УДК 327
DOI 10.30914/2411 -3522-2021 -7-1 -48-55
Основные проблемы региональной безопасности на Ближнем Востоке И. В. Рыжов1, М. Ю. Бородина1, Е. М. Савичева2
1 Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация 2 Российский Университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Ближний Восток по праву называется одним из самых «взрывоопасных» регионов мира, что связано с многочисленными вооруженными конфликтами, терроризмом, религиозным экстремизмом. В последние годы ближневосточный регион и вовсе является сосредоточением различного рода международных проблем, которые затрагивают не только отдельные государства на Ближнем Востоке, но и ставят под удар всю систему региональной безопасности региона. В связи с этим стоит отметить высокую актуальность рассматриваемой темы. Целью статьи является анализ основных проблем, влияющих на систему региональной безопасности ближневосточного региона. Материалы и методы. Для детального анализа региональной безопасности на Ближнем Востоке авторами использовался системный подход, применение которого обусловлено тем, что на формирование системы ближневосточной безопасности оказывали влияние целый ряд социально-экономических, политических, религиозно-этнических факторов. Для анализа использовались методы эмпирического и теоретического характера, такие как методы синтеза и анализа. Одним из используемых авторами методов является - контент-анализ, задачей которого является изучение содержания текста. Этот метод активно использовался в процессе анализа различных работ зарубежных и российских исследователей, посвященных системе региональной безопасности на Ближнем Востоке. Результаты исследования. Анализ основных проблем региональной безопасности ближневосточного региона позволяет выявить ключевые причины, мешающие созданию устойчивой системы безопасности на Ближнем Востоке. Заключение. Многочисленные конфликты, противостояние на религиозной почве, терроризм, отсутствие консолидации интересов, взглядов и принципов большинства региональных акторов все это не дает ближневосточным странам создать какое-либо крепкое интеграционное объединение, способное выжить в условиях нестабильности мирового порядка и способствовать урегулированию длительных конфликтов.
Ключевые слова: Ближний Восток, терроризм, региональная безопасность, региональное лидерство, суннитско-шиитское противостояние, региональные организации
Благодарности: статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 20-014-00039А «Модели и риски сотрудничества в регионе Ближнего и Среднего Востока в первой четверти XXI века».
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Рыжов И.В., Бородина М.Ю., Савичева Е.М. Основные проблемы региональной безопасности на Ближнем Востоке // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 1. С. 48-55. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-1-48-55
The main problems of regional security in the Middle East
-f -f о
I. V. Ryzhov1, M. Yu. Borodina1, E. M. Savicheva2
1 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation
Abstract. Introduction. The Middle East is rightly called one of the most "explosive" regions of the world, which is associated with numerous armed conflicts, terrorism and religious extremism. In recent years, the Middle East region has become the focus of various international problems that affect not only individual states of the Middle East, but also threaten the entire regional security system of the region. In this regard, it is worth noting the high relevance of the topic under consideration. The purpose of the article is to analyze the main problems affecting the regional security system of the Middle East region. Materials and methods. For a detailed analysis of regional security in the Middle East, the authors used a systematic approach, the application of which is due to the fact that the formation of the
Middle East security system was influenced by a number of socio-economic, political, religious and ethnic factors. Empirical and theoretical methods, such as synthesis and analysis, were used for the analysis. One of the methods used by the authors is content analysis, the task of which is to study the content of the text. This method was actively used in the analysis of various works of foreign and Russian researchers on the system of regional security in the Middle East. Research results, discussion. The analysis of the main problems of regional security in the Middle East region reveals the key reasons that hinder the creation of a sustainable security system in the Middle East. Conclusion. Numerous conflicts, religious confrontations, terrorism, the lack of consolidation of interests, views and principles of most regional actors - all this does not allow the countries of the Middle East to create any strong integration association that can survive in an unstable world order and contribute to the settlement of long-term conflicts.
Keywords: the Middle East, terrorism, regional security, regional leadership, Sunni-Shiite confrontation, regional organizations
Acknowledgements: the article was completed under the RFBR grant No. 20-014-00039A "Models and risks of cooperation in the Middle East region in the first quarter of the XXI century".
The authors declare no conflict of interests.
For citation: Ryzhov I. V., Borodina M. Yu., Savicheva E.M. The main problems of regional security in the Middle East. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 1, pp. 48-55. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-1-48-55
Как известно, в регионе Ближнего Востока проблема обеспечения региональной безопасности является крайне актуальной. Исторически, данный регион лидируют по количеству кризисных и конфликтных ситуаций. Основной причиной такого «лидерства» является отсутствие специальных инструментов для поддержания стабильности в данных регионах, а также отсутствие общей системы безопасности, которую так и не удалось сформировать в регионе [17].
На протяжении долгого периода времени регион Ближнего Востока является центром сосредоточения угроз международной безопасности. Проблемы, исходящие из государств данного региона, ставят под угрозу безопасность не только ближневосточных стран, но всего мира. К числу самых актуальных угроз можно отнести - терроризм, внутренние, а также межгосударственные конфликты, угроза распространения оружия массового поражения [3].
Кроме того, Ближний Восток является ареной борьбы за лидерство различных государств региона. Политическая специфика ближневосточного региона такова, что в регионе существует несколько центров силы, которые равнозначны по политическому и экономическому потенциалу. Однако их противоречия настолько глубоки и принципиальны, что делают сосуществование государств региона на неконфликтной основе практически невозможным. Поэтому, с одной стороны, регион находится в постоянном напряжении, балансируя
на грани войны и мира, а с другой, привлекает пристальное внимание крупнейших международных игроков, которые затрачивают серьезные дипломатические и военные усилия для поддержания относительной стабильности в регионе и извлечения собственной выгоды из центра мировой добычи углеводородов [12]. В настоящее время на Ближнем Востоке исследователи выделяют три государства, претендующих на роль регионального лидера, а именно Турцию, Иран и Саудовскую Аравию. А главными внерегио-нальными игроками на Ближнем Востоке являются США и Евросоюз в лице Франции, Германии и Великобритании, а также Россия и Китай. Данные государства преследуют различные интересы проводя свою политику в регионе и имеют разные, порой даже кардинально противоположные, подходы по решению различных региональных ситуаций (Ирак, Иранская ядерная программа, Сирийский конфликт). Таким образом, наслоение друг на друга интересов региональных государств, в совокупности с соперничеством внерегиональных держав также имеет огромный конфликтный потенциал [8, с. 252].
К числу ближневосточных проблем следует добавить еще и религиозно-политическое противостояние мусульман-шиитов и мусульман-суннитов. В последние годы разногласия шиитов и суннитов и вовсе вышли на первый план, поскольку существенно влияют на региональную безопасность ближневосточного региона. В последнее
время суннитско-шиитское противостояние рассматривается рядом авторов с точки зрения противоборства Саудовской Аравии и Ирана, которые традиционно претендуют на лидерство в суннитском и шиитском мире. Преследуя свои национальные интересы, Саудовская Аравия и Иран используют существующие религиозные противоречия между двумя основными течениями в исламе, придавая религиозным разногласиям политическую окраску [10, с. 169-170].
Следует отметить, что противостояние суннитов и шиитов на современном этапе международных отношений является наиболее ярким примером проявления религиозного фактора в международных отношениях [15].
Истоками современного противостояния шиитов и суннитов является массовый гнет баасистско-го правления и шиитов, и курдов, составлявших в совокупности абсолютное большинство населения в Ираке. В то время они подвергались массовым репрессиям за любой протест с их стороны. Однако причиной этому была не классическая этническая или конфессиональная конфронтации. Основной причиной была парадигма господства «homoideologicus» [15], которая подразумевала чистку политического поля от тех, кто не вписывается в директивно внедряемую идеологию. Так, курды не вписывались в идеологическую конструкцию панарабизма по причине отстаивания других, неарабских прав, а шииты были неугодны, так как утверждали о своей религиозной особости, выходившей за рамки принципа «арабская нация едина, и миссия ее священна». Что касается суннитов, то они оказались для баасистской власти наиболее удобной группой с точки зрения идейно-политического регулирования, хотя любое инакомыслие среди них каралось не менее жестоко [14].
В настоящее время регион Ближнего и Среднего Востока изобилует различными радикальными шиитскими и суннитскими группировками, что, в свою очередь, никак не способствует урегулированию противоречий на религиозной почве. Не последнюю роль в усилении религиозных противоречий внутри мусульманского народа сыграли и Соединенные Штаты Америки, оказывающие серьезную спонсорскую поддержку различным течениям и группировкам.
Существенную роль здесь играет и деятельность запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», действия которой направлены уже не только против сопер-
ников по вере, но и против мусульман-суннитов, недостаточно или не по предписанию соблюдающих обряды или установленные «Исламским государством» нормы поведения.
Не последним по значимости для региональной безопасности стоит вопрос нераспространения и разоружения в регионе. Конечно, основную роль здесь играет вопрос ядерных программ Ирана и Израиля. Стоит отметить, что Израиль так и не стал участником Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года, а Иран неоднократно обвинялся в его нарушении. Кроме того, в реалиях ближневосточного региона существует угроза приобретения оружия массового поражения террористическими или радикальными группами. И если большинство стран используют ядерный потенциал, как элемент устрашения, то террористические организации, свободные, в их понимании, от норм международного права и не связанные обязательствами международных соглашений, вполне могут использовать его против соперников.
В настоящее время регион чрезвычайно сложный с политической точки зрения. Многочисленные попытки мирового сообщества решить различные конфликты, а также создать устойчивую систему региональной безопасности, не привели к каким-либо значимым результатам, что только усугубило существующие угрозы и породило новые кризисы.
Одной из наиболее значимых проблем региона является проблема регионального и международного терроризма. Ряд ближневосточных государств используют террористические группировки, пытаясь реализовать собственные политические амбиции и подорвать позиции своих региональных конкурентов. Так, например, большинство группировок разделяются на шиитские движения («Хезболла», «Армия Махди»), которые финансируются Ираном и суннитские движения, которые делятся на салафитские, близкие к «Аль-Каиде» и «умеренные», к которым относятся ХАМАС и другие группы «Братьев-мусульман». Салафитскими группами управляет Управление Общей Разведки Саудовской Аравии, при участии «в поле» офицеров саудовского спецназа. Подразделения «Братьев-мусульман» координируется Катаром, с помощью катарского спецназа. Немаловажно, что основным полем боя шиитских и салафитских группировок с 2011 г. стала Сирия [1]. Одновременно там и в Ливии шли военные
действия между конкурирующими суннитскими группами. В Сирии это косвенно помогло правительству, однако конфликт между суннитами и шиитами распространился из этой страны на Ливан и Ирак, угрожая перерасти в большую региональную войну Саудовской Аравии и Ирана. Следует отметить, что исламистский терроризм угрожает не только ближневосточному региону, но и в первую очередь ЕС и США 7].
В 2014 году терроризм стал ключевым дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке, а именно в лице радикальной организации «Исламское государство», запрещенной в России. По существу, возвышение «Исламского государства» (запрещено в РФ) - это закономерный процесс, вызванный большим скоплением негативных тенденции, господствующих в ближневосточном регионе в последние несколько лет: здесь и обострение противоречий между суннитами и шиитами, расцвет радикального ислама, подпитанный хаосом в Ираке, Сирии и Ливии, а также ослабление центральной власти и суверенитета большинства государств при полной прозрачности и незащищенности границ [2, с. 102].
Как уже отмечалось выше, одной из основных причин нестабильности региональной безопасности ближневосточного региона является неэффективность региональных организаций. Несмотря на относительную географическую близость и кажущуюся, на первый взгляд, однородность, Ближний Восток нельзя назвать единым интеграционным пространством. Сложно представить этот регион как многостороннее объединение, включавшее в себя все или почти все государства региона (как, например, в Европе). Интеграционные процессы на территории Ближнего Востока представлены в рамках трех действующих международных организаций - Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Залива и Организации исламского сотрудничества (до 2011 г. Организация исламская конференция). Разбирая подробно деятельность и состав членов организаций, можно понять, что их вес в международных отношениях региона недостаточно значителен.
Лига арабских государств (ЛАГ) - международная организация, которая взяла на себя важную роль объединения арабских государств. В период своего создания (1945 год) данная организация претендовала на роль ключевого координирующего механизма для членов-участников, преследуя цель поддерживать борьбу арабских государств
за национальную независимость. Можно отметить совпадение позиций стран по вопросу арабо-израильского конфликта или по вопросам разоружения. Несмотря на то, что ЛАГ периодически продвигала свои инициативы для выработки единого вектора развития арабских стран в политико-экономической сфере, большинство предложений так и остались весьма противоречивыми и не воплотились в жизнь. Так, вопрос о лишении Сирии членства в организации не был решен единогласно, как нет и единого взгляда на возможность сотрудничества с Ираном. Кроме того, такие крупные региональные силы, как Египет и Сирия были исключены из организации, что явно является противоречием роли ЛАГ по объединению арабских стран.
Еще одной международной организацией, объединяющей исламские страны, стала Организация исламского сотрудничества, созданная в 1969 году и нацеленная на достижение и обеспечение исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах. Несмотря на высокий уровень сотрудничества, которого достигли страны-участники Организации исламского сотрудничества, явные противоречия между ними не дают организации оказывать влияние для разрешения конфликтов в регионе. Одним из главных камней преткновения здесь является соперничество между «арабскими» и «неарабскими» членами организации [13].
Следует также упомянуть Совет сотрудничества арабских государств Залива, организацию, включающую такие аравийские монархии, как Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. И хотя изначально данная организация создавалась с экономической целью, однако среди ее функций также значатся решение споров и конфликтов среди стран-участниц, обеспечение совместной безопасности путем создания единых вооруженных сил, безопасность международного мореплавания в водах Персидского залива. Таким образом, можно говорить о недостаточной и неэффективной работе ЛАГ, ОИС и ССАГЗ по вопросам урегулирования конфликтов внутри региона. Основной причиной этого является «внутренняя разобщенность и слабая организация военно-оборонительной составляющей» [11]. Однако, несмотря на немногочисленный состав данной организации, там также возникают противоречия среди стран-участниц, достаточно вспомнить саудовско-катар-ский раскол 2014 года и последовавший за этим
в 2017 году разрыв дипломатических отношений Катара с Бахрейном, ОАЭ и Саудовской Аравией.
Другой проблемой для региональной безопасности Ближнего Востока является отсутствие единого мнения стран-членов региона по ключевым вопросам урегулирования существующих разногласий. Односторонняя ориентация региональных акторов на свои собственные ценности, приоритеты и цели, идущие вразрез с интересами «соседей» в полной мере усложняет процессы региональной интеграции для совместного решения проблем, влияющих не только на страны Ближнего Востока, но и на весь мир [11].
Проблема отсутствия единого взгляда региональных акторов прослеживается практически в любой региональной проблеме, делая их урегулирование невозможным, усложняя тем самым и без того напряженную обстановку в вопросах региональной безопасности.
Так, примером, иллюстрирующим эту проблему, является вопрос о независимости курдского народа. Любые попытки образовать свое национальное государство непременно сталкиваются с активным противоборством не только со стороны региональных акторов, но и зачастую со стороны международного сообщества. Однако каким бы единым ни казалось мнение стран Ближнего Востока на урегулирование этой проблемы, это лишь иллюзия. Так, Турция, где курды составляют около 15-20 % всего населения, является главным противником независимости Курдистана, ведя борьбу с подобными идеями более 30 лет [4]. Однако нельзя не отметить особую связь Государства Израиль и курдов, закрепленную политикой «периферийной стратегии», заключающейся в сотрудничестве с неарабскими странами региона. Определенная поддержка иракских курдов в 1950-х - начале 1980-х гг. хоть и не является такой же значительной в настоящее время, но возможное тесное сотрудничество все еще может играть большую геополитическую роль для всего региона [5]. В то же время Израиль стремится не допустить обострения отношений с курдами, в связи с чем редко позволяет себе заявить о террористической направленности Рабочей Партии Курдистана [16].
Однако проблема курдов усложняется еще и внутренними разногласиями. Речь идет о двух сирийских партиях: Партии демократического союза (PYD) и Курдском национальном совете (KNC), чьи позиции на мировой арене не одина-
ковы, равно как и не совпадают их программы действий и социальные базы [4].
Не менее острой и важной остается проблема арабо-израильского урегулирования, которая с середины прошлого века показывает отсутствие единой позиции среди арабских стран. Так, уже в течение Первой арабо-израильской войны арабские страны видели целью нападения присвоение территорий и ослабление процесса становления Израиля как государства. Отсутствие общей стратегии привело, в конечном итоге, и к усложнению отношений между Египтом и арабскими странами, и к политике двойных стандартов, применяемой Турцией. Например, Турция, даже установив дипломатические отношения с Израилем в декабре 1991 г. на посольском уровне, почти всегда последовательно голосовала в унисон с арабскими странами по резолюциям ООН, касающимся палестинцев [5].
Помимо противоречий между арабскими странами по вопросам урегулирования конфликта, основные стороны противостояния также не в состоянии прийти к какому-либо существенному решению. Так, в марте 2002 года Лига арабских государств официально приняла инициативу арабских стран, утвержденную в форме заключительного документа, названного «Арабская мирная инициатива» и состоящую из четырех основных пунктов. К сожалению, несмотря на приветствие документа израильской стороной, положительного ответа на признание этих решений так и не поступило [9, с. 335]. Кроме этого, принятая и подписанная в 2003 году и палестинской, и израильской сторонами «Дорожная карта», которая предусматривала трехэтапный план урегулирования конфликта, на деле оказалась трудновыполнимой из-за нежелания ни одной из сторон идти на уступки, которые они приравнивали и приравнивают к заведомому проигрышу.
Еще одним примером проблемы служит сирийский фактор. Гражданская война на территории Сирии давно приобрела вид противоборства региональных и внерегиональных держав, преследующих свои интересы. Именно этот конфликт показывает несостоятельность региональных держав в консолидации своих интересов для достижения региональной безопасности. Конфликт в Сирии давно был перенесен из разряда регионального в глобальный, притягивая международные силы извне для его решения и для урегулирования смежных с ним проблем: терроризма, распространения
оружия массового поражения, неконтролируемого потока торговли оружием.
Стоит отметить и деструктивное влияние террористической группировки «Исламское государство» (запрещено в РФ), которая в этом регионе стало полное пренебрежение основами международного права, игнорирование любых резолюций Совета Безопасности ООН и отсутствие желания вести переговоры о любых возможностях мирного урегулирования и освобождения захваченных территорий.
Одной из значимых проблем региональной безопасности на Ближнем Востоке является отсутствие консолидации интересов, взглядов и принципов большинства региональных акторов. По многим важным вопросам и актуальным конфликтам страны не могут договориться в силу нескольких причин: борьба за лидерство в той или иной сфере или регионе в целом, зависимость в военном или военно-техническом плане от США, разногласия на религиозной почве, отсюда и неприятие позиции и взглядов соседних государств.
Кроме того, весовым фактором, усугубляющим региональную ситуацию, является активное вмешательство внерегиональных игроков. Зачастую, внерегиональные акторы вмешиваясь в решение ближневосточных кризисов имеют схожие интересы, но не имеют общего плана действий, что только усугубляет ситуацию. Иллюстрацией этому может стать борьба с «Исламским государством» на Ближнем Востоке. Наличие собственных антитеррористических коалиций у США, России, Саудовской Аравии, продиктованное политическими соображениями, вносит свои акценты в общую борьбу, создает потенциальные риски, связанные с недостаточной координацией.
Более того, наличие у каждой региональной или внерегиональной силы собственной повестки дня придает противодействию экстремизму «инструментальный» характер. Так, например, Саудовская Аравия не включила в свою коалицию шиитские силы, что обусловлено ее проти-
Список литературы
востоянием с Ираном. Турция, озадаченная курдской проблемой, стремится поддерживать активность сил, которые объективно сдерживают и ослабляют курдов. США, возглавляя антитеррористическую коалицию стремились учитывать позиции своих союзников на Ближнем Востоке. Наконец, Государство Израиль в значительно большей степени озабочено перспективой передачи новых видов вооружений отрядам Хизбал-лы, чем угрозой со стороны «Исламского государства» (запрещено в РФ). Россия изначально выступала на стороне Б. Асада и поддерживала шиитские силы. Однако можно констатировать, что в настоящее время Россия воспринимается в регионе как наиболее последовательный и эффективный борец с «Исламским государством» (запрещено в РФ) [6]. Более того, благодаря борьбе с этим протогосударственным образованием и успешной кампании в Сирии, Россия все больше усиливает свои позиции в регионе Ближнего Востока, становясь влиятельным игроком в регионе, что не может не вызывать беспокойство США. Таким образом, многочисленные «конфликты интересов» политических игроков на Ближнем Востоке, которые можно наблюдать повсеместно при решении региональных проблем, существенным образом влияют на систему ближневосточной безопасности.
Все эти факторы не дают странам создать какое-либо крепкое интеграционное объединение, способное выжить в условиях нестабильности мирового порядка и способствовать урегулированию длительных конфликтов. Кроме того, эти факторы не только не способствуют хотя бы минимальному улучшению отношений, но лишь углубляют укоренившиеся разногласия между региональными акторами. Именно поэтому регион остается одним из очагов противоречий, которые угрожают глобальной безопасности. Это и обуславливает процесс переноса решения региональных проблем на глобальный уровень.
1. Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные организации на Ближнем Востоке // Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М., 2014.
2. Корольков Л. Меняющаяся геометрия ближневосточных раскладов // Международные процессы. Т. 13. № 1. С. 97-106.
3. Кортунов А.В. Будущее Ближнего Востока: два горизонта угроз и возможностей // РСМД. 2019. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/budushchee-blizhnego-vostoka-dva-gorizonta-ugroz-i-vozmozhnostey/ (дата обращения: 12.09.2020).
4. Мазур О.А. Ближний Восток: на острие противоречий // Век глобализации. № 1. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/blizhniy-vostok-na-ostrie-protivorechiy (дата обращения: 11.08.2020).
5. Минасян С. Израильско-курдские отношения в контексте политических процессов на Ближнем и Среднем Востоке // 21-й век. 2007. № 2 (6). С. 88-108.
6. Наумкин В.В., Звягельская И.Д., Кузнецов В.А., Сухов Н.В. Ближний Восток: от конфликтов к стабильности // Материалы дискуссионного клуба Валдай. 2016. URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/reports/blizhniy-vostok/ (дата обращения: 25.01.2021).
7. Петросян Д. От боевых организаций к общественно-политическим (на примере ASALA) // Мат. межд. конф. «Терроризм в современном обществе - факторы, аспекты, тенденции» (Кишинев, 29-30 сент. 2001 г.). Кишинев, 2001.
8. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. «Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). С. 252-256.
9. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. Арабо-израильский конфликт: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № . 6-1. 2013. С. 332-339.
10. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. Дорофеев Ф.А. Суннитско-шиитское противостояние. Иран и Саудовская Аравия в борьбе за региональное лидерство // Свободная мысль. № 1. 2019. С. 169-180.
11. Рыжов И.В., Прелов В.В. Проблемы обеспечения региональной безопасности стран Ближнего Востока // Геополитика и оборонная политика. 2009. URL: http://militaryarticle.ru/voenno-promishlennii-kurer/2009-vpk/10907-problemy-obespechenija-regionalnoj-bezopasnosti-2 (дата обращения: 11.08.2020).
12. Сидоров И. Ближний Восток: расстановка сил и современные угрозы // Военно-политическая аналитика. 2018. URL: https://vpoanalytics.com/2018/03/22/blizhnij-vostok-rasstanovka-sil-i-sovremennye-ugrozy/ (дата обращения: 15.09.2020).
13. Сидорова Е.В. Организация Исламская конференция: потенциал развития и технологии политической деятельности в процессе институционализации нового мирового порядка: автореферат. 2009. URL: http://www.unn.ru/pages/disser/493.pdf (дата обращения: 11.08.2020).
14. Труевцев К.М. Ближневосточный конфликт: конфессиональная составляющая // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. С. 1556-1565.
15. Труевцев К.М. Ирак после диктатуры: девять трудных лет // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабский мир после Арабской весны / под ред.: А.В. Коротаева, Л.М. Исаева, А.Р. Шишкиной. М. : URSS, 2013. С. 107-137.
16. Makovsky A. Turkish - Israeli Ties in the Context of Israeli - Arab Tension // WINEP, Policywatch N. 502, 10 November 2000. URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/turkish-israeli-ties-in-the-context-of-israeli-arab-tension (дата обращения 22.08.2020).
17. Sinkaya B., Ortadogu Siyasetine Giri§ // Ortadogu Stratejik Ara^tirmalar Merkezi. Ankara. 2015. URL: https://orsam.org.tr/tr/ masalar/guvenlik-dosyasi/ (дата обращения: 15.04.2019).
Статья поступила в редакцию 3.02.2021; одобрена после рецензирования 10.03.2021 ; принята к публикации 24.03.2021. Об авторах
Рыжов Игорь Валерьевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политики России Института международных отношений и мировой истории, ННГУ им. Лобачевского (603005, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2), [email protected]
Бородина Мария Юрьевна
ассистент кафедры истории и политики России Института международных отношений и мировой истории, ННГУ им. Лобачевского (603005, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2), [email protected]
Савичева Елена Михайловна
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
References
1. Ignatenko A.A. Politika gosudarstvennogo terrorizma i islamskie nepravitel'stvennye organizatsii na Blizhnem Vostoke [State terrorism policy and Islamic non-governmental organizations in the Middle East]. Islamskii faktor v mezhdunarodnykh otnosheniyakh v Azii = Islamic factor in international relations in Asia, Moscow, 2014. (In Russ.).
2. Korolkov L. Menyayushchayasya geometriya blizhnevostochnykh raskladov [Changing geometry of Middle Eastern set-ups]. Mezhdunarodnye protsessy = International Trends, vol. 13, no. 1, pp. 97-106. (In Russ.).
3. Kortunov A.V Budushchee Blizhnego Vostoka: dva gorizonta ugroz i vozmozhnostei [The future of the Middle East: two horizons of threats and opportunities]. RSMD = Russian International Affairs Council. 2019. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/budushchee-blizhnego-vostoka-dva-gorizonta-ugroz-i-vozmozhnostey/ (accessed 12.09.2020). (In Russ.).
4. Mazur O. A. Blizhnii Vostok: na ostrie protivorechii [The Middle East: on the edge of contradictions]. Vek globalizatsii = Age of Globalization, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/blizhniy-vostok-na-ostrie-protivorechiy (accessed 11.08.2020). (In Russ.).
5. Minasyan S. Izrail'sko-kurdskie otnosheniya v kontekste politicheskikh protsessov na Blizhnem i Srednem Vostoke [Israeli-Kurdish relations in the context of political processes in the Middle East]. 21-i vek = 21st century, 2007, no. 2 (6), pp. 88-108. (In Russ.).
6. Naumkin V.V., Zvyagelskaya I.D., Kuznetsov V.A., Sukhov N.V. Blizhnii Vostok: ot konfliktov k stabil'nosti [The Middle East: from conflict to stability]. Materialy diskussionnogo kluba Valdai = Materials of the Valdai Discussion Club, 2016. Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/blizhniy-vostok/ (accessed 25.01.2021).
7. Petrosyan D. Ot boevykh organizatsii k obshchestvenno-politicheskim (na primere ASALA) [From combat organizations to socio-political ones (on the example of ASALA)]. Mat. mezhd. konf. «Terrorizm v sovremennom obshchestve - faktory, aspekty, tendentsii» = Materials of the International conf. "Terrorism in modern society - factors, aspects, trends" (Kishinev, Sept. 29-30, 2001), Kishinev, 2001. (In Russ.).
8. Ryzhov I.V., Borodina M.Yu. «Arabskaya vesna» kak kvintessentsiya mezharabskikh protivorechii ["Arab spring" as the quintessence of inter-Arab contradictions]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2012, no. 6 (1), pp. 252-256. (In Russ.).
9. Ryzhov I.V., Borodina M.Yu. Arabo-izrail'skii konflikt: istoricheskaya retrospektiva, sovremennoe sostoyanie i tendentsii [Arab-Israeli conflict: historical retrospective, current status and trends]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2013, no. 6-1, pp. 332-339. (In Russ.).
10. Ryzhov I.V., Borodina M.Yu. Dorofeev F.A. Sunnitsko-shiitskoe protivostoyanie. Iran i Saudovskaya Araviya v bor'be za regional'noe liderstvo [The Sunni-Shiite confrontation. The struggle of Iran and Saudi Arabia for regional leadership]. Svobodnaya mysl'= Free thought, 2019, no. 1, pp. 169-180. (In Russ.).
11. Ryzhov I. V, Prelov V V Problemy obespecheniya regional'noi bezopasnosti stran Blizhnego Vostoka. [Problems of ensuring regional security in the Middle East]. Geopolitika i oboronnayapolitika = Geopolitics and Defense Policy, 2009. Available at: http://militaryarticle.ru/ voenno-promishlennii-kurer/2009-vpk/10907-problemy-obespechenija-regionalnoj-bezopasnosti-2 (accessed 11.08.2020). (In Russ.).
12. Sidorov I. Blizhnii Vostok: rasstanovka sil i sovremennye ugrozy [The Middle East: the balance of power and modern threats]. Voenno-politicheskaya analitika = Military and Political Analytics, 2018. Available at: https://vpoanalytics.com/ 2018/03/22/blizhnij-vostok-rasstanovka-sil-i-sovremennye-ugrozy/ (accessed 15.09.2020). (In Russ.).
13. Sidorova E.V. Organizatsiya Islamskaya konferentsiya: potentsial razvitiya i tekhnologii politicheskoi deyatel'nosti v protsesse institutsionalizatsii novogo mirovogo poryadka: avtoreferat [Organization of the Islamic conference: potential for development and technology of political activity in the process of institutionalization of a new world order: avtoreferat]. 2009. Available at: http://www.unn.ru/pages/disser/493.pdf (accessed 11.08.2020). (In Russ.).
14. Truevtsev K.M. Blizhnevostochnyi konflikt: konfessional'naya sostavlyayushchaya [Middle East conflict: confessional factor]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Proceedings of Kazan University. Humanities Series, 2017, pp. 1556-1565. (In Russ.).
15. Truevtsev K.M. Irak posle diktatury: devyat' trudnykh let [Iraq after the dictatorship: nine difficult years]. Sistemnyi monitoring global'nykh i regional'nykh riskov: Arabskii mirposle Arabskoi vesny = System monitoring of global and regional risks: the Arab world after the Arab spring: edited by A.V. Korotaeva, L.M. Isaeva, A.R. Shishkina, Moscow, URSS Publ., 2013, pp. 107-137. (In Russ.).
16. Makovsky A. Turkish - Israeli Ties in the Context of Israeli - Arab Tension. WINEP, Policywatch N. 502, 10 November 2000. Available at: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/turkish-israeli-ties-in-the-context-of-israeli-arab-tension (accessed 22.08.2020). (In Eng.).
17. Sinkaya B., Ortadogu Siyasetine Giri§. Ortadogu Stratejik Ara^tirmalar Merkezi, Ankara, 2015. Available at: https://orsam.org.tr/ tr/masalar/guvenlik-dosyasi/ (accessed 15.04.2019).
The article was submitted 3.02.2021; approved after reviewing 10.03.2021; accepted for publication 24.03.2021.
About the authors Igor V. Ryzhov
Dr. Sci. (History), Professor, Head of the Department of History and Politics of Russia, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (2 Ulyanov St., Nizhny Novgorod 603005, Russian Federation), [email protected]
Maria Yu. Borodina
Assistant of the Department of History and Politics of Russia, Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod (2 Ulyanov St., Nizhny Novgorod 603005, Russian Federation), [email protected]
Elena M. Savicheva
Ph. D. (History), Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation),
savicheva@mail. ru
All authors have read and approved the final manuscript.