Научная статья на тему 'Основные проблемы социально-экономического развития и активизации инновационных процессов'

Основные проблемы социально-экономического развития и активизации инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы социально-экономического развития и активизации инновационных процессов»

ния напряженности на Северном Кавказе, что сдерживает развитие целых отраслей экономики (например, курортно-туристического комплекса). И речь идет о целенаправленной деятельности по распространению идей радикального ислама.2

Не углубляясь в семантические проблемы салафизма3 следует отметить только тот факт, что широкое распространение идей исламского радикализма опирается на недовольство масс своим положением. И изменение этого положения требует борьбы с теми институтами, которые «виноваты» в существующей действительности. При этом формирование «образа врага» и обоснование выхода на основе исключительно религиозных догм тем проще, чем ниже уровень развития населения.

Поэтому радикальный исламизм заинтересован не в повышении уровня квалификации занятых в экономике, а в сохранении или усугублении существующего положения дел в этой области.

Если же учесть, что коррупция и клановые предпочтения также в основе своей имеют те же социально-экономические предпосылки, то можно понять, какая взрывчатая смесь заложена под инновационные процессы, которые a priori предполагают развитие человеческого капитала.

Помимо этих обстоятельств, сложность задачи инновационного развития состоит в том, что, с одной стороны, современные инновации, основываясь на технологическом прогрессе, сокращают затраты живого труда, а с другой - необходимо не только прекратить процесс флагелланизации населения, но и существенно увеличить занятость.

Поэтому региональные инновационные механизмы предпринимательской деятельности должно решить две, на первый взгляд, противоположные задачи.

2 Некоторые аспекты современного исламского радикализма позволяют понять специфику его формирования на территории России и перспективы развития этого опасного явления в стране.

Как известно, истоки современного радикального ислама исторически были заложены еще в Средние века, в частности известным богословом XIV века Таки ад-Дином Таймийя. Согласно его учению, исламское государство должно базироваться на двух вещах: в мусульманской стране править должен глава государства - мусульманин, а основополагающим законом должен быть шариат. При несоблюдении этих двух условий государство не может считаться мусульманским, и следует бороться за реализацию этих двух основных принципов.

Современный исламский радикализм был воссоздан в Египте в 1940-х гг. сельским учителем аль-Банной, однако серьезный толчок к его развитию был дан созданием Государства Израиль и последующими арабо-израильскими войнами. Длительное время основной удар радикальных групп ислама был направлен против Израиля и США, а также тех арабских правителей, которые, по мнению радикалов, в недостаточной степени прилагали свои усилия на борьбу с этими странами.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. определенный вектор усилий радикалов был направлен против Советского Союза. Значительная часть нынешних лидеров радикального ислама сформировалась именно в ходе борьбы с советскими войсками в Афганистане.

На момент вывода советских войск из Афганистана, по некоторым данным, на его территории находилось около 10 тысяч выходцев из исламских (в первую очередь арабских) стран, которые воевали против советских войск.

Война в Чечне послужила благодатной почвой для развития подобных групп, значительная часть усилий которых направлена на территорию России, и, прежде всего на Северный Кавказ.

3 Салафизм (один из вариантов селективной актуализации исламского нормативного наследия) стал к концу XX в. самой распространенной, господствующей формой исламского радикализма. Всюду, где происходило возрождение и/или внедрение салафизма, воспроизводился механизм радикализации ислама, возникал экстремизм, применялось насилие, выливавшееся либо в вооруженные действия, либо в террористические акции, либо в то и другое одновременно. Сам факт распространения салафизма там, где его не было, может служить свидетельством того, что мы имеем дело с регулируемым процессом. Селективная актуализация исламского наследия не происходит спонтанно, она всегда институционализирована, т.е. она предполагает наличие определенных социальных групп, организаций, проектов, планов реализации этих проектов и т.п. (А.А.Игнатенко. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2(8)).

Что касается ваххабизма, то ряд авторов полагает, что этот термин вообще не является научным, а представляет собой своего рода «страшилку» (см., например, М.Эткин. Ваххабизм и фундаментализм - термины - «страшилки». Лексикологические изыски противников ислама // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 1).

Но выражение ваххабизм является в настоящее время устоявшимся среди исследователей, политиков и журналистов.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

М.Г. Амира, лиев. к.э.н., декан, Дагестанский государственный технический университет

Основными проблемами социально-экономического развития республики Дагестан по-прежнему являются высокий уровень безработицы и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.

Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики республики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.

Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие.

Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.

При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохран-

ность собранного урожая.

Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производства и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора и, как следствие, благосостояния сельских жителей.

Ухудшает ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, малопривлекательность и низкооп-лачиваемость труда в сельском хозяйстве.

Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконструкции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей промышленности.

Проблемы рыбной отрасли связаны со снижением эффективности рыбо-разводных заводов, а также естественного воспроизводства рыбы, проникновением в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, уменьшением площадей нерестилищ, расширением бесконтрольного, нерационального промысла, загрязнением окружающей среды. В результате улов рыбы за последние 10 лет снизился в 4 раза, а загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности составляет всего 15-20%.

В промышленности, несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует образованию в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала. Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом, увеличивает издержки производства и снижает конкурентоспособность продукции.

В то же время не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной продукции потребительского назначения.

Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа - 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.

Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса в республике, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования малого бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.

Уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.

Требуют завершения работы по реконструкции и расширению производственной базы Махачкалинского морского торгового порта и Махачкалинского международного аэропорта, а также по развитию железнодорожного транспортного узла «Махачкала» и подходов к нему с южного и северного направлений.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. Повышение качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы соци-

альной сферы. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня.

Школы региона работают с перегрузкой, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в среднем по России. В республике более 300 школ (17,9%) находится в аварийном и ветхом состоянии.

На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов, во многих населенных пунктах дети обучаются в приспособленных под классы помещениях, а в школах отсутствуют элементарные санитарногигиенические условия - водопровод и канализация.

В республике остается низким показатель по обеспеченности населения больничными койками (68,9 койки на 10 тыс. населения при нормативе - 134,7 койки на 10 тыс. населения).

Состояние материальной базы большинства республиканских учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).

Обеспеченность спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием из расчета на одного жителя республики значительно отстает от среднероссийских показателей. Имеющаяся материально-техническая база нуждается в реконструкции и капитальном ремонте с учетом санитарно-гигиенических требований к сооружениям, предназначенным для организации учебно-тренировочного процесса.

В большинстве районов и городах республики не развивается должным образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, не создается необходимая материальнотехническая база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующая сеть социально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

В республике ниже среднероссийского уровня обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (15,6 кв.м). Ключевая проблема в решении жилищных вопросов, как и в целом по России, - отсутствие действенных экономических механизмов, в том числе ипотечных и накопительных систем привлечения денежных средств физических и юридических лиц для улучшения жилищных условий.

Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс. кв. м (24% существующего фонда).

Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения: из 1605 населенных пунктов республики частично или полностью газифицированы 388. Более 40% населения республики лишены возможности пользоваться газом. Вместе с тем существующие газопроводы и газораспределительные пункты загружены недостаточно - это связано с отставанием строительства газоразводящей сети. Недостаточное бюджетное финансирование строительства газопроводов-отводов, межпоселковых и распределительных газовых сетей привело к замедлению процессов газификации в республике.

Необходимо провести реконструкцию электросетей и трансформаторных подстанций для использования населением высокогорных районов электроэнергии в целях отопления и приготовления пищи.

Основными проблемами развития курортно-туристского и рекреационного комплекса являются: несоответствие материальной базы учреждений отрасли современным требованиям; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфра-

структуры (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.); малопривлекательный имидж республики в средствах массовой информации; недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристского продукта на рынке услуг.

Острой экологической проблемой остается загрязнение Каспийского моря. Очистные сооружения канализации (ОСК) гг. Махачкалы и Каспийска требуют расширения и реконструкции, ОСК гг. Дербента и Буйнакска разрушены и не функционируют, а гг. Избер-баш и Дагестанские Огни вообще их не имеют. Требуется также строительство очистных сооружений в гг. Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск.

В целом 30% жилого фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.

Серьезной экологической проблемой являются деградация земель и процессы опустынивания, особенно в районе Кизлярских

пастбищ и Черных Земель. Уже сегодня площадь деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га.

Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требуют комплексного программного подхода.

В целях стабилизации социально-экономической ситуации был принят целый ряд законов, в том числе федеральных и республиканских, направленные на развитие основных отраслей народного хозяйства и социальной сферы республики.1

В целях совершенствования налоговой политики в республике были приняты законы РД «О земельном налоге», «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Дагестан», «О недрах», «О плате за пользование водными объектами», «О транспортном налоге» и другие.

Стимулированию инвестиционного процесса способствовало принятие законодательных и нормативных правовых актов по формированию Бюджета развития Республики Дагестан2.

Сформирована основа нормативной базы по привлечению дополнительных инвестиций в экономику Республики Дагестан.3

Реализация мероприятий по поддержке малого предпринимательства осуществляется в соответствии с нормативной правовой базой.4

С целью увеличения собственных доходов и оптимизации расходов были приняты ряд законов в области бюджетной политики.5

1 Так, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 12 августа 1998 г. № 931 «О Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года».

Учитывая социально-экономическую важность для республики агропромышленного комплекса, за период 1998-2003 гг. было принято 60 нормативных правовых актов. В частности, законы РД «О мелиорации земель», «О винограде и вине», постановление Государственного Совета РД «О Концепции развития агропромышленного комплекса РД на 2003-2010 годы», постановления Правительства РД «О неотложных мерах по государственной поддержке виноградарства и виноделия в РД», «О мерах по увеличению производственного потенциала на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности РД», «О республиканской целевой программе «Развитие земельной реформы в Республике Дагестан на 2000-2002 годы», «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве», «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на государственную поддержку птицеводства», «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на государственную поддержку садоводства», «О Программе развития агропромышленного комплекса РД на 2003-2010 годы», «Об организации работы предприятий и организаций рыбной отрасли в РД в 2003 году», «О Программе мелиорации земель РД на 2003 год», «Об утверждении Порядка обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга)», «О ходе проведения земельной реформы в РД», «Об организации работ по разграничению государственной собственности на землю» и другие.

Для развития промышленности приняты законы РД «О народных художественных промыслах», «Об электроэнергетике в РД», «О недрах», постановления Правительства РД «О Республиканской целевой программе развития производства и обеспечения населения республики простейшими товарами легкой промышленности за счет собственного производства на 2003-2007 гг.», «О Республиканской целевой программе сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов на период до 2003 года», «О ходе освоения углеводородных ресурсов недр шельфа Каспийского моря», «О Комплексной программе развития электро- и радиосвязи в РД на 19962010 годы», «О Программе развития сельской телефонной связи в РД в 2001-2002 годы», «О дополнительных мероприятиях по развитию сельской телефонной связи в РД на 2003 год», «О Программе развития предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ, расположенных на территории РД», «О строительстве малых гидроэлектростанций в РД» и другие.

В целях дальнейшего развития туристских и санаторно-оздоровительных услуг Правительством Республики Дагестан принимаются меры по созданию условий для развития индустрии отдыха и оздоровления. Принят Закон РД «О туристской деятельности в Республике Дагестан», на стадии рассмотрения проект закона РД «О санаторно-курортной деятельности», целевые программы «Развитие туризма в Республике Дагестан» и «Сохранение и развитие санаторно-курортного комплекса Республики Дагестан на 2003-2006 годы и на период до 2010 года».

2 Закона РД «О Бюджете развития Республики Дагестан», постановлений Правительства РД «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Республики Дагестан», «Об утверждении Положения об инвестиционных конкурсах в Республике Дагестан», «О предоставлении бюджетных кредитов для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт», «О порядке предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на выплату процентов по кредитам, выданным коммерческими банками предприятиям и организациям на реализацию высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов».

3 Закон РД «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», постановление Правительства РД «О мерах по реализации статьи 12 Закона Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан». Данные нормативные документы обеспечивают возможность создания коммерческих организаций, которые, приобретя статус инвестора, получают налоговые льготы в пределах полномочий субъекта Федерации, регулируют правоотношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан и направлены на обеспечение равной защиты прав инвесторов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.

4 Закон РД «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Дагестан»; постановление Правительства РД «Вопросы поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Дагестан», «О Комплексной программе по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан на 2002-2003 годы», «О Комплексной программе по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан на 2004-2005 годы», «О Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Дагестан», «О предоставлении льгот субъектам малого предпринимательства».

5 «О закупках и поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Дагестан», постановление Народного Собрания РД «О некоторых мерах по совершенствованию бюджетной политики в РД», Указ Госсовета РД «О мерах по оздоровлению государственных финансов РД», постановления Правительства РД «О дополнительных мерах по обеспечению доходной части республиканского бюджета РД», «О работе администраций районов и городов по наращиванию налогового потенциала и сокращению дотационности местных бюджетов», «О дополнительных мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций РД», «О мерах по обеспечению возврата бюджетных средств, выделенных организациям РД».

Создана нормативная база, способствующая увеличению доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.6

Ежегодно в рамках республиканского бюджета принимаются программы социально-экономического развития районов и городов республики, республиканские адресные инвестиционные программы.

Принимались нормативные правовые акты по развитию отдельных депрессивных районов и населенных пунктов республики. В частности, приняты постановления Правительства РД по развитию Северной зоны Республики Дагестан, Ботлихско-го района, Карабудахкентского района, Цунтинского района и Бежтинского участка, г. Буйнакска и других.

В целом принятые меры позволили повысить темпы развития республики и увеличить размеры реальных располагаемых денежных доходов населения, однако коренного изменения дел не произошло: основное влияние оказали факторы, которые нельзя отнести к инновационным.

К настоящему времени в экономике Республики Дагестан сложились благоприятные условия для роста объемов производства и увеличения валового регионального продукта. Тенденция эта сохраняется и связана с макроэкономической стабилизацией в стране, наступившей после августовского (1998 г.) кризиса, девальвацией рубля, а также с ростом мировых цен на нефть. Однако этих условий для устойчивого экономического роста недостаточно. Устойчивый экономический рост могут обеспечить такие факторы долговременного действия, как структурная перестройка экономики, укрепление финансовой и налоговой систем, инвестиционная, социально ориентированная бюджетная политика.

В то же время рост объемов производства может быть обеспечен временными конъюнктурными условиями: наличием недогруженных мощностей на предприятиях, образовавшихся после длительного спада, и оживлением спроса на выпускаемую предприятиями продукцию в связи с сокращением импорта, вызванного его резким удорожанием.

Необходимо также определить продолжительность и стабильность действия технических или иных факторов, вызывающих оживление и подъем производства, т. е. оценить масштабы ввода и период функционирования недогруженных мощностей, всего недоиспользованного производственного потенциала. Иначе внешне благоприятное воздействие этих факторов может носить кратковременный характер

Удвоение валового регионального продукта республики к 2010 г., как намечено в среднем по России, судя по имеющемуся ресурсно-природному и производственному потенциалу, вполне реально. Однако для обеспечения устойчивого экономического роста и возможности перехода республики на режим саморазвития необходимы более амбициозные задачи, а именно - увеличение ВРП в 3-4 раза. Достижение этих ориентиров возможно только при решении комплекса взаимосвязанных проблем, предопределяющих тенденции развития экономики республики. К таким проблемам относятся следующие:

- процессы деиндустриализации республиканской экономики, которые были спровоцированы беспрецедентными размерами падения производства практически во всех отраслях;

- колониально-сырьевая структура республиканского хозяйства, при которой доля продукции обрабатывающих отраслей составляет в экспорте республики всего 12% ;

- зависимость экономики от ввоза товаров из других российских регионов и из-за рубежа, составляющего 75% потребляемого их объема;

- технологическое отставание (доля наукоемкой продукции в республиканском экспорте не превышает 1,5% );

- большая зависимость республики от федерального бюджета (доля трансфертов и субсидий из него в республиканском бюджете составляет в среднем 70—80%);

- процессы люмпенизациии населения, деквалификации рабочей силы.

Решение этих проблем - минимально необходимое условие обеспечения устойчивого экономического роста республиканской экономики не только в среднесрочной перспективе.

Основным резервом для значительного экономического роста в республике является промышленность, причём, в первую очередь, ориентированная на современные высокие технологии. И этот постулат должен лежать в основе экономической стратегии региона в целом и промышленной политики в частности .

Промышленная политика, проводимая органами государственной власти Республики Дагестан, направлена на создание условий для возрождения и стабильного развития предприятий, крупнейшие из которых работали на оборонную промышленность. При плановой экономике они находились в составе центральных отраслевых ведомств, в основном занимаясь изготовлением изделий, входивших в системы и комплексы.

В 1990-е гг., с переходом к рыночной экономике, предприятия оборонно-промышленного комплекса, не являвшиеся производителями конечной продукции, оказались в тяжёлой ситуации. Это произошло по целому ряду причин: общее снижение оборонных заказов, транспортная и экономическая блокада республики из-за событий в Чечне, нестабильная обстановка в целом в регионе и другие.

Таким образом, были утрачены связи с предприятиями ОПК по России; программы конверсии, проводившиеся в середине 1990-х гг., не принесли существенных результатов, и крупные оборонные предприятия республики были вынуждены практически заново начинать свою деятельность, опираясь на имевшиеся собственные ресурсы.

С 1999 г. на предприятиях машиностроения начался рост производства, связанный, в том числе, и с поддержкой правительством республики в виде бюджетного кредитования перспективных инновационных проектов, увеличением государственного оборонного заказа, диверсификацией производства, налаживанием новых экономических связей с регионами центральной России, общим улучшением экономического состояния страны в целом.

Сегодня промышленная политика органов государственного управления республики реализуется в нескольких основных направлениях. По-прежнему планируется бюджетная поддержка стабильно развивающихся предприятий в части проектов, основанных на применении современных высоких технологий. При этом принимается в расчёт и социальная значимость предприятий для отдельных регионов и республики в целом.

В 2003 году принята республиканская целевая «Программа развития предприятий ОПК Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан, на 2004-2008 годы». Она предусматривает кредитование из бюджета республики 14-ти предприятий для освоения и выпуска продукции гражданского назначения. Сумма кредитов за пять лет должна составить 330 млн. руб. при планируемом ежегодном объёме выпуска продукции только по предусмотренным проектам в 2500 млн. рублей в 2007-2008 гг.

Другим направлением является помощь предприятиям в получении оборонных и других централизованных государственных заказов, которые на сегодняшний день составляют всё ещё значительную долю в общем объёме продукции предприятий машиностроения. Также оказывается содействие предприятиям, имеющим госзаказы, в погашении задолженности Министерства обороны и других федеральных ведомств, что в последние годы дало ощутимые результаты - эти задолженности практически ликвидированы, что позволило улучшить финансовое положение организаций.

Через представительства в регионах России и в странах ближнего зарубежья прорабатываются вопросы партнерского взаимодействия с предприятиями.

Государственным органам ставится задача максимально использовать возможности предприятий промышленности для удовлетворения госнужд республики, в частности техники сель-

6 Закон РД «О приватизации государственного имущества Республики Дагестан», постановления Правительства РД «О состоянии и мерах по увеличению поступлений в республиканский бюджет РД и местные бюджеты от приватизации и управления государственной собственностью», «О совершенствовании управления ГУП и находящимися в собственности РД пакетами акций ОАО», «О Программе приватизации государственного имущества на 2003 год», «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества РД на 2004 год», «О состоянии учета государственного имущества РД и мерах по повышению эффективности его использования».

2000 2001 2002 2003 Справочно: Финансовый результат в 2003 г. (тыс. руб.)

ОАО «Концерн «Кизлярский электромеханический завод» 1,1 3,8 5,4 2,3 4174

ОАО «Авиаагрегат» 2,1 1,4 1,0 1,0 720

ОАО «Завод «Дагдизель» 4,7 17,1 18,4 5,8 17460

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «Завод им. Гаджиева» 2,7 2,9 1,9 0 270

ОАО «Буйнакский агрегатный завод» 1Д 1Д 4,3 0,3 -6073

ОАО НИИ «Сапфир» 6,3 13,3 4,8 4,2 4200

ОАО «Каспийский завод точной механики» 3,7 3,6 3,2 6,7 2510

ФГУП «Махачкалинский завод сепараторов» 1,9 1,0 6,2 7,5 1331

ОАО «Электросигнал» 15,1 30,0 22,8 33,3 25600

ФГУП «Ботлихский завод ТС ЭВМ» 1,2 1,4 од 1,8 23

* Источник: «Республиканская целевая программа развития промышленности

республики Дагестан на период до 2010 года». Министерство промышленности и научнотехнического развития, 2004.

скохозяйственного назначения. Большинство этой техники завозится в Дагестан из-за его пределов по лизингу, в то время как предприятия машиностроения республики имеют в этом плане большой потенциал. Существует также возможность изготовления продукции для нужд здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и других.

Предусматривается координация работы высших и специальных учебных заведений республики с промышленностью в вопросе подготовки специалистов рабочих, инженерных, менеджерских и других профессий. Дефицит квалифицированных специалистов наблюдается в республике уже сейчас и в дальнейшем ожидается обострение ситуации в связи с ростом производства, что и требует принятия упреждающих мер.

В области возможной внутри- и межотраслевой кооперации в промышленности республики ставится задача наладить более тесное взаимодействие предприятий друг с другом с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции. Также возможно создание на базе отдельных предприятий специализированных производств (производства печатных плат, инструментального и т.п.) с государственным участием.

В период с 1999 по 2001 г. промышленная политика в республике была ориентирована на оказание поддержки крупным предприятиям, более или менее сохранившим потенциал, имеющим быстроокупаемые инвестиционные проекты. Преследовалась цель создания своего рода «точек роста», прецедента, путём концентрации весьма ограниченных финансовых и других ресурсов. Дальнейшее развитие ситуации подтвердило правильность выбранного направления.

Сейчас же, когда многие крупные предприятия стабилизировали свою работу и довольно успешно развиваются, необходимо, не выпуская из поля зрения эти предприятия, сконцентрировать усилия и ресурсы на восстановлении, реорганизации и перепрофилировании тех предприятий, которые не смогли вписаться в современную экономику.

Такие предприятия в республике имеются. Причины кризисного состояния этих предприятий различны, но основная причина - падение спросана традиционную продукцию как из-за технологического отставания, так и из-за изменения отраслевой конфигурации хозяйственного механизма страны. К примеру, в таких условиях оказались предприятия по выпуску электротермического оборудования, шлифовальных станков, радио-

7 «Республиканская целевая программа развития промышленности республики Дагестан на период до 2010 года». Разработана Министерством промышленности и научно-технического развития в 2004 г.

8 Социально-экономическое положение республики Дагестан. 2004 год. Махачкала: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. 2005. С. 177.

компонентов, радиоизмерительной аппаратуры.

Для сохранения таких предприятий и полноценного задействования их в хозяйственном комплексе республики необходима коренная реорганизация с приоритетом создания на их базе современных высокотехнологических производств с полной заменой оборудования. Задача эта имеет и социальную значимость, так как позволит создать новые рабочие места.

В последние годы активизировалось сотрудничество между Правительством Республики Дагестан и федеральными агентствами - РАС, РАКА, РАСУ и ФГУП «Рособоронэкспорт». Со всеми этими структурами заключены генеральные соглашения с целью координации совместных усилий по развитию предприятий соответствующих отраслей, равноправному участию их в федеральных проектах и целевых программах.

Однако сама программа развития промышленности респуб-лики7 вызывает ряд вопросов. Прежде всего, это связано с источниками финансирования мероприятий, направленных на повышение технического уровня производства. Так, общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и инвестиционных проектов до 2010 г. определена в 26876,2 млн. руб. При планировании финансировании программы предусматриваются вложения в размере 17147,1 млн. руб.: 1166 - федеральный бюджет, 287,3 - республиканский и муниципальные бюджеты, 7915 - внебюджетные фонды, 3829 - собственные средства. Остальные средства в программе обозначены как «другие источники» (?!). Что же касается собственных средств, то уровень рентабельности промышленных предприятий таков, что вряд ли можно говорить о возможности финансирования инвестиционных проектов за счет собственных источников (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.