УДК 338.2
основные проблемы и направления денежно-кредитной политики России в условиях введения международных санкций
Минина Татьяна Игоревна, канд. экон. наук, доцент Департамента финансовых рынков и банков,
Финансовый университет, Москва, Россия
Клименко Наталья Александровна, магистрант Департамента финансовых рынков и банков,
Финансовый университет, Москва, Россия
В статье рассматриваются основные направления денежно-кредитной политики в России, используемые для смягчения влияния санкций на устойчивость банковской системы России. Описываются проблемы, с которыми столкнулись коммерческие банки: уменьшение ликвидности, обесценение банковских активов, снижение прибыли, сокращение числа кредитных организаций, приостановка работы платежных систем и др. Несмотря на это, эксперты утверждают, что банковская система РФ смогла устоять и преодолеть возникшие трудности. В то же время эффективность банковской системы есть прямое следствие координации работы всей финансовой сферы и, прежде всего, эффективной денежно-кредитной политики.
Ключевые слова: санкции; действия по смягчению санкций; устойчивость банковской системы России; ликвидность банков; девальвация рубля; обесценение активов банков; национальная платежная система; взаимодействия финансового мегарегулятора и фискально-бюджетных властей.
The Main Problems and Trends of Russia's Monetary Policy in the Context of international Sanctions
Minina Tatiana I., PhD (Economics), associate professor the Financial Markets and Banks Department, Financial
University, Moscow, Russia
Klimenko Natalia A., MD student at the Financial Markets and Banks Department, Financial University, Moscow, Russia
The paper examines the key directions of the monetary policy in Russia used to mitigate the impact of sanctions on the stability of the Russian banking system. The problems faced by commercial banks are described including the reduction of liquidity, depreciation of bank assets, shrinking profits, reduction of the number of credit institutions, suspension of payment systems operation, etc. Despite the above-mentioned, experts argue that the Russian banking system was able to withstand and overcome the difficulties At the same time, the efficiency of the banking system is a directly results from the coordination of the entire financial sphere operation and, above all, of the effective monetary and credit policy. Keywords: sanctions; actions to mitigate sanctions; stability of the Russian banking system; bank liquidity; ruble devaluation; depreciation of bank assets, national payment system, interaction of the financial megaregulator and fiscal authorities.
Причины подверженности банковской сферы влиянию международных санкций
Экономика любой страны как целостная система базируется на определенных подсистемах, одной из которых является банковская система. От того, насколько быстро банковская система реагирует на внешнее и внутреннее воздействия, используя эффективные инструменты денежно-кредитной политики, зависит экономическое развитие всего государства. В то же время эффективность работы банковской системы является следствием не только действий со стороны Банка России, но полностью скоординированного взаимодействия всей денежно-кредитной и фискально- бюджетной сферы.
Очевидно, что банковская система Российской Федерации подвержена определенному влиянию со стороны международных рынков вследствие большого объема внешних заимствований, а также наличия внутренних проблем: низкая капитализация финансового и банковского сектора, высокий уровень кредитного риска, пробелы в банковском и финансовом законодательстве, низкая заинтересованность банков в инвестиционной деятельности во внутригосударственном пространстве, слабое развитие рынка ипотечного кредитования, несогласованность действий финансовых институтов и т.д. Данные проблемы не только подтвердили свое существование, но и обострились с введением санкций против России в 2014 г. Евросоюзом и США.
Первая волна санкций (март 2014 г.) носила адресный характер, предусматривающая заморозку активов и введение визовых ограничений для конкретных физических лиц и связанных с ними организаций. Рестрикция на среднесрочные и долгосрочные заимствования для нефтегазовых предприятий, банков, запрет импорта на определенные товары — главные направления антироссийских санкций. Европейский союз и США ввели санкции в отношении крупнейших коммерческих банков. Банки лишились возможности покупать облигации и акции российских банков с участием государства более 50%, их дочерних и аффилированных компаний, а также под запрет попала покупка других финансовых инструментов со сроком обращения свыше 90 дней. В связи с этим многим коммерческим банкам стали недоступны иностранные источники финансирования, а уже
имеющиеся заимствования стали намного дороже, так как обменный курс рубля к доллару вырос с 32, 65 до 80, 57 руб., составив на февраль 2017 г. 59, 51 руб.1 Большое количество внешних займов заканчивались в 2014-2015 гг., что заставило даже крупные банки обратиться к внутреннему кредитному рынку, тем самым вызвало удорожание кредитных ресурсов и повлияло на всех заемщиков. В целом недостаточность финансовых ресурсов почувствовал и весь финансовый сектор государства. На данную ситуацию никак не могли повлиять действия в отношении фискальной сферы, они не могли улучшить поступления внутренних финансовых ресурсов в экономику страны для компенсации недостаточности инвестирования.
Проблемы в банковской сфере и направления денежно-кредитной политики для их решения
Зависимость кредитных организаций от западных финансовых рынков велика, обострение отношений с Евросоюзом и США негативно сказались на функционировании банковской системы, вызвав ряд определенных проблем, решение которых было возможным при условии реализации эффективных направлений и инструментов денежно-кредитной политики России.
Во-первых, снижение ликвидности банковской системы стало серьезной проблемой. Как уже было указано, недостаток ликвидности невозможно погасить никакими действиями в бюджетной и фискальной сфере, здесь были необходимы только направленные действия денежно-кредитных властей.
Удар по ликвидности активов коммерческие банки ощутили в 2014 г., когда произошла девальвация рубля, население как можно быстрее стремилось забрать свои сбережения с банковских вкладов. В тот момент Банк России принял меры по стабилизации курса рубля, повысив ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта с 10,5 до 17% (рис. 1)2. Ключевая ставка стала главным инструментом денежно-кредитной политики,
1 Аналитические материалы ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/ statistics.
2 Аналитические материалы ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/ statistics.
Рис. 1. Изменение ключевой ставки, %
которая должна была стабилизировать ситуацию в экономике. Однако данная мера слабо повлияла на падение рубля, не вызвала повышения его стабильности. Девальвация продолжилась, увеличился отток капитала, проблема с ликвидностью только обострилась. Действия Банка России показались слабонаправленными и малодейственными.
Эффективность работы банковской системы является следствием не только действий со стороны Банка России, но полностью скоординированного взаимодействия всей денежно-кредитной и фискально- бюджетной сферы.
Следующая мера для поддержания ликвидности финансового мегарегулятора была более направленной — ЦБ допустил мелкие и средние банки к участию в кредитных аукционах, проводимых Банком России, что немного улучшило ситуацию, но не коренным образом: банки продолжали ощущать недостаток ликвидности.
Общая проблема с ликвидностью обострилась, поскольку коммерческие банки в последние десятилетия привыкли кредитоваться на внешних финансовых рынках, получая кредиты под более
низкие проценты, чем рефинансироваться у ЦБ РФ в рублях. После того как санкции были введены, доступ к дешевым кредитам был прекращен, а банки и другие организации финансового сектора должны были погашать свои обязательства, пользуясь ликвидными рублями, конвертировав их в валюту.
Данная ситуация привела к сокращению рублевой денежной массы, следовательно, погашая внешние обязательства, банки и организации только усилили отток валютного капитала из Российской Федерации. Банк России не мог существенно изменить ситуацию.
Инвесторы, опасаясь больших рисков — недополучения прибыли или разорения организаций, были не готовы вкладывать денежные средства в российские проекты.
Наибольший объем оттока капитала пришелся на 2014 г. и составил 154 млрд долл. США. За 2016 г. чистый отток капитала снизился в 3,7 раза (по сравнению с 2015 г.) и составил 15 млрд долл. США (рис. 2). Чистый отток в январе 2017 г. составил 2,2 млрд долл. США3.
Во-вторых, ситуация в финансово-кредитной сфере ухудшилась вследствие обесценения активов коммерческих банков. Повышение уровня инфляции в конце 2014-2015 гг. вызвало значительное обесценение рублевых вложений коммерческих банков. Банки в целях снижения
3 Аналитические материалы ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/
statistics.
Рис. 2. Отток капитала из Российской Федерации, млрд долл. США
риска обесценения активов повысили ставки по кредитам, сократив тем самым спрос на них. Кредиты стали менее доступны для многих секторов экономики, спрос на корпоративные кредиты в основном создавали более доходные отрасли — нефте- и газодобыча, производство кокса и др.
Спрос на розничное кредитование в экономике также сократился, увеличился объем просроченной задолженности, в том числе задолженности в иностранной валюте. Прежде всего это связано с падением реальных доходов населения, увеличением безработицы, ростом курса валют, неуверенностью населения в завтрашнем дне. Банки были вынуждены проводить реструктуризацию кредитных долгов, чтобы не допустить возникновения безнадежных активов, что сильно ухудшило бы не только ситуацию на денежно-кредитном рынке, но и в целом в бюджетных отношениях.
Согласно статистическим данным исследовательской компании Frank Research Group и Объединенного кредитного бюро о ситуации с корпоративными и розничными кредитами за период 2014-2016 гг. можно сделать выводы о следующих изменениях.
В 2015 г. выдача нецелевых кредитов снизилась на 54%; ипотечное кредитование упало на 35%, хотя государство вводило программу государственного субсидирования ипотеки для поддержания его уровня в масштабах страны; автокредитование еще больше снизило свои объемы — на 39%; POS-кредиты замедлили темпы своего роста на 29%4.
В 2016 г. ситуация, благодаря совокупным мерам мегарегулятора, понемногу начала стабили-
4 Официальный сайт исследовательской компании Frank Research Group. URL: http://www.frankrg.com.
зироваться, объемы кредитования выросли на 13% по сравнению с 2015 г. Средний размер выданных кредитов увеличился с 93 до 111 тыс. руб., в целом кредитный рынок России стал внушать надежды на оздоровление. Рынок автокредитов подрос на 2% в количественном измерении, а их объем — на 16%, составив 17,2 млрд руб. Объем выданной ипотеки за 2016 г. составил 1473 млрд руб., увеличившись на 27% по сравнению с 2015 г.5
В 2015 г. темпы роста корпоративного кредитного портфеля превысили темпы роста розничного кредитования на 18%, это связано с переоценкой валютных кредитов. Доля кредитов малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) в корпоративном кредитовании снизилась, что свидетельствует о сокращение числа предприятий МСБ, неспособности таких организаций брать кредиты и рассчитываться по ним в срок и в полном объеме. Это значительно упрочило всю финансовую сферу, создавая базу для дальнейшего подъема.
В-третьих, уменьшение прибыли банков. В 2014 г. прибыль коммерческих банков сократилась на 40%, основная причина — увеличение резервов и уменьшение рентабельности банковских операций. На это повлияли антироссийские санкции, поскольку доступ к внешним заимствованиям был ограничен. Многие коммерческие, в том числе системообразующие, банки начали искать альтернативные рынки финансирования, «повернув на Восток», так как были лишены привлечения средне- и долгосрочного финансирования на американском и европейском финансовых рынках.
5 Официальный сайт Объединенного Кредитного Бюро. URL:
http://www.bki-okb.ru/press/news/po-itogam-2016-g-obemy-vydach-novyh-kreditov-v-godovom-otnoshenii-vyrosli-na-tret.
Рис. 3. Динамика чистой прибыли коммерческих банков Российской Федерации 2008-2016 гг., млрд руб
Финансовые власти обратили внимание на азиатские рынки. Индия, Китай, Япония стали альтернативными долговыми рынками, но они не смогли компенсировать российским предприятиям и банкам потерянные источники финансирования. Самым крупным азиатским рынком является японский рынок, но Япония частично присоединилась к антироссийским санкциям. Китай является вторым по емкости рынком, но большинство китайских банков не осуществляют межбанковские операции с участием российских финансовых партнеров, так как коммерческие банки России долгое время практически не работали на данном рынке и многие азиатские инвесторы не имеют опыта работы с ними и относятся к ним с определенной опаской. Корреспондентские банковские отношения требуют долгого опыта взаимодействия: таковы общемировые профессиональные банковские традиции. Несмотря на это, отдельные успехи общего взаимодействия есть. Так, в марте 2016 г. Газпром привлек кредит порядка 2 млрд евро в банке Bank of China на пять лет.
В 2016 г. прибыль коммерческих банков выросла по сравнению с 2015 г. почти в пять раз и составила 930 млрд руб. (рис. 3)6.
В-четвертых, свой вклад в общую картину нестабильности внесло и значительное сокраще-
6 Аналитические материалы Центрального Банка РФ. URL: http://Www.cbr.ru/statistics.
ние числа кредитных организаций финансовым мегарегулятором. Число коммерческих банков в период 2008-2014 гг. каждый год снижалось постепенно, но после 2014 г. продолжилось еще большими темпами (рис. 4)7.
В целом за последние пять лет число коммерческих банков сократилось на 355, или на 36,3%. Банк России за данный период неуклонно ужесточал нормативные требования, из-за чего многие коммерческие банки не смогли им в нужной мере соответствовать, в связи с чем и произошел болезненный для общественности массовый отзыв лицензий. Он, очевидно, подорвал доверие населения к банкам, что закономерно увеличило отток капитала из кредитных организаций и тем самым сократило ликвидность банков, следовательно, коммерческие банки не смогли соответствовать нормативам ЦБ с точки зрения ликвидности. Если такая тенденция будет продолжаться и дальше, то многие региональные банки могут исчезнуть из финансового сектора страны, что особенно неприятно для крупных промышленных и аграрных регионов, что не могло не иметь последствий для регионов и отраслей, бюджетных субъектов и наполнения местных бюджетов. Данная проблема особенно ярко проявилась в период кризиса 1998 г., однако рассмотрение и анализ повторившихся ситуаций в финансовом секторе страны выходят за рамки
7 Аналитические материалы Центрального Банка РФ. URL: http://www.cbr.ru/statistics.
Рис. 4. Количество действующих кредитных организаций Российской Федерации 2008-2016 гг., шт.
1500 1000 500 0
1136 1108 1058 1012 978 956 923
■ ■■■■■■!7
^ ^ ^ $ $ ^ ^ ^ ^ $
& & & & & & & & &' &
& qV QV QV
поставленных авторами целей настоящей статьи.
В-пятых, при увеличении внешних ограничений необходимо укрепление рубля с целью осуществления расчетов по экспорту в национальной валюте. На первых этапах рубли можно использовать в расчетах со странами СНГ, а затем и с остальными государствами, тем самым формируя мировую практику расчетов в рублях. Это способствует снижению зависимости от иностранной валюты (доллара или евро), с помощью которых осуществляются расчеты в настоящее время, постепенно рубль будет рассматриваться как международное средство расчетов. В результате все расчеты будут осуществляться в «рублевой зоне»: иностранные покупатели будут открывать рублевые счета в российских банках, увеличивая ликвидность российской экономики. Центральные банки других стран будут формировать валютные резервы в рублях для осуществления масштабных расчетов. Все это обеспечит вхождение рубля в мировую валютную систему.
В-шестых, блокировка платежных систем. По решению Минфина США в 2014 г. произошла временная блокировка международных платежных систем Visa и MasterCard, безналичных платежей по картам клиентов некоторых банков и их дочерних структур. Данная мера послужила началом и стимулом к продолжению создания и совершенствования собственной национальной платежной системы, в данном случае платежной системы «Мир». Первые платежные карты последней начали оформляться в начале 2016 г. в СМП Банке,
Газпромбанке, банке «Россия» и др.; в значимый национальный платежный инструмент данная карта превратилась во второй половине 2016 г. ЦБ РФ давал распоряжение всем коммерческим банкам и розничным сетям обеспечить необходимую инфраструктуру для приема карты «Мир». Было принято решение постепенно переводить начисления заработной платы работников государственных бюджетных организаций на карты
За последние пять лет число коммерческих банков сократилось на 355, или на 36,3%.
«Мир» для увеличения объемов платежей по данным картам. Создаются меры по стимулированию использования данных карт как для банков, так и для широкой массы населения страны, увеличения масштабов их распространения. Для банков планируется увеличить межбанковскую комиссию по картам «Классическая карта привилегия» и «Классическая карта привилегия плюс» на 1,5 и 1,75% соответственно. В данный момент по международным платежным системам в среднем коммерческие банки получают межбанковскую комиссию в размере 1,3%8. Для более динамич-
8 Платежная система «Мир» запустит новые тарифы. URL: http:// www.rbc.ru/finances/06/02/2017/5897c93a9a7947077f3fd886.
ного привлечения населения разрабатывается система лояльности. Банки активно и довольно «громко» проводят различные акции, предлагая бонусы, в том числе СавНЬаек для держателей карты «Мир».
одно из направлений бюджетной политики в условиях международных санкций
В условиях введенных санкций необходимо также активное применение бюджетных механизмов для стимулирования экономического роста. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов должно стать основой роста экономики, главную роль должны играть внутренние источники — механизмы бюджетного дефицитного финансирования. Необходимо осуществлять размещение гособлигаций с участием ЦБ РФ в качестве покупателя, что будет способствовать сохранению ликвидности на рынке, расширению рынка госбумаг.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов должно стать основой роста экономики, главную роль должны играть внутренние источники — механизмы бюджетного дефицитного финансирования.
В конце апреля 2017 г. Минфин России выпустило специальные трехлетние облигации федерального займа (далее — ОФЗ) для населения. Фактически данные ОФЗ представляют собой депозит, но не в банке, а в Минфине, только гораздо более выгодные. Данные облигации отличаются от «классических» ОФЗ тем, что их нельзя продать, а только предъявить к выкупу эмитенту, но не ранее, чем через год и только при условии потери части купонного дохода, который выплачивается раз в полгода. При условии, что ключевая ставка понижается, уменьшаются и ставки по депозитам, то данная облигация будет достаточно выгодная. Процентная ставка по ОФЗ составит порядка 10%, а так как среднерыночная ставка
по вкладам составляет 7-8% и имеет тенденцию к понижению, это свидетельствует о конкурентоспособности данной облигации. Привлеченные ресурсы от таких ОФЗ пойдут на финансирование дефицита бюджета, в данный момент большую долю в бюджете занимают расходы на оборону, безопасность, а необходимо более целесообразное использование этих средств во вложениях в реальную экономику для стимулирования экономического роста.
Направления выхода из кризисного состояния банковской системы
После выявления и обозначения проблем, которые обострились в период введения санкций и повлияли на направления денежно-кредитной политики России, можно предусмотреть определенные направления выхода из кризисного состояния банковской системы с непременным участием не только денежно-кредитных, но и бюджетно-фискальных властей с целью координации и повышения эффективности и результативности общих усилий, а именно:
• поиск и применение новых инструментов для эффективной национальной системы кредитования, которая позволит устранить зависимость коммерчески банков от внешних заимствований;
• дальнейшее сокращение числа кредитных организаций может нанести ущерб устойчивости всей банковской системы, так как население теряет доверие к банкам, что приведет к еще большему ухудшению ситуации. Поэтому необходимо поддерживать малые региональные банки или осуществлять укрупнение и слияние капитала банков путем соединения нескольких кредитных организаций в одну;
• осуществление расчетов по экспорту в национальной валюте;
• становление и развитие национальной платежной системы «Мир», которая будет обеспечивать бесперебойные расчеты как внутри страны, так и за рубежом и устранит зависимость от международных платежных систем, увеличивать объемы расчетов в рублях между организациями государств СНГ.
выводы
Введение антироссийских санкций, несомненно, оказало существенное воздействие на политику ЦБ РФ и устойчивость национальной банковской системы. Главное негативное последствие — это ограниченный доступ к источникам внешнего финансирования для коммерческих банков, что вызвало определенные проблемы: уменьшение прибыли банков, низкий уровень капитализации, удорожание кредитов, ухудшение качества активов и рост просроченной задолженности, увеличение резервов. Введенные санкции стали своеобразным индикатором, который показал, что
внутри банковской системы есть ряд внутренних проблем, которые обострились при неблагоприятных условиях окружающей финансово-кредитной среды. Санкции должны послужить импульсом для дальнейшего развития не только банковской системы, сделав ее более независимой от неблагоприятных внешних воздействий и более устойчивой к внутренним и внешним угрозам, но и для создания механизма положительного реагирования всей финансовой системы, некоторой финансовой положительной обратной связи, включая реакцию на изменения бюджетно-фискальной сферы.
литература
1. Андрюшин С. А. Денежно-кредитная политика Банка России в 2016-2018 гг. // Банковское дело. 2015. № 11. С. 4-11.
2. Никифоров И. А. Влияние экономических санкций на финансовое состояние банковской системы России // Концепт. 2016. Т. 6. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2016/56053.htm.
3. Стефанова Н. А. Влияние экономических санкций на банковский сектор России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-1. С. 2-6.
4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru /statistics.
5. Официальный сайт исследовательской компании Frank Research Group. URL: http://www.frankrg. com.
6. Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг (РБК). URL: http://www.rbc.ru/finances/06/02/2017/5897 c93a9a7947077f3fd886.
7. Официальный сайт Объединенного Кредитного Бюро. URL: http://www.bki-okb.ru/www.bki-okb.ru/ press/news/po-itogam-2016-g-obemy-vydach-novyh-kreditov-v-godovom-otnoshenii-vyrosli-na-tret.
REFERENCES
1. Andryushin S. A. Monetary policy the Bank of Russia in 2016-2018 [Denezhno-kreditnaja politika Banka Rossii v 2016-2018 gg.]. Bankovskoe delo — Banking, 2015, No. 11, pp. 4-11.
2. Nikiforov I. A. Impact of economic sanctions on the financial condition of the banking system of Russia [Vlijanie jekonomicheskih sankcij na finansovoe sostojanie bankovskoj sistemy Rossii] Considered, 2016, Vol. 6, рр. 86-90. Аvailable at: http://e-koncept.ru/2016/56053.htm.
3. Stefanova N. The impact of economic sanctions on the banking sector of Russia // Actual problems of humanitarian and natural Sciences [Vlijanie jekonomicheskih sankcij na bankovskij sektor Rossii]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk — Actual problems of humanitarian and natural Sciences, 2015, No. 4-1, pp. 2-6.
4. The official website of the Central Bank of the Russian Federation. Аvailable at: http://www.cbr.EN / statistics.
5. Official website of the research company Frank Research Group. Аvailable at: URL: http://www.frankrg. com.
6. Official website RosBusinessConsulting (RBC). Аvailable at: URL: http://www.rbc.ru/finances/06/02/20 17/5897c93a9a7947077f3fd886.
7. Official website of United Credit Bureau. Аvailable at: URL: http://www.bki-okb.ru/www.bki-okb.ru/ press/news/po-itogam-2016-g-obemy-vydach-novyh-kreditov-v-godovom-otnoshenii-vyrosli-na-tret.