Научная статья на тему 'Основные проблемы изучения преступности в психологической науке'

Основные проблемы изучения преступности в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы изучения преступности в психологической науке»

сайтов в сети Интернет, открыто разместил на их страницах объявление с предложением услуг по защите информации с указанием адреса для связи. В качестве причины своего поступка Ильин назвал желание привлечь внимание к своим способностям и получить престижную и высокооплачиваемую работу.

Правовой нигилизм находит проявление и в оправдании нанесения ущерба зарубежным фирмам ("эти фирмы обкрадывают российских пользователей"). В среде хакеров считается престижным осуществить противоправные действия в отношении организаций, попавших в списки "носителей зла".

Гипертрофированная самооценка приводит к тому, что отдельные лица совершают противоправные деяния спонтанно, без серьезной предварительной подготовки. Под воздействием "комплекса безнаказанности" они оставляют многочисленные послания руководителям служб безопасности, с гордостью публикуют сообщения о своих противоправных действиях в сетевых конференциях и т. п. Нередко можно встретить и хвастливые описания "побед" с конкретными указаниями на их организаторов в конференциях и чатах. По результатам опросов, проведенных ФБР, до 98% хакеров считают, что их никогда не смогут уличить в хакерстве. Хвастовство и восхищение собственными "подвигами" продолжаются даже при даче показаний представителям правоохранительных органов.

Рассматривая качества "сетевых" преступников, нельзя не отметить присутствия у них определенных специфических положительных свойств. Эти люди нередко являются яркими личностями, обладают высоким уровнем абстрактного мышления. Для многих из них характерны достаточный уровень квалификации, глубокие познания в области информационных технологий, высокая работоспособность, упорство (настойчивость и методичность в достижении поставленных целей иногда даже граничат с параноидальностью). Указанные лица стараются получить максимальный объем знаний о функционировании и механизмах защиты объектов вычислительных систем и постоянно быть в курсе последних новостей в этой сфере. Перечисленные качества, сами по себе позитивные, при выборе субъектом преступных способов достижения целей становятся элементами преступного профессионализма. В частности, высокий интеллект и профессиональная подготовленность позволяют преступнику достаточно полно оценить все возможные препятствия на пути достижения поставленных целей и выбрать "оптимальный" вариант поведения, просчитав вероятные действия правоохрашгтельных органов.

По ряду объективных причин среди "сетевых" преступников относительно невысок процент тех, кто ранее подвергался уголовному преследованию. Лица, склонные к совершению сетевых преступлений, в большинстве своем не имеют связей в уголовно-преступной среде (за исключением случаев сотрудничества с представителями организованной преступности) и отличаются стремлением иметь в своем окружении положительную репутацию. У них, как правило, отсутствуют стойкие антиобщественные установки, агрессивность, они не допускают даже возможности совершения иных видов преступлений, особенно связанных с применением насилия. Как показывают наблюдения, предвидение высокой вероятности наступления правовых последствий для многих из изученных лиц способно привести к отказу от совершения преступления.

Подготовленность субъекта к реализации преступных замыслов определяется и наличием необходимых навыков. Изучаемые лица наиболее важными считают для себя такие качества, как опыт работы с информационными системами, умение программировать, способность изучать языки программирования, умение общаться с людьми, полученное образование. Причем навыки общения, необходимые для сбора предварительных данных о жертве, по их мнению, в отдельных случаях играют решающую роль. Среди поведенческих признаков изучаемых лиц могут быть выделены: поддержание связей с хакерскими группами; упоминание о наличии

программного обеспечения для взлома систем безопасности, иных орудий совершения сетевых преступлений; обсуждение способов совершения сетевых преступлений; регулярное участие в конференциях хакерской направленности; высказывание намерений совершить сетевое преступление; заявления о совершении правонарушений в сетях.

Завершая рассмотрение особенностей лиц, совершающих преступления в глобальных компьютерных сетях, следует оговориться, что в то время как большая часть нарушителей будет удовлетворять указанным признакам, действительно высокопрофессиональный преступник (именно в силу своей уникальности) может существенно отличаться от любых стереотипных описаний. Тем не менее, полагаем, что полученные обобщенные данные способны оказать практическую помощь при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в глобальных компьютерных сетях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аитонян Ю. М., Еникввв М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996

2. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия, - М., 1996.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. - 2000. - 28 сент.

4. Козлов В. Е. Теория и практика борьбы с компьютерной преступностью. - М., 2002.

5. Крылов В. В. Расследование преступлений в сфере информации. - М., 1998.

6. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. - М., 1998.

7. Луиеев В. В. Преступное поведение, мотивация, прогнозирование, профилактика. - М., 1980.

8. Осипенко А. Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт. - М., 2004.

9. Основы борьбы с организованной преступностью: Монография / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П.Ябло-кова. - М., 1996.

10. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 г. №611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" // Российская газета. - 2004. - 26 мая.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Б ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Канд. психолог, наук О. М. Шабалин Пермский филиал Нижегородской академии МВД России

Преступность как социальное явление изучается различными науками. Проблема преступности в психологии - это проблема индивидуальности (личности) преступника и преступного (антисоциального) поведения.

Как известно, в отечественной психологии понятие "индивидуальность" ("личность") фундаментально разработано в трудах А. П. Леонтьева (5), С. Л. Рубинштейна (10), В. С. Мерлина (7) и др. Что касается понятия "поведение", то оно до сих пор не получило систематического развития, и вопрос его операционализации, за редкими исключениями (2; 3; 14; 15) остается фактически открытым. В этой связи вопрос соотношения понятий "поведение" и "индивидуальность" также почти не исследован.

В зарубежной психологии сложилась обратная ситуация. Понятие "поведение" имеет, по меньшей мере, два значения: поведение как проявление особенностей личности (на этой

основе создается подавляющее большинство вопросников по изучению личности) и собственно поведение, несводимое к особенностям личности. При этом также широко применяются понятия "антисоциальное поведение" и "антисоциальная индивидуальность".

Под антисоциальным поведением понимаются устойчивые (хронические) антисоциальные действия, которыми нарушаются права других людей. Антисоциальное поведение -это социальное расстройство поведения. Понятие антисоциальной индивидуальности (личности) употребляется в одном ряду с такими понятиями, как социопатия и психопатия, т. е. как расстройство, болезнь личности (18).

В зарубежных исследованиях понятия антисоциального поведения и антисоциальной индивидуальности (личности) смешиваются. О. Я. Ьупаш (18, 209-234) отмечает, что многие авторы допускают смешение от 30 до 50% признаков нарушающего поведения. Это приводит к трудностям интерпретации результатов, поскольку неясно, каков "вклад" собственно "антисоциальной индивидуальности" (личности) в криминальное поведение.

Одним из следствий различения ангисоциального поведения и "антисоциальной индивидуальности" является постановка следующего вопроса. Антисоциальное поведение приводит к становлению "антисоциальной индивидуальности" или, наоборот, "антисоциальная индивидуальность" является фактором, приводящим к антисоциальному поведению?

В зарубежной литературе отмечается, что, например, синдром гиперактивности - импульсивности - ослабленного внимания могут быть каузальным фактором нарушающего поведения (18). Однако нарушающее поведение не может порождать этот синдром, поскольку симптомы нарушающего поведения возникают в более позднем возрасте, чем симптомы синдрома гиперактивности - импульсивности - ослабленного внимания (16, 546-557). Это означает, что "антисоциальная индивидуальность" может быть причиной антисоциального поведения, однако антисоциальное поведение не может быть причиной становления "антисоциальной индивидуальности". Весьма вольно и условно можно сказать, что понятие поведения занимает некое среднее положение между понятиями деятельности и личности (индивидуальности). Но если все же сближать понятие поведения с понятием деятельности, то вывод О. Л. Ьупагп (18) может показаться, но меньшей мере, необычным для отечественных исследователей.

В рамках общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева (4; 5) деятельность рассматривается как форма, с помощью которой происходят переходы объективной реальности в факт сознания, как и обратный переход факта сознания, идеи в действительность. Становление сознания совершается в деятельности; становление "внутреннего" совершается через "внешнее". В субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна (10-13) психическое явление рассмаг-ривается как отражение объекта, обусловленное и опосредствованное жизнью и деятельностью субъекта. Центральным понятием здесь является субъект как активный деятель. Поэтому "внешнее" действует через "внутреннее". В то время как А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн рассматривали отдельные звенья изменения сознания и личности в зависимости от деятельности - либо "внутреннее через внешнее", либо "внешнее через внутреннее", в теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина (6; 7) показано, что деятельность (и общение), с одной стороны, может способствовать созданию новой системы (структуры) индивидуальных свойств, а с другой - способствовать становлению новых свойств и отношений личности, т. е. имеет место и "внешнее через внутреннее", и "внутреннее через внешнее".

Вопреки О. Я. Ьупаш (18), можно полагать все же, что антисоциальное (криминальное) поведение может приводить к становлению "антисоциальной" (криминальной) индивидуальности. Но особенности "антисоциальной индивидуальности" также могут обусловливать ее включение в антисоциаль-

ное (криминальное) поведение. С исследовагельской точки зрения эти положения следует рассматривать как гипотезы; они подлежат эмпирическому тестированию. Каждое из этих положений можно рассматривать по отдельности. Ведь особенности криминальной индивидуальности, возникшие под влиянием криминального поведения, и особенности криминальной индивидуальности, толкающие ее на криминальное поведение, во-первых, могут не совпадать (или совпадать только частично) между собой, во-вторых, иметь разное происхождение.

Кроме того, чтобы изучить "антисоциальную индивидуальность", ее особенности следует сравнить с особенностями просоциальной индивидуальности. Просоциальная индивидуальность формируется при интериоризации норм социального поведения в личные нормы, при этом человек демонстрирует просоциальное поведение. Просоциальное поведение и просоциальная индивидуальность могут служить своеобразными точками отчета для понимания антисоциального поведения и "антисоциальной индивидуальности". Прием сравнения позволяет проводить также более тонкую дифференциацию лиц, относящихся к группам с разными антисоциальными установками.

Следует иметь в виду, что результаты искажаются, если особенности "антисоциальной индивидуальности" изучаются безотносительно к особенностям просоциальной индивидуальности. Эффект искажения является следствием смешения общих для "антисоциальной" и просоциальной индивидуальности особенностей и затушевывания особенностей, характерных именно для "антисоциальной индивидуальности". При изучении особенностей "антисоциальной индивидуальности" в сравнении с просоциальной индивидуальностью ситуация меняется коренным образом. Появляется возможность установить особенности именно "антисоциальной индивидуальности", т. е. особенности, по которым она отличается от просоциальной индивидуальности. Во многих работах правило контроля (применение приема сравнения) не соблюдается. В итоге картина различий между "антисоциальной" и просоциальной индивидуальностью, антисоциальным и просоци-альным поведением оказывается размытой.

В психологической литературе неоднозначно решается вопрос о связи "антисоциальной" индивидуальности и антисоциального поведения и агрессии (агрессивности).

"Агрессия" й "агрессивность" - близкие, но не тождественные друг другу понятия. Агрессия определяется как форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда живому существу, не желавшему подобного обращения (1), а агрессивность - как склонность личности действовать враждебно и агрессивно (9). "Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии... агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту" (8, 4).

Агрессивность может приводить, а может и не приводить к совершению преступлений.

По одним данным, шрсссивность может быть фактором ривка криминального поведения. В ходе лонгитюда Н. Stattin and D. Magnusson (19, 710-718) изучали отношения между агрессивностью в 10 и 13 лет (по оценкам преподавателей) и криминальным поведением. Была установлена связь между агрессивностью подростков и совершенными ими преступлениями во взрослом возрасте. К. A. Dodge, J. М. Price, J.-A. Bachorowski and J. P. Newman (17, 385-392) обнаружили связь между враждебностью и насильственными преступлениями в области межличностных отношений, совершенными подростками.

Хотя агрессивность и может быть фактором риска криминального поведения, это не значит, что она автоматически сводится к криминальному поведению. В американском диагностическом и статистическом руководстве по ментальным расстройствам (3-е издание) проводятся различия между агрессивными и неагрессивными нарушениями, социализированными и несоциализированными нарушениями. Выделяются

четыре типа нарушений: социализированная агрессивность, социализированная неагрессивность, ^социализированная агрессивность и несоциализированная неагрессивность (18).

Таким образом, данные о "вкладе" агрессивности в криминальное поведение являются неоднозначными. С одной стороны, имеются свидетельства о связи ai-рессивности с криминальным поведением. С другой стороны, агрессивность - одна из распространенных особенностей людей. При этом далеко не всегда агрессивность приводит к преступлениям.

Приведенный выше обзор литературы позволяет обозначить, по меньшей мере, несколько проблем, по которым нет достаточной ясности до сих пор. Во-первых, в литературе недостаточно отчетливо проводится различие между антисоциальным поведением и "антисоциальной индивидуальностью". Во-вторых, отдельного рассмотрения заслуживают вопросы направления влияний: антисоциального поведения -на становление "антисоциальной" (криминальной) индивидуальности или, наоборот, "антисоциальной индивидуальности" на антисоциальное (криминальное) поведение. В-третьих, во многих работах изучается "антисоциальная индивидуальность", но безотносительно к просоциальной индивидуальности. Получаемые при этом результаты оказываются двусмысленными, поскольку непонятно, какие особенности являются общими для любой индивидуальности, а какие особенности присущи именно "антисоциальной индивидуальности". В-четвертых, существует устойчивая традиция связывать агрессивность с антисоциальным поведением и "антисоциальной" индивидуальностью. Постановка данных проблем позволяет наметить основные направления дальнейших эмпирических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997.

2. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы, - М.: Смысл, 1993.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание и личность, - М.: Политиздат, 1975.

5. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

6. Мерлин В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Отв. ред. В. С. Мерлин. - Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1978. - Вып. 2.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.

8. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5.

9. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. -М.: Act; Вече, 2001. - Т. 1.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир: (Отрывки из рукописи) // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1969.

11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989. - Т. 2.

14. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. - М.: Смысл, 1992.

15. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). - М.: 1997.

16. Barkley R., Fischer M., Edelbrock С., Smallish L. The adolescent outcome of hyperactive children diagnosed by research criteria: I. An 8-year prospective follow-up study // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 1990. -№ 29.

17. Dodge K. A., Price J. M., Bachorowski J.-A., Newman J. P. Hostile attributional biases in severely aggressive adolescents // Journal of Abnormal Psychology. -1990. - № 99 (4).

18. Lyrtam D. R. The early identification of chronic offenders: Who is the fledgling psychopath? // Psychological Bulletin. - 1996. -№ 120.

19. Stattin И., Magnussen D. The role of early aggressive behavior in the frequency, seriousness and types of later crime // Journal of Conculting and Clinical Psychology. - 1989. - № 57 (6).

ВОПРОСЫ типологии ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Канд. юрид. наук Р. Е. Джансараева

КазНУ им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Следует признать, что в изучении личности осужденных в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, хотя это особенно важно. Сохраняются устаревшие классификации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в частности, такая:

1. Вставшие на путь перевоспитания; своим примерным поведением, честным отношением к труду и обучению, активным участием в общественной жизни коллектива они стремятся искупить вин}7 и доказать исправление, правильно оценивают совершенное преступление и свое уголовное прошлое, осознают свои нравственные пороки и т. д.

2. Осужденные, в основном с положительным, но неустойчивым поведением и отношением к труду и учебе. Они не всегда верно оценивают совершенное преступление и криминальное прошлое, свои отрицательные качества и необходимость перевоспитания, не проявляют должной активности в общественной жизни коллектива и т. д.

3. Осужденные, не вставшие на путь перевоспитания. Они систематически и злостно нарушают режим и правила поведения, недобросовестно трудятся, уклоняются от участия в воспитательных мероприятиях и общественной жизни коллектива, от обучения в школе и ПТУ (5, 172-173).

А. Б. Скаков выделяет такие группы положительно характеризующихся осужденных: встающие на путь исправления; вставшие на путь исправления; твердо вставшие на путь исправления; окончательно вставшие на путь исправления; доказавшие свое исправление (14,40).

Отрицательно характеризующихся осужденных А. Б. Скаков разделил на две группы: не вставшие на путь исправления; злостно нарушающие требования режима отбывания наказания (14,43).

И. В. Шмаров вполне разделял названные классификации осужденных. Например, о тех, кто доказал свое исправление, он писал, что они в процессе отбывания наказания и применения мер исправительного воздействия не только изменили антиобщественные взгляды и убеждения, всю систему своих ценностных ориентации, но и приобрели достаточно устойчивые навыки и привычки общественно полезного поведения, психологически подготовлены к жизни на свободе и преодолению трудностей, с которыми могут встретиться после освобождения (15, 35). При этом И. В. Шмаров не указывал, какие именно критерии или подходы должны быть применимы для установления происшедших изменений.

На то, что степень исправления является основным критерием классификации осужденных, указывает и А. В. Бриллиантов (3,37).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.