Научная статья на тему 'Организационно-управленческая деятельность по предупреждению коррупции'

Организационно-управленческая деятельность по предупреждению коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЙНА ЗАКОНОВ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / МЕХАНИЗМ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Филиппова Ольга Владимировна, Зацепин Александр Михайлович

В статье отмечается, что общество всегда ждет перемен в жизни, перемен к «лучшему» и в материальном плане, и в отношении безопасности, и с точки зрения приобретения духовного единства всего народа, обретения ясного видения цели, какой должна стать Россия. Среди существенных причин неэффективного исполнения законов в настоящее время следует назвать отсутствие механизма их реализации. Исполнение закона как социальный процесс осуществляется по своим, свойственным лишь ему закономерностям. Этот процесс имеет свой механизм, свои принципы. Модель такого механизма должна создаваться уже при принятии закона, чтобы не действовать методом «проб и ошибок». Важно также прогнозировать будущее поведение «правоисполнителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зацепин Михаил Николаевич, Филиппова Ольга Владимировна, Зацепин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая деятельность по предупреждению коррупции»

УДК 316.034

Зацепин Михаил Николаевич

доктор юридических наук, профессор, аналитик управления научных исследований и международного сотрудничества, Уральский государственный юридический университет, вице президент Российской криминологической ассоциации tp0507@ya.ru

Филиппова Ольга Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, Уральский институт дополнительного профессионального образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», член Российской криминологической ассоциации, нотариус г. Екатеринбурга. ovz24@ya.ru

Mikhail N. Zatsepin

Doctor of law, Professor, Analyst of management of scientific research and international cooperation, Ural State Law University, Vice-President of the Russian Association for Criminology tp0507@ya.ru

Olga V. Filippova

Candidate of Law, Associate Professor, Ural Institute of additional professional education «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation)», Member of the Russian Criminological Association, Notary Public of Ekaterinburg Associate ovz24@ya.ru

Организационно-управленческая

деятельность

по предупреждению

коррупции

Organizational

and management

activities

for the prevention

of corruption

Аннотация. В статье отмечается, что общество всегда ждет перемен в жизни, перемен к «лучшему» - и в материальном плане, и в отношении безопасности, и с точки зрения приобретения духовного единства всего народа, обретения ясного видения цели, какой должна стать Россия. Среди существенных причин неэффективного исполнения законов в настоящее время следует назвать отсутствие механизма их реализации. Исполнение закона как социальный процесс осуществляется по своим, свойственным лишь ему закономерностям. Этот процесс имеет свой механизм, свои принципы. Модель такого механизма должна создаваться уже при принятии закона, чтобы не действовать методом «проб и ошибок». Важно также прогнозировать будущее поведение «правоисполнителей».

Ключевые слова: коррупция, социальный процесс, война законов, правовая основа, механизм исполнения законов.

Annotation. Society is always waiting for changes in life, changes for the «better» - both in material terms, and in terms of security, and in terms of acquiring the spiritual unity of all the people, gaining a clear vision of the goal, which should be Russia.

Among the significant reasons for the inefficient implementation of laws at the present time is the lack of a mechanism for their implementation. The implementation of the law as a social process is carried out according to its own laws peculiar only to it. This process has its own mechanism and principles. The model of such mechanism should be created already at adoption of the law not to act by a method of «trial and error». It is also important to predict future behavior «right of performers».

Keywords: corruption, social process, war of laws, legal basis, mechanism of law enforcement.

Явление коллизии законов весьма распространено в федеративных государствах. Однако оно протекает безболезненно лишь тогда, когда осуществляется на прочной правовой основе [5].

Федеральный гражданский служащий занимается, на первый взгляд, незаметной работой, кото-

рая не только необходима для формирования в правовом государстве гражданского общества, но и отвечает насущной задаче современной государственно-правовой и политической жизни российского государства по выработке юридического механизма преодоления коллизии законов, федеральных и региональных, механизма их исполнения.

Одним из существующих и сегодня, как нам представляется, препятствий, с которым столкнулась наша демократическая государственность, - отсутствие юридических механизмов охраны работающих и действующих законов. В ряде субъектов, как известно, были допущены отступления не только от международно-правовых норм, но и «вертикали», «иерархии» закона.

Ликвидация «войны законов» и в настоящее время требует строжайшего разделения компетенции различных органов власти и учреждения механизмов разрешения противоречий между ними. Попытка установить такие механизмы была сделана еще в Конституции СССР 1924 г. [1], однако, от них вскоре отказались. Конституция СССР 1936 г. [2; 3] закрепила по сути дела унитарное государство с союзными республиками с единым центром. В этом отношении Конституция РФ вносит серьезные изменения в сложившуюся практику разрешения споров, в этом есть проблема по изменению правосознания [4].

Эффективность исполнения законов напрямую зависит от того, насколько типичны, стабильно повторяются и четко функционируют регулируемые законом связи и отношения. Политическая, экономическая, социальная стабильность общества придает стабильность и механизму реализации законов, способствует качественному улучшению правореализационного процесса.

События последних лет в нашей стране показывают, что налицо сложная ситуация: старые соотношения компетенции полномочий, закрепленных законодательно, изменяются как уголовные, гражданские и административные отношения.

Существующий механизм исполнения законов, регулирующих политико-социальные отношения, начинает «пробуксовывать», а порой и просто останавливается и вызывает социальную напряженность в обществе. В связи интенсификацией процесса создания нового законодательства и одновременно крайней неустойчивостью развития общественных отношений наблюдается массовое неисполнение и коллизия, а также «пробельность» и нестыковка законов. Иначе говоря, «новые законы», несмотря на их «обилие», не подкреплены устойчивыми административными связями и координирующими отношениями. Это оборачивается их бездействием или игнорированием.

В этих условиях очень важен систематизирующий учет законодателем степени широты и полноты охвата социально-правовых отношений. Общности регулируемых социально-общественных отношений. Переходные процессы почти всегда влекут резкую дифференциацию общества, поляризацию, а порой и столкновение различных равно полярных связей, отношений. Игнорирование данного явления в «новом» законодательстве создает конфликтные ситуации в правоприменительной практике на местах, «войну законам», сознательный саботаж некоторых из них. Попытка использовать право как сред-

ство проведения определенной политической линии без учета интересов той или иной группы людей приводит к разрушению правореализаци-онного механизма.

Одним из условий его действия является обязательность правовых предписаний для всех без исключения субъектов правовых отношений. Однако многие законы сегодня не пользуются поддержкой общественного мнения. Стремление выполнять их не стало внутренним убеждением большей части граждан. В то же время законодателем часто не установлены эффективные средства реагирования государства на неисполнение законов. Все это приводит к бездействию механизма исполнения законов.

Одна из причин неисполнения закона в сфере государственного руководства и управления, как нам представляется, - незавершенность законодательных предписаний в плане обеспечения конечного результата исполнения закона. Речь идет, как правило, об отсутствии в законодательстве положений об ответственности государственных органов и должностных лиц не только за неисполнение закона, но и за неподчинение закону.

В последнее время было принято немало нормативных актов межбюджетных отношений федерального и регионального уровня, внесших существенные изменения в финансовые отношения. Однако это только усложнило и запутало сложившуюся систему функционирования хозяйствующих субъектов и дало неограниченное поле деятельности для правоохранительных органов, дало старт, как нам представляется, к замедлению и стагнации инвестиционных проектов бизнеса. Очевидно, что необходимо формирование на «плановой» основе новой целостной системы гражданского, финансового и административно-уголовного законодательства, которая входила бы в единый массив законодательства страны в качестве его органической части. Это явится важной предпосылкой действенности законодательства и, в свою очередь, потребует определения механизма общих подходов к его содержанию и принципам.

Данная крупная проблема включает ряд самостоятельных вопросов. Остановлюсь на одном из них, наиболее актуальном, в том числе в аспекте исполнения законов, для гражданского, финансового и административно-уголовного законодательства. Речь идет о процессуальных нормах применения данного законодательства. Предварительно заметим, что рассмотрение поставленного вопроса исходит из обоснованной в правовой науке концепции общего юридического процесса, выводящий его понятие за пределы традиционного толкования юрисдикционной деятельности

Например, многих коллизий и уголовных дел, которые возникают между различными государственными звеньями при формировании федеральных, областных и местных бюджетов, могло бы и не быть, если бы существовало четкое пра-

вовое регулирование процесса распределения бюджетных доходов с указанием порядка деятельности государственных служащих разных уровней и их органов.

Важно также учесть, что гражданское, финансовое и административно-уголовное право, в отличие от некоторых других его отраслей, концентрирует в себе совокупность материальных и процессуальных норм. Он важен не только сам по себе, но и потому, что ему неоправданно мало уделено внимания юридической наукой, а также практическими работниками, что отразилось на содержании нормативных актов, регулирующих гражданские, финансовые и административно-уголовные отношения. Между тем, процессуальные нормы гражданского, финансового и административно-уголовного законодательства, регламентирующие порядок (процедуру) деятельности в области финансов и административно-уголовной, - необходимый и важный элемент в механизме, обеспечивающем исполнение законодательства законопослушными гражданами РФ. Хотя далеко не всякое добросовестное исполнение закона приводит к эффек-

Литература:

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II-ым Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.).

2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.).

3. Конституция СССР. Большая советская энциклопедия. Изд. 2. М., 1953. Т. 22.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

5. Морозова Л.А. Проблемы типологии юридических коллизий (современная трактовка) // Lex Russica. 2017. № 6. С. 32-38.

тивности его действия. Это зависит от многих условий, в том числе и от того, насколько законодательный акт соответствует задачам, стоящим перед отраслью права, в рамках которой он принимается.

Все чаще обнаруживается, что губительную роль в бездействии закона играют те, кто причастен к составлению законопроекта и внесению в него в ходе обсуждения и принятия разного рода дополнений и изменений. Часть вины в этих случаях ложится и на ученых-юристов.

Законы, замешанные на противоборстве, противостоянии и противодействии, создают тупиковые ситуации, в равной степени опасные и для государства, и для отдельных граждан. Как нам представляется, больше необходимо уделить внимания вопросам материальной ответственности за неисполнение законов, роли судебных органов в обеспечении исполнения. К сожалению, сегодня в процессе применения законов продолжают играть значительную негативную роль организационно-правовые механизмы, которые до сих пор не преодолены ни юридической наукой, ни практикой.

Literature:

1. Constitution (fundamental law) of the Union of Soviet Socialist Republics (approved by the Il-nd Congress of Soviets of the USSR on 31 January 1924).

2. Constitution (fundamental law) of the Union of Soviet Socialist Republics (approved by the Extraordinary eighth Congress of Soviets of the Union of Soviet Socialist Republics, 5 December 1936).

3. USSR Constitution. Great Soviet encyclopedia. Second edition. M., 1953. Vol. 22.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FCL from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL).

5. Morozova L.A. Problems of typology of legal conflicts (modern interpretation) // Lex Russica. 2017. № 6. P. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.