УДК 008:332.1
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ ПО ТЕМАТИКЕ «КУЛЬТУРНОГО КАРКАСА» ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О.Е. Штеле
Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
г. Москва, Россия
Аннотация. Культурное наследие является важнейшей составляющей социально-экономического комплекса. Обращение к теме культурного наследия должно строиться в рамках особенностей развития региональных социальных и экономических процессов и базироваться на принципах, позволяющих интегрировать имеющиеся ресурсы территории. Такая концепция, основанная на использовании культурного наследия, как структурного элемента социально-экономического комплекса, была разработана на примере Тюменской области. Предполагалось, что организационной и экономической базой использования наследия является культурный каркас, который сможет стать основой нового стратегического направления развития как исторических городов, так и небольших сельских поселений.
В рамках проекта были выполнены практические исследовательские работы по выявлению объектов культурного наследия по всем районам и городским округам юга Тюменской области. Детально обследовано около 150 населённых пунктов, с фиксацией архитектурных зданий и сооружений, которые имеют признаки объектов культурного наследия. Разработаны проектные предложения по использованию существующих и вновь выявленных объектов наследия с целью формирования культурно-ландшафтной среды исторических поселений, развития музейной, культурно-просветительской и туристской деятельности. Сформированы предложения по социально-экономическому развитию городских поселений и муниципальных сельских районов на базе использования выявленного потенциала культурного наследия. В качестве примера того, как использование культурного наследия и культурные практики могут повлиять на жизнь конкретного исторического поселения, приведены проектные разработки для села Усалка Ярковского района. Данное направление работ в стенах Тюменского индустриального университета может стать основой создания собственной научной школы по сохранению и использованию объектов культурного наследия, по разработке методики встраивания наследия в современную экономическую реальность.
Ключевые слова: культурный каркас, стратегия использования наследия, социально-экономическое развитие территорий, Тюменская область, Тюменский индустриальный университет.
Для цитирования: Штеле О.Е. Основные результаты работ по тематике «культурного каркаса» Тюменской области. Наследие и современность. 2021;4(1):125-141.
Долгое время политика в сфере культуры не отвечала современным реалиям, строилась на финансовом обеспечении отдельных отраслей культуры (прежде всего, «искусства высоких достижений»), масштабных событийных и юбилейных мероприятий. Унифицированный подход в финансировании не был адресно направлен на поддержку местного культурного потенциала, нивелировал особенности культурного разви-
© Штеле О.Е., 2021
125
тия отдельных городов и территорий. Такая ситуация в сфере культуры, сформировавшаяся в 1960-1980 годах, по инерции существовала до недавнего времени. Современные реалии требуют структурных сдвигов, и прежде всего в сфере сохранения и использования культурного наследия, переосмысления его потенциала как экономического ресурса. Такой подход по-новому выстраивает производственно-хозяйственное развитие, где культура и наследие становятся отраслями специализации местного социально-экономического комплекса.
Это направление давно стало приоритетным во многих зарубежных странах, где культурное наследие рассматривается как градообразующая отрасль, определяющая развитие инфраструктуры, туризма и других видов деятельности. Важность проблемы вовлечения различных видов наследия в региональное развитие демонстрирует система национальных парков США. Сложившаяся на государственном уровне сеть национальных парков - их несколько тысяч на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (только на федеральном уровне насчитывается более 400 объектов) - включает разнообразные объекты культурного, исторического, природного наследия. Развитая сеть национальных парков и развитая инфраструктура привлекают огромное число туристов. Общая посещаемость только национальных парков федерального уровня составляет примерно 380 млн человек в год [1].
В нашей стране экономическая функция наследия проявилась в деятельности таких структур как музеи-заповедники. Это отечественное изобретение в определённой степени аналогично зарубежным организационным территориальным системам сохранения и использования наследия. Музеи-заповедники выступают как специализированные культурные предприятия, культурные центры, определяющие подчас экономическую жизнь всего своего региона. Так, например, занятость примерно 600 человек обеспечивает музей-заповедник «Ми-хайловское» в Пушкинских Горах - районном центре Псковской области (а в совокупности с сезонным привлечением работающих и косвенной занятости в сопряжённых отраслях сферы культуры этот музей-заповедник обеспечивает занятость до трети рабочих мест в районе). Прямые и косвенные поступления в районный бюджет в связи с «культурной специализацией» составляют до 30-40% его объёма [2].
Прецеденты активного использования наследия существуют в небольших исторических городах и поселениях, не являющихся музеями-заповедниками. Так, например, формирование своеобразной культурной специализации сложилось в городе Мышкин Ярославской области (бывший уездный город, ставший в советское время селом Мышкино). Гражданская инициатива за возвращение городского статуса и названия одновременно стимулировала новые подходы к стратегии развития города: создания здесь «Музея Мыши», тематических культурных практик, инфраструктурных объектов по обслуживанию туристов [3].
Обращение к теме культурного наследия, не только с позиций его ценности, но и как важного стратегического ресурса, определяющего дальнейшее социально-экономическое развитие региона, его хозяйственную специализацию, может быть названо главной перспективной задачей развития сферы культуры для нашей страны.
Именно подобный подход был положен в основу исследования по теме «Разработка концепции архитектурного историко-культурного и природного туристского каркаса Тюменской области», которое осуществлялось кафедрой «Дизайн архитектурной среды» Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета. Целью этого четырёхлетнего исследования (2017-2020 гг.) стала оценка реального потенциала культурного наследия области и возможности его использования для развития исторических городов и сельских поселений. В рамках проведённого исследования решалось несколько задач:
- натурные исследования всей территории юга Тюменской области для выявления новых объектов культурного наследия, которые пока не вошли в официальные списки памятников истории и культуры, но имеют несомненные признаки объектов культурного наследия и могут быть рассмотрены как полноценные кандидаты для внесения в подобные списки;
- разработка проектных предложений по использованию существующих и вновь выявленных объектов наследия с целью формирования культурно-ландшафтной среды исторических поселений, развития музейной, культурно-просветительской и туристской деятельности;
- формирование предложений по социально-экономическому развитию как отдельных населённых пунктов, так и городских поселений и муниципальных сельских районов на базе использования выявленного потенциала культурного наследия - формирование нового направления хозяйственной специализации;
- обоснование социальной и экономической эффективности рекомендуемых мероприятий.
В рамках проекта были выполнены практические исследовательские работы по выявлению объектов культурного наследия на территории юга Тюменской области. Группами специалистов были проведены исследовательские поездки по всем районам и по городским округам. Детально обследовано около 150 населённых пунктов, была проведена фиксация архитектурных зданий и сооружений с признаками объектов культурного наследия, и которые в перспективе смогут пополнить реестр объектов культурного наследия Тюменской области. Всего было выявлено более 700 подобных объектов, по которым были проведены натурные исследования, первичное описание, фотофиксация. В их числе - многочисленные памятники жилой деревянной застройки сельских населённых пунктов, объекты производственного наследия (старинные заводские сооружения, станционные комплексы на железной дороге), культовые здания.
Одновременно осуществлялась фиксация планировочной структуры исследованных поселений, уточнялся тип их планировки, сохранность исторической планировки (этих характеристик в настоящее время нет в реестре объектов культурного наследия). Параллельно специалистами природоведами и ландшафтниками, а также археологами проводились исследования природных территорий, культурных и археологических ландшафтов с целью их включения в структуру культурного каркаса Тюменской области.
Помимо выявления новых объектов, имеющих признаки объектов культурного наследия, была исследована территориальная дифференциация в типах архитектурных сооружений в сельских населенных пунктах. Например, сельская жилая застройка северных районов области (севернее Тюмени) достаточно резко отличается от сельской застройки южных районов. Эти различия проявляются и по структуре сельской усадьбы, и по типу жилого дома, и по используемому строительному материалу. Фактически можно говорить о трёх-четырёх крупных региональных типах сельского усадебного строительства на территории области. Также можно выстроить своеобразную региональную типологическую характеристику сельских зданий и типологическую палитру декоративного украшения сельских жилых домов -наличники и другие декоративные элементы. Анализ и обобщения по собранным материалам натурных исследований будут проведены в ближайшее время и опубликованы в виде статей и монографий.
На основе собранных данных разработаны конкретные проектные предложения по сохранению и использованию объектов культурного наследия. Они включают:
- предпроектные предложения по проведению реставрационных работ и проекты приспособления отдельных зданий или комплексов исторической застройки под современные нужды;
- проекты организации территории населённых пунктов или их отдельных исторических участков;
- предложения по музеефикации отдельных интересных архитектурных, археологических и природных объектов;
- проекты развития инфраструктуры городских и сельских населённых пунктов, как на базе использования исторической застройки, так и путём щадящего внедрения новых элементов в историко-культурный ландшафт.
Подобные проекты были выполнены по всем четырём историческим городам области (Тюмени, Тобольску, Ишиму и Ялуторовску), по 25 сельским населённым пунктам и по нескольким природным комплексам и территориям. В их числе - проекты по историческим селам в Тюменском, Ярковском, Ялуторовском, Исетском, Тобольском, Упоровском, Ишимском районах; по интересным археологическим
территориям в Ингальской долине; по бывшим заводским и станционным посёлкам; по природным комплексам в Тобольском, Исетском, Ишимском, Абатском районах.
Выбранные для проектных работ населённые пункты специально подбирались с точки зрения их различной «культурной специализации» с той целью, чтобы составить культурный каркас Тюменской области, который мог бы представить все многообразие культурно-исторических ресурсов региона, сформировать полноценный туристский маршрут с разнообразными впечатлениями. Поэтому среди выбранных поселений присутствуют как традиционные русские, так и национальные села (поселения сибирских татар, коми-зырян, старообрядческие деревни), поселения с мемориальными усадьбами (Ер-шово в Ишимском районе), старинные притрактовые посёлки (У салка, Омутинское), места вблизи археологических объектов (Красногорское в Исетском районе), поселения с промышленным наследием (Заводо-петровское в Ялуторовском районе, Падун в Заводоуковском районе, станция Вагай) и т.п.
На основе проектных разработок по использованию выявленного наследия районов Тюменской области сформированы предложения по программам использования наследия в качестве нового фактора социально-экономического развития территории для нескольких муниципальных районов Тюменской области (Ялуторовский, Ишимский, Ис-етский, Тобольский районы), а также для Ишима и Ялуторовска. В этих региональных программах дан анализ современного состояния наследия и прогноз его использования, предложены мероприятия по развитию отдельных исторических населённых пунктов и дана оценка возможного влияния проектируемых культурных и туристских мероприятий на социальное и экономическое развитие района или города.
Примером того, как использование культурного наследия и культурные практики могут повлиять на жизнь конкретного исторического поселения, можно привести на основе проектных разработок для села Усалка Ярковского района.
Село находится на трассе Тюмень - Тобольск на расстоянии 89 км от Тюмени и 11 км от районного центра Ярково. Усалка - историческое село, оно было отмечено ещё в Чертёжной книге Сибири Ремезова. Именно к середине XVII в. относятся первые документальные данные о населённых пунктах на территории нынешнего Ярковского района. Обращает на себя внимание быстрое развитие края в тот период, широкое распространение землепашества, животноводства, торговли. Район славился поставками зерна, в первую очередь качественной ржи.
Современное Усальское сельское поселение - муниципальное образование в Ярковском районе Тюменской области. Население Усалки
составляет немногим более 500 жителей. Ведущую роль в экономике села играет сельское хозяйство. Производственная зона расположена компактно в северо-восточной части села. В советское время основным градообразующим предприятием был колхоз «Свободный труд», который прекратил своё существование в 1990-е годы. На базе колхоза в настоящее время работает ООО «Ясень-Агро», основной вид его деятельности в Усалке - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Существует фермерское хозяйство по разведению лошадей. Жители села ведут личные подсобные хозяйства.
В селе зарегистрировано всего три объекта культурного наследия: братская могила времени Гражданской войны, которая внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия от Тюменской области, и два сельских дома, которые имеют статус вновь выявленных памятников.
Эти два дома, числящиеся во вновь выявленных памятниках истории и культуры, без сомнения являются достойными архитектурными объектами, которые должны войти в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Главной художественной достопримечательностью бревенчатых фасадов дома Паршуковых (ул. Советская, 37, конец XIX - начало ХХ вв.) служат богатые оконные наличники второго этажа. В традициях местных домов они дополнены высокими прямоугольными подоконными щитами, украшенными пышной глухой резьбой. Вертикальные связи имеют украшения в виде объёмных точёных колонок, а над лучковыми очельями укреплены легкие миниатюрные балясинки. Дом Лосева-Паршуковых (ул. Советская, 72) выстроен на рубеже Х1Х-ХХ вв. Он относится к типу трёхам-перного дома со связью. Развёрнутый в глубину двора его объем включает избу (задняя половина) и горницу (передняя половина), соединённых сенями - связью. Под горницей в передней части по традиции устроен невысокий подклет. В оформлении окон использованы наличники с крупными подоконными досками, плотно укрытыми глухой барельефной резьбой в виде тонкого стилизованного растительного орнамента (рис. 1) [4].
Однако, реальное культурное наследие Усалки не ограничивается только этими тремя объектами. Достаточно полно сохранилась дореволюционная застройка села и его планировка, которая отражает цельный, характерный облик сибирского исторического поселения. Историческая застройка представлена деревянными усадьбами второй половины XIX - начала XX века преимущественно с одноэтажными домами и хозяйственными постройками. Натурные исследования позволили выявить дополнительно 28 сельских домов(!), которые обладают признаками объектов культурного наследия или являются частью ценной исторической застройки.
Рис. 1. Дом Паршуковых и Дом Лосева-Паршуковых в Усалке
Старый Тобольский тракт проходил по центру села (сейчас автодорога Тюмень - Тобольск проходит по окраине Усалки) и прекрасно сохранился в его планировочной структуре. Одновременно Усалка представляет из себя и приречный тип поселения с линейной планировочной структурой, повторяющей рисунок излучины реки Усалки -притока Тобола (сохранились архаичные элементы «круговой» планировочной структуры).
В рамках программы формирования культурного каркаса Тюменской области Усалка может позиционироваться как традиционное сибирское село, стоящее на историческом тракте. Как историческое село, сохранившее историческую застройку и ненарушенный средовой ландшафт, оно представляет несомненный интерес для туристов. Благодаря выгодному экономико-географическому расположению и целостной сохранности исторического облика оно имеет возможность стать одним из узлов проектируемого культурного каркаса Тюменской области и развивать историко-культурную и туристскую специализацию.
Определяя значение Усалки, как традиционного сибирского села, в первую очередь следует восстановить исторический облик его домов и улиц. В рамках разработанного специалистами Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета проекта для Усалки сделаны предложения по восстановлению традиционного декора жилых домов, основанные на сохранившихся в селе типологических примерах украшения наличников, ворот, заборов (рис. 2). Они могут быть рекомендованы местным жителям в качестве «образцовых» (как, например, это было принято в дореволюционной практике домостроительства). Более того, целесообразно принять областную программу, стимулирующую использование традиционных форм декора (а не современных пластиковых окон и сайдинга), по которой домовладелец, принявший рекомендации по традиционному декорированию своей жилой усадьбы, смог бы получить частичную компенсацию сделанных затрат.
Рис. 2. Современное состояние застройки Усалки и проекты восстановления исторического облика села
Далее в рамках разработанного проекта для Усалки даны рекомендации по нескольким бизнес-проектам, которые позволят сформировать туристскую инфраструктуру села, повысить его привлекательность для туристов. В частности, рекомендовано создание информационного визит-центра при въезде в Усалку с трассы Тюмень - Тобольск. Для этой цели рекомендуется реконструкция старинного заброшенного здания, стоящего при въезде в село (рис. 3).
Рис. 3. Проект приспособления старого сельского дома под информационный визит-центр
В визит-центре будут функционировать служба приема, где сотрудник даст рекомендации по посещению и осмотру села, а также информационные стойки с платными и бесплатными материалами для туристов - схемами деревни, а также - всего района и области, брошюрами музеев, путеводителями, рекламными буклетами магазинов, а также товарами туристского ассортимента (сувениры, предметы первой
необходимости и пр.). При визит-центре целесообразно предусмотреть небольшую площадку для автостоянки, туалеты, торговую точку. Такой центр сможет обеспечить создание 1-2 новых рабочих места.
Важным условием индустрии гостеприимства является развитие сети общественного питания, производство и продажа сувениров. Для жителей села, желающих участвовать в обслуживании туристов, разработаны проекты создания точек общественного питания или сувенирной лавки на базе собственной жилой усадьбы. Возможно приспособление части усадьбы или всего дома под эти цели. Рекомендованы следующие проекты:
- приспособление одного из хозяйственных помещений усадьбы под «торговую лавку» (торговля овощами и фруктами, выпечкой и пр.); лавку по продаже сувениров, которая может быть дополнена мастерской, где мастер создает свои изделия (деревянные изделия, керамика, вязание и пр.) и здесь же их продает, а также готов провести мастер-класс с посетителями по обучению навыкам традиционного творчества (рис. 4);
- приспособление одного из хозяйственных помещений (или части дома) под закусочную (салаты, бутерброды, щи, окрошка, рыбное кафе и пр.).
Рис. 4. Проект создания мастерской-магазина местных промыслов на базе сельской усадьбы
Также разработан проект использования сельской усадьбы под малую гостиницу (рис. 5). Это один из перспективных типов объектов размещения туристов, целесообразно ее создание на базе частного дома в границах сельской исторической застройки. Данный тип размещения подходит для автотуристов, желающих остаться на ночлег в селе и на следующий день продолжить свое путешествие. Под гостиницу используется традиционный сельский дом, внутренняя планировка которого и оборудование соответствует современному уровню комфорта и способна удовлетворить достаточно взыскательную публику. Количество проживающих варьируется по их желанию: либо весь дом занимает одна семья, либо в комнатах размещается группа путешественников на 2-3 машинах.
Рис. 5. Проект малой гостиницы на базе жилого дома
В Усалке разводят коней (существует специализированное фермерское хозяйство), кони также есть и во многих дворах. На базе этой традиции может быть создан специальный туристско-спортивно-развлекательный Конный двор. Он может оказывать различные виды услуг - от простого проезда с осмотром исторических зданий по деревне в санях или в телеге до катания верхом, прогулок по окрестностям, а также занятий конным спортом. В перспективе возможно создание здесь специального конного манежа, который, несомненно, создаст дополнительную туристскую привлекательность селу (рис. 6).
Рис. 6. Проект создания конного двора в Усалке
Усалка является подходящим местом для создания Этнографического музея. В Ярковском районе находятся удалённые деревни с заброшенными, но пока сохранившимися деревянными старинными домами. Много интересных в архитектурном отношении деревянных зданий находятся в самой Усалке. На базе местных и свезенных строений предполагается создать этнографический музей, где будут демонстрироваться различные типы зданий, сельский быт, особенности сибирской деревни. Здесь же в дальнейшем могут быть сформированы
134
и учреждения инфраструктурного комплекса - кафе и рестораны с местной спецификой, гостиничные дома для приезжих. Разработан поэтапный проект формирования подобного музея (рис. 7).
Рис. 7. Предложения по созданию Этнографического музея
Учитывая придорожное расположение Усалки, также предложен проект создания придорожного остановочного пункта. Такой объект представляет из себя место для стоянки машин, пункт технического обслуживания, придорожный ресторан, малую гостиницу из нескольких строений (3-5 домов на 10-15 мест), к нему добавляется общественный центр гостиничного комплекса (служит для проведения культурных мероприятий, может использоваться для сервировки обедов групповым туристам и пр.). В общественном центре сервируются завтраки и обеды, работает вечерний бар и проводятся различные мероприятия, существует возможность его использования как конференц-зала. Рекомендуется поэтапная реализация проекта. Сначала небольшая стоянка и пункт технического обслуживания, кафе и гостиница на пять номеров. В дальнейшем предполагается двукратное (или даже большее) расширение комплекса и объемов обслуживания.
Таким образом, благодаря расположению села вблизи трассы и предпринятым мероприятиям по разработке собственного туристского продукта (табл.) появляется реальная возможность для туристского автобуса и автотуристов заехать в Усалку и ознакомиться с особенностями исторического тюменского села (сейчас никакие туристы в Усалку не заезжают). В самой Усалке будет сформирована индустрия гостеприимства (культурная программа и развлечения, инфраструктура с объектами общественного питания, сувенирной торговлей и торговлей местными продуктами, объекты гостиничного сервиса), которая позволит туристам задержаться на некоторое время на территории села (или даже остаться на ночлег).
Общая сумма затрат на реализацию проекта составляет от 140 до 210 млн руб. (в зависимости от выбранной стратегии реализации того или иного проекта). При этом частные инвестиции составят основную часть затрат, предполагается, что в рамках государственно-частного партнёрства будет предоставлена компенсация местным жителям части
личных средств, потраченных на восстановление исторического облика своих домов, а также возможно государственное участие в реализации ряда проектов, например, создания этнографической деревни.
Таблица
Проекты по формированию туристской привлекательности Усалки
Проекты I этап (ближайшие 2-3 года) II этап (на перспективу до 8—10 лет) Основные характеристики проектов Основные результаты
Сохранение исторического облика домов и улиц Реставрация внешнего облика 20—30 домов на двух центральных улицах Остальные здания села Затраты от 50 до 300 тыс. руб. на один дом Возвращение исторического облика села
Информационный визит-центр Создание на первом этапе - Затраты - 2—3 млн руб. Создание новых рабочих мест: 1—2 чел.
Малая гостиница на базе жилой усадьбы 1 объект 2—3 объекта Затраты на приспособление дома или на строительство одной такой туристской гостиницы оцениваются в 2—5 млн руб. Создание новых рабочих мест: 2—5 чел. на одном объекте
Гостиница в составе этнографической деревни - 1 объект Затраты на объект - 30—40 млн руб. Создание новых рабочих мест: 7—10 чел. на объекте
Торговые точки 2—3 объекта 3—4 объекта Затраты на объект - 0,2—1,0 млн руб. Создание новых рабочих мест: 1—2 чел. на одном объекте
Закусочные, кафе, рестораны 1—2 объекта 3—4 объекта Затраты на объект - 0,5—1,0 млн руб. Создание новых рабочих мест: 2—4 чел. на одном объекте
Конный двор Начало работ и организация поездок на лошадках по селу и катания верхом Завершение работ по Конному двору, включая строительство крытого манежа Затраты составляют 20—30 млн руб. в зависимости от масштабов развития Конного двора Создание новых рабочих мест: от 10 до 25 чел.
Окончание таблицы
Музей сельскохозяй- Создание на Затраты - 0,5— Созда-
ственной техники первом этапе - 1,0 млн руб. ние новых рабочих мест: 1— 2 чел.
Музей истории села Создание на Затраты - 0,5— Созда-
первом этапе 1,0 млн руб. ние но-
(может быть вых ра-
связан с визит- бочих
центром) мест: 1— 2 чел.
Этнографическая Проектирова- Формирова- Затраты на Созда-
деревня ние и начало ние турист- строительство ние но-
строительства ской деревни этнографиче- вых ра-
с музейными ской деревни бочих
экспозиция- оцениваются в мест:
ми, заведени- 100—150 млн 25-30
ями питания, руб. чел.
гостиничны-
ми объектами
Придорожный оста- Создание на Создание на Затраты на Созда-
новочный пункт первом этапе втором этапе строительство ние но-
первой очереди второй очере- оцениваются в вых ра-
(стоянка, СТО, ди (гостиница 80—120 млн бочих
гостиница на 5 дополнитель- руб. мест:
номеров, кафе) но на 5—10 номеров, ресторан, расширение обслуживания) 15-20 чел.
Инвесторами проектов могут выступать местные жители (проекты восстановления исторического облика своего жилого дома, создание мастерских, торговых точек и малых гостиниц на базе личной усадьбы), уроженцы Усалки, ведущие свой бизнес, а также сторонние инвесторы. Предложен набор проектов, каждый из которых может быть детально доработан для каждого инвестора, желающего вложиться в тот или иной бизнес.
Предварительная экономическая оценка показывает возможность достаточной экономической эффективности проекта. При активной рекламе возможно уже на первом этапе (в течение двух лет) формирование ежегодного туристского потока до 15 тыс. человек. Это вполне реальная величина, она складывается из нескольких основных составляющих: экскурсионные автобусы (2-3 автобуса в неделю, в зависимости от времени года), индивидуальный автотуризм, событийные мероприятия.
На следующем этапе туристского освоения Усалки общее количество посетителей может составить примерно 50 тыс. (из них до 5 тыс. будут оставаться на ночёвку). При развитии туристской инфра-
структуры в селе и формировании собственной сети малых гостиниц изменится структура туристского предложения, объёмы принимаемых туристов увеличатся, и возрастёт доходность этой сферы. Объем оказанных услуг туристам при таких условиях превысит 60 млн руб.
Общий эффект увеличивается за счёт социальной эффективности. Она связана с созданием комфортных условий жизни в самом селе вследствие улучшения облика сельского поселения, развития системы инфраструктурных учреждений и сферы услуг. Благодаря новым возможностям занятости (создание более 100 новых рабочих мест), сохранению исторической ландшафтной среды, развитию культуры изменится в лучшую сторону уровень жизни местного населения, привлекательность и престижность, в том числе для молодёжи.
Проведённые проектные разработки по Усалке являются примером того, как наследие будет влиять на социально-экономическое развитие населённых мест, являющихся перспективными узлами культурного каркаса Тюменской области. Учитывая актуальность поставленной задачи и её важность, в ходе работ по тематике «Культурного каркаса Тюменской области» было подготовлено обоснование и проведены предварительные расчёты Областной целевой программы «Формирование культурного каркаса Тюменской области», которая может стать важным организационным фактором реализации намеченных проектных предложений.
Также в ходе работ по «Культурному каркасу Тюменской области» было подготовлено обоснование ещё одной важной для области инициативы - номинирования Тобольска в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В России расположено 29 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, из них 18 объектов относятся к культурному наследию, а 11 - к природному. Это девятое место среди стран мира по числу памятников ЮНЕСКО, однако, такое положение дел нельзя признать идеальным, поскольку менее трёх десятков объектов не в состоянии отразить всего имеющегося историко-культурного и природно-ландшафтного многообразия нашей страны, представить все основные ее регионы, охватить наиболее значимые культурные и природные феномены. Однобоко даётся географическое представление российских объектов Всемирного наследия. Так, все номинированные объекты культурного наследия расположены на территории Европейской России, и нет ни одного объекта Всемирного культурного наследия от России, который представлял бы огромные пространства Сибири и Азиатской части России.
Одним из перспективных объектов Всемирного наследия может стать Тобольск с его выдающимися архитектурными памятниками и историей. История Тобольска в полной мере отражает историю освоения Сибири, и город можно назвать своего рода концентрированным
138
выражением истории этой огромной территории земного шара. Тобольск - древняя столица Сибири - может достойно представить историческое и архитектурное наследие этого огромного по площади региона (который в настоящее время не представлен ни одним исто-рико-архитектурным объектом в списке ЮНЕСКО). В свою очередь, престижное звание объекта Всемирного наследия будет способствовать экономическому и социальному развитию Тобольска, ещё более повысит его туристскую привлекательность.
Проведённые в рамках проекта «Культурный каркас Тюменской области» исследования позволяют подготовить и ряд фундаментальных научных работ: по специфике деревянного зодчества на территории Тюменской области и региональной специфике народного декора деревянных жилых зданий, по типологии планировочной структуры исторических сельских поселений. Уникальным фундаментальным изданием может стать «Атлас наследия Тюменской области», работы над созданием которого также уже частично проведены (подготовлены карты всех исторических городов и нескольких муниципальных районов, отдельные тематические карты). Атлас станет справочно-энциклопедическим изданием с серией принципиально новых карт наследия как в целом по области, так и по отдельным районам и городам.
Подготовленные в рамках работ над проектом «Культурного каркаса Тюменской области» материалы могут быть использованы:
- для реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» на 2018-2024 годы;
- государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (№ 696 от 31 мая 2019 г.);
- в областных программах Тюменской области по сохранению и использованию наследия, развития культуры, развития туризма и др.;
- при подготовке предложений к новому Национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства».
В заключении нельзя не отметить ещё один очень важный результат работы над Концепцией формирования культурного каркаса Тюменской области. В проектных работах участвовали практически все преподаватели и сотрудники кафедры «Дизайн архитектурной среды», к работе над проектами привлекались студенты нескольких курсов, а разработанные материалы стали темой их выпускных квалификационных работ. Поэтому можно говорить о создании в стенах Тюменского индустриального университета собственной научной школы по сохранению и использованию объектов культурного наследия, по разработке методики встраивания наследия в современную экономическую реальность.
Литература
1. Максаковская Н.С., Максаковский Н.В. Опыт национальных парков США по сохранению наследия и организации туризма. Наследие и современность, 2019, № 4. С. 61-95.
2. Концепция развития Пушкинского Заповедника на период до 2024 года. Сельцо Михайловское: Пушкинский Заповедник, 2015. 186 с.
3. Штеле О.Е. Культурное наследие как основа развития малого исторического города (на примере города Мышкина Ярославской области). Вестник Московского педагогического университета. Серия: Естественные науки, 2020, № 2 (38). С. 16-27.
4. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: научный каталог. Тюмень, ООО «Издательство искусство», 2008. 408 с.
PROJECTS ON TYUMEN REGION "CULTURAL FRAMEWORK":
MAIN RESULTS
O. Shtele
The National Research University "Higher School of Economics" Moscow, Russia.
Abstract. Cultural heritage is an essential component of a socio-economic complex. Cultural heritage topic should be addressed within the context of the development of regional social and economic processes, and be based on principles, that allow integration of all available resources of the territory. This concept, based on the use of cultural heritage as a structural element of a socio-economic complex, was developed on the example of the Tyumen region. It was assumed, that the organizational and economic basis for the use of heritage was a cultural framework, that could form the basis of a new strategic direction for the development of both historical cities and small rural settlements.
Within the framework of the project, practical research works were carried out to identify cultural heritage objects in all districts and urban territories of the south of the Tyumen region. About 150 settlements were examined in detail, with the fixation of architectural buildings and structures, that have signs of cultural heritage objects. Design proposals have been developed for the use of existing and newly identified heritage sites, in order to form the cultural and landscape environment of historical settlements, the development of museum, cultural, educational and tourist activities. Proposals have been formulated for the socio-economic development of urban settlements and municipal rural areas, based on the identified potential of cultural heritage. As an example of how the use of cultural heritage and cultural practices can affect the life of a particular historical settlement, design developments for the village of Usalka in the Yarkovsky district are given. This branch work within the Tyumen Industrial University may become the basis for creation of its own scientific school for the preservation and use of cultural heritage objects, for the development of a methodology for integrating heritage into modern economic reality.
Keywords: cultural framework, heritage strategy, socio-economic development of territories, Tyumen region, Tyumen Industrial University.
For citation: Shtele O. Projects on Tyumen region "cultural framework": main results. Heritage and Modern Times. 2021;400:125-141. (In Russ.)
References
1. Maksakovskaya N.S., MaksakovskijN.V. Opyvt nacionalvnyvx parkov SShA po soxraneniyu naslediya i organizacii turizma. Nasledie i sovremennostv, 2019, № 4. S. 61-95.
2. Koncepciya razvitiya Pushkinskogo Zapovednika na period do 2024 goda. SePczo Mixajlovskoe: Pushkinskij Zapovednik, 2015. 186 s.
3. Shtele O.E. KuTturnoe nasledie kak osnova razvitiya malogo istoricheskogo goroda (na primere goroda Myvshkina Yaroslavskoj oblasti). Vestnik Moskovskogo pedagog-icheskogo universiteta. Seriya: Estestvennyve nauki, 2020, № 2 (38). S. 16-27.
4. Kozlova-Afanas "eva E.M. Arxitekturnoe nasledie Tyumenskoj oblasti: nauchnyvj katalog. Tyumen4, OOO «IzdateFstvo iskusstvo», 2008. 408 s.
Сведения об авторе Author of the publication
Штеле Ольга Евгеньевна, кандидат Olga Shtele, Ph.D. in Geogr., Leading Ex-географических наук, ведущий эксперт pert of the Centre for Regional Programmes Центра комплексных региональных про- of Social and Cultural Development, Insti-грамм социально-культурного развития tute for Social Policy of The National Re-Института социальной политики Нацио- search University "Higher School of Eco-нального исследовательского университе- nomics", Moscow, Russia. та «Высшая школа экономики», Москва, Email: [email protected] Россия.
Email: [email protected]
Дата поступления 11.02.2021. Принята к публикации 01.03.2021.