Научная статья на тему 'Основные рубежи становления и перспективы развития кафедры экономической социологии и маркетинга'

Основные рубежи становления и перспективы развития кафедры экономической социологии и маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА / МАРКЕТИНГ / ECONOMICAL SOCIOLOGY / SOCIOLOGY OF WORK / MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исправникова Наталия Револьдовна

Статья посвящена истории становления кафедры экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В ней подведены итоги двадцатилетней деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры, определены приоритетные направления ее учебно-методического и научно-исследовательского развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main stages of development and prospects of progress of department of economic sociology and marketing

This article is devoted to the history of foundation of department of economic sociology and marketing on the sociological faculty of Lomonosov Moscow State University. This article contains summarization of ten-year work of department, and determines the prior lines of development in areas of study and science.

Текст научной работы на тему «Основные рубежи становления и перспективы развития кафедры экономической социологии и маркетинга»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 2

Н.Р. Исправникова, докт. экон. наук, проф., зав. кафедрой экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

ОСНОВНЫЕ РУБЕЖИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И МАРКЕТИНГА

Статья посвящена истории становления кафедры экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В ней подведены итоги двадцатилетней деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры, определены приоритетные направления ее учебно-методического и научно-исследовательского развития.

Ключевые слова: экономическая социология, социология труда, маркетинг.

This article is devoted to the history of foundation of department of economic sociology and marketing on the sociological faculty of Lomonosov Moscow State University. This article contains summarization of ten-year work of department, and determines the prior lines ofdevelopment in areas of study and science.

Key words: economical sociology, sociology of work, marketing.

Основа современной кафедры экономической социологии и маркетинга была заложена в 1989 г. образованием кафедры социологии труда и трудовых коллективов. За свою двадцатилетнюю историю (кафедра является одной из пяти старейших кафедр социологического факультета) она пережила три реорганизации, которые были обусловлены, с одной стороны, динамичным изменением социологической науки на рубеже ХХ—ХХ1 вв., а с другой — сопряжены с изменением политики социологического факультета по открытию новых специальностей "Маркетинг" и "Менеджмент" и усовершенствованию действующих учебных планов и программ подготовки специалиста-социолога в ответ на изменения структуры спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг в России.

В момент своего создания кафедра социологии труда и трудовых коллективов под руководством первого заведующего кафедрой профессора Н.И. Дряхлова (1989—1996) объединила ведущих представителей научного сообщества с философского и экономического факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, занимавшихся проблематикой социально-трудовых отношений, что позволило ей внести значительный вклад в институционализацию социологии труда в России. Профессор-

* Исправникова Наталия Револьдовна — ispravnikova@socio.msu.ru

ско-преподавательским составом кафедры были разработаны и внедрены в учебный процесс основной курс по социологии труда, спецкурсы и спецсеминары, многие из которых востребованы до сих пор, были выпущены в свет одни из первых в России учебников и учебных пособий по социологии труда. Фактически в этот период были сформированы приоритетные для кафедры направления исследования в рамках социологии труда: отраслевое и региональное разделение труда, изучение профессий и профессиональной структуры общества, рынка труда и занятости, социально-трудовых отношений, трудовых конфликтов, трудового поведения и социальных механизмов его регуляции и др., которые коллектив кафедры развивает до сих пор. При этом следует отметить, что они не только не потеряли своей актуальности, а стали еще более востребованными в связи со значительной модернизацией трудовой сферы в современных условиях.

Второе преобразование кафедры проводилось под руководством профессора А.С. Панкратова (1996—2004) и было связано с объединением существующих в структуре социологического факультета кафедр экономической социологии и социологии труда в 1999 г. и образованием единой кафедры экономической социологии и социологии труда. Такое объединение было вызвано становлением и развитием новой отрасли социологического знания — экономической социологии, которая в современных условиях в силу более широкого подхода интегрирует в себе основные направления исследования, традиционно до этого относившиеся к социологии труда.

В целом появление экономической социологии было вызвано необходимостью преодолеть ограниченность экономического и социологического подходов к анализу экономической сферы общества, формированием междисциплинарного направления исследования, способного обогатить как экономическую науку, так и социологию. Для первой эконом-социолог нужен для того, чтобы расширить горизонты экономического мышления, преодолеть узость подхода, когда экономисты, создавая теоретические модели, жертвуют сложностью и многообразием неэкономического мира. Экономическая социология позволяет выработать новый взгляд на экономические процессы, что обеспечивается применением социологических методов. Для социологии данное научное направление продуктивно тем, что позволяет показать, что не только методология социологических исследований может быть применима к анализу экономики, но и наоборот — экономические подходы могут быть эффективно использованы в социологии.

Именно этот концептуальный подход, в рамках которого экономическая социология рассматривается как самостоятельная научная отрасль социологического знания, а ее предметом исследования являются законы становления, функционирования и развития

системы отношений между людьми, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления), разделяется и пропагандируется коллективом кафедры.

Реорганизация кафедры экономической социологии и социологии труда в этот период дала ей возможность стать одним из ведущих центров, занимающихся экономико-социологической проблематикой, внести вклад как в развитие теории и методологии экономической социологии, так и в разработку таких актуальных проблем, как исследование трансформации собственности в современной России и ее социально-экономических последствий, изучение неформальной экономики, влияния государства на развитие экономики и общества, как в развитых странах, так и в странах с транзитивной экономикой.

Александру Степановичу Панкратову удалось создать уникальный коллектив кафедры, один из наиболее представительных на социологическом факультете (в коллективе кафедры шесть штатных профессоров, докторов наук), который функционирует до сих пор. При этом необходимо отметить тот факт, что это было сделано не за счет привлечения внешних специалистов, а за счет роста собственного интеллектуального потенциала кафедры. В этот период пять сотрудников кафедры защитили докторские диссертации по специальности 220003 — "Экономическая социология и демография".

Третья реорганизация (в кафедру экономической социологии и маркетинга), которая проводилась вместе с коллективом кафедры при непосредственном участии автора данной статьи, была проведена в 2005 г. и была вызвана несколькими причинами. Во-первых, на тот момент назрела необходимость вдохнуть новый импульс в развитие кафедры, более полно использовать ее кадровый потенциал.

Во-вторых, реорганизация стала следствием того, что современная российская экономика испытывает необходимость в специалистах, способных разрабатывать и реализовывать аналитические, стратегические, управленческие и коммуникационные задачи для обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия на основе гармонизации интересов потребителей, предприятия и общества в целом в условиях конкурентной среды, что невозможно сделать без ориентации содержания программы обучения такого специалиста на маркетинг как интегрированную социально-экономическую дисциплину

В-третьих, реорганизация была связана с объективной тенденцией со стороны теории маркетинга, перспективы развития которой в современных условиях российская и зарубежная научная общественность связывает с экономико-социологическим подходом,

способным преодолеть ограниченность традиционного подхода экономической теории к объяснению реальных рыночных процессов и отразить во всем многообразии современные проблемы, связанные с формированием и продвижением товаров и услуг для конечных потребителей, создать принципиально новый взгляд на организацию маркетинговой деятельности в современной сверхсложной турбулентной внешней среде. Большинство современных исследований в маркетинговой сфере ведутся на стыке экономики и социологии с активным применением методов и методик социологии. Именно это предопределило необходимость открытия на базе социологического факультета новой специальности — "Маркетолог", в качестве ведущей кафедры по этой специальности была выбрана кафедра экономической социологии.

В 2005 г. коллектив кафедры принял участие в разработке и дальнейшей реализации учебного плана по специальности 061500 "Маркетинг". Преследуя эту цель кафедра проделала большую работу. Так, предложенные в учебном плане направления специализации — 1) "Маркетинг в сфере товаров и услуг", 2) "Организация маркетинговой деятельности на предприятии" и 3) "Промышленный маркетинг" — были выбраны с учетом опыта маркетинговых специализаций ведущих вузов по данной специальности — Государственного университета управления и Московского государственного университета коммерции, а также других вузов Москвы, осуществляющих образовательную деятельность по данному направлению, и, что самое главное, сформированы с учетом специфики социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

При выборе направлений специализации упор делался на нахождении и разработке таких дисциплин специализации, которые бы обеспечивали выпускникам-маркетологам социологического факультета явные конкурентные преимущества при трудоустройстве. Поэтому в рамках учебного плана был существенно расширен спектр общепрофессиональных дисциплин (вузовский и региональный компоненты) за счет введения экономической социологии, методики и методологии социологических исследований, практикума по ММСИ, что способствует лучшей практической подготовке студентов к проведению маркетинговых исследований (и мало используется в других вузах) и существенно расширяет теоретическую базу маркетинга, способствует подготовке специалистов, способных внедрять на российских предприятиях принципы социально ответственного маркетинга. Таким образом, предложенный учебный план направления специализации составлен с учетом требований рынка, который в последние годы испытывает возросшую потребность в специалистах маркетологах с опытом организации и проведения маркетинговых исследований. Кроме того, существенно расширилась сфера применения маркетинга на промышленных предприятиях.

Внедрение новой специальности способствовало и тому, что коллектив кафедры в научном и учебно-методическом плане стал быстрее реагировать на существенное расширение поля своего базового направления — экономической социологии. В настоящее время предметом социально-экономического анализа все чаще становятся такие важные сферы экономической деятельности, как страхование, банковская сфера, фондовый рынок, менеджмент и др. За последние три года разработаны и внедрены в учебный процесс принципиально новые дисциплины — социология страхового рынка, социология банковской системы, социология потребления, социология предпринимательства и др.

В настоящий момент главной целью кафедры является подготовка квалифицированных социологов-экономистов, маркетологов и менеджеров, обладающих способностью быстро и эффективно решать конкретные социальные проблемы в различных областях экономики и управления, умеющих применять различные социологические инструменты и методы при решении возникающих перед ними практических проблем, обладающих возможностью гибкой переквалификации в соответствии с изменениями структуры спроса на рынке труда.

В этой связи основной задачей, стоящей перед коллективом кафедры, является научно-методическое, практическое, информационное и кадровое обеспечение подготовки специалистов в области знаний по экономической социологии и маркетингу, необходимое для формирования компетенций в их профессиональной деятельности. Как руководитель кафедры считаю, что коллектив кафедры успешно справляется с решением поставленных перед ним задач. В настоящий момент сотрудники кафедры обеспечивают преподавание 41 курса по основным дисциплинам и дисциплинам специализации для специальностей "Социология", "Маркетинг", "Менеджмент" и "Организация работы с молодежью", а также 12 спецкурсов и спецсеминаров. При этом следует отметить, что обеспечение специальности "Социология" происходит целиком за счет штатных специалистов кафедры, формируется на базе разработанных основных курсов и логически выстроенных спецкурсов и спецсеминаров, дополняющих и раскрывающих проблематику основных курсов, что позволяет выпускать квалифицированных, эрудированных специалистов по экономической социологии. Несомненны заслуги кафедры и в деле обеспечения специальностей "Маркетинг" и "Менеджмент", часть базовых дисциплин которых обеспечиваются штатными преподавателями кафедры и органично дополняются привлечением высококвалифицированных маркетологов-практиков, известных в научной среде теоретиков маркетинга (среди них есть члены Гильдии маркетологов) и признанных консультантов в маркетинговой сфере.

Профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 26 кандидатов и докторов наук, из них 15 являются штатными сотрудниками Московского университета. Они обеспечивают обучение специализирующихся на нашей кафедре 225 студентов, из них 36 студентов третьего—шестого курсов, обучающихся по специальности "Социология", 59 студентов третьего—пятого курсов — по специальности "Менеджмент" и 130 студентов первого—четвертого курсов по специальности "Маркетинг". Кроме того, на кафедре проходят обучение 50 иностранных студентов: 35 бакалавров и 15 магистров.

За последние два года кафедра значительно продвинулась в области учебно-методического обеспечения учебного процесса: изданы учебники и учебные пособия по основным курсам "Экономическая социология", "Экономическая теория", "Маркетинг", "Социология труда", разработаны и ежегодно обновляются учебно-методические комплексы по всем читаемым курсам, спецкурсам и спецсеминарам. Кафедра активно внедряет в учебный процесс электронные презентации курсов, разрабатывает бизнес-игры и методические материалы для лекций и семинаров. Специалисты, привлекаемые кафедрой для обеспечения учебного процесса по специальности "Маркетинг", имеют оригинальные авторские методики по различным направлениям маркетинга. Например, доктор экономических наук, профессор Б.Е. Токарев — признанный специалист в области организации маркетинговых исследований и методах сбора и использования маркетинговой информации; доктор экономических наук, профессор Т.Г. Философова имеет передовые разработки по инновационному маркетингу, прошедшие апробацию и в российских, и в зарубежных условиях. Активно используются в методическом обеспечении учебного процесса работы по управлению маркетингом и коммерческой деятельностью доктора экономических наук, профессора Д.А. Шевченко; по информационным системам маркетинга и проектированию программного обеспечения маркетинговых исследований — кандидата экономических наук, доцента И.А. Меркулиной.

Целевая ориентация кафедры в области разработки программ учебных дисциплин, спецкурсов и спецсеминаров заключается в том, что они должны быть составлены с учетом возможности применения полученных теоретических знаний на практике, что безусловно способствует лучшей ориентации и быстрой адаптации наших выпускников в различных видах деятельности после окончания обучения.

Следует отметить, что сфера профессиональной деятельности наших выпускников весьма обширна. Обобщая имеющуюся у нас информацию о местах их трудоустройства, можно выделить три основных сферы, которые являются наиболее востребованными:

первая — научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения, социологические, аналитические, маркетинговые, образовательные центры; вторая — крупный и средний бизнес, в котором наши выпускники работают либо в области развития человеческого потенциала, работы с персоналом (НЯ-менеджерами), либо в области маркетинга (маркетологи, специалисты по медиа-планированию, бренд-менеджеры, копирайтеры и т.д.), третья — государственные учреждения. Именно с учетом этих сфер трудоустройства мы формируем и направляем наш учебный процесс в настоящее время.

Для того чтобы адаптация студентов к практической деятельности после окончания университета происходила быстрее, кафедра считает необходимым способствовать освоению ими навыков практической работы еще в процессе обучения. С этой целью кафедра тщательно отбирает компании для организации производственных и преддипломных практик. Среди постоянных партнеров по организации практики такие известные российские и зарубежные компании, как "Данон", "МетроКэш & Керри", "^РК—Русь", "Дымщиц и партнеры", Маркетинговое агентство ФДФ, САО "Ингосстрах", рекламная студия "Экросс" и т.д. Многие из представленных компаний становятся постоянным местом работы наших выпускников.

В 2007 г. для решения этой проблемы кафедра запустила пилотный проект по проведению серии открытых лекций, целью которых было знакомство студентов с практикующими маркетологами. В ходе этих лекций студенты могут получить ответы на интересующие их вопросы о практической деятельности маркетолога в России, о стоящих перед ним проблемах и возможных способах их решения, узнают о квалификационных требованиях, предъявляемых компаниями к специалисту в области маркетинга. Компании, участвовавшие в этом проекте, проводили отбор для прохождения практики, делились с новым поколением маркетологов опытом, высказывали коллективу кафедры рекомендации по совершенствованию обучения студентов. В проведении этого проекта приняли активное участие компании "Данон", "Дымщиц и партнеры" и "МетроКэш & Керри". В перспективе кафедра планирует проведение таких лекций не только для маркетологов, но для социологов и менеджеров, специализирующихся по нашей кафедре.

Завершая анализ учебной и учебно-методической работы нашей кафедры, хотелось бы отметить ее активное участие в разработке учебно-методического и научного обеспечения планируемого перехода российского образования в рамках Болонского процесса на двухуровневую систему: бакалавр — магистр. Кафедра разработала предложения в Общероссийский классификатор образовательных программ по профилю "Экономическая социология и со-

циология труда", сформировала шесть магистерских программ, в том числе "Социальный мониторинг рынка и фирм", "Социально ориентированный маркетинг", "Социальное управление трудовыми ресурсами", "Социальная политика", "Экономико-социологические основы регулирования рынков труда", "Социальное моделирование национального рынка в условиях экономической интеграции", а также обосновала необходимость включения в Перечень дополнительных квалификаций по направлению "Социология" квалификации "Социолог-маркетолог".

Огромной заботой кафедры является формирование научной школы по экономической социологии в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. На протяжении всех двадцати лет своего существования кафедра готовила научные кадры и продолжает активно работать в этом направлении. Главным итогом нашей деятельности в этом направлении за последние несколько лет стала успешная защита 63 аспирантами и соискателями кафедры своих диссертационных исследований. Многие из них в настоящий момент работают и преподают экономическую социологию в ведущих вузах страны.

Студенты и аспиранты кафедры активно привлекаются к разработке актуальных научно-исследовательских тем в рамках приоритетного направления фундаментальных научных исследований кафедры — комплексного изучения социально-экономических институтов рыночной экономики. На постоянной основе на кафедре проводятся научные семинары по актуальным проблемам экономической социологии и маркетинга с привлечением студентов и аспирантов из других вузов, что позволяет установить более тесные научные связи, познакомиться с проблематикой других вузов и т.д. Так, в апреле 2007 г. прошел круглый стол "Актуальные проблемы экономической социологии", участие в котором приняли 17 аспирантов, обучающихся на различных кафедрах социологического факультета, аспиранты из региональных вузов. В ходе проведения круглого стола был выдвинут ряд интересных идей и направлений дальнейшего развития экономической социологии, определены наиболее актуальные направления в рамках экономико-социологического анализа. В ходе дискуссии профессорско-преподавательский состав кафедры получил представление о перспективах развития экономической социологии с точки зрения будущего поколения российских ученых. Результаты круглого стола опубликованы в первом номере журнала "Социология" за 2008 г. Нам показалось интересным развить этот опыт и узнать, как смотрят на проблематику развития экономической социологии студенты. С этой целью в мае 2008 г. был проведен студенческий круглый стол на тему "Междисциплинарный характер экономической социологии".

С 2007 г. на кафедре создан и функционирует научный студенческий кружок, целью которого является развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности и инициативы, освоение студентами практических навыков организации индивидуальной и коллективной научной работы по выбранной теме исследования. Появление студенческого кружка позволяет сотрудникам кафедры в ходе обучения выявить тех студентов, кто проявляет способности к научной работе, с целью дальнейшей рекомендации их для поступления в аспирантуру

Необходимо указать, что профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты кафедры принимают активное участие в научных конференциях, конгрессах и методических семинарах, проводимых как в рамках университета, так и на базе других вузов. В частности, в рамках ежегодных конференций Сорокинские и Ломоносовские чтения действуют пять секций, затрагивающих проблематику кафедры: "Экономическая социология и социология труда", "Социология регионального развития", "Социология глобальных процессов", "Социология девиантного поведения", "Социальные конфликты в современной реальности". Все они возглавляются профессорами кафедры и функционируют при участии всего коллектива.

С целью стимулирования научных изысканий студентов и аспирантов кафедра считает необходимым по результатам конференций, круглых столов, методических семинаров определять лучшие работы и способствовать их публикации в авторитетных социологических и экономических периодических изданиях, таких, как: "Человек и труд", "Социология", "Социс", "Вестник Московского университета", "Социология власти", "Социально-гуманитарные знания", "Регионология" и др.

С этой же целью кафедра два раза в год издает сборники аспирантских и студенческих работ. Проводимая в формировании этих сборников тщательная и кропотливая работа способствует выработке у студентов и аспирантов навыков написания статей, грамотного и логичного изложения материала, а также является своеобразной презентацией для тех, кто желает в будущем специализироваться на нашей кафедре, всего многообразия современных направлений исследований в области экономической социологии и маркетинга.

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает активное участие в научно-исследовательской деятельности социологического факультета. В 2006—2007 гг. сотрудники кафедры вошли в состав творческого коллектива, работавшего над межкафедральным грантом "Социология экономических реформ в России". В рамках парадигмы развития в России периферийного капитализма были поставлены следующие задачи: установить существующие взаимосвязи между экономикой, политикой и обще-

ством, определить материальную базу проводимых реформ, выявить особенности становления новой социально-экономической системы. Все эти задачи были успешно решены.

Проведенное исследование позволило коллективу не только представить во всем многообразии современное состояние российской экономики и социальной сферы, определить конкурентоспособность России в мировом масштабе, но и рассмотреть различные сценарии повышения ее конкурентоспособности во взаимосвязи с решением таких актуальных социальных проблем, как бедность, дифференциация общества, диспропорции на рынке труда, соответствия российских элит задачам реформирования.

На базе исследования были сформулированы рекомендации по определению приоритетов ("точек роста") для инновационного преобразования России, указана и обоснована роль крупного бизнеса в повышении конкурентоспособности России на современном этапе, определены виды и механизмы партнерства государства и крупного бизнеса в решении социальных и экономических проблем современной России. Основные результаты исследования были апробированы и изложены на конференциях и научных семинарах, стали предметом дискуссий в научной среде, а также нашли отражение в трех совместных публикациях творческого коллектива гранта: "Социология экономических реформ в России", "Вызовы XXI века: инновационный и инвестиционный ответ", "Роль крупного бизнеса в повышении конкурентоспособности национальной экономики. Вызовы XXI века", общим объемом 27,3 п.л., и серии авторских статей и монографий.

Огромный вклад в развитие и формирование научной школы экономической социологии вносит функционирующий при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова диссертационный совет Д.501.001.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук по двум специальностям: 220003 — "Экономическая социология и демография"; 220008 — "Социология управления по социологическим наукам". Созданный приказом Высшей аттестационной комиссии от 17 ноября 2000 г. № 317-в, он претерпевал ряд изменений и в настоящий момент включает 19 ведущих специалистов по экономической социологии, социологии управления и демографии, семь из которых являются сотрудниками кафедры. Необходимо подчеркнуть, что в ходе реформирования системы диссертационных советов Российской Федерации, осуществляемого Министерством образования и науки в настоящее время, совет не прекращал работать, поскольку по своему кадровому составу, интеллектуальному потенциалу полностью соответствовал обновленным повышенным требованиям к организации и деятельности диссертационных советов. Полномочия совета были подтверждены приказом

6 ВМУ, социология и политология, № 2

81

Рособрнадзора "О переименовании и полномочиях советов по защите докторских и кандидатских диссертаций" № 798—746 от 20.04.2007.

За период с 2001 по сентябрь 2008 г. на заседаниях диссертационного совета защищены 82 диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук. Из 82 соискателей степени кандидата социологических наук, как уже отмечалось выше, 63 являлись аспирантами и соискателями, подготовившими свои диссертационные исследования на кафедре экономической социологии и маркетинга.

За последние несколько лет аспирантами и соискателями кафедры были подготовлены диссертации по таким актуальным для социологической науки темам, как изучение природы социального капитала и выявление его роли в системе экономического взаимодействия; определение механизмов организационного стимулирования труда в российских банках; выявление особенностей формирования и реализации концепции социальной ответственности бизнеса в России; изучение проблем трудовой мобильности и международной трудовой миграции в условиях глобализации; исследование в рамках экономико-социологического подхода концессионного механизма и направлений его применения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства России; разработка методик оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности коммерческих банков; выявление специфики и направлений реализации социально интегрированного маркетинга в деятельности российских предприятий. Это далеко не полный перечень направлений исследований, но даже по нему можно судить о разнообразии, востребованности с точки зрения теории и практики разрабатываемой проблематики. В настоящий момент на кафедре разрабатываются следующие интересные проблемы: рейдерство как форма социальных девиаций, применение сетевого подхода к анализу потребительского поведения, разработка механизмов государственно-частного партнерства, сфер его приложения при реформировании российской экономики, влияния макроэкономического кризиса на инвестиционное поведение россиян и др.

Отдельно стоит отметить и участие кафедры в обучении иностранных студентов и аспирантов. Сотрудники кафедры читают общие курсы и целый ряд спецкурсов и спецсеминаров по экономической социологии и социологии труда для иностранных бакалавров и магистров. Кафедра пользуется особой популярностью у иностранных студентов и, как уже говорилось выше, в настоящий момент у нас специализируются 50 человек. За последние семь лет кафедрой были подготовлены, успешно прошли защиту и

получили дипломы РИё 22 иностранных студента. Поскольку большинство иностранных студентов являются гражданами КНР, это определяет специфику рассматриваемых ими проблем. Они разработали такие актуальные темы, как социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI в., социально-экономические последствия вхождения Китая в ВТО, социально-экономический анализ развития свободных экономических зон (СЭЗ) Китая и их роль в трансформации социальной сферы, факторы становления и развития СЭЗ в Китае и России, трансформация социальной структуры китайского общества в период реформирования экономики. Как правило, иностранные студенты и аспиранты заинтересованы в освоении методологии и методики проведения социологического анализа экономической сферы с целью решения практических социальных и экономических проблем, связанных с процессом реформирования экономики Китая и его интеграции в мировое экономическое пространство.

В целом следует отметить, что взаимодействие с иностранными аспирантами является позитивным и для кафедры, потому что мы получаем интересные данные о состоянии и развитии экономической и социальной сферы, в частности Китая, возможность систематизации позитивного опыта их реформирования с целью применения на российской почве, а также это способствует популяризации социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова среди иностранных студентов как одного из ведущих вузов по экономической социологии.

В заключение хотелось бы остановиться на приоритетных направлениях развития кафедры. Во-первых, мы стоим перед необходимостью более глубокой интеграции в мировое научное сообщество, которое занимается проблемами экономической социологии и маркетинга. В настоящий момент приходится констатировать, что кафедра пока не обладает развитой сетью взаимодействия с ведущими мировыми центрами в области экономической социологии. Для решения этой задачи мы планируем проделать значительную работу по представлению результатов наших научных исследований в авторитетных мировых периодических изданиях по социологии, экономике и маркетингу; по разработке программ стажировок как студентов, так и аспирантов и преподавателей в рамках общеуниверситетского и факультетского обмена; по организации круглых столов по актуальным проблемам экономической социологии с привлечением иностранных специалистов и проведению совместных научных и прикладных исследований.

Во-вторых, приоритетным направлением является также внедрение магистерских программ по экономической социологии и маркетингу, поиск в рамках этих программ возможности разработ-

ки систем и форм дополнительного образования для конкретных корпоративных клиентов. В этом направлении необходим более глубокий анализ российского и зарубежного опыта корпоративных университетов, возможности его использования при организации магистерских программ.

В-третьих, в силу быстроты устаревания знаний считаем необходимыми разработку и внедрение комплексного подхода к повышению квалификации коллектива кафедры, особенно в плане освоения новых методик преподавания, что значительным образом будет способствовать введению новых форм обучения, совершенствованию учебного процесса. Также в этом направлении необходима организация более тесного взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры с практиками для нивелирования возможного разрыва в содержании учебных курсов и практической, профессиональной деятельности социологов, маркетологов и менеджеров.

Для оптимизации и совершенствования учебного и учебно-методического процесса необходимо формирование собственного сайта кафедры, который позволит обучающимся ознакомиться с учебно-методическими комплексами и программами, решениями кафедры, получить доступ к электронной библиотеке по экономической социологии и маркетингу и ссылкам на интернет-ресурсы. На базе кафедры также планируется создание методического кабинета, первые шаги в процессе формирования которого уже сделаны.

Еще одним из направлений является организация клуба выпускников кафедры (возможно, в сетевом режиме), этот шаг позволит кафедре иметь больше данных о сферах трудоустройства, будет способствовать организации разного типа практик. Организация встреч выпускников со студентами будет продуктивна для последних, поскольку они будут узнавать о требованиях работодателей, уровне заработных плат, необходимости дополнительного освоения дисциплин или получения дополнительного образования и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вызовы XXI века: инновационный и инвестиционный ответ (научно-исследовательский проект) / Науч. рук. проекта Н.Р. Исправникова. М., 2006.

Исправникова Н.Р. Социальные инвестиции в России. Роль крупного бизнеса в общественном развитии. М., 2006.

Исправникова Н.Р. Эффективное государственное регулирование и дерегулирование: что в основе прорыва реформирования естественных монополий в России. М., 2006.

Социология экономических реформ в России / Науч. рук. проекта Н.Р. Исправникова. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.