Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инвестирования в инновационные проекты 9 ферзилаева Р. Н. Регулирование налогового потенциала региона'

Налоговое стимулирование инвестирования в инновационные проекты 9 ферзилаева Р. Н. Регулирование налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / DRAFT LAW / INVESTMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / TAX BENEFIT / RUSSIAN TAX CODE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И. А., Чувильская Н. К.

Предмет. В условиях нынешнего политико-экономического состояния, характеризующегося высоким уровнем нестабильности, любые вносимые в законодательство изменения могут оказать существенное влияние на функционирование всей экономической системы страны в целом. Актуальность данной статьи обусловлена рассмотрением перспектив реализации законопроекта, разработанного Министерством экономического развития РФ, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновационные проекты, в условиях роста экономической нестабильности, ведь неэффективность существующих инструментов налогового стимулирования приводит к стагнации экономики. Цели. Центральными направлениями исследования представляются анализ эффективности существующих инструментов налогового стимулирования в условиях экономической нестабильности, а также целесообразность применения законопроекта, разработанного Министерством экономического развития РФ и ориентированного на развитие инвестиционных процессов в области инноваций. Методология. Рассматриваются перспективы реализации названного законопроекта, призванного стимулировать финансирование проектов высокотехнологичного сектора. Для оценки эффективности внедряемых нововведений с помощью эконометрических методов был проведен анализ тенденций снижения как инновационной, так и инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности в целом по Российской Федерации в течение последних пяти лет. Результаты. Были рассмотрены существующие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности в области высокотехнологичного сектора экономики, проанализированы и соотнесены показатели инвестиционной и инновационной активности в 2010-2014 гг., освещены положительные и негативные стороны внедрения подготавливаемого законопроекта, выступающего в роли рычага налогового стимулирования инновационного развития. Выводы. Внесение изменений в налоговое законодательство может не только послужить рычагом стимулирования вложения денежных средств потенциальными инвесторами в проекты инновационного характера, но и при прочих равных условиях спровоцировать рост дефицита государственного бюджета, что представляется негативным фактором, оказывающим влияние на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова И. А., Чувильская Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentives for investing in innovative projects

Importance The relevance of the article is underpinned by considerations of prospects for implementing the draft law of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation, which is aimed at tax incentives for investment in innovative projects under economic instability, as inefficiency of existing tax incentives results in economic stagnation. Objectives The objectives of the study are to review the efficiency of existing tax incentives under economic instability, and the applicability of the bill of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation focused on investing in innovative projects. Methods We applied econometric methods to assess the efficiency of implemented innovation and analyze the downward trend in both investing and innovative activities of business entities in Russia for five recent years. Results We considered the existing tax incentives for investment in the high-tech sector of the economy, analyzed and correlated indicators of innovative and investment activities for 2010-2014, highlighted upsides and downsides of the implementation of the bill, which acts as a lever of tax incentives for investment development. Conclusions and Relevance Amendments to the tax law may stimulate investment in innovative projects, but also, under otherwise equal conditions, trigger the central government budget deficit, which is a negative factor impacting the country's economy.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестирования в инновационные проекты 9 ферзилаева Р. Н. Регулирование налогового потенциала региона»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Инна Алексеевна МИТРОФАНОВА3', Надежда Константиновна ЧУВИЛЬСКАЯ"

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация

[email protected]

ь студентка факультета экономики и управления,

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.02.2016 Принята в доработанном виде 18.04.2016

Одобрена 17.05.2016

УДК 336.228:330.3 JEL: Е22, Н21, Н25

Ключевые слова:

законопроект, инвестиции, инновационное развитие, налоговые льготы, Налоговый кодекс РФ

Аннотация

Предмет. В условиях нынешнего политико-экономического состояния, характеризующегося высоким уровнем нестабильности, любые вносимые в законодательство изменения могут оказать существенное влияние на функционирование всей экономической системы страны в целом. Актуальность данной статьи обусловлена рассмотрением перспектив реализации законопроекта, разработанного Министерством экономического развития РФ, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновационные проекты, в условиях роста экономической нестабильности, ведь неэффективность существующих инструментов налогового стимулирования приводит к стагнации экономики.

Цели. Центральными направлениями исследования представляются анализ эффективности существующих инструментов налогового стимулирования в условиях экономической нестабильности, а также целесообразность применения законопроекта, разработанного Министерством экономического развития РФ и ориентированного на развитие инвестиционных процессов в области инноваций.

Методология. Рассматриваются перспективы реализации названного законопроекта, призванного стимулировать финансирование проектов высокотехнологичного сектора. Для оценки эффективности внедряемых нововведений с помощью эконометрических методов был проведен анализ тенденций снижения как инновационной, так и инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности в целом по Российской Федерации в течение последних пяти лет.

Результаты. Были рассмотрены существующие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности в области высокотехнологичного сектора экономики, проанализированы и соотнесены показатели инвестиционной и инновационной активности в 2010-2014 гг., освещены положительные и негативные стороны внедрения подготавливаемого законопроекта, выступающего в роли рычага налогового стимулирования инновационного развития.

Выводы. Внесение изменений в налоговое законодательство может не только послужить рычагом стимулирования вложения денежных средств потенциальными инвесторами в проекты инновационного характера, но и при прочих равных условиях спровоцировать рост дефицита государственного бюджета, что представляется негативным фактором, оказывающим влияние на экономику страны.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В августе 2015 г. Министерством экономического развития РФ был подготовлен законопроект, направленный на развитие инструментов поддержки и финансирования инновационных проектов. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 217, 284 и 284.2 Налогового кодекса РФ» подготовлен Минэкономразвития России в целях реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Предположительно, внедрение законопроекта будет стимулировать рост инвестиционной активности предприятий, а также инновационное развитие посредством использования

многочисленных инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики1.

Законопроектом предлагается применить налоговые льготы по доходам от операций по реализации или другому выбытию акций

российских организаций на облигации российских

" 2 организации и инвестиционные паи2.

1 Законопроектная деятельность - Правительство России, 2015. URL: http://m.governmentru/activities/19294/

2 Кабмин даст налоговые льготы при инвестировании

в инновационные компании - Бухгалтерский учет, налоги, аудит, 2015. URL: http://www.audit-it. ru/news/account/837330.html

Помимо этого, рассматривается возможность сокращения срока, на протяжении которого физические и юридические лица могут владеть акциями и облигациями подобного рода организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации, не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0%) с пяти лет до одного года [1].

Предлагаемые изменения начнут действовать с момента вступления законопроекта в силу до 31.12.2022 включительно, после чего будут восстановлены ныне существующие нормы.

Внесение изменений в НК РФ спровоцировано рядом причин. Одной из них стал резкий инвестиционный спад в целом по России. Динамика изменения инвестиционной активности за 2010-2014 гг. продемонстрирована в табл. 1.

Из представленных данных видно, что за 20102014 гг. наблюдается четкая тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал, несмотря на положительную динамику абсолютного прироста рассматриваемого показателя. Таким образом, в 2013 г. размер инвестиций в основной капитал составил 13 255,5 млрд руб., что практически на 45% выше величины данного показателя в 2010 г. Однако в 2014 г. наблюдается резкое снижение поступления инвестиционных средств в основные капиталы: размер инвестиций в сравнении с предыдущим годом снизился на 3,5% до отметки в 12 791,5 млрд руб. По данным Росстата, инвестиционная активность в I квартале 2015 г. оказалась ниже прошлогодней почти на 20%. Подобного рода темпов падения инвестиций в России за последнее пятилетие прежде не наблюдалось. Динамика инвестиций в основной капитал в РФ в первых кварталах 2010-2015 гг. представлена на рис. 1.

Если опираться на данные, представленные на рис. 1, можно сделать вывод о том, что, несмотря на рост инвестиционной активности в РФ в I квартале 2015 г. по отношению к показателям базисного I квартала 2010 г. на 19,5%, начиная с 2013 г. можно наблюдать четкую тенденцию снижения данного показателя. Таким образом, темп прироста инвестиций в основной капитал в I квартале 2015 г. к предыдущему периоду принял отрицательное значение в размере 19,4%.

Статистические данные показывают, что с 2013 г. инвестиции в основной капитал планомерно снижаются. Во многом данная ситуация связана с

событиями 2014 г.: укреплением доллара США, падением российской валюты, вводом санкций в отношении импортных товаров, а также рядом разногласий политического характера. Тем не менее принятые в 2014 г. санкции в отношении запрета определенных импортных товаров во многом должны стимулировать инновационную деятельность в России: потребитель нуждается если не в иностранных товарах, то как минимум в их русских аналогах [3]. Однако об импортозамещении говорить очень сложно, если учитывать нынешнюю ситуацию в экономике: для собственного производства необходимы не только различные ресурсы, инновационные разработки, но и капиталовложения. Одно остается неоспоримым: Россия нуждается в инвестициях в инновации. Динамика изменения размера инвестиций в основной капитал к изменениям инновационной активности организаций за 20102014 гг. представлена на рис. 2.

На рис. 2 отчетливо прослеживается следующая тенденция: при снижении инновационной активности размер инвестиций в основной капитал начинает планомерно расти и, соответственно, наоборот. Подобного рода ситуация достаточно тревожна, поскольку государственная политика последних лет была во многом направлена на развитие инвестирования в инновационные

3 "

проекты , что говорит о возможной неэффективности существующих инструментов стимулирования, каковыми являются:

инвестиционный налоговый кредит, различного рода налоговые льготы, освобождение в ряде случаев от уплаты НДС и налога на прибыль, таможенные льготы, ускоренная амортизация и т.д. [4]. Но не стоит упускать из вида тот факт, что российские предприятия создают конкурентные условия на рынке посредством манипуляций с ценой, используя основные факторы производства - недорогую рабочую силу и природные ресурсы, находящиеся в свободном доступе [5]. В связи с этим инновационная активность остается невостребованной, а эффективность налогового администрирования в буквальном смысле - без контроля и обеспечения должного внимания.

В конце 2014 г. как инновационная, так и инвестиционная деятельность существенно снизили свои позиции. Для поддержания, а также частичного восстановления уровня рассматриваемых показателей, как уже упоминалось ранее, комиссия по законопроектной деятельности одобрила

3 Проблемы инвестиционной и инновационной политики. URL: http://tpp74. ru/storage/probinvest pdf

законопроект, подготовленный Министерством экономического развития РФ, целью которого представляется развитие инструментов поддержки и финансового обеспечения инновационных проектов [4, 6]. Однако стоит отметить, что эффект от изменений, вносимых в положения налогового законодательства, касающихся налоговых льгот, за маской положительного влияния может скрывать ряд негативных аспектов (рис. 3). В большинстве случаев виной тому являются внешнеэкономические и политические факторы, в лучшем случае просто нейтрализующие полезное действие обновленных положений законодательства, в худшем -провоцирующие развитие неблагоприятных экономических явлений [7].

Рассмотрим предлагаемые Министерством экономического развития РФ нововведения более подробно (табл. 2).

Проблема во многом заключается в том, что потенциальные инвесторы не хотят вкладывать свои денежные средства в инновации. Да и на сегодняшний день налоговые льготы в виде 0% ставки по НДФЛ и на прибыль организаций по доходам, получаемым от реализации акций и долей участия в уставном капитале российских организаций, предоставляются при условии владения ими на праве собственности или другом вещном праве сроком более пяти лет. Тем не менее средняя продолжительность перехода

инвестиционного проекта с одной стадии развития на другую составляет от одного года до двух лет, пятилетний срок владения акциями инновационной компании не соответствует горизонту инвестирования на публичном фондовом рынке, что практически нивелирует стимулирующую функцию этой нормы [9].

Так, при инвестировании в инновационные компании снижение рисков инвестирования в ценные бумаги возможно в рамках процедур биржевого листинга и раскрытия информации [10]. При этом существующий механизм, устанавливающий пятилетний срок владения такими бумагами, существенно снижает приток инвестиций в инновационные компании в отличие от традиционных секторов экономики. Введение льготы, предусматривающей снижение срока владения ценными бумагами на вещном праве или праве собственности до одного года на период до 2023 г., при сопутствующих условиях позволит обеспечить эффективный стимулирующий инструмент инвестирования в инновационную сферу, будет способствовать повышению спроса на инновационную продукцию у потенциальных инвесторов [11, 12].

Реализация рассматриваемого законопроекта призвана повысить степень инвестиционной активности и создать условия для развития инструментов поддержки и финансирования инновационных проектов. Однако данный эффект достижим лишь в условиях устойчивого состояния экономики страны в целом. На сегодняшний день ввиду высокой экономической нестабильности, а также политических разногласий, оказывающих на нее непосредственное влияние, о планомерном развитии отдельных секторов экономики, в том числе и инвестиционном, говорить не приходится. Об этом свидетельствует опыт прошлых лет: введение многочисленных налоговых льгот по отношению к проектам и разработкам инновационного характера [13].

Напротив, вводимые поправки в налоговое законодательство лишь сократят доходы федерального бюджета, что в условиях дефицита государственного бюджета являе тся нецелесообразным. Произойдет поощрение уже оперирующих в инвестиционной сфере физических и юридических лиц, которых, по сути, устраивают и нынешние положения налогового законодательства. Ожидание экономических деятелей, что в результате будут привлечены новые агенты, абсолютно неоправданно. Об этом во многом свидетельствует статистика (рис. 2): при снижении инновационной активности размер инвестиций в основной капитал начинает планомерно расти, что говорит о нежелании потенциальных инвесторов вкладывать свои денежные средства непосредственно в высокотехнологичный сектор из-за долгой окупаемости инвестиций.

Экономические риски инвесторов, оперирующих с проектами, предполагающими долгий срок окупаемости, в условиях экономической нестабильности увеличиваются еще в несколько раз [14]. Во многом это обусловлено невозможностью прогнозирования стоимости будущих денежных потоков инвестиционных проектов, рассчитанной с учетом дисконтирования, иными словами, чистой дисконтированной стоимости вложений. В данном случае ставку дисконтирования определить на долгосрочную перспективу буквально невозможно.

Волатильность национальной валюты в условиях экономической нестабильности достигает предельного уровня: укрепление национальной валюты менее чем за сутки может смениться ее падением. Для инвесторов возникает проблема расчета базовых показателей для оценки инвестиционных проектов, таких как

рентабельность инвестиций, дисконтированный срок окупаемости, внутренняя норма окупаемости инвестиций и т.д., что означает увеличение инвестиционных рисков [15, 16].

Таким образом, положительная динамика в сфере инвестиций в инновации начнет наблюдаться лишь в условиях стабильного экономического состояния, которому характерны не только высокие доходы, но и самое главное - низкие экономические риски. Для достижения макроэкономической стабильности в первую

очередь необходимо ограничить дефицит государственного бюджета. Распространение налоговых льгот по доходам от выбытия долей российских организаций на акции и облигации российских организаций и инвестиционные паи, относящиеся к высокотехнологичному

(инновационному) сектору экономики, а также сокращение срока их владения с пяти лет до одного года может явиться фактором, противоборствующим пополнению федерального бюджета.

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за 2010-2014 гг. Table 1

Dynamics of investment in fixed capital in the Russian Federation for 2010-2014

Год Инвестиции в основной капитал за период, млрд руб. Абсолютный прирост к предыдущему периоду, млрд руб. Темп роста, % Темп прироста, %

2010 9 152,1 - - -

2011 10 776,8 1624,7 117,75 17,75

2012 12 568,8 1762 116,62 16,62

2013 13 255,5 686,7 105,46 5,46

2014 12 791,5 -464 96,5 -3,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2015.

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Din-invOKVED.xls; [2]

Source: Federal Service of State Statistics, 2015. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Din-invOKVED.xls; [2]

Таблица 2

Анализ применяемых поправок в статьи 217 и 284.2 НК РФ Table 2

An analysis of the amendments to Articles 217 and 284.2 of the Tax Code

Изначальные положения статьи НК РФ

Предлагаемые законопроектом изменения

Предполагаемый экономический _эффект_

Авторский комментарий

Статья 217 п. 17.2 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению». Не подлежат налогообложению доходы, получаемые от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 настоящего Кодекса, при условии что на дату реализации таких акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет_

Сокращение срока владения физическими и юридическими лицами акциями, облигациями и инвестиционными паями для признания дохода не подлежащим налогообложению с пяти лет до одного года

Сокращение срока владения акциями, облигациями и инвестиционными паями до одного года до 31.12.2022 предположительно поспособствует значительному увеличению притока инвестиций в инновационные компании

Статья 284.2 п. 2.2, 2.3. «Особенности применения налоговой ставки 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями»

2.2. если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся

на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

2.3. если акции российских организаций на дату их приобретения

налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики

Распространение налоговых льгот по доходам от выбытия долей российских организаций на облигации российских организаций и инвестиционные паи, относящихся к высокотехнологично му (инновационному) сектору экономики

Расширение спектра применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль на облигации высокотехнологичных компаний

и инвестиционные паи паевых

инвестиционных фондов

предположительно окажет

максимизирующее действие на приток вложений денежных средств

в инновационные проекты

Рассматривая предлагаемые изменения через призму эмпирических данных прошлых лет, можно смело сделать вывод о том, что данные нововведения окажутся малоэффективными ввиду сложившейся ситуации в области инвестиционной деятельности. Нейтрализующее действие оптимизационных изменений во многом оказывают внешнеэкономические факторы: нестабильность экономического состояния РФ повышает риски инвестиций в инновационные проекты. Высокий уровень волатильности рубля по отношению к доллару США и евро - еще один фактор, мешающий потенциальным инвесторам вкладывать денежные средства в инновации, ввиду прямой зависимости инновационного сектора от иностранных валют (наибольшая часть разработок требует заимствования (использования) иностранных технологий, оборудования, материалов и т.д.). Достаточно спорным фактором можно назвать введение санкций на ряд импортных товаров. С одной стороны, данное обстоятельство должно было оказать стимулирующее действие на деятельность инновационного сектора. Однако, как упоминалось ранее, многие разработки буквально невозможны без применения дорогостоящих технологий, технических средств, различного рода сырья заграничного происхождения, на которые также наложено эмбарго

Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации (по сост. на 01.03.2015), [8] Source: Tax Code of the Russian Federation (as of 01.03.2015), [8]

Рисунок 1

Динамика инвестиций в основной капитал в РФ в первых кварталах 2010-2015 гг. Figure 1

Dynamics of investment in fixed capital in the Russian Federation in the first quarters of 2010-2015

Источник: Министерство финансов Российской Федерации, 2015. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov-n16.xls

Source: Ministry of Finance of the Russian Federation, 2015. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov-n16.xls Рисунок 2

Динамика изменения размера инвестиций в основной капитал к изменениям инновационной активности организаций за 2010-2014 гг.

Figure 2

Dynamics of investment in fixed capital as compared to changes in innovation activity of organizations for 2010-2014

Источник: Федеральная Служба Государственной статистики, 2015. URL: http://info.minfin.ru/investment.php Source: Federal Service of State Statistics, 2015. URL: http://info.minfin.ru/investment.php

Рисунок 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможные негативный и положительный эффекты от применения изменений в ст. 217 и 284.2 НК РФ Figure 3

Possible negative and positive effects of changes in Articles 217 and 284.2 of the RF Tax Code

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЗАКОКОП ИЗМЕНЕНИЯ. ВНОСИМЫЕ

Сокращение срока владения физическими и юридическими лицами акциями, облигациями и инвестиционным» паями для признан»» дохода не подлежащим налогообложению с пяти лет до одного года

Статья 217 п. 17.2 НК РФ

Статья 2S4.2 п. 2.2. 2.?. НК РФ Распространение налоговых льгот по доходам от выбытия долен российски* организаций на облигации российских организаций и инвестиционные лай, относящиеся к

высокотехнологичному сектору экономики

^^Ожидаемый положительный эффект пр законодательстве изменений: рост приток;

инновационные компании

Возможные последствия применяемых ;

РФ: рост дефицита еральног

Источник: БУ, налоги, аудит, 2015. URL: http://www.audit-it.ru/news/account/837330.html

Source: Accounting, taxes, audit, 2015. URL: http://www.audit-it.ru/news/account/837330.html

Список литературы

1. Пансков В.Г. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал. 2013. № 4. С. 61-72.

2. Иванов Д.С., Кузык М.Г., Симачев Ю.В. Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: возможности и ограничения // Форсайт. 2012. Т. 6. № 2. С. 18-42.

3. Митрофанова И.А., Митрофанова И.В., Тлисов А.Б. Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 228 с.

4. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2. С. 109-114.

5. Ляпкина А.В. Условия осуществления конкурентной стратегии на рынке агропроизводственной продукции // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 445-448.

6. Третьякова Ю.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 499-502.

7. Зысман Н.И., Ильяшенко В.В. Влияние внешнеэкономических факторов на инфляцию в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 2. Т. 46. С. 35-38.

8. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. 2012. № 2. С. 208-218.

9. Бауэр К.В. Институциональный анализ инвестиционных проектов // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 3. С. 18-21.

10. Сутягин В.Ю. Нюансы оценки инвестиционных проектов // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 87-100.

11. Курдюков С.И. Хеджирование инвестиционных рисков в моделировании «потребительских» портфельных стратегий // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4. С. 25-31.

12. Митрофанова И.А., Хохлова С.В. Экономическая оценка налоговых рисков: межстрановые сравнения // Налоги и налогообложение. 2013. № 1. С. 5-14.

13. Хворова Е.В. Роль налоговых льгот регионального уровня в стимулировании инноваций // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 4. С. 350-351.

14. Секлецова О.В., Кузнецова О.С., Понкратова Т.А. Проблемы анализа инвестиционных рисков // Техника и технология пищевых производств. 2010. № 2. С. 67-74.

15. Бетилгириев М.А., Косумова Х.Г. Оценка рисков в процессе принятия инвестиционных решений // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 1. С. 82-89.

16. Яник А.А., Попова С.М. Новое в налоговом стимулировании инноваций: опыт ряда европейских стран // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 908-919. doi: 10.7256/1812-8688.2015.11.17001

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

TAX INCENTIVES FOR INVESTING IN INNOVATIVE PROJECTS Inna A. MITROFANOVA^, Nadezhda K. CHUVIL'SKAYAb

Fiscal System

a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected] • Corresponding author

Article history:

Received 10 February 2016 Received in revised form 18 April 2016 Accepted 17 May 2016

JEL classification: E22, H21, H25

Keywords: draft law, investment, innovative development, tax benefit, Russian Tax Code

Abstract

Importance The relevance of the article is underpinned by considerations of prospects for implementing the draft law of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation, which is aimed at tax incentives for investment in innovative projects under economic instability, as inefficiency of existing tax incentives results in economic stagnation.

Objectives The objectives of the study are to review the efficiency of existing tax incentives under economic instability, and the applicability of the bill of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation focused on investing in innovative projects.

Methods We applied econometric methods to assess the efficiency of implemented innovation and analyze the downward trend in both investing and innovative activities of business entities in Russia for five recent years.

Results We considered the existing tax incentives for investment in the high-tech sector of the economy, analyzed and correlated indicators of innovative and investment activities for 2010-2014, highlighted upsides and downsides of the implementation of the bill, which acts as a lever of tax incentives for investment development.

Conclusions and Relevance Amendments to the tax law may stimulate investment in innovative projects, but also, under otherwise equal conditions, trigger the central government budget deficit, which is a negative factor impacting the country's economy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Panskov V.G. [On some urgent tax incentives for investment activity in the Russian economy]. Belorusskii ekonomicheskii zhurnal = Belarusian Economic Journal, 2013, no. 4, pp. 61-72. (In Russ.)

2. Ivanov D.S., Kuzyk M.G., Simachev Yu.V. [Fostering the innovative activity of Russian manufacturers: opportunities and restrictions]. Forsait = Foresight-Russia, 2012, vol. 6, no. 2, pp. 18-42. (In Russ.)

3. Mitrofanova I.A., Mitrofanova I.V., Tlisov A.B. Nalogooblozhenie pribyli khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Taxation of profit of economic entities]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2014, 228 p.

4. Popov M.V. [Tax instruments to boost investment in innovative development of the economy]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State SocioEconomic University, 2012, no. 2, pp. 109-114. (In Russ.)

5. Lyapkina A.V. [Conditions for implementing competitive strategy in the agricultural product market].

Vestnik Chuvashskogo Universiteta, 2012, no. 2, pp. 445-448. (In Russ.)

6. Tret'yakova Yu.N. [Tax incentives for innovation in Russia]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 7, pp. 499-502. (In Russ.)

7. Zysman N.I., Il'yashenko V.V. [Influence of external economic factors on inflation in Russia]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2013, no. 2, vol. 46, pp. 35-38. (In Russ.)

8. Popov M.V. [Tax instruments to foster investments in innovative development of economy]. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki = Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2012, no. 2, pp. 208-218. (In Russ.)

9. Bauer K.V. [Institutional analysis of investment projects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2010, no. 3, pp. 18-21. (In Russ.)

10. Sutyagin V.Yu. [Details of investment project assessment]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 10, pp. 87-100. (In Russ.)

11. Kurdyukov S.I. [Hedging the investment risks in modeling the 'consumer' portfolio strategies]. TERRA ECONOMICUS, 2010, vol. 8, no. 4, pp. 25-31. (In Russ.)

12. Mitrofanova I.A., Khokhlova S.V. [Economic assessment of tax risks: cross-country comparisons]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2013, no. 1, pp. 5-14. (In Russ.)

13. Khvorova E.V. [The role of regional-level tax privileges in boosting the innovation]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan National Research Technological University, 2013, no. 4, pp. 350-351. (In Russ.)

14. Sekletsova O.V., Kuznetsova O.S., Ponkratova T.A. [Problems of the investment risks analysis]. Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv = Food Processing: Techniques and Technology, 2010, no. 2, pp. 67-74. (In Russ.)

15. Betilgiriev M.A., Kosumova Kh.G. [Risk assessment in the course of investment decision-making]. TERRA ECONOMICUS, 2010, vol. 8, no. 1, pp. 82-89. (In Russ.)

16. Yanik A.A., Popova S.M. [New in tax incentives for innovations: experience of a number of European countries]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 11, pp. 908-919. (In Russ.) doi: 10.7256/1812-8688.2015.11.17001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.