Научная статья на тему 'Основные приоритеты национальной экономики Азербайджанской республики в условиях рыночной экономики'

Основные приоритеты национальной экономики Азербайджанской республики в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / НАЦіОНАЛЬНА ЕКОНОМіКА / ТРАНСФОРМАЦіЯ / РИНКОВА ЕКОНОМіКА / НЕНАФТОВОї СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / НЕНЕФТЯНОЙ СЕКТОР / COMPETITIVENESS / NATIONAL ECONOMY / TRANSFORMATION / MARKET ECONOMY / NON-OIL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалилов А. Н.

У статті вказано, що при досягненні соціально-економічних цілей керувалися принципами ефективного державного регулювання, які забезпечили досконалу конкуренцію в умовах ринкової економіки, трансформуючи в економіку експортної спрямованості, що дозволить раціонально використовувати енергію, яка створює високу додану вартість. Таким чином, підвищення конкурентоспроможності національної економіки, грунтуючись на певні напрямки, дозволяє досягти захисту макроекономічної стабільності, яка посилить координацію монетарної і фіскальної політики. Разом з цим, поліпшення бізнес-середовища і підтримка приватної ініціативи, розвиток ринку фінансових послуг дозволяють удосконалити зовнішньоторговельну і інвестиційну політику.В статье отмечено, что при достижении социально-экономических целей руководствовались принципами эффективного государственного регулирования, которые обеспечили совершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики, трансформируя в экономику экспортной направленности, что позволит рационально использовать энергию, которая создает высокую добавочную стоимость. Таким образом, повышение конкурентоспособности национальной экономики, основываясь на определенных направлениях, позволяет достичь защиты макроэкономической стабильности, которая усилит координацию монетарной и фискальной политики. Вместе с этим, улучшение бизнес-среды и поддержка частной инициативы, развитие рынка финансовых услуг позволяют усовершенствовать внешнеторговую и инвестиционную политику.The article notes that in achieving socio-economic goals they were guided by the principles of effective government regulation, which ensured perfect competition in a market economy, transforming into an export-oriented economy, which will allow rational use of energy, which creates high added value. Thus, improving the competitiveness of the national economy, based on certain areas, allows you to achieve protection of macroeconomic stability, which will strengthen the coordination of monetary and fiscal policy. At the same time, the improvement of the business environment and the support of private initiative, the development of the financial services market, make it possible to improve foreign trade and investment policies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты национальной экономики Азербайджанской республики в условиях рыночной экономики»

УДК 330.5:338.24(479.24) doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-73-78

А. Н. Джалилов,

Азербайджанская Республика, ORCID 0000-0003-0207-425X, e-mail: c.erestun@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Начиная с 90-х годов XX века под руководством великого лидера Гейдара Алиева наша страна, постепенно возрождаясь и предпринимая уверенные шаги, была направлена на решение социально-экономических проблем. Поэтому, в первую очередь, обеспечивая устойчивость приобретенной государственной независимости, была установлена макроэкономическая стабильность страны. Меры, которые были направлены на стабилизацию макроэкономического баланса, привели к обузданию существовавшей в то время гиперинфляции [2].

Первооснова использования углеводородных ресурсов Азербайджана была в интересах народа, которая заложила именно в тот период заключение «Контракта века», что, в свою очередь, привело к одновременному старту и осуществлению продуманных широкомасштабных социально-экономических реформ. Таким образом, в те годы была заложена основа таких важных перемен, как фундаментальные институциональные преобразования, которые были направлены на замену оставшегося с административно-командного способа управления новыми отношениями свободной совершенной конкуренции, а также были целенаправленны на экономические меры по формированию рыночной экономической системы, приватизацию государственного имущества и формирование новых имущественных отношений с учетом земельных реформ в 1995 году [1].

Следовательно, дальнейшее углубление в 2000-х годах проводимых в нашей стране широкомасштабных реформ, открыли благоприятные возможности для ускоренного развития, создали условия для подъема общества на социально-экономический прогресс. Важные шаги, которые были предприняты по улучшению инвестиционной среды в стране, государственное управление перестроили

Уровень бедности

систему в соответствии с современными критериями.

Интенсивная динамика экономического роста, которая получила новый импульс с увеличением добычи и экспорта природных ресурсов, была отмечена в 2009 году в условиях глобального экономического кризиса. Поэтому рост азербайджанской экономики является свидетельством успешного осуществления избранного стратегического курса. Вместе с этим, направление нефтяных доходов в ненефтяной сектор, привел к серьезным успехам. Поэтому, в развитии данной отрасли за последние десять лет среднегодовые темпы роста ненефтяного сектора составили почти 11%.

Вместе с этим, открытие новых производственных участков и создание новых рабочих мест в ненефтяном секторе, невиданные масштабы развития производственной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, создали современные предприятия социальной инфраструктуры. В том числе, строительство новых учреждений образования, здравоохранения, спорта, стали в данный период основой для динамичного и устойчивого прогресса нашей страны в целом [3].

Исходя из вышеизложенного, следует особо отметить, что в Азербайджане за данные годы был достигнут большой прогресс в эффективном решении социальных проблем, так как система социальной защиты населения была перестроена в соответствии с передовыми международными стандартами. Постепенно начала действовать новая пенсионная система, были закреплены и развиты системы адресной государственной социальной помощи, социальных пособий. К месту отметить, что, благодаря успешной социальной политике, уровень бедности сократился с 49,7% в 2000 году до 5,9% в 2016 году, неоднократно повышались заработная плата и пенсии (табл. 1).

Таблица 1

2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016

Черта бедности, манат 42,6 98,7 119,3 125,2 129,6 135,6 148,5

Уровень бедности, % 29,3 9,1 6,0 5,3 5,0 4,9 5,9

Источник: Госкомстат АР. 2017. С. 155.

Данные табл. 1 показывают, что с ростом экономического потенциала республики появились благоприятные условия для развития здравоохранения, стали последовательно решаться проблемы

охраны здоровья населения. Надо отметить, что за последние десять лет, выделяемые на здравоохранение бюджетные средства увеличились более чем в 10 раз, что в настоящее время превысили 650 млн

манатов. Немаловажно отметить, что за последние десять лет было построено или капитально отремонтировано свыше 569 медицинских учреждений, среди которых подавляющее большинство находится в регионах республики, все медицинские учреждения оснащены современной техникой и оборудованием (Госкомстат АР. 2017. С. 279).

Осуществленные важные меры по охране здоровья населения республики и повышению качества медицинских услуг, привели к тому, что были достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, и эта сфера, как приоритетное направление практического здравоохранения, постоянно находится в центре внимания.

За последние годы достигнуты значительные успехи в сфере образования, что это также непосредственно связано с социально-экономической политикой, которая была направлена на модернизацию нашей страны. При этом, достаточно сказать, что общий объем выделенных на научную сферу бюджетных средств вырос по сравнению с 2005 годом более чем в 5 раз и составил в 2016 году 110,2%, что относительно ВВП составляет 0,2%, а относительно расходов государственного бюджета - 0,6%. Осуществляемые реформы, направленные на обновление образования по содержанию, имели большое значение при интеграции азербайджанского образования в европейское образовательное пространство.

При этом немаловажно отметить, что на сегодняшний день Азербайджанская Республика в состоянии принять около 35 тысяч туристов в сутки, а иногда данный показатель максимально доходит до 40 тысяч. Используя данные Всемирного совета по туризму и путешествиям (^ТТС) за 2016 год, доходы от туристического сектора Азербайджана составили 2,678 млрд манат. Поэтому, будем откровенны, не каждая страна способна с гордостью говорить о том, что у нее есть все необходимые составляющие для развития туризма, а Азербайджан, это именно та страна.

Профицит государственного бюджета Азербайджана в 2016 году составил 1,05 млрд манатов. Доходы госбюджета в январе-марте составили 3 678,1 млн манатов против прогноза в 3 570,6 млн манатов. Расходы госбюджета были исполнены на 73,3% и составили 2 623,5 млн манатов.

Поступления по линии министерства по налогам составили 1,5 млрд манатов, что на 1,4% больше прогноза. Большая часть поступлений - 78,5%, или 1 210,7 млн манатов, пришлась на поступления от ненефтяного сектора, что на девять процентных пункта больше показателя первого квартала 2015 года.

На строительство и реконструкцию объектов в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и других объектов было направлено 16 млн манатов, на строительство инфраструктуры в сферах энергетики, водо- и газоснабжения, транспорта, коммунальных услуг и мелиорации -

153,4 млн манатов, в том числе на финансирование инвестиционных проектов в Нахчыванской Автономной Республике - 4,8 млн манатов.

Необходимо отметить, что за последние годы туризм, как крупный межотраслевой комплекс, интенсивно развивается. Расширяется инфраструктура, активно развивается инвестиционный комплекс, получили развитие новые виды туризма и доходность по ним.

Следовательно, основная доля капиталов от туристского бизнеса уходит за границу. Наблюдения в последнее время указывают на то, что наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей [4].

Данные статистики показывают, что из зарубежных стран наибольший въездной (как и выездной) поток туристов отмечается из России, Грузии, Турции, Ирана, Украины, Великобритании, Казахстана т. д. При этом, въездной поток почти вдвое выше выездного как по этим двум направлениям, так и в целом по региону.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности по гостиницам и предприятиям гостиничного типа заключаются в том, что НДС, налог на прибыль и другие налоги, поступающие в государственный бюджет в 2010 году составили 15130,6 тыс. ман., в 2011 году - 27966,5, в 2012 году - 18058,8, в 2014 году - 28201,5, в 2015 году -28098,5 тыс. ман. Как видим из данных Госкомстата за 2010-2016 годы поступления в государственный бюджет за счет налогов увеличились 1,9 раза, что является источником дохода госбюджета [1].

Как показывает анализ табл. 2, численность иностранных граждан, прибывших в Азербайджан с целью отдыха, развлечений и делового туризма имеет преобладание по отношению к другим видам туризма, тогда как граждане Азербайджана, выезжающие в зарубежные страны, предпочтение отдают деловому туризму, туризму отдыха, развлечений, лечебному туризму и религиозному туризму. Так, разница между прибывшими и выбывшими туристами имеет отрицательный поток (4281,9 тыс. чел. - 2248,8 тыс. чел.).

Туризм в Азербайджанской Республике признан на государственном уровне приоритетной сферой национальной экономики. Ведь туризм играет немаловажную роль в развитии национальной экономики страны. Согласно последним статистическим данным, в стране доля туризма в ВВП достигла 7,1% [1].

Уровень развития туристского сектора определяется общим оборотом туристов страны, состоящим из суммы иностранных граждан, прибывших в Азербайджан с целью туризма и резидентов Азербайджана, путешествующих в заграницу. Иначе говоря, речь идет о въездном и выездном туризме. Въездной туризм - путешествие в пределах Азербайджана лиц, не проживающих постоянно в стране. Выездной туризм - путешествия лиц, постоянно

проживающих в Азербайджане, в другую страну. И так, подробно рассмотрим тенденции развития въездного и выездного туризма на основе статистических данных.

Выездной туризм в Азербайджане нуждается в сравнительно меньшем стимулировании, нежели въездной. Согласно статистическим показателям,

Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Динамика и структура международных туристических потоков Азербайджана в период 2010-2016 годов формировались под влиянием ряда разнонаправленных факторов социально-экономического и иного характера.

Учитывая, что в Азербайджане сектор туристических компаний недостаточно развит, многие посещают страну самостоятельно. В 2012 году приток туристов по сравнению с 2011 годом увеличился на 9,9%. Это связано, в первую очередь, с проведением в стране различных мероприятий мирового масштаба, а особенно конкурс «Евровидение». Максимальное количество прибывших туристов (2,508,9 млн) за весь пятилетний период наблюдается в 2013 году. Здесь свою роль сыграло упрощение визовой процедуры для туристов дальнего зарубежья. Теперь, при приобретении тура в Азербайджан, туристы имеют возможность получить въездную визу прямо в аэропорту. Однако в 2014 году количество иностранных туристов, посетивших Азербайджан, составило 2,297,8 млн, что сравнительно меньше показателей за 2012 и 2013 годы. Одной из основных причин, послуживших снижению потока въездных туристов, стало ухудшение финансового положения граждан России и Грузии. По итогам января-августа 2015 года страну посетило около одного миллиона туристов, что на десять процентов меньше, чем за аналогичный период 2014 года [5].

По статистическим данным, число приезжающих в Азербайджан туристов больше всего зависит от туристов из России, Турции, Грузии и Ирана.

представленным в табл. 2, за период с 2010 по 2014 год лет число выездных туристов увеличилось с 1819,6 тыс. до 3319,4 тыс. туристов на 1499,8 тыс., при этом с каждым последующим годом число отправляемых туристов за границу превышает данный показатель за предыдущий период.

Таблица 2

Они составляют 95% потока иностранных туристов. Соответственно, уменьшение покупательной способности туристов из этих стран отражается в общем туристическом потоке в Азербайджан. В первой пятерке находятся соседние государства: Россия (843,8 тыс.), Грузия (699,5 тыс.), Турция (314,4 тыс.), Иран (131,1 тыс.) и Украина (58,2 тыс.). В следующей пятерке стран находятся Великобритания (33 тыс.), Казахстан (29 тыс.), Узбекистан, США и Германия [1].

Приведенные показатели свидетельствуют о темпе роста въездного и в том числе внутреннего туризма в Азербайджане, но в тоже время есть необходимость решения ряда актуальных проблем, среди которых нужно упомянуть:

1) высокие цены на туристические услуги;

2) отсутствие на рынке бюджетных авиакомпаний, а также высокая стоимость услуг по авиаперевозкам. Азербайджан должен быть заинтересован в привлечении других компаний на рынок авиаперевозок, предлагая им скидки на аэропортовские сборы, что поможет снизить цены на авиабилеты;

3) недостаточная реклама туристических возможностей Азербайджана на мировом рынке туризма;

4) неразвитость полноценной конкуренции на рынке гостиничных услуг;

5) необходимость предоставления льготы предпринимателям в целях строительства 2-х и 3-х звез-дочных отелей и хостелов, ориентированных на бюджетных туристов.

Туристский поток по стране за 2010-2016 годы

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Численность иностранных граждан, прибывших в Азербайджан, тыс. чел. 1962,9 2239,2 2484,1 2508,9 2297,8 2006,2 2248,8

С целью туризма, тыс. чел. 1279,8 1561,9 1985,9 2129,5 2159,7 1921,9 2044,7

Туризм отдыха, развлечений, тыс.чел. 661,7 519,8 687,8 705,2 709,9 668,8 697,1

Деловой туризм, тыс.чел. 547,6 591,9 595,3 648,9 670,5 632,3 691,7

Лечебный туризм, тыс.чел. 14,1 33,3 43,0 46,2 46,3 36,5 41,5

Религиозный туризм, тыс.чел. 10,2 10,5 13,2 13,7 13,7 11,5 12,6

Численность граждан Азербайджана, выезжающих в зарубежные страны, тыс. чел. 3175,6 3550,2 3874,4 4284,7 4244,3 4095,8 4281,9

С целью туризма, тыс. чел. 1819,6 2308,2 2828,9 3306,7 3319,4 3256,2 3592,1

Туризм отдыха, развлечений, тыс.чел. 729,3 513,1 897,6 1053,9 1014,6 1045,2 1096,1

Деловой туризм, тыс.чел. 986,3 1150,3 1172,3 1290,9 1277,8 1185,3 1371,6

Лечебный туризм, тыс.чел. 43,7 92,6 116,5 169,0 169,8 140,0 192,7

Религиозный туризм, тыс.чел. 41,3 64,0 66,2 82,5 117,8 133,5 127,1

Источник: Госкомстат АР. 2017. С. 318.

Рассматривая рынок гостиничных услуг в Азербайджане, легко увидеть превалирование крупных пятизвездочных отелей над бюджетными. Это связано с высоким коэффициентом окупаемости дорогостоящих отелей по сравнению с бюджетными отелями, окупаемость которых требует длительного периода времени. Соответственно, при таких условиях для бизнесмена, наиболее выгодным будет создание пятизвездочных отелей. Для решения данной проблемы необходимо мотивировать бизнес посредством предоставления льготных кредитов предпринимателям, упрощения налогообложения, предоставления земельных участков под строительство на льготной основе [6].

Таким образом, это означает, что необходимо осуществлять меры по привлечению туристов с рынков Европы и дальнего зарубежья, обладающих высоким уровнем расходов. К странам с высоким уровнем расходов на туристские услуги относятся в основном страны с высоким ВВП, то есть страны с высоким уровнем доходов населения. Это, прежде всего, развитые страны Европы. Диверсифицируя, таким образом, рынки сбыта туристических услуг, можно снизить риск снижения общего количества туристов, в случае неплатежеспособности или наступления финансовых трудностей в соседних странах, являющихся основными клиентами Азербайджана на рынке туристских услуг.

Надо отметить, что достигнутые страной успехи в социально-экономических сферах, отражены высокими показателями, улучшающимися с каждым годом международными рейтинговыми агентствами (Fitch Ratings, Moody's, Standard & Poor's). Вместе с этим, Азербайджан улучшил и улучшает свою позицию в подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией отчете Doing Business, а в «Отчете о глобальной конкуренции» Всемирного экономического форума поднялся до лидирующей позиции среди стран Содружества Независимых Государств и региона. Поэтому, в классификации Всемирного банка по ВВП на душу населения Азербайджан вошел в категорию стран с «высокими средними доходами». При этом, хотелось бы отметить, что согласно отчету Программы развития Организации Объединенных Наций (ООН) по человеческому развитию за 2010 год покинул группу стран со «средним человеческим развитием» и вошел в группу стран с «высоким человеческим развитием».

Современное формирование в Азербайджане демократического общества, а также системы прозрачных общественных отношений было главным направлением государственной политики в годы независимости. Немаловажен тот факт, что политический плюрализм занял свое место в стране как необходимая основа общественного прогресса. Поэтому, в настоящее время в стране имеются необходимые правовые и демократические политические условия для свободной деятельности политических партий.

Для достижения вышеуказанных целей руководствовались принципами эффективного государственного регулирования, которое обеспечило совершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики, трансформируя в экономику экспортной направленности, что позволит рационально использовать энергию, которая создает высокую добавочную стоимость. Комплексный подход к развитию социально-экономических сфер позволил достичь высоких результатов. Данная концепция ставит цель трансформации экономики страны в экономику, которая основана на производительности труда, при этом способствуя росту общей производительности факторов производства [7].

Таким образом, повышение конкурентоспособности национальной экономики, основываясь на определенные направления, позволяет достичь защиты макроэкономической стабильности, которая усилит координацию монетарной и фискальной политики. Вместе с этим, улучшение бизнес-среды и поддержка частной инициативы, развитие рынка финансовых услуг позволяют усовершенствовать внешнеторговую и инвестиционную политику. В данный период было предусмотрено поддерживать инфляцию на приемлемом уровне, осуществляя при этом постепенный переход к более гибкому курсовому режиму.

Целенаправленная политика, прежде всего, была ориентирована на осуществление мер по усовершенствованию структуры национальной экономики. Важными приоритетными направлениями были и будут модернизация нефтегазового сектора и нефтехимической промышленности, указывающей еще раз на диверсификацию и развитие ненефтяной промышленности, что позволит расширить возможности использования альтернативных и возобновимых источников энергии, а также развитие частного сектора, что приведет к усилению продовольственной безопасности. Вместе с этим, расширение и развитие торговых и сервисных видов деятельности, также позволит усовершенствовать структуру внешней торговли и инвестиционных вложений. При этом ставится цель, что в течение охватываемого концепцией периода среднегодовые реальные темпы роста ВВП по ненефтяному сектору будут превышать 7%.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что основная задача, которая ставится на современном этапе в денежно-кредитной политике, должна заключаться в ускорении диверсификации национальной экономики, сохраняя при этом в последующие годы высокие темпы развития ненефтяного сектора вне зависимости от уровня нефтяных доходов. Такая перспектива направлена на то, чтобы повышение конкурентоспособности и расширение экспортных возможностей стали главным приоритетом для нашей страны. Поэтому в Концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» за основу взята экономическая модель экспортной

направленности и предусматривается, что повышение конкурентоспособности и усовершенствование структуры экономики будут способствовать росту ненефтяного экспорта. Это приведет к расширению инновационной деятельности, которая наряду со стремительным развитием ненефтяной промышленности, поможет создать высокие темпы экономического развития.

Немаловажен тот факт, что важными условиями для достижения поставленных целей являются полное и максимально эффективное использование всех возможностей страны, которые имеют экономические, социальные ресурсы, создающие условия для усиления потенциала республики. В связи с этим, должны быть предусмотрены развитие инфраструктуры энергетики, транспорта, транзита и логистики, основанные на постоянном внимании к развитию экономических регионов, формирующих региональные центры для развития конкурентных преимуществ, а также инфраструктуры социальных услуг в городской и сельской местности.

В современных условиях рыночного механизма, который формирует рыночные отношения в Азербайджане, важными являются функции государственного регулирования и управления, осуществляемые, в основном, в сфере сохранности макроэкономической стабильности. При этом, улучшение деловой атмосферы и обеспечение свободной конкуренции в стране создают благоприятных условий для местных и зарубежных инвесторов, усовершенствуя, в свою очередь, структуру экономики, направленную на реализацию инвестиционных и широкомасштабных инфраструктурных проектов, эффективную организацию социальной защиты населения.

Таким образом, особое внимание должно быть уделено обеспечению фискальной дисциплины в области формирования и использования бюджетных ресурсов, правильному распределению и перераспределению финансовых средств, повышению эффективности расходов, которая проводится с помощью гибкости оценивания по различным бюджетным рискам (внешние, финансовые, операционные риски, риски отстранения и пр.).

Национальная экономика важна также с точки зрения банковской системы, которая играет важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики. Коммерческие банки, являющиеся важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, выполняют ключевые общественные функции. Поэтому устойчивость их функционирования, существенным образом влияет на эффективность экономики в целом. Во многих стран банковская деятельность является наиболее строго регулируемым сектором, при этом банковская система имеет ярко выраженные национальные особенности, которые отражают специфику ее формирования. Данная специфика определяется многими факторными принципами.

Во-первых, Азербайджан - индустриально-аграрная страна. Он имеет мощную нефтяную, нефтеперерабатывающую промышленность, растущее газодобывающее производство и связанные с ними химическую промышленность, машиностроение. Необходимо также отметить развитие текстильной, винодельческой и консервной промышленности. За последнее время в сельском хозяйстве наиболее развито хлопководство, овощеводство, садоводство, виноградарство, шелководство, табаководство и чаеводство (табл. 3). Из таблицы видно, что должное внимание уделяется хлопководству в нашей стране.

Продукция 2010 2013 2014 2015 2016

Хлопок 38,2 45,2 41,0 35,2 89,4

Чай 0,54 0,57 0,47 0,58 1,02

Овощи 1189,5 1236,3 1187,7 1275,3 1270,6

Бахчевые 433,6 429,8 440,9 484,5 464,8

Табак 3,2 3,5 2,9 3,5 3,6

Виноград 129,5 148,5 147,7 157,1 136,5

Таблица 3

Общий сбор и продуктивность продукции в сельском хозяйстве, тыс. тонн

Источник: Госкомстат. 2017. С. 502.

Таким образом, реформы в национальной экономике страны и ее интеграция в мирохозяйственную систему, требующую гармонизации принципов в структуре рынка, необходимы для всех развитых стран, а также необходима глубокая проработка и обоснование концепции их развития в условиях рыночных отношений.

Литература 1. О земельной реформе: Закон Азербайджанской Республики от 16 июля 1996 года №155-1Г. 2. Аб-

басов Ч.М. Экономика Азербайджана на путях глобализации: предпосылки и последствия. Баку, «Элм», 2007. 384 с. 3. Гаджиев Ш.Т. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического сотрудничество. Киев, 2000. 317 с. 4. Грязнова А.Г., Думный H.H. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: КНОРУС, 2006. 688 с. 5. Джабиев P.M. Социально-экономическое развитие Азербайджанской республики за годы независимости. Баку: "Зия+", 2005. 283 с. 6. Рустамбеков Г.Б. Национальные экономические интересы в процессе постсоциалистической

трансформации и глобализации. Баку: Чашыоглы, 2009. 370 с. 7. Эфендиев О.Ф., Алиев Э.А. Внешнеэкономическая деятельность современного Азербайджана. Учебное пособие. Баку: Издательско-полиграфическое предприятие «Зардаби LTD» ООО, 2007. С. 328.

References

1. O zemel'noy reforme: Zakon Azerbaydzhanskoy Respubliki ot 16 iyulya 1996 goda №155-1G [On land reform: Law of the Azerbaijan Republic dated July 16, 1996 No. 155-1 G].

2. Abbasov, Ch.M. (2007). Ekonomyka Azerbajdzha-na na putiakh hlobalyzatsyy: predposylky y posledstvyia [Azerbaijan economy on the ways of globalization: causes and consequences]. Baku: Elm [in Azerbaijdzhan].

3. Hadzhyev, Sh.T. (2000). Azerbajdzhan na puti k mirovomu soobshhestvu: strategija vneshnejekonomi-cheskogo sotrudnichestva [Azerbaijan is on the way to the international community: the strategy of foreign economic cooperation]. Kiev: Jekspress-objava [in Russian].

4. Gryaznova A.G., Dumnyy H.H. (2006). Makroekonomika. Teoriya i rossiyskaya praktika [Macroeconomics. Theory and Russian practice]. 2nd ed., pererab. and add. Moscow, KNORUS [in Russian].

5. Dzhabiyev P.M. (2005). Sotsial'no-ekono-micheskoye razvitiye Azerbaydzhanskoy respubliki za gody nezavisimosti [Socio-economic development of the Republic of Azerbaijan over the years of independence]. Baku, Zia +.

6. Rustambekov G.B. (2009). Natsional'nyye ekono-micheskiye interesy v protsesse postsotsialisticheskoy transformatsii i globalizatsii [National economic interests in the process of post-socialist transformation and globalization]. Baku, Chashyogly.

7. Efendiyev O.F., Aliyev E.A. Vneshneekonomi-cheskaya deyatel'nost' sovremennogo Azerbaydzhana [Foreign economic activity of modern Azerbaijan]. Baku, Publishing and Printing Enterprise "Zardabi LTD" LLC.

Джалилов А. Н. Основш прюритети нащональ-ноТ економiки АзербайджанськоТ Республiки в умо-вах ринковоТ економши

У статт вказано, що при досягненнi сощально-економiчних цiлей керувалися принципами ефектив-ного державного регулювання, як1 забезпечили доско-налу конкуренцш в умовах ринково! економiки, тран-сформуючи в економшу експортно! спрямованостi, що дозволить рацюнально використовувати енергiю, яка створюе високу додану вартiсть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким чином, пвдвищення конкурентоспромож-ностi нацюнально! економiки, грунтуючись на певнi

напрямки, дозволяе досягти захисту макроекономiчноl стабiльностi, яка посилить координацiю монетарно! i фокально! полiтики. Разом з цим, полшшення бiзнес-середовища i шдтримка приватно! шщативи, розвиток ринку фiнансових послуг дозволяють удосконалити зовнiшньоторговельну i швестицшну полiтику.

Ключовi слова: конкурентоспроможнiсть, нацю-нальна економiка, трансформацiя, ринкова економжа, ненафтово! сектор.

Джалилов А. Н. Основные приоритеты национальной экономики Азербайджанской Республики в условиях рыночной экономики

В статье отмечено, что при достижении социально-экономических целей руководствовались принципами эффективного государственного регулирования, которые обеспечили совершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики, трансформируя в экономику экспортной направленности, что позволит рационально использовать энергию, которая создает высокую добавочную стоимость.

Таким образом, повышение конкурентоспособности национальной экономики, основываясь на определенных направлениях, позволяет достичь защиты макроэкономической стабильности, которая усилит координацию монетарной и фискальной политики. Вместе с этим, улучшение бизнес-среды и поддержка частной инициативы, развитие рынка финансовых услуг позволяют усовершенствовать внешнеторговую и инвестиционную политику.

Ключевые слова: конкурентоспособность, национальная экономика, трансформация, рыночная экономика, ненефтяной сектор.

Jalilov A. The main priorities of the national economy of the Republic of Azerbaijan in a market economy

The article notes that in achieving socio-economic goals they were guided by the principles of effective government regulation, which ensured perfect competition in a market economy, transforming into an export-oriented economy, which will allow rational use of energy, which creates high added value.

Thus, improving the competitiveness of the national economy, based on certain areas, allows you to achieve protection of macroeconomic stability, which will strengthen the coordination of monetary and fiscal policy. At the same time, the improvement of the business environment and the support of private initiative, the development of the financial services market, make it possible to improve foreign trade and investment policies.

Keywords: competitiveness, national economy, transformation, market economy, non-oil sector.

Стаття надшшла до редакци 17.12.2018

Прийнято до друку 28.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.