Научная статья на тему 'Основные проблемы развития малых инновационных предприятий на базе государственных образовательных учреждений в Российской Федерации'

Основные проблемы развития малых инновационных предприятий на базе государственных образовательных учреждений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / "ТОЧКИ РОСТА" ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чантурия Георгий Темурович

В статье посредством сопоставления нормативно-правовой базы и научных источников, освещающих тематику малого инновационного предпринимательства, проведено определение и анализ основных проблем, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия на базе государственных образовательных учреждений в Российской Федерации. Выявляются наиболее актуальные аспекты взаимодействия малого инновационного предприятия и государственного образовательного учреждения, на базе которого оно основано. Обосновывается необходимость осуществления изменений в механизме взаимодействия малого инновационного предприятия и органов государственного регулирования, направленных на упрощение системы документооборота и документационного обеспечения малого инновационного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чантурия Георгий Темурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON GOVERNMENTAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN RUSSIAN FEDERATION

The article reveals comparing of legal framework and scientific sources, that cover subjects of small innovational entrepreneurship, definition and analysis of main problems that small innovational organization based on governmental educational establishment to be faced in Russian Federation were done. The most actual aspects of interaction between small innovational organization and the governmental establishment it is based on are revealed. The need of implement of changes in mechanism of interaction between small innovational organization and state regulation body, directed on simplification of documental management and document support of small innovational organization is rationale.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития малых инновационных предприятий на базе государственных образовательных учреждений в Российской Федерации»

УДК 334

ГТ. Чантурия ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье посредством сопоставления нормативно-правовой базы и научных источников, освещающих тематику малого инновационного предпринимательства, проведено определение и анализ основных проблем, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия на базе государственных образовательных учреждений в Российской Федерации. Выявляются наиболее актуальные аспекты взаимодействия малого инновационного предприятия и государственного образовательного учреждения, на базе которого оно основано. Обосновывается необходимость осуществления изменений в механизме взаимодействия малого инновационного предприятия и органов государственного регулирования, направленных на упрощение системы документооборота и доку-ментационного обеспечения малого инновационного предприятия.

Ключевые слова: экономика, малое инновационное предприятие, малое предпринимательство, стратегия инновационного развития, внедрение инноваций, «точки роста» экономики.

Georgiy Cban^riya MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL

INNOVATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON GOVERNMENTAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article reveals comparing of legal framework and scientific sources, that cover subjects of small innovational entrepreneurship, definition and analysis of main problems that small innovational organization based on governmental educational establishment to be faced in Russian Federation were done. The most actual aspects of interaction between small innova-tional organization and the governmental establishment it is based on are revealed. The need of implement of changes in mechanism of interaction between small innovational organization and state regulation body, directed on simplification of documental management and document support of small innovational organization is rationale.

Keywords: economics, small innovational organization, small innovational entrepreneurship, innovational development strategy, introduction of innovations, economic point of growth.

Попытка перевести экономику Российской Федерации в русло инновационного развития затронула все аспекты жизнедеятельности страны. Необходимость подобных перемен продиктована объективными экономическими вызовами, с которыми столкнулась сегодняшняя Россия:

- демографический рост стран с развивающейся экономикой, обеспечивающий непрерывное поступление низкооплачиваемой рабочей силы, вследствие чего большая часть предприятий, производящих блага общего пользования, переносится или уже перенесена на территорию этих стран (так, не представляется возможным конкурировать с Китаем, прочно закрепившим за собой звание «фабрика мира»);

- применение новых методов в производстве товаров, добыче и обработке сырья, активно применяемое в западных странах (к примеру, технология добычи сланцевого газа, наиболее широко применяемая в США), что приводит к неизбежному снижению цен на «классические» природные энергоносители, на торговле которыми, во многом, строится наша нынешняя экономика;

- применение альтернативной энергетики (по оценкам Европейской комиссии к 2020 году в странах Евросоюза на индустрию возобновляемой энергетики будет приходиться 2,8 миллиона рабочих мест и 1,1 % ВВП) в обозримом будущем способно стать угрозой для нефтегазового сектора, ввиду низкого риска и общей выгодности их использования [6].

© Чантурия Г.П., 2015

С целью осуществления культурно-технологической эволюции экономики в стране и ее скорейшего перехода из экстенсивной в интенсивную, Правительство РФ приняло стратегию инновационного развития-2020. В рамках данной стратегии определены основные цели, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Среди них:

- увеличение доли предприятий, осуществляющих технологические инновации с 10,4 процентов (в 2009 году) до 40-50 процентов (в 2020 году);

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-20 процентов в 2020 году (в 2009 году - 11,8 процентов);

- повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24 %), из них больше половины - за счет частного сектора;

- превышение уровня в 2,5-3 тысячи патентов (к 2020 году), ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии (в 2008 году - 63);

- доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25 %;

Кроме того, определены приоритетные задачи:

- наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни;

- резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения (индикаторы по бизнесу). Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах;

- повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

- формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований;

- повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества [4].

Исходя из поставленных целей и задач, следует отметить, что малое предпринимательство способно послужить одним из основных инструментов для внедрения инноваций в повседневную жизнедеятельность рядового россиянина, ввиду ряда неоспоримых преимуществ:

- малое предприятие требует гораздо меньшего уставного каптала;

- ввиду более низкого уровня дохода, имеет меньшую привлекательность для коррупционных систем;

- у малого предприятия априори не будет серьезного лобби, следовательно, малые предприятия будут работать лишь в том правовом поле, которое отведет для них государство;

- малое предприятие легче подстроить под потребности конкретного муниципального региона или муниципального образования, что позволяет использовать их как тактические «точки роста» экономики.

В работе доктора экономических наук А.П. Гарнова «Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности» перечислены следующие преимущества и недостатки малых инновационных предприятий:

К основным преимуществам формирования МИП относятся:

- быстрое принятие решений и гибкость управления;

- быстрая адаптация к рыночным требованиям;

- низкий уровень накладных расходов и потребностей в первоначальном капитале;

- возможность прямого контакта с потребителем;

- более легкий выход на рынок;

- относительно более высокая оборачиваемость капитала;

- возможность реализации творческого потенциала и свобода при использовании технологических ноу-хау в производстве;

- большая степень информированности об уровне рыночного спроса;

- взаимозаменяемость работников в силу упрощенной иерархичности отделов;

- источник создания новых рабочих мест.

К основным недостаткам относятся:

- сложности получения финансирования и кредитования;

- высокий уровень риска;

- высокий уровень рыночной конкуренции со стороны крупных фирм;

- сложность коммерциализации новых продуктов и технологий;

- незначительная степень разделения труда;

- недостаток информации;

- невысокий уровень профессионализма менеджеров в управлении предприятием;

- ориентированность инноваций на небольшие группы потребителей.

В определенной степени, приведенные преимущества и недостатки справедливы и для предприятий, сформированных на базе образовательных учреждений. Создание малых инновационных предприятий в вузах обусловлено принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». В соответствии с законом, бюджетные научные и образовательные учреждения получают право самостоятельно

создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуального труда (фактически, речь идет о внедрении результатов научных исследований и разработок в непосредственную деятельность компании) [5]. При этом исключительные права на эти разработки принадлежат научным и образовательным учреждениям. Доходы от распоряжения акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и часть прибыли, полученные бюджетными научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на уставную деятельность.

Иными словами, малое инновационное предприятие в вузе - это предприятие, учрежденное на базе высшего учебного заведения, которое характеризуется высоким инновационным потенциалом, осуществляет свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относится к категории малого предпринимательства на основе критериев, изложенных в федеральном законодательстве [1].

Кроме того, создание МИП при вузах несет в себе такие преимущества:

- позволяет отсрочить платежи за аренду и коммунальные услуги;

- пользование опытно-экспериментальной базой, наработанными связями с партнерами и заказчиками, научным потенциалом, брендом вуза;

- получение через материнскую организацию часть госзаказа;

- возможность повышения скорости проведения научных разработок;

- быстрая коммерциализация результатов исследования [2].

Одним из наиболее активных участников процесса развития малого инновационного предпринимательства при высших учебных заведениях является РЭУ им. Г.В. Плеханова. Посредством общения с сотрудниками Бизнес-инкубатора и Центра инноваций РЭУ, на основе анализа деятельности МИП, с которыми сотрудничают данные организации, обозначены следующие актуальные проблемы:

- излишняя бюрократизация процесса оформления и регистрации МИП (многие малые инновационные предприятия неспособны организовать работу для ведения своей непосредственной деятельности лишь из - за того, что большую часть трудовых ресурсов занимает работа по сбору и подготовке необходимых документов, требуемых для функционирования организации. Фактически, сложилась ситуация, при которой основной деятельностью малого инновационного предприятия является перманентное снабжение материалом для документооборота всевозможных государственных инстанций);

- отсутствие четкой стратегии развития малого инновационного предпринимательства в стране (законодательная база, созданная с целью развития малого инновационного предпринимательства оказалась во многих отношениях несовершенна. Отсутствие строгой регламентации документа-ционной базы, необходимой для создания малого предприятия, расхождения в трактовке законодательных актов, как со стороны предпринимателей, так и чиновников и слабый контроль со стороны государства во многом определяют низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства в стране);

- существование информационного вакуума по данному направлению (сложившаяся на данный момент ситуация такова, что проблемы малого предпринимательства в целом и малых инновационных предприятий на основе бюджетных научных и образовательных учреждений в частности, заботят лишь тех, кто непосредственно занимается данной деятельностью, в широких же общественных массах, данная проблема не находит должного внимания и отклика, в связи с чем замедляется как рост инновационного предпринимательства, так и решение конкретных стратегических проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности предприниматели).

Для решения указанных проблем и выведения малого инновационного предпринимательства на качественно новый уровень, необходим ряд последовательных действий, как со стороны государства, так и со стороны общества. Так, требуется ввести изменения в законодательных актах, регламентирующих деятельность малых инновационных предприятий, максимально конкретизировать и систематизировать деятельность по документационному обеспечению предприятий, что поспособствует искоренению разночтений и двойных трактовок в законах. Кроме того следует вести деятельность по популяризации системы малого инновационного предпринимательства среди населения, что повысит внимание к проблемам малых инновационных предприятий и поспособствует притоку новых идей, которые могут исходить от населения.

На основе проведенных исследований мы можем сказать, что малые инновационные предприятия - это организации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. В настоящий момент они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежный опыт показывает, что МИП очень динамичны, требуют малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл. Таким образом, малые инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до «товарного» вида и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса [4].

Малый инновационный бизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики страны. И в связи с этим, дальнейшим направлением в исследовании данного вопроса может стать поиск финансирования в поддержку развития малого предпринимательства в научно-технической сфере. Для решения административно-правовых, экономических, ресурсных, технологических и социальных проблемы деятельности вуза необходимо развитие его инновационной инфраструктуры, и в частности создания малых инновационных предприятий.

Механизм развития малых инновационных предприятий вуза должен способствовать улучшению его теоретико-методологической, учебно-педагогической и материально-технической базы за счет их создания и активного вовлечения обучающихся в текущую деятельность малых предприятий по основным направлениям инновационного развития вуза. Методический подход к развитию малых инновационных предприятий на основе гуманитарного вуза, базируется на использовании типологических, регрессионных и системных методов и позволяет использовать механизм их создания для стимулировании инновационной активности вуза. Методика отбора показателей, характеризующих параметры развития малых инновационных предприятий гуманитарного вуза должна проводиться по критерию эффективности интеграции его структурных подразделений и ассоциированных организаций с объектами инфраструктурного комплекса. Методика оценки эффективности деятельности малых инновационных предприятий вуза позволяет обеспечить соответствие качества образования потребностям меняющейся рыночной среды и стать основой для реализации рекомендаций по применению технологий мониторинга и контроля эффективности формирования малых инновационных предприятий.

Библиографический список

1. Валдайцев, С. В. Малое инновационное предпринимательство: учебное пособие / С. В. Валдайцев, Н. В. Молчанов, К. Пецольдт. - М. : Проспект, 2011.

2. Гарнов, А. П. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности / А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. -№ 2 (2). - С. 21- 27.

3. Красников, В. Я. Государственная инновационная политика в России / В. Я. Красников // Экономические науки. 2010. - Т. 62. - № 1. - С. 37-40.

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г» // СЗ РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.

5. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (с изменениями от 29 декабря 2012 г.) // Российская газета. - 2012. - № 303.

6. Renewable Energy [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.renewableenergyworld.com/rea/ article/european-renewables-target-can-create-2-8-million-jobs? cmpid=rss (дата обращения : 10.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.