Научная статья на тему 'Основные проблемы поддержки малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации'

Основные проблемы поддержки малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ / FORMS OF SUPPORT / ФОНДЫ / FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будеско Дмитрий Георгиевич

Анализируются основные направления и проблемы государственной и негосударственной поддержки инновационного малого предпринимательства в разных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Problems in Small Innovative Entrepreneurship Support in the Russian Federation

Main ways and problems in state and private support for small innovative entrepreneurship in different regions of Russia are analysed.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы поддержки малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации»

Д. Г. БУДЕСКО

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: инновации, инвестиции, формы поддержки, фонды

Key words: innovations, investments, forms of support, funds

В России и за рубежом разработано большое количество программ поддержки, соинвестирования и инвестирования в высокотехнологичные инновационные проекты. Однако современный российский инициатор проекта чаще всего не может определить стадию его развития для выбора программ поддержки и не владеет информацией об особенностях привлечения средств из разных источников.

Анализ существующих мер поддержки инновационного предпринимательства в России показывает их малую эффективность. Дело в том, что почти все государственные структуры и программы поддержки инновационных компаний на ранних стадиях их развития действуют бессистемно, усложняя процесс реализуемых программ бюрократическими преградами. Отсутствуют единые подходы к подготовке персонала команд инновационных компаний. Преподавание ведется на основе устаревших материалов. В структурах, осуществляющих анализ инновационных проектов, недостаточно специалистов, которые могут оценить перспективность их коммерциализации.

Можно выделить несколько источников поддержки (финансовой и нефинансовой) проектов ранней стадии, действующих на территории России: структуры региональных ассоциаций и объединений бизнес-ангелов; частные (с российским и иностранным капиталом), государственные, частно-государственные фонды.

БУДЕСКО Дмитрий Георгиевич, директор ООО «Венчурная компания „Стартовые инвестиции"» (г. Нижний Новгород).

Одними из наиболее эффективных источников инвестиций, привлекаемых в проекты ранних стадий развития, являются частные инвесторы. Профессиональных инвесторов инновационной сферы часто называют бизнес-ангелами. Для диверсификации рисков, объединения компетенций и синдицирования капитала бизнес-ангелы объединяются в сообщества по различным критериям (территориальный признак, отраслевое направление и др.).

Во всем мире бизнес-ангелы — один из основных источников финансирования высокотехнологичных малых инновационных предприятий (МИП) на ранних стадиях их развития. Кроме того, в ряде стран существуют дополнительные государственные программы стимулирования инвестиций бизнес-ангелами. В России есть такие структуры региональных ассоциаций и объединений бизнес-ангелов, как национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» (г. Москва), Национальное содружество бизнес-ангелов (г. Москва), ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» (Нижний Новгород), Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА) (г. Санкт-Петербург), Региональное содружество бизнес-ангелов Поволжья (БАРС) (г. Саратов), бизнес-ангелы Сибири (БАС) (г. Томск), бизнес-ангелы Урала (г. Екатеринбург, г. Челябинск).

Многие из этих организаций объединены по принципу закрытых клубов единомышленников. Они входят в учрежденную ими Национальную ассоциацию бизнес-ангелов (НАБА) — консолидирующий орган, объединяющий региональные ассоциации России и других участников рынка венчурных инвестиций ранних стадий. Инвестиции с их стороны ограничиваются в среднем 3—10 млн руб. в один проект. Бизнес-ангелы редко инвестируют в проекты, удаленные от своего местоположения.

При отсутствии ассоциации около инициаторов проекта привлечение инвестиций возможно через формальные и неформальные объединения бизнесменов и предпринимателей (бизнес-клубы, объединения промышленников, ассоциации молодых предпринимателей и т. д.). В отличие от ассоциаций, которые в России представляют собой объединения предпринимателей из разных отраслей, инвестиционно активные предприниматели и их объединения часто имеют отраслевую направленность.

Для повышения вероятности получения инвестиций и успешной реализации проекта следует учитывать, что, во-первых, обращение в отраслевое объединение, соответствующее тематике проекта, повышает шансы получения поддержки, так как у людей, принимающих решение, имеется опыт реализации проектов в данном секторе либо есть партнер, который знает, как реализовать схожие проекты. Во-вторых, это выдвигает более жесткие требования к знанию реалий данного рынка и предполагает более тщательную подготовку презентаций проекта.

При подготовке документации для любого инвестора одним из ключевых критериев должна быть ее адекватность. При описании проекта или его части, изложении его бизнес-модели, определении методов оценки рынка, прогнозируемых доходов и расходов необходимо использовать данные, отвечающие действительности. Перед подготовкой необходимо выяснить формат предоставления материалов, который чаще всего можно найти на сайтах объединений.

В России действует около 90 фондов (организаций), осуществляющих инвестирование и выдачу грантов для проектов на ранних стадиях1. Фонды имеют специализацию по отраслям и секторам рынка, по объемам и условиям предоставления средств.

Посевное инвестирование (проект на стадии бизнес-идеи или опытной разработки). Суммарные средства для проектов на этой стадии — 100—200 тыс. долл. На территории РФ активно действуют около 40 организаций (фондов), инвестирующих на посевной стадии, при этом около 70 % из них являются частными. Исходя из опыта ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», работающей более 6 лет, можно утверждать, что на рынке присутствует много узкоспециализированных частных фондов, которые инвестируют на посевной стадии, но не афишируют свою деятельность. Их действительная доля в общем количестве фондов значительно выше.

Инвестирование на стадии стартапа. В среднем суммарные инвестиции составляют от 100 тыс. до 2 млн долл. Чаще всего инвестиции поступают в «молодые» компании, осуществившие выход на рынок. Инвестиционные средства используются для завершения разработки продукта, его вывода на рынок и продвижения. На рынке России около

40 фондов инвестируют в проекты на стадии стартапа, но структура владения фондами несколько отличается от предыдущего варианта: по-прежнему около 70 % фондов появились за счет частных средств, 20 % имеют 100%-ный государственный капитал, а оставшиеся фонды созданы на условиях частно-государственного партнерства.

На более поздних стадиях развития (начиная со стадии раннего роста) для масштабирования проекта, выхода на новые рынки и расширения ассортимента предлагаемых товаров и услуг привлекаются венчурные инвестиции, в основном превышающие 1 млн долл. Специализированных фондов, работающих в этом секторе в РФ, более 10. Практически все они являются частными. Инвестирование в высокотехнологические проекты поздних стадий близко к прямому частному инвестированию, что расширяет возможности авторов проектов по привлечению средств из фондов прямого частного инвестирования, которых значительно больше и которые не имеют территориальной «привязки». Руководят фондами управляющие компании (УК). При обращении в подобные фонды необходимо учитывать, что эти организации имеют строгие формализованные правила подготовки документации. Без привлечения профессиональных консалтинговых компаний для их подготовки велика вероятность отказа. При подготовке документации авторам стоит иметь в виду, что для получения инвестиций следует консультироваться либо со специалистом, который уже имеет успешный опыт подготовки и защиты инвестиционных проектов перед конкретным инвестором, либо с профессиональными компаниями2.

Кроме того, на рынке есть еще ряд игроков, исполняющих несколько ролей. Например, это инвестиционный фонд, выступающий в качестве бизнес-инкубатора, т. е. занимающийся не только финансированием проектов, но и предлагающий широкий спектр услуг для ведения бизнеса. Оценка общего количества подобных игроков достаточно сложна, так как наряду со специализированными организациями по такому же принципу работают многие предприниматели — владельцы офисных помещений.

Для оказания помощи начинающим предпринимателям инновационного и традиционного бизнеса на рынке работают инвесторы, играющие роль консультанта-посредника с

целью привлечения венчурных инвестиций из разных источников (в основном это бизнес-ангелы и их объединения). Они занимаются подготовкой и представлением проектов инвесторам. Подобных организаций, активно действующих на рынке, более 15. К ним можно отнести фандрайзинго-вые компании. Требования и методики подготовки описания проектов на ранних стадиях в зависимости от фонда могут быть различными и значительно отличаться от проектов на более поздних стадиях, однако их выполнение в большинстве случаев обязательно.

Отдельно можно выделить фонды, созданные с участием капитала РВК (Российской венчурной компании), и условно поделить их на федеральные и региональные венчурные фонды3. Федеральные венчурные фонды имеют значительные активы (суммарное количество средств составляет более 15,5 млрд руб. при среднем размере одного фонда более чем 2 млрд руб.). Они ориентированы на более поздние стадии развития венчурных проектов (ранний рост или расширение). Для проектов ранней стадии эти фонды представляют меньший интерес, им важны региональные венчурные фонды, созданные с участием правительств регионов. В настоящее время действуют 23 региональных венчурных фонда под руководством различных УК4. У большинства фондов нет персональных сайтов, информация размещена на официальных сайтах УК.

Кроме перечисленных фондов, в состав фондов РВК входит Фонд посевных инвестиций (ФПИ)5. Это первый фонд, созданный для инвестирования в рамках частно-государственного партнерства и признанный наиболее эффективным способом использования государственных средств для развития инновационных компаний. Фонд учрежден в 2010 г. и имеет 100%-ный государственный капитал в размере 2 млрд руб. У него нет отдельной УК, работа с авторами ведется только через венчурных партнеров аккредитованных компаний, имеющих опыт подготовки и коммерциализации инновационных разработок. Фонд инвестирует не более 25 млн руб. в один проект, что составляет не более 75 % от общей суммы инвестиций. Обязательно наличие частного соинвестора на оставшиеся 25 %. С 22 октября 2012 г. ФПИ РВК запустил новую инвестиционную программу «Бизнес-ангел». Согласно ей, совместно с бизнес-ангелом ФПИ инве-

стирует от 25 до 75 % инвестиционной потребности. Сумма не превышает 3 млн руб. Одним из обязательных условий является участие соинвестора, бизнес-ангела, в успешном инвестировании не менее двух стартапов6.

Одна из наиболее часто используемых форм получения поддержки бизнеса на ранних стадиях — получение грантов. Фонды, занимающиеся предоставлением грантов, проводят конкурсы по разным тематикам и направлениям и в основном ориентируются на проекты посевной стадии. Наиболее известным подобным фондом в России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Кроме того, имеются грантовые фонды крупных корпораций, таких как Microsoft, Intel и др. К грантовым программам поддержки можно отнести гранты на открытие собственного дела (во многих регионах сумма ограничена 300 тыс. руб.) или развитие компании, занимающейся разработкой и выводом на рынок инновационной продукции (не более 500 тыс. руб.).

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65. Основными программами фонда являются «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»), «СТАРТ», «Умник на Старт», «Развитие», «Медицина будущего», «Умный дом и энергоэффективность», «Информационные технологии», «МОСТ (модернизация образования современными технологиями)», «Экспорт».

Программа «УМНИК» действует с 2008 г. Она предназначена для стимулирования развития молодых ученых, реализации инновационных проектов (проведение НИОКР). Ежегодно на реализацию программы выделяется 500 млн руб. Ее победителям каждый год выплачивается по 200 тыс. руб. С 2012 г. необходимым условием при отборе участников программы является предоставление соискателями материалов и докладов по таким направлениям, как информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Программа «СТАРТ» — наиболее известная из реализуемых программ фонда. Она предназначена для инициативных научных работников, создающих новый продукт на основе своих идей. Программа базируется на принципе частно-государственного партнерства (государственный бюджет реализует лишь часть мероприятий, необходимых для развития бизнеса). Она включает в себя трехлетний план реализации. Тематическими направлениями программы являются информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Заявки подаются через Интернет в системе ФОНД7 путем заполнения всех ее форм и вложений в электронной форме. По каждому тематическому направлению ежегодно устанавливаются индивидуальные сроки окончания приема заявок. К плюсам программы можно отнести возможность получения в ряде регионов аналогичной суммы от регионального правительства.

Программа «Умник на Старт» реализуется с 2010 г., предназначена молодым ученым-предпринимателям, нацелена на создание молодежных стартапов. Здесь рассматриваются проекты по таким научным направлениям, как информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии. Участники программы могут быть слушателями образовательной программы по организации бизнеса. С победителем подписывается контракт на проведение НИОКР на сумму до 1 млн руб.

Программа «Развитие» направлена на медицину будущего, умный дом и энергоэффективность, информационные технологии, МОСТ (модернизация образования современными технологиями), экспорт. Это программа — следующий этап развития программы «СТАРТ», которая за время своего существования не индексировалась в соответствии с изменившимися ценами, что часто не позволяло достичь поставленных в проекте целей в силу нехватки средств и вело к неэффективному расходованию государственных средств. Максимальный объем финансирования одного проекта не превышает 15 млн руб. При выполнении проектов малые инновационные предприятия привлекают для ее реализации собственные средства в объеме не менее суммы запрашиваемого финансирования проекта от фонда.

Анализ эффективности использования средств по программам фонда, проводимый на основе его официальной информации, на текущий момент позволяет сделать вывод только о программе «СТАРТ». О неэффективности программы говорит тот факт, что из профинансированных компаний первого этапа в программе финансирования второго года участвуют около 14—15 % компаний, и лишь 4 % от общего количества компаний участвуют в получении гранта по третьему году программы. Основной целью программы является финансирование завершения НИОКР и вывод на рынок нового продукта. Однако победители ограничиваются НИОКР и не пытаются развивать бизнес. Вместе с уже упомянутым отсутствием проведения индексации сумм по гранту можно говорить о низкой эффективности этого формата реализации поддержки, хотя в последние годы фонд реализует различные программы поддержки более чем на 3,5 млрд руб. Формат поддержки большого количества компаний небольшими суммами гранта не позволил компаниям коммерциализовать результаты НИОКР.

Кроме того, существенно изменилась система принятия решения по предоставлению гранта: из состава членов жюри полностью исключены бизнесмены, которые могут дать оценку коммерческой составляющей проекта. Окончательное решение принимается на основе формальных признаков, которые не позволяют оценить рыночную перспективность разработок авторов. Все программы фонда схожи по смыслу, но реализуются для разных направлений и участников.

Фонд «Сколково» осуществляет поддержку проектов (компаний) в таких кластерах, как информационные, энергоэффективные, космические, биомедицинские, ядерные технологии. Это одна из наиболее динамичных организаций, поддерживающих малое инновационное предпринимательство. Подача заявок и документации осуществляется через сайт, возможна повторная подача с устранением замечаний. Предоставляемых грантов резидентам значительно больше, чем в фонде Бортника. Кроме того, фонд проводит отраслевые конкурсы, на которых авторы проектов встречаются с потенциальными инвесторами и покупателями их продукции. Наиболее эффективной и легко получаемой формой поддержки являются налоговые преференции для резидентов, что играет важную роль для малого бизнеса (освобождение

компании от налога на прибыль; возможность освобождения уплаты НДС, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ; освобождение налога на имущество организаций; пониженный тариф страховых взносов на фонд оплаты труда — 14 % (вместо 30 %) и др.).

Программы госкорпорации «Роснано» — один из инструментов реализации государственной политики, направленной на развитие инновационных технологий в России. Она выступает только как соинвестор проектов (не более 50 % от суммарного объема инвестиций) по созданию новых или расширения существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основной инструмент участия — долевое инвестирование, но в качестве дополнительных инструментов могут использоваться займы и поручительства. Компания декларирует, что она фокусируются на начальных стадиях коммерциализации, обусловленных высокими рисками. При этом на рассмотрение инвестиционного комитета попадают только те проекты, инвестиционные потребности которых составляют более 300 млн руб., что вовсе не характерно для ранних стадий8.

В каждом регионе РФ действуют программы поддержки инновационного и традиционного развития бизнеса. Поддержку осуществляют специализированные организации, созданные правительствами регионов. Например, выдаются гранты на открытие собственного дела (в традиционном бизнесе — до 300 тыс. руб., в бизнесе с инновационной составляющей — до 500 тыс. руб.). В ряде субъектов РФ (Нижегородская область, Красноярский край и т. д.) организации, осуществляющие поддержку инновационного бизнеса, могут выступать поручителями при получении малыми инновационными компаниями кредитов в банке в части лизинговых платежей, а также осуществлять возмещение затрат на инновационную деятельность.

Как и в большинстве государственных структур, принятие решения по вопросам поддержки имеет форматизи-рованный характер. Так, по неофициальной статистике, от 20 до 40 % заявок аннулируется в связи с несоответствием формальным признакам (отсутствие справки о задолженности, недействительная выписка из ЕГРЮЛ и т. д.). Кроме того, к региональным формам поддержки можно отнести программы, реализуемые в технопарках, созданных в ре-

гионах и финансируемых из бюджетов самих технопарков и федеральных программ. Большинство технопарков России входят в Ассоциацию технопарков в сфере высоких технологий9, на сайте которой можно найти информацию о формах поддержки, оказываемой на региональном уровне конкретного технопарка.

Таким образом, несмотря на экономические сложности, в России достаточно инструментов и форм поддержки МИП. Однако каждый из инструментов имеет свои особенности, что усложняет привлечение средств от них. Без опыта и знаний работы с различными источниками поддержки шанс воспользоваться этой поддержкой снижается. Важно привлекать специалистов, имеющих опыт работы с конкретными структурами и формами поддержки инновационного бизнеса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Сайт программы Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект». URL: https://innovaterussia.ru/info/recomendations (дата обращения: 26.12.2012).

2 См.: Фияксель Э.А., Будеско Д.Г. Сервисные компании — новый этап развития профессиональных услуг в инновационно-венчурной отрасли // Инновации. 2012. № 12. C. 38—42.

3 См.: Сайт Российской венчурной компании. URL: http://www.rusventure. ru/ru/investments/funds (дата обращения: 24.12.2012).

4 См.: Там же. URL: http://www.rusventure.ru/ru/investments/regional_ funds (дата обращения: 25.12.2012).

5 См.: Там же. URL: http://www.rusventure.ru/ru/investments/fpi (дата обращения: 15.12.2012).

6 См.: Там же. URL: http://www.rusventure.ru/ru/investments/fpi business-angel.php (дата обращения: 14.12.2012).

7 См.: Сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie-online.ru (дата обращения: 15.12.2012).

8 См.: Сайт госкорпорации «Роснано». URL: http://www.rusnano.com/ investment (дата обращения: 15.12.2012).

9 См.: Сайт Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий. URL: http://nptechnopark.ru (дата обращения: 17.12.2012).

Поступила 27.02.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.