Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ В РОССИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ В РОССИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
381
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ГЕНЕРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Чеботнягин Леонид Михайлович, Сташкевич Елена Владимировна

Представлен сравнительный анализ процедуры технологического присоединения распределенной генерации (ТП РГ) к электрическим сетям напряжением до 35 кВ в России и Германии. Отмечено, что в настоящее время, несмотря на активное применение РГ в России, отсутствует как единая терминологическая база, так и нормативно-правовое регулирование деятельности в области технологического подключения установок РГ к существующим распределительным сетям. Обоснована необходимость совершенствования российского законодательства в рассматриваемом вопросе, которое может быть осуществлено с учетом опыта законодательного права зарубежных стран. Например, при анализе законодательства Германии выявлено, что существует целая иерархия нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих ТП РГ к электрическим сетям: международные акты, директивы ЕС, федеральные законы, подзаконные акты, кодексы, стандарты, технические регламенты и иные. При этом данный вопрос рассматривается как с организационной, так и с технической стороны. В заключении с учётом зарубежного опыта даны рекомендации и предложения по оптимизации условий ТП РГ в России к электрическим сетям напряжением до 35 кВ включительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Чеботнягин Леонид Михайлович, Сташкевич Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF CONNECTING DISTRIBUTED GENERATION FACILITIES TO GRIDS IN RUSSIA: ANALYSIS OF OTHER JURISDICTIONS

The paper compares the connection of distributed generation facilities to grids rated at up to 35 kV in Russia and in Germany. Notably, whilst distributed generation (DG) is used prolifically in Russia, there is still no uniform terminology nor legal regulation with regard to connecting DG units to the existing distribution grids. The paper substantiates the need for better legal regulation of this matter in Russia; other jurisdictions, e.g., Germany, can provide a good reference. Thus, analysis of the German legislation shows that is has a complex hierarchical system of regulatory frameworks that address the connection of DG facilities to grids, including international acts, EU directives, federal laws, by-laws, codes, standards, technical regulations, etc. They address the issue from the organizational and legal perspective alike. The paper concludes with proposals on optimizing DG connection to grids rated at up to 35 kV in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ В РОССИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Обзорные статьи

УДК 620.92 DOI: 10.14529/power210101

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ГЕНЕРАЦИИ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ В РОССИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Л.М. Чеботнягин, Е.В. Сташкевич

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Представлен сравнительный анализ процедуры технологического присоединения распределенной генерации (ТП РГ) к электрическим сетям напряжением до 35 кВ в России и Германии. Отмечено, что в настоящее время, несмотря на активное применение РГ в России, отсутствует как единая терминологическая база, так и нормативно-правовое регулирование деятельности в области технологического подключения установок РГ к существующим распределительным сетям. Обоснована необходимость совершенствования российского законодательства в рассматриваемом вопросе, которое может быть осуществлено с учетом опыта законодательного права зарубежных стран. Например, при анализе законодательства Германии выявлено, что существует целая иерархия нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих ТП РГ к электрическим сетям: международные акты, директивы ЕС, федеральные законы, подзаконные акты, кодексы, стандарты, технические регламенты и иные. При этом данный вопрос рассматривается как с организационной, так и с технической стороны. В заключении с учётом зарубежного опыта даны рекомендации и предложения по оптимизации условий ТП РГ в России к электрическим сетям напряжением до 35 кВ включительно.

Ключевые слова: распределенная генерация, технологическое подключение, качество электрической энергии, технические условия.

Введение

Энергетическая отрасль России постоянно преображается. Ещё недавно единственным способом получения электроэнергии было присоединение к единой централизованной энергосистеме. В настоящее время все больше потребителей выбирают установку у себя собственных генерирующих источников (небольшие электростанции, установки на возобновляемых источниках энергии и т. п.). Так, по данным [1], в России на РГ уже приходится около 10 % от общей установленной мощности. Однако, несмотря на небольшую долю малой энергетики в общем энергобалансе России, она уже играет значительную роль в российской энергетике.

Энергетическая стратегия России до 2035 года установила развитие РГ в качестве важнейшего направления [2]. Стоит задача увеличить суммарную установленную мощность объектов РГ и производство ими электроэнергии при условии соблюдения баланса между единой централизованной энергосистемой и малой распределенной энергетикой.

В большинстве случаев РГ в России рассматривается как отдельный источник питания, или как автономный, работающий в электрической сети

потребителя, или иного владельца электрической сети, электрически не связанный и не синхронизированный с электричеcкой сетью централизованной системы электроснабжения и исключительно в режиме отключения потребителя от централизованной энергосистемы. При этом потребитель или иной владелец электрической сети, не являющийся сетевой организацией, задается вопросом: «Почему при столь высоком техническом уровне развития электрооборудования, позволяющего интегрировать РГ в электрическую сеть с возможностью синхронной работы с электрической сетью централизованного электроснабжения на одну нагрузку, до сих пор не решен вопрос на законодательном уровне по технологическому подключению РГ (ТП РГ) к электрическим сетям централизованного электроснабжения?»

Не затрагивая политический и экономический аспекты ТП РГ к электрическим сетям централизованного электроснабжения, рассмотрим вопрос современного законодательного состояния возможностей ТП РГ к электрическим сетям централизованного электроснабжения в России с сопоставлением с зарубежным опытом на примере действующего законодательства Германии.

1. Обзор законодательства Российской Федерации по технологическому подключению распределенной генерации к электрическим сетям

Общественные отношения в сфере электроэнергетики в Российской Федерации (РФ) регулируются различными нормативно-правовыми актами (НПА). Основными из них являются [3-32]. Развитие энергетического комплекса в РФ в настоящий момент регулируется рядом действующих НПА [3, 4, 33-38].

Анализ законодательства РФ показал, что практически отсутствует не только однозначная терминологическая база в сфере РГ, но и нормативно-правовое регулирование деятельности в области технологического подключения объектов РГ к существующим распределительным электрическим сетям напряжением до 35 кВ с мощностями генерирующих установок до 670-1000 кВт, а также отсутствуют предпосылки для реализации сценария развития энергетики с учетом перспектив РГ. РГ фактически игнорируется в существующей практике перспективного планирования развития российской энергосистемы, за исключением удаленных и изолированных территорий. Несмотря на то, что в 2019 году внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» [4] в части появления возможности у потребителя подключать микрогенерацию к электрическим сетям (источники генерации мощностью до 15 кВт и напряжением до 1000 В) владельцев электрических сетей и даже реализовывать излишки, до сих пор нет правовых основ в рамках постановлений правительства № 861 и № 442.

Таким образом, существует необходимость совершенствования российского законодательства в данном вопросе, которое может быть осуществлено с учетом опыта законодательного права зарубежных стран. Например, при анализе законодательства Германии можно отметить, что существует иерархия нормативно-правовых актов в области электроэнергетики, непосредственно регулирующих ТП РГ к электрическим сетям. При этом данные вопросы рассматриваются как с организационной, так и с технической сторон.

2. Обзор законодательства Германии по технологическому подключению распределенной генерации

к электрическим сетям

Германия занимает лидирующее место в мире по энергоэффективности и использованию ВИЭ для выработки электроэнергии. Согласно закону о ВИЭ [39] в Германии планируется увеличить долю ВИЭ в электроснабжении как минимум на 80 % от уровня 2018 года не позднее 2050 года и интегрировать это количество электроэнергии в систему электроснабжения страны. Данный факт не может не сказываться на законодательном и техни-

ческом регулировании внедрения РГ в электрические сети.

На данный момент в Германии существует иерархия нормативно-правовых актов в области электроэнергетики, непосредственно регулирующих ТП РГ к электрическим сетям: международные акты, директивы ЕС, федеральные законы, подзаконные акты, кодексы, стандарты, технические регламенты и иные. Ниже приведем основные.

Международные акты

1. Network Code for Requirements for Grid Connection Applicable to all Generators [40] - обязательные общеевропейские требования по подключению всех типов генерирующих установок.

2. IEEE 1547 (2003-2014) [41] - серия международных стандартов Института инженеров электротехники и электроники, регламентирующих вопросы присоединения распределенных источников энергии к электроэнергетическим сетям (ЭЭС). К распределенным источникам энергии помимо РГ здесь также относят системы накопления электроэнергии.

Директивы

1. Директива ЕС 2003/54/EG от 26.06.2003 «Об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергетики и отмене Директивы 96/92/EG». Предусматривает модель организации электроэнергетического рынка, в рамках которой третьи лица, независимые производители электроэнергии и вертикально интегрированные компании, получают открытый доступ к электрическим сетям, что позволяет организовать конкуренцию между электростанциями разных уровней. Модель предусматривает финансовое и управленческое отделение производства и торговли электроэнергией от ее передачи и распределения.

2. Директива ЕС 2005/89/EG от 18.01.2006 «О мероприятиях по обеспечению надежности электроснабжения и инфраструктурных инвестициях». Государство вправе возлагать обязательства на предприятия, задействованные в электроэнергетике, действовать в интересах всего общества. Такие обязанности должны быть четко сформулированы и не должны привести к ограничению электроснабжения конечного потребителя. Директива предписывает, что рынок электроэнергетики должен быть конкурентным, прозрачным и недискриминационным. Должна быть разработана соответствующая нормативно-правовая база. Транспортирующие и распределяющие сети должны иметь стабильные и справедливые законодательные нормы для принятия инвестиционных решений, в том числе по сохранению и обновлению электрических сетей (ЭС).

Федеральные законы

1. EnWG - Закон об электроэнергии и газоснабжении (Закон об энергетике) [42]. Закон устанавливает основные принципы регулирования энергоснабжения в Германии, исходя из цели

обеспечения действительной конкуренции при снабжении электричеством и газом, а также долгосрочной, эффективной и надежной эксплуатации ЭЭС. Закон проводит разделение между эксплуатацией сети и функцией по снабжению энергией. В связи с этим обязанность по подключению к сети закрепляется за сетями, а обязанность по снабжению энергией за ее производителями и поставщиками.

Например, согласно п. 17 Закона, сетевая организация должна подключить к своим сетям объект РГ на таких технических и экономических условиях, которые являются разумными, недискриминационными, прозрачными и не хуже, чем те, которые устанавливаются сетевыми организациями в сопоставимых условиях для предприятий, входящих в состав концерна или ассоциированных с ним. Сетевые организации могут отказать в подключении, если докажут, что предоставление допуска к сети, принимая во внимание цели Закона, неразумно для них из-за производственных, экономических или технических причин. Этот отказ должен быть письменно обоснован и должен содержать данные о том, какие расходы необходимо было бы понести для расширения сетей, чтобы осуществить подключение.

2. Kraft-Wärme-Kopplungsgesetz (KWKG) -закон о мощности и комбинированном производстве тепла [43]. Цели закона - способствование увеличению выработки электроэнергии за счет комбинированного производства тепла и электроэнергии; содействие модернизации и новому строительству ТЭЦ; внедрение на рынок топливного элемента и продвижение нового строительства и расширения тепловых сетей, в которые подается тепло от ТЭЦ.

3. EEG [39] - закон о возобновляемых источниках энергии. Цель этого закона - прежде всего действовать в интересах защиты климата и окружающей среды. Устойчивое развитие энергоснабжения позволит снизить экономические затраты, уменьшить потребление энергии путем включения долгосрочных внешних эффектов. Сохранение ископаемых энергетических ресурсов и развитие технологий для производства из возобновляемых источников энергии.

Кодексы

1. Кодекс магистральных сетей (Transmission Code).

2. Кодекс распределительных сетей (Distribution Code).

Кодекс - документ, подготавливаемый и моделируемый Ассоциацией операторов сетей. Кодекс является обязательным для сетевых организаций и содержит субсидиарные по отношению к законодательству нормы. Кодекс содержит среди прочего большой массив положений, которые посвящены организационным и техническим аспектам подключения объектов РГ к сетям.

Стандарты и иные акты

1. Стандарт DIN VDE 0100 «Монтаж низковольтных систем».

2. Стандарт VDE-AR-N4105 «Генераторные установки в сети низкого напряжения - минимальные технические требования для подключения и параллельной работы генерирующих установок с распределительными сетями низкого напряжения».

3. Стандарт DIN V VDE V 0126-1-1 (предварительный стандарт) «Автоматический выключатель для защиты генераторной установки, оборудования, потребителя и персонала от недопустимого напряжения и частоты».

4. Стандарт DIN EN 62109-2 «Безопасность преобразователей мощности для применения в фотоэлектрических энергетических системах».

5. Стандарт DIN EN 50160 «Характеристика напряжения электричества, предоставляемые сетями общего пользования».

6. Distribution Code 2007 - Правила доступа к распределительным сетям VDN (Оператор сети).

7. TAB 2007 - Технические условия подключения к сетям низкого напряжения TAB 2007.

8. Договор о присоединении к сети энерго-снабжающей компании Amprion GmbH (раньше RWE Transportnetz Strom GmbH).

9. TÜV Rheinland: компетенции специалистов по установке фотоэлектрических систем и аудиторов.

Обзор нормативной базы Германии показал, что вопросы технологического подключения РГ рассматриваются подробно как с организационной, так и с технической сторон. Окончательное определение условий технологического присоединения объектов РГ осуществляется по соглашению между производителем и сетевой организацией, однако это соглашение строится на нормах и правилах, которые предопределяют и ограничивают технические требования и условия присоединения. Таким образом, правила в значительной степени единообразны и предсказуемы, а возможности для единоличного усмотрения сетевой организации существенно снижены. Опыт Германии в части законодательной проработанности в сфере технологического подключения РГ может быть учтен другими странами при совершенствовании законодательства в области энергетики.

3. Особенности присоединения элементов РГ

к электрическим сетям низкого напряжения

в Германии и России

Процедуру технологического присоединения объектов РГ к электрическим сетям условно можно разделить на несколько этапов (табл. 1).

В Германии можно выделить меньше этапов технологического присоединения объектов РГ к электрическим сетям низкого напряжения, что, в свою очередь, повышает комфортность и сокращает сроки технологического присоединения.

Таблица 1

Этапы процедуры технологического присоединения

Этап Германия Россия

1 Заявка на технологическое присоединение

2 Предложение о технических условиях и проекте технологического присоединения Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией

3 Заключение договора на технологическое присоединение и оплата услуг Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения

4 Монтажные работы по технологическому присоединению. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов

5 Ввод в эксплуатацию и подсоединение дополнительных устройств к распределительной системе Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией

6 — Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата

7 Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности

Ниже более подробно рассмотрим основные этапы технологического присоединения объектов РГ к электрическим сетям в Германии и России.

Этап 1. Заявка на технологическое присоединение

Процедура ТП РГ к электрическим сетям низкого напряжения в Германии рассматривается на примере подключения к сети крупнейшего немецкого сетевого оператора Е.ОК

Возможны два варианта подачи заявки на подключение генерирующего устройства к сети. Первый вариант предназначен для генераторных установок до 30 кВт включительно. Заявка принимается электромонтажной организацией, зарегистрированной в Е.ОМ В данном варианте возможна электронная подача заявки. Второй вариант предназначен для генераторных установок свыше 30 кВт. В таком случае заявка подается непосредственно сетевому оператору.

Процедура ТП РГ в России в настоящее время не отличается от процедуры присоединения обычного потребителя в связи с отсутствием законодательного разделения. Технологическое присоеди-

нение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, сетевых организаций к электрическим сетям осуществляется согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» [3] в порядке, определенном «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» [10].

В табл. 2 представлены документы, необходимые для подачи заявки ТП РГ к электрическим сетям низкого напряжения для России и Германии.

Сравнительный анализ регламентации заявки на технологическое присоединение в Германии и России, как одного из этапов процедуры ТП РГ к электрическим сетям низкого напряжения, позволяет сделать выводы о необходимости законодательного разделения процедур ТП потребителя и объектов РГ в России, также необходима разра-

Таблица 2

Сравнительная таблица документов, необходимых для подачи заявки на ТП РГ к электрическим сетям низкого напряжения

№ п/п Германия Россия

1 Заявка на подключение к электрической сети

2 Карта места размещения оборудования План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации

3 Технический паспорт оборудования -

4 Сертификат соответствия для каждой генераторной установки, а также отчет об испытаниях —

Окончание табл. 2

№ п/п Германия Россия

5 Схема подключения генераторной установки с данными об используемом оборудовании, включая расположение измерительных и защитных устройств, а также места расположение счетчиков электрической энергии Однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя

6 Описание защитных устройств и подтверждение соответствия защиты сети и оборудования, а также протокол испытаний Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики

7 Копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимаю-щие устройства

ботка и утверждение классификации объектов РГ и их сертификация.

Этап 2. Технические условия для технологического подключения объектов РГ к сети

Для подключения и параллельной работы генерирующих установок в сети низкого напряжения в Германии применяется Стандарт VDE VDE-AR-N 4105 «Генерирующие установки в сети низкого напряжения. Минимальные технические требования для подключения и параллельной работы генерирующих установок в сети низкого напряжения» (далее - Стандарт 4105).

В основе Стандарта 4105 лежат функции поддержки сети, обеспечивающие безопасную и надежную работу сети для максимально возможной интеграции генерирующих мощностей в низковольтную сеть.

Ввод системы в эксплуатацию требует соблюдения минимальных требований, описанных в Стандарте 4105. Общими условиями для установки и эксплуатации электрооборудования согласно Стандарту 4105 является соблюдение норм и правил:

- действующего законодательства и нормативных актов;

- стандартов DIN и стандартов DIN VDE, в частности DIN VDE 0100;

- собственных правил оператора распределительной сети;

- норм и правил охраны труда и техники безопасности;

- технические условия подключения (TAB).

В России отсутствует единый нормативно-правовой акт, предъявляющий технические требо-

вания к технологическому подключению объектов РГ. В то же время в правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей имеется глава, описывающая требования, предъявляемые к стационарным и передвижным источникам электрической энергии (бензиновые, дизельные, газовые) установленной мощностью до 30 000 кВт с агрегатами единичной мощностью до 10 000 кВт, используемые в качестве основных, пиковых, резервных и аварийных источников питания электроприемников потребителей. Однако данная глава не рассматривает требования к генерации электроэнергии в сеть электростанциями потребителей.

Рассмотрению и согласованию с ОАО «СО ЕЭС» подлежат технические условия на технологическое присоединение объектов генерации, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или в случае модернизации увеличивается на 5 МВт и выше. Технические требования к объекту зависят от множества факторов, которые учитываются при их проектировании.

Системный оператор предъявляет требования к вводимому объекту генерации по частоте, предусмотренные стандартами ОАО «СО ЕЭС», действующими ГОСТ и НТД в части эксплуатации оборудования. В соответствии с этими требованиями должна обеспечиваться работа объектов генерации на частоте 47,5 Гц не менее 30 с, а на частоте 47 Гц - не менее 0,3 с. Также системный оператор предъявляет требования к участию в общем первичном регулировании частоты в энергосистеме. Это требование обусловлено правилами технической эксплуатации и национальным стандартом и предъявляется ко всем объектам генерации неза-

висимо от их установленной мощности. Ещё одно требование предъявляется к системам возбуждения и автоматическим регуляторам возбуждения сильного действия синхронных генераторов. Здесь необходимо отметить, что в зависимости от мощности вводимых объектов требования различаются. Требования к объектам, мощность которых не превышает 60 МВт, определяются в соответствии с правилами технической эксплуатации. Если объект имеет мощность более 60 МВт, то выдвигаются дополнительные требования: так, для этих объектов предусмотрена добровольная сертификация систем возбуждения.

Технические требования к объекту определяет сетевая организация и согласует соответствующий филиал ОАО «СО ЕЭС». Как показывает практика, одно из главных затруднений при вводе генерирующих мощностей на потребительских площадках вызывает исполнение требований, указанных в технических условиях на ТП. Поэтому целесообразно проанализировать технические условия, предъявляемые для ТП РГ в Германии Стандартом 4105 и нормативно-правовые акты в России.

Принципы определения точки подключения к электрической сети

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартом 4105 регламентирован принцип определения точки подключения объектов РГ к сети. В данном документе говорится, что после процедуры подачи документов сетевой оператор определяет подходящую точку подключения к сети. В этой точке должна быть обеспечена безопасная работа сети, а также обеспечены потребление и передача запрашиваемой мощности. Решающее значение для оценки подключения к сети имеют параметры системы генерации, максимальная эффективность соединения, а также тип и способ эксплуатации генерирующей установки. Это делается для того, чтобы снизить или полностью исключить влияние генерирующей установки на процесс электроснабжения других потребителей.

Требования к качеству элек

В отдельных случаях согласно ТАВ к сети низкого напряжения может потребоваться отдельный питающий кабель для разделения генерируемой и потребляемой мощностей. Запрещено объединять в одной точке подключаемые к сети генераторные установки, которые расположены в разных зданиях или на разных площадках.

Оценка возможности подключения к сети происходит на основе расчета полного сопротивления сети в точке подключения (мощность короткого замыкания сети, резонансы), максимальной вырабатываемой мощности, а также типа и режима работы генерирующей установки.

При подключении нескольких генерирующих установок к сети в одной и той же точке необходимо учитывать, что в случае технического обслуживания или изменений в цепи, связанных с неисправностью, может потребоваться, чтобы определенная точка подключения к сети временно сократила выработку электроэнергии или была полностью отключена.

Требования к качеству электроэнергии генерируемой в сеть РГ

Генераторные установки могут вызывать более значимую нагрузку на линии, трансформаторы и другое оборудование сети в зависимости от режима их работы. Поэтому сетевой оператор проверяет возможность передачи ресурсов сети в отношении подключенных объектов генерации в соответствии с нормативными требованиями.

Стандарт 4105 определяет требования к качеству электроэнергии, генерируемой в сеть объектами распределенной генерации. В России требования к качеству электроэнергии определяются согласно ГОСТам [25, 44-49]. Отдельного нормативного акта, определяющего показатели качества электроэнергии, вырабатываемой и генерируемой в сеть объектами РГ, в России не существует.

Для наглядности требования к качеству электроэнергии в России и Германии сведены в табл. 3.

Таблица 3

нергии в России и Германии

Нормы качества Требования

Россия Германия

Отклонение частоты, А/ (Гц) Отклонение частоты в синхронизированных системах электроснабжения не должно превышать ±0,2 Гц в течение 95 % времени интервала в одну неделю и ±0,4 Гц в течение 100 % времени интервала в одну неделю. Отклонение частоты в изолированных системах электроснабжения с автономными генераторными установками, не подключенных к синхронизированным системам передачи электрической энергии, не должно превышать ±1 Гц в течение 95 % времени интервала в одну неделю и ±5 Гц в течение 100 % времени интервала в одну неделю В данном стандарте отсутствуют требования к отклонению частоты сети

Окончание табл. 3

Нормы качества

Требования

Россия

Германия

Медленные

изменения

напряжения

Положительные (5Ц-+)) и отрицательные 5Ц— отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального (ип)

В данном стандарте отсутствуют требования к медленным изменениям напряжения сети

Колебания напряжения

а

©

Кратковременная доза фликера Р) не должна превышать значения 1,38. Длительная доза фликера (Р&) не должна превышать значения 1,0

Кратковременная доза фликера (Р^) в точке передачи электрической энергии не регламентируется для объектов РГ. Длительная доза фликера (Р&) не должна превышать значение 0,5

Обычно одиночные быстрые изменения напряжения не превышают 5 % в электрических сетях низкого напряжения

о W

Изменения напряжения в точке подключения, вызванные одновременным подключением или отключением генерирующих блоков, не приводят к недопустимым параметрам работы в сети, если максимальное изменение напряжения не превышает значения 3 % (относительно ип)

Несинусоидальность напряжения (гармоники и интергармоники)

Напряжение, форма кривой которого искажена и не соответствует требуемой, является несинусоидальностью напряжения. Для данного ПКЭ установленные нормы даны в таблицах ГОСТ 32144-2013

Гармоники и интергармоники, генерируемые объектами РГ, указываются в сертификатах соответствия на генерирующее оборудование. Предельные значения указаны в таблицах стандартов DIN EN 61000-3-2 (VDE 0838-2) и DIN EN 610003-12 (VDE 0838-12), если предельные значения не соблюдаются, то максимально допустимые гармонические токи объекта РГ рассчитываются на основе гармонических токов (ivzuj), приведенных в табл. 1 настоящего стандарта_

Несимметрия напряжений в трехфазных системах

Значения коэффициентов несимметрии напряжений по обратной последовательности (К2и и несимметрии напряжений по нулевой последовательности (Кои) в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 2 % в течение 95 % времени интервала в одну неделю. Значения коэффициентов К2и и Кои в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 4 % в течение 100 % времени интервала в одну неделю_

При подключении нескольких однофазных устройств к сети, в точке подключения к сети, рекомендуется распределять мощность, подаваемую в равной степени на три внешних проводника, с несимметрией не более 4,6 кВА

Прерывания напряжения

Снижение напряжения ниже 5 % от опорного во всех фазах является прерыванием напряжения. Различают случайные прерывания напряжения, их подразделяют на длительные (более 3 мин) и кратковременные (не более 3 мин)_

Провалы напряжения и перенапряжения

Длительность провала напряжения может быть до 1 мин. Снижение напряжения ниже 90 % не более чем на 1 мин от опорного напряжения является провалом напряжения. Возрастание напряжения свыше 110 % в течение 1 мс - 1 мин является перенапряжением_

Если объекты распределенной генерации чувствительны к провалам напряжения, перенапряжениям или прерываниям напряжения питания, собственник объекта распределенной генерации должен принять соответствующие меры предосторожности.

Провалом напряжения питания считается снижение напряжения на 5 % от номинального

Этап 3. Договор на технологическое присоединение и оплата услуг

В договоре о технологическом подключении указываются права, обязанности, ответственность потребителя и сетевого оператора, а также стоимость и оплата услуг.

К примеру, ответственность за эксплуатацию несет собственник оборудования. При необходимости оператор сети назначает потребителю электромонтера, выполняющего необходимые работы по обслуживанию электрооборудования. Потребитель обязан регулярно производить осмотр и устранение дефектов оборудования. При нарушениях работы оборудования потребитель незамедлительно информирует оператора сети. Оператор сети оказывает содействие для выявления и устранения неисправностей. Плата за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям Германии включает компенсацию расходов, понесенных электросетевой компанией на модернизацию сетей и подстанций, объектов «последней мили» (в объеме, не превышающем 50 % от стоимости понесенных затрат), а также на земляные работы, связанные с рытьем траншей (канав), необходимых для прокладки кабеля, на работы по монтажу и подключению устройств и экспертизе измерительных приборов.

Регулирующий орган, устанавливает сетевым организациям предельные значения целевых показателей, ставит цель повысить эффективность их функционирования при заданном уровне доходности. При этом отличительной особенностью государственного регулирования процесса тарифооб-разования на услуги электросетевых компаний по технологическому присоединению является применение модели «эталонной сетевой компании», предполагающей установление фиксированных ставок на выполнение отдельных работ на основе сопоставления среднеотраслевых расходов. В случае если расходы электросетевой компании превышают среднеотраслевую величину, то объем превышения расходов не учитывается при формировании величины платы за присоединение.

Используемые при этом стимулирующие механизмы направлены на повышение эффективности предоставления услуг при обеспечении надлежащего уровня рентабельности деятельности сетевой компании. Стимулирующее регулирование предполагает установление предельной величины платы за присоединение или предельной суммарной выручки за услуги по технологическому присоединению. При этом в стоимость услуг, оплачиваемых потребителем, не входит стоимость разработки технической документации и проекта технологического присоединения потребителя к распределительной сети, элементы затрат на осуществление технологического присоединения к сети, включаемые в состав платы за доступ к сетевой инфраструктуре.

Этап 4. Монтажные работы и ввод в эксплуатацию

В Германии монтажные работы по технологическому присоединению генерирующих устройств к сети возможно осуществить двумя способами:

1) передача монтажа соответствующей специализированной компании;

2) ввод в эксплуатацию самим сетевым оператором E.ON с производством сетевого подключения (от места установки до точки подключения к сети в соответствии с оценкой воздействия).

Потребитель должен согласовать с сетевым оператором дату ввода оборудования в эксплуатацию и не позднее, чем за неделю до этой даты подать заявку на ввод в эксплуатацию.

Для этого требуются следующие документы:

- свидетельство о вводе в эксплуатацию;

- уведомление о завершение установки оборудования от монтажника;

- отчет ввода в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию состоит из двух этапов.

1. Первичный ввод в эксплуатацию. На этом этапе осуществляется проверка технической готовности оборудования.

2. Технический ввод в эксплуатацию. Происходит заполнение документов, куда прилагаются форма с фотографией, а также информация о местоположении и объекте.

Ввод в эксплуатацию выполняется установщиком системы с отчетом о вводе в эксплуатацию, который подтверждает, что были соблюдены технические требования и условия для подключения.

Процедура начинается с осмотра объекта. Сравнение конструкции системы с планом, договором и технической спецификацией. Проверка устройства для контроля максимальной мощности подключения (если мониторинг требуется оператором сети). Проверка включения и выключения внешней системы компенсации реактивного тока с соответствующей системой генерации.

В России существует разделение выполнения мероприятий по технологическому присоединению:

- заявитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка;

- сетевая организация выполняет мероприятия до границ земельного участка заявителя;

- подготовка, выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системными операторами и со смежными сетевыми организациями;

- разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

- разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

- выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.

Оформление технологического присоединения происходит следующим образом:

- осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

- получение акта о ТП;

- получение акта разграничения балансовой принадлежности и акта эксплуатационной ответственности.

4. Анализ Российской Федерации

по технологическому присоединению РГ

к электрическим сетям

Анализ этапов и процедур технологического присоединения к электрическим сетям в России позволяет выделить следующие основные проблемы, связанные с процессом технологического присоединения к электрическим сетям установок РГ.

1. Нормативной базой не конкретизированы требования к стандартам оформления и представления в составе пакета документов, прилагаемых к заявке, в том числе планов расположения энерго-принимающих устройств, что оставляет возможность сетевым организациям выдвигать необоснованные требования к форматам указанных документов, затягивать сроки заключения договора на осуществление технологического присоединения по формальным основаниям.

2. Отсутствуют процедуры согласования, независимой оценки и обжалования состава мероприятий, определяемых электросетевой компанией и возлагаемых на потребителя в виде технических требований, вследствие чего становится возможным включение в технические условия избыточных мероприятий, в которых нет обоснованной необходимости с точки зрения обеспечения надежности и устойчивости функционирования сети и энергоснабжения потребителей, и приводящих, таким образом, к дополнительным неоправданным расходам, которые вынужден осуществлять подключающийся к электрической сети потребитель.

3. Потребителю сетевой организацией предлагается единственная безальтернативная схема подключения к электрической сети, разрабатываемая электросетевой компанией без его участия, т. е. не предусматривается процедура обсуждения и согласования между сетевой организацией и потребителем возможных вариантов точек и схем присоединения и выбора наиболее приемлемого варианта из возможных альтернатив, что ограничивает потребителя в возможностях планирования размещения объектов на его участке и оптимизации проектных решений.

4. Основной проблемой на этапе реализации сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения, является несоблюдение договорных сроков реализации соответствующих мероприятий, предусмотренных договором. Возможность нарушения договорных сроков реализации мероприятий, предусмотренных договором присоединения, со стороны обоих сторон ввиду отсутствия достаточных стимулов для их соблюдения создает потенциальные риски как для потребителя, так и для сетевой компании.

5. Потребитель вынужден участвовать в длительных процедурах контроля выполнения им технических условий со стороны электросетевой компании и согласования им соответствующего акта, при этом законодательно не предусматривается возможность выполнения данной процедуры силами привлекаемой потребителем электромонтажной компании без участия потребителя.

6. Завершение процедур технологического присоединения не является финальной стадией перед началом процесса энергоснабжения потребителей, поскольку дополнительно требуется получение разрешения органов государственного энергетического надзора на ввод в эксплуатацию и заключение договора энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой компанией). При этом для получения разрешения органов госэнергонадзора и заключения договора купли-продажи электрической энергии (либо договора энергоснабжения) от потребителя требуется предоставить большой объем документов, включая техническую документацию по его электроустановкам.

Заключение

Сравнительный анализ особенностей присоединения объектов РГ к электрическим сетям низкого напряжения показал, что в отличие от России в Германии законодательно решены вопросы касающиеся:

• терминологии РГ;

• перечня документов и требования к ним для заявки на присоединение к сети;

• оплаты подключения и оплаты электроэнергии;

• технологии подключения РГ;

• поддержания стабильности частоты, безопасности работы энергосетей (в том числе распределительных сетей);

• компенсации дисбалансов (управления генерацией, когенерационными установками);

• управления нагрузками;

• повышения транспортной способности энергосети;

• сохранения электроэнергии.

Регламентированы требования к основным

параметрам подключаемого устройства, а также обязанности оператора сети и потребителя.

На основании этих выводов можно дать рекомендации и предложения по совершенствованию и развитию распределенной энергетики в России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) принятие отдельного специального закона о РГ;

2) внесение изменений в действующее законодательство, касающихся технологического присоединения объектов РГ к электрической сети.

Несмотря на выбор способа совершенствования законодательства, необходимо урегулировать следующее:

- определить терминологию в области РГ;

- разработать и утвердить классификацию объектов малой генерации;

- определить основы функционирования объ-

ектов малой генерации, их участия в оптовом и розничном рынках электроэнергии и др.;

- определить особенности процедуры технологического присоединения к электрическим сетям объектов малой генерации;

- сформировать механизм ценообразования на услуги по передаче электрической энергии, а также платы за услуги по технологическому присоединению объектов генерации;

- разработать технические требования для подключения и параллельной работы объектов генерации, а также разработать требования, предъявляемые к релейной защите, противоаварийной автоматике, телемеханике;

- создать возможности для субъектов, владеющих системами хранения электрической энергии, участвовать в обращении электрической энергии и мощности в различных секторах оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), в том числе введение понятия системы хранения энергии, определение порядка покупки и продажи электрической энергии и мощности в различных секторах рынка.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования России (проект № 0667-2020-0039).

Литература

1. Хохлов, А. Распределенная энергетика в России: потенциал развития / А. Хохлов, Ю. Мельников, Ф. Веселов, Д. Холкин, К. Дацко. - https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/ SKOLKOVO_EneC_DER-3.0 2018.02.01.pdf (дата обращения: 16.11.2020).

2. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года».

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-Ф3.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» от 27.12.2019 № 471-ФЗ.

5. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

6. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

9. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

10. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Обутверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

11. Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

12. Постановление Правительства РФ от 06.06.2006 № 355 «Положение об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд».

13. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

14. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)».

15. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

16. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

17. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

18. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

19. Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».

20. Постановление Правительства РФ от 05.11.2003 № 674 «Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями».

21. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

22. Приказ Минэнерго России от 23.06.2015 № 380 «О порядке расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энер-гопринимающих устройств) потребителей электрической энергии» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 № 38151).

23. Приказ Минэнерго России от 06.06.2013 № 290 «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2013 № 29348).

24. Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 326 «Инструкция по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям».

25. ГОСТ 32144-2013. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. - М.: Стандартинформ, 2014. - 16 с.

26. Правила устройства электроустановок (ПЭУ) - 6-е изд. - М.: Госэнергонадзор, 2000.

27. Правила устройства электроустановок (ПЭУ) - 7-е изд. - СПб.: УВСИЗ, 2005.

28. Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

29. Постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (ред. от 08.12.2018) «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

30. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

31. Положение о порядке выдачи подтверждения о нераспространении требования ФЗ «Об электроэнергетике» о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке. - https://www.np-sr.ru/sites/default/files/gen25/SR_0V046191/polojenie_19022016_19022016_0.pdf (дата обращения: 16.11.2020).

32. «Инструкция по организации в Министерстве Энергетики РФ работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям», утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 4.10.2005 № 267.

33. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

34. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

35. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России на период до 2035 года.

36. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01 2009 № 1-р. «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года».

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».

38. Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р).

39. Закон о приоритете возобновляемых источников энергии (Закон о возобновляемых источниках энергии - ВИЭ). - https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo= bgM118s2549.pdfi__bgM__%2F%2F*%5B%40attrJd%3D%27bgbl118s2549.pdf%27%5D__1550834797138 (дата обращения: 16.11.2020).

40. Network Code Jor Requirements Jor Grid Connection Applicable to all Generators //European Network oJ Transmission System Operators Jor Electricity. ENTSO-E. ЕС 2013.

41. IEEE 1547. Standard Jor Interconnecting Distributed Resources with Electric Power Systems. -http://grouper.ieee.org/groups/scc21/1547/1547_index.html (дата обращения: 16.11.2020). DOI: 10.1109/ieeestd. 2008.4816078

42. Gesetz zur Förderung der Energiewirtschaft (Energiewirtschaftsgesetz). Vom 13. Dezember 1935 -https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?AbJrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10006170&Fassung Vom=2000-08-09 (дата обращения 16.11.2020).

43. Gesetz für die Erhaltung, die Modernisierung und den Ausbau der Kraft-Wärme-Kopplung (KraftWärme-Kopplungsgesetz) - https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesazeger_BGBl&jumpTo =

bgbl102s1092.pdf#_bgbl_%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%2 7bgbl102s1092.pdf%27%5D__15508345 77662

(дата обращения: 16.11.2020).

44. ГОСТ Р 54130-2010. Качество электрической энергии. Термины и определения. - М.: Стандарт-информ, 2012. - 35 с.

45. ГОСТ 30804.4.30-2013. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии. - М.: Стандартинформ, 2014. - 50 с.

46. ГОСТ 30804.4.7-2013. Совместимость технических средств электромагнитная. Общее руководство по средствам измерений и измерениям гармоник и интергармоник для систем электроснабжения и подключаемых к ним технических средств. - М.: Стандартинформ, 2013. - 34 с.

47. ГОСТ Р 51317.4.15-2012. Совместимость технических средств электромагнитная. Фликерметр. Функциональные и конструктивные требования. - М.: Стандартинформ, 2014. - 32 с.

48. ГОСТ Р 8.655-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений показателей качества электрической энергии. Общие технические требования. - М.: Стандарт-информ, 2009. - 22 с.

49. ГОСТ 33073-2014 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. М.: Стандартинформ, 2014. - 81 с.

Чеботнягин Леонид Михайлович, канд. техн. наук, главный энергетик, доцент, кафедра «Электроснабжение и электротехника», Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; leonidchebotnyagin@yandex.ru.

Сташкевич Елена Владимировна, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Электроснабжение и электротехника», Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, evstashkevich@yandex. ги.

Поступила в редакцию 18 января 2021 г.

DOI: 10.14529/power210101

CHALLENGES OF CONNECTING DISTRIBUTED GENERATION FACILITIES TO GRIDS IN RUSSIA: ANALYSIS OF OTHER JURISDICTIONS

L.M. Chebotnyagin, leonidchebotnyagin@yandex.ru, E.V. Stashkevich, evstashkevich@yandex.ru

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation

The paper compares the connection of distributed generation facilities to grids rated at up to 35 kV in Russia and in Germany. Notably, whilst distributed generation (DG) is used prolifically in Russia, there is still no uniform terminology nor legal regulation with regard to connecting DG units to the existing distribution grids. The paper substantiates the need for better legal regulation of this matter in Russia; other jurisdictions, e.g., Germany, can provide a good reference. Thus, analysis of the German legislation shows that is has a complex hierarchical system of regulatory frameworks that address the connection of DG facilities to grids, including international acts, EU directives, federal laws, by-laws, codes, standards, technical regulations, etc. They address the issue from the organizational and legal perspective alike. The paper concludes with proposals on optimizing DG connection to grids rated at up to 35 kV in Russia.

Keywords: distributed generation, grid connection, electric power quality, technical conditions.

References

1. Khokhlov A. Raspredelennaya energetika v Rossii: potentsial razvitiya [Distributed Energy in Russia: Development Potential]. Available at: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/ SKOLKOVO_EneC_DER-3.0_2018.02.01.pdf (accessed 16.11.2020).

2. Energeticheskaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda [Energy Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2035]. Order of the Government of the Russian Federation, 2020, no. 1523-p.

3. Federal'nyy zakon "Ob elektroenergetike" [Federal Law "On Electric Power Industry"], 2003, no. 35-fl.

4. Federal'nyy zakon "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob elektroenergetike" v chasti razvitiya mikrogeneratsii" [Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Electric Power Industry" in Terms of the Development of Microgeneration"], 2019, no. 471-fl.

5. Federal'nyy zakon "Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "On Energy Saving and on Increasing Energy Efficiency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"], 2009, no. 261-fl.

6. Federal'nyy zakon "O estestvennykh monopoliyakh" [Federal Law "On Natural Monopolies"], 1995, no. 147-fl.

7. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses], 2001, no. 195-fl.

8. Federal'nyy zakon "O zashchite konkurentsii" [Federal Law "On Protection of Competition"], 2006, no. 135-fl.

9. O funktsionirovanii roznichnykh rynkov elektricheskoy energii, polnom i (ili) chastichnom ogranichenii rezhima potrebleniya elektricheskoy energii [On the Functioning of Retail Electricity Markets, Full and (or) Partial Limitation of the Mode of Consumption of Electrical Energy]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2012, no. 442.

10. Ob utverzhdenii Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam po peredache elektricheskoy energii i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam po operativno-dispetcherskomu upravleniyu v elektroenergetike i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam administratora torgovoy sistemy optovogo rynka i okazaniya etikh uslug i Pravil tekhnologicheskogo prisoedineniya energoprinimayushchikh ustroystv potrebiteley elektricheskoy energii, ob"ektov po proizvodstvu elektricheskoy energii, a takzhe ob "ektov elektrosetevogo khozyaystva, prinadlezhashchikh setevym organizatsiyam i inym litsam, k elektricheskim setyam [On Approval of the Rules for Non-discriminatory Access to Services for the Transmission of Electricity and the Provision of these Services, the Rules for Non-discriminatory Access to Services for Operational Dispatch Management in the Electric Power Industry and the Provision of these Services, the Rules for Non-discriminatory Access to the Services of the Administrator of the Wholesale Market Trading System and the Knowledge of these Services and the Rules for Technological Connection of Power Receivers of Consumers of Electrical Energy, Facilities for the Production of Electrical Energy, as well as Facilities of the Electric Grid Facilities Belonging to Grid Organizations and Other Persons, to Electrical Networks]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2004, no. 861.

11. Standarty raskrytiya informatsii sub"ektami optovogo i roznichnykh rynkov elektricheskoy energii [Standards of information disclosure by subjects of the wholesale and retail electricity markets], 2004, no. 24.

12. "Polozhenie ob osobennostyakh funktsionirovaniya khozyaystvuyushchikh sub"ektov, osushchestvlyayu-shchikh deyatel'nost' v oblasti elektroenergetiki preimushchestvenno dlya udovletvoreniya sobstvennykh proizvod-stvennykh nuzhd" ["Regulations on the Peculiarities of the Functioning of Economic Entities Carrying Out Activities in the Field of Electricity, Mainly to Meet their Own Production Needs"]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2006, no. 355.

13. Pravila optovogo rynka elektricheskoy energii i moshchnosti [Rules of the Wholesale Electricity and Power Market]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2010, no. 1172.

14. Ob opredelenii i primenenii garantiruyushchimi postavshchikami nereguliruemykh tsen na elektricheskuyu energiyu (moshchnost') [On the Determination and Application of Unregulated Prices for Electricity (Capacity) by Guaranteeing Suppliers]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2011, no. 1179.

15. O tsenoobrazovanii v oblasti reguliruemykh tsen (tarifov) v elektroenergetike [On Pricing in the Field of Regulated Prices (Tariffs) in Electricity Industry]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2011, no. 1178.

16. O predostavlenii kommunal'nykh uslug sobstvennikam i pol'zovatelyam pomeshcheniy v mnogokvartir-nykh domakh i zhilykh domov [On the Provision of Communal Services to Owners and Users of Premises in Apartment Buildings and Residential Buildings]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2011, no. 354.

17. Pravila ustanovleniya i opredeleniya normativov potrebleniya kommunal'nykh uslug [Rules for the Establishment and Determination of Standards for the Consumption of Utilities]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2006, no. 306.

18. Pravila soderzhaniya obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome i Pravila izmeneniya razmera platy za soderzhanie i remont zhilogo pomeshcheniya v sluchae okazaniya uslug i vypolneniya rabot po upravleniyu, soderzhaniyu i remontu obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome nenadlezhashchego kachestva i (ili) s pereryvami, prevyshayushchimi ustanovlennuyu prodolzhitel'nost' [Rules for the maintenance of common property in an apartment building and the Rules for changing the amount of payment for the maintenance and repair of residential premises in the event of the provision of services and performance of work on the management, maintenance and repair of common property in an apartment building of inadequate quality and (or) with interruptions, exceeding the established duration]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2006, no. 491.

19. "O poryadke ustanovleniya i primeneniya sotsial'noy normy potrebleniya elektricheskoy energii (moshchnosti) i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii po voprosam ustanovleniya i primeneniya sotsial'noy normy potrebleniya elektricheskoy energii (moshchnosti) [On the Procedure for Establishing and Applying the Social Rate of Consumption of Electrical Energy (Power) and on Amendments to Some Acts of the Government of the Russian Federation on the Establishment and Application of the Social Rate of Consumption of Electrical Energy (Power)]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2013, no. 614.

20. Pravila rassmotreniya raznoglasiy, voznikayushchikh mezhdu organami ispolnitel'noy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii v oblasti gosudarstvennogo regulirovaniya tarifov, organizatsiyami, osushchestvlyayu-shchimi reguliruemye vidy deyatel'nosti, i potrebitelyami [Rules for Considering Disagreements Arising Between the Executive Authorities of the Constituent Entities of the Russian Federation in the Field of State Regulation of Tariffs, Organizations Carrying Out Regulated Activities, and Consumers]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2003, no. 674.

21. Polozhenie o priznanii pomeshcheniya zhilym pomeshcheniem, zhilogo pomeshcheniya neprigodnym dlya prozhivaniya i mnogokvartirnogo doma avariynym i podlezhashchim snosu ili rekonstruktsii [Regulations on the Recognition of Premises as Residential Premises, Residential Premises Unsuitable for Living and an Apartment Building as Emergency and Subject to Demolition or Reconstruction]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2006, no. 47.

22. O poryadke rascheta znacheniy sootnosheniya potrebleniya aktivnoy i reaktiv-noy moshchnosti dlya otdel'nykh energoprinimayushchikh ustroystv (grupp energoprinimayushchikh ustroystv) potrebiteley elektricheskoy energii [On the Procedure for Calculating the Values of the Ratio of Consumption of Active and Reactive Power for Individual Power-Receiving Devices (Groups of Power-Receiving Devices) Consumers of Electrical Energy]. Order of the Ministry of Energy of Russia, 2015, no. 380.

23. Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i primeneniya grafikov avariynogo ogranicheniya rezhima potrebleniya elektricheskoy energii (moshchnosti) i ispol'zovaniya protivoavariynoy avtomatiki [On Approval of the Rules for the Development and Application of Schedules of Emergency Limitation of the Mode of Consumption of Electrical Energy (Power) and the Use of Emergency Automation]. Order of the Ministry of Energy of Russia, 2013, no. 290.

24. Instruktsiya po organizatsii v Ministerstve energetiki Rossiyskoy Fede-ratsii raboty po raschetu i obo-snovaniyu normativov tekhnologicheskikh poter' elektroenergii pri ee peredache po elektricheskim setyam [Instruction on the Organization in the Ministry of Energy of the Russian Federation of Work on the Calculation and Justification of Standards for Technological Losses of Electricity During its Transmission Through Electric Networks]. Order of the Ministry of Energy of Russia, 2008, no. 326.

25. GOST32144-2013. [Electricity Quality Standards in General-Purpose Power Supply Systems]. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 16 p. (in Russ.)

26. Pravila ustroystva elektroustanovok (PUE) [Rules for Electrical Installation (PUE)], 6th ed. Moscow, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Pravila ustroystva elektroustanovok (PUE) [Rules for Electrical Installation (PUE)], 7th ed. St. Petersburg, 2005.

28. Ob utverzhdenii Pravil tekhnicheskoy ekspluatatsii elektroustanovok potrebiteley [On Approval of the Rules for the Technical Operation of Electrical Installations of Consumers]. Order of the Ministry of Energy of Russia, 2003, no. 6.

29. Ob utverzhdenii Pravil tekhnologicheskogo funktsionirovaniya elektroenergeticheskikh sistem i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ["On Approval of the Rules for the Technological Functioning of Electric Power Systems and on Amendments to Some Acts of the Government of the Russian Federation"]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2018, no. 937.

30. Ob utverzhdenii Pravil po okhrane truda pri ekspluatatsii elektroustanovok [On the Approval of the Rules for Labor Protection During the Operation of Electrical Installations]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, 2013, no. 328n.

31. Polozhenie o poryadke vydachi podtverzhdeniya o nerasprostranenii trebovaniya FZ "Ob elektroenerge-tike" o realizatsii vsey proizvodimoy elektricheskoy energii i moshchnosti tol'ko na optovom rynke [Regulations on the Procedure for Issuing Confirmation of Non-proliferation of the Requirements of the Federal Law "On the Electricity Industry" on the Sale of All Generated Electricity and Capacity Only on the Wholesale Market]. Available at: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/gen25/SR_0V046191/polojenie_19022016_19022016_0.pdf (accessed 16.11.2020).

32. Instruktsiya po organizatsii v Ministerstve Energetiki RF raboty po raschetu i obosnovaniyu normativov tekhnologicheskikh poter' elektroenergii pri ee peredache po elektricheskim setyam [Instructions on the Organization in the Ministry of Energy of the Russian Federation of Work on the Calculation and Justification of Standards for Technological Losses of Electricity During its Transmission Through Electric Networks]. Order of the Ministry of Industry and Energy of the Russian Federation, 2005, no. 267.

33. Federal'nyy zakon "O teplosnabzhenii" [Federal Law "On Heat Supply"], 2010, no. 190-fl.

34. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [On the Concept of Long-term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020]. Order of the Government of the Russian Federation, 2008, no. 1662-r.

35. General'naya skhema razmeshcheniya ob"ektov elektroenergetiki Rossii na period do 2035 goda [General Layout of Power Facilities in Russia for the Period up to 2035]. Available at: http://static.government.ru/media/ files/zzvuuhfq2f3OJIK8AzKVsXrGIbW8ENGp.pdf (accessed 17.11.2020).

36. Ob osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoy politiki v sfere povysheniya energeticheskoy effektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol'zovaniya vozobnovlyaemykh istochnikov energii na period do 2035 goda [On the Main Directions of State Policy in the Field of Increasing the Energy Efficiency of the Electric Power Industry Based on the Use of Renewable Energy Sources for the Period Until 2035]. Order of the Government of the Russian Federation, 2009, no. 1-r.

37. O skhemakh i programmakh perspektivnogo razvitiya elektroenergetiki [On Schemes and Programs for the Prospective Development of the Electric Power Industry]. Resolution of the Government of the Russian Federation, 2009, no. 823.

38. Energoeffektivnost' i razvitie energetiki [Energy Efficiency and Energy Development]. Order of the Government of the Russian Federation, 2013, no. 512-r.

39. Zakon o prioritete vozobnovlyaemykh istochnikov energii (Zakon o vozobnovlyaemykh istochnikakh energii - EEG) [Law for the priority of renewable energies (Renewable Energies Act - EEG)]. Available at:

https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl118s2549.pdf#_bgbl_

%2F%2F*%5B%40attrJd%3D%27bgbl118s2549.pdf%27%5D_1550834797138 (accessed 17.11.2020).

40. Network Code for Requirements for Grid Connection Applicable to all Generators. European Network of Transmission System Operators for Electricity. ENTSO-E. EC 2013.

41. IEEE 1547. Standard for Interconnecting Distributed Resources with Electric Power Systems. Available at: http://grouper.ieee.org/groups/scc21/1547/1547_index.html (accessed 16.11.2020). DOI: 10.1109/ieeestd.2008.4816078

42. Gesetz zur Förderung der Energiewirtschaft (Energiewirtschaftsgesetz). Vom 13. Dezember 1935. Available at: https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10006170& FassungVom=2000-08-09 (accessed 16.11.2020).

43. Gesetz für die Erhaltung, die Modernisierung und den Ausbau der Kraft-Wärme-Kopplung (KraftWärme-Kopplungsgesetz). Available at: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesazeger_

BGBl&jumpTo=bgbl102s1092.pdf#_bgbl_%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl102s1092.pdf%27%5D_

1550834577662 (accessed 16.11.2020).

44. GOST R 54130-2010. [The Quality of Electrical Energy. Terms and Definitions.]. Moscow, Standartinform Publ., 2012. 35 p. (in Russ.)

45. GOST 30804.4.30-2013. [Electric Energy. Electromagnet Hardware Compatibility. Methods for Measuring Quality Indicators of Electrical Energy]. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 50 p. (in Russ.)

46. GOST 30804.4.7-2013. [Electromagnetic Compatibility of Technical Means. General Guidance on the Measurement and Measurement of Harmonics and Interharmonics for Power Supply Systems and Connected Hardware]. Moscow, Standartinform Publ., 2013. 34 p. (in Russ.)

47. GOST 51317.4.15-2012. [Electromagnetic Compatibility of Technical Means. Flickermeter. Functional and Design Requirements]. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 32 p. (in Russ.)

48. GOST R 8.655-2009. [State System for Ensuring Uniformity of Measurements. Means for Measuring the Quality Indicators of Electrical Energy. General Technical Requirements]. Moscow, Standartinform Publ., 2009. 22 p. (in Russ.)

49. GOST 33073-2014. [Electric Energy. Electromagnetic Compatibility of Technical Means. Control and Monitoring of the Quality of Electrical Energy in General-purpose Power Supply Systems]. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 81 p. (in Russ.)

Received 18 January 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Чеботнягин, Л.М. Основные проблемы технологического присоединения распределенной генерации к электрическим сетям в России на основе анализа законодательства зарубежных стран / Л.М. Чеботнягин, Е.В. Сташкевич // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 5-20. DOI: 10.14529/power210101

Chebotnyagin L.M., Stashkevich E.V. Challenges of Connecting Distributed Generation Facilities to Grids in Russia: Analysis of Other Jurisdictions. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Power Engineering, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 5-20. (in Russ.) DOI: 10.14529/power210101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.