Научная статья на тему 'Основные свойства времени'

Основные свойства времени Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
4760
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Громова С. Л.

Большинство философов древности, многие ученые-физики занимались временем, но все взгляды и все учения, появившиеся за долгие годы исследования данной проблемы, свободно укладываются в четыре основные концепции: субстанциальную, статическую, динамическую и реляционную. Существует и ≪нигилистическая≫ концепция времени. Практически каждый философ и ученый давал свое собственное определение времени. Тема времени и его свойств актуальна и в 21 веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные свойства времени»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

закрепляется позиция онтологической вторичности, пространственно-временной ущербности (зло в мироздании возникло позже абсолютного, божественного добра и будет уничтожено). В этом концепте иудаизм противостоит дуалистической религии зороастризма, в котором зло в лице божества Аримана возникло одновременно с добром, персонифицированным в божестве Ормузде, и синкретическому манихейству, в котором добро и зло имеют равно обширную онтологическую основу в виде условной территории (царство материи-зла столь же велико, как и область света-духа-добра). Указанные черты и определили особенности демонологии раннего иудаизма. Список использованной литературы:

1.Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1966. 238 с.

2.Беленький М.С. Критика основных догматов Талмуда. М.: Знание, 1975. 63 с.

3.Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. 165 с.

4.Иллюстрированная история религий. Репритное воспроизведение издания 1912 г. Т. 2. б.м., 1992. 410 с.

5.Крывелев И.А. Библия: историко - критический анализ. М.: Политиздат, 1985. 254 с.

6.Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно - нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. Репритное воспроизведение издания 1874-1876 гг. М.: Ладомир, 1994. 627 с.

7.Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. 269 с.

8.Тантлевский И.Р. Оптимизм Экклесиаста // Вопросы философии. № 11. М., 2014. С. 137-148.

9.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. М.: Политиздат, 1986. 576 с.

10.Шейнман М.М. Вера в дьявола в истории религии. М.: Наука, 1977. 111 с.

© Е Ю. Вавилова, 2015

УДК 115

С.Л. Громова

Ст. преподаватель

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Г. Новосибирск, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ Аннотация

Большинство философов древности, многие ученые-физики занимались временем, но все взгляды и все учения, появившиеся за долгие годы исследования данной проблемы, свободно укладываются в четыре основные концепции: субстанциальную, статическую, динамическую и реляционную. Существует и «нигилистическая» концепция времени. Практически каждый философ и ученый давал свое собственное определение времени. Тема времени и его свойств актуальна и в 21 веке.

Ключевые слова Время, свойства времени, концепции времени

В течение последних трех тысяч лет человечество упорно искало ответ на вопрос: что такое время? И непременно натыкалось на полное непонимание природы этого явления: как, когда и почему произошло время, откуда оно «втекает» в наш мир, что собой представляет его поток, почему все подчинено неумолимости его хода и, наконец, чем обусловлена эта неумолимость?

Большинство философов древности, многие ученые-физики занимались временем, но все взгляды и все учения, появившиеся за 2500 лет, свободно укладываются в четыре основные концепции: субстанциальную, статическую, динамическую и реляционную.

Субстанциальная концепция рассматривает время как особую самодовлеющую и ни от чего не зависящую субстанцию, первичную в такой же мере, как материя или пространство.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Статическая концепция трактует все события настоящего, прошлого и будущего как реально существующие одновременно (с различными оговорками и допущениями), а представление о времени конкретных событий — это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения.

Динамическая концепция предполагает, что существуют события только настоящего времени («прошлого уже нет, будущего еще нет»).

Реляционная концепция считает время отношением или системой отношений между физическими событиями (явлениями) [4, с. 11-12].

Однако две концепции времени — субстанциальная и реляционная — наиболее ярко и последовательно выражают противоположные взгляды на проблему природы времени. Сторонники субстанциальных представлений, считая время одним из атрибутов мироздания, изначально принимали его как некую нематериальную субстанцию, ни от чего не зависящую, но на все влияющую. Эта первоначальная, по существу, мировоззренческая и основополагающая установка, сразу накладывала мощные и как бы естественные ограничения на саму возможность познания этой таинственной сущности. Времени изначально придавались черты непознаваемости. Не случайно все чисто религиозные представления о времени были по существу представлениями субстанциальными. Творец Мира выступает и создателем, и носителем времени. И принципиальная непознаваемость этой сущности сразу становится обоснованной и неизбежной. Но не все сторонники субстанциальных представлений считали время божественным проявлением. Такого единодушия не было в прошлые века, нет и в наше время.

Среди первопроходцев субстанциального понимания истоков времени — такие великие имена: Аристотель, Демокрит, Ньютон, Н. Козырев. И все они представляли время как абсолютную нематериальную сущность, природа которой таинственна и, естественно, непознаваема.

Исаак Ньютон, исходя из чисто субстанциального подхода, продвинул наше понимание времени. Николай Козырев, сочетая субстанциальное понимание времени с элементами реляционного подхода, провозгласил новые гипотетические свойства времени, с помощью которых доказывал определенную способность времени взаимодействовать с веществом.

А что же представители реляционной концепции? И тут великолепная плеяда имен: Платон, Аристотель, Лейбниц, Бошкович, Эйнштейн. Они, конечно, понимали, что время непременно должно быть как-то связано с материальным миром. Более того, часто и само происхождение времени ставили в зависимость от реальных физических процессов. Платон считал, что происхождение времени и его «количество» зависит от движения небесных тел. «Лейбниц... рассматривает пространство и время в их отношении к изменениям материальных объектов. Он дает... определение одновременности как отношению таких физических событий, которые взаимно допускают друг друга» [4, с. 14-15], т. е. следование во времени он связывает с причинными отношениями.

Проф. Чернин демонстрирует роль физических процессов в становлении времени с позиции теории относительности. «Время — это всегда конкретное физическое свойство конкретных физических тел и происходящих с ними изменений» [6, с. 59-60].

Две фундаментальные проблемы — происхождения времени и его физической сущности — не только не решены до настоящего времени, но даже слабо обозначены.

То, что проблема времени соотносится с самыми фундаментальными проблемами Вселенной, — это справедливо, но в гносеологическом плане вывод у «реляционистов» такой же, как и у сторонников субстанциональной концепции: время — это нечто изначальное, таинственное и... непознаваемое.

Итак, предзнание единства времени и материи на фоне отсутствия ответов на вопросы о самых глубинных причинах, связанных с происхождением и существованием Вселенной, наверное, и является тем тормозом, который удерживает ученых от усилий, направленных на понимание природы времени. Но сдвиги есть. Близко к пониманию физической сущности времени подошел Ю. Белостоцкий (но он не раскрыл в полной мере роль внутренней энергии) [1, с. 60-61].

А В. Копылов (на примере живых систем) прямо утверждает, «что временной ход у каждой материальной системы свой, определяемый ее энергонасыщенностью в данный момент, а потому непостоянный, т.е. временной ход системы отражает степень ее взаимодействия с физическим вакуумом. Физический же смысл времени — это удельная плотность энергии системы» [3, с. 329]. «Все сказанное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

позволяет сделать вывод о существовании разного хода времени для одного и того же биологического объекта. Чем выше его энергонасыщенность, тем больше разрешающая способность и тем медленнее течет время» [3, с. 340].

Среди факторов, влияющих на изменение собственного времени системы, особое место занимает гравитационное воздействие. И оно не может быть сведено только к снижению темпа времени. Зависимость гравитации и времени совсем не так однозначна, как трактует теория относительности.

Действительно, прирост гравитации (увеличение кривизны пространства) в локальности системы понижает ее темп времени. Но, кроме того, прирост гравитации оказывает и непосредственное влияние на внутреннюю энергию системы. В общем случае, энергия от этого может как понизиться, так и повыситься. Темп собственного времени такой системы на определенном этапе прироста гравитации может оказаться как повышенным, так и пониженным.

Сейчас важно признать следующее: у времени всего два основных (изначальных) свойства — это его направленность и его темп (скорость осуществления последовательных событий).

Именно эти свойства и возникают и существуют всегда в любой материальной среде. Не нужно никакой особой субстанции (ни материальной, ни внематериальной), чтобы в природе существовало время. Сама материя, само вещество самим фактом своего существования извечно и постоянно порождает временные свойства. Причинная последовательность взаимодействий в микромире обусловливает направленность времени, а энергетическая интенсивность этих взаимодействий — его темп.

Нет в мире времени как явления первичного и самодостаточного, есть разнообразнейшие проявления материи, порождающие временные свойства. Последовательно отстаивая реляционную концепцию времени, разобравшись в истоках его происхождения, можно ответить и на некоторые «вечные» вопросы.

Говоря о первоистоках происхождения времени и, в частности, о причине его однонаправленности, выводя эти основные положения (почти постулаты) из причинно-следственной последовательности движений-взаимодействий материи на микроуровне, я обязательно должна сказать о Готфриде Лейбнице. Три столетия назад он не только возражал против абсолютного времени Ньютона, но и утверждал, что направленность времени обусловлена существованием в Природе последовательности причин и следствий. Великолепное прозрение, которое, однако, Г. Лейбниц не развил... Вот как хорошо написал об этом проф. И. Новиков: «...от причинно-следственного порядка к порядку временному — это ясная и привлекательная идея. Не странно ли, что из нее не выросла, во всяком случае, до сих пор, физическая теория времени? Никаких возражений против нее, кажется, быть не может. Но и попытки развить или конкретизировать ее... не были сколько-нибудь результативными...» [5, с. 86-87].

В чем причина однонаправленности времени, т.е. почему время всегда «течет» от прошлого через настоящее к будущему?

Потому, что материя всегда в движении и движения-взаимодействия подчинены причинно-следственным зависимостям. В массовых природных явлениях следствия никогда не предшествуют причинам. Последовательность событий от причин к следствиям и определяет однонаправленность времени.

Почему время неоднородно?

Потому что интенсивность и энергонасыщенность всех движений-взаимодействий в общем случае различна в различных локальностях Вселенной. Потому что в каждой точке пространства различна напряженность гравитационного поля.

Когда и почему возникло время?

Время возникло вместе с возникновением материи — одномоментно. И если материи в виде вещества предшествовал безвещественный период, когда не было молекул и даже атомов, но были излучения, то и тогда уже существовало время. Время просто не могло не возникнуть, потому что временные свойства — это длительность событий, а длительность событий неотделима от материи и движений, порождающих взаимодействия. Взаимодействия вообще и в микромире в частности не происходят мгновенно. Им свойственна протяженность. Следовательно, время возникло потому, что событиям-взаимодействиям изначально присуща длительность.

Откуда втекает время?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Время ниоткуда не втекает в нашу Вселенную: ни из будущего, ни из прошлого, ни из других вселенных. Оно вообще не течет в узком понимании этого слова потому, что нет специфических потоков времени, а есть только последовательность и интенсивность взаимодействий, которые в различной степени изменяют темп времени различных систем. Время ниоткуда не втекает, но постоянно и непрерывно «течет» везде и всегда и на Земле, и в Космосе, и внутри каждого из нас.

Существует и «нигилистическая» концепция времени — полное отрицание времени как реального природного явления. Нет в такой концепции никакого времени — ни природной субстанции (материальной или внематериальной), нет и времени как вторичного проявления материи. Есть только время как придуманная людьми абстракция.

Итак, время, двулико и зависит как от внутренней энергии, так и от гравитационного состояния пространства, в котором находится тело.

Таким образом: взаимное превращение энергии и массы в любой материальной системе при больших и динамических скоростях протекания процессов неизбежно требует части энергии превращения на формирование нового собственного времени за счет деформации пространства.

Сторонники статической концепции утверждают, что во Вселенной (или ее части) одновременно существуют время настоящее, время прошлое и время будущее. Эта концепция еще более древняя, чем концепция динамическая. «Суть ее сводится к тому, что наше сознание, двигаясь вдоль своей мировой линии, «наталкивается» на различные события, встречается с ними; этот момент встречи и переживается нами как «настоящее время», или «теперь» [4, с. 61].

Завершая данную статью, сделаем главный вывод: физическая природа времени обусловлена первоистоками его происхождения. Время появляется, формируется и качественно изменяется, во-первых, под воздействием суммарных движений-взаимодействий материи на микроуровне, во-вторых, под воздействием гравитационного состояния пространства — изменения его метрики, обусловленного, в свою очередь, гравитационными отношениями материальных систем.

Реальное физическое время — это проявление и отражение энергетического состояния материи в гравитационном поле. Природа времени двулика, поскольку зависит от двух различных проявлений Вселенной, но она и двуедина, поскольку в каждой материальной системе и гравитация, и внутренняя энергия взаимно влияют друг на друга.

Сформулируем кратко основные свойства времени:

• Каждая материальная система Вселенной, в общем случае, обладает собственным временем.

• Собственное время каждой материальной системы является мерой гравитационного поля в локальности системы, мерой плотности внутренней энергии в этой системе и зависит от скорости ее движения относительно выбранной системы отсчета.

• Моменты времени в разноместных материальных локальностях Вселенной различны.

• Любая материальная система обладает как собственным временем, так и излучает и поглощает псевдопотоки времени, при этом условными носителями времени, т.е. псевдопотоками, являются материальные частицы и их совокупности, а также материальные поля, способные к взаимодействиям.

• Мощность воздействия псевдопотоков времени на материальную систему определяется параметрами «носителей времени» и характером их взаимодействия с частицами, полями и веществом системы.

• Элементарные частицы, обладая собственным темпом времени, одновременно являются и носителями иновременных псевдопотоков времени.

• Собственное время каждой системы тем более когерентно, т.е. едино и одинаково, чем однороднее гравитационное поле системы и чем ближе по величине плотность внутренней энергии всех подсистем.

• Псевдопотоки времени под действием определенных условий могут концентрироваться, например, в виде газоподобных подсистем, образуя неустойчивые равновесные структуры, способные кратковременно существовать со своим локально-когерентным временем, отличным от квазикогерентного времени системы.

• Собственное время элементарных частиц, несмотря на наличие у большинства из них массы покоя, слабо реагирует на слабые гравитационные поля типа земного.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

• Собственное время любой системы изменяется дискретно, минимальная величина изменения времени эквивалентна кванту энергии.

• Собственное время живых систем и псевдопотоки времени от них могут как независимо, так и по их воле ускоряться или замедляться в соответствии с изменениями плотности их внутренней энергии.

• Время любой материальной системы, и Вселенной в целом, не одинаково в прошлом, настоящем и будущем [2, с. 132-133].

И последнее. Время во Вселенной универсально по своей природе во всех ее локальностях. Оно везде одинаково зависит от состояния (кривизны) пространства и от физических процессов и их взаимодействий. Но время в каждой локальности имеет различную количественную величину — различный темп, и в этом смысле нужно говорить о неоднородности времени и можно — о некоторой изотропности времени в больших пространственных объемах. Мир действительно многомерный, но не за счет координат пространства, а за счет координаты времени [2, с. 134].

Список использованной литературы:

1. Белостоцкий Ю. Единая Основа Мироздания. - СПб.: Наука, 2000. С. 60-61.

2. Бич А.М. Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической сущности времени / А.М. Бич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. 132-134.

3. Копылов В. Некоторые соображения по вопросу времени // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. - СПб., 1991. С. - 329, 340.

4. Молчанов Ю. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Наука, 1997. - С. 11-12, 14-15, 61.

5. Новиков И. Куда течет река времени? - М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 86- 87.

6. Чернин А. Физика времени. - М., 1987. - С. 59-60.

© С Л. Громова, 2015

УДК 1.17.179.1

Г.М.Нуруллина

К.полит.н., доцент Кафедра массовых коммуникаций Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета г.Набережные Челны, Российская Федерация

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ МИССИОНЕРСКИХ НАЧАЛ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Автор, соглашаясь с тезисом Н.К. Михайловского о том, что «журналистика живёт не на воздухе, она живёт, когда живёт общество, и замирает - когда подрезаны корни жизни в обществе» [2, с.181], в продолжение его утверждает: и в переходном обществе, по всем законам социальной формы движения материи, в системе связей «пресса - социум» должен наличествовать постоянно действующий механизм нравственно-психологи-ческой корреляции.

Ключевые слова

Миссионерская роль, синкретизм этики и контрэтики массмедиа, саморегуляция, этическая

амбивалентность прессы, экономико-центрическая журналистика, профессиональный суд чести.

Современная отечественная политизированная журналистика, которую отличает этически-амбивалентный содержательный характер, нуждается в серьёзной коррекции всех исходных начал её деятельности, детерминированных принципами рыночного фундаментализма, взятого работниками прессы за духовно-практическую аксиому переходного этапа развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.