Научная статья на тему 'Основные способы пополнения фитонимической лексики алтайского языка'

Основные способы пополнения фитонимической лексики алтайского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морфологический способ / лексико-синтаксический способ / словообразование / фитонимическая лексика / продуктивные и непродуктивные аффиксы. / morphological method / lexical-syntactic method / word formations / phytonymic vocabulary / pro- ductive and unproductive affixes.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилова Р. В., Кергилова Л. А.

В статье выявлены морфологический (аффиксальный), лексико-синтаксический, лексико-семантический способы пополнения фитонимической лексики в алтайском языке, которые являются основными и весьма продуктивными. Они активно участвуют в живом процессе словотворчества, беспрерывно пополняя фитонимическую лексику алтайского языка новыми словами и формами, образованными от многочисленных и разнообразных основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN METHODS OF REPLENISHMENT PHYTONYMIC VOCABULARY OF THE ALTAI LANGUAGE

The article identifies morphological (affixal), lexical-syntactic, lexical-semantic ways to Supplement the phytonymic vocabulary in the Altai language, which are the main and very productive. They actively participate in the living process of word creation, constantly adding new words and forms to the phytonymic vocabulary of the Altai language, formed from numerous and diverse bases.

Текст научной работы на тему «Основные способы пополнения фитонимической лексики алтайского языка»

<<шушетим~^©у©ма1>#щ&3)),2©2© / PHILOLOGICAL sciences

УДК: 811.512.1

Гаврилова Р.В., Кергилова Л.А.

Горно-Алтайский государственный университ DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11712 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ ФИТОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ АЛТАЙСКОГО

ЯЗЫКА

Gavrilova R. V., Kergilova L.A.

Gorno-Altaisk State University

THE MAIN METHODS OF REPLENISHMENT PHYTONYMIC VOCABULARY OF THE ALTAI

LANGUAGE

Аннотация.

В статье выявлены морфологический (аффиксальный), лексико-синтаксический, лексико-семантиче-ский способы пополнения фитонимической лексики в алтайском языке, которые являются основными и весьма продуктивными. Они активно участвуют в живом процессе словотворчества, беспрерывно пополняя фитонимическую лексику алтайского языка новыми словами и формами, образованными от многочисленных и разнообразных основ.

Abstract.

The article identifies morphological (affixal), lexical-syntactic, lexical-semantic ways to Supplement the phy-tonymic vocabulary in the Altai language, which are the main and very productive. They actively participate in the living process of word creation, constantly adding new words and forms to the phytonymic vocabulary of the Altai language, formed from numerous and diverse bases.

Ключевые слова: морфологический способ, лексико-синтаксический способ, словообразование, фи-тонимическая лексика, продуктивные и непродуктивные аффиксы.

Keywords: morphological method, lexical-syntactic method, word formations, phytonymic vocabulary, productive and unproductive affixes.

Обогащение лексики через ее микросистем может происходить путем использования внутренних ресурсов языка, то есть путем образования новых слов, с помощью существующих в языке слов и словообразовательных элементов. Термины, обозначающие фитонимическую лексику алтайского языка могут образоваться следующими способами: морфологическим (аффиксальный), лексико-син-таксическим, лексико-семантическим.

Мoрфoлoгическoй см^б словообразования представляет собой создание новых слов путем сочетания морфем по определенным правилам в словесные единства. Существуют разные типы морфологического способа словообразования, например: фонетико-морфологический, аффиксальный и смешанный. В составе фитонимической лексики алтайского языка представлен только один тип - аффиксальный, относящийся к морфологическому способу словообразования. Этот способ словообразования в алтайском языке представляет собой образование новых слов при помощи аффиксов. Например: кара=гай «сосна обыкновенная», кыш=кын/толго=нок «пырей ползучий», ас=пак «тополь трясущийся», алау=уш/сыр=гак/аскыр=ак (тел.)/квг=ел (чалк.) «кукольник», сар=гай «саранка», балу=зын~балы=зын «багульник болотный», балтыр=ган «борщевик рассеченный», баш=тык «башмачок крупноцветковый», бел=е «рябина», быркыр=ууш «одуванчик лекарственный», ]алму=ур «полынь метельчетая», ]ылтыркай

баргаа (тел.) «полынь шелковистая», ]ыра=кы «белена черная», пвтег=ещ (чалк.) «живокость высокая», кабыш=кын «хвощ болотный», кайын=ат (а-к., туб.)/кош=мок (тел.) «костяника каменистая», ултар=мыш «осока», квбер=ген «лук скорода», кыл=быш «бадан толстолистный», соор=уш «котовник сибирский», каб=ыш~кав=ыш «рогоз широколистный», тел=ер «качим метельчатый», тер=гек «змееголовник», чаькыр=аш «синюха голубая», чаар=мак «осока безжилковая», чвлв=мв «орляк обыкновенный», чымыл=чы «льнянка обыкновенная» и др.

Лексико-синтаксический смгаб (лексика-лизация). В русистике под термином «лексико-синтаксическое словообразование» обычно подразумевают образование слитных сложных слов на базе непредикативных словосочетаний [ЛЭС, 1990]. В тюркологии под этим термином рассматривается лексикализация предикативных и непредикативных словосочетаний и возникновение в результате данного процесса сложносоставных и слитных сложных слов [Гарипов, 1959; Юлдашев, 1977].

В фитонимической лексике алтайского языка способом лексикализации образуются имена существительные, прилагательные, глаголы; в образовании каждой части речи наблюдаются специфические особенности.

Большинство сложносоставных существительных, созданных на базе словосочетаний, представляют собой различного рода термины, по своей структуре они выступают, как правило, в следующих моделях:

1) "имя прилагательное + имя существительное в осн.п." (I изафет - сочетание, где определяющее не имеет аффиксов родительного падежа, а определяемое не оформляется аффиксами принадлежности): агаш]иилек/уй квс «малина-обыкновенная», адару чечек «яснотка белая», ак баргаа^ыл-тыркай баргаа (тел.) «полынь шелковистая», ак ко-рон/койон кулак «панцерия серебристая», ак влву /эреске влву «пырей ползучий», ак терек «тополь белый, серебристый», алтын баш/бака чечек (а-к., тел.) «калужница болотная», алтай чалкан/кврек куйрук (тел.) «пустырник сизоватый», алтын та-зыл/сары тамыр (тел.) «золотой корень, радиола розовая», айу балтырган/суй палтырган (туб.)/ап-шак кобрак (кум.) «дудник лесной», айу сагал «красная щетка/радиола ярко-красная», ак тал/сары тал «ива белая», ап влву «дурман обыкновенный», ачу баргаа/ачу чапчан (тел.) «полынь холодная», ачу от «осот полевой», балыр чечек «вьюнок полевой», бертик влву «костенец северный», ]ерлик согоно/таш согоно/квв согоно «лук алтайский», ]ыду мажак «пахучеколосник душистый», ]ыраа чай «пятилистник кустарниковый», текте ]албырак/тату чечек «медуница мягень-кая», кату чечек «тысячелистник обыкновенный», кезеуи чечек «колокольчик», кили у чечек «анютины глазки», кой]иилек «земляника лесная», ейеле влву «хвощ», .¡ыду блбу/ачу блбу «полынь», орус чал-кан/кара чалкан «крапива двудомная» и т.д.

2) "имя существительное + имя существительное с аффиксом категории принадлежности" (II изафет - характеризуется притяжательным оформлением определяемого при отсутствии аффикса родительного падежа у определения): шалганак энези (чалк.) «глухая крапива», пага квзи (чалк.) «калужница болотная», апшыйак кулагы «недоспелка,ка-калия копьевидная», апшыйак сыгазы (телеут.) «василисник желтый», ]ол оды «подорожник большой», куманак сабы «княженик сибирский», шай

улы (чалк.) «лабазник вязолистный», каргаа квзи «вороний глаз четырехлистный», кудай тай-агы/тарбаган коты «зопник клубеносный», ньемжи пажы/камок пажы (чалк.) «хохлатка крупноприцветниковая», бвре чылбаазы~бвр£ шылбаазы (туб.)/мфв ]еглеги (чалк.) «волчник, волчеягодник обыкновенный», кем квзи/кен кезе-нези (чалк.) «купальница азиатская», сай оды «мать и мачеха обыкновенная», саа уыс чечеги «скерда сибирская», койон седи «молочай желтеющий», таг ]ергебежи (чалк., туб.) «борец вьющийся», ит то-ланазы (чалк.) «жимолость алтайская», чычкан ]астыгы «смолевка вздутая» и др.

2) "имя существительное + имя существительное с аффиксом категории принадлежности" (III изафет - ссочетание определения в родительном падеже с притяжательно оформленным определением): квректиу влвуи «мятлик луговой», кврмвстиу квнвги^ыланнын уйазы (туб.)/талта-рактыу баштыгы (чалк.)//ыланнын казаны (чалк.) «башмачок крупноцветковый», jердин согонозы «лук алтайский», кеекти у чечеги/кеекти у сопогы «сон трава, подснежник», кеекти у jажы «касатик русский», кеекти у таманы/кеекти у баш-магы/кеектин кооконогы «башмачок настоящий», бврениу jиилеги~морени у jиилеги/кврмвстиу ий-нези/мврениу тили (туб.) «волчник, волчеягодник обыкновенный», jенести у jиилеги «брусника обыкновенная», тегенекти у jиилеги/кврмвсти у jиилеги (туб.) «боярышник кровавокрасный» и др.

Лексико-семантический способ

словообразования. Данный способ представляет собой образование нового слова, новой материальной лексической единицы путем семантического расщепления одного слова на омонимы. Основным условием лексико-семантического словообразования является появление омонимов на базе какого-либо слова. Таким путем в языке появляются две материальные единицы - старое слово с прежним значением и новое слово с новым значением (см. таблицу №1).

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / РШШШвГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

Табл.№1.

Основное значение Название растения

койон кулак «заячьи уши» койон кулак «панцерия серебристая»;

бака квзи «лягушачьи глаза» бака квзи «калужница болотная»

ай «луна» ай «лилия кудреватая, саранка»

баштык «мешок» баштык «башмачок крупноцветковый»

менде бала «ребенок с родинкой» менде бала «бедена черная»

]алмуур «веник, метла» ]алмуур «полынь метельчатая»

]ыракы «чугунный кувшин» ]ыракы «белена черная»

]ылан квс «змеиный глаз» ]ылан квс «незабудка болотная»

ийт таман «собачья подошва» ийт таман «плаун годичный»

ийт тырмак «собачьи когти» ийт тырмак «липучка оттопыренная»

казан «котёл» казан «белокрыльник болотный»

каргаа квзи «вороньи глаза» каргаа квзи «вороний глаз четырехлистный»

ултармыш «стелька для обуви (из травы-ковыль,

не пропускающая влагу или стелька из войлока, кожи)» ултармыш «осока»

кулун куйрук «хвост жеребенка» кулун куйрук «хвощ полевой»

мврениутили (туб.) «волчий язык» мврениу тили «волчник, волчеягодник обыкно-

венный»

твв куйрук «верблюжий хвост» твв куйрук «карагана гривастая»

чочко кулак «свиньи уши» чочко кулак «лопух войлочный»

кендир «верёвка, сделанная из стебля конопли» кендир «конопля»

чычкан таман «мышиная подошва» чычкан таман «лапчатка шелковистая»

Перечисленные выше способы словообразования (лексико-семантический, лексико -синтаксический и морфологической способы) связаны с понятиями словообразовательного типа, словообразовательного разряда и словообразовательной модели.

Словообразовательный тип - это модель образования производных слов (в широком понимании) определенной семантико-структурной группы.

По мнению И. Г. Милославского [2011], Словообразовательный тип характеризуется единством трех измерений: 1) общностью словообразовательно-разрядного значения, 2) единством лексико-грамматической и структурной характеристики производящей основы (принадлежностью одноструктурных слов, скрепленных общностью семантики, к определенной части речи), 3) тождеством словообразующего форманта. Замена любого из этих трех измерений каким-либо другим влечет за собой переход к иному словообразовательному типу. К одному и тому же типу относятся, например, такие алтайские слова, как чеч=ек «цветок», тер=ек «тополь», ]едер=ек (чалк.) «тополь черный», «осокорь», керен=ек «марь белая», «лебеда» и др. В приведенных примерах все три измерения совпадают: все эти слова имеют один и тот же словообразовательный аффикс =ек, и объединены общей семантикой - «названия фитонимов», то есть они имеют общность словообразовательно-разрядного значения и, наконец, все они отличаются единством лексико-грамматической и структурной характеристики производящей основы.

Совокупность семантически однородных словообразовательных типов в рамках определенной части речи образует словообразовательный разряд, например, а) словообразовательный разряд

названий растений, выделяемые по цвету: ак-бай~акбагай (от ак «белый»+бай^-акбай) «ромашка луговая», боронот (от боро «се-рый»+н+от^- боронот) «смородина», карагай (от кара «черный»+гай^-карагай) «сосна», кара-гат/квкпвс (чалк., кум. от кара «черный»+гат^-ка-рагат/кок «синий»+пос^-квкпвс) «черника обыкновенная», квкбаш (от кок «синий»+баш^квкбаш) «герань луговая», квктаман (кок от «синий»+та-ман^квктаман) «подснежник, сон трава», кы-зылгат (от кызыл «красный»+гат^кызылгат) «кислица» и т.п.; б) словообразовательный разряд названий растений по форме и виду: баштык (от баш «голова»+тык^-баштык) «башмачок крупноцветковый», балтырган (от балтыр «игры (ног)»+ган^балтырган) «борщевик рассеченный, пучка», чымылчы (от чымыл «муха»+чы^чы-мылчы) «льнянка обыкновенная», айдус (от ай «луна»+дус^-айдус) «девясил высокий», беле (от бел «спина»+е^-беле) «рябина сибирская», квзин (от кос «глаза»+ин^-козин) «бодяк съедобный», топчылай (от топчы «щговица»+лай^-топчылай) «лжеводосбор мелколистный» и т.п.

Совокупность всех словообразовательных типов, разрядов в рамках отдельно взятой части речи образует словообразовательный класс. В языке можно выделять словообразовательный класс глаголов, существительных, прилагательных и др. Поскольку в области фитонимической лексики алтайского языка, в основном, представлены имена существительные и образованные от них прилагательные, мы будем рассматривать словообразовательные классы имен существительных и прилагательных.

Словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая обобщенным лексико-

категориальным (десигнативным) значением и способная наполняться различным лексическим материалом.

Для установления словообразовательных моделей какого-либо языка необходим анализ лексики этого языка по непосредственно составляющим (НС). «Членение морфемной структуры слова по непосредственно составляющим имеет те преимущества перед традиционным анализом морфологического строения слова, что в отличие от последнего анализ по непосредственно составляющим дает не только линейную картину морфемного строения слова, но и выявляет нормы словообразования, расчленяет целое и одновременно устанавливает принципы синтезирования и моделирования» [Кумаков: 1963, 117].

М. Д. Степанова, применяя анализ слов по непосредственно составляющим (НС) для моделирования словообразования в немецком языке, выявляет 13 основных моделей словообразования [1968, 114-115]. Мы опираемся на условные обозначения М. Д. Степановой, необходимые для представления моделей словообразования в фитоними-ческой лексике алтайского языка: L1 - первичная основа, то есть основа анализируемого слова; L2 -вторичная основа, то есть основа, входящая в состав первичной основы; DS - словообразовательный (деривационный) элемент и r - «остаточный» элемент, «пустой морф».

При членении основы слова на непосредственно составляющие М. Д. Степанова считает необходимым учитывать следующие критерии: соответствие L2 релевантной словообразовательной модели; соответствие L1 основе самостоятельно функционирующего слова...; мотивированность слова (хотя бы относительную), иногда -грамматические особенности слова [1968, 116].

Необходимость учета названных критериев связано с тем, что, членение на непосредственно составляющие существительных путем добавления которого к основам глаголов образуются названия растений, выраженных основами глаголов. Ср.:, например, имя существительное быркырууш «одуванчик лекарственный», образованное от основы глагола быркыр= «брызгать» с помощью аффикса =ууш ,имя существительное ]алмуур «полынь метельчатая», образованное от глагола jama= «мести, подметать» + афф. =уур; существительное та-раат «эфедра двухколосковая», образованное от глагола тара= «чесать, расчесывать» + аффикс =ат; существительное тарсылдаак «мальва, просвирник низкий», образованное от глагола тар-сылда= «трещать, издавать звук» + афф. =ак; существительное тергек «змееголовник Руйша», образованное от глагола тер= «складывать, завернуть» + афф. =гек и т.п. Все названные существительные членятся на две непосредственно составляющие: основа глагола и словообразующий аффикс.

Однако при анализе слов на непосредственно составляющие необходимо всегда помнить, что членение на непосредственно составляющих двуморфемных основ, выделенных после отсечения грамматического отрезка, состоит только из

одной ступени: при совпадении непосредственно составляющих и морфем анализ заканчивается. Однако первичная основа (L1) в составе вторичной основы (L2) сама может оказаться вторичной по отношению к другой первичной и т.д. В таком случае анализ по непосредственно составляющим становится многоступенчатым. При его выполнении следует особенно четко придерживаться названных выше критериев.

Анализируя фитонимическую лексику алтайского языка с точки словообразования по методу непосредственно составляющих, мы выявили следующие основные словообразовательные модели:

Модель I: L1 - корневая основа. В составе фи-тонимической лексики алтайского языка обнаружено и подвергнут анализу большое количество корневых слов. Данное обстоятельство связанно, видимо, с тем, что фитонимическую лексику в основном составляют слова, обозначающие предметы первой необходимости для существования носителей данного языка и входящие в основной словарный фонд этого языка. Это такие лексемы, как, например: агаш «дерево», jodpo «черемуха», кайын «береза», влвн «трава», мвш «кедр», чиби «ель сибирская», тал «ива», кендир «конопля», ар-тыш «можжевельник» и т.д.

Вторая словообразовательная модель, которую мы выявили в результате анализа по непосредственно составляющим - это модель безаффиксно-производной основы. Эта модель имеет два варианта: 1) L1+L1; 2) L1+L2+DS.

1. В составе фитонимической лексики этот вариант мы имеем в тех случаях, когда название цвета ^ название фитонима из этого цвета. Например, ак тал/сары тал «ива белая», ак баргаа (букв. : белая полынь) «полынь шелковистая», ак влвн1 (букв.: белая трава) «пырей ползучий», ак терек (букв. : белый тополь) «тополь белый/серебристый», сары тамыр (букв. желтая родиола) «родиола розовая», керен кат (букв. : коричневая ягода) «смородина», кызыл быдыруш (букв. красная кровохлебка) «кровохлебка лекарственная» и т.д. в значении «названия фитонимов, выделяемые по цвету»; название запаха, вкуса и т.д. ^ название фитонима по запаху, вкусу и т.д., например: ачу баргаа/ачу чапчан (букв. : горькая полынь) «полынь холодная», jbгду влвн (букв.: пахучая трава) «полынь»,jыдумажак (букв. : пахучий колос) «пахучеколосник душистый», тату чечек/мвт влвн (букв.: сладкий цветок) «медуница мягенькая» и т.п. в значении «название фитонимов по цвету и запаху». В составе фитонимической лексики алтайского языка очень мало слов, образованных по данному варианту.

Первый вариант второй модели мы имеем также и при образовании новых слов путем переосмысления уже существующих в языке слов и при формировании омонимов, то есть при лексико-се-мантическом способе словообразования по терминологии В. В. Виноградова. Например, ай «луна» и ай «лилия кудреватая, саранка», баштык «мешок» и баштык «башмачок крупноцветковый»,

<<шушетим~^©у©ма1>#щ&3)),2©2© / PHILOLOGICAL sciences

jалмуур/jамду «веник, метла» и jалмуур/jамду «полынь метельчатая», jыракы «кувшин» и jыракы «белена черная», казан «котел» и казан «белокрыльник болотный» и т.д.

2. При втором варианте II модели во вторичную основу включается грамматический отрезок, то есть какое-либо изменяемое слово переходит в другую часть речи в какой-либо своей форме. В составе фитонимической лексики алтайского языка этот вариант второй модели словообразования представлен именами существительными, образованными от основ глаголов путем добавления различных аффиксов: тер=ек «тополь», тер=гек «змееголовник Руйша», быркыр=ууш «одуванчик лекарственный», тара=ат «эфедра двухколосковая», тарсылда=ак «мальва, просвирник низкий».

Эта модель является в алтайском языке одним из основных способов словообразования. Таким образом, аффиксальное словообразование является продуктивным способом обогащения словарного состава алтайского языка в целом и фитонимиче-ской лексики.

Как средства словообразования, так и формообразовательные средства, характеризуются критерием продуктивности и непродуктивности, то есть тех или иных аффиксов активно производить новые слова и формы или, наоборот, неспособности их к этому. В соответствии с этим в данной работе устанавливаются два главных типа аффиксов: продуктивный и непродуктивный.

Продуктивные аффиксы. Продуктивные аффиксы активно участвуют в живом процессе словотворчества, пополняя словарь новыми словами и формами, образованными от многочисленных и разнообразных основ. В составе фитоними-ческой лексики алтайского языка можно выделить следующие наиболее продуктивные аффиксы:

1. Аффикс =ган с его фонетическими вариантами =ген, =кан//=кен, =кын//=кин. С помощью этих аффиксов от основ глаголов и существительных, образуются имена существительные, обозна-чающиеназвания фитонимов, например: бал-тыр=ган «борщевик рассеченный, пучка», сыл=ган «хвощ болотный», казыл=ган «смородина темнопурпуровая», кеер=ген «клопогон вонючий», кый=ган «осока», квбер=ген «лук скорода», ма-дыш=кан «обманчивоплодник изящный», свуес=кен «таволга средняя», кабыш=кын «хвощ болотный» мешок', jыш=кын «ревень алтайский», кадыш=кын «солодка уральская» и т.д.

2. Аффикс =зын, =сын также служит для образования имен существительных от основ существительных и прилагательных. С помощью этих аффиксов также образуются названия фитонимов, например: балу=зын «багульник болотный», са-рап=сын «ревень алтайский», квгв=зин «бодяк съедобный», кулу=зын «чий блестящий», jылу=зын «мирикария прицветниковая» и т.п.

3. Аффикс =а, =е, =о, = в также служит для образования имен существительных от основ существительных и прилагательных. С помощьюэтих

аффиксов также образуются названия фитонимов, например: бел=е «рябина», табан=а «кубышка малая», квг=в «камыш озерный», чын=а «чина клубневая» и т.п.

4. Аффикс =к с его фонетическими вариантами =ак, =ек, =ык, =ик, =ок. По мнению Н. А. Баскакова [1965], Т. М. Гарипова [1959] и др., аффиксы =ак, =ек, =ык, =ик, =к представляют собой самостоятельные аффиксы, которые произошли от аффиксов =гак/=как. Эти аффиксы, как правило, присоединяются к глагольным основам и образуют названия фитонимов: чеч=ек «цветок» (от основы глагола чеч= «развязывать, расстегивать» + афф. =ек), акса=к «орляк обыкновенный» (от основы глагола акса= «хромать» + афф. =к), тер=ек «тополь» (от основы глагола тер= «собирать» + афф. =ек), аскыр=ак «чемерица Лобеля, кукольник» (от основы глагола аскыр= «чихать» + афф. =ак), тар-сылда=ак «мальва, просвирник низкий» (от основы глагола тарсылда = «трещать, щелкать, издавать стук, грохот» + афф.=ак) и т.п.

Мы проанализировали продуктивные аффиксы имен существительных в составе фитоними-ческой лексики алтайского языка. Некоторые аффиксы, продуктивные в алтайском языке в общем плане, в составе фитонимической лексики оказались непродуктивными. Так, например, продуктивный аффикс =аш//=еш, =уш//=еш, которые образуют имена существительные от основ существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением представлен только в одном слове: чанкыр=аш «синюха голубая» (от основы прилагательного чанкыр= «голубой» + афф. =аш).

Непродуктивные аффиксы. Непродуктивные аффиксы - это аффиксы, которые встречаются в очень немногих словах, иногда даже в единичных случаях, и с помощью которых уже не образуются новые слова. В составе фитонимической лексики алтайского языка к непродуктивным аффиксам относятся такие аффиксы, как:

1. =гак//=гек с различными фонетическими вариантами, например, сыр=гак «чемерица Лобеля, кукольник», тПр=гек «змееголовник Руйша». С помощью этих аффиксов от основы глаголов образовались имена существительные.

2. Продуктивный аффикс =гай//=кай в составе фитонимической лексики алтайского языка оказался непродуктивным. Анализ языкового материала показывает, что аффиксы =гай//=кай образуют имена существительные, например, сар=гай «лилия кудреватая, саранка», кара=гай «сосна обыкновенная», jылтыр=кай баргаа «полынь шелковистая».

3. Несколько имен существительных в составе фитонимической лексики образовано с помощью аффикса =ат//=ет, например, булан=ат «хаме-рион, иван-чай узколистный», кайын=ат «костяника каменистая» и др.

Еще менее продуктивны в алтайском языке аффиксы =мыш, которые широко употребляются в огузских языках (представляет показатель причастия прошедшего времени), например,

тар=мыш~ултар=мыш «осока»; аффикс =чы//=чи, например, чымыл=чы «льнянка обыкновенная», аффикс =лык//=лик, например,]ер=лик согоно «лук алтайский».

Об ээтимологии аффикса =лык//=лик имеется несколько точек зрения. Например, Н. А. Баскаков [1965] возводит к самостоятельному слову: тюркский ¡ык - Ш, возможно, связан с самостоятельным словом Нк, встречающимся в новоуйгурском и в других языках в значении «обильный, полный».

Мы рассмотрели продуктивные и непродуктивные аффиксы имен существительных в составе фитонимической лексики алтайского языка, в основном это аффиксы, при помощи которых от глаголов образуются имена существительные, и несколько имен прилагательных, образованных от имен существительных, и глаголов из числа слов фитонимической лексики.

Следующая словообразовательная модель -это модель парных слов. Парные слова широко распространены во всех тюркских языках. Им посвящены специальные исследования (Абдурахманов, 1975; Кайдаров, 1957; Орузбаева, 1958; Ахтямов, 1996; Миргалеев, 2002; Ондар, 2004). Н. Абдурахманов, говоря о возникновении парных слов, пишет, что «парные слова возникли на базе простых слов. Лексемы парных слов, прежде чем объединиться, прошли длительный исторический путь развития. Причем парные слова прямо не восходят к простым словам. На базе простых слов сначала возникали повторные слова, которые послужили основой для образования парных слов. Модели образования повторов сыграли определяющую роль в формировании парных слов как самостоятельного разряда лексических единиц с обобщенным значением множественности, соотносительным с грамматическим значением суффикса =лар» [Абдурахманов, 1975].

В парные слова могут объединяться не всякие лексемы, а только такие лексемы, которые являются однородными как в морфологическом, так и в семантическом отношении. Следовательно, компонентами парных слов могут быть только такие слова, которые, с одной стороны, относятся к одной и той же части речи, с другой стороны, являются по своему смыслу очень близкими, чаще всего, это синонимы, реже - антонимы.

Парные слова отличаются от сложных слов также и тем, что связь между компонентами у парных слов копулятивная, тогда как у сложных слов эта связь является детерминативной, т.е. если компоненты сложных слов связаны между собой подчинительной связью; если один компонент зависит от другого, то у парных слов компоненты равноправны. «Копулятивными композитами в лингвистике принято называть такие сложные образования, члены которых занимают равноправные позиции в их составе и находятся в независимых друг от друга отношениях» [Кай-даров, 1957, 39-40]. Синтаксическое равноправие компонентов парных слов определяется их семантически независимым положением.

Таким образом, парные слова отличаются от простых и сложных слов, а также и от словосочетаний как с морфологической, так и с семантической точек зрения. Парные слова обозначают новые понятия и обогащают словарный состав языка новыми лексическими единицами.

В составе фитонимической лексики алтайского языка нами обнаружено большое количество парных слов, у которых оба компонента имеют самостоятельные значения: адару-чечек «яснотка белая» (букв: «пчела-цветок»), ай-чечек «кукушник» (букв: «луна-цветок»), айу-тазыл «солодка уральская» (букв: «медведь-корень»), ат-арчын «можжевельник ложноказацкий» (букв: «лошадь-можжевельник») и т.п.

Мы проанализировали способы обогащения фитонимической лексики алтайского языка - ее словообразовательные модели и установили, что в состав фитонимической лексики входят корневые непроизводные слова, которые имеют модель нулевой аффиксации и производные слова, образованные с помощью аффиксов, при этом нами установлены продуктивные и непродуктивные аффиксы имен существительных, прилагательных, а также парные слова, которые обозначают новые понятия и обогащают словарный состав языка новыми лексическими единицами.

Издание подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18312-00060/19 мола

Список литературы

1. Абдурахманов Н. Парные слова в тюркских языках.: Автореф. дис. докт. филол. наук. - Алма-Ата, 1975. - 66 с.

2. Ахтямов М.Х. Структура слова в современном башкирском языке: автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.02 / Башкирский гос. ун-т.- Уфа, 1996.- 97 с.

3. Баскаков Н.А. Порядок и иерархия аффиксов в основе слова в тюркских языках. // Морфологическая типология и проблема классификации языков. - М., Наука, 1965. - С. 121-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гарипов Т.М. Башкирское именное словообразование. -Уфа, 1959.-С. 173-197.

5. Кайдаров А. Т. Парные слова в современном уйгурском языке. -Алма-Ата, 1958. - 168 с.

6. Кумаков М.А. О соотношении морфемного строения слова и словообразования. Л., 1975.

7. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. Ярцевой В.Н. - М., 1990.

8. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Либро-ком, 2011.

9. Миргалеев Р.М. Парные слова в татарском языке: Лексико-семантический и стилистический аспекты: автореферат дисс.: 10.02.02.- Уфа, 2002.

10. Ондар Н.М. Парные слова в тувинском языке: автореферат дисс.: 10.02.02 Кызыл, 2004.

11. Орузбаева Б.О. Словообразовательные аффиксы в киргизском языке. Фрунзе, 1958.

12. Степанова М.Д. Словообразование современного немецкого языка. — М.: Наука, 1953. — 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.