Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ХОДЕ ЗИМНИХ АРКТИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ'

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ХОДЕ ЗИМНИХ АРКТИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
634
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ВОЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА / СНЕГОБОЛОТОХОДНЫЙ ДВУХЗВЕННЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕР-ТЯГАЧ / СНЕГОХОД / МОТОВЕЗДЕХОД / ВНЕДОРОЖНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / КЛИМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ "ХЛ" / АВТОНОМНЫЙ МАРШ / ЗИМНЯЯ АРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / АВТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ARCTIC / MILITARY VEHICLES / SNOW-MARSH TWO-LINK TRACTOR CARRIER / SNOWMOBILE / ALL-TERRAIN VEHICLE / SPECIALIZED CROSS-COUNTRY TRANSPORT MEANS / COLD-CLIMATE VERSION / AUTONOMOUS MARCH / WINTER ARCTIC EXPEDITION / MOTOR-TECHNICAL SUPPORT / PERFORMANCE CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зимич Федор Федорович, Винников Денис Николаевич, Золотарёв Сергей Анатольевич

Показаны основные конструктивные доработки и технические характеристики военной автомобильной техники (ВАТ), предназначенной для применения в Арктике. Оценена эффективность ее использования в реальных условиях эксплуатации, предложены пути дальнейшего совершенствования конструкции ВАТ арктического исполнения и мероприятий по ее автотехническому обеспечению в условиях арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зимич Федор Федорович, Винников Денис Николаевич, Золотарёв Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN RESULTS OF TESTING MILITARY VEHICLES DURING WINTER ARCTIC EXPEDITIONS

The paper shows the chief design improvements and technical characteristics of military vehicles (MV) intended for use in the Arctic. It assesses the effectiveness of using those in actual exploitation conditions, and proposes ways of further improving the Arctic MV design, and measures of its motor-technical support in conditions of the Arctic region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ХОДЕ ЗИМНИХ АРКТИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ»

Основные результаты испытаний

о ^ о

военной автомобильной техники в ходе зимних арктических экспедиций

Полковник Ф.Ф. ЗИМИЧ

Полковник Д.Н. ВИННИКОВ, кандидат технических наук

Подполковник С.А. ЗОЛОТАРЁВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Показаны основные конструктивные доработки и технические характеристики военной автомобильной техники (ВАТ), предназначенной для применения в Арктике. Оценена эффективность ее использования в реальных условиях эксплуатации, предложены пути дальнейшего совершенствования конструкции ВАТ арктического исполнения и мероприятий по ее автотехническому о беспечению в условиях арктического региона.

Арктика, военная автомобильная техника, снегоболотоходный двухзвенный гусеничный транспортер-тягач, снегоход, мотовездеход, внедорожное специальное транспортное средство, климатическое исполнение «ХЛ», автономный марш, зимняя арктическая экспедиция, автотехническое обеспечение, тактико-техническая характеристика.

The paper shows the chief design improvements and technical characteristics of military vehicles (MV) intended for use in the Arctic. It assesses the effectiveness of using those in actual exploitation conditions, and proposes ways of further improving the Arctic MV design, and measures of its motor-technical support in conditions of the Arctic region.

KEYWORDS

Arctic, military vehicles, snow-marsh two-link tractor carrier, snowmobile, all-terrain vehicle, specialized cross-country transport means, cold-climate version, autonomous march, winter Arctic expedition, motor-technical support, performance characteristic.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ПРЕЗИДЕНТОМ Российской Федерации 18 сентября 2008 года утверждены «Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые определили главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации (РФ) в Арктике, а также систему мер по обеспечению национальной безопасности России в данном регионе1.

Одной из основных задач государственной политики является создание группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки.

Для выполнения поставленных задач требуется современная военная автомобильная техника, являющаяся важнейшим средством подвижности частей и подразделений, адаптированная к применению в суровых природно-географических условиях, в том числе арктического региона Российской Федерации.

Природно-климатические условия арктического региона отличаются не только своей суровостью, но и практически полным отсутствием дорог. Преобладающим рельефом материковой части является каменистая холмисто-грядовая местность с густой озерно-речной сетью и болотами. В данных условиях движение транспорта значительно затруднено, а вне дорог — невозможно. В зимний период температура окружающего воздуха может опускаться до минус 60 °С. При этом метели длятся трое-четверо суток с порывами ветра до 30—35 м/с, а глубина снежного покрова может достигать 1,5—2,0 м.

Применение колесной техники в данных условиях вследствие потери проходимости существенно ограничено. Ее функции выполняют снего-болотоходные транспортно-тяговые военные гусеничные машины, обладающие низким удельным давлением на грунт (не более 0,3 кг/см2).

Стратегия развития арктического региона РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года явилась толчком к возоб-

новлению работ по созданию новой и модернизации серийной ВАТ для применения в Арктике.

Проведенный в последнее десятилетие комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и практических исследований позволил создать необходимый задел в нормативно-технической базе и сформировать общие технические требования (ОТТ) к перспективным образцам военной автомобильной техники.

Помимо ОТТ были уточнены требования к гусеничной, колесной и специальной технике, предназначенной для эксплуатации в арктическом регионе: в первую очередь по температурным условиям эксплуатации (до минус 60 °С), пусковым свойствам двигателя и обеспечению поддержания его теплового состояния в «дежурном режиме», подвижности (проходимости), живучести при экстремальных низких температурах (микроклимат в обитаемых отделениях образца ВАТ), их автономности при выполнении задач в отрыве от основной базы, что позволило разработать тактико-технические требования (ТТТ) (тактико-техническое задание — ТТЗ) на опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию перспективных и модернизации серийных образцов ВАТ для применения в арктическом регионе.

В период 2014—2017 годов проведена доработка двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ семейства «Вездесущий» (рис. 1) для эксплуатации в условиях Арктики при температурах окружающего воздуха до минус 60 °С2.

В результате доработок образцы были оснащены:

• кабиной улучшенной эргономики, тепло- и шумоизолированной;

• системой обогрева стекол, зеркал заднего вида и сиденья механика-водителя;

а) Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-10ПМ с кузовом-контейнером КК6.2.32.1 во втором звене

б) ДТ-30ПМ со специальным гусеничным прицепом-шасси СГП-Ш Рис. 1. Двухзвенные гусеничные транспортеры семейства «Вездесущий»

• системой подогрева топлива в топливозаборнике, расходных топливных баках, фильтрах грубой и тонкой очистки;

• системой автономного отопления кабины;

• системой предпускового подогрева двигателя с функцией обеспечения «дежурного режима» в течение 24 часов с минутной готовностью его

пуска при температуре окружающего воздуха минус 50 °С;

• системой автоматического поддержания теплового состояния аккумуляторных батарей без снятия их с машины при низких температурах окружающего воздуха.

В настоящее время заказчиками вооружения ведется несколько ОКР по созданию различных образцов во-

Проведенный в последнее десятилетие комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практических исследований позволил создать необходимый задел в нормативно-технической базе и сформировать общие технические требования к перспективным образцам военной автомобильной техники.

оружения и военной техники (ВВТ) на базе двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ (боевого и материально-технического обеспечения). Комплексы противовоздушной обороны Сухопутных войск (ПВО СВ) «Панцирь-СА» и «ТОР-М2ДТ» на базе транспортера

ДТ-30ПМ были представлены на военных парадах 9 Мая на Красной площади Москвы в 2017—2018 годах.

В 2017 году на снабжение ВС РФ приняты снегоболотоходные двухзвенные гусеничные транспортеры ГАЗ-3344-20 грузоподъемностью 3 т (рис. 2)3.

Рис. 2. Двухзвенный гусеничный снегоболотоходный транспортер-тягач легкой категории по массе ГАЗ-3344-20

В 2015 году Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) МО РФ совместно с ПАО «КАМАЗ» и АО «АЗ «Урал» в соответствии с ТТТ Минобороны России были организованы работы по созданию комплектаций автомобилей семейств «Мустанг» (КАМАЗ-5350) и «Мото-воз-1» (Урал-4320-31) в климатическом исполнении «ХЛ» (ГОСТ 15150-69), обеспечивающих их надежную эксплуатацию при температуре окружающего воздуха до минус 60 °С.

Автомобили КАМАЗ-5350 и Урал-4320-31 были доработаны до соответствующих требований (рис. 3)4: установлены дополнительные системы обогрева кабины; проведено утепление кабины и грузовой платформы для перевозки личного состава; установлен электрообогрев остекления кабины; проведена адаптация силовых установок и агрегатов трансмиссии к холодным условиям (использованы специальные хладостойкие резинотехнические изделия, автономные инфракрасные подогреватели).

Рис. 3. Автомобили многоцелевого назначения в климатическом исполнении «ХЛ»

Заводами реализованы различные технические решения, в том числе по обогреву аккумуляторных батарей, топливной аппаратуре, применены специальные горюче-смазочные материалы (ГСМ) отечественного производства для арктического региона (смазка морозостойкая «Арктол»,

моторное масло М-3з/12Д, антифриз Spektrogen GR-LV-65).

Учитывая суровые климатические условия Заполярья, в Типаж ВАТ был введен новый класс техники — специальные армейские внедорожные транспортные средства.

Для замены легковых автомобилей типа УАЗ в 2017 году принято на снабжение ВС РФ внедо-

рожное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления Трэкол-39294А (рис. 4, а—д). Особенностью его конструкции являются стеклопластиковый утепленный корпус, системы автономного подогрева салона, пуска двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 50 °С, водометный движитель.

а) Армейский снегоход А1

б) Армейский снегоход ТТМ-1901-40

в) Армейское внедорожное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления «ТРЭКОЛ-39294А»

г) Армейский мотовездеход АМ д) Армейский мотовездеход АМ1-10

Рис. 4. Специальные армейские внедорожные транспортные средства

Стратегия развития арктического региона РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года явилась толчком к возобновлению работ по созданию новой и модернизации серийной ВАТ для применения в Арктике.

С целью расширения возможностей специальных подразделений, а также подразделений тылового и медицинского обеспечения в состав парка ВАТ были введены высокопроходимые специальные особо легкие транспортные средства — снегоходы, оборудованные отапливаемой кабиной и колесные мотовездеходы, двухосные и трехосные, адаптированные из гражданского сектора путем доработки их в соответствии с ТТТ МО РФ.

В 2014 году после завершения приемочных испытаний был принят на снабжение ВС России армейский снегоход А1. Отличительными особенностями его от общегражданских модификаций является: предпусковой подогреватель для обеспечения гарантированного пуска двигателя при температуре минус 50 °С; «дежурный режим» двигателя с минутной готовностью его пуска в тех же условиях; пожаровзрывобезопасный топливный бак с самозатягивающим покрытием при пробитии его пулями или осколками; возможность размещения оружия и движения с прибором ночного видения (ПНВ), подключение радиостанции.

В 2015 году приняты на снабжение ВС РФ армейский снегоход, оборудованный отапливаемой кабиной ТТМ-1901-40, и армейский мотовездеход АМ1 (рис. 4).

Также, как и в армейском снегоходе А1, в конструкции снегохода с отапливаемой кабиной ТТМ-1901-40 реализованы мероприятия по обеспечению надежной работы в условиях низких температур. Отличительными особенностями данного снегохода являются: двухместная теплоизолированная кабина; автономные отопители кабины; пожаровзрыво-безопасный топливный бак с самозатягивающим покрытием при пробитии его пулями или осколками.

Отличительными особенностями армейского мотовездехода АМ1 от общегражданских модификаций являются: наличие розеток для подключения ПНВ и радиостанций; возможность размещения оружия (АК, СВД, РПГ); наличие электрической и механической (ручной) лебедок; пожа-ровзрывобезопасный топливный бак с самозатягивающим покрытием при пробитии его пулями или осколками.

В рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ) все вышеуказанные образцы ВАТ после принятия их на снабжение ВС РФ поставляются в войска.

В 2018 году принят на снабжение ВС России трехосный мотовездеход АМ1-10 с доработками аналогично армейскому мотовездеходу АМ1 (рис. 4).

Основные тактико-технические характеристики (ТТХ) ВАТ ВС РФ для применения в арктическом регионе представлены в таблицах 1—3.

С целью расширения возможностей специальных подразделений, а также подразделений тылового и медицинского обеспечения в состав парка ВАТ были введены высокопроходимые специальные особо легкие транспортные средства — снегоходы, оборудованные отапливаемой кабиной и колесные мотовездеходы, двухосные и трехосные, адаптированные из гражданского сектора путем доработки их в соответствии с ТТТ МО РФ.

Таблица 1

Основные ТТХ снегоболотоходных гусеничных транспортеров

Параметр Образец ВАТ

ДТ-10ПМ ДТ-20ПМ ДТ-30ПМ ГАЗ-3344-20

Масса в снаряженном состоянии, т 22 26 29 11

Грузоподъемность, т 10 20 30 3

Мощность двигателя, кВт (л. с.) 522(710) 522(710) 522(710) 178(240)

Максимальная скорость, км/ч 45 43 43 55

Скорость движения на плаву, км/ч 6 5 4 5

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,22 0,25 0,3 0,22

Таблица 2

Основные ТТХ колесной ВАТ исполнения «ХЛ»

Параметр Образец ВАТ

КАМАЗ-4350 «ХЛ» КАМАЗ-5350 «ХЛ» КАМАЗ-6350 «ХЛ» УРАЛ-43206 «ХЛ» УРАЛ-4320-31 «ХЛ» ТРЭКОЛ-39294

Колесная формула 4x4 6x6 8x8 4x4 6x6 6x6

Масса в снаряженном состоянии, т 8,15 10,25 12,4 8,24 9,5 3,1

Грузоподъемность, т 3,55 6,0 10,0 3,1 6,0 0,75

Мощность двигателя, кВт (л. с.) 176 (240) 191(260) 265(360) 132 (180) 176 (240) 61 (83)

Максимальная скорость, км/ч 100 100 95 85 85 70

Глубина преодолеваемого брода, м 1,75 1,75 1,75 1,75 1,75 На плаву, V=5 км/ч

Таблица 3

Основные ТТХ специальных внедорожных транспортных средств

Параметр Снегоход Мотовездеход

А1 ТТМ-1901-40 АМ1 АМ1-10

Колесная формула — — 4x4 4x6

Масса в снаряженном состоянии, кг 425 1200 460 680

Грузоподъемность, кг 300 300 300 600

Масса буксируемого прицепа, кг 300 300 500 —

Максимальная скорость, км/ч 90 65 80 65

Мощность двигателя, кВт (л. с.) 44 (60) 63 (86) 29 (40) 29 (40)

Продолжение таблицы 3

Параметр Снегоход Мотовездеход

А1 ТТМ-1901-40 АМ1 АМ1-10

Вместимость (количество мест), чел. 2 2 2 2

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,06 0,08 — —

С целью подтверждения ТТХ, проверки конструктивных доработок вышеуказанных образцов ВАТ и получения опыта их применения при выполнении задач по назначению, подтверждения возможности войсковой эксплуатации в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера и Арктики ГАБТУ Минобороны России совместно с Научно-исследовательским испытательным центром автомобильной техники «3 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации» (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ) была восстановлена система проведения климатических испытаний в реальных условиях в ходе многодневных автономных маршей (экспедиций) на стадии определительных, предварительных и государственных (приемочных) испытаний.

За последние четыре года было проведено три зимние арктические экспедиции:

ГАБТУ Минобороны России совместно с Научно-исследовательским испытательным центром автомобильной техники была восстановлена система проведения климатических испытаний в реальных условиях в ходе многодневных автономных маршей на стадии определительных, предварительных и государственных (приемочных) испытаний.

• в 2014 году в составе смешанной колонны гусеничной, колесной и специальной внедорожной техники (снегоходы, мотовездеходы) по полуострову Рыбачий Мурманской области, а также колесной техникой по маршруту: г. Бронницы Московской обл. — п. Печенга Мурманской обл.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в 2015 году в составе колонны перспективной колесной ВАТ, в том числе исполнения «ХЛ» по маршруту: г. Бронницы — г. Нарьян-Мар — п. Варандей и обратно;

• в 2017 году в составе колонны двухзвенных гусеничных машин и специальной внедорожной техники (колесных вездеходов на шинах сверхнизкого давления «Трэкол» и снегоходов) по маршруту: пос. Тикси — мыс Буор-Хая — мыс Святой Нос — остров Большой Ляховский — остров Малый Ляховский — остров Котельный — 99 ТГ СФ и обратно (экспедиция «Тик-си-2017»)5. Общая протяженность маршрута автономного марша составила около 2200 км. Кроме того, предварительно были совершены четыре контрольных пробега общей протяженностью около 800 км и выполнено свыше десяти запланированных лабо-раторно-дорожных работ.

Во всех экспедициях были решены поставленные задачи. Вместе с тем по сложности организации и трудности выполнения задач наиболее значимой и полезной была зимняя арктическая экспедиция «Тикси-2017» по северной материковой части РФ и ледовому покрытию Северного Ледовитого океана (рис. 5—11).

Рис. 5. Движение колонны ДГМ семейства «Вездесущий» по льду Северного Ледовитого океана

Рис. 6. Преодоление снежных торосов на море Лаптевых

Рис. 7. Группа разведки возглавляет колонну снегоболотоходной ВАТ

Рис. 8. Движение колонны снегоболотоходной ВАТ во время пурги на острове Большой Ляховский

Рис. 9. Заправка техники на марше в ночное время

Рис. 10. Применение кран-стрелы при работах по замене ГМП в полевых условиях

Рис. 11. Заключительный этап погрузки ДТ-30ПМ в грузовую кабину ИЛ-76МД

Дорожно-климатические условия данной экспедиции были экстремальными. Полное отсутствие дорог. Температура окружающего воздуха опускалась до минус 45° С, с порывами ветра до 30—35 м/с и снежными метелями. Опорная поверхность на значительной части маршрута представляла снежную целину или заснеженный лед с переменной высотой снежного покрова, как правило, не более 50 см, отмечалась высокая плотность снега около 0,3—0,4 г/см3 (вследствие воздействия ветра и низких температур), позволяющая выдерживать вес человека.

Толщина льда моря Лаптевых по маршруту следования колонны сне-гоболотоходной ВАТ в среднем составляла от 100 до 170 см, при этом особую опасность представляли недавно образовавшиеся трещины и места расхождения льдов (полыньи). Движение колонны по льду значительно затрудняли торосовые поля прибрежных зон материковой части и островов, образовавшиеся вследствие перепадов глубин, а также в проливах между островами. Высота торосов варьировалась от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, причем торосы высотой более 1,5 м оказывались непроходимыми даже для большегрузных двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ семейства «Вездесущий» и их приходилось объезжать, иногда до нескольких десятков километров.

В состав испытываемых образцов ВАТ входили:

• два двухзвенных гусеничных сне-гоболотоходных плавающих транспортера ДТ-10ПМ. На одном из них в кузове второго звена был установлен кузов-контейнер КК6.2 в арктическом исполнении для жизнеобеспечения личного состава экспедиции, первое звено использовалось под размещение ди-

зельной генераторной установки, запаса масла в бочках, ЗИП и материальных средств. В первом звене второго ДТ-10ПМ был размещен склад продуктов, во втором звене оборудован жилой модуль на четыре человека, утепленный изнутри специальным материалом типа «Те-пофол». В носовой части ДТ-10ПМ была установлена кран-стрела грузоподъемностью 2 т с электрической лебедкой. Отопление жилого модуля и кузова-контейнера осуществлялось как на стоянке, так и в движении воздушным отопите-лем ОВ-8Д-24 и (или) при необходимости и только на стоянке тепловыми панелями;

• двухзвенный гусеничный снего-болотоходный плавающий транс-портерДТ-30ПМсоспециальнымгу-сеничным прицепом-шасси СГП-Ш. В первом звене ДТ-30ПМ размещались запасные части и приспособления, второе звено и специальный прицеп-шасси были загружены бочками с дизельным топливом и маслами на весь путь следования в ходе совершения автономного марша;

• двухзвенный гусеничный снего-болотоходный плавающий транспортер-тягач легкой категории по массе ГАЗ-3344-20, использовавшийся для перевозки и отдыха личного состава, второе звено которого было переоборудовано в спальные места;

• два специальных внедорожных транспортных средства на шинах сверхнизкого давления, использовавшихся для перевозки и отдыха личного состава: «Трэкол-39294», разработанного по требованиям МО РФ, с установленным на бампере приборным комплексом для измерения толщины льда; «Трэкол-39295» (исполнение для экономического сектора страны), использовалось для обеспечения испытаний в качестве командирской машины;

• два армейских снегохода А1 использовались для рекогносцировки маршрута и перевозки переносного прибора для определения толщины льда.

Вся используемая ВАТ в поселок Тикси была доставлена военно-транспортными самолетами ИЛ-76, причем авиатранспортирование большегрузных двухзвенных транспортеров ДТ-30ПМ на большие расстояния было осуществлено впервые.

Основной этап экспедиции — совершение автономного марша — был выполнен в период с 19 февраля по 26 марта 2017 года. Ему предшествовал небольшой подготовительный этап, в ходе которого была осуществлена перевозка самолетами военно-транспортной авиации испытуемой ВАТ, личного состава и материальных средств, проведение испытательных и исследовательских работ в районе базового лагеря, совершение трех контрольных рекогносцировочных маршей по побережью и прибрежным льдам в объеме 800 км, проведение испытаний дополнительного оборудования, в том числе: быстровозводимых надувных обогреваемых укрытий (палаток) для техники и личного состава, переносной водоочистной установки ПВУ-600, прибора для определения толщины льда, комплектов нагревательных элементов (нагревательные чехлы для 200 л. бочек, нагревательные элементы в виде ковра, одеяла, кипятильник воды полевой ПКП-2, генератор горючих газов «Терммикс-2») и др.

В ходе экспедиции «Тикси-2017» большинство конструктивных доработок образцов ВАТ для применения в арктическом регионе были оценены положительно. Подтверждена практическая возможность переброски сил и средств существующими и перспективными образцами снегоболо-тоходной ВАТ полной массой до 60 т с материковой части на островные

территории Российской Федерации по ледовому покрытию Арктических морей и тундровой зоне в особо тяжелых природно-климатических и дорожно-грунтовых условиях. Эффективность применения снегобо-лотоходной ВАТ для выполнения данной задачи приобретает особое значение в случаях отсутствия возможности использования кораблей ВМФ или военной транспортной авиации (самолетов и вертолетов).

Подтверждена необходимость создания специальных подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ, расширения номенклатуры ЗИП для арктических условий, создания отдельных модификаций (исполнений) ВАТ для Арктики в соответствии с Типажом ВАТ.

Подтверждена возможность восстановления и ремонта образцов ВАТ, включая ремонт основных агрегатов, в частности гидромеханической передачи (ГМП) силами экипажа в полевых условиях при низких температурах окружающего воздуха.

Выявлена необходимость комплексного подхода для арктической подготовки личного состава, предназначенного для выполнения задач в условиях Заполярья в отрыве от стационарных баз с учетом выживания в нештатных (аварийных) ситуациях, в том числе механиков-водителей снегоболотоходной ВАТ.

В ходе испытаний были апробированы новые технические решения и материалы, получившие положительную оценку и требующие дальнейшего изучения и применения в серийно выпускаемых образцах ВАТ, а именно:

• материал типа «Тепофол», обладающий высокими показателями: бесшовная технология сварки соединительных замков создает герметичное теплоизоляционное полотно;

В ходе экспедиции «Тикси-2017» большинство конструктивных доработок образцов ВАТ для применения в арктическом регионе были оценены положительно. Подтверждена практическая возможность переброски сил и средств образцами ВАТ полной массой до 60 т на островные территории РФ по ледовому покрытию Арктических морей и тундровой зоне.

теплоотражающий слой повышает сопротивление теплопередачи, обеспечивая комфортную внутреннюю температуру; эластичный материал при перепадах температур и усадке растягивается и сжимается вместе с утепленной конструкцией, не образуя щелей; благодаря водо- и пароне-проницаемости не впитывает влагу и не портится во влажной среде; единое полотно выполняет все функции ветро-, тепло-, влаго- и шумозащит-ного барьеров без дополнительных пленок и мембран; легкое и гибкое полотно утеплителя быстро и просто монтировать на конструкции любой конфигурации; срок службы неограничен, подходит для многократного применения;

• тепловые панели и ковровые покрытия (использование данного принципа обогрева при встраивании панелей в каркас кабин и обитаемых отсеков позволит обеспечить высокие показатели микроклимата, а также применение нескольких независимых систем обогрева в образцах снегоболотоходной ВАТ);

• генератор горючих газов дизельный «Терммикс-24» показал высокие технические характеристики и удобство использования для быстрого отогрева и разморозки узлов и агрегатов при экстремально низких температурах окружающего воздуха;

• крепление кран-стрелы двуногой в носовой части кабин ДТ-10ПМ,

ДТ-30ПМ и их модификации, установка дополнительных систем жизнеобеспечения, введение разборных жестких буксиров для каждого образца, дополнительных емкостей для топлива, организации спальных мест в кабинах и т. д. после проведения соответствующих испытаний;

• применение автономных дизель-генераторов на двухзвенных гусеничных транспортерах большой грузоподъемности (от 10 до 30 т).

Необходимо продолжить работы по совершенствованию конструкции снегоболотоходной ВАТ и мероприятий системы автотехнического обеспечения, в том числе по:

• обеспечению выживаемости при отрицательных температурах (наличие не менее трех независимых друг от друга систем отопления, источников автономного электропитания, создания эффективных средств теплоизоляции и ветрозащиты силовых агрегатов, кабин, топливных баков и узлов ВАТ, технологических установок, оборудования и т. д.);

• разработке аккумуляторных батарей с двухрежимным подогревом (форсированным и длительным) для ВАТ, эксплуатируемой в арктической зоне;

• созданию высокоэффективных подогревателей (нагревателей) ГСМ, специальных жидкостей, воды и т. п., доработке существующих автономных воздушных отопителей в направлении увеличения ресурса и возможности длительной (до нескольких месяцев) непрерывной работы;

• внедрению мобильных установок паровоздушной чистки (мойки) образцов ВАТ от грязи, снега и обледенения ответственных элементов машины и установленного на ней вооружения и специального оборудования;

• разработке конструкции основных узлов и агрегатов образцов ВАТ, устойчивых к воздействию низких

температур (резинотехнические изделия, металл, пластмассы, электроника и т. д.);

• резервированию средств обеспечения тепловой и электрической энергией;

• в части электрооборудования — повышению защищенности от конденсата и влаги и уточнению требований к системе освещения снегоболо-тоходной ВАТ с учетом возможности движения в условиях пурги и сильного ветра;

• проведению исследований по обеспечению ледовых переправ с дальнейшим включением раздела в Наставление по автомобильной службе по организации и проведению ледовой переправы с необходимыми расчетами прочности морского льда;

• разработке требований к арктической упаковке запасных частей и автомобильного имущества, исключающей попадание влаги при хранении и перевозке к месту использования, в том числе при кратковременном нахождении в воде.

Одним из основных ограничивающих факторов применения сне-гоболотоходной ВАТ для перевозки воинских грузов в условиях Арктики является потребность в значитель-

ном дополнительном количестве возимого топлива, что снижает полезную грузоподъемность колонны и сокращает плечо подвоза. В данной связи предлагается на ожидаемых направлениях движения колонн заранее развертывать временные или постоянные пункты материально-технического обеспечения и укомплектовать образцы ВАТ съемными дополнительными топливными баками.

Таким образом, реализуемая в настоящее время номенклатура перспективной ВАТ Типажа 2011—2020 годов грузоподъемностью от 0,3 до 30 т для применения в арктическом регионе позволит значительно повысить готовность их к применению, подвижность и маневренность войск для выполнения задач в Арктике. Испытания модернизированных и вновь создаваемых образцов ВАТ для применения в Арктике в ходе зимних арктических экспедиций подтвердили эффективность их конструктивных доработок и технических решений, позволили сформулировать предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию конструкций снегоболотоходной ВАТ и мероприятий по ее автотехническому обеспечению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года (Пр.-1969).

2 Результаты квалификационных испытаний двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-10ПМ «Вездесущий», отчет о ИР, Ишимбай — АО «МК «Витязь», 2015.

3 Акт приемочных испытаний двухзвен-ного гусеничного транспортера-тягача сне-гоболотоходного плавающего легкой ка-

тегории по массе ГАЗ-3344-20, Бронницы: НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2016.

4 Материалы типовых испытаний автомобилей семейств «Мустанг» и «Мо-товоз-1» в исполнении «ХЛ», отчет о ИР, Бронницы: НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2016.

5 Отчет по результатам определительных испытаний современных и перспективных образцов ВАТ в сложных природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия) (район п. Тикси и о. Котельный архипелага Новосибирские острова), Бронницы: НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.