Научная статья на тему 'Основные приоритеты современной социально-гуманитарной науки'

Основные приоритеты современной социально-гуманитарной науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМА МЫШЛЕНИЯ / ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ДУХ / ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / HUMANITARIAN INTELLIGENCE / SYSTEM OF THOUGHT / THEORETICAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS / CIVILIZATION / DEMOCRATIC SPIRIT / THEORETICAL AND PHILOSOPHICAL THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асланова Рабият Нурулла Кызы

Распространение прагматических встреч в обществе, потеря интереса к философии, потеря философией своей аудитории, ослабление связи естественнонаучных знаний с философией и снижение влияния в обществе это реалии сегодняшнего дня. Серьезная критика и попытки обесценить философское наследие философов, особенно обладающих большим авторитетом и занимающих особое место в истории философии, и плюралистические тенденции стали характерной чертой эпохи. Состояние философии можно рассматривать сегодня как переходный период. Несмотря на все попытки многочисленных тенденций и направлений, появившихся в XX веке, таких как феноменология, экзистенциализм, философская антропология, постмодернизм и многие другие тенденции, невозможно сформировать новый образ человека информационного общества и ответить на вопросы, беспокоящие его. Это, в свою очередь, углубляет кризис мышления, демонстрирует неспособность, беспомощность философии перед сложными вопросами. Сегодня в мировом информационном пространстве существует бесчисленное множество идеологий, смысл и назначение которых неизвестно. Хотя плюрализм это разнообразие общественно-политических взглядов, сегодняшний плюрализм морально-этических принципов усугубляет моральную деградацию. Несогласованность новых взглядов с традиционными взглядами на категории, являющиеся фундаментальной основой философии, увеличение изменений и искажений, а также трансформации, происходящие в аудитории философии, приводят к порождению таких идей известного физика-космолога Стивена Хокинга, как «философия умерла». Правда, философия это не только неприкосновенное пространство, которое защищают профессиональные философы, каждый имеет право присутствовать в этом пространстве и высказывать свое собственное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Асланова Рабият Нурулла Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR PRIORITIES OF MODERN SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCE

The spread of pragmatic meetings in society, the loss of interest in philosophy, the loss of philosophy of its audience, the weakening of the connection of natural science knowledge with philosophy and the reduction of influence in society are the realities of today. Serious criticism and attempts to devalue the philosophical legacy of philosophers, especially those with great authority and occupying a special place in the history of philosophy, and pluralistic tendencies has become a characteristic feature of the era. The state of philosophy can be considered today as a transitional period. Despite all the attempts of numerous trends and trends that emerged in the 20th century, such as phenomenology, existentialism, philosophical anthropology, postmodernism, and many other tendencies, it was impossible to form a new image of a person in the information society and answer questions that were troubling him. This, in turn, deepens the crisis of thinking, demonstrates the inability, helplessness of philosophy to complex issues. Today in the world information space there are countless ideologies, the meaning and significance of which is unknown. Although pluralism is a diversity of sociopolitical views, today's pluralism of moral and ethical principles exacerbates moral degradation. Inconsistency of new views with traditional views on categories, which are the fundamental basis of philosophy, an increase in changes and distortions, as well as transformations occurring in the audience of philosophy, lead to the generation of such ideas of the famous cosmologist Steve Hawking, as "philosophy died." True, philosophy is not only an inviolable space, which professional philosophers protect, everyone has the right to be present in this space and express their own opinion.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты современной социально-гуманитарной науки»

UDC 13 (082.1)

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ

© 2019

Асланова Рабият Нурулла кызы, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии и культуроведения Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. З.Халилова, 23 e-mail: anara1881@mail.ru)

Аннотация. Распространение прагматических встреч в обществе, потеря интереса к философии, потеря философией своей аудитории, ослабление связи естественнонаучных знаний с философией и снижение влияния в обществе - это реалии сегодняшнего дня. Серьезная критика и попытки обесценить философское наследие философов, особенно обладающих большим авторитетом и занимающих особое место в истории философии, и плюралистические тенденции стали характерной чертой эпохи. Состояние философии можно рассматривать сегодня как переходный период. Несмотря на все попытки многочисленных тенденций и направлений, появившихся в XX веке, таких как феноменология, экзистенциализм, философская антропология, постмодернизм и многие другие тенденции, невозможно сформировать новый образ человека информационного общества и ответить на вопросы, беспокоящие его. Это, в свою очередь, углубляет кризис мышления, демонстрирует неспособность, беспомощность философии перед сложными вопросами. Сегодня в мировом информационном пространстве существует бесчисленное множество идеологий, смысл и назначение которых неизвестно. Хотя плюрализм - это разнообразие общественно-политических взглядов, сегодняшний плюрализм морально-этических принципов усугубляет моральную деградацию. Несогласованность новых взглядов с традиционными взглядами на категории, являющиеся фундаментальной основой философии, увеличение изменений и искажений, а также трансформации, происходящие в аудитории философии, приводят к порождению таких идей известного физика-космолога Стивена Хокинга, как «философия умерла». Правда, философия - это не только неприкосновенное пространство, которое защищают профессиональные философы, каждый имеет право присутствовать в этом пространстве и высказывать свое собственное мнение.

Ключевые слова: гуманитарное мышление, система мышления, теоретико-философский анализ, цивилизация, демократический дух, теоретико-философское мышление.

MAJOR PRIORITIES OF MODERN SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCE

© 2019

Aslanova Rabiyat Nurulla, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of History of Philosophy and Culture Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, st. Z. Khalilova, 23, e-mail: anara1881@mail.ru)

Abstract. The spread of pragmatic meetings in society, the loss of interest in philosophy, the loss of philosophy of its audience, the weakening of the connection of natural science knowledge with philosophy and the reduction of influence in society are the realities of today. Serious criticism and attempts to devalue the philosophical legacy of philosophers, especially those with great authority and occupying a special place in the history of philosophy, and pluralistic tendencies has become a characteristic feature of the era. The state of philosophy can be considered today as a transitional period. Despite all the attempts of numerous trends and trends that emerged in the 20th century, such as phenomenology, existentialism, philosophical anthropology, postmodernism, and many other tendencies, it was impossible to form a new image of a person in the information society and answer questions that were troubling him. This, in turn, deepens the crisis of thinking, demonstrates the inability, helplessness of philosophy to complex issues. Today in the world information space there are countless ideologies, the meaning and significance of which is unknown. Although pluralism is a diversity of sociopolitical views, today's pluralism of moral and ethical principles exacerbates moral degradation. Inconsistency of new views with traditional views on categories, which are the fundamental basis of philosophy, an increase in changes and distortions, as well as transformations occurring in the audience of philosophy, lead to the generation of such ideas of the famous cosmologist Steve Hawking, as "philosophy died." True, philosophy is not only an inviolable space, which professional philosophers protect, everyone has the right to be present in this space and express their own opinion.

Keywords: humanitarian intelligence, system of thought, theoretical-philosophical analysis, civilization, democratic spirit, theoretical and philosophical thinking.

Введение.

На протяжении всей истории миссия философского и гуманитарного интеллекта состояла в том, чтобы показать путь решения проблем, которые возникли и могут возникнуть в отношениях между человеком и миром, и поднять мышление на более высокий уровень с точки зрения качества. Все попытки как восточных, так и западных философов, социологов, служили этой миссии, и желание создать совершенный мир с новыми и более гуманными идеям всегда было актуально. Желание быть всегда хотя бы «на шаг впереди» непрерывно меняющейся реальности жизни ни на миг не покидало гуманитарное мышление.

Содержание и направление философско-гуманитар-ного мышления.

Переломные моменты в истории были самыми ответственными для социально-гуманитарных наук периодами и привели к необходимости полностью изменить содержание и направление философско-гуманитарного мышления на таких исторических этапах. Человечество смогло переступить пережитые кризисы и сделать следующий шаг благодаря новым парадигмам мышления,

системам морально-этических учений, представленным исключительно гуманитарной идеей. На протяжении всей истории, гуманитарному мышлению удавалось прогрессировать от одной идеи к другой, переживая процесс постоянного совершенствования, несмотря на кризисы и невзгоды. Идеи, прошедшие испытание истории, дошли до наших дней, запечатлевшись в общечеловеческих философских учениях, культурно-социальной памяти, менталитете и архетипах. С этой точки зрения в системе мышления важнейшей задачей гуманитарных наук было формирование оптимальных отношений между традицией и инновациями, инерцией и динамизмом.

В XXI веке проявляются многочисленные взгляды на социально-гуманитарные науки, на их значение и отношение к угрожающим человечеству проблемам. Некоторые утверждают, что социально-гуманитарные науки способны ответить на вызовы современности, тогда как другие утверждают, что они не смогли продемонстрировать решительную позицию в решении глобальных проблем и оказались пассивными, а третьи - что они не прошли испытания времени. Последние считают, что «философия потеряла свою репутацию и влияние в

Aslanova Rabiyat Nurulla MAJOR PRIORITIES ...

современном мире и ничего не делает для нахождения выхода человечества из глобального кризиса». Одной из причин этого является раздробление современной философии на многочисленные школы, течения и направления. А это, в свою очередь, превращает установление общих универсальных ценностей и норм и разработку общей платформы для их решения в трудный для человечества вопрос.

Однако известный культуролог К. Леви-Стросс, точно определивший великую историческую миссию гуманитарных наук в XX веке, отметил, что 21-й век либо будет веком гуманитарных наук, либо не будет вовсе. В этой мысли звучал призыв к гуманитарным наукам, которые должны были догонять развитие высоких научных технологий и технических наук. Техногенная цивилизация переживает духовно-интеллектуальный кризис. Конец ХХ начало XXI веков принесли серьезную переоценку всем возможностями человека активно преобразовывать как природу, так и общества. Обретая гуманитарное видение, наука выходит за рамки вещно технологического отношения человека к миру, вступая во взаимодействие с другими формами культуры и достижениями философии. Общество переходит к новой модели своей организации. Пока можно говорить только о наметившихся контурах нового сценария развития цивилизации, отвечающей интересам и человека и общества и необходимости сохранения природы. [1, с.4].

Наблюдение за современными глобальными и культурными процессами показывает, что ни одна нация не сможет преуспеть в духовном и культурном возрождении без совершенной политики и концепции, учитывающей реальность, опирающейся на социально-гуманитарные науки надо признать что в основе большинства экономических и политических проблем лежит проблемы гуманитарные.

Проблемы XXI века и задачи философского мышления.

Сегодня человечество сталкивается с многочисленными проблемами. Быстро меняющаяся реальность XXI века стала причиной поиска новых форм взаимоотношений человека с обществом и миром. Кризис, который берет начало в любой точке глобализирующегося мира, в скором времени охватывает весь мир. В таких условиях потребность в социально-гуманитарных науках и теоретико-философском мышлении способным объяснит причины и пути решений проблем возрастает. Эти проблемы невозможно решить без инноваций в гуманитарных науках. Факт того, что изменения происходят на фоне крайней неопределенности, делает невозможным анализ и организацию происходящих в обществе процессов на основе традиционного планирования и традиционных программ.

При таких условиях теоретическое мышление и интеллект становятся основным фактором, обеспечивающим гибкость. Время и общество требует от социально-гуманитарной науки большей интеллектуальной мудрости, настойчивости, ответственности и усердного труда, а также формирования инновационного мышления. Их главная цель - привить теоретическое понимание и анализ процессов, происходящих и ожидаемых как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, и превратить их в традицию.

На фоне меняющейся реальности и в самих областях социально-гуманитарных наук возникают многочисленные проблемы, связанные с развитием. На представителей гуманитарной области, которые помогают осмыслить новую мировую картину, возлагается множество задач. Эти задачи направлены на раскрытие человеческого потенциала и основ гуманизма в целом и стимулируют процессы, ставшие причиной актуальности основных тем в различных социальных науках и совершенно новых направлений оценки исследовательских методов и реальности. Это, в свою очередь, требует понимания таких обширных феноменов, как методы исследования,

применение современных подходов, преподавание и организация этих наук, а также анализ существующих моделей отношений наука-государство-общество и выбор их наиболее приемлемой формы.

Мониторинг тенденций развития гуманитарных знаний в XXI веке представляет собой сложную проблему. Глобальные события последних лет, «коллапс и смещение полюсов» еще раз показали, что многие проблемы, с которыми через 5, 10, 50 лет столкнемся мы или новое поколение человечества, иногда вовсе невозможно предвидеть, и их проявление за короткий промежуток времени, позитивные или негативные изменения, ла-тентность и неопределенность причин возникновения носят «внезапный» характер.

Самым важным вопросом, который заставляет человека задумываться, является проблема постоянной готовности реальности к изменениям. Сегодня, при анализе процессов, наблюдаемых в развитии цивилизации, появляются парадоксальные толкования. Что представляет большую угрозу для мирового развития? Избыток и скорость новшеств (инноваций) или их недостаток? Другая проблема связана с тем, что человек является создателем инноваций и в то же время должен приспособиться к этим инновациям. Потенциал, необходимый для решения всех этих вопросов, заключается в гуманитарном мышлении.

Еще одна причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии желаемых усилий, направленных со стороны гуманитарного сообщества на понимание изменений и разрешение проблем, связанных с ними. Невозможно с уверенностью сказать, какие социально-философские, психологические, антропологические тенденции появятся в жизни людей через пять лет, и каков будет результат. Утешительным моментом является то, что идеи, прошедшие испытание веков в пространстве философских идей, актуальны и по сей день.

Общество является сферой наиболее динамичных, интенсивных перемен. Согласование теории и практики с этой точки зрения - очень важная проблема. По сравнению с законами природы, законы развития общества, существующие условия, общественно-политические процессы в течение жизни одного поколения подвергаются радикальным изменениям несколько раз. Основная задача социальной науки и философии - обеспечить новое общественное мышление, национальное единство, суверенитет государства, национальную безопасность и культурно-нравственный иммунитет устойчивого будущего страны на протяжении всей истории. Это свидетельствует о необходимости социальных наук на всех уровнях. Потому что общественная наука работает со следующими наиболее важными факторами, связанными непосредственно с парадигмами мышления:

- исторически сложившиеся управленческие факторы, которые определяют основу существования людей: национальный менталитет, государственная идентичность, мировоззрение, культура, язык, религия и т.д.;

- стратегически важные факторы порядка: общенациональная идеология, масштабная пропагандистская работа, оправдывающая политические, экономические и др. цели государственного строя;

- такие факторы, как новое культурное мышление, обязательные профессиональные качества, предусмотренные для целенаправленного ведения процессов и необходимые для становления субъектов реформ и социальных институтов активными инициаторами, нежели простыми исполнителями:

- проблема разработки социальных и гуманитарных технологий, которые смогут противостоять информационным технологиям, превращающим общественное сознание в предмет манипуляции в современном мире.

Усовершенствование обществоведения с точки зрения исследования проблем.

Усовершенствование обществоведения с точки зрения исследования проблем, изучения приоритетных об-

ластей, подготовки нового поколения квалифицированных кадров и нового элитного поколения, отвечающих новым требованиям, превращается в необходимость. Это делает актуальной и усовершенствование этой области с точки зрения структуры и тенденций. Действие по принципу «унаследование традиций и инноваций», испытанному историей, приносит успех в этом процессе. Известное высказывание гласит: «Каждая традиция - это прошлые инновации, каждая инновация - это будущие традиции».

Один из фундаментальных кризисов, с которым мы столкнулись, это -подверженность человека XXI века быстрому моральному износу и углубление морального кризиса. Процесс деградации, которому подвергаются люди, возможно, не был столь распространенным в предыдущих веках. Никто не способен точно определить процент морального износа веками. Однако, в отличие от прошлых веков, беспомощность и безразличие человечества по отношению к противостояниям, конфликтам, нарушениям прав человека, возможность оправдания этих обстоятельств идеологическими философскими теориями не было на таком уровне как сегодня.

С этой точки зрения социальные и гуманитарные науки являются исторической необходимостью формирования силы морального сопротивления и поиска путей выхода из сложившейся ситуации. «В сфере социально-гуманитарного познания объектом познания становится конкретное общество, социум, с присущими ему особыми социальными, духовными, культурными отношениями и законами функционирования, который и становится непосредственной сферой реализации человеком своей природной, социальной, духовной, творческой неповторимости. Для решения этой задачи также формируется комплекс научных социальных дисциплин» [2, с.10].

Социально-философское познание, служащее решению наиболее актуальных проблем современности, столкнулось с необходимостью решения этих проблем. К ним относятся: развивающийся феномен виртуальности в реальности, его проявления и особенности, приводящие в беспорядок общественное сознание, все уровни проблемы идентичности - индивидуальные, личные, этнические, национальные, все виды конфликтов - национальные, межгосударственные, все оттенки межличностных конфликтов и конфликтов внутреннего мира человека, все ценности, выраженные словом «моральные», такие факторы, как религиозные ценности и пассионарность, новый трансгуманизм, интенсивно обсуждаемый в последние годы, одним словом, новые противоречивые проблемы, перечисление которых не имеет конца, созданные феноменом (бионаноэтика и т.д.), отражающим новый уровень человеческого существования и эволюции.

Неоспоримым фактом является то, что в информационном обществе ненаучные, антинаучные идеи быстрее и в большей степени влияют на человеческое сознание, нежели наука. И в этом процессе гуманитарные науки страдают от факторов, обусловленных объективными и субъективными причинами.

В Стратегии ЮНЕСКО на 2020 год, которая является авторитетной международной организацией в области науки, образования и культуры ООН, бьющей тревогу, видя углубление всех этих проблем, отмечается, что сегодня в мире интерес к философии и социальным наукам должно возрастать.

Сегодня совместные усилия ученых разных стран мира по решению проблем как гуманитарных, так и социальных наук на разных уровнях, а также обширная организация механизмов действия, являются судьбоносными вопросами и требуют такой же решимости, единства и настойчивости, какую показывали мировые ученые в трудные для человечество времена.

На одной из последних международных конференций ЮНЕСКО была провозглашена главная задача

философии в XXI веке. Было отмечено: «Подавление и ликвидация национализма являются главной задачей философии в двадцать первом веке. Философия способна определять ценности и принципы общие для всего человечества в духовном пространстве культуры и мышления. Бесценная роль и функция философии в решении проблем XXI века также исходит из этого».

Этнические политические конфликты, которые разжигались шовинистским сепаратизмом в конце 1990-х годов, характеризуются как самая большая угроза безопасности в современном мире. Несмотря на то, что они несопоставимы с мировыми войнами, их нерешенность в XXI веке должна глубоко озадачить международное научное сообщество. Достаточны ли усилия представителей общественно-гуманитарных наук для решения существующих проблем на международном уровне, или они уже считают незначительными катастрофические последствия неразрешенных конфликтов, угрожающих миру. В целом, насколько актуальны применение новых форм международной организованности, активизация деятельности уже существующих организаций и более тесный научный обмен мнениями при решении этих проблем?

Если противостояние между людьми и государствами начинается в сознании, тогда социальная наука может стать наиболее подходящим механизмом с точки зрения решения проблем, глобального диалога и консенсуса. Достижение консенсуса асоциальным человеком, сознание которого заражено вирусом национализма, невозможно. Сегодня человечество живет в конфликтной ситуации не только на уровне мирового сообщества, но и на уровне отдельных регионов и государств, включая индивидуальный уровень конфликта человеческого существа со своим «я». В более широком контексте можно говорить и о конфликте цивилизаций, религий, культур и поколений (известная проблема отцов и сынов) друг с другом, о конфликте настоящего с прошлым и будущим. Целенаправленные усилия могут позволить организовать реалистичные мероприятия, основанные на целенаправленной организации и практических результатах. Проблемы могут быть решены при условиях тесных связей мирового научного сообщества.

Нельзя забывать, что философия и общественная наука, желающие освобождение народов мира от стереотипов, укоренившихся в их сознании, должны и сами освободиться от исторических стереотипов.

Мы считаем, что решение некоторых из нижеследующих вопросов, которые международное научное сообщество должно более интенсивно ставить на повестку дня, носит неотлагательный характер. Такие проблемы, как философия права и политики, философия управления, философия культуры, религии и духовности и др. должны быть пересмотрены в призме сегодняшней реальности и различных подходов.

Философия и социально-политические проблемы.

Идеи демократии, свободы и правового государства были представлены в мире мыслителями-философами. Как можно воспользоваться потенциалом этих идей для решения сегодняшних проблем? Как решить проблему соотношения и границ свободы и безопасности в условиях глобального терроризма и транснациональных угроз XXI века? Удовлетворяет ли нас текущее состояние отношений «человек-мир», крайний индивидуализм, катастрофа отчуждения, подверженность гуманизма большой опасности и т.д.? На сегодняшний день десятки социальных наук: политология, история, социология, этика, эстетика, правоведение и т.д. изучают общество, анализируют те или иные аспекты существующих проблем в зависимости от их предмета. Философия, пожалуй, является единственной областью, которая способна глубже исследовать причины и перспективы процессов и явлений наряду с конкретными проявлениями проблем в обществе путем объединения общих национальных и универсальных характеристик. Главное то, что цивили-

Aslanova Rabiyat Nurulla MAJOR PRIORITIES ...

зация и общество не однородны, а многогранны, и роковой проблемой является то, что различия между ними не могут быть объединены в общем положении в жизненно важных вопросах.

Конечным результатом деятельности социальных и гуманитарных наук является цивилизация, нация, государство, народ и общество, показатели которых прогрессируют в интеллектуально-нравственном плане. Пренебрежение этими науками означает, что человечество, государство и человек будут также лишены их. Если сегодня ситуация не столь утешительна, значит, как в исследовательской, так и в образовательной областях этих наук существуют проблемы, и для их решения важно продемонстрировать совместные усилия мирового сообщества. С этой точки зрения задачи, стоящие перед философскими науками, являются намного серьезными и актуальными.

Философия - это мировоззрение, повышающее моральное духовное сопротивление человека в современном мире полном смятений и различных катастроф, как и во все времена, побуждающее в нем самопознание и самоутверждение, поясняющее позицию по отношению к себе и миру, подтверждающее высшую ценность человеческого существования. Как сказал немецкий философ К. Т. Ясперс: «Пока человек существует, его потребность в философии не иссякнет, кто есть человек, на чем основывается его отношение и связь с миром и людьми? Такие вопросы, как, можно ли понять этот сложный мир, заставят его задуматься» [3, с.18].

Поиск ответов в философии в период, когда начинается формирование мировоззрения молодежи в частности в юности, когда ускоряется процесс самопознания, и возникают вопросы, связанные с поиском жизненных перспектив, доказывает актуальность проблемы. Усовершенствование способностей логического мышления студентов, получающих образование в высших школах, ознакомляющихся с совершенными примерами философского мышления, повышение интереса к исследовательским работам, и формирование навыков работы с научной литературой, являются важной предпосылкой для подготовки будущих профессиональных кадров-философов.

Преподавание философии является важным элементом современной модели высшего образования. Не случайно философия занимает ведущее место среди предметов, составляющих общекультурный компонент образования. Философия - это культура мысли, феномен, который создает широкий спектр мышления, краеугольный камень формирования свободного мышления и личности. Такие вопросы, как особенности преподавания философских знаний во всем мире, перспективы философии, вес и авторитет философии среди гуманитарных предметов, и нигилистическое отношение к философии вызывают серьезные споры. Не секрет, что дискуссии в этой области связаны также с определенной принужденностью общественной науки, в частности философии.

Многочисленные меры и специальные стратегии ЮНЕСКО, осуществляемые для привлечения внимания к значимости общественной науки, в частности, философии, в системе образования, связаны с приданием значения преподаванию философии. Взгляды, выраженные в резолюции Международного симпозиума «Философия и демократия в мире» (Париж, 1995 г.), утверждают, что: «Философию необходимо укреплять там, где она уже преподается, и обязательно организовывать там, где не преподается».

Существование человечества 3-го тысячелетия в условиях гуманизма, демократии, мира и спокойствия, толерантности, развитие отношений между нациями и государствами на основе высших ценностей зависят от господства новой культуры мышления над сознаниями.

Важность нового мышления, основанного на совершенных ценностях философского наследия, созданного человечеством, была отражена в стратегии ЮНЕСКО,

принятой в 2005 году. В «стратегии в области философии» отмечалось, что «Философия является основой знаний, решением общих проблем человеческого существования и играет незаменимую роль в развитии человеческого мышления. Вопросы, реализуемые со стороны ЮНЕСКО: образование для всех, межцивилизационный диалог, вопросы по правам человека и демократии, нуждаются в прочной философской основе».

Эта стратегия также отражает вопросы мировых ученых по 3 основным направлениям. В стратегии были выдвинуты требования продемонстрировать традиционную позицию философии перед мировыми проблемами и обеспечить философский анализ процессов, пересмотреть статус философии в современной системе образования, а также расширить возможности содержания и сущности преподавания философии, отвечающих призывам новой эпохи.

В ней также отмечалась необходимость прогнозирования направления развития философской мысли и необходимость исследования современными философами сущности философских концепций, связанных с будущим человечества.

Выводы.

XXI век ставит перед философами довольно серьезные вопросы. Способна ли философия объективно оценить современность и близкое будущее? Или, возможно, для получения этих результатов должно пройти долгое время? Возможно ли определить философский диагноз «исторического времени»? Следует ли понимать «конец истории» (Ф. Фукуяма) как конец философской истории?

Можно ли связать формулу философии истории «Призыв-ответ» (А. Тойнби) с философией истории современности? Каковы пути изменения безразличного отношения человека с прагматическим мышлением и потребительской психологией к философскому наследию? Каков будет результат перехода преподавания философии от традиционных методов к новым методам и экспериментам? и др. серьезные вопросы являются проблемами, ожидающими своего решения.

Философии также присущ догматизм. Демократический дух, философия свободного критического мышления является предпосылкой для развития различного мышления. Однако попытка превратить философию в анархизм, обесценить историческое философское наследие путем ненужных интерпретаций, изменить истинную суть этого охраняемого человечеством наследия, недопустима. С этой точки зрения преподавание философии в современной системе образования должно выполнять новые задачи.

Сегодня учитель-философ является коммуникатором, регулятором отношений «человек-общество» и «государство-гражданин», воспитателем человека XXI века, потому что философия сама по себе изменила мир; меняя человека, она создает условия для присвоения им высоких моральных ценностей и косвенно меняет окружающую среду, и те самым добивается ее усовершенствования.

Прогрессивные идеи, правившие миром на протяжении всей истории, определили направление развития человечества и обеспечили унаследование человечеством не пепла, а пламени.

Преподавательские и исследовательские направления предмета философии должны отвечать вызовам новой эпохи в соответствии с современными тенденциями развития, структурой модернизирующегося и инновационного общества, социокультурными проблемами информационного общества.

Так же, как модель оптимального развития каждой страны прогнозируется в соответствии с мировыми тенденциями, приоритеты образования и обучения также должны быть направлены на решение важных социально-экономических и общественно-культурных проблем страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания. Учебное пособие. Санкт-Петербург: 2008

2.Чистов Г.А. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Челябинск: 2014

3.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: 1994

4.Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // «Вопросы философии», 2010, № 1.

5.К обществу знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО Париж: Изд. ЮНЕСКО. 2005

6.Ненашев А.И. Информационное пространство современного общество: коммуникационной аспект Автореферат. Саратов: 2008

7.Степин В.С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.