Научная статья на тему 'Основные проблемы развития сельских предприятий в КНР в период экономических реформ'

Основные проблемы развития сельских предприятий в КНР в период экономических реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучук О. В., Лобанова И. А.

The development of rural enterprises in the sphere of industry, trade, transportation changed greatly the structure of the rural economy of China and provided high rates of economic growth in 80-90s years. The article deals with the main problems of development of the rural enterprises in the period of reforms, their role and prospects in the economy of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Problems of Development of Rural Enterprises in China Peoples Republic in the period of Economic Reforms

The development of rural enterprises in the sphere of industry, trade, transportation changed greatly the structure of the rural economy of China and provided high rates of economic growth in 80-90s years. The article deals with the main problems of development of the rural enterprises in the period of reforms, their role and prospects in the economy of the country.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития сельских предприятий в КНР в период экономических реформ»

О. В. Кучук,

кандидат исторических наук, ДВГУ

И. А. Лобанова,

студентка факультета китаеведения, ДВГУ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КНР В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

За два десятилетия экономических реформ Китай добился впечатляющих результатов. План модернизации, который был принят в 1980 г. и предполагал увеличение ВНП к 2000 г. в 4 раза, был выполнен уже в 1995 г. По оценке Мирового банка, Китай занимает третье место в мире по объему ВНП, рассчитанному по паритету покупательной способности национальных валют. Среднегодовой прирост ВНП за период 1980—1992 гг. составил 9%, а в первой половине 90-х гг. — 12%, при том что среднемировой показатель прироста ВНП не превышал 3% в год. В 1978—1992 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составили 17%. Валютные резервы Китая в 1996 г. достигли 105 млрд дол., и по этому показателю он вышел на второе место в мире после Японии1.

Перечень экономических успехов Китая можно было бы продолжить дальше, но все они свидетельствуют об одном — Китай превратился в крупнейшую индустриально-аграрную державу, являющуюся локомотивом экономического развития Восточной Азии.

В ряду причин, обусловивших быстрый экономический взлет Китая, безусловно, следует назвать развитие сельской экономики. Если на первом этапе реформ (1978—1984 гг.) мощным рычагом экономического роста стало введение семейного подряда, т. е. передача земли в аренду непосредственно крестьянину, что стимулировало подъем сельского хозяйства, то в последующие годы таким рычагом стали сельские предприятия, обеспечившие высокие темпы экономического роста. Развитие сельских, или, как их еще называют в Китае, поселково-волостных предприятий в сфере промышленности, транспорта, строительства и торговли, кардинальным образом изменило структуру сельской экономики. Уже в 1987 г. валовая продукция поселково-волостных предприятий в промышленности превысила аналогичный показатель сельского хозяйства. А в настоящее время

сельские предприятия обеспечивают примерно 25% ВНП, около 50% валовой промышленной продукции и более 40% экспорта Китая2.

Сельская экономика и прежде всего сельская промышленность сыграли особую роль в процессе трансформации экономической структуры Китая, способствуя решению практически неразрешимой в условиях социалистической экономической системы и монопольного государственного сектора проблемы насыщения потребительского рынка. Именно сельская промышленность обеспечила высокие темпы промышленного роста в годы реформ, поэтому некоторые специалисты считают сельские предприятия главной движущей силой экономического развития Китая в 80—90-е гг.

Тем не менее процесс формирования сельских предприятий начался не в 80-е гг., а значительно раньше, в 50-е гг., когда в Китае шло массовое кооперирование кустарей и ремесленников. Это были по преимуществу предприятия, обслуживающие потребности сельскохозяйственного производства и сельского населения. В условиях натурального хозяйства, господствовавшего в китайской деревне, сельская промышленность не выделялась из сельскохозяйственного производства, и, по данным официальной статистики, доля ее составила в 1957 г. 4,3% валовой продукции сельскохозяйственного сектора3.

Развитию сельских предприятий способствовала и политика организационно-структурных преобразований в китайской деревне в конце 50-х гг., когда основной формой организации труда крестьян стали народные коммуны, включавшие не только сельскохозяйственное, но и промышленное производство. Мелкое промышленное производство в сельской местности было отличительной чертой китайского варианта промышленной революции и экономической системы, основы которой были заложены в 50-е гг. Государство проводило политику развития промышленности за счет сельского хозяйства. Чрезмерное изъятие финансовых и материальных ресурсов из сельского хозяйства подрывало основы жизнеобеспечения крестьян, ставя их на грань физического выживания. В условиях почти безвозмездного изъятия государством сельскохозяйственного продукта народные коммуны были вынуждены заниматься несельскохозяйственной деятельностью и в первую очередь развивать мелкую промышленность.

Государство было также заинтересовано в поддержке сельских предприятий. Политика отказа от привлечения иностранного капитала в любой форме значительно ограничила возможности развития китайской экономики. Государственные инвестиции, которые обеспечивались за счет неразвитого сельского хозяйства, были абсолютно недостаточны для создания базы современной промышленности. Поэтому, несмотря на противоречивость и непоследовательность экономической политики, особенно в период культурной революции 1966—1976 гг., сельская индустрия демонстрировала высокие темпы роста. Валовая продукция промышленности в сельской местности,

даже в тяжелые для китайской экономики 1971—1976 гг., ежегодно увеличивалась на 25,5% 4.

Однако подлинный бум сельские предприятия переживают в период реформ — 80—90-е гг. В результате сельская экономика все меньше идентифицируется с сельским хозяйством. Производственную структуру сельской экономики характеризует тенденция сокращения удельного веса сельского хозяйства при соответствующем увеличении удельного веса промышленности, строительства, торговли и транспорта. Если в начале реформ соотношение между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными отраслями в сельской экономике составляло 70:30, то в середине 90-х гг. — 25:75. При этом приоритетные позиции среди несельскохозяйственных отраслей продолжает удерживать промышленное производство, на которое приходится 60% валового продукта сельской экономики. Сельская промышленность занимает все более важное место в валовом промышленном производстве страны, ее удельный вес возрос с 10% в 1980 г. до 44% в 1995 г. 5

Существует целый ряд факторов, которые обеспечили за короткий срок кардинальные изменения в сельской экономике и в конечном итоге способствовали осовремениванию всей экономической структуры.

Одним из важнейших факторов было накопление капиталов в сельской экономике. Разрешение передачи земли в аренду крестьянам в начале реформ запустило механизм роста накоплений сельского населения: только за первые 10 лет (1978 — 1987 гг.) они выросли в 12 раз. Однако по ряду причин крестьяне не спешили вкладывать заработанную прибыль в сельскохозяйственное производство. Во-первых, несмотря на заметное повышение эффективности сельского хозяйства, земля продолжала оставаться в коллективной собственности. В условиях сохранявшегося запрета частной собственности на землю крестьяне опасались вкладывать средства в земледелие и искали другие, более выгодные объекты инвестирования. Во-вторых,

несельскохозяйственные отрасли и в первую очередь, сельская промышленность привлекали крестьян возможностью получения более высокой прибыли. В-третьих, антимиграционные законы, в частности закон 1957 г., запрещавший переселение сельского населения в города, а также неразвитость рынка капиталов не давали возможности сельским капиталам уходить из деревни в город. Поэтому заработанную прибыль сельское население предпочитало инвестировать в основном в сельскую промышленность.

Следующим в ряду важнейших факторов следует поставить изменения в системе собственности. С началом реформ в Китае был провозглашен переход к политике возрождения всех форм собственности.

В сельской местности это прежде всего коснулось мелких предприятий коллективной формы собственности, для которых государство создало максимально льготные условия развития. Менее льгот-

ные, но тем не менее достаточные условия были предоставлены для развития мелкого частного предпринимательства, возродившегося в Китае под названием индивидуального. Индивидуальные предприятия, создававшиеся, как правило, в рамках крестьянской семьи, получили чрезвычайно широкое распространение.

С 1987 г. частная собственность была уже официально признана в Китае, и с этого времени начинается ее законодательное оформление. Чтобы сохранить социалистический характер экономической системы, государство поставило частнопредпринимательскую деятельность в достаточно жесткие рамки. Работникам государственных предприятий и организаций было запрещено заниматься частнопредпринимательской деятельностью. Это (и ряд других ограничений) способствовало тому, что индивидуальные и частные предприятия создавались в основном в сельской местности, и эта тенденция сохранилась в Китае вплоть до начала 90-х гг. Тем не менее совершенно очевидно, что несмотря на все эти ограничения, которые носят временный характер, именно благодаря реабилитации всех форм собственности сельские предприятия получили мощный толчок к развитию.

Важную роль сыграло и наличие избыточной рабочей силы в сельской местности. Внедрение семейного подряда повысило эффективность сельского хозяйства, привело к высвобождению большого количества рабочей силы и обострило проблему сельской безработицы. Чтобы сдержать миграцию сельской рабочей силы в города, государство стало оказывать поддержку в ее трудоустройстве. С этой целью в первой половине 80-х гг. были выделены значительные финансовые средства для создания предприятий в сельской местности и поселках. Крестьянам, имевшим квалификацию для работы на этих предприятиях, было разрешено переехать со своими семьями на постоянное место жительства из деревень в поселки. Такая политика имела своей целью ослабить миграционное давление на города и способствовала более равномерному распределению избыточной рабочей силы.

В общей сложности в 1980 — 1995 гг. сельские предприятия предоставили рабочие места почти для 100 млн чел., из которых 70 млн было занято в сельской промышленности 6.

Так как сельские предприятия в основном призваны решать проблемы потребительского рынка, предоставляя населению товары и услуги, государство в лице центральных и особенно местных властей проводит политику их поддержки. Процедура открытия сельских предприятий очень проста: для этого необходимо лишь подать заявление о регистрации в местное торгово-промышленное управление, указав сферу деятельности создаваемого предприятия и размер уставного капитала.

Хотя сельские предприятия создаются и функционируют за счет индивидуальных и коллективных накоплений, тем не менее они пользуются определенной инвестиционной поддержкой государства в форме кредитов. В 1980 — 1987 гг. объем государственных кредитов сельской промышленности вырос в 7 раз 7.

Государство может проводить политику льготного налогообложения сельских предприятий в определенных отраслях и регионах. Хотя справедливости ради следует отметить, что льготная налоговая политика в отношении сельских предприятий была характерна в основном на начальном этапе реформ, когда, например, сельским предприятиям промышленности были предоставлены налоговые каникулы на срок до 2—3 лет.

Благоприятные условия, созданные экономической реформой, позволили сельским предприятиям занять прочные позиции в экономике страны. Сельские предприятия сделали экономическую структуру более рациональной, позволили сбалансировать соотношение спроса и предложения на потребительском рынке. Не менее важную роль они играют как источники финансовых поступлений. В 1995 г. по объему полученной прибыли сельские предприятия почти сравнялись с государственными промышленными предприятиями (соответственно 279 и 287 млрд юаней), традиционно являвшимися в социалистической экономической системе главным источником финансовых доходов для государства8.

Огромную роль сельские предприятия играют в финансировании сельского хозяйства. Это особенно важно в 90-е гг., когда проблема инвестирования сельского хозяйства приобрела необыкновенную остроту. Финансовые трудности, которые испытывает государство, свели его роль в решении этой проблемы до минимума. Если в 50 — 70-х гг. удельный вес государственных инвестиций в сельское хозяйство составлял примерно 10 — 11 % от суммы всех бюджетных инвестиций, то к концу 80-х гг. он упал до 3%, и во второй половине 90-х гг. государству с большим трудом удалось поднять его до 4%. Сельские предприятия взяли на себя роль основного инвестора сельского хозяйства. Уже в начале 90-х гг. объем средств, инвестированных сельскими предприятиями в сельское хозяйство, превысил объем государственных инвестиций9.

Помимо этого, предприятия сельской промышленности обеспечивают сельское хозяйство разнообразными средствами производства, а крестьян — потребительскими товарами.

Особого внимания заслуживает роль сельских предприятий в наращивании экспортного потенциала страны. Структура экспорта Китая представлена в основном продукцией обрабатывающей и прежде всего легкой промышленности: одежда, обувь, текстиль, игрушки, бытовая электротехника. Большая часть этой экспортной продукции производится в сельской местности. В начале 80-х гг. сельские пред-

приятия получили право ведения самостоятельной внешнеторговой деятельности. О том, насколько активно они воспользовались своими правами поиска внешних партнеров, говорит тот факт, что в 80-е гг. объем валютных доходов сельских предприятий ежегодно рос на 25%10. Уже в конце 80-х гг. сельские предприятия производили 50% экспорта одежды, 40% — художественных декоративных изделий, 24% — химических товаров и т.д.11 К середине 90-х гг. на сельские предприятия приходилась 1/3 китайского экспорта. В сельской местности насчитывается более 130 тыс. экспортоориентированных промышленных предприятий, и государство всячески поощряет экспортную деятельность сельских предприятий.

Что представляет собой сельское предприятие? Например, в экономически развитой провинции Чжэцзян, округе Вэньчжоу, где несельскохозяйственные отрасли практически вытеснили сельское хозяйство, сельские предприятия занимаются производством различной традиционной кустарной продукции. При этом широко используется ручной труд, хотя иногда применяется и простейшее оборудование. Множество предприятий в Вэньчжоу заняты изготовлением пластмассовых изделий, обуви и косметики. Если предприятие — семейное, а таких здесь абсолютное большинство, то в производстве заняты все члены семьи, в том числе и дети. В этом случае предприятие чаще всего совмещено с квартирой, в которой проживает семья.

Благодаря семейной организации, использованию дешевого сырья и примитивного оборудования, себестоимость продукции низка, а доходы хозяев предприятия значительны. Нужно отметить, что округ Вэньчжоу — знаменитый район в Китае, его называют «пуговичным королевством», т. к. здесь изготовляется 85% всех пуговиц в стране. Они производятся на сельских предприятиях, которых насчитывается здесь свыше 400. Пуговицы из Вэньчжоу экспортируются в 20 стран Юго-Восточной Азии, Европы и Америки 12.

По мере развития сельских предприятий альтернативой их существования становится сотрудничество с крупной государственной промышленностью. Оно, как правило, осуществляется через заключение договора о субподряде. В Китае это сотрудничество получило название «голова и хвост дракона», т. е. крупные государственные предприятия выпускают конечную промышленную продукцию, а производство различных деталей, первичная обработка сырья осуществляются на сельских предприятиях, которые выступают в качестве «хвоста дракона». В результате крупные государственные предприятия, расположенные в городе, могут использовать дешевый труд крестьян и землю, избегая выполнения закона о защите окружающей среды, действующего в больших городах. Кроме того, они могут передавать сельским предприятиям списанное оборудование и старые технологии. С другой стороны, субподряд дает возможность сельс-

ким предприятиям использовать избыточную рабочую силу, получить доступ к технологиям, сырью и рынкам.

Анализ состояния сельских предприятий свидетельствует о том, что их роль в современной экономической жизни Китая очень значительна. Для них характерны такие черты, как гибкость, приспособляемость, поиск своей рыночной ниши, наличие «духа» предпринимательства. Низкая себестоимость в сочетании с высокой конкурентоспособностью продукции оберпечивают сельским предприятиям высокую степень выживаемости в формирующейся рыночной среде.

В то же время быстрый рост числа сельских предприятий вызывает ряд очень серьезных проблем. Одной из них является отрицательное влияние сельской промышленности на окружающую среду. Отсталые технологии, нехватка капиталов, устаревшее оборудование, экономия на очистных сооружениях — все это привело к тому, что сельские предприятия превратились в важнейший субъект загрязнения окружающей среды в Китае. Площадь земель, загрязняемых сельской промышленностью, составляет 1/3 общей площади загрязняемых земель в стране. На такие отрасли сельской промышленности, как производство стройматериалов, добыча угля и металлургия, приходится более половины выброса углекислого газа в атмосферу 13 В соответствии с законодательством об охране окружающей среды государство проводит санкции против сельских предприятий, представляющих угрозу экологии: лишает их государственных субсидий и кредитов, отключает источники энергии, штрафует руководителей предприятий, закрывает предприятия, являющиеся наиболее злостными нарушителями.

Другая важная проблема связана с острой нехваткой ресурсов. Сельская промышленность является очень серьезным конкурентом предприятий государственного сектора в борьбе за источники сырья. Дело не только в многочисленности сельских предприятий — отсталые технологии и примитивное оборудование, используемые предприятиями, приводят к значительному перерасходу сырья. На долю сельской промышленности приходится 1/3 используемой в стране электроэнергии. Сельские предприятия ведут настоящую войну с государственными предприятиями за источники сырья и рынки сбыта и часто выходят из нее победителями. Особенно острая конкурентная борьба ведется в сахарной, консервной, табачной, горнорудной отраслях, а также в производстве шелковых тканей.

Серьезным фактором, сдерживающим развитие сельских предприятий, является нехватка капиталов. Внешним источником финансирования сельских предприятий являются кредиты Сельскохозяйственного банка, сельских кредитных кооперативов, а также личные накопления сельского населения, в то время как основным источником финансирования государственных предприятий являются кредиты Торгово-промышленного и Народного Строительного банков, на

которые приходится абсолютное большинство кредитных ресурсов, а именно 80%, предоставляемых государственным предприятиям, хотя доля этих предприятий в валовом промышленном производстве страны упала до 30%. В то же время сельские предприятия получают лишь около 10% государственных кредитов, давая почти половину промышленной продукции Китая ".

Сельские предприятия гораздо больше подвержены влиянию изменений в политике правительства. Каждый раз, когда проводится политика сокращения расходов, в первую очередь от нее страдают сельские предприятия. В период проведения политики «урегулирования» в 1989—1991 гг. из-за применения неэффективных технологий, низкого качества продукции и загрязнения окружающей среды было закрыто около 3 млн сельских предприятий.

В отличие от городской экономики, основу которой составляет государственный сектор, сельская экономика представлена предприятиями всех форм собственности кроме государственной: коллективной, индивидуальной, частной и паевой.

Согласно официальной статистике, предприятия коллективной собственности до сих пор составляют большую часть сельских предприятий как по удельному весу в производстве, так и по числу занятых. По существу, предприятия коллективной собственности являются наследием социалистической экономической системы. Определяющей чертой этих предприятий на современном этапе является нечеткость имущественных прав. Коллективную собственность в Китае часто называют «второй» государственной собственностью, т. к., несмотря на то, что формально право собственности принадлежит жителям села и работникам предприятия, фактически эти предприятия находятся под жестким контролем местных властей, которые зачастую являются инициаторами создания коллективных предприятий и активно участвуют в их управлении, получая свою долю прибыли. Вмешательство властей, однако, может отрицательно сказываться на деятельности предприятия и даже приводить к их банкротству. Поэтому определяющей тенденцией в годы экономических реформ становится изменение статуса коллективных предприятий, переход в частную собственность. Их фактическими владельцами становятся, как правило, управляющие предприятиями. По расчетным данным, большая часть коллективных предприятий в сельской местности уже перешла в частное владение, и только из-за сохраняющейся дискриминации с целью получения субсидий и льготных кредитов от государства они сохраняют вывеску коллективных. По различным оценкам, до 50%, а на юге — до 70—90% коллективных сельских предприятий являются индивидуальными и частными предприятиями 15.

Индивидуальные (так называют в Китае предприятия мелкой частной собственности) и частные предприятия играют все более важную роль в сельской экономике. Индивидуальные предприятия — это

предприятия, созданные на базе одной семьи и редко прибегающие к найму рабочей силы. Обычно они занимаются несельскохозяйственной деятельностью, не отказываясь от земли и продолжая трудиться в сельском хозяйстве. К индивидуальным семейным предприятиям относятся и такие, которые уже переросли рамки семьи и объединяют капиталы и рабочую силу нескольких семей, находящихся обычно в родственных или дружественных связях. Так как объединение осуществляется не на экономической основе, а на основе родственных отношений, такие предприятия сохраняют особенности семейного предприятия со всеми его недостатками.

Постепенно на базе индивидуальных семейных предприятий по мере накопления капитала и расширения производства формируются частные предприятия. В соответствии с китайским законодательством к частным относятся те предприятия, которые используют наемную рабочую силу в количестве более 7 человек. Частные предприятия становятся все более заметным явлением в сельской промышленности экономически развитого Юго-Восточного Китая. Как уже отмечалось, большая часть этих предприятий предпочитает укрываться под вывеской коллективных в силу сохраняющейся дискриминации со стороны государства и негативного отношения населения к частной собственности. Однако совершенно очевидно, что частное предпринимательство в сельской местности накопило значительный потенциал и имеет большие перспективы для дальнейшего развития.

В конце 80-х гг. в несельскохозяйственном секторе сельской местности начинается формирование кооперативно-паевых предприятий. Государство проводит протекционистскую политику в отношении этих предприятий общественной собственности, рассматривая их в качестве альтернативы частной собственности. Система паевых предприятий была введена, чтобы, с одной стороны, воспрепятствовать быстро развивающемуся процессу перехода коллективных предприятий в частную собственность, а с другой стороны, чтобы решить проблему нехватки капитала и техники, которые характерны для индивидуальных и коллективных предприятий. Система паевых предприятий дает возможность привлечения инвестиций извне.

Активы предприятия распределены между пайщиками по трем видам паев: коллективный пай, пай предприятия и индивидуальный пай. Коллективный пай создается за счет прямых инвестиций других предприятий, а также органов административного управления деревни. Пай предприятия обычно принадлежит управляющему персоналу, что стимулирует их стремление к эффективному хозяйствованию. Являясь главными пайщиками, управляющие обладают большой самостоятельностью в принятии решений. Индивидуальные паи принадлежат работникам предприятия, которые, однако, в случае увольнения автоматически лишаются права собственности на них. Такой пай нельзя

продать или передать по наследству. Распределение прибыли на паевом предприятии осуществляется согласно нормативным актам в виде процентов и дивидендов. При этом 4G% полученной прибыли направляется на развитие производства, 2G% — в социальную сферу, на выплату процентов и дивидендов направляется не более 2G% 1в. Однако следует признать, что процесс формирования паевых предприятий в сельской местности находится на начальной стадии и идет недостаточно успешно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Перспективы сотрудничества Китая, России и других стран СевероВосточной Азии в конце XX — начале XXI в.: Тез. докл. XIII Междунар. науч. конф. (Ин-т Дальнего Востока РАН). М.,1997. С.23.

2 Foreign investment. Foreign trade. // Sino Market Data — V. 2. № 19. Section 3— 4, 1995. URL: www.netchina.com / sino/519 finl.htw. C.26.

3 Wu Yanrui. Rural Industrialization in China. A General Equelibrium Analysis—Adelaide // Chinese Economy Research Unit Workiing Papers. 199G. № 9G/2. September 199G. C.5.

4 Там же. С.6—9.

51995. Чжунго нунцунь цзинцзи фачжань няньду баогао цзяньси. Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ. Пекин, 1996. С. Ю6.

'Там же. С.16.

7 Wu Yanrui. Указ. соч. С. 16.

' Чжунго тунцзи няньцзянь 1996. Чжунго тунцзи чубаньшэ. Пекин, 1996. Q3B9,

421.

' Китайская Народная Республика: Политика, экономика, культура. М.: Наука, 1994. С.113.

1 Круглое A.M. Сельская промышленность Китая // Проблемы Дальнего Востока. 19B7. №3. С.44.

1 Там же. С.45.

2 Алексахина СВ. Путешествие в Вэньчжоуское «королевство «пуговиц / / Проблемы Дальнего Востока. 199G. №3. С. 49.

3 Волкова Л.А. Реформа в китайской деревне. М.: Агропромиздат, 199G. С.22.

4 Перспективы сотрудничества.... С.62.

5 Greenfield, Gerard. Privatization in China. — 2G Nov. 1997 — http: / www. hronlint/ com/forums/labour/9711/G229/html/ с 15.

"Там же. С. 1B.

Olga V. Kuchuk, Irina A. Lobanova

The Main Problems of Development of Rural Enterprises in China Peoples Republic in the period of Economic Reforms

The development of rural enterprises in the sphere of industry, trade, transportation changed greatly the structure of the rural economy of China and provided high rates of economic growth in 80-90s years.

The article deals with the main problems of development of the rural enterprises in the period of reforms, their role and prospects in the economy of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.