Научная статья на тему 'Основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России'

Основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / TAX STIMULATION OF INVESTMENTS / INNOVATIVE ACTIVITY / REAL SECTOR OF ECONOMY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костина Людмила Сергеевна, Попелышева Юлия Сергеевна

На сегодняшний день главная роль в процессе активизации инвестиционной деятельности отводится государственному регулированию. Подталкивающее воздействие на инвестиционное реагирование потенциальных инвесторов могут оказывать разные методы регулирования, среди которых выделяются те, которые реализуются посредством налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России. Авторы статьи рассматривают основные проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в реальном секторе экономики Российской Федерации. Помимо этого, изучены формы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костина Людмила Сергеевна, Попелышева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Today, the main role in the process of increasing investment activity is assigned to state regulation. The pushing influence on the investment response of potential investors can be provided by various methods of regulation, among which are those that are implemented through tax incentives for investment in the innovative development of the real sector of the Russian economy. The authors of the article considers the main problems of tax stimulation of innovation activity in the real sector of the economy of the Russian Federation. In addition, forms and instruments of tax incentives for innovation have been studied.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России»

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ

DOI 10.26425/1816-4277-2018-2-126-130

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. На сегодняшний день главная роль в процессе активизации инвестиционной деятельности отводится государственному регулированию. Подталкивающее воздействие на инвестиционное реагирование потенциальных инвесторов могут оказывать разные методы регулирования, среди которых выделяются те, которые реализуются посредством налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России. Авторы статьи рассматривают основные проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в реальном секторе экономики Российской Федерации. Помимо этого, изучены формы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: налоговое стимулирование инвестиций, инновационная

деятельность, реальный сектор экономики, предпринимательская деятельность, инвестиционная активность, инвестиции.

THE MAIN PROBLEMS OF TAX INCENTIVES FOR INVESTMENT IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract. Today, the main role in the process of increasing investment activity is assigned to state regulation. The pushing influence on the investment response ofpotential investors can be provided by various methods of regulation, among which are those that are implemented through tax incentives for investment in the innovative development of the real sector of the Russian economy. The authors of the article considers the main problems of tax stimulation of innovation activity in the real sector of the economy of the Russian Federation. In addition, forms and instruments of tax incentives for innovation have been studied.

Keywords: tax stimulation of investments, innovative activity, real sector of economy, entrepreneurial activity, investment activity, investment.

Российская экономика и ее подъем во многом определяется ростом предпринимательской активности и зависит от возрождения процессов инвестиций. В связи с этим основной задачей становится создание и поддержка условий, которые будут способствовать приросту частных инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики [8].

На сегодняшний день при решении модернизации реального сектора российской экономики актуальной проблемой остается стимулирование инноваций. Поэтому изучение роли мер налогового характера в инновационном развитии реального сектора экономики Российской Федерации (далее - РФ) представляется необходимым и своевременным. Доказательством актуальности изучения данной темы может послужить анализ российского налогового законодательства, который позволяет сказать о том, что за последнее время мы видим расширение налоговых льгот, которые оказывают стимулирующее воздействие на инновационное развитие [2]. При этом такое положение относится в первую очередь к налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.

© Костина Л.С., Попелышева Ю.С., 2018

УДК 336 JEL O31 O38

Костина Л.С. Попелышева Ю.С.

Kostina Lyudmila Popelysheva Yulia

Однако необходимо отметить, что налоговые инструменты стимулирования развития реального сектора экономики имеют косвенный характер. Другими словами, они представляют собой разновидность косвенного бюджетного финансирования субъектов. Наряду с этим выступая как существенный фактор при принятии инвестиционных решений [4].

Важное значение налогового стимулирования представляется для стран или сфер, которые нуждаются в значительном капиталовложении, и не располагают достаточным объемом внутренних свободных финансовых ресурсов. Вместе с этим, налоговое стимулирование инвестиций становится полезным при переориентации внутренних потоков капитала в перспективные отрасли реального сектора экономики, среди которых и находится инновационное развитие [3].

Среди сегодняшних проблем в РФ мы можем наблюдать неразрешенные вопросы создания экономических условий для увеличения инвестиционной деятельности и формирования перспективного направления инвестиций как в ближайшей, так и среднесрочной перспективе. Существующая нестабильная ситуации оказывает негативное воздействие на инвестиционную привлекательность страны в целом, а также отдельных отраслей и регионов, и приводит к неблагоприятному воздействию на инвестиционный климат [15].

Следует отметить, что за последнее время глобальная интенсивность инвестиционной деятельности в инновационный сектор реальной экономики в мире выросла с 1,57 % (2013 г.) до 1,70 % (2017 г.) от валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Так, в текущем году мировые валовые расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) достигают порядка полутора миллиардов долларов (по паритету покупательской способности) и выросли на 47 % по сравнению с 2013 г.

Что же касается нашей страны, то за последние 5 лет наблюдается уменьшение количества ученых и исследователей, падение доли в мировом ВВП и в мировых внутренних расходах на НИОКР [7].

По нашему мнению, на сегодняшний день российская экономика должна заниматься не только снижением уровня налоговых изъятий, а скорее избирательным воздействием налогов и их уровня на отдельные отрасли экономики и сферы деятельности, что будет способствовать стимулированию реального инновационного производства и, тем самым, влиять на наращивание ВВП, что, в свою очередь, увеличит сам объем поступлений в бюджеты всех уровней.

В конце первого полугодия 2017 г. ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» проводил исследование уровня деловой активности разных предприятий. Так, в данном исследовании приняли участие порядка 800 руководителей промышленных организаций. В итоге было определено, что на конец I полугодия проведение инновационных мероприятий осуществлялось только 57 % предприятий. При этом наименьшая степень активности осуществления инноваций была определена на малых предприятиях, численность работников которых составляет до 100 человек, где только 7 % из рассмотренной группы организации занимались внедрением инноваций [14].

Сегодня мы видим уровень налоговой нагрузки в пределах 35 % ВВП. При этом такой уровень не следует считать запредельной величиной, в случае применения передовых технологий, которые обеспечивают низкую ресурсоемкость производства, высокую производительность и хорошее качество продукции [5].

Рассматривая вопросы снижения налоговых ставок и предоставление налоговых преференций как методов налогового стимулирования инвестиций, важно принимать во внимание выпадающие доходы бюджетов. Так, точечное и целенаправленное снижение налогового бремени современных предприятий, вместе с улучшением инвестиционного климата и стимулировании прихода новых инвестиций, будет приводить к увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, так как произойдет рост выпуска продукции, увеличиться налогооблагаемая база и предприятия будут более привлекательны для инвестиций, и что очень важно - у них появятся оборотные средства на инновации [13].

Все это говорит о том, что модернизация отечественной экономики, основанная на инновационном развитии, не может быть осуществлена без привлечения крупных инвестиций в реальный сектор экономики. Заметим, что основной проблемой этому является проблемы в сфере российского налогового законодательства в области стимулирования инвестиционной деятельности налогоплательщиков [6].

Большинство российских экономистов сходятся во мнении, что при принятии главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» был отменен порядок исключения из налогооблагаемой прибыли средств, которые направляются компанией на финансирование капитальный вложений [2]. Помимо этого, согласимся с М.М. Поповым, считающим, что в противовес стимулированию посредством снижения ставок или освобождению от уплаты налогов, использование предоставления целевых налоговых льгот будет способствовать максимальному применению вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые предполагаются при предоставлении какой-либо льготы [12].

Вестник университета № 2, 2018

Важным моментом налогового стимулирования стало снижение основной ставки налога на прибыль до 20 %, став одной из самых низких ставок на прибыль компаний среди других стран. Но, несмотря на то, что ставка российского налога на прибыль фирм сравнительно низкая, налоговое бремя остается по-прежнему тяжелым, что обусловливается особенностями исчисления налогооблагаемой прибыли [10].

На наш взгляд, приоритетное внимание необходимо направлять на сокращение налоговой базы, так как снижение номинальной ставки налога на прибыль компаний в существующих условиях глубокого экономического кризиса не становится действенным стимулом роста предпринимательской активности в сфере инновационного развития реального сектора экономики. Заметим, что при отсутствии прибыли или при ее незначительных объемах, размер налоговой ставки не играет существенной роли. Помимо этого, снижение налоговой ставки для всех налогоплательщиков не будет выступать стимулом межотраслевого или межрегионального перелива капитала. Поэтому важно опираться на налоговое стимулирование качества роста, государственное регулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов посредством предоставления целевых налоговых льгот, носящих инвестиционный характер [4].

Проблемы стимулирования инвестиций в существующих условиях кризиса особенности остры. Несмотря на то, что в Налоговом кодексе п. 9 ст. 258 предусмотрено включение в состав расходов отчетного периода траты на капитальные вложения в размере не более 10 % расходов, понесенных при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и т. п., оно все равно не приравнивается к целевым налоговым льготам [2].

Достижением считается увеличение величины амортизационной премии с 10 % до 30 %, однако сюда входят не все виды основных средств. Так, налоговый кодекс предусматривает, что амортизационная премия в размере не более 30 % может быть применена к основным средствам, которые относятся к 3-7 амортизационным группам. Проблема заключается еще и в том, что новый порядок связан с исполнением дополнительного условия. Так, используя премию, компания не может продавать основные средства до тех пор, пока не будет оплачен налог. Такое же положение относят и к тем основным средствам, к которых применяется эта премия и которые эксплуатируются с начала 1 января 2008 г. [9].

Следует заметить, что, по нашему мнению, для выхода реального сектора экономики на конкурентоспособную позицию международного рынка в сфере инновационной деятельности, деньги государства необходимо вкладывать в создание качественно новых производств. Ведь независимо от того, что поддержка инновационной деятельности представляется высокозатратным мероприятием, а при существовании международного финансового кризиса не многие могут это осуществлять, при наступлении выхода из кризиса в наилучшем положении будут те страны и предприятия, которые осуществляли значительные вложения в инновации.

Предполагается, что вместе с развитием человеческим капиталом и сервисной экономикой, в блажащее время будут развиваться базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. И такие секторы экономики в нашей стране имеют существенные конкурентные преимущества, но и большие проблемы для роста и эффективности. Поэтому интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, которое опирается на инновационные технологии, будет одним из важных условий успеха инновационного развития реального сектора экономики и успеха всей страны на международной экономической арене [6].

Вместе с этим, по нашему мнению, важным становится не снижение уровня налоговых изъятий, а скорее применение избирательного воздействия налогов и их уровня на различные отрасли и сферы деятельности, которые стимулирует реальное производство. Однако, заметим, что снижение налогов не будет гарантировать стимулирование хозяйственной деятельности. По данным Госстата, на конец третьего квартала налогового периода текущего года, снижение налогов привело к тому, что только 30 % отечественных компаний, которые нуждаются в инвестициях, применяли их в производственных целях, а остальные средства были отправлены на более прибыльные рынки [15].

Помимо этого, оперирование налоговой нагрузкой в рамках финансовой политики инвестиционной деятельности возможно, когда четко определены цели и приоритеты государства. Так, когда инвестиции как часть величины государственных расходов составляют меньшую долю, чем доля инвестиций в величине частных расходов, то экономической рост реального сектора экономики будет более высоким при меньшей налоговой нагрузке. Вместе с этим, если инвестиции составляют в величине расходов большую долю, чем часть инвестиций в величине частных расходов, то в таком случае, более высокая налоговая нагрузка будет способствовать экономическому росту [11].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций для инновационного развития реального сектора экономики должно осуществляться наряду с другими экономическими мерами, среди которых, на наш взгляд, следует выделить государственную поддержу инвестиций, защиту прав инвесторов и т. п.

Среди важных условий формирования в нашей стране благоприятного инвестиционного климата для инновационной сферы следует начать последовательное преобразование налоговой системы в сторону снижения бремени, которое налагается на товаропроизводителя. С целью повышения активности компаний в реальном секторе экономики важно отказаться от практики перманентного изменения налогового законодательства.

Среди важных направлений совершенствования налогового законодательства, мы определяем создание системы налоговых преференций, которые будут способствовать формированию и рациональному применению компаниями внешних источников финансирования инвестиционной и инновационной деятельности [1]. При этом такие преференции и налоговые льготы могут быть индивидуальными и должны иметь ограничения по времени действия, которые определяются результатами оценки их эффективности за прошедшее время после их внедрения по отдельным налогоплательщикам. Эффективность в таком случае будет предполагать достижение целей, для которой вводились данные инвестиционные налоговые льготы и преференции. В случае недостижения целей, льготы необходимо отменять, в обратном случае - возможно продление.

В заключение отметим, что разработанная и внедренная действенная система мониторинга результативности и эффективности использования инвестиционных налоговых льгот в инновационном развитии реального сектора экономики будет приносить экономическую выгоду нашей стране.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 26.27.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 31.01.2018).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 29.01.2018).

3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz4yye2u3TE (дата обращения: 02.02.2018).

4. Алексеев, А. В. Российский реальный сектор - трамплин для инновационной экономики // Вестник института Кенанна в России. - 2013. - № 20. - С. 20-25.

5. Балдин, К. В. Инвестиции: системный анализ и управление. - М.: Дашков и К, 2013. - 288 с.

6. Берне, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / В. Берне, П. М. Хавранек. - М.: Инфра-М, 2015. - 555 с.

7. Данные Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna. т (дата обращения: 01.02.2018).

8. Ерошкин, А. М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом // Финансы и кредит. -2011. - № 24(456). - С. 62-70.

9. Козлов, Д. А. Проблемы налогового регулирования реального сектора экономики России / Д. А. Козлов // Финансы. -2004. - № 11. - С. 37-39.

10. Кузнецова, Н. Г. Национальная экономика. Система потенциалов: - М.: Юнита-Дана, 2010. - 367 с.

11. Митрофанова, И. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 48. - С. 39-45.

12. Попов, М. В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. - № 2 (40). - С. 61-67.

13. Пупкова, Г. А. Стимулирование инвестиционной активности в реальном секторе экономики на основе маркетинговых исследований // Российское предпринимательство. - 2009. - Том 10. - № 7. - С. 80-85.

14. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 01.02.2018).

15. Тютюкина, Е. Б. Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы. - М.: Дашков и К, 2014. - 220 с.

BecmuuK yuueepcumema № 2, 2018

References

1. Federal'nyy zakon «b investitsionnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii, osushchestvlyaemoy v forme kapital'nykh vlozheniy» ot 25.02.1999 N 39-FZ (ed on 26.27.2017) [Federal Law dated on 25.02.1999 № 39-FZ (last version) «On Investment Activity in the Russian Federation in the Form of Capital Investments»]. Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22142/ (accessed 31.01.2018).

2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (NK RF) 31.07.1998 goda №146-FZ (red. ot 28.12.2017) [The Tax Code of the Russian Federation (RF TC) from 31.07.1998 № 146-FZ (ed. on 28.12.2017)]. Available at:_http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (accessed 29.01.2018).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8.12.2011 g. № 2227-r «O Strategii innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 g.» [Decree of the Government of the Russian Federation on December 8, 2011 No. 2227-r «On the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the Period to 2020»]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ix-zz4yye2u3TE (accessed 02.02.2018).

4. Alekseev A. V. Rossiyskiy realnyiy sektor - tramplin dlya innovatsionnoy ekonomiki [The Russian real sector is a springboard for an innovative economy]. Vestnik instituta Kenanna v Rossii [VestnikKenann'sInstitute in Russia], 2013, I. 20, pp. 20-25.

5. Baldin K. V. Investitsii: sistemnyiy analiz i upravlenie [Investments: system analysis and management]. Moscow, 2013, p. 288.

6. Berne V., Khavranek P. M. Rukovodstvo po otsenke effektivnosti investitsiy [Guide to assessing the effectiveness of investment]. Moscow, 2015, p. 555.

7. Dannyie Federalnogo kaznacheystva Rossiyskoy Federatsii [Data of the Federal Treasury of the Russian Federation]. Available at: http://www.roskazna.ru (accessed 01.02.2018).

8. Eroshkin A.M. Mehanizmyi gosudarstvennoy finansovoy podderzhki innovatsiy za rubezhom [Mechanisms of state financial support of innovations abroad]. Finansy i kredit [Finance and credit], 2011, I. 24 (456), pp. 62-70.

9. Kozlov D. A. Problemyi nalogovogo regulirovaniya realnogo sektora ekonomiki Rossii [Problems of tax regulation of the real sector of the Russian economy]. Finansy [Finance], 2004, I. 11, pp. 37-39.

10. Kuznetsova N. G. Natsionalnaya ekonomika. Sistema potentsialov [National economy. The system of potentials]. Moscow, 2010, pp. 367.

11. Mitrofanova I. A. Nalogovyie lgotyi kak forma gosudarstvennoy podderzhki malyih innovatsionnyih predpriyatiy [Tax benefits as a form of state support for small innovative enterprises]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya [Financial analytics: problems and solutions], 2011, I. 48, pp. 39-45.

12. Popov M. V. Nalogovyie instrumentyi stimulirovaniya investitsiy v innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Tax tools to stimulate investment in innovative economic development]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V I. Vernadskogo [Issues of modern science and practice. University of. V. I. Vernadsky], 2012, I. 2 (40), pp. 61-67.

13. Pupkova G.A. Stimulirovanie investitsionnoy aktivnosti v realnom sektore ekonomiki na osnove marketingovyih issledovaniy [Stimulation of investment activity in the real sector of the economy on the basis of marketing research]. Rossiyskoe predprini-matel'stvo [Journal of Russian Entrepreneurship], 2009, I. 7, pp. 80-85.

14. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ross-tat_main/rosstat/en/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (accessed 01.02.2018).

15. Tyutyukina, E. B. Investitsii i innovatsii v realnom sektore rossiyskoy ekonomiki: sostoyanie i perspektivyi [Investments and innovations in the real sector of the Russian economy: the state and prospects]. Moscow, 2014. p. 220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.