Научная статья на тему 'Основные проблемы функционирования организационно-правового механизмаисполнения законодательства'

Основные проблемы функционирования организационно-правового механизмаисполнения законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Филиппова Ольга Владимировна, Зацепин Александр Михайлович

В нашем обществе, к сожалению, и сегодня не в полной мере сознается, что исполнение законов есть важнейший показатель цивилизованности. Более того, неисполнение законов стало ныне «естественным» образом жизни значительного числа граждан и организаций. В связи с этим нам «видится» решение этой проблемы в выработке концепции, основанной на многоуровневом консенсусе различных социальных интересов, открывающей возможность раннего формирования законопослушного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Филиппова Ольга Владимировна, Зацепин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы функционирования организационно-правового механизмаисполнения законодательства»

УДК 340

Зацепин Михаил Николаевич

доктор юридических наук, профессор, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества, Уральский государственный юридический университет, вице президент Российской криминологической ассоциации tp0507@ya.ru

Филиппова Ольга Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, Уральский институт дополнительного профессионального образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», член Российской криминологической ассоциации, нотариус г. Екатеринбурга ovz24@ya.ru

Mikhail N. Zatsepin

Doctor of Law, Professor,

Analyst of management

of scientific research

and international cooperation,

Ural State Law University,

Vice-President of the Russian Association

for Criminology

tp0507@ya.ru

Olga V. Filippova

Candidate of Law,

Notary Public of Ekaterinburg Associate, Professor of Civil Law Disciplinesof, Ural Institute of additional professional education «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation», Member of the Russian Criminological Association ovz24@ya.ru

Основные проблемы функционирования

организационно-правового

механизмаисполнения

законодательства

The main problems

of functioning of the organizational and legal mechanism of law enforcement

Аннотация. В нашем обществе, к сожалению, и сегодня не в полной мере сознается, что исполнение законов есть важнейший показатель цивилизованности. Более того, неисполнение законов стало ныне «естественным» образом жизни значительного числа граждан и организаций. В связи с этим нам «видится» решение этой проблемы в выработке концепции, основанной на многоуровневом консенсусе различных социальных интересов, открывающей возможность раннего формирования законопослушного образа жизни.

Ключевые слова: предупреждение коррупции, юридическая практика, организационно-правовой механизм, правовое поле, законодательное регулирование.

Annotation. In our society, unfortunately, and today is not fully aware that the implementation of the laws is the most important indicator of civilization. Moreover, non-compliance with the laws has now become a «natural» way of life for a significant number of citizens and organizations. In this regard, we "see" the solution to this problem in the development of a concept based on a multilevel consensus of various social interests, opening the possibility of early formation of a law-abiding lifestyle.

Keywords: prevention of corruption, legal practice, organizational and legal mechanism, legal field, legislative regulation.

Анализ законодательной и юридической практики показывает, что наиболее четко разработан и согласован механизм действия (реализации) уголовного права. В данном случае имеются все элементы институционального характера (нормы процессуального и уголовно-исполнительного права, регулирующие деятельность по расследованию, судебному разбирательству и исполнению приговора); объектно-субъектного (органы предварительного рассле-

дования, судебного разбирательства, исполнения мер уголовного наказания, их полномочия и порядок деятельности, статус участников уголовного процесса и т.д.).

Наличие материальных средств в виде мест лишения свободы и другие, предусмотренные законом виды правоприменительной деятельности и правоприменительных актов (возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого, пре-

дание суду, постановление приговора и др.); виды процессуальных действий, допускаемых законом, а также действия по соблюдению и исполнению юридических обязанностей и использованию субъективных прав. Присутствуют «условия», при которых допускается реализация правовых норм (всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, а также обязательное участие защитника в предусмотренных законом случаях, наличие условий законности, гласности, состязательности уголовного судопроизводства и др.). Имеются и средства исправления неправильных решений, восстановления нарушенных прав и принуждения на случай уклонения от выполнения обязанностей (жалобы, протесты, пересмотр судебных актов в кассационном и надзорном порядке и пр.).

Теоретически становится очевидным то, что «практическая» модель такого механизма есть эталон механизма действия любого закона, но отсутствие внятной уголовной политики сводит все «усилия» на исполнение, а не на предупреждение и профилактику, т.к. практически всегда не учитывается социально- экономический фактор.

В настоящее время в механизме исполнения законов прослеживается два блока проблем. Первый касается соотношения уровней политики, права и экономики. «Современное» законодательство не успевает оформлять новые политические идеи, сегодня политика значительно опережает развитие правовых установлений, что отрицательно сказывается на решении многих государственно-правовых вопросов, в частности, очень важных на нынешнем этапе проблем межнациональных отношений, федеративного развития нашей государственности.

К сожалению, и по сей день не находят своего законодательного регулирования вопросы соотношения этноса. О межнациональных отношениях очень много говорится политиками и используется в политических и экономических аргументах тогда, когда нет аргументов «права».

В предыдущие годы преобладало стремление субъектов федерации к суверенности. «Борьба» за единое правовое пространство положила этому стремлению конец, но вопросы соотношения централизма и самоуправления остаются и сегодня открытыми. Решение одной проблемы и не решение другой - все это вызывает к жизни ранее неизвестные политические процессы негативного характера. Формально отсутствуют сегодня (как нам представляется, из-за стабильной политической обстановки) столкновения позиций между центральной властью и на местах, приобретающие по воле политиков зачастую «скрытую» окраску нерешенных межнациональных проблем, возможно приводящих к конфликту.

Следует отметить, что необходимой предпосылкой эффективного и работоспособного механизма исполнения законов служит правильное соотношение экономики и права. Теперь уже не теоретически, а практически известно, что вопросы собственности, отлаженных экономических отношений создают надежную и практичную основу действия законов.

Наблюдаемая юристами разбалансированность политики и экономики не позволяет «запустить» (в теории и практике) в полную силу правовой механизм исполнения законов. И здесь кроме объективных причин существенна также роль права как субъективного фактора. Произошедшее резкое «разрушение» советской правовой системы, отсутствие законодательной преемственности в переходный период, декларативность и неконкретность многих вновь принимаемых законов - все это придает действующему праву скорее имитационный, нежели юридический характер. Отсюда - острая необходимость повышения общего престижа права в обществе, проведение наряду с экономической и политической также и радикальной правовой реформы.

Второй блок проблем связан с формированием элементов самого механизма исполнения законов. Наиболее значимыми из них, на наш взгляд, являются:

- совершенствование правотворческой работы, ее четкое регламентирование, научное обоснование и научно-техническое обеспечение;

- контроль за «соответствием» действующим законам подзаконных актов, установление ответственности за издание заведомо незаконных актов и др.

Также отметим, как нам представляется, необходимо издание «закона» о законодательных актах, главная направленность которого — ввести законопроектную работу в жесткие правовые рамки. Законопроект должен содержать несколько разделов. Основные из них:

- виды законодательных актов;

- законы и подзаконные акты; порядок подготовки законопроектов;

- организация законопроектной работы;

- методика подготовки законопроектов;

- правила законодательной техники; экспертиза законопроектов; порядок вступления в силу и опубликования законодательных актов;

- систематизация и кодификация;

- обеспечение исполнения законов; защита законов; правовой мониторинг и др.

Подобный «закон о законах», о чем немало говорится и пишется в юридической литературе, крайне необходим. Это тем более актуально, что ныне созданием различных законопроектов занимаются не только соответствующие компетентные органы, но и общественные объединения граждан, научные учреждения, депутаты и отдельные лица (так называемые инициативные законопроекты).

В механизме исполнения законов важное место должен занимать такой элемент, как соответствие законам подзаконных актов. По существу данная сфера в большинстве своем находится

вне контроля государства. Многие подзаконные акты «сводят на нет» действие отдельных законов. Наглядным примером могут служить серьезные расхождения междугражданско-правовым законодательством, регулирующим отношения купли-продажи, и правилами обмена товаров, устанавливаемыми ведомственными актами; отсутствует также и правовой механизм реагирования на порочную практику «подправки» закона посредством подзаконного акта.

Сказанное определяет наделение специального органа, который выполнял бы контрольные функции в отношении актов ведомственного

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.l993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 29.07.2018). 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Светлана Боженок, Ленина Ермакова, Юлия Грачева. Изд-во : Проспект, 2018. С. 912.

нормотворчества, необходимо внести предложение об образовании депутатами правовой инспекции, выполняющей исключительно методические функции. Предполагается, что депутатская правовая инспекция осуществляла бы контроль за соответствием законам подзаконных актов, а в случае обнаружения нарушений - направляла материалы в суд для отмены ведомственного акта. Если же руководителем ведомства подписан заведомо незаконный акт, данное должностное лицо должно подлежать, на наш взгляд, не только административной ответственности .

Literature:

1. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ).

2. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (edition of 29.07.2018). On June 13, 1996 № 63-FZ.

3. The comment to the Criminal Code of the Russian Federation / Svetlana Bozhenok, Lenina of Ermakovа, Yuliya З^Ь^а. Prospekt, 2018. P. 912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.