УДК 37.03/371.71
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
© Ирина Владимировна КОНДАКОВА
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, e-mail: [email protected]
Актуальность рассматриваемой проблемы для системы начального образования определяется острой необходимостью совершенствования образовательного пространства и создания условий для достижения успешности всеми обучающимися, независимо от возможностей. Рассмотрена проблема формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих повышению уровня сфор-мированности основных компетенций у младших школьников, обеспечивающих умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Важное место отведено проблеме здоровьесбе-режения младших школьников при формировании УУД в связи с тем, что данный процесс является достаточно утомительным и физически, психологически, личностно, мотивационно затратным. Проанализирована возможность использования технологий формирования УУД на основе психотерапевтического воздействия искусства, театрализации, коллективной творческой деятельности, взаимодействия школьников с природой. Подобный подход будет способствовать развитию нестандартно мыслящей творческой личности, способной к активному восприятию социального опыта и изменению окружающего мира, самоопределению и поиску в нестандартных ситуациях оригинальных решений как одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования в русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. В заключении сделан вывод о личностной и социальной значимости формирования у младших школьников УУД, что делает на современном этапе развития педагогики данную проблему значимой и актуальной.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; образовательный процесс; здоровьесбере-гающие технологии; развитие личности; творческая деятельность.
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -2(154)-42-46
Актуальность вопросов здоровьесбере-жения отражена в целом ряде государственных документов, касающихся образования: Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в России, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Государственных образовательных стандартах, Государственной целевой программе «Образование и здоровье». В законе «Об образовании в РФ» прямо прописаны обязанности образовательных учреждений: «...обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [1].
Подобная обеспокоенность государства вопросами здоровьесбережения не случайна, т. к. одной из наиболее остро стоящих проблем школы и всей системы образования на современном этапе является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.
Результаты изучения состояния здоровья учащихся, исследования, проводимые Всемирной организацией здравоохранения, Российской академией медицинских наук, Рос-
сийским центром оздоровления детей, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, свидетельствуют о снижении основных показателей здоровья детей в период обучения в школе. В подтверждение можно привести статистические данные Всероссийской диспансеризации 2012 г.: 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют отклонения в физическом развитии, более 90 % выпускников средних школ находятся в пограничном состоянии здоровья, около 40 % детей имеют различную хроническую патологию, порядка 70 % детей страдают различными нервно-психическими расстройствами. И только около 10 % учащихся, оканчивающих школу, можно считать абсолютно здоровыми [2].
Опираясь на данные психологов, медиков, педагогов, родителей, статистику Минздрава, можно с уверенностью сказать, что состояние здоровья учащихся в достаточно большой степени зависит от организации условий школьной среды, в которой дети проводят значительную часть дня. Правиль-
но организованная здоровьесберегающая среда школы будет способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» говорится о том, что: «...в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегаю-щих технологий во все сферы жизни ребенка...». Важное место должно иметь «.распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения...» [3].
В условиях внедрения в образование нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) актуальным, на наш взгляд, становится исследование возможностей общеобразовательной школы в здоровьесберегающей работе.
При анализе нового ФГОС можно отметить тот факт, что в пакет документов впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. По нашему мнению, актуальным с точки зрения здоровьесбережения и здоровьеформирова-ния в новом Стандарте является включение в содержание здорового образа жизни учащихся умений, способствующих регуляции ведущей деятельности школьника - учения, общения, познания, и формулировка требований к формированию у учащихся умений саморазвития, самовоспитания, самообучения.
«Концепция модернизации российского образования» и ФГОС второго поколения охватывают проблемы, связанные с формированием у младших школьников компетенций в различных сферах образования. Особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта, в т. ч. и в плане развития здоровой во всех смыслах личности. В этой связи УУД можно рассматривать и «.как средства самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе
жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях» [4].
Процесс формирования УУД, как и весь процесс получения образования, связан с перегрузками, переутомлением детей, что сказывается на их здоровье, развитии физических, психических и интеллектуальных сфер и требует разработки и применения разнообразных технологий в образовательном процессе школы. Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС - обеспечить школьнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здо-ровьеформирования.
По данным профессора ИСМО РАО доктора биологических наук Е.Н. Дзятковской, «...только за счет педагогических средств посредством обучения учащегося умению учиться, общаться, регулировать свой образ жизни по ряду показателей можно стабилизировать, а по некоторым даже улучшить состояние нервно-психического здоровья ребенка. Как результат - устойчивое снижение с 1 по 11 класс числа детей с психосоматическими и невротическими расстройствами, снижение в 2 раза неврологических диагнозов, увеличение до 80 % числа детей со средне-гармоничным физическим развитием» [5].
Генезис проблемы формирования УУД предусматривает несколько аспектов, связанных с исследованиями ряда отечественных и зарубежных ученых. Во-первых, с позицией сформированности УУД, которые связаны с основополагающими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности в учебной и внеурочной деятельности. Во-вторых, с поиском эффективных методов и средств, повышающих уровень основных компетенций в образовательном процессе начальной школы. В-третьих, с особенностями организации деятельности по использованию инновационных форм обучения и воспитания младших школьников.
Как отмечалось выше, процесс формирования УУД у младших школьников сопряжен со значительными перегрузками, утомлением, как следствие, ослабляющими здоровье, снижающими познавательный интерес, уровень самооценки и т. д. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения данной проблемы на основе системно-
деятельностного, аксиологического и культурологического подходов с учетом социально-педагогических факторов, понимания ценности здоровья для младшего школьника, для развития его нравственных, эмоциональных, интеллектуальных и творческих возможностей в процессе формирования УУД. Ее характер обусловливает необходимость поиска здоровьесберегающих технологий, повышающих не только качество сформиро-ванности УУД, но и обеспечивающих развитие личности в целом.
Анализируя многочисленные исследования по проблеме формирования УУД у младших школьников, можно выделить различные подходы к решению данной проблемы. Одни исследователи акцентируют внимание на развитии способности к умению самостоятельно ставить и решать познавательные задачи; другими делается упор на формировании отдельных видов общеучебных умений, описываются методики их формирования. В работах физиологов, педагогов, психологов подчеркивается необходимость создания условий для формирования здорового образа жизни [6]. Анализ литературы позволяет выделить аспекты влияния искусства на развитие личности: связанные с психотерапевтическим воздействием искусства на личность, с педагогическим обоснованием проблемы воздействия искусства на личность, развитие ее творческих, эмоциональных и интеллектуальных процессов [7]. Важная роль коллективной творческой деятельности как одного из способов демократической организации коллектива и, как следствие, снижения напряженности и усталости в процессе обучения, прослеживается в работах И.П. Иванова, О.С. Газмана, М.С. Дядищевой, Т.С. Комаровой, И.Н. Турро, С.А. Шмакова [8]. В последнее время усиливается интерес и внимание к театрализации как комплексной системе использования выразительных средств театрального искусства в формировании личности. Все исследователи достаточно подробно исследуют отдельные стороны процесса формирования УУД. Однако комплексное решение данной проблемы еще не достаточно разработано.
По нашему мнению, актуальность проблемы формирования УУД для начального общего образования определяется необходимостью совершенствования образовательного
пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми обучающимися при:
а) результативном включении обучающихся в коллективную творческую деятельность для сохранения и развития их здоровья;
б) использовании искусства, оказывающего психотерапевтическое воздействие на эмоции, чувства, мысли, физическое и психическое развитие младших школьников, что ведет к развитию интеллектуальных и креативных способностей детей;
в) использовании элементов театрализации в процессе овладения УУД, позволяющих погрузить ребенка в процесс творчества для эмоционального раскрепощения, приобретения опыта нравственного поведения, укрепления физических сил, формирования коммуникативных умений, что способствует становлению психического, физического, социального и нравственного здоровья;
г) гармоничном сочетании общечеловеческих и личных ценностей в процессе взаимодействия с природой для формирования у младших школьников устойчивого отношения к ценности здоровья в системе общепризнанных ценностей [9].
В качестве методологической основы исследования проблематики формирования УУД на основе здоровьесберегающих технологий должны использоваться следующие подходы:
- гносеологический, опирающийся на ведущие положения теории познания природы через чувственные образы и способствующий продвижению мышления ребенка от чувственного к рациональному [10];
- аксиологический, который непосредственно связан с усвоением системы гуманистических ценностей;
- онтологический, позволяющий рассматривать человека как самоцель общественного развития и высшую ценность;
- акмеологический, который характеризует гуманистическую направленность на самоактуализацию и самореализацию личности;
- культурологический, опирающийся на теоретические положения о ценностном отношении как части общечеловеческой культуры;
- компетентностный, провозглашающий важность формирования у младших школьников базовых компетенций;
- деятельностный, отражающий творческий процесс, направленный на способность младшего школьника чувствовать, переживать и преобразовывать окружающую реальность «по законам красоты».
Хочется отметить, что по расчетам медиков в ближайшей перспективе острота проблемы ухудшения детского здоровья, к сожалению, не снизится. Однако есть основания считать, что модернизация системы российского образования в конечном итоге позволит выйти на решение проблемы здо-ровьесбережения с более полным и качественным использованием разнообразных педагогических средств.
Подводя итог, можно сказать, что социальный заказ общества и государства, а также личностная значимость использования здоровьесберегающих технологий в процессе формирования УУД у младших школьников делает данную проблему актуальной для современной педагогики. Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы. И результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. Формирование способности и готовности обучающихся применять УУД с опорой на здоровьеразвивающие технологии позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Список литературы
1. Об образовании в РФ: федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 51.
2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 г.). М., 2013.
3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 4.
4. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 69-76.
5. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты.
URL: http://revolution.allbest.ru/medicine/0034 7092_0.html (дата обращения: 09.03.2016).
6. Дрибинский П.Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2009.
7. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. URL: http://schoo l45-nn.ru/index.php?catid=54:oop-noo&id=220: programma-duxovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-obuchayushhixsya&Itemid=146& option=com_content&view=article (дата обращения: 24.02.2016).
8. Алмазова И.Г.Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2009.
9. Демина Э.М., Медвецкая Н.А. Специфика управления образовательным процессом начальной школы в условиях реализации ФГОС // Управление начальной школой. 2014. № 2. С. 5-14
10. Гелетканич И.Н. Формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2009.
References
1. Russian Federation. Federal Law "Ob obrazova-nii v RF" of December 29, 2012. № 273-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 51.
2. Doklad o sostoyanii zdorov'ya detey v RF (po itogam Vserossiyskoy dispanserizatsii 2012 g.). Moscow, 2013.
3. Russian Federation. Ukaz Prezidenta RF "O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gg." of June 01, 2012. № 761. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 23. St. 4.
4. Blokhin A.A. Riski vvedeniya Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya novogo pokoleniya. Pedagogika, 2009, no. 4, pp. 69-76.
5. Dzyatkovskaya E.N. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii: novye aktsenty. Available at: http://revolution.allbest.ru/medi-cine/00347092_0.html (accessed 09.03.2016).
6. Dribinskiy P.L. Pedagogicheskie usloviya formi-rovaniya tsennostnogo otnosheniya kzdorov'yu u detey mladshego i shkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Smolensk, 2009.
7. Programma dukhovno-nravstvennogo razvitiya, vospitaniya obuchayushchikhsya. Available at:
http://school45-nn.ru/index.php?catid=54:oop-noo&id=220:programma-duxovno-nravstvenno go-razvitiya-vospitaniya-obuchayushhixsya&Ite-mid=146&option=com_content&view=article (accessed 24.02.2016).
8. Almazova I.G. Formirovanie esteticheskikh predstavleniy ob okruzhayushchem mire u mlad-shikh shkol'nikov v kollektivnoy tvor-cheskoy deyatel'nosti. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Yelets, 2009.
9. Demina E.M., Medvetskaya N.A. Spetsifika upravleniya obrazovatel'nym protsessom
nachal'noy shkoly v usloviyakh realizatsii FGOS. Upravlenie nachal'noy shkoloy, 2014, no. 2, pp. 5-14 10. Geletkanich I.N. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k poznaniyu prirody u mladshikh shkol'nikov. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Yelets, 2009.
Поступила в редакцию 02.02.2016 г. Received 2 February 2016
UDC 37.03/371.71
THE MAIN WAYS OF FORMING UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL BASED ON HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES
Irina Vladimirovna KONDAKOVA, Bunin Yelets State University, Yelets, Lipetsk Region, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Primary Education Department, e-mail: [email protected]
The relevance of the problem for the system of primary education is determined by acute necessity to improve educational opportunities and create conditions to achieve success with all learners irrespective of their capabilities. The problem of forming universal educational actions promoting increasing the level of forming key competences of primary school children, providing the ability to learn, ability to self-improvement and self-development is considered. An important place is given to the problem of health value of primary school children in forming UEA, due to the fact that this process is quite tedious and physically, psychologically, personal, motivational costly. The possibility of using technology of forming UEA based on psychotherapy of art, theatrical, collective creative activity, interaction younger students with nature is analyzed. Such an approach will facilitate the development of outside the box thinking and creative personality, capable to active perception of social experience and change the world, self-determination and searching in unusual situations original solutions, as one of the most promising ways to improve education in the line with the Learning standards of the second generation. Conclusion is made about personal and social value of forming in primary school children UEA, what makes at the present stage of development of pedagogy this problem important and relevant.
Key words: universal educational actions; educational process; health saving technologies; development of personality; creative activity.
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-42-46