Научная статья на тему 'Направление повышения эффективности стрельбы комплекса вооружения на базе двухзвенной гусеничной машины в условиях Арктики'

Направление повышения эффективности стрельбы комплекса вооружения на базе двухзвенной гусеничной машины в условиях Арктики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
277
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХЗВЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА / АРКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ / БЛОКИРОВАНИЕ МЕЖЗВЕННОЙ СВЯЗИ / TWO-TIERTRACKED VEHICLE / ARCTICCONDITIONS / COMPLEX WEAPONS / THE EFFECTIVENESS OF SHOOTING / BLOCKINGMISONNEICONNECTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Демихов Сергей Владимирович, Клюшин Андрей Александрович

Обоснована необходимость применения двухзвенных гусеничных машин в качестве подвижных платформ под зенитное ракетно-пушечное вооружение в условиях Арктики. Предложено направление повышения эффективности стрельбы при движении по неровной опорной поверхности за счет стабилизации платформы путем блокирования межзвенной связи двухзвенной гусеничной машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Демихов Сергей Владимирович, Клюшин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY TO INCREASE THE EFFECTIVENESSOF THE SHOOTING COMPLEX WEAPONSON THE BASISOFTWOTRACKED VEHICLES IN ARCTIC CONDITIONS

The necessity to usetwotracked vehiclesas mobile platforms formissile and gunwea-ponsin Arctic conditions. The proposed way to increase the effectivenessof shootingwhen dri-vingon an unevensupport surfacedue to the stabilizationof the platformby blockingmisonnei-connectionof two-tracked vehicles.

Текст научной работы на тему «Направление повышения эффективности стрельбы комплекса вооружения на базе двухзвенной гусеничной машины в условиях Арктики»

Vasilchenkov Vasiley Phedorovich, doctor of technical sciences, professor, sachafo-min@mail.ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Troop Command School named after general of the army V.F. Margelov

УДК 623.438

НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРЕЛЬБЫ

КОМПЛЕКСА ВООРУЖЕНИЯ НА БАЗЕ ДВУХЗВЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

С.В. Демихов, А. А. Клюшин

Обоснована необходимость применения двухзвенных гусеничных машин в качестве подвижных платформ под зенитное ракетно-пушечное вооружение в условиях Арктики. Предложено направление повышения эффективности стрельбы при движении по неровной опорной поверхности за счет стабилизации платформы путем блокирования межзвенной связи двухзвенной гусеничной машины.

Ключевые слова: двухзвенная гусеничная машина, арктические условия, комплекс вооружения, эффективность стрельбы, блокирование межзвенной связи.

Усиление военного влияния в Арктическом регионе является одной из главных задач на современном этапе военного строительства Вооруженных сил Российской Федерации вследствие возрастающей активности ряда стран блока НАТО, представители руководства которых все настойчивее заявляют о своих намерениях на обязательное присутствие в Арктической зоне.

В этих условиях вопросы создания, развития и совершенствования состава и структуры межвидовой группировки Российских войск, а также средств и способов вооруженной борьбы в условиях Арктики и Крайнего Севера, являются чрезвычайно актуальными [1].

При формировании современной концепции боевого применения частей и соединений Вооруженных сил Российской Федерации необходимо учитывать, что основу современной доктрины ведения боевых действий стран блока НАТО составляют принципы обнаружения объектов поражения и последующего массированного удара по ним высокоточным оружием.

Основным средством поражения являются крылатые ракеты «Томагавк», запускаемые с надводных кораблей, подводных лодок, стратегических бомбардировщиков и наземных пусковых установок.

131

Также при ведении современных боевых действий с целью рекогносцировки местности и получения необходимых данных о противнике широко применяются беспилотные летательные аппараты (БЛА) [2], основным назначением которых является передача разведывательной видеоинформации о противнике и координат дислокации объектов, с помощью которых осуществляется контроль его действий и при необходимости последующее уничтожение.

Задача своевременного обнаружения БЛА и их поражения является в настоящее время одной из основных при планировании и ведении боевых операций и может быть эффективно решена с использованием боевых возможностей современных комплексов противоздушной обороны (ПВО).

Наиболее эффективным средством борьбы с крылатыми ракетами и БЛА в настоящее время является зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С» на базе автомобиля КамАЗ-6560, предназначенный для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов от всех современных и перспективных средств воздушного нападения.

Комплекс «Панцирь-С» представляет собой завершающий компонент эшелонированной системы ПВО. Стратегические С-300 и С-400 надежно прикрывают важные государственные и военные объекты, а «Пан-цирь-С» обеспечивает их живучесть.

Однако в результате испытаний ЗРПК «Панцирь-С» на базе КамАЗ-6560 в условиях Арктики и Крайнего Севера было установлено, что эффективность его применения ограничена вследствие наличия выявленных недостатков. К числу основных из них относятся недостаточная опорная проходимость, что отрицательно влияет на мобильность комплекса в целом, а также возможная потеря поперечной устойчивости от опрокидывания ЗРПК при фланговой стрельбе. Имеющиеся в конструкции базового шасси КамАЗ-6560 гидравлические опоры, предназначенные для обеспечения устойчивого положения платформы при стрельбе на подготовленных площадках и на твердых грунтах, не обеспечивали требуемой устойчивости корпуса боевой машины на глубоком снежном покрове.

Помимо этого, главным требованием к военной автомобильной технике, состоящей на вооружении в подразделениях, частях и соединениях Воздушно-десантных войск, является приспособленность боевой машины к десантированию [3]. Как показали учения на Дальнем Востоке, «Панцирь» со сложенным прицельным комплексом и пусковыми установками ракет помещается в грузовой отсек Ил-76. Однако для десантирования необходима специальная платформа, на которой ЗРПК превышает габариты по высоте транспортного отсека самолёта.

С целью решения обозначенных проблем с опорной и профильной проходимостью, а также большими габаритами боевой машины остро встал вопрос о поиске альтернативной платформы. Разработанная опытная версия комплекса на ГМ-352М1Е обладала удовлетворительными показа-

телями опорной и профильной проходимости и габаритными размерами по высоте, но имела сравнительно высокое значение давления на грунт (порядка 0,08 МПа). В конечном итоге вариант с ГМ-352М1Е оказался также недостаточно эффективным для специфических природно-климатических условий Арктики с её глубоким снежным покровом.

Сложная обстановка в арктическом регионе требует новых подходов в решении проблем, направленных на защиту национальных интересов России, в том числе в области обеспечения военной безопасности. В этой связи одним из наиболее эффективных вариантов повышения боевой эффективности подразделений и частей в тяжёлых природно-климатических и дорожных условиях, характерных для Арктики и Крайнего Севера, является использование двухзвенных гусеничных машин (ДГМ), компоновочная схема которых позволяет достигнуть высоких показателей грузоподъемности, проходимости и плавности хода, а также обеспечить подвижность комплексов зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

На основании проведенных исследований установлено, что наилучшими показателями использования различных образцов военной автомобильной техники в условиях, характерных для арктической зоны, обладают двухзвенные гусеничные машины. Результаты сравнительного анализа рационального использования военной автомобильной техники в различных дорожных условиях представлены на рис. 1.

Специальные колесные шасси

Цвухзвен н ые гусеничн ые машины

Транспортные средства на

_ воздушной подушке

Автомобили

Гусеничные машины

Слабые грунты (снега.болота) Средние грунты

Прочные грунты

Дороги

Среднее давление на грунт, кПа

Рис. 1. Целесообразные области применения различных транспортных средству определяемые полной массой транспортного средства и несущей способностью грунта

133

На вооружении Российской армии находятся ДГМ семейств «Витязь» и «Вездесущий» грузоподъемностью от 10 до 30 тонн. Опыт эксплуатации этих машин подтвердил их эффективность в решении транспортных задач в особо тяжелых дорожных и климатических условиях. Подвижность рот подвоза боеприпасов, укомплектованных ДГМ, стала значительно выше, чем у боевых (артиллерийских) подразделений, укомплектованных МТ-ЛБВ и другими образцами ГМ. В ходе учений ДГМ широко использовались и для решения боевых задач в условиях, когда передвижение на других видах техники было невозможно [4].

Сочленённые гусеничные машины в настоящее время успешно обеспечивают выполнение задач в интересах различных министерств и ведомств в труднопроходимых северных районах и могут эффективно использоваться в качестве средств подвижности вооружения ПВО, подразделений ВДВ и специального назначения, связи, разведки и т.п.

При этом крайне важно, что предусмотрена возможность десантирования подобного рода машин с воздуха по-звенно, что открывает перспективы для использования ДГМ в интересах частей и соединений ВДВ.

В соответствии с реализуемой в настоящее время государственной программой перевооружения Российской армии и обострением ситуации вокруг Арктики предполагается применение отечественных ДГМ под монтаж ВВТ.

Одним из перспективных направлений является создание арктического варианта ЗРК «Панцирь-СА» на базе ДГМ ДТ-30ПМ[5], опытный образец которого был представлен АО «КБП» (г. Тула) на Международном военно-техническим форуме «Армия-2015».

Особенностью применения ДГМ в составе комплекса вооружения в условиях Арктики является наличие специфической опорной поверхности (скалистая местность, наледи, глубокий снежный покров, ледяные торосы, болотистая местность, ледяные провалы и т.д.), при движении по которой шасси подвергается различным силовым воздействиям от неровностей дороги, вызывающим значительные по величине колебания корпуса звена, на котором установлено вооружение. Данное обстоятельство негативно сказывается на точности стрельбы и соответственно вероятности поражения цели в заданный промежуток времени, являющимися основными показателями боевой эффективности ЗРПК. Из этого следует, что повышение эффективности стрельбы комплексов вооружения на базе ДГМ в составе Арктической группировки требует решения проблем, связанных с обеспечением возможности стабилизации платформы в процессе стрельбы при движении по неровной опорной поверхности посредством блокирования межзвенной связи.

Применяемые в настоящее время подходы к проектированию комплексов вооружения предполагают в основном исследование влияния характеристик оружия (пушки, пулемета, ракетных установок) на выполне-

ние комплексом основной задачи - обеспечение эффективного поражения цели. Данные подходы представляются обоснованными при создании автономных комплексов вооружения (стрелково-пушечного и ракетного), осуществляющих боевую работу со стационарных позиций. При формировании общего внешнего облика комплекса вооружения на подвижной базе необходимо учитывать характеристики не только самого вооружения, но и платформы, на которой оно устанавливается [6].

Вместе с тем, на современном этапе отсутствуют рекомендации по уменьшению колебаний корпуса ДГМ при ведении огня с применением зенит-но-ракетного и артиллерийского вооружения в движении за счет блокирования межзвенной связи с целью стабилизации платформы, что существенно затрудняет процесс совершенствования её конструкции для использования в качестве базы под монтаж комплексов вооружений в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Возникает противоречие, заключающееся в том, что наличие неблоки-руемой межзвенной связи относительно продольной горизонтальной оси способствует улучшению плавности хода при движении по неровной опорной поверхности, однако отрицательно влияет на показатели боевой эффективности комплекса вооружения вследствие значительных по величине колебаний платформы в процессе стрельбы.

В этой связи представляется актуальной задача обеспечения стабилизации платформы ДГМ под вооружение в условиях Арктики, позволяющей повысить устойчивость путём уменьшения колебаний при стрельбе в движении по неровной опорной поверхности из различных видов вооружения (ракетного и пушечного) за счет блокирования межзвенной связи относительно продольной горизонтальной оси.

С целью обеспечения высокой эффективности стрельбы комплексов вооружений на базе ДГМ за счёт повышения точности стрельбы сотрудниками кафедры автомобильной техники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова разработано техническое решение, направленное на обеспечение стабилизации платформы ДГМ при стрельбе в движении за счёт блокирования межзвенной связи относительно продольной горизонтальной оси [7].

Суть изобретения заключается в обеспечении стабилизации платформы двухзвенной гусеничной машины в составе комплекса вооружения при стрельбе в движении на опорной поверхности, характерной для условий Арктики. Принципиальная схема гидравлической системы управления ПСУДГМ, обеспечивающей блокирование межзвенной связи относительно продольной горизонтальной оси при ведении огня, представлена на рис. 2.

Основными элементами разработанной системы являются гидравлический насос 1, масляный бак 2, гидроциклон 3, демпферы 4, силовые гидроцилиндры горизонтального угла складывания 5, силовые гидроци-

линдры вертикального угла складывания 6, силовые гидроцилиндры относительного поворота звеньев вокруг продольной горизонтальной оси 7, два золотника управления 8 и 9, гидравлически связанных с полостями силовых гидроцилиндров 5 и 6, система управления блокированием 10, связанная с полостями гидроцилиндров 7, а также предохранительный клапан 11.

Гидравлическая система управления поворотно-сцепным устройством двухзвенной гусеничной машины работает следующим образом. В обычных условиях свободный относительный поворот звеньев вокруг продольной горизонтальной оси при движении по разнонаправленной волнистой опорной поверхности осуществляется за счет перетекания жидкости между соответствующими полостями гидроцилиндров 7.

Рис. 2. Принципиальная схема гидравлической системы управления поворотно-сцепным устройством двухзвенной гусеничной машины

При ведении боевой работы комплекса вооружения центральная вычислительная станция боевого модуля дает команду системе управления блокированием вращения звеньев ДГМ в поперечной плоскости на перекрытие сообщения жидкости между полостями гидроцилиндров 7.

В результате происходит блокирование относительного поворота звеньев вокруг продольной горизонтальной оси машины, способствующее увеличению длины базы машины и уменьшению значений поперечно-угловых колебаний звена, на котором установлено вооружение.

При завершении стрельбы центральная вычислительная станция блока орудий через систему управления блокированием открывает сообщение между гидравлическими полостями гидроцилиндров 7, обеспечивая свободный относительный поворот звеньев вокруг продольной горизонтальной оси при огибании волнистых участков рельефа местности.

Таким образом, применение предлагаемой гидравлической системы управления блокированием ПСУ ДГМ способствует повышению эффективности стрельбы комплекса вооружения путём стабилизации платформы за счёт уменьшения поперечно-угловых колебаний звеньев при стрельбе в процессе движения по неровной опорной поверхности, характерной для условий Арктики.

Список литературы

1. Демихов С.В., Клюшин А. А. Двухзвенная гусеничная машина как база под вооружение в составе арктической группировки // Совершенствование системы эксплуатации вооружения, военной и специальной техники: матер. III Межвуз. научн.-практич. конф. Омск.: ОАБИИ, 2016. С. 38 - 44.

2. Морозов А.В. Беспилотные летательные аппараты: справочно-аналитический обзор. Тула, 2015.

3. Рамм А.В. «Панцирь» - путь к успеху [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/96899 pancir put k uspehu.html (дата обращения 13.05.2016).

4. Демихов С.В., Клюшин А.А. Платформа под зенитно-ракетное вооружение в Арктической зоне // Межвуз. сб. науч. трудов. М.: Изд-во «Спутник+», 2016. Вып. 3. С. 99 - 103.

5. Кудрявцев А.М. Военные конфликты третьего тысячелетия [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.ru/realty/2016-04-01/ 6 conflicts.html (дата обращения 21.06.2016).

6. Эффективность, надежность и испытание оружия и систем вооружения / Н.И. Хохлов [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 268 с.

7. Система регулирования положения корпуса гусеничной машины: решение на выдачу патента на полезную модель / Демихов С.В., Клюшин

A. А., Шевченко С. А. Заявл. 14.02.2016.

Демихов Сергей Владимирович, канд. техн. наук, доц., зам. зав. кафедры, kafe-dra.at a mail.rn, Россия, Рязань, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова,

Клюшин Андрей Александрович, адъюнкт, andrei-klyushin@mail.ru, Россия, Рязань, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии

B. Ф. Маргелова

THE WAY TO INCREASE THE EFFECTIVENESSOF THE SHOOTING COMPLEX WEAPONSON THE BASIS OFTWOTRACKED VEHICLES IN ARCTIC CONDITIONS

S. V. Demikhov, A.A. Klyushin

The necessity to usetwotracked vehiclesas mobile platforms formissile and gunwea-ponsin Arctic conditions. The proposed way to increase the effectivenessof shootingwhen dri-vingon an unevensupport surfacedue to the stabilizationof the platformby blockingmisonnei-connectionof two-tracked vehicles.

Key words: two-tiertracked vehicle, Arcticconditions, complex weapons, the effectiveness of shooting, blockingmisonneiconnection.

Demikhov Sergey Vladimirovich, candidate of technical sciences, docent,deputy head of chair, kafedra.at@,mail.ru, Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School general of the army V.F. Margelov,

Klyushin Andrei Aleksandrovich, adjunct, andrei-klyushin@,mail. ru Russia, Ryazan, Ryazan Higher Airborne Command School general of the army V. F. Margelov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.