Научная статья на тему 'Основные проблемы гигиены в свете учения И.П. Павлова и его школы'

Основные проблемы гигиены в свете учения И.П. Павлова и его школы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
134
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы гигиены в свете учения И.П. Павлова и его школы»

отдельным специальным вопросам и разделам санитарно-протнвоэпиде-мической работы.

При наличии в месте работы станции медицинского института, санитарного института, института эпидемиологии и микробиологии научные и профессорско-преподавательские кадры этих институтов должны принимать обязательное участие в курсовых мероприятиях, проводимых станцией, а также оказывать всем станциям методическую и консультативную помощь.

Органы санитарно-противоэпидемической службы и ее учреждений должны вести свою работу в теснейшем контакте с органами государственной санитарной инспекции. Нужно твердо помнить, что и те, и другие в своей деятельности неотделимы друг от друга и по существу составляют единую санитарно-противоэпидемическую организацию страны.

Главный санитарный врач автономной республики, края, области, города должен установить постоянный контакт с соответствующим государственным санитарным инспектором, которому принадлежит общее руководство всем санитарно-противоэпидемическим делом.

Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, местные здравотделы должны уяснить себе все огромное, государственное значение организации санитарно-противоэпидемической службы и сосредоточить в 1950 г. максимум внимания на укреплении и оснащении сети станций.

Постановление правительства об установлении санитарно-противоэпи-демической службы знаменует переход санитарно-противоэпидемического дела в нашей стране на более высокую ступень.

•й- Ъ

Проф. П. Н. Ласточкин

Основные проблемы гигиены в свете учения И. П. Павлова

и его школы1

Из всех физиологических школ и направлений школа И. П. Павлова является самой близкой нашей советской гигиене по своим принципам, точкам зрения, основному предмету исследования и по своему влиянию на теорию и практику нашей науки.

Организм, среда и их взаимодействие — основной предмет гигиены. Организм, среда и их взаимодействие также основной объект изучения физиологической школы И. П. Павлова.

И. \П. Павлов и его школа в лице акад. К. М. Быкова, Л. А. Орбели, И. П. Разенкова и А. Д. Сперанского дали в своих трудах физиологические факты и идеи, которые заставляют по-иному относиться к постановке и методам решения основных гигиенических проблем.

Настоящая статья отнюдь не ставит своей задачей решить все основные гигиенические проблемы в свете учения И. П. Павлова; это дело дальнейшей работы многих наших ученых и практиков в области гигиены. Ее задача лишь поставить соответствующие общие вопросы, фиксировать внимание на них, дать толчок ¡к движению в этом направлении гигиенической мысли и практики нашей страны.

Гигиена — теоретическая и практическая — всегда имела и имеет дело с организмом человека как целым. Павлов и его школа также оперируют в своих исследованиях с организмом «ак единым целым.

1 Доклад в Ленинградском гигиеническом обществе 20.Х.1949 г., а также на Всесоюзной планово-тематической конференции Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР 4.11.1950 г.

Говоря об изучении организма как целого, можно вкладывать в это различное содержание. Старое представление об организме, идущее от Вирхова и неизжитое еще и теперь, является атомистичным; организм представляется здесь как суммирование отдельных единиц, клеток, тканей, органов, живущих в известной степени индивидуальной жизнью и связанных между собой, как части механизма, машины. Такое же представление об организме у Рубнера и других.

Павловская школа создала новое, свое представление об организме как целом: организм — не машина, а единство; организм не просто целое, а единое целое. Если наблюдается патологический процесс в каком-либо органе, например, язва желудка, то в действительности это, как показали исследования павловской школы, есть язвенная болезнь всего организма; если имеется раздражение какого-либо органа, то это отражается на всем организме и изменяет процессы тех или иных отдельных его частей.

Это единство организма, его внутренняя связь, его, как говорят, интегрирование (а не суммирование) обеспечивается, во-первых, химическим путем, посредством крово- и лимфообращения, деятельности желез внутренней секреции и пр., т. е. гуморальной связью и, во-вторых, нервной системой, которая объединяет все органы и ткани и связывает их с внешней средой.

Вторая особенность современного павловского представления об организме высших животных и человека заключается в положении, что едва ли существует в организме какая-либо функция, которая в своем проявлении не контролировалась бы высшим отделом центральной нервной системы — корой головного мозга. Это положение основано на огромном фактическом материале, накопленном в течение последних двух десятков лет (школа акад. К. М. Быкова).

Во все функции — дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, обмен веществ, теплорегуляцию, секрецию эндокринных желез, гуморальные связи, словом, во все «внутреннее хозяйство» организма властно вмешиваются импульсы центральной нервной системы и коры головного мозга в особенности.

Этой координирующей, управляющей деятельностью центральной нервной системы в организме определяется и третья особенность представления об организме школы Павлова — уничтожение противоположности, установленной со времен Биша, между растительной — вегетативной, с одной стороны, и животной — анимальной — жизнью организма— с другой. Бишевская идеалистическая концепция в известной мере сохраняется и в физиологии, и в гигиене и в наши дни. Влияние эгой концепции можно усмотреть в том, что гигиена изучает внешнюю среду преимущественно в ее взаимосвязи с растительными процессами организма, не учитывая координирующую и направляющую, а иногда и главенствующую при этом роль центральной нервной системы.

Работами школы Павлова установлено, что центральная нервная система связывает организм в единое целое посредством экстрорецепторов, органов чувств, с внешней средой, осуществляя таким путем единство организма и внешней среды. Павлов доказал, что действительное понимание жизни организма может быть достигнуто лишь при условии изучения организма в связи с внешней средой, так как организм и среда есть также единство.

Наконец, четвертой характерной особенностью павловского представления об организме человека является утверждение о существовании в организме определенного уровня отношений, известной формы равновесия, организованного корой головного мозга, между внешней средой, с одной стороны, и внутренними процессами — с другой. Такой уровень отношений у различных людей имеет определенный стереотип в его динамическом понимании. Нарушение этого стереотипа влечет за собой

нарушение жизни органов, физиологических процессов и вызывает патологические явления. С характером стереотипа необходимо считаться при всякого рода медицинских воздействиях, в том числе и при мероприятиях в области гигиены — профессиональной, школьной, военной, бытовой и т. п.

Следующий основной для гигиены вопрос — это проблема внешней среды и ее отношения к организму. Согласно современному научному представлению о внешней среде, о природе, окружающей человека, это не раздельно почва, вода, воздух, лучистая энергия, растительный и животный мир, микроорганизмы, а также единое целое, функционально взаимно связанное, организованное в форме «биосферы». Это установлено трудами русской школы биогеохимиков (Вернадский, Ферсман, Виноградов).

И. П. Павлов также полагал, что внешняя среда есть единое целое,

с которым организмы живых существ сливаются в единство. В то же время Павлов внес в учение о внешней среде и совершенно новое с гигиенической точки зрения понимание. Как известно, изучение внешней среды гигиенической наукой отличается от такового .в естествознании (ботаника, зоология, геология) тем, что внешняя среда рассматривается в гигиене с точки зрения влияния ее на организм человека.

Среда, в которой живет организм, разделяется на указанные выше элементы. Некоторые из них являются в известной степени индиферент-ными для организма, другие оказывают на него определенное воздействие. Элементы среды, вызывающие изменения в процессах организма, носят название факторов среды, изучение которых и является предметом гигиены.

И. П. Павлов установил новые факторы внешней среды, находившиеся до этого вне экспериментального их исследования. Он открыл, что всякий безразличный для организма. элемент внешней среды может в известных условиях сделаться «фактором» при воздействии на организм через центральную нервную систему, через ее рецепторы. Это воздействие «нейтральных» элементов внешней среды может производить глубокие изменения в процессах организма.

Общеизвестны многочисленные опыты Павлова в этом направлении. Кормление собак, сопровождаемое звуком метронома, в дальнейшем приводит к тому, что один звук метронома вызывает ту же деятельность слюнных желез, что и вид пищи. Другой пример — опыт с газообменом. Помещенной в камеру собаке кладут на спину тяжелый груз, что соответственно вызывает повышение обмена (увеличение поглощения кислорода). В дальнейшем у той же собаки без груза один вид этой камеры вызывает такое же повышение обмена. Следовательно, «нейтральные» для организма элементы внешней среды при воздействии, направленном через кору головного мозга, будут при известных условиях вызывать ответную реакцию организма. В приведенных случаях звук метронома— секрецию пищеварительных желез; вид камеры — повышение окислительных процессов в тканях организма.

Это и есть открытые Павловым «условные рефлексы», которые с точки зрения гигиенической науки можно представить и как открытие новых факторов внешней среды. Они имеют большое теоретическое и практическое значение для гигиены в деле создания соответствующей внешней обстановки, труда, быта и т. д.

Центральная проблема гигиены — взаимоотношения внешней среды и организма—трактуется в настоящее время как взаимодействие и единство среды и организма. Эта идея единства среды и организма была также основной идеей И. П. Павлова. Единство среды и организма —это не только логические построения, но живой, реальный, осязаемый факт, выраженный числом, мерой и весом. Он прежде всего выявляется в общности химического состава организма и среды, в обмене веществ

Гигиена н санитария, М 4

9

и энергии между ними. Воздействие внешней среды на организм проявляется в форме изменений так называемых растительных процессов организма: дыхания, питания, теплорегуляции и др. Этими воздействиями внешней среды, их качеством и количеством определяются глубо чайшие жизненные процессы организма. Поэтому гигиена с полным основанием кладет их в основу своего изучения.

Но все эти внешние воздействия на процессы обмена веществ, идущие через легкие, через пищеварительный тракт и через поверхность кожи (у человека), воспринимаются через органы чувств и корой головного мозга.

В организме раздражения органов чувств вызывают те или иные процессы в коре головного мозга; из коры идут импульсы ко всем внутренним органам. И обратно — в каждом внутреннем органе есть и свои органы чувств, которые информируют кору головного мозга о своем состоянии. Это — внутренние органы чувств — интероцепторы (акад. Быков) в противоположность внешним органам чувств — экстероцеп-торам. Такая связь внешних факторов с внутренними органами и процессами через центральную нервную систему также одна из конкретных форм проявления единства организма и среды. Все это имеет для гигиены первостепенное значение.

Давно известно влияние состояний сознания: горя, радости, страха, гнева н пр. на тело человека. Известно влияние через органы чувств искусства — музыки, живописи, архитектуры, пейзажа, домашней и рабочей обстановки на состояние сознания, на настроение, на работоспособность. Все это рассматривалось как фактор психологический и служило предметом изучения так называемой психогигиены. Павлов и его школа перевели эти эмпирические наблюдения на язык эксперимента, овладели ими и указали средства управления этимй факторами, вскрыли их материалистическую природу. Своими экспериментами школа И. П. Павлова установила, что факторы внешней среды, действуя через органы чувств и кору мозга, не только действуют субъективно, вызывая те или другие настроения, чувства и мысли, о которых главным образом говорит психогигиена, но могут действовать в форме условных временных связей с такой же силой на глубокие внутренние процессы организма, как и другие факторы физико-химического порядка в процессе питания, дыхания и теплорегуляции.

Из этого следует, что гигиена в своей теоретической и практической работе должна учитывать, наравне с факторами внешней среды, воздействие всего, что воспринимается органами чувств: все виды искусства, оформление городов и зданий, внутреннее убранство и уют жилищ, самые отношения между людьми и т. д. Другими словами, к известному лозунгу, что для здоровья необходимы «солнце, воздух, вода и хорошее питание» нужно прибавить еще — «культура и красота». И это необходимо не только как требование эстетики или психогигиены, но и как физиологически необходимые факторы для осуществления основных профилактических задач здравоохранения.

Уже было указано, что одним из проявлений связи внешней среды и организма является обмен веществ и энергия.

Решение гигиенической проблемы об энергетических затратах при различных видах труда и разработка соответствующих норм восстановления этих затрат, т. е. норм питания, производится, как известно, методом определения обмена веществ, газообмена, в частности, методами непрямой калориметрии.

Исследования А. А. Лихачева в лаборатории Пашутина, а затем уточнение его метода Рубнером и другими исследователями, давшие физиологии и гигиене возможность с физической точностью определять баланс энергии в организме, направили физиологическую и гигиеническую мысль главным образом по линии определения своего рода кон-

стант расхода энергии. Результатом этих работ было положение Руб-нера, что расход энергии определяется только: а) величиной теплоотдачи (пропорционально поверхности тела), а значит и температурой, движением и влажностью воздуха; б) уровнем мышечной активности и в) химическим состоянием организма и особенно питания (специфическое динамическое действие). Концепция Рубнера является односторонней, исходящей из механистического представления об организме как о паровой машине, и совершенно не учитывает огромную регулирующую роль в обмене центральной нервной системы.

Исследования Павловской школы о регуляции корой мозга общего газообмена производились также по принципу выработки корковых временных связей, изменяющих в порядке условного рефлекса эту величину общего газообмена.

Вот эти опыты.

Опыт 1 (Ольнянская). Человек производил мышечную работу, заключавшуюся в том, что он вскакивал на табурет 40 раз в течение 2 минут при команде перед каждым опытом: «приготовиться». При повторном опыте газообмен (поглощение кислорода) резко (в 2У? раза) повышался сравнительно с состоянием покоя и без работы, от одной лишь команды «приготовиться».

Опыт 2. На заводе «Красный треугольник» для опыта взята была бригада (8—12 человек) рабочих, производящая обычно очень тяжелую физическую работу. Эта бригада в опыте была разделена на две неравные части: 8—10 человек производили работу, а двое спокойно стояли и смотрели на работающих товарищей. Газообмен у этих двух спокойно стоящих резко повышался, хотя они лишь наблюдали, как работали их товарищи.

Опыт 3 (Шатенштейн). У спокойно лежащего человека газообмен возрастал 01 гипнотического внушения, что им производится тяжелая мьгшечная работа, и снижался при внушении о легкой работе.

Большое значение для гигиены имеет связанный с обменом веществ вопрос терморегуляции организма, как основание для гигиенических суждений и норм в области проблемы микроклимата, его искусственного создания и методики его определения.

Школе Павлова (акад. Быков) принадлежат многочисленные исследования зависимости терморегуляционных процессов, т. е. теплопродукции, теплоотдачи и температуры тела, от деятельности мозговой коры.

Опыт выяснения влияния коры головного мозга на терморегуляцию в организме человека был поставлен с кондукторами товарных поездов Октябрьской железной дороги, находящихся по многу часов на тормозной площадке в любую погоду. Выяснилось, что на тормозной площадке в холодное время года теплопродукция возрастает, но только в продолжение пути от пункта отправления, т. е. Ленинграда, до станции Лю-бани. На обратном пути в Ленинград у того же кондуктора при той же температуре воздуха теплопродукция падает (по поглощению 02). В первом случае имеет место действие сигналов (субъективно—мыслей) предстоящего охлаждения на перегоне до Любани; во втором случае — сигналы предстоящего перехода в теплое помещение дома в Ленинграде.

Такие же и другие многочисленные опыты указывают, что в процессе выработки условного рефлекса импульсы с коры больших полушарий повышают возбудимость подкорковых центров терморегуляции. Такие импульсы необходимо учитывать и при гигиеническом изучении влияния метеорологических факторов (температура, влажность, движение воздуха и пр.) на организм.

И. П. Павлов является создателем учения о физиологии пищеварения. Его ученики, академики Быков и Разенков, углубили работу в области пищеварения; И. П. Разенков и его школа произвели многочисленные систематические исследования, имеющие прямое отношение к гигиене; эти работы столько же физиологического характера, сколько и гигиенического.

2*

11

Именно школа И. П. Разенкова, исходя из идеи Павлова о единстве и взаимосвязи всех функций организма, изучала влияние различных режимов качественно различного питания на все функции организма.

Для исследования были взяты режимы питания: углеводный, мясной, жировой, углеводно-молочный, содержащий избыток ЫаС1, соевый и др. Производилось изучение влияния этих режимов на секреторную деятельность желудка, тонких кишок, поджелудочной железы, на усвояемость, условнорефлекторную деятельность, кровяное давление, было нзучено также влияние качественно различного питания на организм при воздействии высокой внешней температуры и повышенного барометрического давления. Данные этих исследований показали, что качественно различные режимы питания могут вызвать отчетливые изменения в функциях различных органов и тканей. В качественно различном питании мы имеем мощный фактор, при помощи которого мы можем произвольно изменять в сторону усиления или ослабления функции и трофику тканей, органов, систем организма в целом, что дает в руки Ерача-профилактика и гигиениста новый метод воздействия на человеческий организм.

В разработке вопросов, входящих в проблему воспитания человека, давно уже применяется павловское учение об условных рефлексах. Воспитание, привитие санитарных навыков, обучение — это в значительной степени условные рефлексы. Значение павловской концепции здесь общеизвестно. Можно указать лишь некоторые последние достижения в приложении учения Павлова к гигиене детства (Красногорский). Установлено, что: а) характерной особенностью условных рефлексов у детей является быстрота организации рефлексов и высокая их устойчивость; б) развитие речи происходит по законам условных связей; в) физиологическая деятельность головного мозга в каждый возрастной период имеет свои особенности; г) условные реакции и даже прирожденные рефлексы могут изменяться при длительном воздействии факторов, действующих в одном направлении.

Одной из основных задач гигиены является, как известно, предупреждение заболеваний; это основано на знании этиологии болезней. И. П. Павлов считал основной задачей научной медицины — найти ключ к «великой загадке»: «Что такое больной человек и как ему помочь?». «Великая загадка» — это, по И. П. Павлову, возникновение болезни, причины перехода из нормального состояния в патологическое.

Решение этой задачи трудно осуществимо в условиях только клиники, ибо последняя имеет дело с уже готовой, так сказать, болезнью в период субъективного и объективного ее проявления. И. П. Павлов указывал, что этиология «самый слабый» отдел медицины. «На самом деле, :—писал он, — разве обыкновенно причины болезни не закрадываются и не начинают действовать в организме раньше чем больной делается объектом медицинского внимания?».

Современная медицинская теория считает, что морфологический субстрат болезни является лишь «эпикризом, последствием длительного расстройства функций», и выдвигает положение о функциональном происхождении болезней. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности имеет решающее значение для построения функциональной патологии, так как она рассматривает здоровый и больной организм в аспекте целостности, единства церебральных и соматических свойств и представляет кору головного мозга высшим аппаратом, координирующим соматические процессы организма.

Школа акад. Сперанского выдвигает положение, экспериментально его обосновывая, что патогенное начало осуществляет свое воздействие через нервную систему с ее следовыми реакциями. По мнению школы Сперанского, патогенные агенты (микробы, токсины, вирусы, яды, термические, электрические и другие воздействия) выступают в качестве

раздражителей нервнорецепционных приборов организма и патологические явления развиваются в соответствии с закономерностями, присущими функциям нервной системы. Это положение доказывается фактами лабораторного воссоздания патологического явления по типу следовых реакций и клиническими наблюдениями.

В своем учении о клеточной патологии Вирхов утверждает, что морфологические, функциональные, иммунологические, биохимические и прочие изменения в органах и системах, вызываемые патогенным агентом, обязаны прямому непосредственному воздействию данного агента на поврежденный субстрат. Школа Сперанского разрабатывает новое учение, исходя из принципов Павлова, об организующей роли нервной системы в возникновении, развитии и исходе патологических процессов и тем дает теоретической и практической гигиене новую точку зрения и возможность разработки путей предупреждения болезней посредством изменения условий труда и быта, соответственно воздействующих на нервную систему организма.

В жизни природы царствует ритмичность, периодичность явлений. Смена дня и ночи; утро, полдень, вечер; весна, лето, осень и зима; лунные месяцы, приливы и отливы; перелет птиц, миграция рыб и многое другое. Дирижером этого ритма природы является солнце.

В человеческом организме как органической части природы едва ли не все физиологические процессы также испытывают ритмические колебания в своей интенсивности. Это суточный режим сна и бодрствования, активности и покоя, суточные колебания температуры тела, кровяного давления, частоты пульса, содержания в крови сахара, кальция, адреналина, суточные колебания интенсивности обмена веществ, величины кожных потенциалов, сезонные изменения основного обмена и многое другое.

Вопрос о ритме имеет огромное значение для гигиены. Одна из основных проблем гигиены—это установление норм ритма жизни людей — ритма их труда и быта, норм ритма как параметров, прежде всего времени. Сюда относятся вопросы норм чередования сна и бодрствования, смены и длительности работы и отдыха, нормы ночного труда и его длительности, работоспособности, режима и распорядка дня школьника, рабочего, научного работника, ребенка и старика, мужчины и женщины и т. д. Наконец, с тем же вопросом ритма в известной степени связано и изучение гигиенической проблемы акклиматизации, где на первое место выдвигаются изменения ритма физиологических процессов в организме в зависимости от ряда сезонных климатических влияний, особенно при временном пребывании людей в северных или южных районах.

Школа Павлова в лице акад. Быкова и его сотрудников в течение ряда последних лет ставила и ставит многочисленные опыты на животных и человеке с целью изучения этих периодических изменений физиологических функций в организме. В этих опытах показано влияние на периодические колебания физиологических функций факторов внешней среды, главным образом освещения, действовавшего на организм через зрит'ельный рецептор и кору мозга. Оказалось возможным управлять ритмическими колебаниями физиологических функций. В опытах на животных (обезьяны) удавалось переносить обычный дневной максимум температуры, максимум двигательной активности и наиболее высокое рН крови с дневного на ночное время посредством искусственного переделывания дня в ночь. Это было сделано путем систематического освещения клетки с обезьяной ночью и затемнения ее днем. Точно так же можно было получать в течение одних астрономических суток два периода двигательной активности, два температурных максимума посредством создания в течение этих астрономических суток двух искусственных дней и двух ночей.

Сезонный ритм у человека выражается, между прочим, в повышении основного обмена и увеличения рН весной и снижении их осенью и зимой. Исследования, произведенные Ивановой на очень большом материале, показали извращение сезонного ритма основного обмена прп переезде из средних широт СССР в условия субтропиков (Абхазия), причем основной обмен, свойственный зимним месяцам (декабрь), обычно сниженный в то время, резко повышался в это же время при переезде на юг, в «весенние» условия существования.

Школа Павлова (акад. Быков) делает вывод, что ритм и периодические изменения физиологических функций организма есть явление, в основном регулируемое с коры больших полушарий и зависящее от всей массы раздражителей внешней среды.

Выводы

1. В основу гигиенического изучения связей организма и внешней среды необходимо положить русскую физиологическую школу Сеченова—Павлова (по духу своему тождественную мичуринской школе). Это даст блестящие перспективы дальнейшего развития гигиены как науки.

2. Исходя из положения школы Павлова, что ни одна функция организма не проявляется без корригирующей при этом роли центральной нервной системы, коры головного мозга, необходимо при всех гигиенических исследованиях и соответствующих санитарных мероприятиях учитывать вмешательство и этого мощного фактора.

3. Рассмотренные выше основные проблемы гигиены в свете учения И. П. Павлова и его школы могут и, по нашему мнению, должны быть также и проблемными вопросами (при детализации их и тематическими) для различных исследований в области гигиены, программой и научно-исследовательским планом на будущее.

4. Советская гигиена, стоящая на высоком научном уровне, является сравнительно с зарубежной в то же время и образцом демократичности, гуманизма, преданности в служении своему народу. Опираясь на учение Павлова и его школы, следует поднять гигиену на еще большую высоту. Надо не только охранять нормальное течение «растительных» процессов организма, обмена веществ, питания, терморегуляции и пр., но в равной степени опираться и на соответствующие процессы центральной нервной системы, коры головного мозга. Надо создать гигиену в целом как гигиену не просто животного организма, но организма человека, живого существа вида Homo sapiens с особо развитой корой мозга и человеческого коллектива.

* -¿г -й-

Проф. JI. И. Казачков

Сточные воды сливных станций и их влияние на работу биологических фильтров

Из Украинского института коммунальной гигиены

Украинский институт коммунальной гигиены в своих работах по очистке населенных мест рассматривает сливные станции как рациональное санитарное устройство в городах с районами неполного канализования. В то же время при проектировании сливных станций до сих пор остается неразрешенным ряд вопросов.

Цель предпринятой нами работы заключалась в выяснении: 1) состава «сходного материала — жидкости, поступающей на сливную станцию;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.