Научная статья на тему 'Условия разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе (на примере иркутских вузов)'

Условия разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе (на примере иркутских вузов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY / РЕГИОН / REGION / МИРОВОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / WORLD SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / GEOGRAPHICALLY DIFFERENTIATED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL NETWORK MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грабельных Татьяна Ивановна, Козлова Елена Сергеевна

В статье освещаются условия и факторы взаимовлияния процессов интернационализации и институционализации высшей школы в условиях российского региона. По результатам сравнительного анализа данных социологических исследований выявлены закономерности и тенденции в развитии международной академической мобильности (на примере иркутских вузов). Обоснована необходимость разработки региональной профессионально-сетевой модели развития международной академической мобильности с учетом динамики научно-образовательного пространства региона. Доказано, что в современных условиях Россия переживает новый этап в развитии международной академической мобильности, который характеризуется повышением роли профессионально-сетевых взаимодействий на уровне региональных образовательных систем. Определены основные пути и перспективы интеграции иркутских вузов в мировое научно-образовательное пространство. Поставлен вопрос о востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня на региональном рынке труда в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грабельных Татьяна Ивановна, Козлова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and implementation conditions of «international professional-active» regional network model of developing international academic mobility in higher schools (through the example of Irkutsk universities)

The article highlights conditions and factors which mutually influence the processes of internationalization and institutionalization in higher schools in context of a Russian region. According to the results of the comparative analysis of sociological study data, regularities and trends in development of international academic mobility have been identified (using the example of Irkutsk universities). The study demonstrates the need for elaborating a regional professional-active network model to develop international academic mobility with regard to the dynamics of the regions academic space. It is proved that in the present conditions Russia has been experiencing a new stage in the development of international academic mobility, which is characterized by an increasing role of professional network interactions at the level of regional educational systems. The main ways and prospects of Irkutsk higher education institutions integration into the international research and educational space are determined. The article raises a question of the demand for internationally educated specialists on the regional labor market in across Irkutsk Oblast.

Текст научной работы на тему «Условия разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе (на примере иркутских вузов)»

УДК 378.147 Т. И. Грабельных

доктор социологических наук, профессор, Иркутский государственный университет

E. С. Козлова

Иркутский государственный университет

УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ «INTERNATIONAL PROFESSIONAL-ACTIVE» МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКИХ ВУЗОВ)

В статье освещаются условия и факторы взаимовлияния процессов интернационализации и институционализации высшей школы в условиях российского региона. По результатам сравнительного анализа данных социологических исследований выявлены закономерности и тенденции в развитии международной академической мобильности (на примере иркутских вузов). Обоснована необходимость разработки региональной профессионально-сетевой модели развития международной академической мобильности с учетом динамики научно-образовательного пространства региона. Доказано, что в современных условиях Россия переживает новый этап в развитии международной академической мобильности, который характеризуется повышением роли профессионально-сетевых взаимодействий на уровне региональных образовательных систем. Определены основные пути и перспективы интеграции иркутских вузов в мировое научно-образовательное пространство. Поставлен вопрос о востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня на региональном рынке труда в Иркутской области.

Ключевые слова: высшая школа; международная академическая мобильность; регион; мировое научно-образовательное пространство; территориаль-но-дифференцированный подход; профессионально-сетевая модель.

T. I. Grabelnykh

Doctor habil. (Sociology), Professor, Irkutsk State University Ye. S. Kozlova

Irkutsk State University

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION CONDITIONS OF «INTERNATIONAL PROFESSIONAL-ACTIVE» REGIONAL NETWORK MODEL OF DEVELOPING INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY

IN HIGHER SCHOOLS (THROUGH THE EXAMPLE OF IRKUTSK UNIVERSITIES)

The article highlights conditions and factors which mutually influence the processes of internationalization and institutionalization in higher schools in context of a Russian region. According to the results of the comparative analysis of sociological study data, regularities and trends in development of international academic mobility have been identified (using the example of Irkutsk universities). The study demonstrates the need for elaborating a regional professional-active network model to develop international academic mobility with regard to the dynamics of the region's academic space. It is proved that in the present conditions Russia has been experiencing a new stage in the development of international academic mobility, which is characterized by an increasing role of professional network interactions at the level of regional educational systems. The main ways and prospects of Irkutsk higher education institutions' integra-

© Т. И. Грабельных, E. С. Козлова, 2014

tion into the international research and educational space are determined. The article raises a question of the demand for internationally educated specialists on the regional labor market in across Irkutsk Oblast.

Keywords: higher school; international academic mobility; region; world scientific and educational space; geographically differentiated approach; professional network model.

Новые требования глобализации в условиях мирового кризиса с необходимостью вызвали пересмотр границ интернационализации социальных структур и социальных институтов в разрезе национальных интересов и выход на новый уровень взаимозависимостей и взаимовлияний социальных процессов. Произошла цепная реакция в трансформации социальных систем, когда макроэкономические процессы системного характера стали обусловливать направленность и содержание других социальных процессов, в том числе макрообразователь-ных, и наоборот. Фактически, с начала нового столетия интернациональность как макрообразовательный параметр выступает одним из базовых критериев качества высшего профессионального образования в России. С 2012 г. показатели по международной деятельности вуза входят в число критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. Признание новых требований интернационализации объективно вызвало глубокие структурные и инфраструктурные изменения в сфере высшей школы. Таким образом, происходит новый поворот в процессе институционализации высшей школы. Речь идет о конструировании позиций ведущих субъектов образования в мировом научно-образовательном пространстве. Отражением новых тенденций становится курс на расширение международной академической мобильности. Одним из условий для ее развития выступает институт сетевых взаимодействий на уровне региональных образовательных систем.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 международная академическая мобильность входит в число приоритетных форм и направлений международного сотрудничества в сфере образования. Среди ключевых направлений международного сотрудничества в данной сфере законом предусмотрены:

- разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

- направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации;

- проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;

- участие в сетевой форме реализации образовательных программ и др.1

Реализации обозначенных государством направлений, несомненно, будет

способствовать укрепление международных связей и отношений, стабильная социально-экономическая и социально-политическая ситуация в стране, последовательное применение стратегического подхода при решении демографических проблем, устойчивое региональное развитие при наличии своих точек роста и опережения, востребованность высокоэффективных технологий партнерства власти, бизнеса и ведущих социальных институтов. В последнем случае обращает на себя внимание эффективность развития бизнеса в регионе и его социальная ответственность [2; 3]. Как справедливо указывает Т. Г. Озер-никова, в условиях экономического кризиса происходит трансформация соци-

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53.

альной ответственности бизнеса, что не может не сказаться на привлечении и удержании квалифицированного персонала [3]. Полагаем, что постановка вопроса о востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня на региональном рынке труда имманентно связана с концепцией позиционирования «социально-ответственных работодателей» как главных субъектов системы социального партнерства. Очевидно, что процессы интеграции образования, науки и производства в условиях трансформации мирового научно-образовательного пространства и формирования новых экономических систем получают новое звучание, утверждаются новые векторы развития высшего профессионального образования в России.

Представляется, что на современном этапе развития мирового образовательного пространства и международной академической мобильности решение ключевых проблем высшей школы может быть обеспечено на базе системного подхода, значение которого рельефно прослеживается при оценке эффективности деятельности вузов в России. Его особенностью является, с одной стороны, учет соответствия внешних и внутренних ресурсов образовательной системы и региональной экономической системы в контексте национальных и интернациональных интересов; с другой стороны, с этих позиций должны быть обеспечены управление и контроль за процессом их сохранения, накопления и использования, что дает основание, в целом, охарактеризовать обозначенный подход как системно-ресурсный. В последние годы проявлением данного подхода в широких и специализированных (экспертных) дискурсивных практиках выступает территориально-дифференцированный подход, чрезвычайно важный, как мы считаем, в решении проблем трансформации и развития мирового научно-образовательного пространства.

Как известно, в 2013-2014 гг. произошла корректировка и дополнение критериев и процедур проведения мониторинга эффективности российских вузов. По результатам экспертных обсуждений поддержан курс на расширение критериев мониторинга и индивидуализацию подхода к вузам в зависимости от их отраслевой и территориальной принадлежности. Как следствие, выработан названный ранее территориально-дифференцированный подход к оценке эффективности деятельности вузов1. Признавая его социально-экономическую составляющую, в то же самое время подчеркнем его социологическое преимущество, заключающееся в рассмотрении целесообразности типовых и дифференцированных взаимосвязей социальных (образовательных) систем и подсистем на отдельной территории (в условиях региона). Придерживаясь такой точки зрения, объяснима целесообразность создания федеральных и национальных исследовательских университетов по округам и комплекс требований к эффективности их развития. Приведем другой пример относительно целесообразности установления связей и контактов вузов на географически прилегающих территориях — ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» с европейскими вузами, а также вузы, расположенные на территории Дальнего Востока и Сибири, с образовательными учреждениями Азиатского региона. Правомерна постановка вопроса о целесообразности взаимосвязей высшей школы с социально-производственной инфраструктурой региона: чем более развита производственная и социальная инфраструктура территории, тем шире инновационная площадка для развития вузов и выше спрос на специалистов с высшим образованием международного уровня. Таким образом, системный терри-ториально-дифференцированный подход в аспекте целесообразности открывает новые возможности для объективной оценки интеграции российских вузов в мировое научно-образовательное пространство (табл. 1). При этом в настоящее

1 Сводные предложения Российского Союза ректоров по критериям и процедурам мониторинга эффективности вузов 2014 года. URL : chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/ http://rectors.stu.lipetsk.ru/11022014a.pdf.

время прослеживаются все предпосылки для смены европейского вектора развития российской высшей школы в общемировой вектор макрообразовательных процессов. Россия переживает новый этап в развитии международной академической мобильности, который характеризуется повышением роли институциональных сетевых взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействий на уровне мировых и региональных экономических и образовательных систем.

Таблица 1

Типология целесообразности дифференцированных взаимосвязей социальных (образовательных) систем и подсистем на отдельной территории при построении региональной профессионально-сетевой модели развития международной академической мобильности в условиях трансформации мирового научно-образовательного пространства

Типы целесообразности дифференцированных взаимосвязей социальных (образовательных) систем и подсистем

Основные параметры развития региона / округа

Специфика трансформации мирового научно-образовательного пространства

Ключевые векторы интернационализации социальных структур и социальных институтов

Региональная модель развития международной академической мобильно-

Традицион-но-интегра-ционный

Национально-ориентированный традиционный тип развития региона при наличии сформированных механизмов государственного управления и плановой экономики

Интегрирование научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках национальных и мировых систем. Трансформация закрыто-открытого типа

Доминирование векторов национальных систем

«Барьерная» (про-фессиональ-но-неактив-ная)

До-инновационный интеграционный

Интеграционно-ориентированный до-инновационный («имитационный») тип развития региона в условиях становления новых производственных, социальных, территориальных и др. структур и инфраструктур (в том числе, сетевого типа) и разработки современных технологий сохранения, накопления и использования ресурсного потенциала

Интегрирование научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках европейского научно-образовательного пространства. Трансформация открытого типа

Доминирование европейского вектора (в русле Болонского процесса)

«Поисковая» сетевая (професси-онально-не-активная)

Инновацион-

но-интегра-

ционный

Социально-ориентированный инновационный тип развития региона при наличии сформированных производственных, социальных, территориальных и др. структур и инфраструктур (в том числе, на базе институциональных сетевых взаимосвязей и взаимозависимостей) и технологий сохранения, накопления и использования ресурсного потенциала (в первую очередь, потенциала своего места — своей отраслевой и территориальной принадлежности)

Интегрирование научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках национальных и мировых систем. Трансформация открыто-избирательного типа

Доминирование общемирового вектора при обеспечении интересов национальной безопасности

Профессио-

нально-сете-

вая («1п-

ternational

profession-

а!-ас^е»)

сти

В 2014 г. задачи мониторинга эффективности деятельности вузов в России уже согласуются с задачами социально-экономического развития регионов и отраслей для вузов, расположенных в регионах, что представляется объективно целесообразным («инновационно-интеграционный тип целесообразности дифференцированных взаимосвязей социальных систем и подсистем»). Кроме того, в качестве важнейшего показателя рассматривается эффективность реализации программ развития вузов, в том числе, с точки зрения их реального встраивания в мировое научно-образовательное пространство.

В этой связи, для нас представляет особый интерес практика встраивания иркутских вузов в макрообразовательные процессы. Известно, что по результатам мониторинга эффективности деятельности иркутских вузов первоначально эффективными были признаны лишь четыре: Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ), Байкальский университет экономики и права (БГУЭП), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)1. Какие проблемы на сегодняшний день в контексте макрообразовательных процессов переживают иркутские вузы?

Одновременно с реализацией программ развития вузов в Иркутской области разрабатываются Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г. и Стратегия инвестиционного развития Иркутской области на период до 2025 г. В ходе их обсуждения и принятия выделены ключевые проблемы и ограничения в развитии кадрового потенциала в Иркутской области, а именно:

- отсутствие на протяжении длительного периода прогноза потребности в кадрах в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;

- дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда;

- недостаточный уровень развития системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры;

- низкая заинтересованность работодателей во взаимодействии с учреждениями профессионального образования, фрагментарное развитие сотрудничества на основе принципов государственно-частного партнерства;

- отсутствие единого информационного портала по вопросам развития кадрового потенциала и др.2

Остроту обозначенных проблем подтверждают и данные социологических исследований, проведенных Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» в рамках темы «Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития» (руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор Т. И. Грабельных) в 2007-2014 гг.

Так, согласно данным экспертного опроса руководящего состава Иркутского государственного университета, проведенного в октябре 2007 г. с целью выявления особенностей реализации новой («европейской» — в русле реализации приоритетных направлений Болонской Декларации) модели образования (в исследовании приняли участие все директора институтов и деканы факультетов, всего 18 чел.), обнаружилось, что особую тревогу у экспертов вызывают трудности, связанные с введением бакалавриата, в особенности в аспекте трудоустройства выпускников и реализация магистерских программ. По прошествии 7 лет данные опасения видятся обоснованными (проблема трудоустройства выпускников ИГУ, как и других российских вузов, сохраняет свою остроту) [3]. Одной

1 Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. М. : Министерство образования и науки РФ. 2012. 111 с.

2 Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года // Министерство труда и занятости Иркутской области. URL : http://www.irkzan.ru/home.aspx.

из задач проведенного исследования в этот период было определение перспектив продолжения работы в данном направлении. По результатам экспертного опроса выявили, что среди перспектив развития вуза на 1-ом месте (46,1 %) — развитие международного сотрудничества (расширение дальнейших партнерских связей; продолжение учебы в вузах-партнерах студентов в рамках магистратуры; создание международной бизнес-школы, заключение университетом соглашений о сотрудничестве по обмену студентами и др.). На 2-м месте (30,8 %) — расширение возможностей в рамках образовательного процесса в новых условиях, в том числе подготовка конкурентоспособных выпускников [1, с. 22]. В связи с отсутствием нормативной документации на тот момент, определяющей функции и понятия «бакалавр» не прослеживается глубокой потребности в бакалаврах у широкого круга предприятий Иркутской области, по мнению экспертов. Что касается показателей международной академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей, то они не могли выступить свидетельством широкого вхождения ИГУ в Болонскую систему [Там же, с. 23-43]. Сегодня очевидно, что в этот период формировалась региональная «поисковая» сетевая модель развития международной академической мобильности, которую мы определяем по своей природе как «профессионально-неактивную модель». Формирование данной модели осуществлялось в условиях становления новых производственных, социальных, территориальных и других структур и инфраструктур (в том числе, сетевого типа) и разработки современных технологий сохранения, накопления и использования ресурсного потенциала. Для такой модели преимущественно был характерен до-инновационный интеграционный тип целесообразности дифференцированных взаимосвязей социальных (образовательных) систем и подсистем.

Осмысление опыта перехода высшей школы России на новую модель образования позволяет утверждать, что такой переход не осуществился в полной мере. Более того, под влиянием мирового экономического и финансового кризиса наметились шаги по изменению вектора ее интернационализации в сторону общемирового вектора при обеспечении интересов национальной безопасности.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы по разработке новой модели развития международной академической мобильности в высшей школе. По данным проведенных нами исследований в 2013-2014 гг. на базе системного территориально-дифференцированного подхода к трансформации мирового научно-образовательного пространства, обосновываем необходимость разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе (на примере иркутских вузов). Полагаем, что продвижение по социально-ориентированному инновационному пути развития региона во многом способствует интегрированию научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках национальных и мировых систем (в рассматриваемом случае в мировое научно-образовательное пространство). В табл. 1 мы сделали попытку обобщить исходные условия для разработки и реализации региональной сетевой «International professional-active» модели развития международной академической мобильности в высшей школе.

На этапе разработки предложенной модели прежде всего руководствовались мнением более широкого круга экспертов (по сравнению с 2007 г.), представляющих иркутские вузы. Опрос проводился с 17 февраля 2014 г. по 28 февраля 2014 г. с целью разработки комплекса мер по развитию институциональных механизмов международной академической мобильности в вузе. В исследовании участвовало 54 эксперта из числа руководителей и специалистов в сфере международного сотрудничества 6 ведущих иркутских вузов: ФГБОУ ВПО «ИГУ», ФГБОУ ВПО «БГУЭП», ФГБОУ ВПО НИ «ИрГТУ», ФГБОУ ВПО «Ир-

ГУПС», ФГБОУ ВПО «ИрГСХА», ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» (ныне — Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске — филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»). По ученой степени эксперты распределились по трем категориям: доктора наук — 24,1 %; кандидаты наук — 51,9 %; без степени — 24,0 %. Опрос носил сплошной характер.

Следует отметить, что чуть раньше в декабре 2013 г. по оригинальному инструментарию нами было проведено сравнительное социологическое исследование международного уровня «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах» в Ляо-нинском университете (г. Шэньян, КНР).

По мнению иркутских экспертов, на сегодняшний день в их вузах активно осуществляется международная деятельность (53,7 % отметили «да, активно», 35,2 % опрошенных указали, что «скорее активно, чем не активно»). Обнаружилось, что иркутские вузы традиционно участвуют более активно в образовательной (40,2 %) и научной (32,9 %) сферах международной деятельности. Именно в этих сферах в перспективе также предполагается активизация академической мобильности (75,9 %). Согласно экспертному опросу, с активизацией международной академической мобильности рейтинг вуза повысится (в том числе получат более широкое развитие межкультурные коммуникации, будут установлены связи с новыми зарубежными партнерами — субъектами образовательного процесса) (88,9 %). Между тем, в фокусе разработки профессионально-сетевой модели развития международной академической мобильности («International professional-active» модель) обращает на себя внимание тот факт, что специфика выбора вузом (институтом, факультетом) партнеров международной академической мобильности напрямую не связывается с ресурсными возможностями вуза и региона (9,0 %). Традиционно, как и в предыдущие периоды (в том числе до заключения Болонской Декларации и на этапе ее реализации), специфика выбора преимущественно связывается с обменными процессами в рамках заключенных соглашений (30,6 %), грантовой деятельностью (18,1 %) и реализацией научных интересов (18,1 %). Вызывает интерес экспертное мнение касательно определения основных факторов выбора зарубежных партнеров академической мобильности (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов экспертов на вопрос «Назовите основные факторы выбора зарубежных партнеров академической мобильности?»

Варианты ответов Количество ответов Доля, %

Ресурсный потенциал вуза 35 28,7

Качество условий обстановки в вузе, влияющих на эффективность выбора 10 8,2

Качество образования 25 20,5

Престижность диплома 7 5,7

Репутация университета 24 19,7

Территориальная близость 12 9,8

Этнокультурная среда 3 2,5

Другое 5 4,1

Затрудняюсь ответить 1 0,8

Всего 122 100,0

Обнаружено, что ресурсный потенциал вуза выступает приоритетным фактором выбора зарубежного партнера (28,7 %). Между тем, на такой фактор, как «территориальная близость» обратили внимание лишь 9,8 % опрошенных. Представляется, что на современном этапе развития высшей школы происходит недооценка закономерностей и тенденций социально-экономического развития региона с точки зрения состояния, «точек роста и опереже-

ния» производственных, социальных, территориальных и других структур и инфраструктур (в том числе базирующихся на институциональных сетевых взаимосвязях и взаимозависимостях) и сформированности технологий сохранения, накопления и использования ресурсного потенциала.

О том, что иркутские вузы, как и большинство российских вузов, до сих пор «переживая» «доминирование европейского вектора» (в русле Болонско-го процесса), только находятся на этапе вхождения в мировое научно-образовательное пространство, свидетельствуют полученные эмпирические данные (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов экспертов на вопрос «Какие уровни подготовки наиболее активно реализуются по специальностям / направлениям в рамках международной образовательной деятельности?»

Варианты ответов Количество ответов Доля, %

Бакалавриат 40 55,6

Магистратура 17 23,6

Аспирантура 6 8,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другое 9 12,5

Всего 72 100,0

Выявлено, что на современном этапе наиболее активно развивается лишь бакалавриат (55,6 %). Принимаем во внимание и невысокую оценку экспертов кадрового потенциала вуза для активизации международной академической мобильности. Так, 70,4 % опрошенных указали на недостаточный кадровый потенциал вуза. Несмотря на средние оценки успешности международной деятельности вуза, включая реализацию программ по международной академической мобильности (табл. 4), по результатам экспертного опроса четко прослеживаются достаточно хорошие перспективы в развитии международного сотрудничества вузов. Фактически, все перспективы связываются с необходимостью поиска новых возможностей и форм в развитии международной академической мобильности.

Таблица 4

Распределение ответов экспертов на вопрос «Оценка успешности международной деятельности Вашего вуза, включая реализацию программ

по международной академической мобильности (по пятибалльной шкале, где 1 — низкий балл, 5 — самый высокий балл)?»

Варианты ответов Количество ответов Доля, %

1 балл 0 0

2 балла 1 1,9

3 балла 18 33,3

4 балла 26 48,1

5 баллов 6 11,1

Нет ответа 3 5,65

Всего 54 100,0

С целью привлечения внимания к обозначенной проблеме и особенностями ее информационного сопровождения разработали инструментарий, позволяющий определить интеграцию иркутских вузов в мировое научно-образовательное пространство (по данным официальных сайтов ведущих иркутских вузов и организаций). В первом случае проследили востребованность специалистов с высшим образованием международного уровня в реализации инвестиционных проектов Иркутской области на период до 2020 г. (по данным официальных сайтов организаций на 14 апреля 2014 г.), во втором случае — интеграцию

иркутских вузов в мировое научно-образовательное пространство, углубление профессионализации на международном уровне и востребованность специалистов международного уровня в Иркутской области (по данным официальных сайтов вузов на 15 апреля 2014 г.). По материалам сайтов отчетливо видно, что в Иркутской области не проводится системной работы на уровне вузов и предприятий по информированию населения о востребованности кадров в экономике и социальной сфере региона, а в большинстве случаев отсутствует информация по востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня, как и, в целом, по механизмам взаимодействия иркутских вузов с работодателями по актуальным вопросам подготовки кадров. На стадии становления находятся сетевые формы реализации образовательных программ, студенты и выпускники вузов зачастую не ориентированы на углубление профессионализации с учетом международного опыта.

Дифференцированный анализ по официальным сайтам вузов в табличной форме осуществляли по 7 параметрам, в число которых входили:

- статус вуза;

- количество зарубежных вузов-партнеров (в соответствии с международными договорами и соглашениями);

- разработка и реализация образовательных и научных программ совместно с международными организациями;

- углубление профессионализации на международном уровне (в соответствии с направлениями подготовки в вузе).

Дифференцирование показателей по данному вопросу осуществлялось по 5 параметрам:

Выдача двойных дипломов.

Количество направленных студентов / количество принятых студентов в среднем в год, чел.

Производственная практика за рубежом.

Работа выпускников за рубежом.

Обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования в зарубежных вузах:

- международная академическая мобильность научно-педагогических работников;

- участие в сетевой форме реализации образовательных программ, в том числе с привлечением зарубежных партнеров от работодателей;

- востребованность специалистов с высшим образованием международного уровня в регионе (трудоустройство выпускников в государственные и бизнес структуры, в том числе в организации (предприятия, холдинги), реализующие инвестиционные проекты в Иркутской области).

Представляется, что выделенные параметры интеграции вузов в мировое научно-образовательное пространство позволяют получить более полное представление об инновационно-интеграционном типе целесообразности дифференцированных взаимосвязей социальных (образовательных) систем и подсистем на уровне региона с точки зрения следования лучшим мировым стандартам.

Список использованной литературы

1. Ключевые проблемы перехода Иркутского государственного университета на новую модель образования (по результатам социологических исследований) / Т. И. Грабельных, И. Н. Гутник, В. А. Решетников и др. — Иркутск : НЦ РВХ ВСнЦ СО РАМН, 2008. — 120 с.

2. Киреенко А. П. Особенности развития и функционирования малого и среднего бизнеса в Иркутской области (по результатам социологических исследований) / А. П. Киреенко, Д. И. Сачков, А. А. Марасанова, Л. В. Санина // Известия Иркутской

государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 4. — URL : http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19311.

3. Озерникова Т. Г. Тенденции трансформации социальной ответственности бизнеса в условиях экономического кризиса / Т. Г. Озерникова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2010. — № 4. — URL : http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=11942.

Rferences

1. Grabelnykh T. I., Gutnik I. N., Reshetnikov V. A. et al. Klyuchevye problemy perek-hoda Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta na novuyu model obrazovaniya (po rezulta-tam sotsiologicheskikh issledovanii) [The key problems of transition of Irkutsk State University to the new educational model (according to results of sociological investigations)]. Irkutsk, NTs RVKh VSNTs SO RAMN Publ., 2008. 120 p.

2. Kireenko A. P., Sachkov D. I., Marasanova A. A., Sanina L. V. Peculiarities of development and functioning of small and medium businesses in Irkutsk Oblast (subsequent to the results of sociological studies). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2014, no. 4. (In Russian). Available at: http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=19311.

3. Ozernikova T. G. Tendencies of business social responsibility transformation under the conditions of the economic crisis. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhur-nal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2010, no. 4. (In Russian). Available at: http://eizvestia.isea. ru/reader/article.aspx?id=11942.

Информация об авторах

Грабельных Татьяна Ивановна — доктор социологических наук, профессор, кафедра социальной философии и социологии, Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: tagr@bk.ru.

Козлова Елена Сергеевна — аспирант, кафедра социальной философии и социологии, Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: lenchik-irk@yandex.ru.

Authors

Tatyana I. Grabelnykh — Doctor habil. (Sociology), Professor, Chair of Social Philosophy and Sociology, Irkutsk State University, 1 Karl Marx St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: tagr@bk.ru.

Yelena S. Kozlova — PhD Student, Chair of Social Philosophy and Sociology, Irkutsk State University, 1 Karl Marx St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: lenchik-irk@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.