть удовлетворены во что бы то ни стало, то за модернистами остаётся та заслуга, что они передвинули

42 Les bases philosophique du modernisme / / Revue augustinienne, 15 Fevrier 1908.

43 Большую часть сведений о фомическом движении последних лет мы взяли из исследования: Picavet François. Thomisme et philosophie mé&èvale // Revue philosophique de la France et de l'étranger. 1908. T. LXVI. pp. 631-647 и 1909. T. LXVII. Pp. 57-68.

27

центр внимания и открыли новый угол зрения, под которым можно вести дальнейшее исследование.

Приложение

Список упоминаемых имён

1. Алло Эрнест-^рнар (Фр. Ernest-Bernard Alio; 1873-1945) - доминиканец, католический теолог, специалист по Новому Завету и истории религии.

2. Аррениус Сванте Август (швед. Svante August Arrhenius; 1859-1927) - шведский физико-химик, автор теории электролитической диссоциации, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1903).

3. Белу Густав (фр. Gustave Belot; 1859-1929) - французский философ. Опираясь на социологию Дюркгейма, продвигал идею коллективного "морального закона".

4. Бенруби Исаак (Benrubi Isaak; 1876-1943) - философ еврейского происхождения.

5. Бергсон Анри Луи (фр. Henri-Louis Bergson; 1859-1941) - французский философ и психолог, представитель интуитивизма и философии жизни.

6. Блондель Морис (фр. Maurice Blondel; 1861-1949) - французский религиозный философ, один из родоначальников неотомизма.

7. Бугру Эмиль (фр. Etienne Émile Marie Boutroux; 1845-1921) -французский философ, представитель спиритуалистической традиции, критик точного научного знания.

8. Верле Йоханес (фр. Johannès Wehrlé; 1865-1938) - католический богослов и священнослужитель.

9. Вильбуа Жозеф (фр. Joseph Wilbois; 1874-1952) - занимался вопросами адаптации христианства к современному миру в аспекте апологетики, отношений с православной Россией.

10. Врис/Фриз/Фрис Хуго (нидерл. Hugo de Vries; 1848-1935) - голландский ботаник, один из основателей генетики.

11. Вульф Морис (фр. Maurice De Wulf; 1867-1947) - бельгийский историк средневековой философии, называемый одним из пионеров историографии средневековой философии: философ-неотомист.

12. Гардель Амбруаз (Фр. Ambroise Gardeil (ou Père Gardeil); 18591931) - доминиканец (с 1878/1879), профессор теологии, специалист по мистике, соорганизатор журнала Revue thomiste.

13. Гарнак Карл Густав АдольсЬ (нем. Carl Gustav Adolf von Harnack; 1851—1930) - немецкий лютеранский теолог либерального направления, церковный историк, автор фундаментальных трудов по истории раннехристианской литературы и истории догматов.

14. Гольбах Поль Анри Тири (фр. Paul-Henri Thiry, baron d'Holbach; 1723-1789) - французский философ немецкого происхождения.

28

15. Грандмезон Леоне (фр. Léonce de Grandmaison; 1868-1927) -иезуит. поэт и музыкант, директор журнала "Études".

16. Декарт (фр. René Descartes, Renatus Cartesius, 1596(8?)-1650) -французский философ и математик.

17. Дени Шарль (фр. Charles Denis; 1860-1905) -священнослужитель, директор журнала "Annales de philosophie chrétienne"' (1895-1903).

18. Джеймс/Джемс Уильям (англ. William James; 1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

19. Дюгем Пьер Морис Мари (фр. Pierre Maurice Marie Duhem; 1861-1916) - французский физик, философ и историк науки.

20. Дюркгейм Давид Эмиль (фр. David Émile Durkheim; 1858-1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа.

21. Жоржель Михаил (фр. Abbe Michel Georgel (Chanoine).

22. Кондильяк Этьенн Бонно (фр. Etienne Bonnot de Condillac: 1715-1780) - французский философ, аббат, член Французской академии.

23. Конт Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье (фр. Isidore Marie Auguste Francois Xavier Comte;1798-1857) - основатель французского позитивизма.

24. Коперник Николай (польск. Mikolai Kopernik; 1473-1543) -по^ский астроном, математик, каноник эпохи Возрождения.

25. Кун Эрнест Вильям Адальберт Ernst Wilhelm Adalbert Kuhn (184^1920) - лингвист, индолог, профессор Гейдельбергского университета. Его отец - Франц Феликс Адальберт Кун (нем. Franz Felix Adalbert Kuhn; 1812-1881) - немецкий лингвист, историк, основатель сравнительной мифологии.

26. Кьяпели Алесандро (ит. Alessandro Carlo Francesco Roberto Bruno Chiappelli; 1857-1931) - историк философии, филолог и критик литературы.

27. Лабертоньер Люсьен (фр. Lucien Laberthonnière (1860-1932) -священнослужитель, преподаватель философии, редактор журнала "A^t✠de philosophie chrétienne".

28. Лаланд Пьер-Андре (фр. Pierre André Lalande; 1867-1963) -французский философ, генеральный секретарь Философского общества во Франции (1901-1937).

29. Ла-Метои (Фр. Julien-Offray de La Mettrie; 1709-1751) - известный врач и философ.

30. Лашелье Жюль-Эспри-Нита^1 (фр. Jules Lachelier; 1832-1918) -французский философ, соединивший философию Канта с французским спиритуализмом.

31. Леви-Брю^ Люсьен (фр. Lucien Lévy-Bruhl; 1857-1939) - французский философ- позитивист, социолог и этнограф.

29

32. Аеруа Эдуард (фр. Édouard Le Roy; 1870-1954) - философ, математик, профессор философии в Collège de France (1921-1941).

33. Лодж Оливер Джозеф (англ. Sir Oliver Joseph Lodge; 1851-1940) - английский физик, один из изобретателей радио, был президентом Общества психических исследований (1901-1903).

34. Ауази Альфред (фр. Alfred Loisy; 1857-1940) - французский католический священник и богослов, отлучённый в 1908 г.

35. Мальбранш Николя (фр. Nicolas Malebranche; 1638-1715) -французский философ-метафизик, картезианец, приверженец и выразитель теоцентристских идей.

36. Мах Эрнст (Ernst Mach; 183^1916) - австрийский физик, механик и философ- позитивист.

37. Менегоц Фернанд (фр. Louis Auguste Fernand Ménégoz; 1873-1945) - богослов, пастор, профессор протестантской теологии.

38. Морель Жозеф Мари Гюстав (фр. Joseph-Marie Gustave Morel; 1872-1905) - философ, богослов и историк. Активно продвигала идею сближения религиозной Франции с русским православием.

39. Мюллер Фридрих Макс (нем. Friedrich Мах Müller; 1823-1900) -немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии.

40. Олле-Мпрюн Леон (фр. Léon Ollé-Laprune; 1839-1898) - философ, профессор философии, член de l'Académie des sciences morales

et politiques.

41. Оствальд Вильгельм Фридрих (нем. Wilhelm Friedrich Ostwald; 1853-1932) - латышский, русский и немецкий физико-химик и философ-идеалист.

42. Папа Аев XIII (в миру - Винченцо Джоакино РаФФаэле Луиджи Печчи (итал. Vincenzo Gioacchino Raffaele Luigi Pecci; 1810—1903) -Папа Римский (1878-1903) Католической Церкви.

43. Пароди Доменик (фр. Dominique Parodi; 1870-1955) - французский философ-спиритуалист.

44. Паульсен Фридрих (нем. Friedrich Paulsen; 1846-1908) -немецкий писатель, педагог и философ-идеалист новокантианского направления.

45. Пикаве Франсуа (фр. Francois Picavet f1851-1921) - французский философ, переводчик и комментатор Канта.

46. Планк Макс Карл Эрнст Людвиг (нем. Max Karl Ernst Ludwig Planck; 1858-1947) - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики.

47. Пуанкаре Жюль Анри (фр. Jules Henri Poincaré: 1854-1912) -французский математик, механик, физик, астроном и философ, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук

(1895).

48. Ренувье Шарль Бернар (фр. Charles Bernard Renouvier; 1815-1903) - французский философ, представитель французского не опозитивизма.

30

49. Рей Абель (фр. Abel Rey; 1873-1940) - французский философ и историк науки.

50. Рейнке Иоганн (нем. Johannes Reinke; 1849-1931) - немецкий ботаник.

51. Сабатье Огюст (фр. Auguste Sabatier; 1839-1901) - пастор, доктор теологии, профессор догматики.

52. Саото Джузеппе Мелькиоре (итал. Giuseppe Melchiorre Sarto; 1835-1914) - Папа Римский Пий X (1903-1914) Католической Церкви.

53. Сертильянж Антонен-Д^шмас (cbp. Antonin-Dalmace Sertillanges; 1863-1948) - доминиканец, доктор теологии, профессор философии в Католическом институте в Париже (1900-1922).

54. Сопель Жошк Эжен (фр. Georges Eugène Sorel; 1847-1922) -французский философ, публицист и политик.

55. Спенсер Герберт (англ. Herbert Spencer; 1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма.

56. Тайлор Эдвард Бёрнетт /Тэйлор (англ. Edward Burnett Tylor; 1832-1917) - английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний.

57. Ферворн Макс (нем. Max Verworn; 1863-1921) - немецкий физиолог и биолог.

58. Фонсегрив Жорж (фр. George-Lespinasse Fonsegrive; 1852-1917) - профессор философии.

59. Хоутин Альберт (фр. Albert Houtin; 1867-1926) - богослов, историк и философ, в фокусе его внимания - модернизм во французской религии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60. Шиллер Фердинанд Каннинг Скотт (англ. Ferdinand Canning Scott Schiller; 1864-1937) - английский философ-прагматист немецкого происхождения.

61. Эбер Марсель (фр. Marce 1 Hébert; 1851-1916) - священнослужитель, религиозный философ, профессор религиозной философии.

62. Эйкен Рудольф Кристоф (нем. Rudolf Christoph Eucken; 1846-1926) - немецкий философ. Переводился на русский язык, начиная с 1909 г.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.