Научная статья на тему 'Основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области'

Основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНА / REGIONAL NEEDS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NET COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргучинцев Александр Валерьевич, Грабельных Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются два основных пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области: расширение профессионально-образовательной платформы в регионе; развитие механизмов согласованного взаимодействия на всех уровнях. Акцентируется внимание на повышении статуса экспертных площадок и роли экспертного сообщества в поиске и обосновании эффективных механизмов решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аргучинцев Александр Валерьевич, Грабельных Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Ways of Activation of Net Cooperation of the Subjects of Regional System of Higher Professional Education in Irkutsk Region

The article reveals two main ways of activation of net cooperation of the subjects of regional system of higher professional education in Irkutsk region: the expansion of professional-educational platform in the region; the development of mechanisms of negotiated interaction at all levels. The authors focus on increasing the status of expert platforms and the role of expert community in the search and argumentation of efficient mechanisms of problem-solving.

Текст научной работы на тему «Основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области»

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / EDUCATIONAL POLICY TRANSFORMATION

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

2014. Т. 8. С. 98-103

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 378.147

Основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области

А. В. Аргучинцев, Т. И. Грабельных

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассматриваются два основных пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области: расширение профессионально-образовательной платформы в регионе; развитие механизмов согласованного взаимодействия на всех уровнях. Акцентируется внимание на повышении статуса экспертных площадок и роли экспертного сообщества в поиске и обосновании эффективных механизмов решения проблем.

Ключевые слова: профессиональное образование, потребности региона, рынок труда, сетевое взаимодействие.

В современных условиях развития региональных социально-экономических систем, с необходимостью требующих формирования технологических платформ и разработку инновационных кластеров, государственная образовательная политика прежде всего направлена на обновление инфраструктур высших учебных заведений и модернизацию системы управления в целом. В этой связи актуализируются вопросы, отражающие ключевые механизмы обеспечения взаимовыгодного сотрудничества образовательных организаций и работодателей, особенности формирования региональной сети организаций профессионального образования с учетом территориально-дифференцированного подхода к оценке эффективности деятельности вузов, основные пути реального вовлечения работодателей и представителей местного сообщества в управление системами и институтами профессионального образования. Таким образом, оптимизация региональных систем профессионального образования направлена, в первую очередь, на проведение постепенной реорганизации вузов, не обеспечивающих необходимое качество образования и потерявших связи с предприятиями рынка труда. Данное обстоятельство вызывает необходимость согласования действий ведущих субъектов регионального развития и консолидацию профильных ведомств.

В первую очередь, требуют решения четыре группы проблем: а) соответствие потребностей региона в кадрах и направлений подготовки в вузах; б) определение подходов и разработка механизмов формирования и реализации государственного заказа на обучение в вузах; в) интеграция вузов и реального сектора экономики в региональной системе высшего профессионального образования; г) активизация сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования как условие развития рынка профессионально-образовательных услуг.

Учитывая возрастающую роль экспертного сообщества региона в поиске и обосновании эффективных механизмов решения обозначенных проблем, нами были инициированы организация и проведение экспертных площадок в формате региональных научно-практических круглых столов, которые состоялись в апреле-мае 2014 г. на базе Иркутского государственного университета с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области: 1) «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года)», 16 апреля 2014 г.; 2) «Потребности в специалистах с высшим образованием в Иркутской области: соответствие спроса и предложений, механизмы формирования и реализации государственного заказа на обучение в вузах», 27 мая 2014 г. Указанные научно-практические мероприятия с учетом новых подходов и приоритетов впервые проводились в Иркутской области и предусматривали многостороннее обсуждение ключевых вопросов формирования потребности в специалистах с высшим образованием в регионе, выработку предложений по дальнейшему регулированию спроса и предложения на региональном рынке труда, формированию и реализации государственного заказа на обучение в вузах.

При вынесении вопросов на высокий уровень экспертного обсуждения прежде всего учитывались критерии общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений и проводимый с 2013 г. последовательный курс государства на расширение критериев мониторинга эффективности вузов и индивидуализацию подхода к ним в зависимости от их отраслевой и территориальной принадлежности. В фокусе дискуссионных площадок были и те шаги, которые предпринимаются в Иркутской области в контексте разработки и реализации двух важнейших документов - Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г. и Стратегии инвестиционного развития Иркутской области на период до 2025 г.

Имеющие распространение утверждения об отсутствии на сегодняшний день прогноза потребности в кадрах в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах и дисбалансе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на региональном рынке труда были подтверждены как результатами социологических исследований, проведенных на базе ИГУ в 2008-2014-х гг., так и аргументами представителей регионального экспертного сообщества.

С целью более глубокого изучения проблемы и ее концептуализации социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ был

разработан инструментарий, позволяющий определить интеграцию иркутских вузов в международное образовательное пространство, углубление профессионализации и востребованность специалистов с высшим образованием, в том числе международного уровня, в Иркутской области. Типологический анализ осуществлялся по данным официальных сайтов ведущих иркутских вузов и организаций, затрагивая и вопросы реализации инвестиционных проектов в регионе. По результатам проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время в Иркутской области не проводится в должной степени систематической работы на уровне вузов и предприятий по информированию населения о востребованности кадров в экономике и социальной сфере региона. Требуют развития сетевые формы реализации образовательных программ. Ситуация усугубляется и тем, что крупные организации (предприятия) Иркутской области развитие своего кадрового потенциала не всегда связывают с подготовкой кадров в иркутских вузах.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, нами были выделены в приоритетные направления обсуждения такие вопросы, как: «Условия и перспективы интеграции вузов и реального сектора экономики в региональной системе высшего профессионального образования», «Активизация сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования как условие развития рынка профессионально-образовательных услуг в Иркутской области» и др.

Результаты опросов среди работодателей и экспертов от системы образования, включая представителей Министерства образования Иркутской области, показывают, что в настоящее время существуют два основных пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области: 1) расширение профессионально-образовательной платформы в регионе; 2) развитие механизмов согласованного взаимодействия на всех уровнях. В свете обозначенных путей необходимость встреч экспертов и их обсуждений видится актуальной и целесообразной.

По вопросам расширения профессионально-образовательной платформы в регионе приведем некоторые мнения и оценки ведущих работодателей Иркутской области .

Выявлено, что работодатели по-разному оценивают ситуацию с наличием кадров по основным видам деятельности своей организации. «Нужных кадров в целом достаточно для успешного развития региона» - признали почти половина опрошенных (49,6 %). В то время как 32,5 % ответили, что кадров в целом не хватает. По мнению 13,7 % опрошенных экспертов, «регион испытывает очень острую нехватку кадров». По вопросу «Как бы Вы оценили перспективы выпускников иркутских вузов найти свое место на регио-

* Экспертные опросы проведены по теме социологической лаборатории региональных проблем иинноваций Института социальных науки НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (государственная регистрация№ 0120.1368071). Руководитель проекта - зав. лабораторией, д-р социол. наук, проф. Т. И. Грабельных.

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 8. Серия «Политология. Религиоведение». С. 98-103

нальном рынке труда?» - 42,7 % респондентов указали на «средние перспективы» и лишь 10,3 % - на «высокие перспективы». В целом результаты исследования свидетельствуют о необходимости расширения профессионально-образовательной платформы в регионе.

Что касается особенностей развития механизмов согласованного взаимодействия по обозначенному спектру проблем, ярко проявилось, что данные принципы и механизмы способствуют активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области.

Под «согласованным взаимодействием» в системе профессионального образования Иркутской области понимаются, прежде всего: «реализация кон-сенсусных технологий между всеми субъектами системы профессионального образования на всех уровнях» (41,5 %), «партнерские отношения между различными субъектами системы профессионального образования» (36,4 %), а также «культура согласованного взаимодействия в системе профессионального образования» (30,5 %). Из новых прослеживаемых тенденций в развитии системы профессионального образования в Иркутской области экспертами от системы образования выделяются: 1) тенденция к смене приоритетов в развитии системы профессионального образования в Иркутской области (28,6 %); 2) тенденция к интеграции всех субъектов профессионального образования в регионе (вузов, ссузов, работодателей) (21,1 %). В то же самое время респонденты указали на низкую степень внедрения консенсусных технологий в управленческие структуры системы профессионального образования в Иркутской области (33,9 %).

В результате многосторонних обсуждений были выработаны группы рекомендаций, адресованные разным субъектам системы профессионального образования. Так, руководителям высших учебных заведений Иркутской области было предложено:

■ При определении сетевых форм реализации образовательных программ в вузе необходимо в первую очередь учитывать фактор их привлекательности для работодателей и региональной социально-экономической системы в целом.

■ Последовательно проводить курс на ликвидацию дисбаланса между потребностями в специалистах с высшим образованием в Иркутской области и имеющейся структурой (направлениями и профилями) подготовки.

■ Объединить усилия вузов в разработке комплексной системы привлечения и подготовки кадров на динамично развивающиеся предприятия региона.

■ Выработать новые подходы и механизмы активизации профессионально-образовательной деятельности в иркутских вузах с учетом внедрения процедур общественной и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и стратегии развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г.

■ Определить шаги по разработке методологии согласования совместных действий между всеми участниками образовательного процесса (в каче-

стве экспертной площадки создания единой методологии может выступить Иркутский государственный университет).

■ Вузам совместно с профильными министерствами при участии работодателей осуществить сбалансированный прогноз потребности в подготовке кадров с высшим образованием в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и социальной сферы в Иркутской области.

■ Предусмотреть выход на новый этап сотрудничества с Министерством образования Иркутской области с целью представительства интересов вузов при разработке стратегических программ по вопросам развития и прогноза кадрового потенциала, реализуемых в Иркутской области.

■ Предусмотреть повышение уровня ответственности в отношении каждого субъекта в системе высшего профессионального образования Иркутской области. В свою очередь каждый из субъектов должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие ВПО и нести свою долю ответственности за создание условий для выполнения необходимых функций.

Результатом экспертных обсуждений явились и рекомендации работодателям Иркутской области:

■ принимать активное участие в сетевой форме реализации образовательных программ в вузе;

■ способствовать формированию комплексной системы привлечения и подготовки кадров с высшим образованием на динамично развивающиеся предприятия региона;

■ при разработке и проведении процедур общественной и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ предусматривать формы и методы их оценки с учетом комплекса показателей;

■ во взаимодействии с вузами при организации и проведении производственных практик привлекать студентов к участию в научно-исследовательских и научно-технических мероприятиях и проектах, ориентировать на углубление профессионализации;

■ расширить возможности участия работодателей/заказчиков в стандартизации и самом процессе подготовки специалистов с высшим образованием (лекции по профессиональному мастерству, мастер-классы, предоставление мест для прохождения практик и др.);

■ разработать новые модели включения работодателей в реализацию профессиональных образовательных программ при подготовке специалистов с высшим образованием. В том числе, рассмотреть возможность создания сквозных, интегрированных комплексов и профессиональных сообществ, где работодателю отводится ключевая роль;

■ активно участвовать в формировании государственного заказа на обучение специалистов с высшим образованием, разработке нормативных актов для многоканального финансирования образовательных организаций;

■ в целях ускорения профессионального становления молодых специалистов и повышения уровня их адаптивности требуется создание соответствующих условий на предприятиях для выпускников образовательных

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 8. Серия «Политология. Религиоведение». С. 98-103

учреждений ВПО и СПО. Такими видятся основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области.

The Main Ways of Activation of Net Cooperation

of the Subjects of Regional System

of Higher Professional Education in Irkutsk Region

A. Arguchintsev, T. Grabelnykh

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article reveals two main ways of activation of net cooperation of the subjects of regional system of higher professional education in Irkutsk region: the expansion of professional-educational platform in the region; the development of mechanisms of negotiated interaction at all levels. The authors focus on increasing the status of expert platforms and the role of expert community in the search and argumentation of efficient mechanisms of problem-solving.

Keywords: professional education, regional needs, labor market, net cooperation.

Аргучинцев Александр Валерьевич

доктор физико-математических наук, профессор, ректор

Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243453 e-mail: rector@isu.ru

Грабельных Татьяна Ивановна

доктор социологических наук, профессор, заведующая лабораторией Иркутский государственный университет 664003 г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243453 e-mail: tagr@bk.ru

Arguchintsev Alexander Valeryevich

Doctor of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, Rector Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 tel.: 8(3952)243453 e-mail: rector@isu.ru

Grabelnykh Tatyana Ivanovna

Doctor of Sciences (Sociology), Professor,

Head of Lab

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

tel.: 8(3952)243453

e-mail: tagr@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.