Научная статья на тему 'О разработке новых технических средств материального обеспечения военнослужащих в Арктике'

О разработке новых технических средств материального обеспечения военнослужащих в Арктике Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
406
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / кухня арктическая / хлебопекарня арктическая / цистерна арктическая для воды / топливомаслозаправщик арктический / характеристики / Arctic / Arctic kitchen / Arctic bakery / Arctic water tank / Arctic fuel and oil tanker / characteristics
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шаронов А. Н., Шаронов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке новых технических средств материального обеспечения военнослужащих в Арктике»

Шаронов А.Н.,

Шаронов Е.А?

О РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРКТИКЕ2

Ключевые слова: Арктика, кухня арктическая, хлебопекарня арктическая, цистерна арктическая для воды, топливомаслозаправщик арктический, характеристики.

Keywords: Arctic, Arctic kitchen, Arctic bakery, Arctic water tank, Arctic fuel and oil tanker, characteristics.

Арктика - территория международного сотрудничества и соперничества. Богатство арктических ресурсов, стратегическое положение морских транспортных коридоров - всё это создает основу для возникновения геоэкономической конфронтации стран мира. В настоящее время этот регион становится ареной соперничества и столкновения экономических интересов России с целым рядом крупных и влиятельных держав мира, в первую очередь арктических стран НАТО - Соединённых Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании. Главной целью стран НАТО является стремление ослабить и не допустить возрастания влияние России в Арктике [1]. Вопрос об усилении военного влияния в районе Арктики стоит уже давно и весьма остро. Представители генерального штаба НАТО заявляют о необходимости усиления своего присутствия в этом регионе, считая, что Арктика с ее богатыми природными ресурсами -мировое достояние. При этом заостряется внимание на том, что из пяти стран, расположенных в непосредственной близости от Арктики, четыре являются членами НАТО.

Для защиты национальных интересов России в Арктике Президентом страны 1 декабря 2014 года было принято решение на формирование объединенного стратегического командования «Северный флот». Объединенное стратегическое командование будет защищать интересы России, прежде всего, Северный морской путь, морские биоресурсы, месторождения углеводородов и, самое главное, обеспечивать военную безопасность в континентальной части (Кольское, Печорское, Ямало-Ненецкое операционные направления) и западной морской зоне.

Основу группировки ОСК «СФ» составят корабельные и подводные силы, морская авиация и береговые войска Северного флота (морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские войска, арктические формирования Сухопутных войск (арктические бригады), соединения Воздушно-космических сил (дивизии ПВО, истребительная авиация)), воинские части и организации материально-технического обеспечения и специальных войск [2].

Условия Крайнего Севера оказывают специфическое влияние на характер действий войск и их материальное обеспечение [3, с. 13-95, 4, с. 12-99]. Преобладающим рельефом материковой части является холмисто-грядовая местность с густой озерно-речной сетью. Часто встречающиеся скопления валунов и отдельные каменные глыбы значительно затрудняют передвижение транспорта вне дорог. В этих условиях движение транспорта возможно лишь с ноября по апрель, когда замерзают реки, озера и болота. Зимой толщина плотного снежного покрова в Заполярье колеблется от 80 до 100 см (рис. 1). [3, с. 32]

Рисунок1.

Снежный покров в Архангельской области

1 Шаронов Александр Николаевич - д.в.н., профессор, с.н.с. НИИ Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург. E-mail: sharonov-55@yandex.ru

Шаронов Евгений Александрович - к.э.н., начальник отдела военно-научного комитета Штаба МТО ВС РФ, Москва. E-mail: sharonov@yandex.ru

2 Доклад, представленный на конференции «Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России».

Движение по такому снегу вне дорог возможно только для гусеничных машин с удельным давлением на грунт не более 0,3 кг/см. Для других машин требуется прокладывать дороги и колонные пути. Устойчивый снежный покров образуется в конце октября и сохраняется до конца апреля. Его средняя толщина от 45 см до 70 см, в понижениях рельефа до 300 см. Число дней с метелями, туманами и пасмурной погодой достигает 200-300 в году. Частые метели (в осенне-зимний период от 9 до 15 дней в месяц, при средней скорости от 2,3 м/с до 10 м/с, с периодами до 40 м/с) вызывают снежные заносы (от 180 до 225 дней в году выпадение осадков, в осенне-зимний период выпадение осадков составляет от 270 мм до 430 мм) [4, с. 42 ].

Климат северных районов отличается коротким (один-два месяца) прохладным летом и продолжительной (шесть-девять месяцев) суровой зимой. Большую часть года температура не поднимается выше 0°С, а зимой опускается до 50-65°С мороза. Безветренной погоды почти не бывает. Средняя скорость ветра достигает 4-10 м/сек. При скорости ветра свыше 12 м/сек человек не может удержаться на ногах, ничего не видит и теряет ориентировку, техника и дороги быстро заносятся снегом. Резкие колебания температуры и повышенная сырость являются причиной обморожений и простудных заболеваний. Вновь прибывающий личный состав нуждается в акклиматизации. Так, например, в период Киркенесской операции среди личного состава 10-й гвардейской и 14-й стрелковых дивизий, находившихся на Крайнем Севере с начала войны, заболеваемость была на 50% ниже, чем в частях, прибывших к началу операции с южных участков Карельского фронта.

Арктические районы характеризуются: большой продолжительностью темного времени суток (начиная с 67 широты с первого октября по 10 марта начинаются сумеречные дни, солнце не восходит, но подымается к горизонту выше уровня 6 градусов, утренние сумерки сливаются с вечерними), а с 10 октября по 1 марта начинается полярная ночь, которая длится от 38 до 148 дней в зависимости от широты); вечной мерзлотой, широким распространением скальных грунтов и заболоченными участками в условиях арктической зоны, ограниченной возможностью использования лесоматериала или полное его отсутствие [3, 4].

За период залегания снежного покрова испаряется около 10% влаги. В теплое время года интенсивное испарение возможно в течение лишь двух-трех месяцев. Поэтому в целом за год сумма осадков превышает испаряемость в 1,4 раза, что обусловливает избыточное увлажнение территории. Избыточное увлажнение является основной причиной значительной обводнённой и заболоченности территории. На Кольском полуострове большие и малые озера, реки, ручьи исчисляются сотнями тысяч, а болота занимают 37% всей площади полуострова (рис. 2) [3, с. 28].

Рисунок 2. Болота Кольского полуострова

На военнослужащих в районах Крайнего Севера оказывают влияние также полярные ночи и полярные дни, продолжительность которых в зависимости от широт достигает соответственно 31-110 и 54-127 суток. Полярная ночь и полярный день нарушают привычный для людей уклад жизни и вызывают у них повышенную напряженность.

В ночных условиях количество ошибок у военнослужащих увеличивается, что приводит к снижению результатов его деятельности. Ночь в сочетании с суровыми климатическими и неустойчивыми метеорологическими условиями усложняет действия войск, но вместе с тем облегчает маскировку и достижение внезапности. В полярный день затрудняется достижение внезапности и повышается роль защиты от воздействия противника.

На Кольском полуострове, побережье Белого моря большинство населенных пунктов соединено шоссейными и грунтовыми дорогами. В остальной части Заполярья дорожная сеть бедна. Поэтому передвижение войск на Крайнем Севере сопряжено с преодолением труднодоступных районов.

Большая часть элементов оперативного обустройства территории имеет низкую степень развития. Дорожная сеть развита слабо (в среднем до 10 км на 1000 км2 при норме 200-500 км). Между дорогами простираются широкие полосы непроходимой в течение всего года местности для колесной, а в ряде случаев и большинства гусеничной техники (рис. 3, 4, 5) [3, с. 37; 4, с. 16-17].

Рисунок 3. Участки каменных россыпей

Рисунок 4. Горно-каменистая местность

Рисунок 5. Лесной массив

Каменные россыпи, болота, вечная мерзлота, заболоченные лощины, глубокие овраги, затрудняют обеспечение войск. Коммуникациями могут служить крупные судоходные реки летом и ледовые пути зимой. Населенных пунктов мало, в основном они располагаются на побережье, а также вдоль рек и редких железных дорог. В северных районах при организации полевого водоснабжения должны учитываться повышенная стойкость отравляющих (радиоактивных) веществ во время метели, накопление их в населённых пунктах, лощинах, на опушках леса и в кустарниках. Зимой возникают сложности с оборудованием пунктов водоснабжения из-за невозможности проведения земляных инженерных работ. Продолжительная полярная ночь затрудняет ориентирование, вынуждает непрерывно использовать искусственное освещение.

Важная роль в обеспечении управления частями и подразделениями материального обеспечения принадлежит связи. В северных районах частые ионосферные и магнитные возмущения затрудняют работу радиостанций в коротковолновом диапазоне. В ряде районов (временами отмечается ее полное прекращение. Во время пурги электростатические помехи также затрудняют связь (они вызывают пронзительный свист, который может на длительное время

заглушить передачу на всех частотах). В снегопад возможно занесение воздушных проволочных линий связи снегом, их обледенение и обрыв.

Анализ работы технических средств материального обеспечения и технологического оборудования в условиях Арктики показывает, что они подвержены влиянию экстремальным температурам и «размораживанию» технологического оборудования [3, с. 125; 4, с. 105-106].

На рис. 6(а) и рис. 6(б) наглядно показано влияние снежного покрова и низких температур на состояние технических средств приготовления пищи: непроходимый для автомобиля снежный покров, промерзание кузова-фургона внутри и как следствие - обледенение технологического оборудования.

Рисунок 6(а).

Влияние снежного покрова на состояние технических средств продовольственной службы

Рисунок 6(б).

Влияние низких температур на состояние технических средств продовольственной службы

Рисунок 7.

Состояние средств заправки и транспортирования горючего при хранении в условиях Арктики

Обобщенные показатели природно-климатических условий северо-западной (европейской) части Арктического региона приведены в табл. 1 [4, с. 38; 5, с. 45].

Таблица 1

Обобщенные показатели природно-климатических условий европейской части

Арктического региона

Наименование показателя, Значение показателя для характерных регионов

размерность Кольский полуостров Карелия Архангельская обл.

Преобладающий рельеф и характеристика местности Горная тундра, на севере с резко пересеченным рельефом. Холмистый на юге. Много рек Холмистый, много озер и болот, до 85% территории заняты лесом. Россыпи валунов Равнинный, большие массивы заболоченных лесов. У побережья много валунов и камней

и озер, россыпи валунов.

Почво-грунт Скальный Скальный Каменистые и рыхлые (на юге)

Заболоченность местности, % территории 15-40 15-40 25-45

Тип болот Сплошные Сплошные и сапропелевые Сапропелевые

Глубина болот, м До 3 До 3 От 5 до 8

Продолжительность зимнего периода, мес. 5-7 5-6 5-6

Продолжительность распутицы, месяцы 2,5-3,5 2,5-3,5 2,5-4

Температура воздуха, 0°С - максимальная летом +25 +30 +30

- минимальная зимой -50 -48 -54

Годовое количество осадков, мм 500-700 500-600 500-700

Плотность дорог, км/100 км2, в том числе: 9,15 9,40 3,70

- твердым покрытием 5,95 2,80 1,20

- без покрытия 3,20 6,60 2,50

Высота снежного покрова, м 1,5-2,0 0,5-1,5 0,5-1,0

Плотность снега, г/см3 0,2-0,35 0,1-0,35 0,1-0,35

Анализ существующих технических средств показал, что в настоящее они не способны гарантированно в условиях болотистой местности, глубокого снежного покрова, большого количества рек и водоёмов, отсутствия развитой дорожной сети и экстремально низких температур обеспечить приготовление пищи [3-8]. Для условий Арктики должны быть созданы такие технические средства материального обеспечения, которые могут обеспечить гарантированное выполнение задач при температуре окружающей среды от минус 50°С до плюс 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температуры минус 60°С, а также при относительной влажности воздуха до 98% при температуре до плюс 25°С [3, с. 301].

Установлено, что основным средством обеспечения подвижности арктических подразделений по-прежнему будет являться военная автомобильная техника, к образцам которой будут предъявляться специфические повышенные требования в плане проходимости и маневренности [3-8]. Исходя из условий применения техники в Арктической зоне, наиболее рациональным вариантом транспортного средства, используемого в качестве средства подвижности вооружения, является сочлененная гусеничная машина, обладающая наилучшими показателями опорной проходимости и маневренности в условиях Крайнего Севера (рис. 8).

Рисунок 8. Сочлененные гусеничные машины

На основе перечисленных факторов обозначены и основные требования, предъявляемые к арктическим образцам технических средств материального обеспечения. К таким требованиям относятся [3-10]:

- техническая готовность (Кг - коэффициент технической готовности), создаваемых образцов должна обеспечить гарантированное выполнение функциональных задач в заданных условиях;

- оперативная готовность (Ког - коэффициент оперативной готовности) гарантированное применение образцов в течение заданного срока эксплуатации при заданной наработке на отказ;

- базовое шасси должно быть снегоболотоходным и обеспечивать: высокую проходимость с максимально возможными скоростями передвижения по неразведанной местности, болотам, водным преградам, глубокому снежному покрову и грунтам с низкой несущей способностью; максимальную мобильность; всепогодность применения; максимальный запас хода; повышенную маневренность, надежность управления при движении с обеспечением защищенными средствами связи и навигации;

- дальность применения по разнообразным изолированным направлениям и на широком фронте;

- максимальная автономность в обеспечении войск (сил);

- живучесть и стойкость к внешним воздействиям;

- маскируемость и оптимальная защищенность от стрелкового оружия, осколков гранат и артиллерийских снарядов.

Общие требования, определяемые назначением и условиями эксплуатации:

- проходимость базовых шасси должна обеспечить передвижение по болотистой местности, глубокому снежному покрытию в условиях бездорожья;

- базовое шасси, кузова-фургоны выбираются из перечня военной автомобильной техники, закрепленной действующим «Типажом ВАТ для ВС РФ»;

- технические средства материального обеспечения должны обеспечить гарантирование выполнения функциональных задач при температуре окружающей среды от минус 50°С до плюс 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температур минус 60°С, а также при относительной влажности воздуха до 98% при температуре до плюс 25°С;

- гарантированное применение образцов - не менее 15 лет;

- образцы по требованиям транспортабельности должны быть адаптированы к перевозке под действующие виды воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта;

- применяемое при создании образцов технологическое оборудование, комплектующие, составные части и материалы - только отечественного производства.

Перечисленные выше требования были предъявлены к созданию опытных образцов технических средств материального обеспечения, предназначенных для обеспечения военнослужащих горячей пищей, выпечке хлеба, кратковременному содержанию и транспортированию воды, а также заправки, транспортирования и кратковременного хранения горючего, масел, специальных жидкостей в условиях Арктической зоны. К ним относятся: цистерна арктическая; кухня арктическая; хлебопекарня арктическая; топливомаслозаправщик арктический и хозяйственно-складской модуль арктический [3-8].

Установлено, что в условиях Арктики под монтаж технологического и специального оборудования для технических средств материального обеспечения целесообразно использовать двухзвенный гусеничный транспортёр ДТ-30ПМ (рис. 9).

Рисунок 9.

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПБ

Его грузовые отсеки первого и второго звена можно использовать под монтаж специального и технологического оборудования для выполнения задач материального обеспечения войск (сил) арктической группировки в полевых условиях [3, с. 119-130; 4, с. 99-107; 5, с. 118-128; 10, с. 12-13]. При конструировании этих технических средств применяются передовые технологии и современное оборудование, позволяющие организовать материальное обеспечение в условиях экстремально низких температур - до минус 60°С. На шасси двухзвенного гусеничного транспортера имеются силовой и технологический блоки. Силовой блок смонтирован на первом звене базового шасси, технологиче-

ский - на втором. Основные технические характеристики двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПБ приведены в табл. 2, а силовой блок арктических технических средств на рис. 10 [10, с. 13].

Таблица 2

Основные технические характеристики ДТ-30ПМ

Наименование характеристики ДТ-30ПМ

Масса в снаряжённом состоянии, кг 29,5+0,5

Грузоподъёмность, кг 1 звено 2 звено 30 000 12 000 18 000

Внутренние размеры кузовов, мм: 1 звено: длина/ширина 2 звено: длина/ширина 3398/2910 6530/2910

Среднее удельное давление на грунт, МПа (кг/см2) 0,03 (0,3)

Мощность двигателя, кВт (л.с.) 522 (710)

Максимальная скорость, км/ч: по дорогам на плаву 43 4-5

Минимальный радиус поворота, м 16

Преодолеваемые препятствия с полной нагрузкой: максимальный угол подъема (спуска), град. косогор, град. высота стенки, мм ширина рва, м 30 15 1200 4

Гарантийный пробег, км 6000

Пробег до капремонта, км 16 000

Перевозка транспортом: железнодорожным транспортом воздушным автомобильным транспортом морским в габарите 02-ВМ АН-22, АН-124 Прицепы ЧМЗАП 9990 и ЧМЗАП 5247Г по ГОСТ 26653-90

Рисунок 10.

Силовой блок арктических технических средств материального обеспечения

Кузова силового и технологического блоков конструктивно выполнены отдельно от базового шасси (для обеспечения возможности перевозки изделия любыми видами транспорта) и имеют съемные крыши (для обеспечения возможности монтажа и демонтажа внутреннего оборудования). При конструировании изделий использовался принцип модульности и унификации. В конструкции изделий используется комплектующие и материалы отечественного производства. Изделия максимально унифицированы между собой в части: базового шасси; кузовов силового и технологического блоков; автономной системы электроснабжения, отопления и освещения; системы автоматического пожаротушения [3,с. 314; 4, с. 184].

Силовой блок изделий арктических технических средств предназначен для обеспечения электроэнергией технологического блока и другого оборудования. В состав силового блока входит первое звено базового шасси с установленным на нём теплоизолированным кузовом силового блока, в котором размещены: основная дизельная электростанция (ДЭС) напряжением 380 В и мощностью 100 кВт; резервная ДЭС напряжением 280 В и мощностью 5 кВт; бак с дизельным топливом (на 24 часа работы ) для основной и резервной ДЭС; системы электроавтоматики основной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

резервной ДЭС; автоматическая система пожаротушения; отопительно-вентиляционная установка; элементы системы освещения.

Обогрев силового блока при движении и на стоянке осуществляется с помощью отопительно-вентиляционной установки. Для обеспечения требуемых температурных режимов работы ДЭС кузов силового блока оборудован автоматическими жалюзи, обеспечивающими забор внешнего воздуха и вывод отработанного во внешнюю среду.

Кухня арктическая (КА-250/30ПМ) предназначена для приготовления и транспортирования горячей пищи из двух блюд и кипятка до 200 человек питающихся в полевых условиях [3, с. 313; 4, с. 159; 6, с. 10].

Требования, определяемые назначением:

- производственные возможности кухни должны обеспечить приготовление пищи на 200-250 человек;

- возимые запасы продовольствия - не менее 1с/д;

- количество обслуживающего персонала - не более 2-х чел.;

- время развертывания (свертывания) - не более 15 мин.

Технологический блок кухни арктической КА-250/30ПМ предназначен для приготовления, транспортирования и выдачи горячей пищи из первого, второго, третьего блюд и кипятка в полевых условиях на 250 чел. питающихся (рис. 11) [6, с. 10-12].

Рисунок 11.

Технологический блок кухни арктической КА-250/30ПМ

В состав технологического блока кухни входит второе звено базового шасси ДТ-30ПМ с установленным на нём теплоизолированным кузовом технологического блока кухни, в котором размещено основное и вспомогательное технологическое оборудование [3, с. 313-316; 4, с. 158-162; 6, с. 25-63]: три котла пищеварочных на электрическом и паровом обогреве емкостью 160 л каждый; плита электрическая с жарочным шкафом; баки для воды; шкафы и столы производственные; отопительно-вентиляционная установка; фильтровентиляционная установка; первичные средства пожаротушения; комплект ЗИП и другое оборудование. В тамбуре технологического блока расположен парогенератор, предназначенный для обеспечения резервного питания котлов паром в случае выхода из строя основного источника электроэнергии.

Парогенератор работает на дизельном топливе без использования электроэнергии. Его производительность позволяет обеспечить работу всех котлов.

Хлебопекарня арктическая (ХПА-500/30ПМ) предназначена для производства формового пшеничного, ржа-но-пшеничного хлеба в полевых условиях на 700 чел/сутки [ 3, с. 318; 7, с. 40 ].

Требования, определяемые назначением:

- возимые запасы муки, соли и дрожжей на период - не менее 7-8 суток;

- производительность хлебопекарни должна обеспечить свежим хлебом 650-700 чел.;

- количество обслуживающего персонала - не более 2-х чел.;

- время развертывания (свертывания) - не более 15 мин.

Технологический блок хлебопекарни арктической ХПА-500/30ПМ предназначен для производства формового ржано-пшеничного и пшеничного хлеба в полевых условиях Арктической зоны и в других регионах с особо тяжёлыми природно-климатическими условиями (рис. 12) [7, с. 39].

Рисунок 12.

Технологический блок хлебопекарни арктической ХПА-500/30ПМ

В состав технологического блока хлебопекарни арктической входит второе звено базового шасси ДТ-30ПМ с установленным на нём теплоизолированным и обогреваемым кузовом технологического блока, в котором размещено основное и вспомогательное технологическое оборудование: хлебопекарная печь; расстойный шкаф; агрегат просеи-вательный с дозировочной емкостью; машина тестомесильная; тестоделитель; столы производственные; баки для воды; отопительно-вентиляционная установка; фильтровентиляционная установка; первичные средства пожаротушения; комплект ЗИП и другое оборудование [3, с. 317-322; 7, с. 74-117].

Цистерна арктическая (ЦВА-10/30ПМ) предназначена для транспортирования и кратковременного хранения питьевой воды массой 10 000 литров [3, с. 571-584; 8, с. 59-64]. Требования, определяемые назначением:

- цистерна термоизолированная с системой подогрева вместимостью - не менее 10 м3;

- количество обслуживающего персонала - 1 чел.

В состав технологического блока цистерны арктической входит второе звено базового шасси ДТ-30ПМ с установленным на нём теплоизолированным кузовом технологического блока, в котором размещено основное и вспомогательное технологическое оборудование: ёмкость для воды вместимостью 10000 л; система ультрафиолетового обеззараживания воды; технологическое оборудование для раздачи воды; напорно-всасывающие рукава с быстроразъем-ными присоединительными устройствами; средства управления режимами рабочих операций; отопительно-вентиля-ционная установка; фильтровентиляционная установка; элементы системы освещения; первичные средства пожаротушения; комплект ЗИП и другое оборудование (рис. 13) [3, с. 560-600; 8, с. 16-20, 59-64]. Особенностью цистерны арктической является применение в её конструкции системы ультрафиолетового обеззараживания воды, что существенно улучшает санитарно-эпидемиологические характеристики качества выдаваемой воды.

Рисунок 13.

Технологический блок цистерны арктической ЦВА-10/30ПМ

Цистерна арктическая ЦВА-10/30ПМ обеспечивает требуемый уровень технических характеристик, гарантированное транспортирование, хранение, ультрафиолетовое обеззараживание и выдачу 10 000 л воды при температурах окружающего воздуха, характерных для Арктической зоны.

Топливомаслозаправщик арктический предназначен для заправки гусеничных и колесных машин, а также для транспортирования и кратковременного хранения горючего, масел и специальных жидкостей в условиях низких температур. Требования, определяемые назначением [3, с. 564]:

- вместимость цистерны для горючего - не менее 14 м3;

- подача насосной установки - не менее 60 м3/час;

- количество масла и специальных жидкостей, перевозимых в канистрах (мелкой таре) - не менее 2800 л;

- количество бочек с маслом и специальными жидкостями, размещенных в термоизолированном обогреваемом отсеке (первое звено) - не менее 14 ед.;

- время развертывания из походного положения в рабочее - не более 15 мин;

- время свертывания - не более 15 мин;

- обслуживающий расчет - 2 чел.

В технологическом блоке расположены: ёмкость для горючего; бортовая насосная станция с трубопроводами и арматурой; напорно-всасывающие и раздаточные рукава; средства очистки и фильтрации топлива; контрольно-измерительные приборы; устройства контроля и учета объёма горючего; средства управления режимами рабочих операций; компрессорная установка с ресивером; отопительно-вентиляционная установка; элементы системы освещения; первичные средства пожаротушения; комплект ЗИП и другое оборудование [3, с. 664-663].

Технологическое и специальное оборудование функционально и конструктивно размещено в силовом и технологическом блоках. Технологический блок топливо маслозаправщика размещается в необогреваемом доработанном кузове второго звена базового шасси, закрытым легкосъёмной металлической крышей. Силовой блок топливомасло-заправщика унифицирован по составу с силовыми блоками кухни, хлебопекарни, цистерны для воды за исключением того, что отсутствует резервная ДЭС постоянного тока мощностью 5 кВт, а в состав силового блока дополнительно введено оборудование для хранения и выдачи моторного и трансмиссионного масел и стеллаж для канистр с охлаждающей жидкостью. Питание электрической энергией системы обогрева силового блока во время движения и систем освещения, производится от бортовой системы базового шасси.

Таким образом, для материального обеспечения военнослужащих подразделений и частей объединенного стратегического командования ОСК «Северный флот» в условиях Арктики разработаны специальные арктические технические средства с тактико-техническими характеристиками, которые учитывают специфические природно-климатические и физико-географические особенности региона. Применение технических средств позволит решать функциональные задачи по организации питания, выпечки хлеба, обеспечению питьевой водой военнослужащих, а также заправки техники горючем в полевых условиях мирного и военного времени. Реализация технических решений в конструкции арктических технических средств материального обеспечения гарантирует выполнение функциональных задач по службам материального обеспечения, а используемое технологическое оборудование - эксплуатацию в условиях, характерных для особо тяжелых дорожно-климатических районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики [9, 10].

Литература

1. Васильев Ю.С., Диденко Н.И. Анализ рисков Арктических регионов // Арктика: История и современность: Труды международной научной конференции. СПб. 2016. - С. 9-40.

2. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki. Объединённое стратегическое командование «Северный флот».

3. Топоров А.В., Коновалов В.Б., Шаронов А.Н., Квашнин Б.С., Востряков И.В., Шаронов Е.А. Научное обоснование и разработка арктических технических средств материального обеспечения: Военно-теоретический труд. - В 2-х частях / ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, издательство Ас-терион, 2018. - Часть 1. - 736 с.

4. Шаронов А.Н., Коновалов В.Б., Шаронов Е. А. Научное обоснование тактико-технических требований к разработке арктических технических средств продовольственной службы: - Монография. МО РФ, ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб: Р-КОПИ: ВА МТО, 2016. - 211с.

5. Топоров А.В., Коновалов В.Б., Квашнин Б.С., Востряков И.В., Шаронов А.Н. Особенности применения технических средств служб материального обеспечения в условиях Арктики: - Монография. ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, 2017. - 216 с.

6. Топоров А.В., Коновалов В.Б., Шаронов А.Н., Шаронов Е.А. Оценка вариантов и обоснование технологического оборудования кухни арктической. Монография.- ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, издательство Р-Копи, 2018. - 152 с.

7. Топоров А.В., Коновалов В.Б., Шаронов А.Н., Шаронов Е.А. Разработка тактико-технических требований и оценка технического уровня хлебопекарни арктической: Монография. ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, 2017. - 300 с.

8. Шаронов А.Н., Востряков И.В., Шаронов Е.А. Оценка вариантов и обоснование технологического оборудования цистерны арктической. Монография. - ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, 2017. - 200 с.

9. Шаронов А.Н., Шаронов Е.А. Научное обоснование и разработка общих технических требований для перспективной техники продовольственной службы. Военно-теоретический труд. ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, изд-во АСТЕРИОН. 2019. - 1009 с.

10. Шаронов А.Н., Шаронов Е.А. Общие технические требования к технике продовольственной службы (проект нормативно-технического документа). Монография. ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва». - СПб, ВА МТО, изд-во АСТЕРИОН. 2019. - 457 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.